Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Рождение и смерть народов в наших представлениях.
На страницу
1, 2  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Этногенез. Основные понятия
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Вы считаете, что народы рождаются и умирают?
Да.
100%
 100%  [ 7 ]
Нет. Раз родившись, этносы живут вечно.
0%
 0%  [ 0 ]
Всего проголосовало : 7

Автор Сообщение
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Ср Апр 19, 2006 8:32 am    Заголовок сообщения: Рождение и смерть народов в наших представлениях. Ответить с цитатой

Все мы достаточно взрослые люди и имеем представения по многим вопросам.
Хотелось бы услышать мнения участников нашего сайта, как они представляют себе процесс рождения, развития и умирания такой системной целостности, как этнос.
О причинах возникновения поговорим в отдельной теме.

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Ср Апр 19, 2006 10:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сложный вопрос! Может рассмотрим какие-то конкретные этносы?
А то хочется начать про индейцев в америке...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Ср Апр 19, 2006 3:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andronov
ПО конкретным - можно и отдельную тему начать.
Я в душе тоже не чужд американистике.

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 20, 2006 8:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Владимир, а ну их этих индейцев! Они далеко...
Тема интересная, может будем изучать этносы и народы населяющие наши территории? Мне помнится когда я учился в университете нам рассказывали про умирающий в Иркутской области этнос Тофалары. Это если можно так выразиться наши "сибирские индейцы". Мало кто слышал о них, но вот реально погибающий народ... Было бы неплохо пообщаться с кем-то из представителей Тофаларов, чтобы понять причины их вымирания...

Вкратце о них:

Тофалары


Численность -731 человек.
Язык - тюркская ветвь алтайской семьи языков.
Расселение - Иркутская область.

Живут на северных склонах Восточных Саян, в бассейнах верхнего течения Бирюсы, Уды, Кана, Гутары. Самоназвание – тофа, топа, тоха, тыва восходят к самоназванию туба группы тюркоязычных племен, потомков древних уйгур, упоминаемых в китайских летописях первого тысячелетия как дубо. Прежнее название – карагасы – происходит от названия одной из родоплеменных групп. Современное название "тофалары" – множественное число самоназвания тофа, употребляется также название тофы.


Хозяйство было основано на охоте и оленеводстве. Олени служили для верховой езды и перевозки вьюком. Важную роль играли также собирательство и рыболовство.

Оленей пасли поблизости от стойбища без присмотра пастухов; загонов для оленей не делали. Лишь во время отела их пригоняли на ночь к стойбищу, где они паслись на привязи. С середины сентября до конца октября проходила случка оленей, в конце апреля – начале мая – отел. К этому времени оленеводы возвращались на места весенних стоянок вблизи речных долин. Летом перекочевывали высоко в горы, где было прохладнее, меньше мошки и больше ягеля. Почти сразу после отела важенок начинали доить, в конце сентября – начале октября дойка прекращалась.

Промышляли белку в конце сентября – октябре. Выезжали на оленях группами из двух-четырех человек, причем у каждого охотника была собака. Добыча соболя начиналась с выпадением первого снега, обычно в начале октября. Для этого уезжали на более дальние расстояния. Обнаружив след соболя, охотник пускал по нему собаку и преследовал зверька много часов, а иногда и дней. В конце ноября – декабре с увеличением снегового покрова, когда собака уже не могла гнаться за зверьком, охота на соболя прекращалась. С этого времени вновь промышляли белку вблизи стойбища, передвигаясь по снегу на широких лыжах-подволоках, подбитых камусом (хаак). По мере уменьшения численности белки на ближайшей к стойбищу территории, уходили на новые места, на расстояние одного дня пути. Охотились также на медведей, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток.

Главным объектом традиционного отничьего промысла были лось, марал, косуля, а также белка, соболь, выдра, бобр, лисица, росомаха. На кабаргу охотились ради мускусного мешка – "струйки". Охота на крупных копытных велась на протяжении всего года. Косуль добывали вблизи стойбища, а за другими копытными уходили нередко за десятки километров, на несколько дней. Для промысла маралов в период гона (сентябрь) использовали манки – деревянные дудки (мургу), имитирующие крик самца перед боем с "соперником"; применяли самострелы, хотя их запрещали власти, и ловчие ямы; Существовали облавные охоты с применением засек.

Основными орудиями лова рыбы служили сеть (четки), острога (сэрээ), багор (тыртпаа), а также морды (сыген); крупную рыбу били из ружья

Осенью шел массовый сбор сараны, которую сушили на зиму, а также съедобных корней, кедровых орехов, ягод, черемши, ревеня, дикого лука.

Были распространены кузнечество, обработка дерева, рога, бересты и кожи. Орнаментальной резьбой покрывали передние луки вьючных седел; декоративные вышивки использовали дляукрашения кожаных сумок и игольников.


