Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Григорьев Администратор
Зарегистрирован: Jun 16, 2005 Сообщения: 3415 Откуда: Москва (родом из Бурятии)
|
|
В этой теме предлагается выяснить все известные значения слова "КАЗАК", а также его происхождение.
Просьба ответы давать с пояснением и ссылкой на источник. _________________ Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../ |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
Мне приходилось читать версию, что слово «казак» происходит от сочетания 2-х слов татаро-монгольского происхождения: «Ко» - страж и «Зах» - граница.
Насколько это соответствует действительности вопрос спорный.
Но в современном монгольско-русском словаре (в инете) я нашёл только такое возможное соответствие:
ХААХ - 1) закрывать; 2) преграждать, заграждать; 3) прекращать, закрывать; 4) нести;
ЗААГ - рубеж, стык, граница;
ЗАХ - 1) край, окраина, кончик; 2) ворот, воротник;
Т.е. теоретически можно от словосочетания заграждать рубеж, границу - получится - Хаахзааг
(хотя граница – в смысле гос. граница с монг. – Хил, а пограничник – Хилчин. Хотя может Зааг – граница более древнее понятие, чем Хил – граница. А есть еще и - ХЯЗГААР граница, предел, рубеж; край.
Ещё в современном монгольско-русском словаре есть такие созвучия с «казак»:
ХАСАХ I - 1) убавлять, уменьшать, сокращать; 2) вычитать, отнимать; 3) исключать, отчислять; 4) лишать;
ХАСАХ II - 1) отрицательный; 2) минус;
ХАЗАХ кусать; кусаться.
Может рядовых членов отрядов для сбора дани во главе с баскаком называли «хазах», типа отниматели.
Есть, кстати, в монгольском и созвучия с «хазар»:
ХАЗААР - узда, уздечка.
ХАЗААРЛАХ - обуздывать, надеть узду.
Ещё один возможный прикол: ЖАГСААХ, ЖАГСАХ - выстраиваться, строиться в ряд, стоять в строю, образовывать строй / колонну. С учётом того, что у первого «Ж» вариантов в озвучке масса, то тоже вполне может подойти.
Кстати, весьма прикольная тема со словами созвучными «татар»:
ТАТАХ - 1) тянуть, тащить, дёргать, вытягивать; 2) привлекать, манить к себе; 3) призывать, мобилизовать; 4) покрываться, затягиваться; 5) взимать, облагать, собирать; 6) рубить; крошить; 7) закуривать; 8) проводить, прорывать; (тут тебе и мобилизация, и рубить-крошить, и налог взымать-собирать, и тянуть-тащить, и др.:-), прям - таки описание Орды в разных её проявлениях:-).
ТАТВАР - взнос, налог;
и со словом «Тартар» (в значении - потусторонний мир):
ТЭРТЭЭ - на той стороне, по ту сторону;
В монгольском военно-историческом словаре (есть в инете на X-legio, составляли я так понял любители военной истории) есть ещё такие забавные соответствия (значения слов даю по этому самому словарю, мои пометки в скобках):
Оронго - Знамя -В славянских языках превратилось в хоругвь (тут соответственно пристегиваем хорунжего – оронжего, калька на русский – прапорщик – А.С.) ;
Курийет - Курень - Отряд, занявший позицию в вагенбурге из кибиток (правда мне встречалось значение отряд в 1000 воинов -А.С.),
Йазак - Авангард (тоже созвучно с казак –А.С.);
Харагул - Дозор (понятно, что привязывается к караулу);
Хошун-Войско (это вообще отдельная тема, близко к кошу (у тюрок и у украинских казаков) и кошевому атаману)
Ещё в одном месте попадалось такое отождествление «передовой отряд» - «яртаул» - «язак»
Есть в инете выдержки из книги с описанием мавзолея Чингисхана в Ордосе, там подробно расписываются и разные должности при мавзолее, вот оттуда:
Хасаа - отвечающие за порядок, делятся на
Засуул хасаа - главный или судъя,
Ахлах хасаа - старший хасаа
Хасаа
Е.П.Савельев – донской историк – в свое книге «Древняя история казачества», 1915 г., (сейчас часть его работ по истории казачества доступна в инете: http://evgrsaveliev.narod.ru/) привёл несколько версий существовавших в то время о происхождении казаков и слова «казак»:
«…Фишер в своей Сибирской Истории, изданной нашей Академией Наук в 1774 году, слово "казак" относит к языку татарскому. "Оно означает, по его мнению, такого человека, у которого нет семьи, или который не имеет постояннаго жилища. Название это первоначально приписывалось собственно казачьей орде, т.е. ордынским казакам, жившим в начале ХVІ в. по нижней Волге, ныне киргиз-кайсаки, которые своими набегами и наездами славились перед прочими народами. Название "казак", продолжает Фишер, от татар перешло к русским и полякам" 4).
По мнению Сталенберга, слово "казак" означает вольный, живущий на границе и всегда готовый служить за деньги.
Но ни Фишер, ни Сталенберг не указывают, от каких именно татарских корней они производят это слово. В современных же наречиях татарского языка слова "казак" нет; следовательно, оно не татарское, а заимствованное ими отъ другого народа и отождествлено по характеру и исторической жизни казачества с понятием – вольный, никому не подвластный, служащий за деньги и другими проявлениями военного быта пограничных стражников, подобных древним нашим предкам…»
«…Барон Брамбеус (0. И. Сенковский), знаток восточных языков, в 1834 г. (т. VI "Казаки") писал: "Мы не думаем, чтобы можно было разсуждать о происхождении слова "казак" без пособия ориентализма и его исторической критики... Слово "казак" есть собственное имя народа, который мы ныне называем киргизами. Кажется, что это поколение, издревле известное в Азии отвагою, хищничеством и ловкостью всадников, с давнего времени придало имя свое отрядам легкой конницы, употребляемой восточными властелинами для разных воинских назначений, подобно тому, как народное имя швейцарцев превратилось в Европе в наименование известного рода служителей. То верно, что у монголов, завладевших Россией, оно означало, кроме киргизов, еще вооруженных всадников, не приписанных ни к какому улусу, не составлявших собственности никакого хана, ни бека, бежавших от своих кочевых владельцев, коротко сказать – "вольных воинов" из разных поколений, соединявшихся в летучие отряды.
Бабер часто употребляет в своем джигитайском наречии слова "казаклык, казакламак" в этом смысле. Как производное, оно происходит от "каз" – гусь и значит гусак – "свободный, как дикий гусь" – говорят турки. (По словацки гусь-самец называется гусер, по сербски – гуссар, по чешки – hauser, husak, по польски - gensior , по древнеэтрусски – гас, по осетински – газ.)…»
«….Впрочем, Иловайский в своих "Розысканиях о начале Руси" (1882 г. Москва, стр. 242) цитируя соображения проф. Бруна, помещенные в Записк. Од. Общ. Ист. и Др., т. ХІІ, приходит к заключению, что название "казаки", вопреки всем попыткам объяснить его из татарских языков, есть, вероятно то же, что казары, с его вариантами: "казахи" у Константина Багрянородного (Х в.) и "касоги" в нашей летописи…»
Сам Е.П.Савельев считал, что слово «казаки» произошло от соединения названий древнего народа, Азы и Саки - «Аз-Саки» - казаки.
Забавно, но по Византии тоже попадаются интересные фишки
Касис – шлем («ВИЗАНТИЙСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» А. Меньшиков)
Тут ещё одна фишечка: Друнг – подразделение византийской армии численностью 1 000 воинов (командир друнгарий - drouggarios) делились на тагмы по 200 всадников (командир комит, тагматарх).
Не отсюда ли русские «Дружины», и забавно, что взимаемая монголо-татарами «дань крови» (рекрутский набор с завоеванных народов) называется «тагма», т.е. аналогично с подразделением византийской армии – тагмой в 200 всадников (не путать с «тамгой» и таможенниками - это другая тема).
«…Также, как Псевдо-Маврикий и Лев VI, Никифор считает обязательным для воина ношение плаща - эпилорикона или эпилорикиона, надеваемого поверх панциря. Плащ имел разрезы на уровне подмышечных впадин, чтобы не стеснять движения рук, а если эпиларикон имел рукава, то их откидывали назад и связывали за спиной…» - чем не запорижцы в свитках, с рукавами с прорезями, что связывались за спиной.
Записал с какого-то сайта тюркистов, их т.зр. - Казак - значит "скиталец", "свободный человек" вроде слово старое, у Кашгари (?) есть слово "казак" - скиталец, "казаклык" - скитание, казачество, "казакдаш" (ассоц. с юлдаш (жолдас) - спутник) - человек с кем пребываешь в казаклыке, еще Бабур когда был изгнан из Ср. Азии писал что находится в "казаклыке".
Ну и из энциклопедического текста:
КАЗАЧЕСТВО (от тюрк.: казак, козак — удалец, вольный человек), военное сословие в России.
Вот получились:
1. Монгольская версия (т.е. с монгольского языка)
2. Тюркская версия (т.е. с тюркского языка, однако нет чего-нибудь типа перевода самого слова «казак» типа «каз (гусь)-ак (белый, свободный, дикий)».
