Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

История Забайкалья
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Даурия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Назар
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Jan 05, 2008
Сообщения: 74
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Сб Окт 24, 2009 7:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Долго думал, куда поместить ссылку, решил, что лучше будет здесь.
Не встречал такой статьи ранее, думаю, что это одно из самых информативных повествований о русском Трехречье.
http://eps.dvo.ru/rap/2006/4/pdf/rap-121-134.pdf
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Пн Окт 26, 2009 12:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Назар,
Тема безусловно интересная и очень мало изученная. Как бы остается в тени. К этой статье надо добавить и имеющуюся на сайте "Начало и конец Русского Трехречья", написанную человеком, родившемся и жившим в Трехречье В. Перминовым.
Для меня эта тема актуальна тем, что в Трехречье проживало намного больше моих родственников, чем я думал. Может быть когда-нибудь сверстаю их список. Трехречье уникально еще и тем, что это было единственным местом эмиграции, где люди совершившие исход из Отечества не чуствовали себя оторванными от Родины. Да и образ жизни был такой же, как и дома. Тем более, что поддерживалась связь с родственниками в Забайкалье. Уникальное явление, одним словом.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Пт Dec 18, 2009 6:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Немного не в тему. По ВГТРК по четвергам утром уже прошли 4 фильма из
документальной серии "Дальневосточный Исход".
1. История семья Янковских из Приморья.
2. Русский Харбин.
3. "Русский" Шанхай.
4. История почти 3-х годичного пребывания 6000 русских эмигрантов из Шанхая на филиппинском острове Тумабао.
В следующий четверг выйдет очередной фильм о судьбе кадетов из Сибирского и Хабаровского кадетских корпусов.
Все фильмы берут за душу и содержат много интересного. Рекомендую посмотреть.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Чт Фев 18, 2010 11:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Книга посвящена 80-тилетию нынешнего Приаргунского (ранее Быркинского) района, его истории и самое главное - его людям.
Издательство Поиск, Чита, 2008 год.
На обложке среди хлебов главный агроном СПК им. 60-тилетия СССР
Кайдалов.
Внизу: вид на Аргунь в районе Староцурухайтуя.

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zett
Местный
Местный


Зарегистрирован: Feb 21, 2010
Сообщения: 400
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вс Фев 21, 2010 6:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемые Форумчане!
С интересом читаю сайт. А нашел я его по следующей причине. Слишком поздно спохватился проследить свою линию предков, уже и дед умер, и отец ушел. И оказалось, что никто не сможет рассказать что было.
Родом я из Владивостока, знаю только что мои предки - уссурийские казаки. Смутно помню, что отец и дед рассказывали о переселении то ли из Забайкалья, то ли с Амура казаков с семьями и расселении их по Уссури. Наш поселок Богуславка, Гродековского казачьего округа. А прибыли вроде из мест, о которых я помню как Зерентуй или Зарантуй - кажется так дед говорил: "Мы с Зарантуя (Зерентуя)"
Подскажите, что можно отследить по таким данным? Есть ли такие поселки, или это завание гряды или реки рядом с поселками и станицами, были ли с тех мест переселения казаков?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Пн Фев 22, 2010 6:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Zett,
Зерентуев в Забайкалье несколько. Откройте Электронную энциклопедию Забайкалья и посмотрите в ней (поиск по слову Зерентуй).
http://encycl.chita.ru/encycl/

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Пн Фев 22, 2010 2:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАСЕЛЕНИИ АМУРА.
в 1857-1858 годах
ВЕНЮКОВ М. И.

