Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Желтуринская станица
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Пн Мар 31, 2008 9:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот из энциклопедии Забайкалья:
БУЛДУРУЙ 2-й, с. на юге Нерчинско-Заводского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Булдуруй 1-й. Расположено на берегу р. Аргунь, в 32 км на юго-вост. от с. Нерчинский Завод. Образовано для охраны границы как казачий караул, селением стало после Нерчинского договора (1689). В сер. XIX в. поселок в составе пешего войска ЗКВ, затем 3-го военного отд. Крестьяне переведены в казачье сословие. В 1898—1917 в составе Чалбучи-Килгинской ст-цы 4-го Нерчинско-Заводского военного отд. ЗКВ. В 1915 переименован в пос. Покровский.
Прежнее назв. селу возвращено после Окт. революции. До 1917 действовало поселковое правление, таможенный пост. В 1931 образован колх. им. Ф. Е. Балябина, с 1951 в ходе укрупнения колхозов — отд-ние колх. (совх.) «Рассвет», с 1994 — отд-ние ТОО «Рассвет», с 2000 — отд-ние СХК «Рассвет» мясомолочного и зерноводческого направления. В 2002 население — 174 чел. Имеются: начальная школа, клуб, филиал районной библиотеки, фельдшерский пункт. В Б. родился писатель В.И. Балябин. Находится памятник в честь Ф.Е. Балябина.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Dec 11, 2008 1:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Статья из журнала МИР БАЙКАЛА. Автор - Октябрина Ешеева.

Форпост Российской империи

Более трех столетий назад наряду с Троицкосавском, Посольском, Селенгинском и Верхнеудинском Джида стала форпостом Российской империи на ее южных границах. Большинство сел района появилось в конце 17-го - начале 18-го века после подписания Буринского договора Саввой Рагузинским и основанием в 1727 году Троицкосавска. История многих сел района связана с организацией караульных сторожевых казачьих постов вдоль реки Джиды. В начале 17 века на участке границы, охраняемой селенгинскими бурятами, от Чикоя и Кяхты до Харацайского караула располагалось 13 постов (маяков). Границу охраняли русские и бурятские казаки, эвенки.
До 1851 года казаки числились в иррегулярных войсках, все необходимое для сторожевой службы (включая вооружение) приобретали на свои средства и не имели казенного форменного обмундирования. Бурятские казаки освобождались от ясачной подати и по закону должны были нести пограничную службу 25 лет. Они служили в 4 конных казачьих гарнизонах – Ашебагатском, Цонгольском, Атаганском и Сартульском в составе Селенгинского полка Забайкальского казачьего войска. Казаки участвовали в Отечественной войне 1812 года и, преследуя разгромленную армию Наполеона, вошли в Париж. Селенгинский полк вошел в историю, отличившись в Крымской войне 1854-1857 гг. Его имя навеки запечатлено на стене Георгиевского зала в Московском Кремле. Храбро он воевал в русско-японской и первой мировой войне.
Русские казаки основательно строили православные церкви, по которым можно судить о «возрасте» сел района. С 1805 года существовала Баянская Николаевская церковь, одно из немногих каменных зданий. В марте 1886 года здесь была открыта церковно-приходская школа. Практически одновременно возникли около 150 лет назад села Боций, Цаган-Усун, Нарын, где появились Боцинская Георгиевская, Цаган-Усунская Николаевская, Нарынская Пророко-Ильинская православные церкви. Село Нижний Торей основано в 1789 году. Первая Торейская Богоявленная церковь сгорела в 1871 году, но она была вновь отстроена. Появление Хулдата относится к 1728 году, а села Армак и Алцак основали в начале ХVII века (в 1800 году) отставные солдаты, приехавшие в Сибирь из европейской части страны.
Село Петропавловка, административный центр Джидинского района, возникло в советское время. До революции в этих местах располагались два казачьих поселка – 1-й Чермутаевский и 2-й Чермутаевский, - входящие в станицу Покровская. Так до 1916 года называлось казачье поселение, ныне село Желтура. На левом берегу реки Джиды была поставлена небольшая кладбищенская часовня в честь святых Петра и Павла.
Разрешение на возведение строения было дано 17 июня 1869 года главе 1-го Табангутского рода Цыдыку Ишидоржиеву. По названию этой часовни в 1916 году 1-й Чермутаевский поселок был переименован в Петропавловский. При всех православных храмах в казачьих поселениях действовали церковно-приходские школы. Строительство и внутреннее убранство православных храмов в основном финансировали богатые кяхтинские купцы, меценаты-казаки. Например, купцы М.А. Коковин, И.А. Басов, урядники С.М. Немчинов, К. Прутнев, С. Бурдуковский на свои средства построили Боцинскую церковь, а в 1867 году купец В. Саинский подарил ей икону Богоматери Споручницы в среброзолоченой ризе, со стразовыми украшениями в киоте. Цаган-Усунскую Николаевскую церковь строил на свои средства купец М.В. Шишмаков, за что получил от императора орден святой Анны 3-й степени.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
TatianaM
Посетитель
Посетитель


Зарегистрирован: Apr 07, 2009
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Вт Апр 07, 2009 8:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуйте!
Я из с. Желтура. У меня рдственики Шестаковы.
Для Svetlankи Оля Сухарева моя сестра двоюродная, но их там две, какого года Оля о которой ты пишешь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение AIM Address
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Вт Апр 07, 2009 6:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Поддельская Л.В. Характерные особенности женской праздничной одежды казачьих сел Желтуринской станицы. Материалы IV междунар. науч. симпозиума 25 – 28 сент. 2003 г. -- Улан-Удэ. – 2003.


Речь идет только о селах, которые стояли по правому берегу р. Джида. При изучении быта и культуры жителей обнаружились характерные особенности каждого поселения. Например, по тому, как женщина завязывает платок или разговаривает, можно определить, жительницей какого села она является.
В данном сообщении представлены характерные отличия праздничного женского наряда станицы Желтура и соседних казачьих сел конца ХIХ - начала XX веков.
На рубеже веков в моде было три комплекса праздничной одежды:
1 - сарафан с запоном;
2 - "парочка" - юбка с кофтой;
3 - одежда городского типа.
Рассмотрим первый комплекс праздничной одежды. Сарафаны и запоны носили и в будни, и в праздники во всех селах. Везде традиционные сарафаны и запоны шились из цветастой ткани, а кофточки под сарафан - из однотонной. Но в каждом селе предпочитали свою расцветку. В Желтуре и Тынгырыке женщины не любили "аляпистых" (по выражению местных жителей) тканей; покупались яркие, но с мелкими и редкими цветочками (листочками, перчиками) ткани.
Казачки из соседних сел Тохой, Укыр-Челон, Баян шили яркие сарафаны с крупными контрастными цветами. Например, по словам жительницы села Тохой Федотовой Устиньи Степановны, 1910 г.р., у нее был сарафан красного цвета с черными, величиной "с кулак, маковками" и с "пятикопеечную монету - васильками".
Поверх сарафана надевали запон (фартук с нагрудкой). Каждое село отдавало предпочтение особым фасонам. Желтура, Тынгырык отличался богатым выбором моделей, но для всех фасонов характерным является выкроенный прямоугольно подол с небольшой файборой. В селе Хулдат подол запона был непременно округлой формы и по всему краю обшивался рюшами из этой же ткани.
В некоторых селах (Баян, Тохой) запон завязывали сзади на большой бант, для Желтуры характерна застежка на поясе сбоку на пуговке. Желтуринские казачки пришивали на подол запона карманы средней величины.
Известно, что в других селах в качестве кармана использовали нагрудку запона. Ее выкраивали свободной, дожили за пазуху платочек, конфетку, курево.
С проникновением в деревню веяний городской моды в нач. XX века в Желтуре и Тынгырыке выходят из моды рубахи старинного кроя (с "ластовкой" - ромбовидным клином, вставляемым подмышку), которые надевали под сарафан. Само слово "рубаха" в этом значении исчезает, в моду входят "кофточки" с втачным рукавом.
Украшать воротнички и манжеты рубахи кружевом, рюшами, складочками было характерно для Тохоя, Баяна, Укыр-Челона, Чермутая, Зайцеве, Капчеранки. Кружевом, рюшами украшали и наколку - головной убор замужней женщины. Желтуринские казачки даже праздничную одежду шили без этих украшений, наколки щедро расшивали бисером и блестками. Несмотря на близкое соседство сел, их жителям удалось сохранить свой индивидуальный колорит и в одежде, и в поведении, и в манере говорить. Для сел, где люди более открыты, добродушны, легко идут на контакт, характерна пышность нарядов, изобилие дополнительных деталей в костюме. Их речь отличается напевностью, присутствием большого числа междометий. В Желтуре и соседнем (2 км) Тынгырыке люди очень осторожны в общении, немногословны с посторонними, но открыты и радушны по отношению к гостям и друзьям. Их речь сдержанна, отрывиста, часто мысль не договаривается до конца, так как смысл недосказанного уже ясен собеседнику. Все эти особенности поведения, речи проявляются и внешне, т.е. в одежде. При богатой основе (ткани) здесь нет излишних украшений и напыщенности, все строго, сдержанно, подтянуто. Возможно, что наличие заставы, атмосфера настороженности и скрытности не могли не наложить отпечаток на культуру и быт людей, проживающих при границе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
kuba-5
Посетитель
Посетитель


Зарегистрирован: Mar 20, 2009
Сообщения: 7
Откуда: г. Северск, Томская область

СообщениеДобавлено: Ср Апр 08, 2009 1:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Юрий, Спасибо...интересная информация!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Ср Апр 08, 2009 4:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Поддельская Л.В. О белорусских элементах в костюме казаков сел Желтуринской станицы

По словам старожилов с. Желтура корни их традиционной культуры - на Дону. В селе бытует также выражение "дончаки" (документами не располагаем).
В Национальном архиве РБ имеются именные списки казаков-переселенцев Забайкальского казачьего полка за 1860 год. В них указывается, что в караулы Желтуринский, Тынгырык, Елотуй были направлены казаки (некоторые с семьями) из центральных губерний России: Тверской, Ярославской, Костромской (фонд 193, д. 84, л. 41).
При сравнении старинного костюма казаков Забайкалья с белорусским традиционным костюмом обнаружились факты, достойные внимания этнографов. В данном сообщении мы рассмотрим женский свадебный головной убор конца XIX - начала XX в.
Г.С. Маслова в своей работе "Народная одежда в восточнославянских обычаях и обрядах XIX - начала XX в." дает описание белорусских головных уборов, используемых до и после венца. Она упоминает, что в фондах Государственного музея этнографии народов СССР, находятся только два головных убора, о которых сказано, что они надевались после венца: это наколки из сел Паперня и Новоселки Минского уезда Минской губернии.
Одна наколка выглядит следующим образом: тонкая, согнутая дугой проволока, обтянутая белой кисеей в сборку и украшенная цветами из розовой и белой ткани, сзади спускается широкая полоса кисеи с нашитыми на нее двумя розовыми лентами. Другая наколка - чепчик из белой кисеи, украшенный по краю двумя рядами кисейных рюшей и искусственными цветами. Через чепец на спину проходят две розовые ленты, на которых нашиты бумажные цветочки с пучком ковыля в центре.
Информация старожилов казачьих сел Джидинского района дала нам возможность составить описания трех разновидностей наколок, которые также надевались во время свадебного обряда.
Первый вариант наколок - в виде неширокой повязки на твердом каркасе, - сзади завязывался на шнурках. По верхнему краю повязка украшалась рюшами из этой же ткани. Сверху пришивалась затылочная часть. Шили наколки из однотонной ткани (вариант с. Зайцево).
Разновидностью этого варианта является наколка из села Желтура. Она состояла из фигурной повязки на твердом каркасе, лобная часть которой была расшита четырехцветным бисером в виде спиралей. Сверху пришивалась затылочная часть.
Второй вариант - в виде шапочки, сшитой из узеньких полосочек (примерно 2 см шириной). Ото лба до затылка проходил стык полосок в виде елочки. Спереди полоски подбирались попарно по цвету (розовые, голубые), а сзади - пестро (вариант сел Чермутай, Тахой).
Третий вариант - наколка в виде шапочки или чепчика, обильно расшитой (ого) бисером и блестками (вариант сел Желтура, Тынгырык, Чермутай, Елотуй). Этот вариант похож на белорусский вариант из села Новоселки Минского уезда Минской губернии XIX - начала XX века, и почти полностью повторяет наколку из сел Тахой, Баян, которая украшалась по низу белым кружевом.
Общим элементом одежды у казаков и белорусов является безрукавка, которую казаки носили в будни для тепла. В Беларуси она является национальным предметом одежды, его носят и в будни, и в праздники.
Традиционная обувь белорусов - лапти из лыка или лозы, кожаные постолы, зимой - валенки. А у казаков - ичиги, туропчи, черки, зимой - унты.
На фоне столь различной обуви заметны совпадения в женском праздничном варианте. Это кожаные остроносые высокие ботиночки на шнуровке.
Присутствие белорусских элементов в культуре казаков Забайкалья является фактом, который представляет интерес для этнографческих исследований.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 16, 2009 4:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лабутина-Жарникова Н.В. Предания и устные рассказы забайкальских казаков о старой казачьей жизни // Материалы российской науч.-практич. конф. «XV Уральские Бирюковские чтения». - Омск, 2004.

В начале XXI века традиционно бытует сюжет снаряжения казака на службу: выбор коня, что сопряжено с наибольшими трудностями, подготовка обмундирования, и самый ответственный момент - получение во время смотра одобрения атамана и комиссии. Приведём фрагменты преданий, записанных в 1966 году от М.В. Колмакова (1889 г.р.) и И.И. Сухарева (1898 г.р.) с. Петропавловка Джидинского р-на:
<<…А когда обмундироваться надо было, вот тут шибко трудно было. Денег надо много, а особенно коня выбрать трудно. У других хоть десять - пятнадцать коней, а, бывает, ни один не подойдет. Кто не мог всё купить, нанимался заранее в работники…>>[1, № 262, ст. 190]; <<…Один раз в год атаман отдела выезжал со своей свитой, эти казаки в каждой своей станице в отдельности его встречали при полном обмундировании. Это называлось смотром…>>.[1, № 263, ст. 191]
Несмотря на временной отрезок почти в 40 лет, этот сюжет продолжает традиционно бытовать в наше время:
<<А, потом казачество как? Вот родилось три сына, им надо служить в армии. Время дошло, ему надо подготовить коня. На коне ведь пойдет служить. Ему надо подготовить одежду, попону - закрыть коня, седло, всё обмундирование, оголовье - это узда по-нашему. Всё это он подготовит, а потом идёт на комиссию. Комиссия смотрит - годен конь к службе, значит, годен; не годен – значит, другого подавай! А где он возьмёт, если они бедно живут? Он, три года до армии, идёт наниматься к богатому человеку, работать...».[Зап. от Д.Н. Максимова (1928 г.р.), с. Хутор, Кяхтинский р-он, р. Бурятия]

_________________
/Отзовитесь - Григорьевы, Лалетины, Усовы, Зарубины.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 16, 2009 4:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В фольклорной прозе забайкальских казаков немалое место занимают рассказы о старой казачьей свадьбе, содержащие мифологические мотивы. Мифология свадьбы вызвала интерес исследователей конца XIX века. К.Д. Логиновский в своей работе "Свадебные песни и обычаи казаков восточного Забайкалья'', приводит интересные мифологические рассказы, связанные со свадьбой. В своё время исследователь назвал их свадебными шутками, ''которые проделываются знахарями над женихом из личной к нему мести или за неоказание почета, или же как выражение враждебных чувств сторонников невесты, но часто проделываются эти шутки ради тщеславия - показать превосходство своей силы над дружкой, причем знахарь платится за них жестоко если оказался слабее дружка''.[3, ст.54] Позже в 1970- 1980 гг. В. П. Зиновьев, занимаясь собирательской работой и изучением мифологических рассказов Забайкалья, составил указатель сюжетов/ мотивов быличек и бывальщин, куда вошли три группы сюжетов / мотивов, связанных с колдунами на свадьбах: 1. Колдун (или ведьма) ''портит'' свадьбу, шутит над ней; 2. Колдун оберегает свадьбу; 3. Соперничество колдунов на свадьбе.[4, ст. 316-317] У К.Д. Логиновского персонажами, портящими свадьбу, выступают не только колдун, знахарь или ведьма, но и дети, в данном примере мальчик: <<Свадебный поезд, повстречавшись с едущим мальчиком, повскакал с телег и разбежался в разныя стороны. Предвидя месть дружки, мальчик взял прутик, воткнул в куст и сказал: ''ты, прутик, будь за меня'', а сам поехал. Не успел он отъехать несколько сажень, как вдруг поднялся вихрь и вырвал куст с корнями>>. [3, ст. 55]
В полевых исследованиях 2002 года нами были зафиксированы два мотива: ведьма ''портит'' невесту, чтобы расстроить свадьбу; колдун шутит над свадьбой, потому что не был приглашен на свадьбу. Образ дружки, оберегающего свадьбу от порчи, в некоторых рассказах отсутствует. В следующем, записанном нами примере, его оберегающую функцию выполняет бабушка жениха:
<<Анна Павловна Белобородова выходила замуж. Мы запрягли коней, тройку значит…В ограду, значит, поставили. Ворота открытые. И в это время, Гриша Марычкин был, покойничек - старичек, прошел. Поперек ворот шел по улице и прошел. Мы выезжать, кони не идут. До ворот и всё! Фыркают, да и всё! Мы к баушке: -Баушка, чо это такое? \\ Она говорит: - Кто проходил? \\ -Да, Гриша Марычкин! \\ -Догоните его и пригласите! \\Ну пригласили. Баушка ему вина налила, всё. Она хохочет и говорит: - Чо? Выехать не можете?! Ну ладно, сейчас выезжайте! \\ Ну, сели и поехали. Он к коням подошел, что-то там попрыскал, ну и поехали!>>(Зап. от Д.Н. Максимова, 1928г.р., с.Хутор, Кяхтинский р-он)

_________________
/Отзовитесь - Григорьевы, Лалетины, Усовы, Зарубины.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 16, 2009 4:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Среди произведений о старой казачьей жизни бытуют предания, которые рассказывают о взаимоотношениях забайкальских казаков с монголами до Октябрьской революции. На границе с Монголией казакам постоянно приходилось входить в контакт с монголами. Совершались взаимовыгодные сделки для обеих сторон: <<У нас дедушка хорошо разговаривал по-монгольски…Едут и едут к дедушке, сидят, курят, трубками меняются один, другому, на полу сидят. Скота туда гоняли, оттуда, дружно жили, сено косили….>>И.К. Гончаров (1924г.р., с. Желтура.) До октябрьской революции существовал ежегодный праздник, на котором заключалось мирное соглашение добрососедства. Один из ярких примеров предания об этом празднике был записан Л.А. Соловьёвой и Р.П. Арефьевой в 1966 г. от И.И. Сухарева (1898 г.р.), с. Петропавловка, Джидинского р-на.,( инв.№3169, л.137).[1, ст.193]
<<…Была такая доска деревянная, делалась она хорошими мастерами, вся отполирована, на ней писался договор. На одной стороне договор писался по-русски, его заверяли в Чите, на другой - по-монгольски, заверен был в Урге.
На празднике её торжественно раскалывали, монголы кричали: ''аллаа-л!'', русские - ''ура!'', потом их ламы и наши священники службу служили. После богослужения одну половину доски они передавали нам. Станичный атаман принимал, вставал на колени, давал клятву. Примут, завернут в атлас и берут под охрану, так же и они принимают другую половину, завертывают её в ходак. Начинается гуляние…На другой год, если все в порядке, снова встречаются русские казаки и монголы… Дружно жили с монголами. Сын идет служить, тала (друг - Н.Ж.) приводит ему в подарок коня. Наши дарили товар…
Праздники у нас устраивались с 1900 года по 1915 год, называли их ''нарин'
'.
В 2002 году эта традиция была восстановлена. Праздник был проведён на территории Монголии. Почти в точности, основные моменты этого праздника, о которых повествует предание, были соблюдены.

_________________
/Отзовитесь - Григорьевы, Лалетины, Усовы, Зарубины.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 16, 2009 5:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jura,
Интересно откуда у Октябрины Ишеевой данные о том, что до 1916г. Желтура называлась ст. Покровской.
Вроде как даже по легенде карты 1915 г. - станица Желтуринская.
Была попытка переименования станиц с местными названиями на более русские, но это кажется после 1915 года. Скорее стоит предположить обратное, что в 1916 г. была попытка станицу Желтуринскую переименовать в Покровскую (как, к примеру Аракиретскую в Агаповскую).
Кстати и про "... служили в 4 конных казачьих гарнизонах – Ашебагатском, Цонгольском, Атаганском и Сартульском в составе Селенгинского полка Забайкальского казачьего войска..." - тоже как-то непонятно. Про гарнизоны такие не встречалось ни разу, были полки с такии названиями, и то, вроде как, до образования ЗКВ- когла полки ЗКВ получили номера, но не имели названий (впоследствии названий было 4 - Верхнеудинский, Читинский, Нерчинский, Аргунский). Селенгинского полка ЗКВ тоже не припоминается - был Селенгинский пехотный полк, но он к казакам ЗКВ отношения не имеет.

Опять же "...Казаки участвовали в Отечественной войне 1812 года и, преследуя разгромленную армию Наполеона, вошли в Париж. Селенгинский полк вошел в историю, отличившись в Крымской войне 1854-1857 гг..." - если имеются казаки вообще, то многие казачьи полки из России участвовали в Отечественной войне 1812 г., но про участие забайкальских казаков - о таком в источниках о ЗКВ не встречалось ни разу. Селенгинский полк, отличившийся в Крымской войне - это Селенгинский пехотный полк, он не из казаков, он из крестьян Забайкалья (и не только) формировался. К казакам ЗКВ это никак не относится. Фактов участия казаков Забайкалья в Крымской войне в источниках о ЗКВ также не встречалось.
По моему автор немного путает разные вещи, возможно сознательно, для патриотизма. Вопрос: стоит ли это делать даже ради этого?

