Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Этногенез - феномен энергетический.

 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Предыстория -> Этногенез. Основные понятия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ВладимирИванович
Посетитель
Посетитель


Зарегистрирован: Mar 20, 2009
Сообщения: 6
Откуда: Хакасия

СообщениеДобавлено: Чт Апр 09, 2009 1:14 am    Заголовок сообщения: Этногенез - феномен энергетический. Ответить с цитатой

Этногенез – феномен энергетический.

"Этногенез - процесс прохождения суперэтносом всех стадий своего развития (фаз этногенеза), протекающий от момента возникновения этнической системы в результате пассионарного толчка до её перехода в этнический гомеостаз или исчезновения. Процессом Э. охвачены все этносы, находящиеся в динамическом состоянии. Э. может быть оборван в одной из фаз или при смене одной фазы на другую в результате смещения". (Гумилёв Л.Н. "Этносфера")

В самом начале я хотел бы дать определение этногенезу немного отличное от того, которое дал Лев Николаевич Гумилёв:
"Этногенез - это энергетический процесс прохождения человеческой популяцией всех фаз своего саморазвития от момента возникновения в результате пассионарного толчка до вхождения в состояние этнического гомеостаза и перехода в качественно новое состояние через исторический процесс."

Сразу же возникает множество вопросов: что это за энергия процесса развития человеческой популяции? какова её природа? в чём эта энергия проявляется?
Во-первых, этногенез (ЭГ) - это форма саморазвития человечества на данном историческом этапе в составе биосферы Земли. Владимир Иванович Вернадский в начале 20-го века открыл природу энергии, позволяющей всему живому сообществу планеты размножаться, расти, производить ту или иную работу. Он назвал её БИОХИМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА (БЭЖВ). Энергия распределена в биосфере предположительно более или менее равномерно, однако подвержена колебаниям напряжения в тех или других местах в разное время. Так вот, это напряжение я бы обозначил через Гумилёвскую пассионарность. Чем выше напряжение/пассионарность живого сообщества (насекомых, животных, людей), тем заметнее оно для глаз исследователей, которые описывают её как миграции насекомых и птиц, строительство пирамид в Египте и Великой китайской стены, завоевания Александра Македонского, освоение Космоса и т. д. Напряжение/пассионарность биосферы, и популяции людей в том числе, поддерживается регулярными периодическими толчками, которые Л. Н. Гумилёв назвал пассионарными. Я не соглашусь с определением пассионарного толчка как микромутации.