...........................
Общее число переселенцев 1858 года мне неизвестно, но полагаю, что оно простиралось от шести до семи тысяч душ, главным образом пеших казаков из Нерчинского округа. Довольно забавную в военном отношении картину представляли эти побочные сыны или, точнее, приемыши Марса. До 1851 г. они выжигали для горных заводов уголь, возили руду, охотились зимою на белок, занимались сельским хозяйством, и военных мундира и амуниции почти не видывали, кроме разве тех, кто жил по этапному тракту, которым следовали арестанты под конвоем солдат. Вдруг — в казаки! Наслали к ним офицеров, начали учить артикулам, собирать на ученья, Даже, кажется, на маневры, выучили ходить в ногу и пр. Но переделать натуры в 6-7 лет не могли. Пеший забайкальский казак остался мужик-мужиком, только вместо зипуна любил халат и бороду не запускал, а брил поневоле. Фитильная охотничья винтовка была ему милее казенного ударного ружья, потому что она не пугает зверя взводом курка. А что до военной выправки и дисциплины, то он частенько говорил своему начальнику-офицеру, вместо «ваше благородие» — «сударь» и при этом почесывал затылок. Вот эти-то люди и были призваны заселять Амур не просто, чтоб жить на нем, но чтоб защищать его, от кого? — не знаю. Я уже не раз упоминал, что китайцев бояться было нечего, а за тем очевидно, что в данном случае мы слепо следовали традиции, по которой русские окраины должны быть обставлены передовою казачьей цепью.
............
Полный текст см. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIX/1840-1860/Venjukov_M_I/text1.htm

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zett
Местный
Местный


Зарегистрирован: Feb 21, 2010
Сообщения: 400
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Фев 22, 2010 7:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"...Но переделать натуры в 6-7 лет не могли..." :)
Ничего, уже внуки этих лапотных мужиков заправски будут сидеть на конях и махать шашкой :)


Последний раз редактировалось: Zett (Вт Авг 24, 2010 11:11 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Whitewings
Предупреждений: 1
Участник
Участник


Зарегистрирован: Aug 12, 2007
Сообщения: 126

СообщениеДобавлено: Вт Фев 23, 2010 4:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Васильев все-таки воспринимал перевод из крестьян в в казаки исторической праведливостью. Он, помнится, указывал на то, что большинство горнозаводских крестьян прошли в 17-18 веках расказачивание. Так что генетическая память должна была проявиться!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 11:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Русское обережье. Серия Там, где начинается Россия
Виктор Балдоржиев
Там, где начинается Россия

Родина

«По диким степям Забайкалья…»
И эхо растает в горах,
И вижу родимую даль я,
И в разных живу временах!

«Бродяга, судьбу проклиная…»
Бредет, зачарованный брат!
Пусть доля у нас здесь земная,
Но судьбы высоко парят…

И чувства: «Ах, здравствуй, родная…»
Насквозь мое сердце прожгли.
И волны шумят, омывая
Рыбацкую лодку вдали.

И век мне железный не тесен,
Я в разных веках проживал,
Когда мне пророчили песни
Про очи, про степь, про Байкал!

Ах, как далеко улетал я,
Но в сердце тревожно стучат:
«По диким степям Забайкалья…
Здоров ли отец мой и брат?..»