В отношении белорусских элементов - тоже как-то не вызывает полного доверия.
Стоило бы сравнить не только с белорусской культурой, но и с другими культурами.
Насчёт наколок не знаю, но предполагаю, что можно было (наверное) привлечь для сравнения украинскую и южно-русскую культуры.
Насчёт безрукавки - как мне кажется - не показатель - наличие безрукавок той или иной формы есть и в тех же украинских и южно-русских костюмах, есть в тюрских костюмах, есть и в монгольских (та же курма).
Про обувь "...кожаные остроносые высокие ботиночки на шнуровке.." - это тоже мне лично представляется скорее следованием элементам городской культуры (моды, идущий из городов), что отмечалось различными исследователями (такое следование городской моде).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 16, 2009 7:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

АндрейСафонов,
Про Селенгинский полк и участие Забайкальских казаков в Отечественной войне 1812 года и Крымской войне мы уже обсуждали на форуме. Добавить нечего...
Я разместил эту статью из-за информации о переименовании 1-го Чемуртаевского поселка. Хотя тоже, как мы уже выяснили, здесь есть вопросы... Возможно, Александр Шишмарев, после своей поездки в родные места, прояснит ситуацию...

_________________
/Отзовитесь - Григорьевы, Лалетины, Усовы, Зарубины.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Вт Апр 21, 2009 3:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

История простой семьи колхозников Михаила Степановича и Варвары Николаевны Клочихиных из села Желтура.

Варвара Николаевна и Михаил Степанович родились и выросли в больших казачьих семьях. В семье Варвары Николаевны было семеро братьев и сестер Шишмаревых, и жили они в с.Петропавловка, а у Михаила Степановича было три брата и две сестры.
Михаил Степанович 1892 года рождения был участником Гражданской войны и служил в казачьей конной кавалерии. В конце 1924 года Михаил и Варвара поженились и стали жить в Желтуре. У них было по 2-3 класса церковно-приходской школы. В тридцатые годы, они вступили в колхоз, который стал называться колхозом им.Ленина, где Михаил Степанович работал табунщиком до 1942 года, когда в 50 лет он ушел на фронт и погиб в феврале 1945 года в Польше в г.Вроцлаве. а Варвара Николаевна растила и воспитывала шестерых детей и до пенсии работала в родном колхозе. И неимоверно тяжело, до слез трудно было растить детей в войну и после без мужа, приходилось порой работать на трех работах: быть птичницей, печь хлеб для бригады, а еще надо выжать норму колосовых и сходить на очистку зерна. А сколько домашних дел и забот по заготовке дров и кормов.
Порой это казалось невозможно осилить и пережить хрупкой женщине. Особенно страшно и тяжело было пережить известие о смерти мужа и отца. Выступила и не согнулась Варвара Николаевна и стала примером трудолюбия и высокой нравственности для своих детей. Об этом был опубликован очерк в газете «Правда Бурятии», где говорилось с большей теплотой, о простой колхознице, которая вырастила и воспитала детей, которые все шестеро получили высшее образование, такой семьи в то время в районе не было.
Дети были достойны своих родителей.

Клочихин Василий Михайлович
(1926-1986)


Василий Михайлович ушел на фронт, когда ему не было еще 17 лет. Он учился в Петропавловской средней школе, учился отлично, его первого в районе пионера шестиклассника отправили во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Он много читал и любил народный фольклор, любил петь народные песни. С военной службы он писал письма только в стихотворной форме. Из армии вернулся в 1946 году офицером и стал служить в органах КГБ в У-Удэ. По семейным обстоятельствам вернулся в Петропавловку, где работал в органах милиции, в РК КПСС, закончил высшую партийную школу, был директором Желтуринской 8-летней школы, но любовь к литературе и журналистике стала определяющей в его творческой жизни, т.к. главным местом работы, более 20 лет была редакция газеты «Джидинская правда» в должности ответственного секретаря и заместителя редактора. Он газете отдавался сполна, зачастую засиживался до 9-10 часов вечера и на вопрос, что где ты был, всегда отвечал: «Завтра выходит газета» а дома были семейные проблемы и не малые, т.к. после смерти жены надо было, учить и воспитывать шестерых детей, на помощь пришла мать Варвара Николаевна, находившаяся на пенсии и имеющая опыт по воспитанию детей.
Газета в эти годы была содержательной и главным проводников в жизнь всех решений партийных и советских органов, через очерки, обобщения передовых методов работы народного хозяйства доходили до каждой семьи, организации и предприятия, число подписчиков было самым высоким из районных газет. Газета была интересной и содержательной по публикации материалов выходила «Литературная страница», коллектив газеты особенно гордился большим числом общественных корреспондентов и работой типографии, т.к. первыми в республике стали выпускать двухцветную газету.
Сам Василий Михайлович много писал и публиковал очерков про знатных людей, свои стихи и рассказы на исторические темы родного края, про белую эмиграцию казачества и возвращения отдельных казаков на родину.
Василий Михайлович закончил высшую партийную школу в г. Иркутске. Являлся членом союза журналистов СССР.
Непростая военная и семейная жизнь отрицательно сказались на здоровье Василия Михайловича, и в 60 лет он ушел из жизни.

Клочихин Леонид Михайлович
Бывший Генерал-лейтенант авиации «Заслуженный военный
летчик СССР первого класса»
(1928-1991)


Леонид Михайлович 1928 года рождения испытал всю тяжесть физического военного труда в тылу. В военные годы он учился в Петропавловской средней школе, это 25 км. от Желтуры, транспорта не было и приходилось на воскресенье ходить пешком, а дома надо было съездить в лес за дровами, за соломой в поле и выполнять другую физическую работу, т.е. быть за мужика, а после этого надо было опять пешком возвращаться в Петропавловку, зимой спасали лыжи, он очень хорошо на них ходил. Дирекция школы своим приказом сформировала агитационно-лыжную ученическую группу во главе с Клочихиным Леонидом. Эта группа, после занятий становилась на лыжи и шла в населенные пункты. В клубах учащиеся рассказывали о военных событиях на фронтах, а в заключение, давли небольшой концерт. Эти встречи были желанными для сельчан, т.к. в большинстве сел еще не было радио.
После окончания средней школы Леониду Михайловичу пришлось работать в родном колхозе, учителем Желтуринской начальной школы и вторым секретарем Торейского РК ВЛКСМ, т.к юноши 1928 года рождения не призывались в ряды советской армии до двадцати лет. В 1948 году Леонида Клочихина по комсомольской путевке направляют учиться в Сталинградское авиационное, истребительное, военное училище (эвакуированное в г. Новосибирск). После успешного окончания военного училища в звании лейтенанта, женился и был направлен для прохождения военной службы на Сахалин. Военные события в Корее коснулись и авиационного полка, где служил Л.М.Клочихин. Ему пришлось непосредственно участвовать в воздушных боях. После Сахалина он служил в разных дивизионах Западной Украины, где дослужился до звания полковника и заслуженного военного летчика СССР. После окончания военно-воздушной академии, в чине генерала служил в Казахстане, заместителем командующего авиации Ленинградского военного округа. Был военным советником во Вьетнаме и Сирии, когда там проходили военные события. Оценивая его военные знания и заслуги, Министерство обороны СССР направляет его командующим ВВС Сибирского военного округа. Здесь еще больше раскрылись талант и способности Леонида Михайловича, как летчика, как командующего, он лично сам осваивал новую боевую машину. За это время он был награжден орденами: «Красной звезды», «Октябрьской революции», «За службу Родине в вооруженных силах» III степени, монгольской медалью «За боевую доблесть». Учитывая заслуги и успехи, Генерал-лейтенант Клочихин Л.М. переводится в Москву и назначается заместителем командующего ВВС СССР маршала Шапошникова по кадрам, где и прослужил до выхода на пенсию. Высокие перегрузки при вождении сверхзвуковых истребителей, сказались на здоровье нашего земляка, и в 1991 году на 64 году жизни его не стало. Похоронен он в Москве на Троекуровском кладбище на аллее военачальников. Они с женой вырастили двух замечательных сынов, старший из них Владимир имеет ученую степень, член-корреспондент, доктор физико-математических наук; младший сын Олег закончил институт менеджеров в Бельгии.
35 орденов и медалей родного отечества и других дружественных стран удостоен генерал-лейтенант Леонид Михайлович Клочихин, именем которого названа одна из улиц села Петропавловка, где прошли его детство и юность, которую, как малую родину он никогда не забывал и посещал ее.

Плахина Анна Михайловна

Через трудное военное детство прошла Анна Михайловна с 1929 года рождения. После окончания 8 классов Тохойской восьмилетней школы работала в колхозе, а позднее поступила и с отличием закончила Кяхтинское педучилище и была направлена за отличную учебу в БГПИ имени Доржи Банзарова на биологический факультет. После окончания пединститута Анна Михайловна 48 лет отработала педагогом, завучем школы №1.
Не одно поколение жителей бывших выпускников школ знают и помнят свою учительницу по биологии и химии за прочные их знания по этим предметам. Анна Михайловна ветеран труда, она награждена указом Президиума Верховного Совета СССР медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)», награждена знаком «отличник народного просвещения РСФСР», у нее много других почетных грамот и поощрений.
Анна Михайловна воспитала двоих детей, старшая дочь Марина проживает в Москве. У нее четверо внуков. Внук Кшеников Александр окончил Петропавловскую среднюю школу № 1 с золотой медалью.

Кедрова Мария Михайловна

Мария Михайловна с 1932 года рождения с отличием закончила Петропавловскую среднюю школу и поступила учиться в БГПИ им. Доржи Банзарова на филологический факультет. В определении выбора профессии важную роль сыграла замечательная учительница по русскому языку и литературе Нина Михайловна Наумова. Все четыре года Мария Михайловна училась только на отлично и была Сталинской стипендиаткой. После окончания аспирантуры она преподавала зарубежную литературу в родном институте и в институте культуры. Ее лекции были содержательными и по форме интересными, на ее лекциях не было отсутствующих, о чем до сих пор говорят бывшие студенты. По семейным обстоятельствам она уезжает в г. Калинин, ныне Тверь и преподает до сих пор в государственном университете. Доктором филологических наук Кедровой Марией Михайловной написано и опубликовано более пятидесяти научных трудов. Ее монографиями и разработками произведений писателей русской литературы пользуются во многих ВУЗах страны.


Клочихин Георгий Михайлович

Георгий Михайлович родился 9 мая 1935 года в с.Желтура. Трудные годы лихолетья прошлись по детству младшего брата Георгия семьи Клочихиных, т.к. пришлось помогать матери на птицеферме, учиться в Тохойской семилетней, Петропавловской и Торейской средних школах, добираться до дома на разных средствах передвижения, а больше пешком в сообществе своих земляков. В 10 классе назначили его старшим пионервожатым школы, в это же время активно участвовал в газете «Торейский колхозник» школьным корреспондентом, после окончания школы даже был принят штатным работником школы. Но тяга учебы по примеру старших братьев и сестер взяла свое, и он поступил учиться на исторический факультет Бурятского педагогического института. Главной проблемой учебы была материальная сторона, приходилось подрабатывать и в котельной, и в «Бурят-монгольском комсомольце», в качестве корреспондента, и на подмостках Русского драматического театра, участвуя в массовках спектаклей. Активно участвует студент Клочихин Г.М. в общественной жизни института. Педагогическая деятельность его укладывается в качестве директора Желтуринской семилетней и Ново-Селенгинской средней школ, заведующего отделом народного образования Джидинского и Мухоршибирского районов. За эти годы был награжден знаками «Отличник народного просвещения РСФСР и СССР». Избирался вторым и первым секретарем Джидинского РК ВЛКСМ. Работал во многих районах на Советской и партийной работе. Георгий Михайлович избирался депутатом Джидинского, Мухоршибирского, Заиграевского райсоветов и городского г. Улан-Удэ. Он закончил высшую партийную школу в г.Новосибирске. в 1979 году был назначен заместителем заведующего организационно-партийным отделом Бурятского обкома КПСС, а в 1980 году решением бюро Обкома партии назначается управляющим делами Совета Министров Бур.АССР.
Товарищ Клочихин Г.М. стоял у истоков создания и развития кооперативного движения, избирался председателем кооперативов Бурятии, а так же много лет работал Генеральным директором Союза промышленников и предпринимателей республики. Он награжден орденом «Дружбы народов» и многими медалями, с 1973 года является членом союза журналистов СССР.
В настоящее время находится на заслуженном отдыхе и проживает с женой в г. Улан-Удэ. У него есть дочь Рената и двое внуков, которые проживают в г.Черновцы на Украине.

Кочелева Людмила Михайловна

Людмила Михайловна 1940 года рождения младшая сестра семьи Клочихиных. После окончания Торейской средней школы поступила в институт культуры города Улан-Удэ на библиотечный факультет. Она была одной из первых выпускниц окончивших институт с красным дипломом. После учебы уезжает в г.Калинин ныне Тверь и принимается на работу в библиотеку Государственного университета и более сорока лет работает от библиотекаря до заместителя заведующей, она ветеран труда и отличник библиотечного дела. В настоящее время находится на пенсии, есть сын и один внук.

Следующее поколение – внуки Варвары Николаевны и Михаила Степановича, успешно продолжают традиции своей династии в качестве учителей, инженеров, ученых и других специалистов; они трудятся во имя своего отечества, как и многие члены семей нашего района.

_________________
/Отзовитесь - Григорьевы, Лалетины, Усовы, Зарубины.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Alex_K
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован:
Сообщения: 83
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Апр 27, 2009 9:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jura,

Спасибо, Юрий Дмитриевич! Очень позновательная и ценная информация. Эти Клочихины, возможно, мои далёкие родственники, жаль они не стыкуются с моей родословной. Может связь нужно искать в середине XIXв. В любом случае, полезный материал для исследований.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Шишмарев
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Jan 10, 2009
Сообщения: 733
Откуда: г. Новосибирск, Академгородок,родом из с.Петропавловка, Джида, Бурятии

СообщениеДобавлено: Пт Май 01, 2009 6:13 am    Заголовок сообщения: Желтуринская станица Ответить с цитатой

Андрей Сафонов, Jura
Ответы на ваши вопросы по источнику о временном переименование Желтуринской станицы в Покровскую, а также о принадлежности казаков караулов Чемуртайского и Боцийского к 4 сотне ЗКВ на упоминаемую дату помещены в последнее сообщение по теме Шишмаревы -джидинские казаки. Там же будут размещены родословные материалы о матери Клочихиных Варваре Николаевне Клочихиной, урожденной в семье Шишмарева Николая Даниловича и Устиньи Самойловны и их дальних прародителей и родственников с 1770г. К числу таковых следует отнести Николая федотовича Шишмарева смотрителя Желтуринского караула, сотника, командующего 3 сотней 1го конного полка ЗКВ (по данным архива НАРБа на 1820-1852 гг).В Желтуринской станице в пограничном казачьем регулярном подразделении служило несколько поколений Шишмаревых, моих прадедов и я надеюсь со временем получить из разных источников подробную информацию по всем Шишмаревым , в том числе о Николае Федотовиче , Иване Федотовиче, Якове Федотовиче старшем уряднике, Николае Даниловиче , Иване Мироновиче и других. С уважением Александр Шишмарев

_________________
Шишмарев Александр Тихонович
Шишмаревы, Бурдуковские, ,Фомицкие, Колмаковы, Джида Бурятия), Аршинские (Забайкалье)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Шишмарев
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Jan 10, 2009
Сообщения: 733
Откуда: г. Новосибирск, Академгородок,родом из с.Петропавловка, Джида, Бурятии

СообщениеДобавлено: Пн Июл 27, 2009 10:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Yura
По Вашей просьбе сообщаю данные из исповедальной ведомости прихожан по Желтуринскому караулу в 1831 году.
В таблице опущены данные по порядковым номерам мужчин и женщин, а также сведения о присутствии или отсутствии на исповеди.
Материалы получены в НАРБе г.Улан-Удэ, фонд 193, Дело 46, стр 199-202

Список прихожан в Желтуринском карауле разного сословия людей бывших и небывших на исповеди святого причастия с 22 февраля 1831 года

1. Урядник Николай Федотов Шишмарев- 33 года
Жена его Марья Иванова 31 год
Дети их: Хрисанф 2 года
Кондрат 8 лет
Акулина 12 лет
Александра 4
Матрена 5
2. Антон Абрамов Вторушин 34
Жена его ( Имя неразборчиво) Никифорова 34
дети у них Парфентий 4
Марья 9
Катерина 6
Аксинья 4
При них мать Марина Фролова 69
3.Иван Петров Клочихин 36
Жена его Анфиса Михайлова 36
дети их Артемий 14
Асаф 4
Анисья 10
Настасья 2
4. Петр Андреев Третьяков 35
Жена его Анна Андреева
Дети у них Максим 4
Акинфа(?) 8
Арина 2
5. Федор Алексеев Максимов 35
Жена его Елена Давыдова 33
У них дети Иван 10
Феклиста 12
Акулина 2
6. Яков Петров Бутусин 22
Жена его Авдотья Матвеева 24
7.Александр Никифоров Бутусин 36
Жена его Акулина Федорова 32
у них дети Ипат 2
Авдотья 6
8. Осип Леонов Клочихин 23
9. Андрей Федоров Тугаринов 26
10. Иван Петров Максимов 96
при нем Наталья Андреева 61
при ней детей Василей 24
Дарья 18
Василиса 14
Отставные казаки
11. Фирс Парамонов Бессонов 50
Жена его Марья Даниловна 31
Дети Егор 13
Акулина 21
Татьяна 19
12. Григорий Михайлов Самойлов
Жена его Арина Григорьевна
У них дети Иван 19
Данила 15
Яков 13
Лаврентий 10
Михайло 3
Марианна 8
13. Иван Никифоров Бутусин 45
Жена его Авдотья Степановна 45
дети Аграфена 23
Елена 13
Василиса 10
Леонтий Петров Клочихин 33
Жена его Марья Ефимовна 33
Дети Данило 19
Макар 15
Евлампий 13
14. Иван Давыдов Бутусин 33
Жена его Марья Егорова 21
У них дети Микита
Афанасей 13
Алексей 10
Иван
Дарья 4
При них мать Параскева Михайлова 62
При ней дочери
Авдотья 26
Агафия 23
15. Дмитрей Афанасьев Жаркой
Жена его Ефимия Степанова
У них дети Хрисанф 6
Феклиста
Фекла
16. Иван Андреев Третьяков 50
Жена его Параскева Федорова 36
у них дети Харитон 24
Филипп 18
Хлония 27
Аграфена 15
Акулина 13
Наталья 9
17.Умершего казака Андрея Петрова Максимова 31
Жена его Лукерья Семенова 31
Дети Софья 5
18.Умершего казака Захара Фомарьева? Тугаринова 29
Жена его Марья Филиппова 27
Сестра ее Фекла 16
19. Умершего казака Семена Уразова
Жена его Ефимия Семенова 58
при ней дети Федор 18
Дочь (неразборчиво) 26
20. Новокрещенный казак Яков Иванов Кавелин 59
Жена его Аксинья Григорьева 31
У них дети
Маркел? 26
Карп
21. Степан Иванов Бутусин 30
Жена его Екатерина Алексеева
У них дети Алексей 5
Федор 1
Федора 11
20. Андрей Федотов Вторушин 30
Жена его Анна Гаврилова 33
У них дети Иван
Илья 3
Василиса 7
21. Проживающий воинский Прокопий Николаев Преловский 51
Жена его Анисия Никифорова 30

Станичные казаки
22.Егор Степанов Гончаров 51
Жена его Федосья Павлова 39
У них дети Афанасей 16
Алексей 13
Параскева 19
Параскева ? 10
23. Яков Степанов Гончаров 51
Жена его Катерина Максимова 30
дети Гаврило 18
Яков 13
Андрей 9
Василей 4
Настасья 16
Марфа 2
24.Иван Васильев Усов 38
Жена его Авдотья Митрева 29
у них дети Ефим 3
Авдотья 2
25. Матвей Васильев Усов 39
Жена его Лукерья Антипова 39
У них дети Иов 16
Авдотья 9
Авдотья ? 4
26. Максим Андреев Емамаков(?) 50
Жена его Марфа Афанасьева 53
Дети их Финоген 26
Егор 21
Семен 9
Мария 9
27. Умершего казака Степана Лалетина жена
его Марья Степанова 64
При ней дети
Марк 26
Дмитрей 21
Василиса 31
Авдотья 23
Акулина 17
28.Василей Михайлов Усов 30
Ж ена его Анна Иванова 36
Дети их Николай 9
Софрон 4
Варвара 14
Настасья 6
29. Роман Михайлов Усов 38
Жена его Матрена Леонтьева 29
у них дети Федор 4
При них мать Пелагея Михайлова 66
30. Иван Степанов Лалетин 39
Жена его Матрена Леонтьева 39
У них дети Никон 8
Михайло 2
Мосей 5
Ефимия 13
31. Тимофей Антонов Гончаров 39
Жена его Дарья Филиппова 23
Дети их Роман 3
Дмитрей 1
При них Мать Анна Андреева 60
Дочь Василиса 23
32. Умершего Луки Иванова Шамякина
жена Акулина Васильева 62

Дополнительно сообщаю о прхождении службы в Желтуринском карауле в разные
годы некоторых казаков Шишмаревых ,например , казака Данилы Иванова Шишмарева, ориентировочно в год призыва на строевую службу в 1834-1835 гг( НАРБ, ф.193. дело 48 , стр. 105 )до отправки его в Россию для участия в Кавказский войне. При выходе в отставку по данным на 1881 год год - Зауряд-сотник Чемуртайского караула, Председатель попечительского совета Баянхосунской Николаевской миссионерской церкви (ГАЧО, Ф-282, оп.1, д2606, л.6 об.ст).
Кроме того, согласно приказа Главного инспектора Читинского Таможенного участка г.Чита от 13.06.1913 г начал службу в Джидинском таможенном посту в качестве таможенного досмотрщика Мирон Иванович Шишмарев(брат моего деда) по происхождению из казаков ЗКВ. (НАРБ, фонд 204,оп.1, стр.92 )
Далее через месяц за успехи по службе досмотрщик Мирон Иванович Шишмарев переводится в Желтуринский Таможенный пост ( Там же,стр.99)
По воспоминаниям родных Мирон Иванович Шишмарев длительное время до революционных событий служил и проживал с семьей в станице Желтуринской и активно способствовал получению образования молодых родственников Шишмаревых, например моего дяди Гаврилы Александровича Шишмарева, одного из первых юристов в районах Бурятии.
В целом, по-видимому, в станице Желтуринской проходили первоначальную службу многие из новобранцев-казаков из сел Джидинскойдолины в том числе и из рода Шишмаревых. С уважением Александр Шишмарев

_________________
Шишмарев Александр Тихонович
Шишмаревы, Бурдуковские, ,Фомицкие, Колмаковы, Джида Бурятия), Аршинские (Забайкалье)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
Страница 10 из 12

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.107 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.012 сек.