Жили в конических шестовых чумах (алажы), летом крытых вываренной берестой, а зимой лосиными или маральими шкурами. Вход, ориентированный преимущественно на восток, прикрывали куском бересты, шкурой или тканью. Спали на земле, подстелив шкуры или берестяные полотнища. У тувинцев и бурят выменивали войлочные кошмы, вещи и продукты хранили во вьючных сумах. В центре над очагом подвешивали на цепи бронзовый котел, который покупали у русских купцов, либо ставили на тагане чугунный, характерный для соседних тюркских народов. Левая сторона чума считалась мужской, а правая – женской. Запасы продуктов питания и имущество при перекочевках оставляли, хранили на небольших открытых помостах-лабазах (арангас) или в срубных амбарчиках на столбах; на летниках сооружали арангасы.
Стойбище зимой состояло из двух-пяти, редко – шести-семи чумов, т.к. большое количество хозяйств в это время года не могло обеспечить достаточный промысел на ограниченной территории. Летом стойбища увеличивались до 10 и более чумов. Обычно стойбища находились на одном месте не более двух-трех недель. Перекочевки совершали на 8-20 километров. В это время оленей связывали в длинные караваны (аргиш). На первом олене сидела обычно женщина-хозяйка, на следующем везли вьюк и ребенка, дальше шли вьючные олени; хозяин и его взрослые сыновья ехали рядом. Как правило, в хозяйстве было несколько десятков оленей, лишь немногие имели свыше 100 голов.
С переходом к оседлости в начале 1930-х гг. в поселках начали строить срубные дома, а чумы полностью исчезли.


Мужская, женская и детская традиционная одежда (тон) существенных различий в крое не имела. Зимнюю одежду изготовляли преимущественно из шкур лося, марала, оленя. В конце XIX – начале XX вв. уже широко использовали покупные русские ткани – сукно и плис, а также бурятские сукна и выделанные овчины; у тувинцев-тоджинцев выменивали китайскую ткань далембу. Состоятельные люди покупали русскую одежду. Зимой носили шубу с глубоким запахом направо, собранную у ворота и по поясу. Левую полу, обшлага и подол часто обшивали красным или черным сукном либо мехом соболя, бобра. Левая пола имела на груди полукруглый вырез и застегивалась на три пуговицы: на воротнике, на правом плече и сбоку под правым рукавом. Летом надевали халат, сшитый из выношенных оленьих шкур или косульей осенней ровдуги. Он был прямого покроя со вставными клиньями по бокам и прямыми рукавами с глубокими прямоугольными проймами. Для лета мужчинам шили кафтан из ткани, с сужающимися книзу рукавами. Подпоясывались кожаным ремнем, к которому прикрепляли нож, огниво, трут, кисет. Вплоть до конца XIX в. нательным бельем служили только кожаные штаны. Из украшений женщины носили серьги, браслеты, кольца, иногда серебряные, чаще – оловянные, серебряные накосники. Зимной женщины надевали шапку из оленьих шкур мехом наружу, летом – платок.


В XVIII – XIX вв. распространилось православие. На большом суглане при участии священника, приезжавшего из с. Солонцы, освящались браки и проводилось отпевание тех, кого хоронили по христианскому обряду. Купцы скупали пушнину, завозили охотничьи припасы, а также спирт. К концу XIX в. сокращение количества пушного зверя привело к ежегодным переделам родовых охотничьих угодий. Ускорилось социальное расслоение. Сохраняется малая семья (ёг ишти); брак патрилокальный, заключался по воле родителей, часто в детском возрасте; за невесту выплачивали калым. Свадьба обычно продолжалась два-три дня. Для замужних женщин существовали ритуальные запреты и ограничения. Например, они не должны перешагивать через орудия промысла; приходя к родителям мужа, обязаны стоять и лишь отвечать на их вопросы и т.п.

Шаманство сохранялось вплоть до XX в. Оно было наследственным. Шаманами (хам) могли быть как мужчины, так и женщины.

Одним из основных жанров фольклора были песни (ыр), в т.ч. лирические, которые исполнялись не только соло, но и хором. Их пели на свадьбах, во время отдыха на промысле, в пути при перекочевках, верхом на оленях. Важное место занимали сказки (тоол) о животных, волшебные и др., при этом сказители пользовались большим уважением.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 20, 2006 8:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ссылка "Красная книга человечества" http://www2.childfest.ru/good/42/01/redbook/redbook.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Апр 20, 2006 9:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andronov
Самоназвание – тофа, топа, тоха, тыва восходят к самоназванию туба группы тюркоязычных племен...
Интересно.
Республика Тува называется ТЫВА. Это совпадение?
Ведь, насколько мнге известно тувинцы монголоязычны.

