Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Список церквей Забайкальской и Иркутской консистории в ГАЧО
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Генеалогия и ДНК-генеалогия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
miha
Редкий Гость
Редкий Гость


Зарегистрирован: Jan 08, 2008
Сообщения: 25

СообщениеДобавлено: Пн Июн 09, 2008 8:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Dimitri,
Повезло вам а я отправил запрос также как и вы электронкой и почтой аж 29.01.08 и до сих пор жду:(
Недавно звонил,обещают недели через 3!!!
Даже их казахских архивов ответы уже пришли,а Чита молчит:(
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гончарова
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: Nov 16, 2007
Сообщения: 10

СообщениеДобавлено: Вт Июн 10, 2008 3:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Укажите, пожалуйста, почтовый адрес Читинского архива. Я где-то потеряла и адрес и номер телефона.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Июн 11, 2008 5:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

у ГАЧО есть неработающий сайт, но реквизиты там верные:
http://www.megalink.ru/~gacho/

Корпус №1: 672021, г. Чита, ул. Бутина, 55
Корпус №2: 672039, г. Чита, ул. 9-го января, 68
gacho@megalink.ru
и там же куча телефонов по отделам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Евгенка
Редкий Гость
Редкий Гость


Зарегистрирован: Oct 26, 2008
Сообщения: 34
Откуда: Latvija

СообщениеДобавлено: Ср Окт 29, 2008 8:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добрый вечер. Вот тут статья о Богородице-Казанской церкви в Батакане.http://chita.eparhia.ru/enapx/xpam/blago1/x/batacbogorkaz/
Немогу передать чувство, с которым я читал эти строки. Ведь это история жизни моих предков и история Земли такой родной и такой далёкой для меня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Чт Окт 30, 2008 4:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Кафедральный Собор в Чите на площади перед вокзалом. В советские времена тут был неврачный стадион.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tanuki
Редкий Гость
Редкий Гость


Зарегистрирован: Feb 12, 2008
Сообщения: 38
Откуда: Забайкальский край

СообщениеДобавлено: Пт Окт 31, 2008 10:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уже третий год ищу информацию о церквях сел Кайластуй, Капцегайтуй, Соктуй-Милозан - ныне Краснокаменского района. В нашем приходе , естественно, такой информации нет. Городу всего 40 лет будет и села раньше относились к другим районам. А нашему храму Спаса Нерукотворенного и того меньше...
Что известно? В с. Кайластуй была церковь. Не известно, как она называлась. После революции священник с семьей выехал за границу (вопрос - куда, кто был настоятелем храма?). В доме священника комсомольцы устроили клуб и библиотеку, а церковь была уничтожена, наверное, в середине 20-х годов. Не осталось ни утвари церковной, ни икон, ни метрических книг. Одна икона, вернее оклад от нее сохранился. Икона Богородицы. Но какая именно? Снова загадка. В 80-е годы эту икону "дописала" местная жительница - для музея. И как икона выглядела первоначально - теперь уже не узнать.
Капцегайтуй. Говорят, что там не было церкви - обращались в Кайластуй.
Соктуй-Милозан. Известно, что инициатором постройки церкви в начале ХХ века была зажиточная семья Кудрявцевых. Священника постоянного там не было - приезжал ( из Кондуя? Из Кайластуя?) Как именовался храм - не известно. Но он стоял до 1958 года. Сгорел зимней ночью - как в небо ушел.
К сожалению, у меня нет возможности выехать в Читу и побывать в ГАЧО. И нет возможности оплатить выполнение запроса. Может кто-то поможет информацией об этих храмах и людях, чья судьба с ними связана?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 01, 2008 4:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пресс-служба епархии призывает не втягивать Церковь в пиар-технологии.
28.10.2008


25 октября в Москве и Чите прошел ряд акций в защиту М.Б. Ходорковского. Акции приурочивались к пятилетию ареста бывшего главы «ЮКОСа». Организаторы пиар-компании решили акцию связать в очередной раз с Православной Церковью.

5 октября группа людей заказала частный молебен о здравии Михаила, Светланы и прочих лиц. Клирик кафедрального Казанского собора г. Читы совершил рядовой молебен, не подозревая о подоплеке дела. Священнодействие, совершенное иереем, было преподнесено местными и центральными СМИ, как акция в защиту Ходорковского.

В Читинской и Забайкальской епархии о данном мероприятии узнали с искренним удивлением и были изумлены вопиющей некомпетентностью СМИ, растиражировавших эту информацию.

Дабы положить конец грязным пиар-технологиям, втягивающим Православную Церковь в очередную интригу, пресс-служба Читинской и Забайкальской епархии призывает СМИ не искажать факты и не пытаться поднять рейтинг общественных и политических деятелей за счет авторитета Церкви.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 01, 2008 4:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Старом Цурухайтуе церковь в годы воинствующего атеизма была разрушена. Из ее кирпичей один из жителей села, некто Геласимов, построил себе дом.
Однажды во сне его в сонную артерию укусила пчела и он скончался.
Факт установленный. Вот и верь - не верь тому, что нельзя из материалов разрушенной церкви строить себе дом или какие-то строения.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 01, 2008 9:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Приаргунске скоро будет достроена деревянная церковь. А пока по воскресеньям службу ведет священник, приезжающий из Краснокаменска.

Есть также пожелание жителей Староцурухайтуя возродить разрушенную церковь, хотя бы на уровне часовни.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dimitri
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: Jan 07, 2008
Сообщения: 21
Откуда: Родился и живу в Новосибирске, но родом из Забайкалья

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 01, 2008 11:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

tanuki писал(а):
В с. Кайластуй была церковь. Не известно, как она называлась. После революции священник с семьей выехал за границу (вопрос - куда, кто был настоятелем храма?). В доме священника комсомольцы устроили клуб и библиотеку, а церковь была уничтожена, наверное, в середине 20-х годов. Не осталось ни утвари церковной, ни икон, ни метрических книг. Одна икона, вернее оклад от нее сохранился. Икона Богородицы. Но какая именно? Снова загадка. В 80-е годы эту икону "дописала" местная жительница - для музея. И как икона выглядела первоначально - теперь уже не узнать.

Откуда у Вас эта информация? Я как раз недавно запрос в ГАЧО сделал по метрикам из этой церкви. Но если все, как Вы пишите, то...

_________________
Ушаковы из Верхнего Кокуя, Гантимуровы из Кайластуя
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MarinaShishmareva
Любитель
Любитель


Зарегистрирован: Aug 04, 2009
Сообщения: 88
Откуда: Московская обл.,дочь забайкальца

СообщениеДобавлено: Пн Авг 10, 2009 11:53 pm    Заголовок сообщения: Re: Список церквей Забайкальской и Иркутской консистории в Г Ответить с цитатой

Svetlanka писал(а):
Список церквей, занесенных в ф.282 О.1 Государственного архива Читинской области Забайкальская и Иркутская духовная консистория XVII - XX век.

Николаевская Богородская Церковь, построена в 1831г.

.[/color]

В других источниках везде фигурирует Николаевская Казанская церковь,постр. в 1831 г. Знаю,что в с.Николаевское Чит.обл. были две церкви, но врядли они были построены в один год. Какая-то путаница, и почему тогда в Вашем списке нет Казанской церкви?
Ещё вопрос: где находился Собор Богоявленский, постр. в 1895 г.?

_________________
Ищу Шишмаревых из Газимуро-Заводского (Усть-Карского) р-на, Калашниковых и Малковых родом из Улётовского р-на Читин. обл.или их потомков,сосланных в Томскую обл. или в р-н Енисея
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
vadim1968
Посетитель
Посетитель


Зарегистрирован: Jan 15, 2010
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Пт Янв 15, 2010 6:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Svetlanka,
У Вас есть сведения Верхнеангарской Николаевской церкви у меня там жили предки в с. Иркана, церковь давно сгорела хотелось бы побольше узнать о этой церкви.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
бакшеев
Участник
Участник


Зарегистрирован: Nov 11, 2008
Сообщения: 166
Откуда: Свердловская, Алапаевск.

СообщениеДобавлено: Ср Фев 10, 2010 9:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Статья любезно предоставлена Анатолием Ивановичем Стрельниковым. урожденным села Бырки.

ИКОНА-РАСПЯТИЕ СПАСИТЕЛЯ ИЗ БЫРКИНСКОЙ
НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ.
Село Бырка нынешнего Приаргунского района Забайкальского края не
имеет точной даты своего рождения. Образовано оно было во второй половине XVIII в. приписными горнозаводскими крестьянами и сосланными сюда яицкими казаками, поддержавшими Е.И. Пугачева в 1773-1775 гг. Можно полагать, что в старой Бырке они поселились весьма компактно в районе огромного (длиной почти в километр) оврага, который быркинцы по сию пору называют Яицким.
С течением времени село увеличивалось, росла в нем и численность на¬селения. К сожалению, в архивах государственного архива Забайкальского края не сохранилось документов о постройке в Бырке православной часовни или церкви. Правда, автору этих строк удалось однажды изучить карту Нер- чинской области, подготовленную где-то в 80-е гг. XVIII в., на которой имен¬но в Приаргунье значится село Быркинское с обозначением православного креста. Можно полагать, что к этому времени Бырка уже стала заметным населенным пунктом, в котором могла быть открыта православная церковь или часовня. Все зависело от числа жителей: крупное село обзаводилось приходской или причисной церковью, небольшое - часовней или молитвен¬ным домом с алтарем.
Можно полагать, что первое официальное упоминание о Быркинской приходской Николаевской церкви относится к 1824 г., как выявила извест¬ный забайкальский краевед-исследователь В.В. Бардакова. Наименование «Николаевская» являлось весьма стандартным для Сибири и Забайкалья: считалось, что святитель Николай Чудотворец является покровителем этих регионов.
Быркинская Николаевская церковь была возведена в центре казачьей станицы, план ее был характерен для большинства тогдашних церквей - типа «корабль». Строилась она из сосны или лиственницы, причем на строи¬тельство требовалось, как правило, от 1200 до 1500 бревен. Фундамент гото¬вился из камня, который брали из реки Верхняя Борзя и из лесных россыпей вокруг станицы.
В церковно-административном отношении Быркинская Николаевская церковь входила в XII благочиннический округ Забайкальской епархии с центром в с. Александровский Завод. Приход ее составляли быркинцы и насе¬ление сел Савва-Борзя, Талман-Борзя, Селинда, Шара и Шаракан, не распола¬гавшие православными культовыми зданиями (данные на 1908 г.). Быркинская Николаевская церковь была построена на самом видном и высоком месте станицы, радовала прихожан своей стройностью, благолепием, украше¬нием, прекрасными росписями купола. Она никогда не стояла в пустоте и в будни, а в святопрестольные праздники в ней собиралось множество народа, включая и крещенных тунгусов из отстоявшего недалеко от стани¬цы Билютуйского улуса, а также крещенных бурят из небольшого селения Талман-Борзя.
Пожалуй, основным, что привлекало людей верующих в Быркинскую Николаевскую церковь, являлась икона-распятие Спасителя, выполненная из целого куска дерева. О размерах ее судить трудно, хотя, по устным за¬явлениям старожилов, распятие достигало в высоту 160-162 сантиметра. Можно отметить, что в Забайкальской епархии Быркинское распятие Хри¬ста считалось местночтимой святыней, что отмечено, например, в отчете Забайкальской епархии в Синод за 1915 г.
К сожалению, в документах ГАЗК не сохранилось сведений о време¬ни ее появления, художнике, изготовившем и расписавшем быркинское распятие. Важно то, что оно пользовалось огромной популярностью ве¬рующих и аналогичным почитанием с их стороны. По сути дела, все Юго- Восточное Забайкалье стремилось хотя бы раз увидеть распятие в своей приходской церкви, помолиться возле него. Потому-то ежегодно в мае, после окончания всех полевых и огородных работ, икона-распятие подни¬малась из Быркинской Николаевской церкви и начинала свой путь по на¬селенным пунктам вплоть до Шелопугино.
Крестный ход готовили долго, священник тщательно отбирал в даль¬ний путь физически и морально здоровых парней и девушек, причем обя¬зательно из благочестивых и благонадежных семей, а также нескольких взрослых. Им предстояло нести икону-распятие, идти молча, в тишине, которую время от времени нарушали только короткие слова молитвы свя¬щенника. Если последний был в возрасте или кто-то из идущих требовал отдыха, то сзади крестного хода двигалась лошадь с телегой, на которой можно было передохнуть.
Нет нужды говорить, что икону-распятие из Бырки в других селах встре¬чали с восторгом. Спасителя под колокольный звон торжественно вносили в храм, где затем совершался торжественный молебен и служба. После этого икону-распятие оставляли в церкви под усиленной охраной. Священника от¬водили на ночлег обычно в самый богатый дом, причем - дабы не нарушить его сон оттуда иногда со скотного двора перегоняли за село животину, а ма¬леньких детей уводили к родственникам. Молодежь обычно после трудного перехода уходила веселиться на вечорку.
Икона-распятие Спасителя в известной степени несколько служи¬ла Быркинской церкви и в материальном плане: паломники никогда не покидали ее ограду без покупки различных сакральных вещей. Можно полагать, что Быркинская Николаевская церковь явилась одной из са¬мых богатых в Юго-Восточном Забайкалье. Так, в 1913 г. на своих сче¬тах в ценных бумагах в банке она располагала капиталом в 28 170 руб. Это выглядело совсем не плохо в сравнении, например, с Читинским Михаило-Архангельским кафедральным собором (1000 руб.), Нерчин- ским Воскресенским собором (12 001 руб. 95 коп.), Нерчинско-Заводским Богоявленским собором (17 041 руб. 13 коп.). К слову сказать, подобное материальное благополучие Быркинской Ни¬колаевской церкви не оставалось без внимания епархиального центра. Так, в июне 1914 г. на съезде духовенства в Чите решался вопрос финансирования духовно-учебных заведений (духовного мужского училища, центральной духовной миссионерской школы, женского епархиального училища) и дру¬гих учреждений Забайкальской епархии в 1915 г. Самые большие налоги полагалось выплатить Быркинской Николаевской и Торгинской Знаменской церкви - по 600 руб. каждой, Троицкому Селенгинскому монастырю - 500 руб., Читинскому Богородицкому женскому монастырю - 150 руб. Можно полагать, что настоятели многих приходских церквей завидовали причту Быркинской Николаевской церкви, располагавшей иконой-распятием.
Следует отметить, что указанная святыня, привлекая паломников из са¬мых разных мест, позволяла часть средств «на ремонт и благоукрашение» церкви и ремонт домов причта, чем занималось местное церковноприход¬ское попечительство. Причем средства немалые: так, в 1915 г. в 12 благо- чинническом округе восемь попечительств (из 12) собрали на ремонт причтовых квартир 1740 руб. 89 коп., из которых на Быркинскую церковь пришлось 1529 руб. 18 коп. Понятно, что на такие деньги можно было не беспокоиться ни за ремонт храма, а также и квартир причта.
Естественно, что икона-распятие Спасителя, почитаемая населением Юго-Восточного Забайкалья и выносимая из Быркинской Николаевской церкви в дальние крестные ходы, постоянно испытывала на себе воздей¬ствия окружающей среды, почему ей иногда требовалась реставрация. Руководство Забайкальской епархии постоянно старалось организовать ей подновления, причем не руками кустарей-одиночек, а специалистов. Пер¬вая подобная реставрация состоялась, судя по данным Забайкальской ду¬ховной консистории, где-то в 1892-1893 гг.: икону-распятие реставрировал тогда известный в Забайкалье иконостасный мастер Якимов. К сожалению, в чем именно заключались реставрационные работы, консистория не отме¬тила. Можно полагать, что мастер сделал что-то не очень существенное, поскольку вскоре вопрос о реставрации иконы-распятия возник снова.
13 декабря 1911 г. в с. Александровский Завод прошел съезд священ¬ников и церковных старост 12-го благочиннического округа, где в при¬сутствии благочинного протоиерея М.А. Стукова решался весьма важный вопрос. Собравшиеся говорили «о поновлении иконы и восстановлении некоторых ее частей, приходящих в разрушение», обстоятельно обсудили ситуацию и поручили настоятелю Быркинской Николаевской церкви свя¬щеннику В.А. Юдину «озаботиться подысканием для сего мастера». Епи¬скоп Забайкальский и Нерчинский Мефодий 14 апреля 1912 г. реставрацию иконы-распятия разрешил. Что касается мастера-реставратора, то быркинцам, кажется, улыбалась удача: в то время в Кутомарской тюрьме отбывал срок заключения хоро¬ший резчик и художник. Он мог бы, по заявлению начальника тюрьмы, умело реставрировать святыню, о чем сообщалось настоятелю Быркин¬ской церкви священнику Юдину. Однако последний, по замечанию За¬байкальской духовной консистории, действовал «очень вяло» и дотянул до того времени, когда вышеуказанный резчик-художник из тюрьмы был отправлен на поселение, о чем с сожалением сообщал начальник Куто-марской тюрьмы. Вероятно, здесь уместна характеристика священнику В. Юдину, данная тому благочинным протоиереем М. Стуковым в 1911 г.: «... словоохотливый и даже болтлив, к старшим не почтителен... по ведению же метрик и прочих документов, переписок... не только медлителен, но даже не исправен». Как видно, священник совершенно не зря не торопился с реставрацией.
Вопрос об этом вновь был поставлен на злобу дня новым епископом За¬байкальским и Нерчинским - Иоанном, вступившим в управление епархией в 1913 г. Он действовал гораздо решительнее, нежеле его предшественник, сразу наведя необходимые справки о состоянии иконы-распятия. Затем, ре¬зонно опасаясь порчи или искажения святыни при реставрации в станице Быркинской, где отсутствовали сведущие в этом деле лица, епископ потре¬бовал доставки иконы-распятия в Читу.
Здесь ее ждала комиссия в составе художников М. А. Рутченко и Г.Н. Ни¬колаева, секретаря духовной консистории В.И. Филипповского, священника В. Юдина, старосты Быркинской Николаевской церкви казака Лапердина. Комиссия нашла необходимым промыть икону-распятие спиртом и скипи¬даром «ввиду сильного загрязнения», заделать все трещины на ней, «осто¬рожно воспроизвести резьбу на локонах волос изображения Спасителя», тщательно отреставрировать его лик, «соблюдая крайнюю осторожность», масляной краской (телесного цвета) покрыть тело Спасителя, реставриро¬вать сам крест (заделать все щели и покрыть масляной краской).
На акте экспертизы комиссии епископ Иоанн наложил резолюцию о разрешении реставрации. Это благое дело бесплатно взяла на себя Читин¬ская художественно-промышленная школа иод контролем М.А. Рутченко, выполнить работу «тщательно и чисто». В субботу 7 июня 1913 г. епископ Иоанн лично освятил уже отреставрированную икону-распятие, после чего она отправилась в станицу Быркинскую. Население станиц, сел, деревень, выселков, надо полагать, с воодушевлением встречало ее.
Следует отметить, что икона-распятие Спасителя из Быркинской Ни¬колаевской церкви несла довольно трудную сакральную нагрузку. Помимо обычных и празднечных церковных служб и поднятий на время крестных ходов, она принимала участие и в других церковных мероприятиях. От¬метим, что время от времени возле иконы-распятия совершались венчания молодых быркинских казачек и крестьянок с китайцами, которые приез¬жали в Забайкалье на заработки (в иные года их собиралось в области до 20 тыс. чел.). Они принимали православие, чтобы жениться на понравив¬шейся им забайкалке. Икона-распятие поднималась во время природных аномалий и стихийных бедствий, которые она призвана была прекратить. Перед ней совершались молебны казакам, уходившим на русско-японскую и первую мировую войну. К ней население в эти трудные времена относи¬лось с должным уважением.
С февральской (1917 г.) революцией пришли неприятности. Икона- распятие стала не только раздражителем между верующими и атеистами, но и разменной монетой для тех, кто пытался столкнуть эти группы насе¬ления друг с другом. При этом стороны шли на откровенный обман. Вес¬ной 1917г. кем-то был пущен слух о том, что икона-распятие неожиданно перестала существовать. По слухам, ее или разбили, или просто продали.
Именно об этом в апреле 1917г. Нерчинско-Заводский комитет обще¬ственной безопасности запрашивал своих коллег из быркинского: слиш¬ком уж настойчиво говорилось про это досужими людьми.
Дабы пресечь все совершенно необоснованные слухи и пересуды, чле¬ны Быркинского комитета общественной безопасности вынуждены были отправить в адрес делегатов проходившего в Чите епархиального съезда духовенства и мирян Забайкальской епархии телеграмму о том. В ней от-мечалось, что «все эти вздорные, ни на чем не обоснованные слухи, опро¬вергаются в категорической форме. Образ Спасителя, чтимый всем населе¬нием, в настоящее время носят по округу».
И в дальнейшем Быркинской Николаевской церкви, а равно и иконе- распятию в ней, пришлось пережить не особенно спокойное время. Од¬нако храм не закрывался ни в феврале-августе 1918 г. при первом опыте установления Советской власти в Забайкалье, ни при режиме атамана Г.М. Семенова, ни при правительстве Дальневосточной республики, ни после нее. Правда, во времена ДВР местная периодика (газеты «Дальневосточ¬ная правда», «Дальневосточный телеграф», «Дальневосточный путь», «Дальневосточная республика») не раз и не два помещала весьма едкий материал в отношении действующих храмов и духовенства, упоминая и о Быркинской Николаевской церкви, се причте, иконе-распятии.
Доставалось последней от Советской власти, судя по публикациям в «Забайкальском крестьянине», «Забайкальской кооперации» и прочих га¬зет. К сожалению, они не удержались от поисков каких-либо материалов компрометирующего характера в адрес церкви и духовенства, зачастую совершенно не обоснованных. Даже земляки-быркинцы из коммуны «Новое хозяйство» где-то в 1926-1928 гг. ставили вопрос о закрытии церкви.
В конце концов в 1935 г. быркинский храм был закрыт. По рассказам старожилов, колокола с нее отказались снимать быркинцы, однако нашел¬ся доброволец, уроженец с. Доно, что в 25 верстах от Бырки. Он и столкнул колокола со звонницы вниз. Как говорили старики, позже его постигла «бо¬жья кара»: разбился, упав с коня.
Автор располагает фотографией Быркинской Николаевской церкви, сделанной в 1935 г. Здание храма пока еще стоит совершенно нетронутым, кроме купола. Правда, печать запустения видна везде. Что касается иконы- распятия, то, по словам старожилов, оно довольно долго стояло прислонен¬ным к стене церковного коридора, потом исчезло. Автору удалось застать в живых дочь последнего старосты Быркинской церкви М.А. Бочкареву. Та охотно поддерживала разговоры о церкви, но довольно жестко пресекала вопросы о судьбе иконы-распятия.
В церкви позже организовали клуб.
Литература
Забайкальские епархиальные ведомости. 1914. №. 19

КОЧНЕВА Н.С.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
ОлегПервухин
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Jan 18, 2010
Сообщения: 271
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сб Фев 13, 2010 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Замечательная статья. Спасибо Вам, А.И.Стрельникову и, конечно, Н.С.Кочневой. Жаль только, что судьба иконы осталась неизвестной. Хочется верить, что она - в добрых руках.
Скажите, пожалуйта, бакшеев, как Вы полагаете - какой могла быть церковь в станице Олочинской, на Аргуни? Я пытаюсь делать 3D-модель станицы, пока - только центра, опираясь на спутниковыен снимки, фото с китайской стороны и воспоминания бабушки. Мои экзерсисы можно посмотреть на форуме "Станицы и поселки ЗКВ". По градостроительным понятиям нынешняя школа размещается как раз на месте церкви (Ваш покорный слуга - архитектор). Думаю, что была она деревянной, вроде той, что фигурирует в статье "Начало и конец Русского Трехречья" (поселок Нармакчи, 14 верст южнее Лабдарина, основан моим двоюродным прадедом, Семеном Первухиным). Если у Вас есть некие соображения по данному вопросу, буду очень признателен!
С уважением,
Олег
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
бакшеев
Участник
Участник


Зарегистрирован: Nov 11, 2008
Сообщения: 166
Откуда: Свердловская, Алапаевск.

СообщениеДобавлено: Сб Фев 13, 2010 9:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ОлегПервухин,
Здравствуйте, тезка!
С Вашими постами и начинаниями знаком, хорошее дело, только мало наверно чем могу Вам помочь, т.к. сам не сильно силен в данном вопросе. Чисто мое мнение, не только в Забайкалье, а по всей Руси распространены церкви, построенные по типу «корабль» (Алапаевск, в котором ныне мы проживаем, не исключение). На сайте,
http://wikimapia.org/242588/ru/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
нашел вот такое пояснение: Церковь построена по типу «корабль» – со строго осевым расположением алтаря, молельного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом.
На этом сайте в галерее – церкви – православные церкви, по моему убеждению, характерны данному типу построек фотографии церквей: в Найджинбулаке, Мухорошибирская, в селе Шивая и Кайдаково.
Относительно Быркинской иконы-распятия, как мне сегодня сообщили, ходят упорные слухи, что икона жива. Более, добавить пока нечего.
С уважением, Олег.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Генеалогия и ДНК-генеалогия Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
Страница 3 из 12

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.071 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.010 сек.