3. Византийская даже , но с большой натяжкой (всего из пары несколько похожих слов). |
|
Вернуться к началу |
|
|
songool Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)
Зарегистрирован: Nov 14, 2005 Сообщения: 250 Откуда: ulaanbaatar
|
|
у меня была версия
Хаса(исключить)+г(приставка) т.е. исключенные из орды вольные люди. аналогично Зура(рисовать)+г (рисунок)
а казаков в бурятском и монгольком именно так называют Хасаг. _________________ я, сын бурят-монгольского народа. и это меня украшает. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
songool,
Очень интересная версия.
Совпадает по определению с тюркским "скиталец", "свободный".
И с пониманием казака по русским документам изначально, как свободного человека, ушедшего в степь, т.е. тоже некоим образом исключенный из общества вольный человек, скиталец.
А если с учётом того, что и сам Чингиз-хан в своё время набирал воинов из "людей длинной воли" (кстати, вы не знаете, как по-монгольски звучит это определение).
Смысловое совпадение с монгольскго и с тюркского, в принципе, вполне нрмально (ввиду имевших место контактов народов), смысловое совпадение с русским пониманием можно объяснить знакомством с данным явлением - казачеством, через тюрок (по версии Карамзина - "до Батыева нашествия") и через монгол (по версии Гордеева).
Интересно то, что есть похожие по звучанию слова, связывающим казак с последующим знаечнием "порубежника", "пограничника".
Возможно предположить, что это значение было не вторичным, а разивалось параллельно, т.к. исключенные из рода вольные люди теоретически, если не уходили в другие места, то оседали на границах рода, при этом получалось, что защищая себя они воленс-ноленс защищали границы рода.
Вам, как человеку, лучше всех знакомому с монгольским языком версия соединения 2-х слов (страж границы, я в сообщении их приводил) в одно представляются, так полагаю, маловероятными. В каждом языке свои правила словообразования, поэтому, естественно, что человеку незнакомому с языком представляется вероятным, вполне возможно являются невероятными с т.зр. человека, знающего язык.
Видимо, в этом случае сходная история.
Успехов вам! |
|
Вернуться к началу |
|
|
songool Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)
Зарегистрирован: Nov 14, 2005 Сообщения: 250 Откуда: ulaanbaatar
|
|
люди длинной воли это буквальный перевод.
на старомонгольском это выглядит как
Урту дурайин кумун
а на современном монгольском то есть на том диалекте которой базируется современный монгольский письменный язык это выглядит так
Урт дурын хун. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Светлаяръ Гость
|
|
Во втором томе Всемирной истории под редакцией Э.Лависса и А.Рамбо называемом "Эпоха крестовых походов" изданном во Франции и переведенном на русский язык М.Гершензоном в 1897 году (переиздано Полигон-АСТ. СПб.1999) сообщается, что еще две с половиной тысячи лет назад на территории современного Китая жили белые народы. Винское сословие этих народов, наделенное землей (тарой), называлось казак или таранчи. Все безземельные скотоводы назывались киргизами. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Родион Посетитель
Зарегистрирован: Aug 23, 2006 Сообщения: 2
|
|
АндрейСафонов писал(а): |
Вот получились:
1. Монгольская версия (т.е. с монгольского языка)
2. Тюркская версия (т.е. с тюркского языка, однако нет чего-нибудь типа перевода самого слова «казак» типа «каз (гусь)-ак (белый, свободный, дикий)».
3. Византийская даже , но с большой натяжкой (всего из пары несколько похожих слов). |
В Этимологическом словаре русского языка М. Фасмера в статье Казак говорится:
Заимствовано из турецкого, крымско-татарского, казахского, киргизского, татарского, чагатайского kazak "свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга".
В историко-этимологическом словаре современного русского языка П.Я. Черных в статье Казак также отмечается, что это тюркское слово. Автор предполагает родство с общетюркской основой kaz- "шататься без дела", "слоняться", "блуждать" (со ссылкой на Lokotsch).
Также у Черных много значений слова казак по диалектам и говорам. Постараюсь набрать и выложить всю статью. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Григорьев Администратор
Зарегистрирован: Jun 16, 2005 Сообщения: 3415 Откуда: Москва (родом из Бурятии)
|
|
Родион, спасибо. Будем ждать вашего материала... _________________ Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
Интересная теория:
"Само происхождение слова "казак" связано с той посреднической ролью, что играли казаки во взаимоотношениях "Востока" и "Запада" в широком значении этих образов и понятий. Казак, вполне возможно, слово тюркского происхождения и обозначает "удалец", "мятежник" и даже "разбойник". "В области распространения тюркских наречий, – отмечал востоковед Василий Радлов, – это слово отмечалось уже в IХ в. При Тимуридах "казаком" называли ложного претендента на ханский престол. "Казак" – это и бессемейный конный воин, который как храбрец, шел первым – в арьергарде войск, нес разведывательную и сторожевую службу.
Захириддин (Сехир Эддин) Мохамед (Мухаммад) Бабур, одно время живший в Оше, а позднее основавший империю Великих Моголов в Индии, поэт и историк, в начале ХVI в. в своей генеалогии часто упоминал на джагатайском наречии свободного, неподвластного воина "казаклык", "казаламык". С того же времени известно о существовании казаков – служилых людей тюркского происхождения на крымско-турецкой службе. Их "наследники" – т.н. воровские казаки – члены шайки степных разбойников различного происхождения.
Хотя достоверного этимологического значения термина нет, в трудах ученых содержатся его трактовки. Так, учившийся вместе с казаками в Омском кадетском корпусе, деливший с ними в совместных походах и экспедициях (в т.ч. и по Кыргызстану) хлеб и кров Чокан Валиханов не мог не заинтересоваться созвучием "казак–казах". Вот что он писал: "Степные предания говорили о стремлении казахов знать свое "народоначало", откуда они пошли и почему называются казахами". За собранными сказаниями и легендами ученому открывался сложный и богатый мир носителей "пограничной" культуры, вынужденных искать спасения от наступающей власти государства в степи, тайге, горах.
Очевидно, что культура казаков активно контактировала с духовным миром кочевников и горцев, немало восприняв в языке (атаман – ата мен / мой отец – тюрк.), ментальности (казачья вольность – качество не крепостных людей), общественном устройстве (казачий Круг – отражение вечевого идеала, присущего и Востоку), общинной модели хозяйствования, где есть общий надел земли – юрт (возможно, что этимология этого слова связана с тюркским "джурт" – народ).
Известный тюрколог Владимир Бартольд также отвечал, что словом "казаки" обозначалась часть народа, отделившаяся от своих государей и соплеменников. Отсюда, якобы, и современное название казахского народа.
Существует также мнение, что слово "казак" произошло от имени древнего кавказского туранского племени "касог" (кос-сака, ка-сака), упоминавшегося в русских летописях с 965 г. Есть утверждение, что казаки, как народность, сложились еще в начале новой эры в результате связей "касогов" с приазовскими славянам, месото-кайсаров с некоторой примесью аланов-асов или танаитов (донцов).
По половецки (кипчакски) "каз" – белый гусь, что служит основанием для других выводов, романтично уводящих в просторы восточно-европейских и азиатских степей. Кстати сказать, райцентр Казарман по названию также имеет отношение только к гусям, но ни как не к казакам. Как, впрочем, и бывший пригород Бишкека – Чала-Казаки (ныне Кызыл-Аскер) обозначал селившихся там недавних кочевников и нес уничижительную характеристику.
Безусловно, имеются и славянские корни у понятий "казачество", "казак". По крайней мере, уже упомянутый Валиханов выписал из "Собрания Государственных грамот и договоров" следующие фразы: "Казаком кочует на поле", "Будучи на поле живучи казаком".
Бежавшие от крепостной зависимости, непосильных налогов физически сильные и храбрые воины, владеющие различными видами оружия и славянского единоборства (ратоборство) как "казаки, живущие по окраинам русских земель" упоминаются в государственных источниках с 1380 г.
Поселения "вольных" (независимых или полузависимых) казаков временного и, реже, постоянного характера располагались по берегам Днепра (Запорожская Сечь), Дона (Чиганаки), Урала (Яицкий городок) и выполняли функцию базового лагеря, откуда отправлялись "казаковать" – в набеги на торговые караваны, поселения земледельцев и ремесленников, кочевья. Позже казачьи городки стали называть станицами – от старославянского слова "стан" – сторожевая застава на приграничных землях. "
А.П. Ярков "Казаки в Кыргызстане" _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Сергеев_ЮВ Писатель
Зарегистрирован: Mar 04, 2006 Сообщения: 725 Откуда: Москва
|
|
Седой,
Хороший материал. Дед мой, Егор Быков и, конечно, мать, родом с хутора Чиганаки. Я привёз полмашины арбузов из Чиганак. _________________ - Писатель Юрий Сергеев -
Мои книги Вы можете заказать по email: knyaj@mail.ru |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
Сергеев_ЮВ
Это Бабаю спасибо, Юрий Васильевич! Он нам интересные книги поставляет, а мы их внимательно читаем _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |