Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Близится ПАСХА
На страницу
1, 2  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Забытые традиции
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Апр 13, 2006 9:48 am    Заголовок сообщения: Близится ПАСХА Ответить с цитатой

Остаётся 10 дней до праздника СЕТЛОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА.
За последние годы уже было достаточно много сказанно о празднике в прессе и по телевидению. Но всё-таки...
Цитата:
Почему Пасха - главный праздник года
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

КАК ВСТРЕТИТЬ СВЯТУЮ ПАСХУ. ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ОБЫЧАИ И ТРАПЕЗА
Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца
С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи
Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О поведении православных христиан в Пасху
Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.
Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: "От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище".
Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.
Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.
Что такоe артос
Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Как хранить и принимать артос
Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".
http://www.zavet.ru/

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...


Последний раз редактировалось: Воевода_Владимир (Чт Апр 13, 2006 10:05 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Апр 13, 2006 9:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
ПАСХАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА
Как окрасить яйца
Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.
Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.
В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.
Как правильно испечь куличи и пасхи
Кулич пасхальный


Развести опару на трех стаканах молока, шести стаканах муки и дрожжах. Поставить ее в тепло. Растереть пять желтков с двумя стаканами сахара, одной чайной ложкой соли и душистыми приправами (одна палочка ванили, десять орешков кардамона или же две капли розового масла). Когда опара подойдет, положить в нее растертые желтки, вбить в нее еще два яйца, влить полстакана чуть разогретого топленого сливочного масла, всыпать шесть стаканов муки, но чтобы тесто не было слишком густое. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него полтора стакана изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить еще и дать полежать. Затем положить половину сделанного теста в форму, дать ему подняться до трех четвертей высоты формы и ставить в печь. Из этого количества теста выйдут два кулича.
12 стаканов муки, три стакана парного молока, 50 г дрожжей, два стакана сахара, семь яиц, полстакана масла, полтора стакана изюма, чайную ложку соли, душистые приправы.
Кулич заварной
Накануне в восемь часов вечера залить дрожжи половиной стакана тепловатой воды, дать дрожжам подняться. Заварить полстакана муки полстаканом кипящего молока, хорошенько размешать. Если плохо заварилось, то прогреть немного, постоянно помешивая. Когда дрожжи подойдут, смешать их с тестом, добавить остывшего кипяченого молока, две чайных ложки соли и два яйца (от них немного оставить для подмазки), подсыпать муки, чтобы получилось густое тесто, размешать его до гладкости и поставить до утра в теплое место подходить, хорошенько укрыв. В шесть-семь часов утра влить в тесто полстакана подогретого, но не горячего, масла и влить понемногу два стакана некрепкого теплого чая, размешанного с тремя четвертями стакана сахара. Всыпать, непрерывно помешивая, почти всю оставшуюся муку. Вывалить тесто на стол или доску и бить его хорошенько до тех пор, пока не появятся в нем пузыри. После этого выложить тесто в заранее вымытую и обмазанную изнутри маслом посуду, покрыть посуду чем-нибудь теплым и оставить тесто подходить. Через час тесто выложить на доску, вмесить в него изюм, еще побить, но осторожно, и дать подойти в той же посуде еще полчаса. Теперь тесто можно разложить в одну или две обмазанные маслом формы, дать тесту подойти, смазать верх кулича яйцом и ставить в печь.
12 стаканов муки, полстакана распущенного масла, два яйца, три четверти стакана сахара, один стакан молока, 50 г дрожжей, два стакана жидкого чая, три четверти стакана очищенного изюма, соль.
Кулич царский
Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки, два стакана сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль (50 г), по 100 г мелко нарезанных цукатов и промытый, отсушенный изюм. Хорошо выбить тесто, и оставить подниматься на полтора-два часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром.
Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.
Пасха вареная
Все ниже перечисленное размешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с жара, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте.
1,2 кг творога, три стакана сливок, 100 г сливочного масла, четыре-пять сырых яиц, 100 г изюма и по вкусу сахара.
Пасха с шоколадом
Шоколад натереть на терке или наскоблить ножом, смешать с сахарной пудрой и отставить. Затем взять творог, протереть через решето, смешать со сливочным маслом и сметаной, хорошо размешать, всыпать в творог стакан нарезанных цукатов, шоколад с сахарной пудрой, перемешать все это, чтобы масса имела равномерный цвет. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью (кисеей, марлей), вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу.
Два килограмма свежего творога, 200 г шоколада, 200 г сахарной пудры, 200 г сливочного масла, два стакана сметаны, один стакан цукатов.
Ванильная пасха
Хорошо спрессованный творог протирают сквозь решето, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в салфетку, салфетку связывают узлами и подвешивают, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке. Затем в творог всыпают стакан сахара, ваниль (толченую) и все как следует перемешивают. После этого творог кладут в пасочницу, выстланную тонкой тканью, накрывают дощечкой и ставят на полчаса под гнет. Через полчаса пасху осторожно вынимают из пасочницы, освобождают от ткани, ставят на блюдо и сверху украшают искусственным цветком. Такой пасхи должно хватить на шесть-восемь человек.
600 г творога, три стакана сливок, один стакан сахара и полпалочки ванили.
Как испечь греческий пасхальный пирог
60 г дрожжей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натертая цедра от апельсина, стакан теплой воды, 200 г кунжутного семени, 5 сваренных вкрутую и окрашенных яркой красной краской яиц, белок, масло растительное и кунжутное семя для противня.
Развести дрожжи с молоком и сахаром и дать подойти 10 минут. Добавить 125 г муки, размешать, поставить в теплое место и дать подойти до следующего дня. Смешать опару с оставшейся мукой, добавить соль, цедру, воду и месить полчаса. Из двух третей теста - сформировать длинный гладкий батон толщиной пять сантиметров. Противень смазать маслом и посыпать семенем кунжута. Уложить тесто на противень. Из остального теста скатать два тонких валика такой же длины, как батон на противне. Обвалять валики в кунжутном семени и уложить вокруг батона, прижимая, чтобы тесто скрепилось. Яйца наклонно вложить в тесто, смазать батон яичным желтком и посыпать кунжутом. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте. Выпекать в духовке около часа при температуре 200 градусов.
http://www.zavet.ru

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Апр 13, 2006 9:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Что приготовить к празднику
Студень (традиционное блюдо пасхального стола)

Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.
Субпродукты - 1 кг, морковь - 60 г, лук репчатый - 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.
Буженина
Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1 кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.
Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп горчицу.
Гусь (утка) с яблоками
1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.
Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духову. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.
http://www.zavet.ru/

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 13, 2006 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Воевода_Владимир,
Эх, Сергей Николаевич, тут последние дни поста доживаешь, а вы про такие вкусности .
Я тут подругу малость дразнил также - шли по улице, а я ей после 5 недель поста рассказываю в красках про позы, шашалыки, чай с молоком, борщ с салом, про гусей-куриц, про то, как будем 23 числа окорок есть .
Всё, до 23 числа на эту страницу не буду заходить, а то ещё чего плохое со мной случиться .
Начнешь читать - сразу все эти яства перед глазами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 13, 2006 4:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

АндрейСафонов,
Полностью с Вами солидарен! Может действительно волей администратора прекратить эти искушения постящихся
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Чт Апр 13, 2006 4:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Скажите... а кто из наших посетителей поста придерживается?
Лично я - не придерживаюсь.. Как это не прискорбно..

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Yukituki
Участник
Участник


Зарегистрирован: Mar 09, 2006
Сообщения: 111
Откуда: Tokio

СообщениеДобавлено: Чт Апр 13, 2006 5:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне всегда казалось, что суть поста не в воздержании от пищи какой-то.
А в духовном очищении и телесном воздержании вообще: от секса, от чтения бульварной литературы, газет, просмотра ТВ и интернета (в наше время:)) и только от пищи в том числе....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Пт Апр 14, 2006 5:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Естественно, что дело не только в пище.
Можно много говорить о религиозном, о духовном значении поста, привести теории его возникновения, поговорить о том, от чего надо воздерживаться и какие кому могут быть послабления.
В последнее время батюшки вообще говорят : ешьте, что хотите, главное - не ешьте человеков (в переносном смысле, естественно).

Каждый сам в пост выбирает каких ограничений придерживаться.
Сам я, к примеру, пощусь 7 год не столько из религиозных убеждений, и не для духовного очищения, а в целях самовоспитания - наложить на себя определённые ограничения (по пище, по сексу, по развлечениям) и придерживаться их определенное время.
Пусть меня за это поругают батюшки или не поймут люди, но для меня важно так сказать - прикладное значение поста.
В плане духовного очищения - сомневаюсь, что телесное воздержание поможет мне стать духовно чище.

Другие люди идут каждый своим путём. Потому не призываю поститься, но понимаю постящихся.
"Каждый выбирает по себе - женщину, религию, дорогу..."

Ну, а нам с Анатолием Мартемьяновичем, пока остаётся только пошучивать по поводу разных вкусных блюд.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Пт Апр 14, 2006 9:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А у меня день рождения выпал на Пасху
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Пт Апр 14, 2006 10:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andronov,
Везёт, у меня у подруги 17.04 - начало Страстной недели. Решили праздновать в день Светлого Христтова Воскресения, т.е. 23.04.
У меня у папы с днём рождения и постом всегда загвоздка, у него 28 марта (почти на Алексея Божьего человека(30.03), войсковой праздник ЗКВ) - это при любых раскладах всегда пост.
Приходится один раз за пост малость нарушить .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 14, 2006 4:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Поздравляю всех форумчан с наступающим Вербным Воскресеньем! Тепла Вам и радости!
Предлагаю Вам еще один из материалов Натальи Шаповаловой о праздновании Вербного Воскресенья у семейских Забайкалья.


Наталья Шаповалова

Весенние обряды и обрядовый фольклор старообрядцев Забайкалья (Вербное воскресенье, Чистый четверг, Пасха)

Монография Фирса Федосовича Болонева – это самый полный и на данный момент пока единственный труд по народному календарю старообрядцев, вот уже почти тридцать лет «Народный календарь семейских» читается, изучается и цитируется. Мы же пытаемся проанализировать современное состояние календарно-обрядового фольклора, проследить процессы бытования – будь то угасание или возрождение традиции. Весенний обрядовый цикл представлен у старообрядцев Забайкалья несколькими важными датами календаря, в этой статье мы рассматриваем праздники, связанные с периодом Великого поста, завершающиеся кульминацией возрождения и воскрешения природы и духа - Пасхой.
Вербное воскресенье - один из почитаемых праздников у семейских. В основном, с ним связаны различные обрядовые действа. А так как праздник - христианский, то чаще всего ритуалы сопровождались фидеистическими жанрами - молитвами, иногда присловьями, построенными как обращение к божественной силе. Обычай ходить с вербой в церковь для того, чтобы ее освятить, являлся ядром праздника. Освященная верба использовалась при лечении (людей и животных) в течение года, в Тарбагатайском районе в некоторых селах вербные почки смешивали с семенами.
Фидеистические жанры, а также обрядовые действа в настоящее время входят в канву устных рассказов о данном празднике, и чаще всего совершение обрядов – это не реалии сегодняшнего дня, а воспоминания старшего поколения «о том, как было». Но есть все же семьи, в которых чтут традиционный уклад и продолжают соблюдать обряды, посвященные вербному воскресенью.
Желание наделить магической силой первого расцветшего дерева землю наблюдается в следующем обряде, бытовавшем у всех восточных славян, характерном и для семейских. Нам его описала Ковалева Анна Филипповна, но, кроме того, в повествовании этой прекрасной рассказчицы и гостеприимной хозяйки звучит и характеристика современного состояния земледельческого хозяйства: «Ну, раньше вербу рвали. Нарвут вербу и несли в церкву и там благословляли, давали по пучку. А потом, когда станут пахать хлебушка, несли на первую борозду эту вербу. И будто как сыпали по полю: «Зароди, Господи, на всякую долю, чтоб жучку, паучку - всем хватало». Ну там, конечно, они читают, старики, молитву какую-то. А таперь-то только вино. Вот за то хлеб-то и растет с вином. <…> Борозда хлебушка, борозда пустая. Борозда хлебушка, борозда пустая. От чо! Это вино. Эту-то пропили, а это по три волоса на кучке <…>» (зап. от Ковалевой А.Ф., 1928 г. р. в с. Большой Куналей Тарбагатайского района).
Присловье, которым сопровождается обряд, построено по схеме обращения-заклинания и, как в большинстве вербальных структур, исполняющихся в момент ритуала, в тексте присутствует два мировоззренческих пласта - христианский (воззвание к Господу) и языческий (персонажи заговорных текстов - «жучки, паучки»). Сжатость вербального компонента - своеобразный закон, по которому ритуальные тексты «лишаются типовых начала и конца» [3, 66], - «обеспечивает» реализацию действий, заложенных в присловье.
После Вербного воскресенья на Страстной неделе в Чистый четверг перед Пасхой совершались различные, в большей мере очистительные, обряды. У семейских в этот день чистили и мыли дома. Все, что находилось внутри и снаружи, должно было заблистать чистотой («Щепку и ту надо вымыть» (зап. в с. Тарбагатай Тарбагатайского района от Ефимовой У.В., 1936 г.р.). При этом выделяется особое отношение к воде, которой мыли иконы: «Чистый чатверьг и бог&aacute; это у нас, божницы мы чистили, усе, усе я делала. Уж моя обязанность - бог&aacute; мыть. Чтобы капнуть на пол - нельзя! Куда-то в угол (на двор - Н.М.) уняси эту ваду с икон - вот чистота была божья» (зап. от Терековой У.П., уроженки с. Никольское Мухоршибирского района). В с. Хасурта Хоринского района считается, что воду, которой мыли иконы, нужно обязательно вылить в печку. А причина, по которой и капля воды с икон не дожна упасть на пол, объясняется так: «Пол есть пол. Раньше кастрюли не ставили на пол, воду - ведро. Женщина подолом не должна. Ниже женских органов ничо не должно стоять. <…> И чтоб подолом не трусила, это у нас вообще грех был. Вот, чтобы выше - все на лавках, все на скамейках, все на стульях, столах <…>» (зап. от Иванова В.Ф., 1966 г. р.).
Обычай мыть дома, приводить в надлежащий вид всё хозяйство не затухал, так как считался безобидным с точки зрения атеистического прошлого, загубившего наилучшие традиции русского народа. Хотя изначально этот ритуал имел более глубинный смысл, чем может показаться на первый взгляд, – очищение души, которое не мыслимо без очищения плоти и окружающего пространства.
Обязательным действом было приготовление четверговой соли. Выделяется несколько способов - обжаривание в печи, на сковороде, часто соль просто помещают на ночь под иконы, а Ф.Ф. Болонев упоминает о том, как раньше соль под Чистый четверг ставили на столбы ограды [1, 127]. Четверговая соль применяется в течение года в различных целях, с ее помощью лечат людей, скотину: «Используют вот, когда телята р&oacute;дятся - посыпають, поросеночка купишь - посыпають, в пойло сыпють. Когда воду наговаривают от сглаза, сыпють эту соль. Младенец вот родился, тоже, говорят, хорошо его солью маленько, не то что посыпать, а вот поить» (зап. в с. Тарбагатай Тарбагатайского района от Ефимовой У.В., 1936 г. р.). Добавляя в «пойло» соль, читали «Отчу». Сила фидеистического слова усиливала воздействие и способствовала изгнанию болезни.
Иногда четверговую соль использовали для изготовления так называемой «божьей» сметаны. Вот как о приготовлениях Чистого четверга повествует Терекова Улита Парамоновна: «Чистый чатверьг яйца красють. Это перед Паской. Яйцо в чатверьг. Это мы тяперь не соблюдаем, а раньше соблюдали. Чистый чатверьг и бог&aacute;, это у нас, божницы мы чистили, усе-усе я делала. Уж моя обязанность бог&aacute; мыть. Чтобы капнуть на пол - нельзя! Куда-то в угол уняси эту ваду с икон вот чистота была божья. Чистый чатверьг - соличку жарили. Перед печкой. Вот печка топится. Потом крынки мы же становили. У нас сепарата не было. Крынки кругом вымоем и кругом этой солечкой оботрем. Она красная, зажарится, и в печку, лопаткой и в печку. Они там зажарятся. Сметана вот так была. Крынки с глины были. Мы набрали пятьдесят штук, у нас пять коров доилось. Подоим и в эту крынку. Помажем солечкой. Потому что сметана эта божья. Зажаренная в Чистый чатверьг эта соль. Вот и считали сметану божьей» (зап. от Терековой У.П., уроженки с. Никольское Мухоршибирского района).
Некоторые хозяйки до сих пор готовят и пользуются четверговой солью в повседневной жизни: «Насыпешь. И поставлю на буфет, прикрою. И потом вот пользуйся. Потом хоть куда. Хлеб стряпаешь, соли. Или там кого помыть, бросишь пальцами три раза, да и помой» (зап. в с. Хасурта от Филиповой П.А., 1929 г. р.).
Хлопоты, связанные с Пасхой, - приготовление пасхальных блюд и крашение яиц - чаще всего приходились на этот день недели, хотя встречаются мнения, что обрядовая еда (для Пасхи) готовилась в субботу, но, скорее всего, это более позднее влияние (как говорят сами семейские, «за неимением времени» с четверга многие теперь переносят подобные дела на субботу).
Интересен обычай, который в некоторых селах является неотъемлемой частью обрядовых действ. Цитируемый отрывок записан в селе Хасурта Хоринского района: «В четверг перед Паской обязательно кого-нибудь зарезать надо, заколоть. Окровянить Чистый четверг. <…> Петуха или поросенка» (зап. от Иванова В.Ф., 1966 г.р.). Данные действа объясняются тем, что «на Паску не бьют, кровь не пускают - нельзя» (зап. в с. Хасурта от Филиповой П.А., 1929 г.р.).
В настоящее время наблюдается тенденция подвижности фольклорного материала, не только песенного, который «кочует» из праздника в праздник, но и прозаического, поэтому повествования о том, как проходила, например, Пасха, можно услышать не только на пасхальной неделе, но и на протяжении целого года. А песни, которые раньше исполнялись, например, только на Троицу, можно услышать за застольем в любое время года.
Светлая Пасха - день воскресения Бога. В устные рассказы о пасхальных празднествах вплетаются библейские сюжеты, переосмысленные и по-своему истолкованные. В тексте, записанном от Терековой Улиты Парамоновны (уроженки с. Никольское Мухоршибирского р-на), помимо описания праздничного действа, воссоздается процесс воскресения Иисуса Христа: «Под Паску шибко уж мы ходили. Все дявчонки, о-ой! Бумажку завяжешь. Делали из кардона бумажку, как корона. В атлас заввернешь, у меня был атлас тоненький, завернешь и так. Старушки, конечно, по-своёму, кичечки у них были. Вот сейчас умирать даже, старушке кичечку шьють. Ну, нарядные, манисты на них. Под Паску больше собирались. Христос воскрес. Верили, что он воскрес. А понятно, он воскрес. Голову отсёкли, петух как, пусть-ка, говорит, он запоеть. А он, говорит, запел без головы. А кто его казнил, этого Иисуса Христа, вот там же вот есть крест вот такой, гвоздями забивали. И он воскресал. А кто это? Это - Бог , он невидимец был - Бог. Яво в могилу забили, в этой в гроб и в могилу. Могилу раскрыл, вытащил. В бочку забивали, вытащили. В эту печку забросили, хотели спалить, тожа он воскрес. А били вот так, руки все в крови, всё били. В могилу зарыли, всё в гроб, и в могилу, как уж неживого, он - воскресал. «И», - говорит: «Я теперь с вами». Это Бог всё. Он сын Божий. А Бог невидимец был, яво не видали. Кто, говорит, ему помогаеть. Эта хто их казнил-та. Дак они все погибли после. Господь их усех наказал. Я вот и молюсь сейчас, у мине икона».
В рассказе о Пасхе переосмысленный библейский сюжет занимает доминирующее положение. В повествовании просматривается постоянное противостояние добра и зла, на каждом витке повторяется тема: уничтожение - воскресение. Бог олицетворяет справедливость - он помогает и спасает невинных, а божественное наказание неминуемо настигает тех, кто несет в мир зло: «Да они все погибли после. Господь их усех наказал». Как итог и в то же время наставление в заключении звучит фраза: «Я вот и молюсь сейчас, у мине икона». Подобная назидательность (иногда скрытая), когда целенаправленно проводится мысль о том, что молитва (божье слово) должно присутствовать в жизни каждого человека, характерная черта старообрядческих фольклорных произведений, взрощенных некогда на глубоких религиозно-нравственных принципах.
Пасхальные праздники характеризуются тем, что слово, включенное в ритуал, еще не утратило магическую функцию и большинство жанров, используемых в пасхальном репертуаре, имеет черты фидеистического общения, когда «адресат речи - это не собеседник (грамматическое 2-е лицо), а неодушевленное или неведомое «3-е лицо», возможно, высшая сила» [2, 41]. В вербальных компонентах пасхальных ритуалов это неведомое лицо, или высшая сила, концентрируется в разноуровневых культах - языческом (предки - усопшие, домовой, дворовой) и христианском (Господь Бог) - и проявляется в виде тех или иных образов в различных жанрах - присловьях, заговорах, голошениях, молитвах.
В Тарбагатайском, Мухоршибирском, Хоринском районах сохранился обряд пасхального кормления домового и дворового - обрядовые тарочки (булочки), оскребушки (скатанные остатки теста) оставляли во дворе (на стайках, на амбарах, под сарайчиком и даже на уличных столбах), в доме (в углах, около печи, чаще в подполье). В некоторых селах, например в Куготах, «пищу» для домового и дворового называли мякушками (об этом упоминает Т.С. Стрельникова в статье «Пасха в старообрядческой деревне» [5]).
Раскладывая тарочки и мякушки, ни одна женщина (а данный обряд был женской обязанностью) не обходилась без вербального сопровождения собственных действий. В присловьях (во время своеобразного общения - задабривания предков) «хозяина» (домового, дворового), иногда «хозяйку», поздравляют с праздником, просят благополучия и выражают благодарность за сохранность хозяйства - эта тема является доминирующей. Но устойчивы только тема присловий, персонаж, к которому обращаются, и некоторые клишированные формулы, а в тексты в основном имеют импровизационный характер. В разные экспедиционные сроки (за последние годы) нам удалось не один раз зафиксировать описание ритуального кормления домового и дворового от одной и той же рассказчицы. В результате сопоставления текстов становится понятно, что вербальная структура может видоизменяться под воздействием каких-либо внешних обстоятельств, то, что тревожит человека в этот момент и от чего хочется оградиться - закладывается в текст. Ефимова Устинья Вавиловна, воспроизводя текст через несколько месяцев после того, как мы записали от нее подобный ритуал, начала рассказ с того, как однажды ее пугал домовой, и после этого случая в повествовании о пасхальном обращении к домовому появляются следующие слова: «меня не пугайте». В нескольких присловьях, зафиксированных в это посещение, ощущается особая эмоциональность, а также ориентированность текста прежде всего на собственную безопасность («Хозяин с Хозяюшкой, меня сохраните, спасите!») и сохранность хозяйства («Хозяин с Хозяюшкой, вот вам гостинцы, сохраните мое хозяйство!»).
Кроме «кормления» домашних предков, самым важным пасхальным ритуалом у семейских было и остается до сих пор посещение кладбищ и «кормление» усопших родителей. Считается, что предки «ожидают» приношений, чтобы «принять» участие в общей трапезе: «А у нас так положено. Потому что покойник ждет разговеться яичко» (зап. в с. Тарбагатай Тарбагатайского района от Ефимовой У.В., 1936 г. р.). Приходя на кладбище, сначала с поздравлениями обращались к усопшим: «С праздником поздравляешь: «С праздником тебя мама! С праздником тебя, Евстафий!». Имя поминаешь. <…> Вот к кресту я помолюсь подхожу, допустим: “Христос воскресь, мама! Тебе яичко”. Закопаю. Поплачу постою, немножко поголошу: “Нас не встречаешь. Собрались мы к тебе все”. <…> » (зап. от Ефимовой У.В., 1936 г. р.).
Но довольно часто рассказчики сообщали нам о том, что у семейских не принято было ходить на кладбище, чтобы не тревожить покойников, об этом же пишет и Т.С. Стрельникова, описывая пасхальные ритуалы старообрядческого села Куготы [5]. Возможно, разграничение поминальных обычаев идет на внутриконфессиональном уровне. Последователи «темной веры» в селе Большой Куналей стараются и сейчас придерживаться заведенных правил и не посещают «могилки», а семейские поповского согласия поминают покойников и на кладбище.
Мы уже упоминали об особом отношении к атрибуту весенне-летней обрядности - яйцу. Но, кроме того, что им разговлялись в пасхальное воскресенье, «кормили» усопших предков, применяли в заговорной практике (на Благовещенье), яйцо использовалось в детских забавах. Например, широко распространен обычай катания яиц с гор: «Пясок. На гору заберемся, да канавочки делаем. Пустим, там один за одним и сломаются. Съешь, нету, опять нету, опять домой идешь, бярешь» (зап. в с. Тарбагатай Тарбагатайского района от Степанова К.П., 1934 г. р.). Исследователи полагают, что возник этот обычай как магический акт, и что жизненная сила яйца должна была передаться пробуждающейся земле [4, 131].
Яичная скорлупа, смешанная с семенным зерном или картофелем, способствовала хорошему урожаю: «Обычай такой был. Вот первое яичко, если чистишь крашеное на Паску, то у зерно сыпали. В зерно его бросали, чтобы сеяли. Урожай был» (зап. в с. Хасурта Хоринского района от Филиповой П.А., 1929 г. р.). То, что с яйцом (скорлупой) передавалось не только плодородие, но и плодовитость, свидетельствует факт, что принято было кормить куриц «крашеной шелухой».
С пасхальным символом связано множество обрядов и поверий, считалось, что освященным яйцом можно потушить пожар. Также нам не раз приходилось слышать о том, что, лежащее целый год на божничке, к Пасхе яйцо наливалось силой и становилось свежим, в этом поверье заложено народное понимание пасхального атрибута как символа бесконечно возрождающейся жизни.
Пасхальными яйцами расплачивались с теми, кто сооружал качели - самое популярное весеннее развлечение молодежи - они обязательно возводились в каждом селе: «На Пасху надобно качели делать. «Давай-ка, ребята, делать качелю!», - вот они, девки. Качаться. Яички таскали. Принесет, пока не накачается - следующая пара» (зап. в с. Тарбагатай Тарбагатайского района от Степанова К.П., 1934 г. р.). В.К. Соколова считает, что качание, в котором заложено древнейшее магическое действие - подъем вверх, стимулировало рост растительности, «в первую очередь посевов» [4, 118].
Пасхальную неделю, как одно из основных христианских празднеств, несмотря на строгость и регламентацию поведения, в семейских селах отмечали широко и иногда разгульно. Обязательным считалось продемонстрировать свое богатство, поэтому девушка каждый день должна была менять сарафаны: «Но на Паску еще надо кажный день переменный - это восемь надо» (зап. в с. Большой Куналей Тарбагатайского района от Горбатых П. И., 1936 г. р.)). Девушки из бедных семей нанимались специально на работу к зажиточным хозяевам, чтобы заработать себе праздничные сарафаны, которые иногда даже давались как бы напрокат. Важно, что всю Пасхальную неделю, но особенно на Пасху, семейские старались соблюдать запрет на любую работу. Работать в эти дни считалось грехом.
В старообрядческих сёлах Забайкалья в среде старшего поколения устойчива традиция пасхального обрядового фольклора, связанного с поминовением и поклонением предкам. Повсеместно бытуют пасхальные голошения, а также присловья, обращенные к домовому; детские игры, например, катание пасхальных яиц. Волочебные песни, характерные для восточнославянского пасхального цикла, у семейских записать не удавалось ни в середине 20 века, ни во время последних экспедиций.

Список литературы
1. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина IХХ - начало ХХ вв). - Новосибирск, 1978.
2. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. - М., 1998.
3. Неклюдов С.Ю. Звучащее слово в фольклоре // Евразийское пространство: Звук и слово. Международная конференция 3-6 сентября 2000. Тезисы и материалы. - М. 2000. - С. 64-66.
4. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. - М., 1979.
5. Стрельникова Т.С. Пасха в старообрядческой деревне // Филологический сборник. - Улан-Удэ, 1998. - С. 176-181.

_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Апр 14, 2006 5:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Познавательно...
Читая подобные статьи, мне всегда хотелось услышать приводимые реплики... Такой, уж, забавный говор у наших бабушек и дедушек?
Анатолий, а может у вас есть в архиве образцы говора семейских в звуковом формате? Можно было бы парочку выложить на сайте...

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Сб Апр 15, 2006 8:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Leonov
Спасибо за поздравление.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Седой
Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Хорунжий, он же Хранитель Предыстории


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2876
Откуда: Штулим

СообщениеДобавлено: Вт Апр 18, 2006 6:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В связи с Вербным Воскресеньем, вспоминаю забавный эпизод из детства. Мы с двоюродным братом день зарание припасали вербу, что б с утра встать первыми и побудить всех "поркой" .
Но воскресенье... Утро... Спать так сладко!
Короче нам и всыпали всегда первым
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Yukituki
Участник
Участник


Зарегистрирован: Mar 09, 2006
Сообщения: 111
Откуда: Tokio

СообщениеДобавлено: Вт Апр 18, 2006 11:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На пасху всегда пекли куличи и красили яйца. Если были красители покупные, то ими. Если нет то луковой шелухой и зеленкой:)
А вот интересно раньше, в древние времена, чем красили яйца?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Забытые традиции Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.104 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.012 сек.