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 20, 2006 10:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Думаю, что есть логика в том, что название Тофы родственно с названием Тывы, но вот про отнесение тувинцев к той или иной языковой группе - не знаю... нужно изучать.

Несколько слов о вымирании этноса - есть сведения, что внутри этого народа массовое "спивание" населения, болезни и пр. В интернете найти информацию пока не удалось... Может есть у кого-то более точные сведения о том что там происходит?

Тофы откликнитесь!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Апр 20, 2006 10:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andronov
Несколько слов о вымирании этноса - есть сведения, что внутри этого народа массовое "спивание" населения, болезни и пр.
Похоже на то, что происходит с чукчами.
О чукчах мог бы порасказать мой троюродный брат Алексей.
Он у нас зарегистрировался но что-то молчит.

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 20, 2006 10:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тофалария расположена в центральной части Восточного Саяна, на западе Иркутской области. Это место проживания одной из самых малочисленных этнических групп - тофов (или тофаларов).

Тофы - один из древнейших народов Восточного Саяна. Первые упоминания о племени дубо (туба,туво) встречаются в китайских летописях V-го века.

До сих пор Тофаралия — достаточно обособленный район. Дорог до поселков Тофаларии не проложено. До середины XX века Тофаралия считалась приграничным районом (с юга была граница с Тувой). Сейчас приграничного статуса у района нет, но все равно он достаточно обособлен. Тофалария не готова к приему потока туристов.

Административно Тофалария так и не оформилась в национальный округ (не говоря уже об автономии). До 1951 года она существовала в качестве Тофаларского района Иркутской области. Потом включалась в состав разных районов. С 1965 года - в составе Нижнеудинского района. Она не имеет закрепленных границ. Ее территория за последний век сильно сократилась. По существу, она остается государственной колониальной территорией.

Практически единственный источник дохода населения Тофаларии из внешнего мира — охота. Большое значение для тофов имеет оленеводство, однако поголовье оленей последнее время очень немногочисленно.

Культура тофов уходит. Язык выходит из обращения. Институт шаманизма, ликвидация которого была одной из задач коллективизации в Тофаларии, уже, по-видимому, безвозвратно утерян. В настоящее время ни одного шамана в Тофаларии нет.

В прошлом тофов называли "карагасами", а с 1930 года закрепилось название "тофалары" или "тофы" — так они сами себя называли.

Основные географические данные
Количество тофаларов по переписи 2002 года — 654 человека, из них чистокровных — 320 человек.
Площадь Тофарарии — 21,6 тысяч квадратных километров.
Наиболее крупный населенный пункт — поселок Алыгджер. Кроме того, есть еще два поселка - Нерха и Верхняя Гутара. Все эти поселки были построены в конце 20-х - в 40-х годах XX века при переходе тофов к оседлому образу жизни.
Количество оленей — около 200.
Наиболее крупные реки Тофарарии — Уда, Большая Бирюса, Малая Бирюса, Казыр, Агул, Ия, Гутара.
Высшая точка — пик Поднебесный (2938 м.) в центре Удинского хребта. Рядом расположена еще одна известная вершина — пик Триангуляторов (2881 м.). В юго-западной части Тофаларии — пик Грандиозный (2891 м.).
Основные хребты района — Удинский, Агульские Белки, Гутарский, Ергак-Тарган-Тайга, Бирюсинский, Джуглымский.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Чт Май 25, 2006 12:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень интересные примеры приводит Гумилев в своей книге
"Этногенез и биосфера Земли"

Цитата:
Почему возникают процессы этногенеза, порождающие изучаемые этнографами этносы? Согласно распространенной точке зрения, новые этносы возникают при тесном сожительстве вследствие взаимной ассимиляции первичных этнических субстратов[61]. Взаимная ассимиляция при образовании этноса нужна, но этого недостаточно. На берегах Рейна французы и немцы живут в соседстве свыше тысячи лет, исповедуют одну религию, используют одинаковые предметы быта, выучивают языки друг друга, но не сливаются, так же как австрийцы - с венграми и чехами, испанцы - с каталонцами и басками, русские - с удмуртами, вепсами и чувашами.

Иногда, очень редко, происходит влияние этносов в одном регионе, но тогда слившиеся этносы исчезают, а взамен появляется новый, не похожий ни на один из прежних. Первое время члены нового этноса еще не могут свыкнуться со своей самобытностью, но во втором или третьем поколении констатируют свое отличие от предков. Считать эти явления результатом взаимной ассимиляции нельзя, так как они возникают не всегда и протекают очень быстро; имеет место как бы взрыв. Следовательно, для их возникновения требуется какой-то дополнительный фактор, который предстоит открыть.

Кроме описанного есть еще один способ возникновения этносов, не похожий на первый. Часто вследствие исторических перипетий от этноса отпочковывается группа людей и меняет место жительства. С течением времени эти люди вырабатывают новый стереотип поведения и теряют связь с метрополией. Иногда эти группы гибнут, но нередко, смешиваясь с аборигенами или другими переселенцами, они образуют самостоятельные этносы.

Примерами второго варианта могут служить американцы англосаксонского происхождения, порвавшие связи с англичанами в конце XVIII в.; потомки испанских конкистадоров- креолы; внуки и правнуки голландских, французских и северонемецких крестьян - буры; сикхи, выделившиеся из прочих индусов в XVI в. и упразднившие систему каст; буряты - те монголы, которые на курултае 1688 г. предпочли союз с русскими подчинению маньчжурам, и им подобные, отколотые от основного этноса превратностью исторической судьбы.

Легко и весьма необходимо заметить, что генезис обоих вариантов различен и характер изменчивости в обоих вариантах не имеет ничего общего. Во втором варианте вновь появившиеся этносы остаются в орбите своей культуры, приобретая лишь локальные особенности. В первом же случае имеет место совершенно новое явление, сохраняющее институты народов, его породивших, лишь как пережитки или заимствования. Очевидно, первый вариант и есть подлинный этногенез - рождение новых суперэтносов, тогда как второй вариант - только увеличение суперэтнического многообразия. Так, США отнюдь не суперэтнос, а просто заокеанское продолжение романо-германской Европы и отчасти Африки - за счет работорговли. Осколками американских суперэтносов являются атабаски, сиу, алгонкины и другие племена. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить только о первом варианте, и поскольку история - наука о событиях, а события происходят при столкновениях во время контактов, то именно контактам следует уделить преимущественное внимание. Эта тема была затронута, но недостаточно.


P.S. Сергей, спасибо за книгу!

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Городовик
Участник
Участник


Зарегистрирован: Sep 12, 2006
Сообщения: 228
Откуда: Подмосковье

СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 3:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Так, США отнюдь не суперэтнос, а просто заокеанское продолжение романо-германской Европы и отчасти Африки - за счет работорговли.

Что за гиль? Значительный процент считающихся на сегодня коренными американцев вообще не имеет отношения к романо-германской группе.

В школьные времена я встречал упоминания об исчезающих народах, преимущественно живущих в Приполярье.

По поводу рождения этноса. До установления власти династии Токугавы (16 век) японцев в нашем понимании еще не было. Рождением японской нации следует, видимо, считать 1868 год, когда в стране началась НТР и огромные массы людей начали перемещаться по всей территории. А соотвественно начали стираться внутренние границы в обществе и языке
Но даже в середине прошлого века между жителями островов наблюдались серьезные диалектные различия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 3:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Городовик
Что за слэнг?
Дрожайший, вы не на помойке!

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Городовик
Участник
Участник


Зарегистрирован: Sep 12, 2006
Сообщения: 228
Откуда: Подмосковье

СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 5:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.rubricon.com/ann/tsd/23_h/23_h37056.asp
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Slava
Редкий Гость
Редкий Гость


Зарегистрирован: Jul 22, 2006
Сообщения: 29

СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 12:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andronov писал(а):
Думаю, что есть логика в том, что название Тофы родственно с названием Тывы, но вот про отнесение тувинцев к той или иной языковой группе - не знаю... нужно изучать.

Несколько слов о вымирании этноса - есть сведения, что внутри этого народа массовое "спивание" населения, болезни и пр. В интернете найти информацию пока не удалось... Может есть у кого-то более точные сведения о том что там происходит?

Тофы откликнитесь!!!

Тувинцы тюркоязычный народ. Связь между тофаларами и тувинцами действительно изучается, вернее говорят что тофалары по языку и культуры очень близки к тувинцам-тоджинцам. Действительно тофалары один из немногочисленных и постепенно сокращающихся этносов. Хотя сокращение идет в основном из-за ассимиляции. Тофаларов изучал и даже долгое время прожил среди них известный тюрколог-монголовед, профессор д.фил.н. Валентин И. Рассадин из БНЦ СО РАН. По моему он даже был женат на тофаларке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 6:02 am    Заголовок сообщения: Re: Рождение и смерть народов в наших представлениях. Ответить с цитатой

Воевода_Владимир писал(а):
Все мы достаточно взрослые люди и имеем представения по многим вопросам.
Хотелось бы услышать мнения участников нашего сайта, как они представляют себе процесс рождения, развития и умирания такой системной целостности, как этнос.
О причинах возникновения поговорим в отдельной теме.

А что такое "этнос"? Вопрос вовсе не издевательский, а вполне резонный. В Европейской антропологии от этого термина отказались ещё в 70-е годы. Аналогичная тенденция есть и у нас.
Итак, что вы понимаете под понятием "этнос"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Этногенез. Основные понятия Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.072 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.013 сек.