Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Казаки в Маньчжурии
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Максим-78
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Jan 09, 2009
Сообщения: 682
Откуда: Франция

СообщениеДобавлено: Вс Dec 19, 2010 1:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kate, Здравствуйте, а Вам ничего не известно про ваших, наверняка, дальних родственников: КУКЛИН А.В. - Сотник, ком. 4-й сотни 2-го дивизиона 1-го Аргунского полка ЗабКВ (1914). Его супруга КУКЛИНА приезжала к мужу в Бобруйск, где 1-й Аргунский полк ЗабКВ стоял на зимних квартирах (20.10.1915-12.3.1916). Заранее спасибо!
_________________
Макаровы, Токмаковы, Титовы, Поповы, Швецовы
Чита, Акша, Моготуй, Кяхта, Нерчинский Завод
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
бакшеев
Участник
Участник


Зарегистрирован: Nov 11, 2008
Сообщения: 166
Откуда: Свердловская, Алапаевск.

СообщениеДобавлено: Сб Dec 25, 2010 5:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


Якеши. Школа возле вокзала, 1941 год, потом на этом месте была японская база (?).
Фото из семейного альбома Пинигина Константина Пантелеймоновича.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Azarov
Любитель
Любитель


Зарегистрирован: Jun 28, 2010
Сообщения: 66
Откуда: Ононский район - Чита

СообщениеДобавлено: Чт Янв 06, 2011 5:23 pm    Заголовок сообщения: Материалы будущего номера "Даурии" Ответить с цитатой

Трагедия Трехречья

Историческая справка:

«Трехречье (Захинганье) – это территории за Большим Хинганом (горной системой на северо-востоке Китая и востоке Монголии). «Область трех рек» размером около 11500 кв. км образована притоками Амура – реками Сунгари, Уссури и Аргунь. Земли эти издавна посещалась забайкальцами, перегонявшими сюда стада и табуны на пастьбу, заготовлявшими здесь сено, охотившимися, а иногда и распахивавшими целинные земли. Отдельные русские хутора в Трехречье появились довольно давно до сих пор находят здесь избы поселенцев 1895-1900 годов. В описываемое время там жило не менее 18 000 человек – выходцев из России.
Массовый уход аргунских и ононских казаков в Китай начался, как только большевики начали расправу с казачеством. Первыми ушли хозяева заимок по восточным притокам Аргуни – Хаулу, Дербулу, Гану, Мергелу. На русской территории у них оставались лишь дома, немного коров и лошадей для домашнего обихода, а все остальное было уже в Китае.
Территория приаргунских станиц простиралась в 20-х годах от восточного берега Аргуни до западных склонов Большого Хингана, а с юга на север от КВЖД до верховьев Гана и Дербула. Места эти китайцами не обживались: зимы здесь суровы, лето засушливо. Поселились тут забайкальцы, как они думали, временно, уверенные в скором возвращении на родную землю. Пока же вели довольно скромное хозяйство... Многие, спасаясь от принудительной коллективизации, селились не только в Трехречье, но и в других местах Барги, достигая Хайлара и даже Харбина».

Свидетельства очевидцев:

«В ночь на 1 октября на рассвете хутор Танехэ (35 верст от Якеши) был окружен советским отрядом. Глава этого отряда потребовал от старшины поселка именной список жителей Танехэ и собрал все мужское население и 4-х учеников по 13-14 лет. Повели в сторону от поселка, отведя версту, приказали собраться в кучу и сесть. И, наведя два пулемета, расстреляли.
Жилища, имевшие запасы, сена, и два маслоделательных завода – Воронцова и Проскурякова – были сожжены... Убито и похоронено 64 человека. Напавший отряд численностью в 50 человек, из поселка Танехэ отправился на поселок Чанкир; в 20 верстах от поселка Ты<...>ыр (неразборчиво), где также все мужское население расстреляно. Убито и похоронено 26 человек...
По словам раненных они опознали советских партизан Забайкалья и Нового Цурухайтуя и Цагайтуя. Один из напавших, Топорков, убил своего зятя Кулакова. Сестра его просила на коленях не убивать ее мужа.
Есть слухи, но еще не проверенные, что поселки Найжин и Кущи подверглись той же участи. Имеются сведения о том, что 4 октября в 5 часов утра отрядом красной конницы был сделан вторичный налет на поселок Танехэ в Трехречье. Забрав по выбору женщин и 50 лучших лошадей с телегами, а также некоторое имущество, отряд к 11 часам ушел по направлению к границе СССР...
Согласно сведениям за время с 1 октября советскими отрядами расстреляно свыше 100 человек и разграблено до шести хуторов. За один вчерашний день большевики расстреляли еще 50 человек сверх этих чисел. Мужчин расстреливали в ряд и расстреливали из пулеметов на глазах жен, матерей и детей. Женщин заставляли приготовлять для убийц пищу, после чего над ними надругивались и затем расстреливали. Расстреливали также и детей до 10 летнего возраста. Даже моложе 5 лет бросали в колодцы на глазах у обезумевших матерей.
Советские информаторы сообщают, что было расстреляно 140 человек».
«Гун-Бао» (№ 843, 8 октября 1929 г.)
газета русских эмигрантов в Китае.

«Мы далеко не все представляем собой осколки отступившей в Китай частей Белой армии, которые известны в СССР под названием «белобандитской шайки»... Заселяли Трехречье главным образом забайкальские и отчасти амурские казаки, эмигрировавшие из СССР, в силу тяжелых экономических условий. Никакой борьбы с советской властью они ни на территории СССР, ни вне ее никогда не вели. Придя в Трехречье со своим скотом и частью с сельскохозяйственным инвентарем, они сразу же сели на землю и занялись хлебопашеством, сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей. Вначале эти переселенцы проходили, хотя и нелегально, но при попустительстве советской власти, которая смотрела на это сквозь пальцы, и только с конца прошлого года власти стали ставить препятствия переселенцам и, даже, бывали случаи, вооруженных стычек с пограничной стражей, но все же эмигрировать удавалось.
В конце сентября в Трехречье проникли незначительные красноармейцы, которые никаких агрессивных мер не проводили. Казаки тоже со своей стороны никакой вражды не проявляли. На другой день после этого явилась новая группа, которая уже от имени советского командования предложила казакам вернуться или же хотя бы вернуть скот.
Через два дня налет повторился. Проходя через разграбленный поселок, красноармейцы объявили женщинам, что их мужья казнены по приказанию советского правительства и что они должны подвергнуться той же участи со своими детьми. Расстреляв оставшихся женщин и детей, красноармейцы направились в следующие поселки, где повторили свое кровавое дело...»
«Гун-Бао» (№ 844, 9 октября 1929 г.)

«Организован набег советских частей, сделанным одновременно в нескольких пунктах этого района. Переправа через реку Аргунъ была совершена в один день, т. е. 28 сентября.
Отряд, разгромивший поселки Цанкыр и Танехэ, прошел предварительно от реки Аргунъ около 150 верст и потому только 1 октября явился в населенный пункт и учинил свою расправу. Что же касается другого отряда, вышедшего сразу в населенный район на берегу Аргуни в 300 верстах от Хайлара, то там расправа, о которой только теперь стало известно, имела место еще 28 сентября.
В этот день отряд красных, состоящий из набранных в районе Нерчинских заводов молодых коммунистов и местных бывших каторжан, но производимый военным командованием Красной Армии, переправился на правый берег Аргуни. Переправа была проведена под прикрытием моторного катера, вооруженного пулеметами.
Отряд около 200 человек встретил на китайском берегу мужественное сопротивление небольшого китайского кордона (10 человек) у поселка Дамысо-бо. В результате этого сопротивления начальник кордона Лю Си-фу и 6 человек китайских солдат были убиты.
Поселок Комары подвергся немедленному же разграблению, почти все жители, не успели бежать и, не ожидавшие над собой расправы, были уничтожены, а имущество их разграблено и дома сожжены.
Здесь отряд перешел в соседний поселок Дамысово, насчитывающий несколько десятков домов и являющийся в этом районе самым крупным и богатым. Зверству красных в этом поселке не было пределов. Расстреливались и убивались на месте не только мужчины, и женщины, но и малолетние дети. Были случаи, когда детей хватали и с высокого берега бросали в волны Аргуни, посылая «спасать родителей». Когда же обезумевшая мать, бросившись за ребенком, выплывала с ним, то тут же на берегу приканчивали и мать, и дитя. Ворвавшись в дом местного хуторянина Зырянова, красные звери не остановились перед убийством его маленького сына трех месяцев...
Ограбив и уничтожив поголовно таким образом целый ряд прибрежных по Аргуни беженских поселков, красные переправились обратно на свой берег, увезя с собой все награбленное. Все дома были сожжены и поселки почти сравнены с землей. Трупы расстрелянных остались валяться на улице, где их застала смерть.
Недалеко от этого места в пути была настигнута красными подвода с маслом, следовавшая в Хайлар. Эту подводу сопровождали шесть человек. Большевики убили их всех и затем положив их на подводу подожгли масло. Трупы в продолжении нескольких часов жарились и кипели в горящем масле».
«Гун-Бао» (15 октября 1929 г.)

«Нагрянули под вечерок, когда скот и табуны пригоняются на ночь домой. Выгнали табуны и рогатый скот в степь и, отрядив по два-три гонщика, пошли со стадами к русской границе. Остальные рассыпались по зимовьям, всех выгоняли, вещи перетряхивали, грудных детей вынимали из люлек, а то и просто выкидывали. Искали золото во всех видах, Что нашли, сколько нашли - никому не сказывали...
27 сентября ранним утром раздались выстрелы над поселком Танехэ. С плоскогорья хребта спускались конные всадники. Первой жертвой пал Якимов Гриша, мой двоюродный брат. Он ходил за лошадью в поле, ему надо было ехать в город Хайлар, где он учился в гимназии. Его заставили гнать лошадей домой во двор, а затем скомандовали идти на место сбора жителей, но на полпути застрелили. Вооруженные пулеметами, винтовками, штыками и гранатами, бандиты носились по поселку, выгоняя людей на край села, поджигая дворы и опустошая хаты. Наши родители, Сергей Ананьевич и Анна Васильевна, взяли нас, своих детей (три девочки и младший мальчик четырех лет) и пошли на указанное место, откуда наш папа уже не вернулся домой. Враги оцепили собравшихся, кружась на лошадях, о чем-то совещались, а мы в страхе ожидали недобрый конец. Вскоре объявили женщинам с детьми идти по домам, а мужчин 80 человек, где были глубокие старики и 14-летние подростки, быстро погнали за поселок.
На повороте высокой горы этого хребта, против кладбища скомандовали стать на колени, говоря с насмешкой: «Вы верите Богу, пусть Он спасет вас!»... Обстрел из пулемета, куча окровавленных тел, раненых всячески добивали».
Воспоминания Н. С. Якимовой, Тула, январь 1994 г.

«Насилию, разбою, дикой расправе не было конца. В одном из казачьих поселений было убито 140 человек, включая женщин и детей. Несколько раненых добрались до Хайлара и поведали об ужасах, перенесенных мирным населением. Свыше шестисот трехречинских поселенцев было вывезено в Советский Союз. Японское консульство на ст. Маньчжурия пыталось защитить мирное русское население, но ничего не могло сделать. Судьба вывезенных выяснилась позже: часть была расстреляна, большинство попало в концлагеря и тюрьмы».
«Финал в Китае», 1958 г., П. Балашкин

«Душу раздирающие сведения идут с Дальнего Востока. Красные отряды вторглись в пределы Китая и всей своей жестокостью обрушились на русских беженцев, выходцев из России, нашедших в гостеприимной Китайской стране убежище от красного зверя.
Уничтожаются целые поселки русских, истребляются все мужское население, насилуются и убиваются дети, женщины. Нет пощады ни возрасту, ни полу, ни слабым, ни больным. Все русское население, безоружное, на китайской территории Трехречья умерщвляется, расстреливается с ужасающей жестокостью и с безумными пытками. Вот замученные священники: один из них привязан к конскому хвосту. Вот женщины с вырезанными грудями, предварительно обесчещенные. Вот дети с отрубленными ногами; вот младенцы брошенные в колодцы; вот расплющенные лица женщин, вот 80-летние старцы в предсмертных муках расстрела; вот реки, орошаемые кровью убегающих в безумии женщин и детей, расстреливаемых из пулеметов красных зверей,
Кровь леденеет, когда читаешь сообщения компетентных лиц с Дальнего Востока о зверствах красных в захваченной ими части Китая. Все существо содрогается от этой небывалой кровавой расправы с безоружным населением и детьми.
Вопиют архипастыри и пастыри Дальнего Востока, протестуют пред всем миром русские общественные организации, взывает ко всем русская печать.
Вот уже 12 лет насильники в Москве раздирают русские души, уничтожают древние святыни, подвергают гонению духовенство и верующих, морят и гноят в тюрьмах множество невинных людей, культивируют утонченные пытки, перед которыми бледнеют все, ведомое в этой области истории»
Из письма Митрополита Антония (Храповицкого) – первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, адресованного главам правительств, Церквей и ведущих газет мира.

Граница зимой. Четверть века назад я пристально вглядывался в бинокль, пытаясь разглядеть белеющий в кустарниках памятник на том берегу. Ощущения не обманывали – там было обжитое место, еще оставалась стоянка, иногда ходили люди. Кому поставлен памятник? Случалось, я подходил к берегу, слышал неясную речь, различал отдельные русские и монгольские слова. Это было в 1986 году.
– Там была русская деревня, тоже Дамысово называлось, – разъяснил загадку местный старик Фрол Михайлович Овсянников.
Оказалось, что было две деревни с одним названием – одна на русском, другая – на китайском берегу.
– Все работящие уходили на ту сторону, строились, называли деревни старыми названиями. Вот и отсюда ушли, – продолжал старик. – Мальчонкой я часто бегал туда. Хотя и ловили меня иногда пограничники. Сытно жили наши земляки. Лавки были китайские. Скота много, хлеба тоже много. А тут мы жили голодно. С нашего берега смотрели зло и завистливо: опять разбогатели... Осенью 1928 или 1929 года, я привычно перебрался на тот берег, там меня часто подкармливали. Прибежал в деревню... Все было порушено. Кровь и гарь. Всюду валялись убитые люди, скот. На улице лежала истерзанная русоволосая девушка, вокруг нее ходили свиньи. И... обгрызали ее...
Через много лет мой друг, житель села Дамысово Нерчинско-Заводского района, Владимир Зырянов привез мне из Китая газеты 1929 года с этими материалами, и перевод иероглифов с памятника. Оказалось, что китайские власти увековечили на камне имена убитых русских русскими же. Позже эти материалы появились в периодике.
Я бы посчитал опубликованные в современных изданиях и Интернете материалы о Трехречье белогвардейской пропагандой того времени, но рассказ Фрола Михайловича будет звучать во мне всю жизнь, и памятник будет стоять перед глазами. Их много на той стороне.
Много лет я прожил на берегах Аргуни и Онона. Почему же мне порой было тягостно? Почему в это время не слышал искреннего человеческого смеха, речи, откровений? Родина – все же не территория, где может властвовать любой режим, корежа души людей. Это нечто иное... Сильные умы позиционируют свое пребывание в общемировой среде, где бы они не находились. Они же и несут в себе Родину, народ, род. Из их корней возрождается дух, без которой и жизнь была бы немыслимой.
Коммунистическая Россия со всей своей промышленностью, сельским хозяйством, системой распределения пайков взрастала, набирала мощь и кумачово-ликовала на чужом горе. Как известно, на чужой беде никто еще своего счастья не построил. Не удивительно, что советский рай так быстро сменился адом разрухи и звериного рынка без души и сердца.
Один абзац из повести «Жизнь» моего любимого философа Алексея Лосева не будет давать мне покоя до смертного часа: «В новом свете предстали мне ужасы жизни, которыми смущалась душа моя с детства. Нет никуда выхода из жизни, из ее кровавого и мутного сладострастия, если не осмыслить ее как жизнь моей Родины…»

Виктор Балдоржиев.
На снимках:
вверху – казачья изба, такие избы и строили забайкальцы по берегам Аргуни, многие из них сохранились и до наших дней;
внизу (слева) – наши земляки в Китае, снимок прислал Лавр Гурьянович Зырянов (в центре) своей подруге (невесте) Вере Астафьевне Голятиной в деревню Дамысово, что на этой стороне Аргуни;
внизу (справа) – &#8209;казачий амбар в Нерчинском Заводе. Такие амбары до недавнего времени можно было видеть в наших селах и деревнях по Онону и Аргуни (был и в степном Кулусутае).

Жаль, не могу снимки поместить. Это материалы из 2 номера журнала "Даурия", который я еще не запустил в печать.

_________________
Виктор Балдоржиев,
забайкалец, кавалер медали А. С. Пушкина,
Читайте журнал "Даурия" здесь:
http://lib.babr.ru/index.php?book=6712
http://poezia.ru/user.php?uname=Azarov
http://www.wplanet.ru/index.php?show=author&id=1543
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Azarov
Любитель
Любитель


Зарегистрирован: Jun 28, 2010
Сообщения: 66
Откуда: Ононский район - Чита

СообщениеДобавлено: Чт Янв 06, 2011 5:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Виктория Аргудяева

Русское население Трехречья

Трехречье (по-китайски Саньхэ цюй) — район, получивший название от трех рек: Ган, Дербул и Хаул, бассейны которых расположены в северной части автономной территории Внутренней Монголии (Барги) в Маньчжурии (Китай). Все три реки, берущие начало в северо-западных отрогах Большого Хингана, находятся в пределах Хулунбуирского нагорья и впадают в пограничную между российской и маньчжурской сторонами р. Аргунь, напротив российского пос. Цурухайтуй.
В этой статье мы не ставим задачу научного освещения истории, экономики, географии Барги. Это отчасти уже сделали некоторые исследователи1.
Нас интересуют прежде всего этнографические сведения об этом районе, населенном в первой половине XX в. различными народами (эвенками, китайцами, японцами, русскими), и проблема межкультурного взаимодействия.
Из них в большей степени изучались эвенки: в 1915-1916 гг. известным русским ученым С. М. Широкогоровым, в 1928, 1929 и 1932 гг.— английским этнографом Этель Джоин Лингрен, во второй половине XX в. — китайскими исследователями Цю Пу и Люи Гуантянь и немецким ученым Ф. Георгом Хайне2.
Наибольший интерес для нас представляют русские, мигрировавшиев Трехречье и сохранившие там в иноэтничном окружении традиционную русскую культуру. Этнографические сведения о представителях русского этноса сосредоточены в основном в материалах, посвященных русской эмиграции в Маньчжурии, — статьях, газетных заметках, отчетах, некоторых архивных материалах и воспоминаниях бывших жителей Трехречья. Среди них особо следует отметить Анатолия Макаровича Кайгародова, опубликовавшего свои воспоминания о Трехречье в ряде забайкальских газет, журналах «Советская этнография» и «Проблемы Дальнего Востока». Признательна я и родившемуся и выросшему в Маньчжурии преподавателю одного из вузов г. Читы Вадиму Васильевичу Перминову, поделившемуся своими воспоминаниями и познакомившему меня с некоторыми материалами А. М. Кайгародова.
Благодаря воспоминаниям краеведов и сведениям, собранным ими от старожильческого русского населения Трехречья, получены первые данные о времени появления в этом районе русских и их уходе в середине XX в. В 1950-е годы советское правительство по согласованию с китайским предложило всем русским, не затронутым репрессиями3, перебраться в основном в казахстанские степи на освоение целинных земель. До этого русские составляли самую значительную (более 90%) часть населения Трехречья.
По некоторым данным русские появились в Барге еще до подписания с маньчжурской Цинской империей и Русским государством Нерчинского договора 1689 г.4, однако эти сведения не нашли отражения в научных публикациях.
А. Кайгародов, рассматривая проблему появления первых русских на территории Трехречья, также не может указать дату возникновения здесь первых русских поселений и основывается лишь на предположениях, воспоминаниях местных русских и эвенкийских старожилов и свидетельствах некоторых литераторов. В частности, русский поэт, революционный деятель М. Л. Михайлов, отбывавший каторгу в 60-х годах XIX в. в Кадае (ныне Читинская область), писал о неоднократных побегах политкаторжан на маньчжурскую сторону р. Аргуни еще до второй половины XIX в.5 По рассказам эвенков, они в середине XIX в., заходя в верховья рек Хаул, Дербул и Ган, видели там избы русской постройки, лошадей и коров, а зимой — заготовленное сено6. Возможно, это и были первые заимки русских беглых политкаторжан, которые охотно женились на тунгусках. Потомки от таких браков были русоволосыми, отличались высоким ростом. Они и их отцы охотились вместе с эвенками, но выходить к р. Аргунь опасались и боялись встреч с русскими охотниками, периодически промышлявшими в тех же лесах.
Впоследствии в Трехречье стали появляться охотничьи избушки и первые заимки казаков, живших за Аргунью на российской стороне, но периодически приходивших на маньчжурскую сторону. Первоначально такие заимки и выстроенные здесь избушкизимовья были сезонными и служили укрытием от непогоды и местом проживания только на время покоса (казаки ездили заготавливать сено на маньчжурскую сторону р. Аргунь) или в период зимнего охотничьего сезона.
По сведениям А. Кайгародова, заселение и освоение Трехречья практически началось в XIX в. с момента появления там первых охотничьих избушек и заимок забайкальских казаков. Впоследствии практически все первые заимки переросли в поселки и деревни. Первые русские заимки появились по Хаулу — реке, самой близкой к Аргуни. В 1870 г. две из них объединились в хутор Ивановку (четыре двора с небольшими огородами). В 1875 г. на месте заимки, основанной Парамоновым, появился хутор Ернишная (из четырех дворов с огородом и баней). В 1885 г. заимка, построенная Т. И. Лопатиным, переросла в пос. Черноусиху — шесть дворов с огородами и впервые с пашней, на которой рожь давала очень хорошие урожаи. В 1890 г. самая нижняя по Хаулу заимка С. Л. Шестопалова разрослась в богатую деревню Манерку с тысячными отарами овец, стадами крупного рогатого скота и табунами лошадей. Хозяева хуторов и заимок, пережив первую мировую войну, перестали возвращаться к себе на родину в левобережные приаргуньские казачьи станицы, вывезли из Забайкалья свои семьи и стали постоянно проживать по р. Хаул.
В годы революции и гражданской войны в России в Трехречье устремился поток беженцев, отходили разгромленные красными части атамана Семенова и других вожаков белого движения. Население бассейна р.Хаул выросло за счет беженцев из Сибири и Забайкалья в несколько десятков раз. Но в 1922 г. отряды забайкальских партизан во главе с С. И. Толстокулаковым совершили несколько рейдов на правобережье р. Аргуни и р. Хаул. Русские деревни в этой местности были сожжены, погибло немало людей. Уцелевшие поселенцы, побросав все имущество, бежали на Дербул и Ган. Бассейн р. Хаул опустел, лишь в его верховьях осталась одна китайская деревня Караванная, где многие китайцы имели русских жен7.
В 1920-1930-е годы происходило массовое расселение русских в Трехречье, преимущественно по Дербулу и Гану. Китайские власти не препятствовали русской колонизации этого практически не заселенного региона. Географически он делился на таежную, лесостепную и степную части, что и определило основу хозяйственной направленности в населенных пунктах этих зон и не мешало развитию традиционного хозяйственного уклада русских в Трехречье. Ориентация только на определенные виды деятельности в связи с природноэкологическими условиями тем не менее позволяла путем торговообменных операций иметь все продукты питания, необходимые для обеспечения традиционнойжизнедеятельности.
По данным, собранным А. Кайгародовым, удалось выявить как время основания первых заимок и более крупных населенных пунктов, так и время, когда они были покинуты русскими.
Основные населенные пункты по р. Дербул — поселки Дубовая, Ключевая, Тулунтуй, Попирай, Караганы и Щучья.
Дубовая. Заимки на месте будущего поселка основаны Егором Пешковым и Вениамином Волгиным в 1880 г. Первые подворья с рублеными избами, амбарами и огородами появились здесь в 1925-1926 гг. В них поселились братья Иван и Игнатий Золотовск ие, Георгий, Макар и Петр Кайгородовы и В. П. Катков8. Деревня расположилась в живописном месте на высоком левом берегу Дербула. За рекой простирались луга, за ними — горы, склоны которых занимали пашни, а еще дальше виднелись хребты — основное место охотничьего промысла жителей. Посреди деревни располагались начальная школа и церковь; был молочный завод и несколько водяных мельниц. Небольшой речушкой Дубовкой поселок делился на две части. Основное занятие жителей — земледелие, позволявшее получать высокие урожаи зерновых. Однако соседство с тайгой определило важную роль в хозяйственной деятельности населения — охотничий промысел. Многие жители вели меновую торговлю с эвенками. Основная масса пантов и пушнины, которые вывозились из Трехречья, закупалась именно в Дубовой9. Большинство русских покинули Дубовую в 1955-1956 гг., три семьи оставались до 1975 г.
Ключевая. Первые заимки основаны в 1885 г. А. А. Волгиным, К. Л. Зверевым и Г. Полуэктовым. В 1913 г. деревня насчитывала уже около двух десятков дворов; была выстроена церковь. Особенно зажиточным был К. Л. Зверев. Он и двое его сыновей сеяли много зерновых, держали большое количество скота, имели в верховьях Дербула заимку для зимнего содержания поголовья, где вместе с двумя работниками накашивали много сена. Русские покинули Ключевую в 1955-1956 гг., две семьи оставались до 1970 г.10
Тулунтуй. Первые заимки основаны Жигалиным, Каюковым и братьями Александром и Тимофеем Фомиными в 1882-1885 гг. К 1945 г. поселок состоял из двух разделенных небольшой речкой частей — Верхнего Тулунтуя и Нижнего Тулунтуя; в центре поселка — церковь и школа. Русские покинули Тулунтуй в 1955-1956 гг., три семьи оставались до 1965 г.11
Попирай. Заимка, основанная Козулиным в 1895 г., впоследствии разрослась в деревню, считавшуюся по количеству скота самой богатой в Трехречье. Русские оставили этот населенный пункт в 1955-1957 гг.12
Караганы. Заимка, основанная Федором Широких примерно в 1890 г., разрослась в небольшую деревню — сказывалась близость советской границы. Русские жители покинули эти обжитые места в 1956 г.13
Щучья. Первые заимки основаны И. Пешковым и Д. А. Деревниным в 1880 г. Вскоре здесь выросла небольшая, но довольно богатая деревенька. Именно через нее в 1920-х годах в Трехречье и дальше в глубь Маньчжурии отходили разгромленные части семеновцев, колчаковцев, каппелевцев и несколько тысяч беженцев преимущественно из числа зажиточных забайкальских казачьих семей. В Щучьей китайцы учредили пограничный пост с даотаем (маньчжурским уполномоченным, руководителем края) во главе. Как только советские власти установили контроль на границе, поток беженцев вначале поредел, а затем и вовсе иссяк. Китайская администрация переселилась на р. Ган, в деревню Лабдарин (ныне г. Аргунь). В Щучьей осталось 25-30 домов; русские покину ли деревню в 1956 г.
Населенные пункты по бассейну р. Ган включали Покровку, Усть-Кули, Лабдарин, Челотуй и Светлоколуй.
Покровка. Как и другие деревни, начиналась с первых заимок, основанных Пятковым и Вырышевым в 1925 г. Среди крестьян было много старообрядцев, которые в 1930-е годы переселились на Большой Хинган. После второй мировой войны, в 1950-е годы, не захотев возвращаться в СССР, они эмигрировали в Парагвай и Уругвай, а затем на Аляску, где основали с. Никольское. Остальные русские покинули Покровку в 1955-1956 гг. Несколько семей оставалось до 1962 г.14
Усть-Кули (в настоящее время — Ся Кули). Первые заимки основаны Е. В. Волгиным и Парамоновым в 1907 г. Большая часть русских покинула деревню в 1955-1957 гг.; несколько семей оставалось до 1960 г.15
Лабдарин (г. Аргунь), насчитывающий несколько десятков тысяч жителей. На месте первых заимок, основанных Каргиным, Косяковым, братьями Кустовыми в 1895-1900-х гг., постепенно выросла деревня. Именно сюда из Щучьей перенес свою резиденцию даотай. Кроме сбора налогов китайцы ни какой другой деятельностью не занимались. С приходом в Маньчжурию японцев в 1932 г. резиденция даотая была ликвидирована. Русских из этих мест выселили в 1955—1956 гг. На их место стали приезжать большие партии китайцев из центральных районов Маньчжурии и Китая16.
Челотуй. Заимка на месте будущей деревни основана А. П. Морозовым в 1914 г. Впоследствии выросла в небольшую, но одну из самых богатых (по количеству овец) деревень. Только у сына, основателя заимки П. А. Морозова, их было около 7000. Русские покинули деревню в 1955—1956 гг.17
Светло-колуй (Светлый Колуй). Заимка на месте будущей деревни, насчитывавшей к 1945 г. 50-60 дворов, была основана в 1910 г. И. Е. Бизьяновым. Как и в других деревнях степной полосы Трехречья, жители Светлого Колуя имели большое количество скота. Здесь, пожалуй, не было хозяина, который держал бы менее 500-1000 овец, а сын основателя первой заимки имел более 6000 голов. Русские покинули деревню в 1956 г.18
Несколько русских населенных пунктов находилось в междуречье Дербула и Гана.
Баржакон (назван по одноименному притоку р. Дербул). Первые заимки основаны П. Д. Банщиковым и Т. И. Лопатиным в 1922 г. Русские ушли из деревни в 1955 г.19
Лапцагор. Заимка на месте будущей деревни основана в 1905 г. П. Былковым. К 1945 г. деревня насчитывала не более 20 дворов, однако на каждый двор при ходилось не менее 1000 голов скота. Русские покинули деревню в 1955-1956 гг.20
Верх-Урга (в настоящее время — Шан Урга). Считается, что этот населенный пункт появился давно. Еще до событий октября 1917 г. на речке Урга (впадает в р.Ган) казаки содержали скот и тайно мыли золото; но прииск по своей нерентабельности вскоре был заброшен. Деревня, довольно населенная в 1940-е годы, была основана в 1920 г. Ермолиным и Мартемьяновым. Часть русских покинула деревню в 1955-1957 гг.; некоторые семьи оставались до 1970 г.
Усть-Урга (в настоящее время — Ся Урга). Основана одновременно с Верх Ургой Качиковым, Соколовым и Фоминым21. Большая часть русского населения выехала в 1955-1957 гг.; отдельные семьи оставались до 1972 г.
Ширфовая. Деревня выросла в верховьях р. Ган в 1940е годы в основном из переселенцев китайской приграничной деревни Цицянь (Цигань) и считалась одной из самых бедных в Трехречье. И пахотной земли, и лугов было мало. Но большинство мужской части переселенцев слыли прекрасными охотниками. Многие занимались рыболовством и зимой возили по деревням рыбу, обменивая ее на пшеницу и овес.Определенный доход приносила меновая торговля с эвенками. Русские покинули деревню в 1956 г.22
Верх-Кули (Шан Кули). Первые заимки на месте будущей деревни появились примерно к 1890 г. Основаны Аксеновым, К. И. Чегодаевым, братьями Чипизубовыми. В 1911—1912 гг. в Верх-Кулях построили старообрядческую церковь (православная церковь появилась несколько позднее), был постоялый двор, две китайские харчевни и три лавки; русскими было налажено небольшое маслодельное, сыроваренное и пимокатное производство; имелись отделения японских торговых фирм «Хаяси канэ» и «Томо боеки коси». Удобные для обработки поля и хорошие сенокосные угодья, сравнительная близость рынка (г. Хайлар) позволили деревне выйти в Трехречье на первое место по производству зерна и мяса. Самыми зажиточными хозяевамиземлепашцами были П. К. Чегодаев (засевал более 300 дес. пашни) и Родионов (около 150 дес.), имели бессчетное количество овец, разводили и верблюдов. Верх-Кули считалась самой богатой деревней Трехречья, первой по численности населения, среди которого к 1945 г. было 30 китайцев и около 1500 русских23. Их начали выселять из деревни в 1955 г. Многие уехали в Австралию24.
Нармакчи. Небольшая деревня, 15-20 домов, была основана несколько позднее Верх-Кули казаками Первухиными из Аргунска. Население занималось в основном овцеводством. Близость Хайларского тракта не создавала помех в успешном сбыте скотоводческой продукции. Все русское население было депортировано в СССР в 1956 г.25
Драгоценка (покитайски Саньхэ, при японцах — г. Найрумту) — один из самых больших (после Верх-Кули) по численности населенный пункт Трехречья, его центр. Деревня основана в 1880—1882 гг. Ф. Кокухиным, А. Куликовым и В. Деревцовым. Свое название получила благодаря многочисленным залежам плавикового шпата в окрестных сопках. Центральное положение Драгоценки в Трехречье, хорошая связь грунтовыми дорогами практически со всеми населенными пунктами (в том числе г. Хайларом) этого региона обусловили быстрый рост торгового, а затем и административного и культурного центра. Это была единственная в регионе казачья станица, которой подчинялись все трехреченские казачьи поселки (деревни).
Драгоценка — населенный пункт Трехречья, где китайцы составляли значительную прослойку населения. Здесь они держали мелкие лавки, харчевни, пошивочные мастерские, парикмахерские, постоялые дворы. Были среди них и кузнецы, и плотники, неплохие огородники, но традиционным землепашеством, как русские, они не занимались.
По данным А.М. Кайгородова, в Драгоценке находились торговопромышленный филиал русской фирмы «И. Я. Чурин и К°», филиалы японских торговых фирм «Хаяси канэ», «Томе боеки коси», «Мансю тикусан кабусики кайся». Кроме торговли потребительскими товарами они снабжали население сельскохозяйственным инвентарем за наличный расчет и в кредит под будущий урожай, что позволяло сельским жителям уже весной приобретать необходимые товары. За них можно было платить не только деньгами, но и пушниной, и зерном, а в китайских лавках и куриными яйцами. Фирме Чурина кроме магазина принадлежали паровая вальцовая мельница и ремонтномеханические мастерские26.
В 1944 г. в Драгоценке проживало около 3000 чел. (без японского гарнизона — 300 чел.), в том числе русских примерно 1500, китайцев 900-1000, японцев — 500. Здесь располагалось управление ЮжноАргунской губернии, в которую при японцах преобразовалось Трехречье, полицейское и жандармское управления, казачье станичное управление, лесничество, отделение японской миссии, отделение Бюро по делам российских эмигрантов. В Драгоценке находилась единственная в Трехречье восьмилетняя школа, китайская школа и больница с хирургическим отделением27.
Первым станичным атаманом Драгоценки был Е. В. Волгин, сделавший немало для расселения и обустройства русских в Трехречье. Именно при нем наблюдался самый большой наплыв русских не только из-за р. Аргуни, но и из пристанционной полосы КВЖД. Его сменил генерал Г. Е. Мациевский. Последним атаманом в Трехречье стал полковник В. Л. Сергеев, который одновременно выполнял функции главы отделения Бюро по делам российских эмигрантов в Трехречье.
Русских начали выселять из Драгоценки в 1955 г. Несколько семей оставалось до 1962 г., мотивируя свой отказ выселяться нежеланием оставить без присмотра знаменитый казацкий собор Петра и Павла. Их все же выселили насильно; храм вначале превратили в клуб, затем в склад, а позднее разобрали на дрова.
Подавляющее число населения Трехречья состояло из русских и росло не только за счет переселенцев из-за р. Аргуни, но и из других мест Барги, пристанционной полосы КВЖД, а также из городов Хайлар, Маньчжурия, Харбин.
К концу 1944 г. в 16 поселках насчитывалось 9050 чел.28, в том числе мужчин 4739, женщин 4329. По данным А. Кайгародова, в 1945 г. русское население Трехречья составляло 11 тыс. чел., включая население 16 поселков и 3 выселков30. Это были в основном забайкальские казаки и их семьи, бежавшие сюда либо во время гражданской войны, либо в период коллективизации в 1930-е годы. Таких беженцев называли «тридцатниками».
Вторую по численности группу населения составляли китайцы. По сведениям А. Кайгородова, китайцы появились недалеко от Трехречья в 1902—1903 гг., основав на правом берегу Аргуни пос. Цигань. Непосредственно в Трехречье китайцы пришли в 1925 г. В основном это были торговцы, держатели постоялых дворов и харчевен, парикмахеры, сапожники, кузнецы и другие ремесленники, а также огородники. Из общего числа китайцев (до 1945 г.) в 1000—1100 чел. основная часть проживала в Драгоценке, занимая как бы отдельный квартал. В других населенных пунктах их было немного, за исключением Верх-Кули (примерно 12 семей) и Караванной (30 семей)31.
Третью, самую немногочисленную часть населения Трехречья, составляли японцы, появившиеся в 1932 г., когда в Маньчжурии было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-Го. Большая часть японцев — военнослужащие небольшого гарнизона в Драгоценке или гражданские служащие различных учреждений, коммерсанты, советники, преподаватели32.
Были и представители коренных народов — эвенки, орочены, буряты, монголы. Орочены (250 чел. по китайским источникам) охотились на лошадях преимущественно по р. Гану; эвенки (164 чел. в 1989 г., по сведениям, собранным немецким ученым Г. Хайне) охотились на оленях. Монголы и буряты кочевали в степной полосе Трехречья, работая пастухами у русских скотовладельцев33.
Основное занятие русского населения — земледелие, скотоводство и охота. В зависимости от природных условий, как уже говорилось выше, одна из этих отраслей традиционного хозяйствования превалировала либо в лесной, лесостепной, либо в степной зоне.
Жители лесостепной зоны занимались преимущественно земледелием. Сельское хозяйство было экстенсивным, велось по старинке, как и в Забайкалье, без применения удобрений. Не было ни агрономов, ни ветеринарных врачей (кроме Драгоценки, где находился ветеринарный пункт). Во время посевной и уборки урожая соблюдали определенные земледельческие традиции. Например, когда сеяли коноплю, то вместе с семенами в землю зарывали несколько яиц.
При уборке зерновых оставляли небольшой клин «богу на бородку». В засушливую погоду приглашали священников на молебен и с иконами ходили по полям34.
По данным на конец 1944 г. в Трехречье можно проследить (по основным поселкам) количество населения, жилых помещений, обработанной под посевы зерновых земли и структуру посевов.
Сеяли преимущественно пшеницу, овес, ячмень, гречиху. Яровых посевов, как и в Забайкалье, из-за суровости климата было мало.
Более всего (39,9%) было баранов и коз35. Неясно, включена ли сюда численность овец. Скорее всего — нет, так как большинство трехреченцев говорят о несметных стадах этих животных. Под термином «домашний скот» следует, скорее всего, понимать крупный рогатый скот, он составлял 25,42%. На лошадей приходилось 13,66%, домашнюю птицу — 17,8%, свиней — около 3%. Верблюды (29 гол.) были лишь в пос. Верх-Кули36.
Лошадей и быков использовали в качестве тягловой силы. Тракторов было мало (22), в основном в Драгоценке, да и те из-за высоких цен на горючее использовали только на обмолоте хлебов; автомашин (всего 2) в пос.Усть-Кули37.
Плуги имелись далеко не в каждом хозяйстве. На 1380 подворий приходилось 170 плугов; еще меньше было сноповязалок (128), веялок (96), дискоборон (63), молотилок (42), сеялок (39); лучше обстояло дело с обработкой молочных продуктов — на 16 поселков приходился 271 сепаратор38.
Теплых помещений для скота, по забайкальской традиции, не строили. Сооружали лишь примитивные укрытия (две-три тесовых стены и крыша) от ветра и снега. Помещений для хранения убранного зерна (крытых риг) и сена не делали. Сена при большом количестве скота заготавливали в громадном количестве и оставляли под открытым небом. Ранний весенний приплод от коров и овец укрывали в избе или в зимовье. Домашнюю птицу во многих подворьях держали всю зиму в избе, в специальных загородках.
Землю обрабатывали также традиционно, приспосабливаясь к местным природным условиям. При ранней весне посев начинали в конце апреля; если весна была холодной, посевные работы отодвигались на начало мая. Под посев пшеницы вначале использовали залог (земля, вспаханная в предыдущее лето) или пар (отдохнувшая от вспашки земля), затем пахали перелог (пашня, с которой собран только один урожай) и, наконец, залежь, или третий хлеб (земля после двух собранных урожаев). Вслед за пшеницей сеяли овес, ячмень; завершался посев гречихой. Вся посевная кампания продолжалась долго — с конца апреля до начала июня39.
Ветреную, нередко капризную (с холодным дождем и даже снегом) весну сменяло жаркое, но короткое лето. Надо было успеть вспахать целинную землю или пар, накосить сена, убрать урожай. Вспашкой занимались рано утром, пока не было большой жары, или вечером, с наступлением прохлады. Сенокос начинался во второй половине июля. Ближайшие к населенным пунктам покосы делили между семьями по количеству скота; на дальних каждый мог косить, сколько ему надо и сколько он сможет. Зажиточные казаки строили на отдаленных покосах заимки, где скот находился постоянно; здесь же заготавливали и хранили сено. С окончанием покоса, к середине августа, начиналась страда. Ее сроки также были сжатыми. Жаток, сенокосилок со специальными приспособлениями, сноповязальных машин не хватало. Для уборки урожая пользовались преимущественно косами и серпами. Убранный хлеб складывали в клади (скирды) и оставляли в поле до октября. В октябре начинался обмолот зерна, который из-за отсутствия молотилок затягивался иногда до марта. Теплую и тихую осень сменяла продолжительная суровая зима с глубоким снегом. Это было время основного отдыха от сельскохозяйственных работ. Однако для части мужского населения наступал охотничий сезон, а после 1941 г. мужчин стали посылать и на общественнотрудовые работы.
С началом второй мировой войны правящие в Маньчжурии власти, ссылаясь на трудности военного времени, обязали население не только использовать лошадей, быков и телеги для выполнения различной «поденщины», или так называемой «натуральной повинности» (подвоз бревен для постройки и ремонта, а также дров для различных учреждений; ремонт шоссейных дорог; обслуживание административных учреждений и др.), но и сдавать скот государству.
На состоявшемся 26-27 декабря 1944 г. в Харбине съезде представителей Главного Бюро, начальников районных Бюро и представительств по делам российских эмигрантов, представитель Трехреченского бюро заявил, что все население Трехречья понимает трудности военного времени «…и потому готово на величайшее напряжение в своей работе и на все ограничения личных потребностей, ничего не требуя от правительства и довольствуясь тем, что оно дает ему»40. Вместе с тем он, как, впрочем, и представители других отделений Бюро, сетовал на ряд трудностей, связанных с выполнением так называемой поденщины и жизнедеятельностью населения, отмечая, что в сложившихся условиях натуральную повинность очень тяжело выполнять, так как этот процесс приходится в основном на зимние месяцы, а население должно сдавать полученную в хозяйстве кожу и шерсть. Это привело к тому, что «…никто не имеет теплой одежды и обуви, никто не ремонтирует… упряжь и конное снаряжение. С каждым годом положение в этом отношении становится все тяжелее, и уже были отдельные случаи, когда люди, назначенные в наряд, не имели возможности выехать, не имея обуви и исправной сбруи… Выполнение натуральной повинности при существующих условиях окажется возможным в том случае, если на предстоящий 1945 год будет разрешено сдавать Государству не всю кожу и шерсть, получаемую населением, а лишь половину, оставляя вторую половину для нужд населения и разрешив ему выделывать оставшуюся кожу в своих поселках»41.
Подводя итоги, он отметил, что недостаток кожи, шерсти, железа, ослабление конского поголовья «угрожает… выполнению плана увеличения материальной базы… и Государственной обороны в крае»42. Эти задачи он считал самыми насущными для населения, а менее насущными — получение продуктов питания и предметов фабричнозаводской промышленности, так как «…в обстановке военного времени нельзя требовать, чтобы все доставлялось вовремя и вволю»43. Между тем, судя по данным этого же доклада, семья служащего (4 чел.) одного из учреждений Драгоценки получила в течение 1944 г.: 100 гр. чаю, в среднем по 1,7 цзиня 44 в месяц сахара; за весь год—три цзиня масла, 12 м. мануфактуры, 4 куска мыла, 14 коробков спичек, 3 катушки ниток, 6 пар носков.
В среднем в месяц выдавалось на человека 37 кг муки и 1350 гр. мяса45. Такое же количество продуктов и товаров получала и семья жителя, занимавшегося сельским хозяйством, за исключением муки, так как на каждого едока селянин мог оставить из своего урожая по 20 пудов зерна46. Население старалось как-то выйти из трудного положения, во всяком случае мыло, свечи для освещения и масло приготавливали домашним способом, а вот в чае и спичках была острая необходимость.
Проблем с питанием населения, по мнению представителя Трехреченского бюро, практически не было, так как обилие в реках рыбы, а для некоторых и возможность добыть таежного зверя, наличие огородов значительно пополняли рацион трехреченцев. На огородах выращивали различные овощи, картофель, коноплю и табак47.
Среди населения, основным занятием которого было землепашество и скотоводство, наблюдалась имущественная дифференциация. Наиболее зажиточными были хозяева, обосновавшиеся в Трехречье еще в конце XIX — начале XX в. или попавшие сюда сразу после октября 1917 г., которые могли перевезти в Маньчжурию все свое имущество, перегнать скот. Имея такую основу, они сравнительно быстро разбогатели, применяли в хозяйстве наемный труд. Работники нанимались преимущественно на сельскохозяйственный год (от Пасхи до Покрова) или же на определенный сезон (посевную, сенокос, уборочную).
В степной зоне Трехречья работников было больше — здесь богатым скотоводам надо было заготовить громадное количество сена. В деревнях лесостепной зоны работников нанимали только на время страды, на обмолоте работали поденщики. В зимний период работники были только на заимках и в отдаленных зимовьях для ухода за скотом. За труд платили натурой — зерном, мясом, овощами. На заимках некоторые работники жили постоянно, в течение многих лет и фактически становились членами семейного коллектива.
Население, расположенное в лесной зоне, в основном занималось охотой и рыболовством, в меньшей степени скотоводством; на небольшом клине сеяли ячмень и овес. Осенью и зимой главным объектом охоты были белка, колонок, рысь, выдра, весной — изюбрь. Методы охотничьего промысла русских охотников мало чем отличались от эвенкийских, но организация их была совершенно иной. Эвенки охотились в одиночку или семьей, русские — традиционно, как и в Забайкалье, непременно артелью в 7-8 чел. как при охоте на белку («белковье»), так и на изюбрей во время их «рева». Удачей считалось добыть панты (молодые рога изюбря), которые ценились очень высоко.
Наиболее выгодным было белковье, когда артель уходила в тайгу на месяц-полтора. Все члены артели подчинялись выбранному ими старшему, который определял маршрут охоты, распределял обязанности. Такой промысел был нелегким, так как проходил в самое холодное время года, к тому же приходилось гоняться за сохатым, так как мясо с собой не брали. Пищевые запасы артельщиков, взятые на охоту, состояли из масла, сала, соли, чая и толченых сухарей.
Добытую пушнину скупали русские коммерсанты из Хайлара и Харбина, представители японских фирм. Выручку от реализации «мягкого золота» делили поровну, вне зависимости от количества добытых каждым охотником шкурок. Охотились артелью и на хорьков. Орудия лова использовали традиционно русские — кулемки на хорьков, пастушки и петли на зайцев, пасти на козулю, капканы на лисиц и волков. Ловушки кулемки изготавливали в большом количестве, их осматривали ежедневно, подкладывая по необходимости поедь — приманку. Специальными ловушками, напоминающими по форме плоские ящики, сколоченные из тонких досок, или бердами, сплетенными из прутьев, ловили тетеревов. Ловушки настораживали около скирд хлеба, еще не убранного с поля, или на песчаных косах. Иногда такой ящик, падая, накрывал сразу несколько птиц, и таким образом за день можно было добыть их очень много48.
Разнообразными были и орудия лова рыбы (таймень, сом, чебак, карась, ленок, хариус и др.) — сеть, невод, перемет, удочка, острога и корчага. Корчага представляла собой своеобразное сооружение в виде сплетенного из ивовых прутьев сосуда с круглым отверстием, стенки которого углублялись на несколько сантиметров внутрь и с внешней стороны обмазывались тестом. Корчага прикреплялась к длинной палке и при ее помощи укреплялась на дне водоема. Рыба, заплывая внутрь, из-за выступов этого сооружения уже не могла выбраться наружу. Но самым, пожалуй, эффективным способом ловли рыбы был ез (заездок), который казаки использовали еще на родине. Этот способ добычи рыбы считается традиционным для забайкальских казаков, однако некоторые исследователи, в частности немецкий ученыйэтнолог Г. Хайне, полагает, что казаки его усовершенствовали, а изобрели амурские и забайкальские эвенки49.
Как и в Забайкалье, в Трехречье в конце августа, когда рыба начинала спускаться из верховьев к устью реки, ее русло перегораживали изгородью из толстых прутьев. Место для предполагаемого строительства еза тщательно выбирали. Река в этом месте должна быть тихой, небольшой (10-15 м) ширины и глубины (не более 40-50 см), с ровным галечным или песчаным дном. На более крупных реках ез не устанавливали. Расстояние между езами на реке не должно быть менее пяти верст, чтобы рыбы было достаточно для нового еза.
Эту традицию в Трехречье строго соблюдали. Один из берегов выбранного места на реке должен быть безлесный. На нем возводили балаган (шалаш) для проживания, делали предварительную заготовку материала для еза. Здесь начинали сколачивать кобылины. Кобылина — это бревно длиною в 2-2,5 м. (10-12 см. в поперечнике), подпертое с одного конца двумя прочными палками опорами. Длина опор бралась с таким расчетом, чтобы подпертое бревно находилось под углом в 25-30 градусов. Готовые кобылины расставляли поперек реки, «нога» (опора) к «ноге», строго по одной линии, «в ниточку». Число опор зависело от ширины перегораживаемого участка. Все кобылины в нижней подводной части и поверху (на 50 см ниже верхнего конца бревна) прочно скрепляли длинными тонкими жердями и по глубоким зарубам, прорубленным в бревнах на расстоянии 20-25 см от уровня воды, прокладывали по одной тесаной с обеих сторон жерди или по две тонких нетесаных. Затем все пространство между верхней поперечной жердью и толстой (тесаной) жердью над водой застилали бердами. Берда — это маты-решетки, плетенные из тальниковых (ивовых) прутьев, высотой 1,2-1,3 м и шириной 1 м. Так получался своеобразный мостик, по которому можно было перейти с одного берега на другой. Назывался такой мостик «скоками», так как рыба, наткнувшись на препятствие, пытаясь его преодолеть, прыгала («скакала») вверх, но, не сумев преодолеть ез, скатывалась на мостик«скок»50.
Перегородив таким образом реку или ее участок, расставляли на построенном сооружении ловушки двух видов — бердо и морда. Обе они плетутся из ивовых прутьев, но морда (их устанавливают на ез четыре штуки) меньше бердо (устанавливают две штуки) и несколько отличается по конструкции51.
Уловы езом нередко были большими, но использовали рыбу преимущественно для своего потребления, так как не хватало соли (особенно во время второй мировой войны) и тары для засолки рыбы.
Повседневная жизнь трехреченцев мало отличалась от жизни в Забайкалье. Поселения строились по такому же принципу, как и на родине. Планировка и внешний облик отдельных поселков практически были одинаковые: широкие прямые улицы, деревянные рубленые избы, крытые преимущественно драньем или берестой, с фасадом, выходящим во двор, и небольшим палисадником. Жилое помещение обычно располагалось в глубине усадьбы, вход в него был со двора и шел через глухие сени; иногда они соединяли избу с амбаром.
Жилище разделяли дощатой перегородкой на жилое помещение и кухню. Некоторые большие избы разгораживались перегородками на несколько комнат; в таежных поселках было выстроено немало домов-пятистенок. У тех, кто только появился в Трехречье, первоначально жилыми постройками могли быть мазанки и даже землянки52.
Внутреннюю планировку избы во многом определяла большая, так называемая русская духовая печь, служившая и для обогрева жилища, и для приготовления пищи, и для лечения, а иногда и мытья. К печи обычно пристраивалиплиту с обогревателем. В избах-пятистенках могло быть и две плиты или дополнительно печь-голландка. Полы преимущественно деревянные, окрашенные охрой. Земляной пол был лишь в некоторых зимовьях и избах; для борьбыс блохами такой пол обмазывали коровьим пометом53.
Помимо жилья на усадьбе располагались и сооружения для хозяйственных нужд — зимовье, амбары, стайки (загородки для скота), помещения для домашней птицы, баня (обычно по-черному). Здесь же находилось место для хранения транспортных средств — саней, телег, сбруи и т. п. — и непременно для большой поленницы дров. Садоводством в силу специфических природных условий не занимались, но дикие цветущие деревья (черемуха, яблоня) высаживали в палисадниках54. Плоды этих деревьев, собранные обычно детьми, сушили в печи и использовали в качестве начинки для пирогов55. Еще в большей степени пополняли праздничный и постный стол различные таежные ягоды (земляника, голубика и др.) и грибы. Их так же, как и овощи, употребляли в свежем виде, грибы и капусту засаливали и использовали в качестве начинки для выпечки, а она была разнообразной — большие пироги, маленькие пирожки, шанежки (начинка из капусты, рыбы, грибов), калачи. Мясо и рыбу употребляли в основном в вареном и жареном виде, отчасти солили и вялили на солнце.
В будние дни пища была однообразной: блюда из вареной капусты, мяса, картофеля. Зато в праздничные, непостные дни, особенно на большие календарные и церковные праздники, столы ломились от разнообразной пищи56. Посты еженедельные и в течение календарного года соблюдали строго.
Таким образом, в жизни трехреченцев сохранялись традиционный уклад и традиционная культура, которые проявлялись не только в повседневной жизни, но и в праздники. В святки по поселкам ходили скоморохи, в рождество — христославщики со звездой. На Пасху пекли куличи, красили яйца, христосовались, играли в лапту, городки и другие игры, качались на качелях. На масленицу «брали» снежные городки, катались на лошадях57. На казачьи праздники устраивали скачки и джигитовку. В прощенное воскресенье просили друг у друга прощение. Накануне родительского дня в сенях насыпали тонкий слой муки и утром проверяли, не приходили ли родители. На Троицу «топили» березку, в Духов день купали и святили лошадей. На храмовые праздники, которые отмечали с размахом, съезжались гости со всего Трехречья.
Молодежь проводила свободные вечера на вечеринках и посиделках, для чего снимали на вечер избу, приглашали гармониста или балалаечника. Чтобы не терять время, девушки брали с собой какое-либо рукоделие. Нередко до утра пели песни и плясали58.
Посиделки чаще устраивали замужние казачки. Они тоже пели песни, одновременно рукодельничая (прядение шерсти, изготовление вязаных вещей из нее и др.). Продолжала бытовать и русская традиция устройства «помочей».
Зажиточные хозяева приглашали стряпать пельмени (их заготавливали по несколько сотен на зиму, в том числе и в качестве провизии для охотничьего промысла), шинковать капусту, тереть картофель на крахмал, ощипывать забитую домашнюю или таежную птицу и др.59
Повседневная нательная одежда также была традиционной: у мужчин — холщовая рубаха и штаны, у женщин — рубаха и юбка. Обувались летом в ичиги, зимой в унты и валенки. Праздничная одежда женщин отличалась нарядностью; мужчины надевали форму Забайкальского казачьего войска — гимнастерки и брюки с лампасами, фуражки с околышем и кокардой или папахи с желтым верхом, сапоги. В зимнее время основу верхней одежды как у мужчин, так и женщин составляли нагольные полушубки, шубы и тулупы, нередко перчатки и рукавицы работы эвенкийских мастеров. В охотничьем костюме превалировали черты традиционной культуры эвенков. Особенно популярной у охотников была эвенкийская дошка (род просторного двубортного пиджака из замши) и арамузы (ноговицы из замши)60. Именно в одежде и в использовании орудий рыболовства и охотничьего промысла в большей степени проявилось взаимодействие культур коренного и русского населения. Были некоторые взаимовлияния и в культуре русских и китайцев.
Сохранялось казачье управление и самосознание, в основе которых лежали нормы православной морали. Известно, что казаки сибирского и восточного регионов России не отличались большой религиозностью. Здесь же, в отрыве от родных мест, в условиях Трехречья значение церкви как института, активно влияющего на формирование мировоззрения и сохранение культуры, усилилось. Церковь стала одним из символов сохранения традиционного жизненного уклада. Из 19 населенных пунктов Трехречья в 10 были приходские храмы и приписные церкви, в том числе в Драгоценке — знаменитый собор Петра и Павла.
Начальное школьное образование получило свое развитие почти во всех поселках; семилетняя школа была в пос. Верх-Кули и восьмилетняя — в Драгоценке. Учителями обычно были просто грамотные люди, большинство из которых не могли найти применения своим знаниям в Харбине или других городах Маньчжурии. В Трехречье они были уважаемыми людьми, имели бесплатное жилище и дрова, неплохой заработок. Хуже обстояло дело с медицинским обслуживанием. Фельдшера были лишь в четырех-пяти поселках. Единственная на весь район больница — в Драгоценке, где женщина-медик выполняла функции и терапевта, и гинеколога, и хирурга. В поселках роды принимали бабки-повитухи. Ограниченность медикаментов сказалась на показателях смертности, особенно детской.

С приходом в Маньчжурию в 1945 г. Красной Армии начались репрессии среди населения Трехречья. Арестован и интернирован был каждый четвертый взрослый казак, а «тридцатников», обвиненных во вредительстве против колхозов, почти всех вывезли в СССР. Оставшиеся вскоре получили советское гражданство, и им предложили выехать в Сибирь и Казахстан (на освоение целинных и залежных земель). Многие не хотели уезжать, некоторые ждали визы для выезда на австралийский и южноамериканский континенты. Массовый отъезд русских в СССР произошел в 1955-1956 гг. Поселки трехреченцев быстро заселяли китайскими переселенцами. К настоящему времени они все изменили свои названия. Однако русскоговорящее население на этой территории осталось. Это потомки от смешанных браков русских с китайцами. По свидетельству современных информантов62, они, как и живущие рядом с ними китайцы, отмечают Троицу, Пасху и ряд других праздников; сохранилось фольклорное творчество; придерживаются и других традиций русской культуры.
Основная часть поселений Трехречья утратила свой русский облик, но некоторые русские избы используются и сегодня, а в поселках стали строить новые дома по русскому образцу.
Вероятно, есть и другие проявления русской культуры, что требует специального изучения этнографического, фольклорного, диалектологического, в целом культурного наследия. Интерес к этому проявляют современные как российские, так и китайские исследователи. Организация исследовательских экспедиций способствовала бы дальнейшему изучению этнокультурного взаимодействия народов России и Китая.


1. Анучин В.А. Географический очерк Маньчжурии. М., 1948; Кормазов В.А. Барга: экономический очерк. Харбин, 1928 и др.
2. См.: Кайгородов А. Эвенки в Трехречье // Сов. этнография. 1968. № 4; Он же. Свадьба в тайге // Сов. этнография. 1970. № 3; Он же. Дерсу Узала из дебрей Трехречья // Сов. этнография. 1970. №6; Он же. Маньчжурия: август 1945 // Проблемы Дальнего Востока. 1991. № 4; Он же. Потерянная земля: (Ист.этногр. очерк). Рукопись. М., 1990-1994.
3. О русском населении Трехречья, подвергнутом репрессиям советским правительством после окончания второй мировой войны, см.: А. Кайгородов. Маньчжурия: август 1945 // Проблемы Дальнего Востока. 1991. № 4. С. 94-103.
4. Кайгородов А. Русские заимки в Трехречье (по личным наблюдениям) // Газ. «Советское Приаргунье». 1993. № 56. 20 июля. С. 3.
5. Там же.
6. Там же.
7. Кайгородов А. Потерянная земля… С. 4-5.
8. Там же. С. 7.
9. Кайгородов А.М. Русские в Трехречье (по личным воспоминаниям) // Сов. этнография. 1970. №2. С. 144-145.
10. Кайгородов А. Потерянная земля… С. 8.
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же.
14. Там же. С. 9.
15. Там же. С. 10.
16. Там же.
17. Там же.
18. Там же. С. 11.
19. Там же. С. 15.
20. Там же.
21. Там же. С. 16.
22. Там же. С. 17.
23. Кайгородов А.М. Русские в Трехречье… С. 144.
24. Кайгородов А. Потерянная земля… С. 17.
25. Там же. С. 18.
26. Кайгородов А.М. Русские в Трехречье… С. 144.
27. Там же; Кайгородов А. Потерянная земля… С. 12.
28. ГАХК. Ф. 830, оп. 1, д. 75, л. 244.
29. Там же. Л. 250.
30. Кайгородов А.М. Русские в Трехречье… С. 141.
31. Там же; Кайгородов А. Потерянная земля… С. 19.
32. Кайгородов А.М. Русские в Трехречье… С. 142.
33. Там же; Кайгородов А. Потерянная земля… С. 20.
34. Кайгородов А.М. Русские в Трехречье… С. 148.
35. ГАХК. Ф. 830, оп. 1, д. 75, л. 248. (Процент высчитан авт.— Ю.А.).
36. Там же. Подсчит. авт.— Ю.А.
37. ГАХК. Ф. 830, оп. 1, д. 75, л. 250.
38. Там же. Л. 249.
39. Кайгородов А.М. Русские в Трехречье… С. 145.
40. Там же. Л. 241.
41. Там же. Л. 241 об.
42. Там же.
43. Там же. Л. 241 об., 242.
44. Там же. Л. 242.
45. Цзинь=0,5 кг.
46. ГАХК. Ф. 830, оп. 1, д. 75, л. 242. Подсчит. авт.— Ю.А.
47. Там же.
48. Там же. Л. 246.
49. Кайгородов В.М. Русские в Трехречье… С. 146; Он же. Потерянная земля… С. 20.
50. Кайгородов А. На езу // Сов. Приаргунье. 1993. 17 авг. № 64. С. 4; 1993. 20 авг. № 65. С. 4.
51. Там же.
52. Там же.
53. Кайгородов А.М. Русские в Трехречье… С. 143.
54. Там же.
55. Там же.
56. Кайгородов А. Потерянная земля… С. 22; Он же. Грузди // Сов. Приаргунье. 1993. 12 нояб. № 89. С. 4.
57 Кайгородов А. Русские заимки в Трехречье // Сов. Приаргунье. 1993. 28, 30 июля. № 59. С. 4.
58. Кайгородов А. Снежный городок // Сов. Приаргунье. 1993. 21, 24 дек. С. 4.
59. Он же. Потерянная земля… С. 22.; Он же. Русские в Трехречье… С. 148.
60. Там же.
61. Там же.
62. Полевые материалы автора, 2006 г.: Информация Л.В. Эмирзиади, начальника международного отдела Забайкальского госпедуниверситета, и Цзян Янь Бин, сотрудника туристической компании «Хай Вай» (Маньчжурия).

SUMMARY: “The Russian population in Tryekhrechye” is the title of the article by
Doctor of Historical Sciences Yulia Argudyaeva. The author is interested first of all
in ethnographic information about this region that was populated in the first half of
the 20th c. by different peoples (the Evenks, Chinese, Japanese, Russians), and also
in the problem of inter-cultural interaction.

С русскими в Китае коммунисты покончили к 1956 году. Буряты живут там до сего дня. Это было маленькое Забайкалье - Трехречье (русские) и Шэнэхэн (буряты). Сегодня 3600 бурят только одного Барун Сомона на территории равной двум нашим колхоза содержат 150 000 голов скота. Скажите об этом "руководителям" Забайкальского "края"!
Русские в Китае занимали площадь 11 тысяч кв. км, буряты - 9 тысяч кв. км. Сегодня китайские буряты почти весь молодняк скота и овец к осени забивают - пасти негде.
Что было бы, если бы китайские русские и буряты жили у себя на Родине - в Забайкалье, без советов и коммунистов? Сегодня от Забайкальска до Кыры - колышется только ветошь, ветошь и ветошь. Сколько бесценного корма, богатства, денег пропадает, господи...

_________________
Виктор Балдоржиев,
забайкалец, кавалер медали А. С. Пушкина,
Читайте журнал "Даурия" здесь:
http://lib.babr.ru/index.php?book=6712
http://poezia.ru/user.php?uname=Azarov
http://www.wplanet.ru/index.php?show=author&id=1543
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 11:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Щукины в Верх-Кули. Спасибо за фотографию Щукиным с "Одноклассников".

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 11:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Маньчжурия. 1940 год. Сидит второй справа Иннокентий Лаврович Щукин. Может быть кто-то узнает других людей?
Большое спасибо за фотографию Анне Иннокентьевне Гаас (Щукина) с "Одноклассников".

Иннокентий Лаврович - младший из детей Лавра Спиридоновича Щукина и Анны Спиридоновны (урожденной Мунгаловой).
Самая старшая Александра Лавровна жена Дмитрия Мунгалова,
затем Антонина в замужестве Еремеева, Нина в замужестве Черных, Александр Лаврович - его жена Екатерина Козлова.
Сын Александра Лавровича Иван женат на Марии Константиновне Чипизубовой. Впрочем и женой Иннокентия Лавровича была Чипизубова Зинаида Исидоровна.
Щукины многократно роднились с Чипизубовыми

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы


Последний раз редактировалось: Shestakov (Вс Янв 09, 2011 7:15 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 12:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Антонина Лавровна умерла рано и ее детей: Аню, Костю и Петра выспитывала ее старшая сестра Александра Лавровна Мунгалова. Константин и Петр Еремеевы эмигрировали из Китая в США, Сан-Франциско. Петра уже нет в живых. Константин очень преклонного возраста. В 1947 году Александра Лавровна вместе с племянницей Аней и ее мужем Айзиком Слектор выехала на пароходе из Шанхая в СССР. Проживала в Алма-Ате вместе с семьй Анны и воспитывала ее детей, к которым относилась как к родным внукам. Александры Лавровны не стало в 1975 году.
_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Пъшков
Любитель
Любитель


Зарегистрирован: Apr 14, 2010
Сообщения: 95
Откуда: Владивосток

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 1:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Анна Иннокентьевна Вы приглашали меня в однокласники. поверьте совершенно нет времени. Едва за вечер успеваю пробежать ПРЕДЫСТОРИЮ.
Ваши фотографии это клад. Спасибо Михаилу Викторовичу, что пинформирует.

_________________
Пешковы, Мунгаловы, Родионовы, Лапардины, Фирсовы. Цурухайтуй, Бырка, Аленуй, Верх-Кули.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lysi
Редкий Гость
Редкий Гость


Зарегистрирован: Apr 01, 2010
Сообщения: 33
Откуда: Томск

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 2:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Shestakov
Михаил Викторович, на фото как то сразу бросился в глаза мужчина, который стоит второй справа. Очень похож на моего дядю Максима Михайловича Шароглазова (брат мамы). Максим Михайлович погиб в 1940 году, когда был а отряде АСАНО. А фото неизвестно какого года?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Вс Янв 09, 2011 6:20 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Lysi,
Фотография как раз 1940 года. Про людей я задал вопрос хранительнице фото.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Вс Янв 09, 2011 12:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Lysi,
Вот и уточнили мне фамилии. Правда удалось не всех. Часть текста оборвана. Фотография сделана как я писал в 1940 году в Драгоценке.
А далее цитирую со слов автора:
Цитата:
Панка Морозов, Былков Шура, Семёна Прокопьевича сын, Безъязыков Лёва,Лапардин, Илюха чей-то,а кто и где не понять и ещё неразборчивые подписи, это в Драгоценке


И еще есть длинная фамилия, начинающася на "Ш". Дальше не разобрать.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ЛюбовьАлекс
Участник
Участник


Зарегистрирован: Jul 16, 2010
Сообщения: 145

СообщениеДобавлено: Вс Янв 09, 2011 12:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Михаил, наверное, я смогу помочь, длинная фамилия на Ш - это наша с вами фамилия - Шестаков. Выкладываю вам для сравнения фотографию , судите сами о сходстве с вашей фотографией. На этой фотографии друзья моих дедушки и бабушки - Анастасия Яковлевна и Вячеслав Никифорович Шестаковы, спросить уже не у кого, но думаю, что семейная чета сидит, а вот над ними стоит, похоже, человек с гармошкой с вашей фотографии. Увы! фото не вставляется, сейчас попробую через радикал

Последний раз редактировалось: ЛюбовьАлекс (Вс Янв 09, 2011 1:13 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
ЛюбовьАлекс
Участник
Участник


Зарегистрирован: Jul 16, 2010
Сообщения: 145

СообщениеДобавлено: Вс Янв 09, 2011 12:55 pm    Заголовок сообщения: Казаки в Маньчжурии Ответить с цитатой

ЛюбовьАлекс писал(а):
Михаил, наверное, я смогу помочь, длинная фамилия на Ш - это наша с вами фамилия - Шестаков. Выкладываю вам для сравнения фотографию, судите сами о сходстве с вашей фотографией. На этой фотографии друзья моих дедушки и бабушки - Анастасия Яковлевна и Вячеслав Никифорович Шестаковы, спросить уже не у кого, но думаю, что семейная чета сидит, а вот над ними стоит, похоже, человек с гармошкой с вашей фотографии. Увы! фото не вставляется, сейчас попробую через радикал




Последний раз редактировалось: ЛюбовьАлекс (Вс Янв 09, 2011 1:13 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
ЛюбовьАлекс
Участник
Участник


Зарегистрирован: Jul 16, 2010
Сообщения: 145

СообщениеДобавлено: Вс Янв 09, 2011 1:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Azarov спасибо за выкладку!
На 6 - й странице этой темы я выкладывала фотографии, так вот мужчина на этой фотографии и есть Александр Кайгородов, как я понимаю, автор ваших статей
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Вс Янв 09, 2011 1:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ЛюбовьАлекс,
Любовь Алексеевна! Вроде бы похож! Хотя сомнения есть - я не физиономист. Хотя ожидалась фамилия Шароглазов.

Вячеслав Никифорович, уроженец Староцурухайтуя 1898-1972, двоюродный брат моего деда Андрея, рванул в 30-х годах в Китай. Причина - его 2 брата Василий и Алексей были царскими офицерами. Алексей ушел в Китай после гражданской войны.

За это его 3-х или 4-х детей без выслали в Казахстан в 1933 году, где они свое детство провели в спецдомах в Осакаровском районе (спецпоселок № 9). Жива его одна дочь Пана от первого брака. У меня есть связь с его внуками и правнуками. Ну а Вячеслав Никифорович получил в 1945 году свои 10 лет.

В Китае завел вторую семью, от которой у него 2 детей. Вторую жену не знаю. Первая была Анна Даниловна Бакшеева. Почему детей выслали без матери - не знаю.
Спасибо Вам за это фото. Может быть еще что-то есть?

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы


Последний раз редактировалось: Shestakov (Вс Янв 09, 2011 1:14 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15  След.
Страница 13 из 15

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.105 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.013 сек.