Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Aleksandr Забайкальский казак
Зарегистрирован: Dec 06, 2005 Сообщения: 232 Откуда: Visaginas Lietuva
|
|
Gleb, а Вы посмотрите повнимательней на фотографии участников этого сайта. Мы здесь большенство Забайкальские Гураны, что нас и объединяет. _________________ "Сила в доброте и вере." Отзовитесь- Назимовы, Хлудневы, Голых, Плюснины. |
|
Вернуться к началу |
|
|
seal Новичок
Зарегистрирован: Jan 31, 2010 Сообщения: 12
|
|
А имеются ли какие нибудь исследования или книги по этому вопросу (гураны и карымы) особенно где бы по фамилиям сориентироваться? |
|
Вернуться к началу |
|
|
IGourianov Редкий Гость
Зарегистрирован: Mar 10, 2010 Сообщения: 27 Откуда: Канада
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Albert Забайкальский казак
Зарегистрирован: Feb 14, 2010 Сообщения: 1292
|
|
Не вдаваясь в научные изыскания, хочу поделиться личными наблюдениями бытового уровня. Например в нашей семье, или точнее в нашем роду с материнской стороны, не один век проживающим в Забайкалье, слово "гуран" применялось в широком смысле ко всем коренным забайкальцам, не зависимо от их антропологического типа, а в узком смысле, представители старшего (довоенного) поколения, иногда употребляли слово "гуран", при том с оттенком явного пренебрежения, именно к русским забайкальцам с выраженными признаками метисации.
Непосредственно в моей семье слово "гуран" не употребляется вообще, хотя до сих пор пользуемся словом "братсковатый". |
|
Вернуться к началу |
|
|
vlopuhin Местный
Зарегистрирован: Nov 12, 2009 Сообщения: 283 Откуда: г. Иркутск
|
|
В нашей семье называться гураном было честью, остальные - хлюпики. Шитиковы (Любовь Григорьевна и сын её Игорь) этим гордились. Отличительные черты:
- чёрные как смоль, густые, как проволока волосы. Мне для бритья одноразового станочка хватает на полгода, Игорю требовалось два-три на раз.
- не объяснимая выносливость. Однажды заночевали на берегу Иркута. Игорь остался у костра, остальные попрятались в машины. Ночью выпал снег. Утром его обнаружили спящим у потухшего костра, припорошен снегом, даже уши в снегу. И хоть бы что, даже ни чихнул после холодной ночёвки. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Albert Забайкальский казак
Зарегистрирован: Feb 14, 2010 Сообщения: 1292
|
|
vlopuhin
"Остальные" это кто, русские и буряты? Хотя метисы действительно объективно отличаются выносливостью. |
|
Вернуться к началу |
|
|
vlopuhin Местный
Зарегистрирован: Nov 12, 2009 Сообщения: 283 Откуда: г. Иркутск
|
|
Albert
Нет, я говорил о своей семье. По паспорту - русские, хотя в роду кого только нет... |
|
Вернуться к началу |
|
|
mafiozi25 Посетитель
Зарегистрирован: Jul 24, 2010 Сообщения: 1
|
|
Вот я из западной Украины и мне отец не раз расказывал что еще когда он был малым,в селе все на нашу семю говорили ГУРАНЫ.И фамилия наша писалась в документах Приступа и он же Гуран.В роду все украинцы.
Незнаю что и как,но род я свой не забыл и эту фамилию Гуран я не забыл.Вот на днях сделал именной номер ГУРАН и очень этим горжусь !!!! |
|
Вернуться к началу |
|
|
peshkov62 Активист
Зарегистрирован: Apr 20, 2010 Сообщения: 914 Откуда: Ясногорск Забайкалье
|
|
Охотник подбираясь на выстрел - лучной,дротиковый,огненный (в то время тихо не взведешь и не будешь фитилить) одевая на себя, сверху шкуру гурана.Добывая добычу он обеспечивал ближних мясом, шкурой,сухожилием для шитья и т.д.
Значит отсюда и почесть и хвала человеку,который в любое время года добыл пищу. Его надо отличить ИМЕНЕМ и другим равняться на удаль казацкую.
Даже были те казаки, кто метал ножи на охоте...
С приходом казаков появились и смешанные браки.Первоначально взятые в "ясырь".
Может кто расскажет почему изначально Гантимуров со своими людьми ушел в Китай? Не был ли основной причиной "женский вопрос"? |
|
Вернуться к началу |
|
|
peshkov62 Активист
Зарегистрирован: Apr 20, 2010 Сообщения: 914 Откуда: Ясногорск Забайкалье
|
|
Просмотрел книгу А.П.Васильева "Забайкальские казаки" по уходу Гантимурова в Китай и "женский вопрос " в Сибири XVIIв. Мало информации... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Виктор_Пакулов Посетитель
Зарегистрирован: Nov 19, 2007 Сообщения: 1 Откуда: г. Благовещенск
|
|
Амурские казаки (1-й том). Приамурье. Из века в век. Материалы, документы, свидетельства, воспоминания. Издатель: ОАО «Амурская ярмарка», Благовещенск-на-Амуре, 2008 г. Стр. 10.
… Можно считать, что практика браков великороссов с женщинами тунгусо-маньчжурской (монгольской) языковой группы продолжа¬лась около 150 лет (5-6 поколений). Местные племена охотно выдавали девушек в жены русским, так как менталитет кочевников рассматривал женщин как обузу в хозяйстве, приобретая взамен родственные связи и покровительство русских властей. Кроме того, в психологии слу¬жилого люда Сибири и Прибайкалья наличествовали сходные черты с кочевыми народами. В массе своей это были профессиональные воины, охотники, промысловики, гулящие люди, с прохладцей относившиеся к московской власти и с долей презрения к оседлому землепашцу. Для русского человека племена бывших монголо-татар давно стали привычными: 600 лет с ними воевали, торговали и роднились и наименование "инородец" не носило какого-либо уничижительного значения, а констатировало факт принадлежности к отличной от великороссов языковой группе. Процесс интеграции русского служилого населения в иную языковую среду в разное время был характерен для всех территорий будущей Российской империи (Предкавказье, Предуралье, юг Сибири). В результате в течение XVIII века на территории Сибири и Прибайкалья сформировались новые субэтносы великорусского народа (чалдоны,* гураны*). Сохраняя свой менталитет и православную веру, по крови они принадлежали к монголоидной расе, что выразилось в формирова¬нии своеобразного генотипа и хозяйственно-бытового уклада. В свое время римляне так же закладывали основу новых европейских народов, интегрируясь в окружающую среду «варваров». При этом местные племена Прибайкалья не утрачивали свою этническую основу, продолжая существовать наряду с русским «гуранским» населением. Единственный тунгусский (манегрский?)* род Гантимуровых, вышедший с территории будущей Маньчжурии* на место исторического обитания в районе Нерчинского острога,* почти полностью влился в состав гуранской об¬щности и служилого забайкальского казачества.
Таким образом, к началу XIX века основу населения Забайкалья составляли буряты, гураны и обособленно жившие старообрядцы,* сохранявшие великорусский генотип допетровского времени. После ухода русских и дауров из Приамурья, территория была освоена оленными и конными эвенками, кочевавшими до отрогов Хингана* и по правому берегу Амура. По сословной принадлежности среди гуранов выделялись пограничные забайкальские казаки (потомки служилого люда Сибири XVII в.) и крестьяне горнозаводского ведомства, которые в середке XIX века были причислены к созданному Забайкальскому казачьему войску. Несмотря на религиозные, культурные и сословные различия, основное население Забайкалья имело общее происхождение и русские (гураны) имели больше оснований считать себя автохтонным (коренным) народом, чем пришедшие с севера эвенки.
К середине XIX века основное население Забайкалья* составляли казаки (гураны) и буряты, входившие в состав инородческих полков Забайкальского казачьего войска. Как известно, казачье население Забайкалья стало основой населения будущих Амурской и Приморской областей. Будучи родственными по крови племенам Приамурья, забайкальцы относительно быстро освоились на возвращенной территории и наладили межнациональные отношения. _________________ Пакулов Виктор |
|
Вернуться к началу |
|
|
peshkov62 Активист
Зарегистрирован: Apr 20, 2010 Сообщения: 914 Откуда: Ясногорск Забайкалье
|
|
Вариант 1: Стоит заметить, что слово “гуран” заимствовано русскими из бурятского языка и означает самец косули. В том же значении оно употребляется монголами (gura), эвенками, калмыками (guru), алтайцами. Судя по архивным документам, уже в XVIII веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли его как имя или прозвище. Затем так стали называть всех коренных забайкальцев (то есть тех, кто родился за Байкалом) или потомков от смешанных браков русских с бурятами или эвенками. Некоторые исследователи считают, что в результате такого смешения появился особый этнос. Еще в конце XIX столетия известный этнограф, археолог и публицист Николай Михайлович Ядринцев доказывал, что в Сибири складывается особый “областной тип”, который по мировоззрению, бытовому укладу, внешнему облику сильно отличается от жителей европейской России. Профессор Намжил Цыбиков в работе “Этногенез и резистентность” утверждает: “В своем развитии этносы постоянно подвергаются процессу взаимопроникновения (гибридизации), следствием чего является либо исчезновение этноса, либо формирование нового... Забайкалье является уникальным регионом, в котором прослеживаются эти процессы. Четко определены временные интервалы миграционных потоков русских, которые вступали в браки с аборигенами, результатом чего явилось рождение нового этноса гуранов”. Но не все ученые согласны с тем, что гураны этнос. Примечательно, что в двух вышедших томах “Энциклопедии Забайкалья” нет статьи о таком народе. В первом томе термин “гуран” объяснен как “основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения”. В разговорах его нередко используют в качестве синонима к термину “забайкалец”. Вообще, вопрос о таком этносе, как гураны, до сих пор остается открытым. И по большей части относится к самосознанию народа.
Вариант 2: Многие забайкальцы имеют смешанную кровь. Белая (Caucasoid) и желтая (Mongoloid) расы встретились в пределах сибирских границ - Западного и Восточного Забайкалья. Этим объясняется появление в пласте бытовой лексики местного населения особого слова "гуран", которое обозначает определенное понятие: человек смешанной крови в четвертом поколении, вобравший в себя черты русских первопроходцев и коренного населения - тунгусов. Позже к "гуранам" стали относить и тех славян, которые смешались с бурятами или монголами, а также - с маньчжурами. К "гуранам" относится не каждый современный метис, но человек, несущий метку поколений, имеющий "корни" в Забайкалье. Так в длительном процессе метисации формируется особый слой забайкальского населения». Сегодня можно констатировать только одно - исторических предпосылок для таких смешанных браков с явным доминированием бурятской крови нет. И, следовательно, гураны, как носители монгольской доминанты, неизбежно исчезнут уже в этом веке. Их гены растворятся в общей массе человеческих генов. Источник. Переводика. Гураны.Часть I.Казаки. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Геннадич Любитель
Зарегистрирован: Aug 08, 2009 Сообщения: 76 Откуда: Омск
|
|
У моего деда Мити(Дмитрий Никитович Парыгин 1912 г.р.) на заимке, в 40-50 км. от Николаевки..., жил пожилой человек,звали его "Гришка-Гуран". Волосы черные с проседью,кожа смуглая, невысокого роста, кривоногий, узкие глаза,но не эвенк или бурят( непонятно кто,а у меня и мыслей небыло спросить...) никаких документов... Дед говорил "это Вовка лесной человек, много пережил...". А отец мой говорил.. " смотри, это наверное последний ГУРАН.." |
|
Вернуться к началу |
|
|
Геннадич Любитель
Зарегистрирован: Aug 08, 2009 Сообщения: 76 Откуда: Омск
|
|
Николаевка.. (деревня новая после революции в Алек.Заводском р-не). |
|
Вернуться к началу |
|
|
Elgina_Vera Забайкальская казачка
Зарегистрирован: Mar 13, 2010 Сообщения: 734
|
|
Геннадич, Вы ошибаетесь. Когда в архиве я искала о переселенцах с Полтавы в 1895г. Нашла переселенцев и основателей села Николаевка , недалеко от Акатуя. В документах шла тяжба между местными казаками и переселенцами за падь Шаранча(иногда написано Саранча) ф.52.оп2.д.64 б. 1895г. здесь же были их списки с семьями.
Казаки: Сергей Буравель, Севостьян Ведмедь (иногда Медведь),Данил Тарань, Хрисанф Андрейченко, Гордей Гавриленко, Гурий Литвиненко.
Крестьяне : Кисель, Рубаха, Иван Кваша 67лет, жена 60лет, Сыновья: Афанасий 39лет, Павел 37лет, Яков 29лет. Списки с жёнами и детьми. Пришли они из Пирятинского уезда.
Здесь же, есть документ о просьбе отпустить их на прииски, временно, что бы заработать какие то средства для семьи.
Фамилии Кисель и Буравель я встречала в г. Балее, видимо так и остались на приисках. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |