Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

ТАЙНЫ МОНГОЛИИ
На страницу Пред.  
1, 2, 3  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Монголия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Пн Май 15, 2006 11:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Джанко
Ну зачем так пафосно.
Шлиман, например сколько Трою искал и нашёл ведь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Джанко
Участник
Участник


Зарегистрирован: Feb 15, 2006
Сообщения: 132
Откуда: Новосибирская область

СообщениеДобавлено: Пн Май 15, 2006 12:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Воевода_Владимир

Эээ, зачем так говоришь? Обидно. Троя-это одно, а Чигиз-Хан совсем другое. Может кто-то из этой конфы и не в курсе, но ты-то хорошо знаешь мою позицию по этому поводу... Заявляю официально: "Это провокация!!" :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Сергеев_ЮВ
Писатель


Зарегистрирован: Mar 04, 2006
Сообщения: 725
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 15, 2006 9:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Умер Чингиc -хан в 1227 г. и похоронен в местности Пуркаш-Калдун (ныне это место не опознано). Согласно легенде, однажды в этой местности под сенью зеленого дерева Чингиc -хан, испытав "некую внутреннюю отраду", сказал приближенным: "Место нашего последнего жилища должно быть здесь".
Сегодня существует множество легенд и преданий о месте последнего пристанища Великого хана.
Чингизиды памятуя о том, что мать Чингис-хана была родом из Забайкалья, относились к этой земле с особым почтением, называя ее "землей предков" и "священным заповедником". Чингис-хан перед своей смертью определил особый статус этой земли, назвав ее "Их-хориг"- великий запрет. У бурятских старожилов бытует молва о том, что Чингис-хан совершал жертвоприношения духам некоторых вершин Забайкалья, и что перед смертью дал наставление детям о тайном погребении своего тела на Земле Предков в стране Баргуджин-Токум, куда многие века ездили на моления предкам его родичи. Существует легенда о том, что после его смерти тело Чингис-хана было погребено, и для того, что бы скрыть место погребения, через него были пропущены многочисленные табуны лошадей. Вторая легенда рассказывает о том, что тело его было доставлено на реку Онон, на реке была построена временная плотина и отведено русло. После этого тело Чингис-хана в саркофаге из горного хрусталя опустили на дно реки и снова пустили воды реки. Могила великого хана не найдена до сих пор. Есть гипотеза, что Великий хан похоронен у горы Бурхан Халдун в Монголии. Многочисленные попытки найти ее пока не увенчались успехом . Не смогли раскрыть эту тайну и японские археологи, использовавшие самое современное оборудование.
http://morintour.com/tours/info_bur/14.php
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Сергеев_ЮВ
Писатель


Зарегистрирован: Mar 04, 2006
Сообщения: 725
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 15, 2006 10:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тайна могилы Чингисхана

С этим именем связана самая большая тайна и, возможно, в будущем самая сенсационная находка, которая когда-нибудь может быть и произойдет. Ведь находят же до сих пор захоронения (в том числе и не разграбленные) египетских фараонов.
Речь идет о Могиле Чингисхана, о тайне его захоронения. Но прежде напомню, хотя бы фрагментарно о нем самом. Тем более что, наверное, не все знают, что Чингисхан - уроженец Забайкалья.
Самый знаменитый забайкалец
Родился он предположительно в октябре 1155 года в урочище Делюн-Болдок на реке Онон. Это место и сейчас сохраняет свое название и находится неподалеку от села Цасучей, центра Ононского района Читинской области. Его отец Есугай-батыр был главой одного из древних родов. Об его детстве и юности известно больше измышлений и мифов, чем правды, что дает широкие возможности писателям выстраивать различные варианты этой темы. По-видимому, в 1183-1204 гг. Тэмуджин, как звали будущего завоевателя, разгромил основных соперников в борьбе за власть над степняками, и вожди степных народов и родов на курултае в 1206 г. провозгласил его великим ханом с титулом "Чингис" (от тюркского "тенгиз", то есть "море", "океан"). Чингисхан - властелин с безбрежной властью "от моря до моря". Через несколько лет, в 1211 г. проведя необходимую реорганизацию своего государства и армии, он начал свои завоевательные походы, которые буквально потрясли в ХШ веке всю Евразию. Умер Чингисхан на территории тангутского государства Си-Ся во время начатого им в 1226 г. похода в эту страну. Точная дата смерти известна, ибо в то время его уже сопровождали официальные летописцы его деяний. Он умер 25 августа 1227 г.
Листая древние манускрипты
"Жизнь Чингисхана послужила основой для двух монгольских хроник, из которых до нас дошли две редакции, видимо, составленные вскоре после смерти великого хана, - писал исследователь, автор книги "Чингисхан" (переведена с французского языка и издана в Ростове-на-Дону в 1997 году). Мишель Хоанг. - Первая хроника, Altan Debter ("Книга золотой династии"), воспроизводит историю потомков Чингисхана. Оригинал потерян, но существует китайский список 1263 года, Chengwu xin zhenglu ("Отчет о военных походах Святого Императора-воина"), и второй, персидский, 1303 года Djami at-Tawarikh ("Сборник летописей"), переписанный с подлинника Рашидаддином, который сам отметил, что оригинал фрагментарен.
Вторая хроника, Mongol-un Ni,uca Tobci,an ("Сокровенное сказание о монголах"), представляет собой мифологическую генеалогию Чингисхана, эпическое повествование об его царствовании и частично о царствовании Угедея, его сына и преемника. Она также была потеряна и неизвестно, на каком языке была написана (уйгурско-монгольском вертикальном, китайско-монгольском или каком-нибудь другом)".
Автор приводит далее весьма интересные, хотя и не бесспорные размышления о судьбе этих основных источников, рассказывающих о Чингисхане и его времени. Но, так у данного исследования цель несколько иная, их пропустим. Сразу обратимся к одному из первоисточников. Вот, что говорится в "Сокровенном сказании монголов" (в переводе С. Козина) о смерти Чингисхана: "Дважды ополчась на Тангутский народ за нарушение данного слова, Чингисхан, после окончательного разгрома Тангутов, вовратился и восшел на небеса в год Свиньи (1227)".
Этой информации явно было недостаточно для поисков Великой Могилы. Но имеются и другие источники. Вот что по этому поводу писал Мишель Хоанг: "О самом Чингисхане существуют еще другие тексты, монгольские, китайские или персидские, созданные значительно позднее описываемых событий и восходящие к более ранним текстам: "Драгоценная история" (Yuan Shi) или "Хроника Санана Сечжена"… Сохранились также рассказы многих средневековых путешественников - Виллена де Рубрука, Плано Карпини, Ордирика де Порденоне, Марко Поло, которые оставили нам живописные зарисовки повседневной жизни монголов, а также записки таосского монаха Чан Чуня и нескольких китайских послов, свидетельства которых часто субъективны".
Марко Поло писал: "Поцарствовал он, скажу вам, еще шесть лет от той битвы и много крепостей и стран покорил; а по исходе шести лет, пошел на крепость Канги и попала ему тут стрела в коленку; от той раны он и умер". Тоже, мягко говоря, далеко не полная информация.
А потому вернемся к Мишелю Хоангу, очертившему круг возможных источников. "Средневековые восточные источники также неполны и необъективны, поскольку их авторы Рашидаддин, Ибн аль-Асир, Джувейни, Нессави сами пережили набеги кочевников, но они дают драгоценный исторический и этнографический материал. Добавим, что история монголов ХIII века рассказана почти исключительно иностранцами: китайцами, персами, арабами, армянами, грузинами, русскими и западноеврепейцами".
Французский историк Д, Оссон в своей "Истории монголов", что была на русском языке издана в 1937 г. в Иркутске, рассказал о том, что монголы вторглись в Си-Ся. Разбили тангутские войска и осадили столицу Тангутского государства Нин Ся. Ли Сянь, тангутский царь, сначала оказал сильное сопротивление и этим вызвал со стороны Чингисхана бешеную злобу, которую тот, однако, на время затаил.
Через некоторое время Ли Сянь, сознавая безнадежность своего положения, начал переговоры о сдаче. Чингисхан притворно выразил свое согласие и даже дал клятву сохранить Ли Сяню жизнь и смотреть на него, как на своего сына. Но это было только очередное коварство свирепого старика. В это время Чингисхан был болен и уже чувствовал приближение смерти. И вот, тайно призвав своих военачальников, он приказал им в случае его смерти скрыть это и когда тангутский король в условленное время выйдет из своей столицы, убить его и вырезать все население, не щадя ни старых, ни малых. Этот приказ был в точности выполнен. После 8-дневной болезни Чингисхан умер. А на следующий день Ли Сянь был убит, а население его столицы поголовно истреблено.
По пути к заветному месту
Ну, а дальше начался тайный путь тела великого завоевателя к месту погребения.
Известно, что у древних народов существовали различные способы тайных похорон своих вождей. Можно вспомнить тех же египетских фараонов, правителей государств Майя или древнего Китая. Вестготы, к примеру, похоронили своего любимого короля Алариха в полном вооружении и с сокровищами на дне реки, заставив пленников отвести воду, а затем, после его погребения, вернуть реку в ее прежнее русло. Пленников же перебили. Когда умер великий полководец гуннов Аттила, то, по преданию, его тело положили в три гроба - золотой, серебряный и железный - и ночью похоронили с богатою добычею в пустынном месте. Пленников, помогавших рыть могилу и нести гроб, как и в предыдущем случае, уничтожили. Тайна этой могилы также не раскрыта до сих пор.
Нечто подобное, даже еще в больших масштабах, происходило и в случае с Чингисханом. Чтобы помешать распространению слухов о его смерти, войска, сопровождавшие его тело, убивали всех встречных на длинном пути в главную орду. И лишь когда они достигли истоков Онона и Керулена, было объявлено об его кончине. После долгих, растянувшихся на несколько месяцев церемоний, гроб был… И вот тут начинаются вариации на тему.
Одно точно - все "лишние", кто участвовал в похоронной церемонии, также были уничтожены.
"Очевидно, - считает Ш.Н. Цыденжапов, автор вышедшей в Бурятии книги "Тайна Чингисхана" (Улан-Удэ, 1992 г.), - Чингис оказался дальновидным по сравнению с некоторыми правителями, если он, в отличие от них, перед смертью дал наставление детям о тайном погребении своего тела и тем самым предотвратил надругательство злоумышленников над его захоронением". А о том, что это было действительно так, сообщает в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дин. В этой древнеперсидской летописи достаточно подробно описано и место захоронения, которые находится в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен и Гола. Вот как описывается в летописи выбор места: "Дело обстояло так: однажды Чингисхан был на охоте; в одном из этих мест росло одинокое дерево. Он спешился под ним и там обрел некую отраду. Он сказал: "Эта местность подходящая для моего погребения! Пусть ее отметят!" Во время оплакивания люди, которые слышали тогда от него эти слова, повторили их. Царевичи и эмиры, согласно его повелению, избрали ту местность для его могилы".
А вот, к примеру, что писал, причем без всяких ссылок на исторические источники, Владимир Череванский в книге "Две волны. Историческая хроника", изданной в Санкт-Петербурге в 1898 году:
"Ни искусство теленгутов, ни тибетские волшебницы не могли ослабить его страдания. Верховный шаман затеял было пляску, но его попросили удалиться, так как умиравший выразил желание сказать предсмертное слово. Оно было кратко: "Сыновья и багадуры! Я чувствую, что ко мне идут уже слуги Неба и Земли и, вот, когда они сделают свое дела, вы возьмите мои останки из мяса и костей и отнесите их туда, куда укажет вам Тули (его любимый сын - авт.)"…
Останки последнего были вынесены из ордоского лагеря сыновьями и багадурами, направившимися к указанному Тули месту последнего успокоения. Таинственный кортеж их шествовал под охраною особого летучего отряда, на обязанности которого лежало убивать по дороге все живое, хотя бы и не обладавшее ни словом, ни волей, ни разумом. Люди и звери, птицы и гады - все одинаково падали под стрелами и палицами этого траурного караула, как того требовал старинный обычай погребения великих людей Монголии. Могилу вырыли сыновья и багадуры - под камнями многовекового кедра, опаленного не раз ударами алтайской грозы. Боевой плащ, пробитый во многих местах стрелами, послужил погребальною пеленою этого низвергателя царств и тронов. Седло послужило ему изголовьем. Здесь же, у могилы, разрезали живот у его боевого коня и из искусно снятой шкуры выделали чучело, которое подвесили к ветвям дерева. Неподалеку были так же подвешены лук и колчан, наполненные надломленными стрелами…"
Вот и все, ни о каких богатствах в этом исследовании не говорится ни слова. И все же тайна могилы Чингисхана влекла и влечет к себе все новых исследователей и… авантюристов.
По преданию же, местность, где была эта могила, покрылась со временем густым лесом, где затерялось то дерево, возле которого были погребены останки хана. Охрана леса была вверена тысяче воинов из племени урянхит, освобожденного по этой причине от военной службы. Но, в конце концов, охрана была снята. И с тех пор никто уже не знает, где находится эта могила. Так что вроде бы она находится на территории современной Монголии, но это лишь одна из версий, запущенная еще в ХIII веке. Но есть и другие предположения…
Монгольская версия
В Монголии могилу Чингисхана активно ищут вот уже на протяжении нескольких десятков лет археологи разных стран, а на протяжении столетий грабители древних захоронений. С определенной регулярностью интерес к такого рода экспедициям то вспыхивает, то угасает, каждый раз, порождая новую "волну" гипотез, догадок и предположений.
Еще в начале 20-х годов первый председатель Комитета наук МНР (предшественника Академии наук) О. Жамьян предпринял некоторые действия по установлению места рождения Чингисхана, ибо считается, что оно и может быть местом погребения. Он высказал предположение, что таковым является местечко под названием Гурван нуур сомона (района - авт.) Дадал нынешнего аймака (области - авт.) Хэнтий. Это предложение, естественно, поддержали многие монгольские ученые. Более того, в 1962 г. в честь 800-летия со дня рождения Тэмуджина именно в этом местечке был сооружен памятник из бетона, посвященный Чингисхану. И, несмотря на то, что в определенные периоды в МНР на исследования, связанные с Чингисханом, по политическим мотивам накладывалось своеобразное табу, они практически никогда не прекращались, а в конце 80-х - начале 90-х годов, опять таки в силу политических причин, получили новый мощный импульс. В апреле 1989 г. в выходящих на русском языке "Новостях Монголии" появилось интервью с известным монгольским археологом Намсрайном Сэр-Оджавом. Он - доктор исторических наук, заведующий сектором археологии Института истории АН МНР, член Постоянного комитета Международной ассоциации по изучению протоистории и предыстории, в течение многих лет занимавшийся поисками захоронения Чингисхана.
В своем интервью Н. Сэр-Оджав напомнил, что в уникальной исторической хронике "Монголын нууц товчоо" ("Сокровенное сказание монголов"), написанной неизвестным автором, говорится, что Чингисхан умер 12 июля 1227 года после завоевания Тангадского государства. Его останки, погруженные на колесный экипаж, были привезены и захоронены в "Их газар" (буквально - "Большая земля") у подножья горы Бурхан Халдун.
"…тело Чингис хаана, - утверждал монгольский археолог, было привезено и похоронено в Хэнтийских горах, а вот где именно - это и предстоит выяснить. Хотя для нас факт захоронения Чингис хаана в Хэнтийских горах бесспорен, за рубежом еще продолжают утверждать, будто его могила находится вне Монголии".
В данном случае он имел в виду не только и даже не столько российские версии, сколько китайские. "Результаты наших изысканий, - говорил в 1989 г. Н. Сэр-Оджав, - в последнее время позволяют выдвинуть две гипотезы о местонахождении могилы Чингис хаана. Первое. Чингис был похоронен на южном солнечном склоне горы Хэнтий Хан, в окрестностях озера Хух нуур, в верховьях речки Богд… Второе. Могила находится на территории сомона Цэнхэрмандал аймака Хэнтий на склоне горы Ногоон нуруу в местечке под названием Шарилын дугуй (буквально - "круг кладбища") недалеко от источника Борхурган, истока реки Цэнхэр…".
Но полной уверенности даже у яростных приверженцев "монгольской версии" явно нет.
След так и не найден
Оно и понятно, ведь целый ряд экспедиций, пытавшихся практически доказать верность теоретических изысканий, постигла неудача.
Так, в 60-х годах монгольский археолог Д. Пэрлээ и ученый из ФРГ Шуберт, основываясь на сведениях именно из "Сокровенного сказания монголов", провели совместные изыскания на территории аймака Хэнтий, окончившиеся безрезультатно.
Были уверены в своем успехе и члены совместной монголо-японской экспедиции, начавшей свои поиски в начале 90-х годов. Более того, как писала летом 1991 г. лондонская "Санди Таймс", "она уже близка к обнаружению Чингисхана". "После десятилетий тщательных исследований, - сообщала английская газета, - монгольские ученые указывают на удаленную изолированную гору в пустынях Северной Монголии, где, по их мнению, был похоронен этот "завоеватель всех людей". Японские ученые, используя спутниковые данные в комбинации с аэрофотосъемкой с вертолетов, а также сверхчувствительную электронную аппаратуру, способны обнаружить подземные полости, которые могли бы быть могилой Чингисхана, либо одного из 13 его преемников. Эти 14 могил включают, по всей вероятности, также могилу хана Хубилая, его внука, который правил Китаем". Но сенсации открытия могилы великого завоевателя в Монголии так и не произошло.
И осенью 1994 года буквально по всем информационным каналам прошло сообщение о том, что "преуспевающий американский бизнесмен и историк-любитель Мори Кравитц готов истратить пять миллионов долларов на поиск легендарной могилы Чингисхана на территории Монголии. Он заявил об этом после визита в Улан-Батор, где, по его словам, подписал соглашение с монгольским правительством". Далее сообщалось, что М. Кравитц хотя и любитель, но еще и своего рода подвижник, ибо сбору информации об этой тайной истории посвятил 34 года из своих 62 лет. Он настолько уверен в своем успехе, что, видимо, заразил им окружающих. Во всяком случае, американский журнал "Нэшнл джиографик" поспешил назвать запланированное на нынешнюю весну предприятие Мори Кравитца "Величайшее из последних экспедиций ХХ века". В мае 1995 года в Чите на торжествах, посвященных 60-летию Забайкальского военного округа, побывал посол России в Монголии С. Разов. Я поинтересовался у Сергея Сергеевича, не слышал ли он в этом году чего-нибудь новенького об экспедиции М. Кравитца. Он сказал, что никаких американских экспедиций, ведущих поиск могилы Чингисхана, во всяком случае, в начале мая, в Монголии не появлялось, а вот японские археологи ведут поисковые работы такого рода уже пару лет.
Увенчаются ли их раскопки успехом или нет, покажет только время.
Китайская и другие гипотезы
Вместе с тем все же "монгольский след" в той тайной истории не является единственным, существуют на этот счет и иные версии.
В частности, в "Алтан тобчи" Лубсан Данзана сообщается, что "Подлинный труп его, как говорят некоторые, был похоронен на Бурхан-Халдуне. Другие же говорят, что похоронили его на северном склоне Алтай-хана, или на южном склоне Кэнтэй-хана, или в местности, называемой Йэхэ-Утэк".
Лондонская газета "Санди Таймс", рассказавшая в 1991 году о совместной монголо-японской экспедиции, ведущей поиски могилы Чингисхана в Монголии, профинансированной японской газетой "Иомиури", свою статью закончила следующей фразой: "Многие монголы так же надеются, что находка захоронения положит конец китайским притязаниям на то, что оно находится все же на территории Китая, а сам Чингисхан был не монголом, а китайцем".
Китайскую версию попытался оспорить монгольский археолог Намсрайн Сэр-Оджав. "Достоверно известно", - рассказывал он, - что проезжая через Ордос (местность в нынешнем автономном районе Внутренняя Монголия Китая) колесница, а она была весьма массивной, застряла в непролазной грязи. Дальше, как гласит легенда, один из приближенных Чингис хаана подошел к колеснице и сказал следующее: "Твое государство, твои верные воины, твои родные монголы, твои подданные, твое родное место Дэлуун болдог еще далеко", и после его слов колеса экипажа сами пришли в движение. Насколько это достоверно, неизвестно, но в честь этого или какого-то другого события решено было на этом месте поставить юрту, оставить в ней некоторые предметы из гардероба хаана и каждый год совершать здесь жертвоприношения. В последующем местонахождение этой юрты стало служить отправной точкой для утверждений о том, будто бы Чингис хаан похоронен в Ордосе (то есть на территории нынешнего Китая - авт.)"
Единственные, кто не претендует на то, что восточный полководец захоронен у них, являются японцы, ограничивающиеся утверждением, что Чингисхан… японский самурай, в силу ряда обстоятельств вынужденный бежать с островов на материк в монгольские степи…
Что ж, пусть спорят монголы, китайцы и японцы, а мы то, россияне-забайкальцы, точно знаем, что похоронен он так же, как и родился, у нас, на юге Читинской области.
Забайкальские легенды
Наибольшее распространение в России получила именно ононская версия, связанная, прежде всего, с местом рождения Чингисхана.
В газете "Забайкальский рабочий" за 1925 год (18 января), в котором местный автор Н. Тюменцев привел одну из легенд. Его рассказ так и назывался "Клад". Говорилось в нем о том, как таежник-приискатель Каюк с сотоварищами отправился на поиски могилы великого хана.
"Мунголы там жили - князья, знамо, богатые люди были - позолота, да кака позолота - настоящее золото везде было - струмент, посуденка, топоры-то и те из золота были… а вот уж гроб-то это уж прямо беда - добратца бы до иво - ручку бы отвернуть - нам и хватит. О камнях и не говори - говорят, зияли. Вот бы добратца - хватанул бы я и конец - пожил бы и долой. Главно - доказал бы этим, которы сумлеваются", - так думал герой рассказа.
Их попытка окончилась неудачей
"- Ни заразы нету - ханом тут твоим не пахнет - здря это дело… Мечта", - бросил под конец вечера Пронча.
- Ханом? Де же сразу. Искать надо.
- А место ты не промахнул?
- Не… тут где-то - по рассказам… Пороем… да и можно на другое место"…
Через некоторое время товарищи бросили упорного инициатора поисков. Конец рассказа грустен и поучителен: "Каюк искал клад - гробницу хана…В округах ходила легенда о кладе…И уж после донеслось, - повесился Каюк на сосне… В округах все ходила легенда о кладе". Прошли годы, но интерес к этой теме не исчез.
Вот какую историю, произошедшую в 60-е годы, поведал читинский археолог М. Рижский:
"Совершенно непонятный для меня случай произошел летом 1961 года. Приходит ко мне некий гражданин К. и сразу заявляет, что он, ни мало, ни много, нашел могилу Чингисхана. Признаться, только услышав это, я сразу потерял интерес к нему и к его рассказу".
Почему? Самое интересное, что в качестве основного аргумента археолог привел почти чеховскую фразу: "Потому что это было совершенно невероятно". Опять же - почему? Сработал своего рода стереотип. "Легенд о Чингисхане по Забайкалью ходит множество, - объяснял свое неприятие автор книги. - Это можно понять - как-никак здесь была его родина. А особенно распространены легенды о смерти и погребении завоевателя. По крайней мере, в двух десятках мест Читинской области и Бурятии показывают пункты, где будто бы находится могила Чингисхана: обычно это какое-нибудь глухое ущелье или пещера, или одинокая роща посреди степи".
И никто, добавлю от себя, никто не собрал все эти легенды. Вновь возникает прежний вопрос: почему? Как часто мы пренебрежительно отмахиваемся от "ненужной" информации…
"Однако он, не смущаясь моим довольно выраженным недоверием, продолжал рассказывать, будто осенью прошлого года, охотясь на уток, он нашел в одном месте два обрывка толстой цепи, которые уходили под углом в землю. А так как он, К., еще в детстве слышал предание, что Чингисхана был похоронен в золотой лодке, зарытой в землю на железных цепях, то он считает, что эти-то цепи он и нашел. А где-то под землей на этих цепях должна быть и золотая лодка".
Вот тут бы расспросить поподробнее, попросить показать на карте хотя бы примерно это место, а нет…
"Я, с оттенком все же сомнения, - вспоминал дальше ученый, - конечно, понимал, что золотая лодка - это очередная небылица, отзвук древней легенды. В рассказе К. меня смущало другое, - что это могли быть за цепи?
После разговора я больше его не видел. Но позже узнал, что этим дело отнюдь не окончилось. К., оказывается, написал письмо в Академию наук, и одному из археологов, приехавших на раскопки в Читинскую область, было поручено проверить это сообщение. Как мне позже рассказывал этот археолог (интересно, кто это был?), они на автомашине проехали вместе с К. до 300 километров на юго-восток от Читы. Там К. водил археолога целый день по топям и болотам, измучился сам, измучил своего спутника и… никаких цепей не нашел. К. в отчаянии повторял, что запутался, забыл место, но он обязательно найдет эти цепи… Так я до сих пор, - заканчивает свой рассказ автор, - и не знаю, что подумать обо всей этой странной истории".
Если же прикинуть эти 300 километров на юго-восток, то мы "упремся" в "треугольник" Ононского и Оловяннинского районов и Агинского округа, то есть те самые места, где прошло детство Темучжина, и где и родилось наибольшее количество легенд, которые все далеко не беспочвенны.
Ононский след
Сообщение о предполагаемой экспедиции М. Кравитца в середине 90-х годов вызвало несколько откликов и в газете "Забайкальский рабочий". Первым высказался на этот счет известный забайкальский краевед А. Сизиков, рассказавший довольно забавную историю, произошедшую с ним 30 с лишним лет назад, когда он, молодой тогда начальник Кайнозойской тематической партии, побывал в Ононском районе.
"На окраине Кухубая (небольшое село на берегу реки Онон - авт.)… ко мне, - вспомнил он, - подошел бодрый старик и уверенно сказал: "Не тут ищете! Он на дне".
- Кто он? - спросил я.
- Как, то есть, кто? Вы ищите могилу Чингисхана?"
Из дальнейшего разговора стало ясно, что старожил (не забудем, что русские появились здесь вообще в ХVII веке, а с бурятскими родами и их связью с Монголией и Забайкальем вообще отдельная история --авт.) был уверен, что великий завоеватель покоится на дне Онона и именно недалеко от Кубухая. А. Сизиков проникся этой уверенностью и даже поведал о своей "интригующей находке" - куске кожи, которая к нашей истории скорей всего не имеет никакого отношения. "Итак, - сделал краевед свой вывод, - Кубухай, возможно, откроет тайну захоронения Чингисхана. Ведь не случайно же у приононских казаков "жила" легенда!"
Вот с последней мыслью можно вполне согласиться. Что-то во всей этой истории все же есть. Что-то от аборигенов первые русские "землепроходцы" услышали и запомнили, со временем, правда, обработав "испорченным телефоном". То, что Кубухай какую-то легенду и хранит вполне вероятно, хотя не обязательно это связано с Чингисханом…
"Заведенный" сообщением о предполагаемой экспедиции американца и воспоминаниями краеведа читинский писатель Юрий Курц в том же "Забайкальском рабочем" в ноябре 1994 года опубликовал целое историографическое исследование на тему "Где могила Чингисхана?". Кстати, его интерес к этой теме появился тоже не вчера. Несколько десятилетий назад, молодой журналист колесил по Забайкалью и впервые услышал о легенде. "И началось тоже, - вспоминал он, - со встреч в одной из журналистских командировок с бурятскими стариками и знакомства с устной легендой о погребении Чингисхана.
Уже тогда муссировалась мысль, что местом последнего успокоения "Великого Монгола" стало дно реки Онон. Находились чудаки, готовые указать створ в сотню метров, в котором находится могила, "только отведя реку чуть в сторону". Не отвергая "ононскую", как, впрочем, и ряд других гипотез, Юрий Францевич высказывает свою версию захоронения Чингисхана, связанную не с местом и не с формой захоронения, сколько с содержанием. Но об этом чуть позже. Пока же хочется подчеркнуть, что кроме источников, названных Мишелем Хоангом, имеется еще один достаточно важный - народная память, устная информация, передававшаяся из поколения в поколение простыми людьми, в данном случае жителями Забайкалья.
Поиски агинчан
В Агинском Бурятском автономном округе живет человек, по праву именуемый "Летописцем степной Аги", много лет бывший директором окружного краеведческого музея, Жигжитжаб Доржиевич Доржиев.
Он рассказал о некоторых итогах своей поисковой деятельности, а поисками следов могилы Чингисхана он занимается уже давно. Так, летом 1990 года Ж. Д. Доржиев вместе с местным журналистом Ц. Г. Гонгоровым провели специальную изыскательскую экспедицию на реке Онон, в том числе и на легендарном острове Делюн-Болдог, что примыкает к левому берегу реки. "При обследовании нами местности вблизи сел Цасучей, Икарал, - рассказывал Ж. Д. Доржиев, - мы обнаружили и места, соответствующие тем описаниям, что приводятся в записях французского ученого К. Д, Оссона, на которые обычно ссылаются многие исследователи".
"Легенда, оставшаяся в наследство от тех, кто жил много лет назад в этих местах, - напомнил агинский историк, - гласит, что Чингисхан свое кладбище избрал там, где он родился, стало быть, на островке Делюн-Болдок. Бытует в народе и версия о том, что на берегах Онона находились его покои. Кроме того, у бурят, хамниганов, тунгусов Приононья хранится легенда о том, что Чингисхан якобы завещал похоронить его на одном из островов именно этой реки".
Так что, скорей всего, убежден Жигжитжаб Доржиевич, могила Чингисхана находится на дне реки Онон, которая за прошедшие столетия многократно меняла свое русло.
Ж. Д. Доржиев и Ц. Г. Гонгоров, начав свои изыскания в 1990 году, продолжали их на протяжении ряда лет, ведя сбор информации, которая бережно сохраняется местными жителями. Более того, они установили памятные знаки и столбы с надписями о том, что те или иные места являются возможными захоронениями Чингисхана и его свиты. Кто знает, может быть, эти знаки сами по себе положат начало новым легендам и версиям.
Даже если в Ононе, точнее, на его дне, и не укрыта могила именно Чингисхана, какая-то тайна там все равно имеется. И, возможно, ее бережно стерегут потомки того самого "Урянхай тумэна", десятитысячного корпуса воинов, которым была поручена охрана места тайного захоронения, в силу чего племя урянхит было освобождено от военной службы, но и судьба самого племени и история охраны им заветной могилы тоже до сегодняшнего дня - нераскрытая тайна.
Тайна, хранимая… хамниганами?
Но, как заметил еще один исследователь проблемы, связанной с точным определением места рождения Чингисхана, Дашинима Дамдинов, "агинские буряты, пришедшие в агинскую степь не так давно, в начале ХIХ века, и тем более русские исследователи не получили точных сведений и путают то священное место с другим". Результатами своего поиска он поделился в статье "Где родился великий Чингисхан?", которая 25 ноября 1995 года была напечатана в газете "Бурятия", а 21 марта 1996 года - в газете "Забайкальский рабочий".
Он пошел достаточно интересным путем, обратив внимание, прежде всего на то, что "географические названия бассейна реки Онон в большинстве своем древние и поэтому являются своего рода историческими памятниками, хотя их первоначальное звучание несколько изменилось, приблизившись к звучанию слов живых монгольских языков и диалектов". Это, по мнению исследователя, помогает "установить границы былой общности этнических групп, которая позднее разрушилась".
"В среднем течении реки Онон, - описывает он предполагаемое место рождение Чингисхана, - напротив центра Ононского района - села Нижний Цасучей, между двумя рукавами р. Онон расположен самый большой остров реки Экэ арал (букв. "мать-остров"), в местном русском произношении - Икарал, с таким же названием и русская деревня. Размеры острова (длина почти 20 км и ширина около 10 км) послужили основанием для присвоения острову названия Экэ арал, и на нем же находится урочище Дэлюн-Болдок". Однако, как заметил Д. Дамдинов, несмотря на то, что "русские (дореволюционные и советские) и монгольские исследователи интересуются этим местом с давних пор, оно точно не определено до сих пор".
- Почему? - спросит читатель. "Потому что коренные жители бассейна реки Онон - ононские хамниганы - никому точно не показали то место", - ответил автор, сам являющийся по национальности хамниганом.
В связи с этим определенный интерес представляет версия читинского археолога и журналиста Валерия Немерова. "Чингисхан на склоне лет возил с собой гроб, выдолбленный из цельного дубового кряжа, выложенный внутри золотом. Когда он скончался, его уложили в гроб сыновья. Руки Великого кагана сжимали рукоять отточенного меча. По обе стороны гроба были положены лук со стрелами, нож, огниво и золотая чаша для питья, - писал он, придерживаясь версии о том, что это захоронение должно быть достаточно богатым. - Чингисхан завещал похоронить его на родине, возле местечка Делюн на реке Онон. Завернув гроб Потрясателя Вселенной в войлок и положив на двухколесную повозку, запряженную двенадцатью быками, монголы направились в Коренную орду… По завещанию Чингисхана, рабов заставили углубить протоку Онона и перекрыть основное русло реки. Работы велись день и ночь. Множество рабов утонуло и было истреблено охранниками. Когда вода ушла от подножья скалы, рабы углубили подводную пещеру до огромного зала. В пещеру уложили гроб с Чингисханом и несметные сокровища со всех захваченных монголами земель". Затем реку вернули на прежнее место. Где здесь историческая правда, а где художественный вымысел точно знает только автор и, возможно, кто-нибудь из… хамниган Приононья.
На этом можно было бы и завершить этот рассказ, но есть еще одна проблема, обойти молчанием которую нельзя.
Не тревожьте этот прах
"Открытие в 1974 году гигантской армии из терракоты в могильнике (еще не до конца раскопанном) китайского императора Ши Хуанди (221-206 год до Рождества Христова), за которым последовала в 1987 году эксгумация новой армии бронзовых солдат в китайской провинции Сычуань (1000 год до Рождества Христова) дает основания верить, - писал Мишел Хоанг, - что дальневосточная археология добьется больших успехов в изучении исчезнувших цивилизаций. Может быть, обнаружат также и захоронение Чингисхана?"
А стоит ли вообще искать эту могилу?
Вне всякого сомнения, это захоронение представляет огромную научную ценность, но не это привлекло и привлекает большинство из числа тех, кто пытался разыскивать это "Клад". Золото! Огромное количество золота! Несметное количество золота! Богатство!
А есть ли оно? - вот ведь в чем вопрос.
"Лет пятнадцать назад, - вспоминал в своей статье "Где могила Чингисхана?" ("Забайкальский рабочий", 18.11.94) Юрий Курц, - я встречал информацию о поисках могилы Чингисхана одним немецким ученым (к сожалению, фамилию не помню) с помощью таких (то есть улавливающих большое скопление золота - авт.) приборов методом наземной и аэрокосмической разведки. Он затратил на это не один год, но так ничего и не обнаружил. Мне, - делится Юрий Францевич, - ближе к сердцу версия… о традиционно скромном погребении Чингисхана без несметных сокровищ". А если нет "золота", то пропадает и "маячок".
"Если кто и знает место погребения, - заканчивает свою статью Ю. Курц, - то только сам Господь Бог. Но он что-то не очень торопится указать путь блаженным изыскателям, небезосновательно усматривая в порыве каждого не только интересы первооткрывателя".
Не ведая того, Ю. Курц лишь повторил выводы, к которым пришел в эмиграции доктор Эренжен Хара-Даван, издавший в 1929 году в Белграде книгу "Чингис-хан как полководец и его наследие". "На горе Бурхан-Халдан оно покоится до наших дней, - писал он о теле Чингисхана, - попытки европейских путешественников найти место последнего успокоения величайшего завоевателя всех веков и народов успехом не увенчались, так как не было поставлено никаких надгробных знаков, чтобы кладбище не подверглось разграблению. Место это заросло густым лесом… Умер он в походной обстановке так же просто, как и прожил всю жизнь. Глава обширнейшего из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, властелин около 500 миллионов душ, а, следовательно, по понятиям своего века, обладатель несметных богатств, он до конца дней своих чуждался роскоши и излишеств". Вывод о том, что может быть, а, точнее, чего не может быть в его могиле, по мысли этого автора, настолько очевиден, что он о нем даже и не пишет.
От себя добавлю, что, видимо, у него, то есть у Бога, на это есть свои основания.
"Предположительно, - написал в своей книге "Тайна Чингисхана" Шираб-Нимбу Цыденжапов, - что оскорбление духа великого сына своего времени может навлечь беду на целые народы. Таким образом, следовало бы прекратить всякие акции, которые могут потревожить могущественный дух предводителя общемонгольского государства".
Такое же мнение высказали и монгольский ясновидец Ч. Дашцэрэн, и журналист Ч. Гомбоин, считающие, что тайна могилы Чингисхана должна быть священной. Думается, что с этой точки зрения, если уж и не соглашаться безоговорочно, то уж и игнорировать ее, конечно же, нельзя. Тогда же, в 1991 г., руководитель той объединенной экспедиции профессор Бадам Хатан, кстати, учившийся в Московском университете у знаменитого антрополога М. Герасимова, заявил: "У всех у нас единое мнение - не вскрывать могилу, если не будет согласия монгольского народа. Наше намерение - сохранить ее".
Тем более что один "пример" такого рода вроде бы и имеется.
Так, еще один известный восточный завоеватель Тамерлан однажды произнес магическое заклятие: "Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или будущей, навлечет на себя неминуемую гибель и позор".
По личному распоряжению другого деспота, а именно И. Сталина, группа ученых обследовала усыпальницу грозного властителя и тем самым нарушила его заветные слова. И что же?
А то, что это вскрытие произошло в 5 часов утра 22 июня 1941 года…
На этом пока ставим точку в истории "Тайны захоронения Великого забайкальца Чингисхана", точнее не точку, а многоточие, ибо, думается, что благодаря новым данным, к этой теме исследователи еще не раз будут возвращаться.
А память о великом воителе и государственном строителе продолжает жить, одних устрашая, других восхищая.

Александр Баринов. Политическая история. Тайны в истории Забайкалья
http://asiapacific.narod.ru/countries/apr/mistery_chingishan.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Вт Май 16, 2006 3:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Воевода_Владимир,
Сергей Николаевич, если быть точным Шлиман нашёл разрушенное городище из 9 (кажется) слоёв поселения, один из которых он объявил Троей, а другие учёные догворились так считать. Никаких реальных доказательств, что раскопанное гродище есть та самая Троя не было у Шлимана, нет их и по сию пору.
Найденные им драгоценности также решили счиатаь троянскими, хотя каких-либо признаков, позволяющих их идентифицировать с Троей тоже нет.
Там вообще история темная, Шлиман сначала искал в другом месте, которое считал более подходящим к описаниям Гомера, но там не окзалось горячих и холодных ключей (про которые упоминал Гомер) и Шлиман перенс поиски в дрругое место, где таких ключей тоже не было, но по утверждениям местных жителей, таковые ключи имели место быть там ранее.

Думаю, с могилой Темучжина Есугаевича Борджигинова тоже возможна такая же история, вряд ли можно будет отождествить какое-нибудь захоронение именно и точно с ним. Если и сейчас при похоронном обряде довольствуются только надписью на памятнике, то, скорее всего, и в те времена не клали в могилу документов покойного.
Хотя, а вдруг - раскопают могилу - а там золотая пайцза - здесь волей Великого Синего Неба нашёл свой последний кош Великий Покоритель Вселенной, имя ему Чингизхан.

Меня вот, кстати, всегда интересовала тема: как археологи установили точно, что раскопанная в 1941 г. могила - есть могила именно Тамерлана. Видимо всё-таки опирались на местные народные сказания, да на совпадение раскрытия могилы и начала войны.

А мне иногда, так и хочется, ну хоть одним глазом подглянуть - а как же все-таки всё было на самом деле .

С уважением
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Сергеев_ЮВ
Писатель


Зарегистрирован: Mar 04, 2006
Сообщения: 725
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Май 16, 2006 8:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здесь есть поразительные материалы о древней Монголии
http://www.artezian.org/_forum/viewtopic.php?t=107&sid=56a8f5241c15eb50e11bd4048ef7004b
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Вт Май 16, 2006 10:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

АндрейСафонов
Андрей Алексеевич.
А восстановление облика по останкам?
Герасимов ведь это делал неплохо.
Был я три года назад и в дарвиновком музее видел выставку герасимовских работ - очень интересно.

А по поводу Тамерлана - насколько известно мне останки лежали в мовзолее, которого никто не скрывал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Вт Май 16, 2006 10:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Воевода_Владимир,
Не отрицаю того, что идеи, реконструкции и школа Герасимова действительно очень интересны. Правда тут как-то то ТВ показывали передачу в отношении реконструкциий по школе Герасимова, сами реконструкторы не отрицают того факта, что некторые вещи нереконструируемы, т.е. восстановив облик головы с черепа - нет возможности знать, какую прическу носил объект, какой длины были брови, какого цвета глаза, носил ли усы-бороду и т.п. детали. Следовательно, реконструкция по черепу даёт общий облик лица, но в деталях (а ведь они, в принципе, во многом составляют наше представление друг о друге) возможны большие отличия от прижизненного оригинала.

Ещё интересен тот факт, что нет достоверных прижизненных изображений ни Чингисхана, ни Тамерлана. Картинки из письменных источников большей частью схематичны и источники более позднего времени, чем то, когда жил оригинал, да к тому же в разных источниках изображения разнятся.

По Тамерлану. Так то всё верно. Был мавзолей, было предание, что там покоится именно Тамерлан.
Просто это у меня в силу профессиональной деформации восприятия (приходилось сталкиваться, как пишутся документы, как подтасовываются факты, как одни события маскируются другими и т.п.) сразу встаёт вопрос - какими ещё доказательствами можно перепроверить данную версию.
Мне потому никогда не стать историком, что профессиональный червь сомнения сидит внутри и нагло вопрошает: а как тут с допустимостью, относимостью, достоверностью доказательств .

Хорошо хоть не умственный солитер какой . Хотя, скорее всего мне уже пора говорить самому себе (как в "Они сражались за Родину"): Не может у тебя, Андрюха, быть умственной болезни, т.к. ей возникнуть не на чем .

С уважением.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Сергеев_ЮВ
Писатель


Зарегистрирован: Mar 04, 2006
Сообщения: 725
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 28, 2006 12:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чингисхан оказался отличником китайской школы

Чингисхан, который снискал себе славу самого могущественного и жестокого варвара в мире, на самом деле был очень образованным человеком, хорошо знавшим философию даосизма. В этом убежден китайский историк, обнаруживший документ, который свидетельствует, что предводитель монгольских орд умел читать и писать.

Споря с версиями о том, что покоритель Вселенной был настолько занят военными походами и грабежами, что у него не было времени на самообразование, академик и профессор университета Внутренней Монголии Тэнгуз Баярын заявляет, что он обнаружил эдикт, написанный в 1219 году рукой самого Чингисхана.
Академик Баярын сообщил, что послание даосскому монаху свидетельствует о грамотности Чингисхана. «Этот указ написан на монгольском языке в таком уникальном стиле и тоне, который мог быть присущ только великому правителю», - утверждает Баярын.
До сих пор историки считали, что правитель степных орд был неграмотным, поскольку монгольский письменный язык был создан, когда Чингисхану перевалило за сорок, и времени для учебы у него уже не оставалось.
Тут следует возразить уважаемому академику Поднебесной. Историки и прежде были прекрасно осведомлены о том, что во время взятия Пекина Чингисхан познакомился со знатным китайцем Елюй Чуцаем. Он принадлежал к старинному, родственному монголам, царскому роду киданей. Елюй Чуцай являлся советником последнего императора Алтан-хана. Чингисхану ученый понравился своей статной осанкой, длинной бородой, речью, но, прежде всего, своей верностью и преданностью былым хозяевам. Чингисхан ненавидел предателей и безжалостно рубил им головы.
Кроме того, Елюй Чуцай был превосходным астрологом и перед каждым походом, по монгольскому обычаю, гадал на бараньей лопатке. Мудрый и образованный кидань, в отличие от прочей братии из чингисова окружения, довольствовался необычной добычей: книгами и лекарствами. Последние служили для спасения жертв эпидемий, начинавшихся после очередной резни.
Благодаря Елюй Чуцаю многовековая великая китайская цивилизация облагородила варвара-степняка. Он убедил Чингисхана в том, что выгоднее не уничтожать земледельцев и их посевы, а взимать с них налоги, не разрушать города, унося накопленные там богатства, а сохранять их для блага империи. Через века до нас дошел афоризм мудрого старого китайца: «Царство, завоеванное на коне, не может управляться с коня».
Александр Великий брал с собой в походы философа Каллисфена, племянника и ученика Аристотеля, и, в конце концов, погубил его. Чингисхан, явно уступавший образованному македонцу, сохранил к китайскому эрудиту добрые чувства до конца своих дней.
В отличие от гунна Аттилы, владевшего языком остготов и латинским, сын баатура Есугая с китайцами и персами разговаривал через толмачей. Однако его дети – «новые монголы» - обучались языку и письменности у уйгуров, единственного в ту пору цивилизованного тюркского народа.
Когда в семье вождя подклана киятов (подразделения царской семьи борджигинов) родился старший сын Темучжин, названный в честь поверженного татарского князя Темучжина-Уге, - неизвестно. Неизвестно к какой расе принадлежал юноша с серо-зелеными глазами. Может, к тюркизированным арийцам, как сельское население Кашгарии, а, может, к монголом, которые кочевали у подножия горного массива Хэнтэй, неподалеку от истоков Онона и Керулена. По легенде, он родился с огромным сгустком крови в правой руке.
В детстве он панически боялся собак, затем - своего шамана; истребив половину монгольских родов, создал империю, которая просуществовала более ста лет. 9-летний мальчик не зря опасался огромных лохматых монгольских собак-хасаров. В отчетах экспедиции Рериха есть упоминание, как в Урге бездомные собаки нападали не только на пеших, но и конных и даже до смерти загрызли часового. Шаман был не страшным, но влиятельным и амбициозным. По совету одной из своих жен Чингисхан избавился от претендовавшего на роль политика религиозного наставника.
Воспитанием молодого дикаря, каковым был будущий Чингисхан, никто не занимался. Не чужды для отрока были зависть и обида, усугублявшиеся вечной нищетой. Монгольский эпос сохранил предание как юный Темучжин из-за «золотой» рыбки-сохосун убил брата, хладнокровно расстреляв того из лука.
Существует несколько версий значения титула «Чингисхан», но ни одна из них не убедительна: Чингис (Тэнгис) – море; Чингис – шаманское божество и несколько других. Точно известно, что вскоре это имя из «медвежьего угла» глухой степи верхнего Керулена достигнет стен Вечного города и будет на слуху у всех цивилизованных народов. Для живших в вонючих юртах кочевников-скотоводов главными качествами их вождя были отнюдь не эрудиция и многознайство, а умение править страной, кормить своих воинов и содержать дом в порядке.
Древние китайские рукописи свидетельствуют, как в 1220 году великий правитель пригласил в Гиндукуш даосского монаха Чань-чуня и попросил создать для него эликсир жизни. От него правитель узнал принципы даосизма. Чингисхан интересовался мусульманской религией, которую объявил одной из трех официальных – кроме шаманизма и христианства – вероисповеданий своей империи. В числе «просветителей» правителя кочевников были тюрки-трансоксианцы Масхут и Махмуд Ялавачи.
Профессор Баярын говорит, что в послании, адресованном даосу, говорится: «Меня вдохновила ваша речь. Я буду прилежно учиться и повиноваться каждому вашему слову. Я приказал, чтобы мои министры составили учебное руководство по вашим урокам, и я буду читать его лично».

http://www.our-news.com/news.asp?id=1107&num=90

http://www.numizmatik.ru/biblio/read.php?biblio=299
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Сергеев_ЮВ
Писатель


Зарегистрирован: Mar 04, 2006
Сообщения: 725
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Сен 14, 2006 1:12 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне удалось снять интересный камень в музее Кызыла, похож на портрет Чингисхана.

Привет от Чингисхана.jpg
 Описание:
 Размер файла:  113.67 КБ
 Просмотров:  12585 раз(а)

Привет от Чингисхана.jpg

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Чт Сен 14, 2006 5:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Для живших в вонючих юртах кочевников-скотоводов главными качествами их вождя были отнюдь не эрудиция и многознайство, а умение править страной, кормить своих воинов и содержать дом в порядке.

Как же совместить "вонючие юрты" с "содержать дом в порядке"?
Вообще-то, складывается ощущение, что здесь пахнет европоцентризмом. Коллега, вы хоть раз в юрте ночевали (не говорю о том, что жили)? У доброго хозяина ни какой вони вы не обнаружите. Всё очень даже пристйно. А у хренового хозяина и в избе, и в квартире воняет.
Со своей стороны могу заметить, что предпочёл бы жить с весны до осени в юрте, нежели в городской квартире (при наличии воды рядом и электричества ). Ну а на зиму - в деревенскую избу с русской печкой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Сен 14, 2006 8:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andrey
Ах, как нахваливал юрту Эренджен Даваевич Хара-Даван!
Но мне к сожаленью не удалось в юрте пожить.
На Киргиз.Ру была отдельная тема, где публиковались различные фото юрт.
Замечательное зрелище!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Чт Сен 14, 2006 8:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andrey,
Это Юрий Васильевич не от себя писал про юрты, он то много путешествовал в силу своей профессии, и в юртах живал, однако.
А в юрте у хорошего хозяина действительно хорошо, как и в избе, как и в квартире. Но тут ещё и женские руки важны. Так как гооврят, что у мужчины в зависимости от его отношения к чистоте в доме может быть а) как в казарме (полнейший порядок, возведенный в абсолют, чтоб всё на своём месте, все по струночке), либо б) как в кабаке .
По себе знаю, когда один жил - без ПХД нельзя, и тогда - всё блестит, всё чисто и "по местам стоять". Но любой малейший непорядок сразу - глаз колет и вызывает свирепость, как у "старшины роты/батареи" при виде непорядка.
Зато когда в доме появляется женщина - порядок дополняется уютом, и казарма превращается в Дом.
У монголов тоже дамы были, так что и в их времена, верняк, были в юртах и порядок, и уют.

При наличии электричества, газа, горячего, холодного водоснабжения, отопления и сан.узла хотя бы с мобильным биотуалетом - и в юрте и в избе - шибко бравенько получится. А ежели ещё банька да + теплый бассейн метров на 12, да частично отапливаемый гараж - квартира в городе ни на кой фиг не нужна.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Сен 14, 2006 5:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

АндрейСафонов,

как всегда, добавить нечего! Присоединяюсь...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Сергеев_ЮВ
Писатель


Зарегистрирован: Mar 04, 2006
Сообщения: 725
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Мар 08, 2007 8:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://asiapacific.narod.ru/countries/apr/mistery_chingishan1.htm#top

http://incognita.ru/arheolog/otkr/o_025.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Монголия Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.098 сек. и 20 запросов к базе данных за 0.010 сек.