Пассионарный толчок (ПТ) - это короткое, но многократное повышение напряжения в энергетической сети биосферы Земли, имеющее склонность к дальнейшему ослаблению в пространстве и во времени через повышенную, активную работу живых сообществ. ПТ вызывает подобие короткого замыкания в энергетической сети, проявляющееся в частности в этнических системах в виде микромутаций с усилением пассионарного признака в популяции (перенапряжением) и рождением некоторого числа генетических мутантов - пассионариев. Последние обладают врождённой способностью забирать из окружающей среды энергии больше, чем обычные особи. Когда этой энергии накапливается больше, чем того требует самосохранение, особи ищут возможности для её траты в работе повышенного объёма: человек выполняет физическую, психическую, интеллектуальную и духовную работу поистине огромных объёмов и сложности для видоизменения окружающей среды. В отличие от остальных живых существ человек выполняет свою работу целенаправлено. Эта целеустремлённость через сверхнапряжение и склонность к жертвенности ради достижения цели и является отличительным признаком пассионариев. В их числе Моисей и его сподвижники и последователи; Цинь Ши-хуанди, подвигший народы древнего Китая к созданию огромной империи; Ганнибал и Юлий Цезарь; Рюрик и Александр Невский; Карл Великий и Лютер; и как тут не вспомнить Чингисхана и его потомков, подчинивших большую часть Евразии; Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин. Они и многие подобные им яркое подтверждение вышесказанному. Однако венцом всех трудов человеческих есть духовное самопреобразование. И в этом ряду такие гиганты как Будда, Конфуций, Иисус Христос, Магомет.
Как и всякий процесс ЭГ имеет свои ступени/фазы развития: общечеловеческую, расовую, суперэтническую, этническую. Л.Н. Гумилёв предполагал две формы – этническую и суперэтническую. И, тем не менее, градация, предложенная мной, имеет место быть. На современном историческом отрезке времени она наиболее подтверждается идущими этническими процессами. По историческим записям китайцев, греков, римлян, арабов и других мы можем проследить эти процессы в течение последних 3000 лет. Наука археология позволяет заглянуть ещё глубже в яму времени. Первое, что бросается в глаза, однообразие этнических процессов: родовая община превращается в соседскую, из нескольких родов составляется племя. Рост числа членов племени ведёт к постоянному расширению территории обитания. В итоге происходит соприкосновение с другими племенами, взаимное проникновение, симбиоз и сложение этнокультурной общности. При условии, что участники этого процесса чувствуют взаимное расположение друг к другу. Комплиментарны друг другу. Новорождённый этнос занимает и осваивает территорию для дальнейшего своего развития и стремится вовлечь в совместные этнические процессы окружающие племена и народы. Попутно этнос расширяет территорию местообитания, усложняет свою этническую систему и её внутреннюю структуру. Складывается культурно - историческая общность и своеобразный хозяйственно - технический комплекс (приёмы ведения хозяйства, орудия и средства производства). Если энергетическая ёмкость этноса избыточна, то её хватает на полный виток развития ЭГ (1500 лет). После чего приходят новые люди и на фоне очередного ПТ этнос входит в новый виток развития.

Пример: в конце 1-го тысячелетия до н. э., точнее после похода хуннов 201года до н.э. в Хакасско - Минусинскую котловину, сюда начинают проникать родовые группы племени кыргыз, выдавливаемые из северо-западной озёрной Монголии, своей прародины, агрессивными хуннами. Судя по археологическим данным, проникновение было достаточно мирным. Поначалу кыргызы и местные динлины (так их называли китайские историки) жили по соседству. Но уже очень скоро взаимное проникновение приносит свои результаты: на верхнем Енисее создаётся Шурмакская культура, а в бассейне среднего Енисея, Абакана, Чулыма, Яи и Кии - Таштыкская. Обе культуры имели смешанный характер. А уже в 1-ом в. н. э. вновь сложившийся союз динлино - кыргызских племён участвует в совместных военных экспедициях по разгрому хуннов. Союз не распался, потому что не военные походы были целью. Дальнейшие события показывают как на рубеже 1 - 2-го вв. зарождается новая этническая генерация в бассейне реки Енисей. Имя ему хягас или хакас. Во главе союза встаёт правящий род кыргыз. До 6-го века здесь заметно явное смешение культур. Преобладает двуязычие.
В начале 6-го века древне-хакасский этнос во главе с правящим родом кыргыз создаёт своё государство. Пассионарность этносистемы нарастает. Постепенно в зону его влияния попадают племенные группы Алтая, Тувы, Горной Шории, озёрной Монголии, Южной Сибири до реки Иртыш. К середине 9-го века этнос хакасов становится одним из ведущих этносов на территории, занятой представителями алтайской языковой общности (тунгусами, тюрками, уйгурами, монголами, маньчжурами). Древние хакасы рассредотачиваются на огромном пространстве от Иртыша на западе до реки Селенги в Забайкалье. Одновременно на их место в Хакасско - Минусинскую котловину нарастает поток тюркоязычных монголоидов. Это вызывает ослабление этнического ядра древнего европеоидно–монголоидного типа. Усиливается внутренняя конфликтность, растёт давление извне - к границам Древнехакасского государства вплотную подходят племена монголов. К началу 13 века хакасский этнос распадается на пять частей: собственно хакасы, шорцы, тувинцы, алтайцы и тофалары. Распад этносистемы на дельту из нескольких рукавов означает только одно: система прошла момент акматической фазы, фазы надлома и теперь её пассионарность/энергетическое напряжение будет только падать. Они ещё пытаются совместно бороться против монгольской агрессии, но разобщённый этнос не может противостоять пассионарному напору монголов. Силы неравны.
13 -16 вв. стали временем заката древней генерации хакасов. Представьте себе, в 8-9 вв. древние хакасы могли выставить войско в 60-70 тысяч закованных в латы вооружённых всадников. Неизвестно сколько вспомогательных войск сопровождало их. Только их боевой клич «Га-га-га!!» гремел на Орхоне, у великой китайской стены, в окрестностях оз. Кукунор, от Монгольского Алтая до отрогов Большого Хингана. За несколько лет их притеснители уйгуры превратились из владетелей этой территории в хакасских рабов. С приходом русских в Южную Сибирь хакасов осталось всего 15.000 душ. Одни погибли, другие были уведены в полон, третьи ушли сами, спасая свою жизнь.
Позднее в 17-18 вв. оставшиеся хакасские роды мигрировали на левобережье Енисея и в долину реки Абакан. С приходом русских на Саяно - Алтайском нагорье формируется уже обновлённый хакасский этнос. Его основу, ядро составили монголоидные тюрки. Нас не должно смущать то, что собственно хакасов много меньше, чем пришедших на Саяно-Алтайское нагорье с запада. Назовём их общим именем русские, хотя и будет не совсем верно. Правильнее, наверно, будет «европеоиды». Только не переселенцы определяют этногенез региона. Матричная этногенетическая основа, в нашем случае хакасы, составляет ядро вновь сгенерированной этносистемы Саяно-Алтая.
На приведённом примере мы наглядно проследили один виток ЭГ в долине Енисея протяжённостью в 1500 лет (от начала 2-го века и до конца 16-го). От симбиоза динлинов и кыргызов зародился новый этнос. Постепенно он расширял территорию своего будущего местообитания, что соответствует бурному развитию этнических процессов, подъёму. Временем наивысшей энергетической напряжённости или пассионарности был, по-видимому, 12 век. Внутренние распри, как следствие энергетического перенапряжения, приводят к расколу единого этнического поля этносистемы хакасов. Агрессия извне довершает дело, энергонапряжённость падает: наиболее пассирнарные особи либо гибнут в боях, либо выводятся монголами в другие, но отдалённые земли, в Маньчжурию, например. Рождение новой этногенетической генерации - её развитие (2 -5 вв.), возмужание (6 -9 вв.), зрелость этноса как пора имперских амбиций (9 – 12 вв.), старение и окончательный распад древне-хакасской этносистемы (в 13 -17 вв.). Так коротко можно записать ход витка ЭГ. На фоне ПТ 17 века этнос хакасов самообновляется, регенерируется. То есть идёт повторение цикла: рождение - подъём -..и т. д.
Таким я вижу развитие этногенеза на низовом этническом уровне. Этногенез как явление биохимической природы, требует пояснения фактами исторической жизни. Но объясняться должен законами биофизической химии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ВладимирИванович
Посетитель
Посетитель


Зарегистрирован: Mar 20, 2009
Сообщения: 6
Откуда: Хакасия

СообщениеДобавлено: Пн Май 04, 2009 2:42 am    Заголовок сообщения: Этногенез - феномен энергетический. Ответить с цитатой

В продолжение темы.

Читатели этого ресурса, знакомые с Пассионарной Теорией Этногенеза (ПТЭ) Льва Николаевича Гумилёва, заметят, что моё построение жизненного цикла этноса и интерпретация исторических событий относительно этногенеза того или другого этноса несколько отличаются от того, что предлагал он. С самого начала знакомства с работами Л.Н. меня не покидало некоторое беспокойство, нарастающее внутреннее неприятие некоторых его построений и объяснений. И тогда мне захотелось выяснить самому насколько я прав в своих сомнениях. Принимая ПТЭ как краеугольный камень в развитии этногенеза, я пришёл к пониманию того, что: 1) современное человечество, зародившееся много тысячелетий назад как этнос, превратилось в наши дни в огромный супер-супер- суперэтнос; 2) в этногенетическом плане человечество можно разделить на несколько категорий – этнос, суперэтнос, раса и сама популяция людей; 3) воспринимая этнос как первую ступень в этнической иерархии, как этногенетическую основу популяции, для большего удобства понимания процессов, происходящих в нём, подходит условное деление длины его жизни в 1500 лет на 4 отрезка, которые можно так же условно обозначить как: детство и юность, возмужание, зрелость, старение. Предложенное деление основывается на качестве этногенетических связей внутри этнической системы как определяющем факторе этногенеза;
Л.Н. Гумилёв отталкивался от той системы знаний и объёма информации, которые были ему доступны в 40-50 гг. прошлого столетия. И я вижу свою задачу не в уничтожающей критике его работ, а в том, чтобы обратить внимание на некоторые нестыковки в его построениях и объяснениях для наметки дальнейших путей развития теории этногенеза. Буду рад, если мой труд будет полезен.
Выше уже говорилось о согласии с ПТЭ Л.Н. Гумилёва в целом. Биохимическая энергия живого вещества (БЭЖВ), открытая Владимиром Ивановичем Вернадским около ста лет тому назад стала основополагающей в ПТЭ Л.Н. Гумилёва. И действительно, ни один живой организм, начиная от простейших и заканчивая «венцом Природы» - человеком не способен без этой энергии жить.
«Эта энергия есть активная, действенная, меняющая окружающую организм среду и проявляющая давление, напор в окружающей среде, если можно и нужно, разрушающая препятствия.» (В.И. Вернадский – Химическое строение биосферы Земли и её окружения).
Но ведь сама по себе энергия не может действовать. Что-то должно заставлять её работать, увеличивать свой напор или уменьшать его. И Лев Николаевич предположил, что таким механизмом могут быть взрывы или толчки энергии. Но он же ограничил их число несколькими на протяжении долгого времени. Согласно пояснению в «Словаре понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилёва», составленном В.А. Мичуриным «ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК – микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах.» .
Хотелось бы обратить внимание на то, что толчок сам по себе явление физическое, с определёнными физическими параметрами места, времени, мощности, направления действия и пр.
«МУТАЦИЯ – (от лат. Mutatio – изменение, перемена) биол. Внезапно возникающее естественно или искусственно вызываемое стойкое изменение наследственных структур, ответственных за хранение генетической информации и её передачу от клетки к клетке и от предка к потомку» (из Толкового словаря иностранных слов Крысина Л.П. (БЭ).
То есть, биологическое явление, имеющее как физические, так и химические параметры и относящееся исключительно к миру живых организмов. Значит, ПТ не может быть микромутацией. Тогда что это такое? Соглашаясь с предположением Гумилёва о возникновении момента ПТ под воздействием стороннего фактора космических излучений на биосферу, хочу добавить: 1) космическое излучение воздействует не в общем на биосферу, а конкретно на океан БЭЖВ, в котором мы находимся постоянно в качестве живых организмов; 2) воздействие космического излучения имеет общий характер, но под его воздействием происходят процессы мутирования в системах, готовых по пространственно-временным параметрам.
Но как понимать эти самые временные и пространственные параметры? Всем известно, что женская яйцеклетка не оплодотворяется если: она не готова по времени, то есть не созрела; не наступило время наиболее благоприятное для её оплодотворения; она не находится в месте наибольшего расположения к оплодотворению. При соблюдении всех этих условий будет подходящим даже слабый сперматозоид.
То же самое происходит и с этническими системами. Рассеянная в пространстве старая этническая генерация консолидируется в определённом месте, закрепляясь пространственно, принимает новые этнические элементы, играющие роль оплодотворителей и при наличии совпадающего с её готовностью ПТ, случается акт зарождения новой этнической генерации.
Учитывая тот факт, что рождение новых систем происходит довольно часто, периодически и постоянно, а непременным условием их возникновения является наличие ПТ, приходим к выводу – пассионарные толчки случаются чаще, чем предполагал Лев Николаевич. И теперь мы должны будем обратить внимание на временной фактор, на предположение о том, что жизнь этноса укладывается в 1500 лет. Как проверить его правильность? Что лежит в его основе? Эти мысли не давали мне покоя. Я выбирал произвольные даты из жизни народов, складывал и вычитал, умножал и делил. И ничего путного не получалось. Какая-то астрология с арифметикой. Пока интуиция не привела меня в местный книжный магазин, ноги сами подошли к стеллажу, рука потянулась к книге и сердце замерло в предвкушении необычного чтения. Это была книга Стивена Оппенгеймера «Изгнание из Эдема». Именно в ней нашёлся ответ на мучившие вопросы, когда увидел таблицу генного дрейфа митохондриевой ДНК. На ней показано как из 15 женских линий через 15 поколений в живых остаётся потомство только одной. Как это соотносится с жизнью этноса длиною в 1500 лет? Помните условное деление этого временного отрезка на 4 части? Так вот, при начальном этническом смешении произошло рождение этноса. Четверть его жизни это 375 лет. Возьмём время жизни поколения 25 лет, умножим его на 15 поколений и получим цифру 375. И что это даёт? - спросите вы. А даёт этот факт понимание внутреннего механизма этногенеза на одном временном отрезке, когда этногенетический механизм отрабатывает один определённый цикл. В конце его этносистема теряет часть пассионарного напряжения и подходит к моменту надлома или точке бифуркации. К необходимости принятия добавочного этногенетического материала, т.е. людей для усиления внутренних процессов на фоне очередного ПТ.
Возьмём для примера родную русскую историю. Определим 862 год как начало русского этногенеза (приход варягов, начало совместной жизни, определение целей и задач на будущее, а последовавшие за этим события показали, что варяги, славяне, угро-финны были не временным сбродом племён для одного-двух удачных набегов; рождается новая этническая генерация, со временем превратившаяся в могучий этнос).
Через 375 лет в 1237 году мы имеем приход монголо-татар. Эта дата разделяет не только два периода истории русской, начался совершенно новый период этногенеза – возмужание. Русский этнос, пройдя через длительную по времени точку бифуркации, выразившуюся в распаде его общего этногенеза на десяток местных (киевский, черниговский, галицко-волынский, владимиро-суздальский, новгородский, полоцкий и др.), входит в пору самоосознания своего национального единства. Но этому предшествовало смешение по южному краю с племенами алтайской языковой общности – остатками печенегов, половцами – и далее продолжилось татарами. Заканчивается возмужание очередной точкой бифуркации – русской Смутой. Пассионарное напряжение так велико, что с трудом удаётся избежать развала единого русского поля. Но этого не могло произойти в тот исторический момент, так как не созрели внутренние этногенетические причины.
1612 год как год поворота от разрушения к созиданию, как временная точка показавшая спад перенапряжения в этносистеме до нормального созидательного уровня. Кризис с высокой температурой этнического тела прошёл, началось выздоровление. Активное смешение на востоке с поволжскими народами, на западе с бывшими в польско-литовском этногенезе приводит к усилению пассионарного признака в этносе и выливается в имперские амбиции. Стремительное расширение на восток, юг и запад с захватом территорий и вовлечением в совместный общий этногенез новых народов, многократно увеличивает русский энергоресурс. Ведь смысл этногенеза заключается не в простом арифметическом сложении больших и малых этносов. Активное этногенетическое смешение, увеличение через это числа пассионариев с дальнейшим развитием этносистемы – вот главная цель.
Следующей рубежной датой стал 1987 год. Напоминаю, мы говорим об этногенезе, а не о смене политических систем, привлекая данные нашей истории для объяснения и понимания данного явления. Но для начала остановлюсь на факте «акматической фазы» по Гумилёву, заявленной им как некой точке наивысшего напряжения этногенетических процессов и последующего перелома их. Далее идёт быстрый спад пассионарности этноса с переходом в состояние гомеостаза, или уравновешивания внутренних процессов. События начала 20-го века яркое тому подтверждение. Революция, гражданская война, репрессии – как пик энергетического напряжения в системе. Далее следует его спад на фоне оборонительной Великой Отечественной войны. Этот спад неизбежно приводит к ослаблению и распаду общего этнического поля. Русский этнос теряет в войнах первой половины 20-го века миллионы пассионарных особей, миллионы исходят в другие этносистемы мира. В конце века уходят из совместных процессов окраинные этносы: эстонцы, латыши, литовцы, молдаване, грузины, азербайджанцы, армяне, казахи, туркмены, киргизы, таджики, узбеки. Они меньше других принимали участие в общерусском этногенезе. Но, самый главный признак перехода в пору старения – распад единого русского этнического поля на дельту из трёх рукавов: русский, белорусский, украинский.
Подводя итог, можно отметить следующее:
1) в начале 375-летнего периода жизни этноса заметное оживление этногенетических процессов, о котором мы можем судить по историческим событиям; стремление к объединению системы, в конце сменяется желанием распада и ослабления созидательных действий;
2) очередной ПТ придаёт необходимый импульс дальнейшему развитию этногенеза на фоне интегративных процессов в этносистеме;
3) ПТолчки не беспорядочны и не избирательны, но постоянны и регулярны во времени-пространстве;
4) если первые два периода жизни этноса заканчиваются прохождением точки бифуркации с последующим увеличением энергетического напряжения, то третий период зрелости и наивысшего напряжения в энергетической сети этноса знаменуется акматической фазой с последующим снижением энергетического напряжения и распадом общего этнического поля.
Что дальше? Означает ли это последующую «смерть» этноса как живого организма, как системы? Замечена консолидация старого этногенетического ядра к исходу четвёртого периода жизни, после чего с приходом новых людей в систему начинается очередной виток её развития длиною в 1500 лет. Например:
1. Кельтская этносистема 14 в. До н.э. – 1 в. Н.э., пройдя все фазы развития этногенеза (рождение на среднем течении Рейна, первичное расширение в Альпийский регион, что вызвало исход оттуда будущих италиков, иллириков, германцев и славян), возмужание и последующее расширение на запад, восток, юго-восток и распад. Затем подчинение итало - римлянам. На рубеже 1-2 вв. кельтская этносистема регенерируется, цикл продолжается. Не совсем понятная галло-римско-франкская смесь народов трансформируется в привычных нам французов.
2. Динлинская этносистема Саяно – Алтая тж. 14 в. До н. э. – 1 в. Н.э., основой которого были выходцы из арийской прародины и местные племена, на рубеже 1-2 вв. регенерируется в древнехакасскую от смешения европеоидных динлинов и пришлых монголоидных кыргызов. В 17 веке она же ещё раз благополучно регенерируется в современных хакасов с участием вновь пришедших с запада европеоидов – русских.
3. И последний: в 11 в. До н.э. на северо-западе Апеннинского п-ова появляются переселенцы, так называемые «народы моря». В смешении с местными италиками они создают новую этническую генерацию – этрусков. В 7 в. До н.э. эпицентр италийского этногенеза смещается в область занятую латинами. И после этнос меняет название на римлян. 7-3 вв.- пора возмужания и национального самосознания. 3 в. До н.э. – 1 в. Н.э. время имперских амбиций, территориального расширения и вовлечения в совместный этногенез других народов. 1-5 вв. распад единой этнической системы, а вместе с этим и империи, приход большого числа германцев. Древняя система регенерируется, смешивается с пришельцами и после веков развития мы видим новый народ – итальянцев.

Зная приблизительный ход этногенеза в рамках этноса, можем ли мы дать предварительный прогноз развития русского этногенеза?

_________________
Возможно мои размышления дилетанта на тему этногенеза покажутся кому-то интересными.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
lyza
Посетитель
Посетитель


Зарегистрирован: Jan 13, 2011
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Чт Янв 13, 2011 10:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ethnogenesis - the phenomenon of energy:

It's too good for those users who are not very good knowledge of Ethnogenesis - the phenomenon of energy. utilities, which are mentioned above. You can get all the information you want. Thank you

_________________
Lyza Raj
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dslib
Посетитель
Посетитель


Зарегистрирован: May 30, 2011
Сообщения: 6
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Авг 02, 2011 12:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нашел вот ещё материальчик в тему - http://www.dslib.net/istoria-otechestva/tuallagov.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Предыстория -> Этногенез. Основные понятия Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.059 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.005 сек.