Более 300 лет назад в Забайкалье пришла Русь… С берегов Аргуни, где первопроходцы нашли серебро, началась Россия. Это неоспоримый историче-ский факт. Комплексный проект «Там, где начинается Россия», предполагает идентификацию истории и современности забайкальского приграничья в скульптуре, живописи, литературе, музыке, а также публикацию серии публи-цистических очерков с анализом социально-экономического положения и дея-тельности государственных служащих в периодической печати и издание этих публикаций отдельной книгой.
Проект осуществляет творческая группа «Союз Искусств», куда входят писатели, журналисты, скульпторы, художники и композиторы, все – уроженцы Забайкалья, двое из Ононского района – руководитель группы Виктор Балдоржиев и художник Нима Пурбуев. Группа постоянно присутствует в Интернете, на престижных литературных сайтах, на сервере органов государственной вла-сти России, переписывается с видными писателями, художниками, представителями творческой и научной интеллигенции России и зарубежья. Только у Виктора Балдоржиева более двухсот тысяч читателей, сотни рецензентов из ближнего и дальнего зарубежья. Кстати, песню «По диким степям Забайкалья» можно услышать в Интернете, на плэйкасте, в исполнении известного артиста Евгения Дятлева, а картины, изображающие Зун Торей и ононскую степь, мож-но купить уже в Москве…
Историко-идеологическое обеспечение государственной политики в За-байкальском крае мы должны осуществлять сами. Политика и деятельность чи-новников всех уровней показывает, что никто за нас этого не сделает и делать не собирается. Не их это дело. Это надо нам, нашим потомкам.
Мы должны сохранить самих себя по всем положениям закона сохранения вида, где нет места лжи и лицемерию. Закон сохранения вида, как известно, не зависит от политики и чиновников: мы уже давно живем сами по себе. Эту независимость надо укреплять с каждым днем. Значит, нужна историко-идеологическая обеспеченность этой независимости, которая ведет и к незави-симости экономической. Вопрос не одного десятилетия, но начинать всегда на-до сегодня. Чем дальше находится человек от цивилизованных центров, поли-тиков и чиновников, тем чище у него душа, по которому вот-вот начнут тоско-вать люди мегаполисов XXI века.
Сердце России – в деревне. Наш «Союз Искусств» - это, прежде всего, мощный интеллектуальный потенциал, который всегда был верен землякам и который необходимо использовать на благо родной земли. Уже изданы книги, поставлен архитектурно-скульптурный ансамбль в селе Абагайтуй в Забайкаль-ском районе, подготовлен проект такого ансамбля в Нерчинско-Заводском рай-оне, написан гимн Забайкальского края… В рамках этого проекта надо к юби-лею Ононского района создать книгу очерков, начать работы, желательно, сего-дня, не привлекая никого со стороны. Нашу тему ни один пришлый не раскроет и не прочувствует.
Уважаемые читатели, очерки серии будут публиковаться на литературных сайтах. Начнем с Аргуни, далее будут Онон, все наши реки, леса, степи, стани-цы, деревни, села и, самое главное, люди…

Русское обережье

Первые попытки металлургического производства делались в России еще в конце XVI, после «медных бунтов», и первой половине XVII веков. До Нер-чинских заводов у России не было своего серебра. Со скудной казной не по-строишь мощного государства. Государи и бояре смотрели на Европу и пони-мали, что без злата и серебра стране не выжить…
Если проследить развитие горнорудной промышленности со стороны цен-тральной России, то, несомненно: первыми выделяются заводы Демидовых на Урале, которые позже шагнули в Сибирь; на втором месте – Колываново-Воскресенские заводы тех же Демидовых уже в Западной Сибири; на третьем месте – Нерчинские Заводы в Забайкалье. Но если, сибирские заводы Демидо-вых начали давать металл в середине XVIII века, то небольшие и примитивные Нерчинские заводы были первыми в России, где выплавляли серебро уже в конце XVII и начале XVIII веков. Именно Нерчинские заводы дали первое серебро России и возможность строительства Санкт Петербурга, а значит – толчок для развития всей империи. Сегодня это уже общеизвестный факт...
Удивительно, почти все XVIII столетие Россия расширяла и осваивала Сибирь, а между тем в сентябре 1704 года из Аргунского (позже Нерчинского) сереброплавильного завода нарочный отправился в Москву с первым слитком российского серебра. Значит, первыми были, все-таки, Нерчинские заводы, потом Колываново-Воскресенские заводы в Западной Сибири, а далее – вся рос-сийская горнорудная промышленность.
Просторы Забайкалья и Сибири в разное время заселяли многие народы, но освоение этих земель Российским государством длится три с половиной века. Представители многих народов и социальных слоев России, иные как вольные покорители или гонимые труженики-старообрядцы, другие как каторжники и их конвоиры, веками шли в Забайкалье и остались здесь навсегда, смешавшись с коренными народами. Цепь замкнулась, и в начале третьего тысячелетия ясно вино, что Забайкалье стало Родиной всех – пришельцев и аборигенов. Все стали коренными жителями – забайкальцами.
Нерчинский горный округ занимал в свое время обширную часть Забай-калья, Нерчинский Завод по значимости, производимых там работ, превосходил все остальные селения Восточной Сибири. Это был маленький уголок цен-тральной России, выстраданный невероятными трудами у самых границ Китая. Книгу о Нерчинских заводах создана в 2004 году. Практически двумя друзьями. Но это только начало. Будут более обширные труды. Сегодня эту книгу изучают в Санкт Петербурге, Москве, в музеях и научных кругах, в школах и редакциях. Именно эта книга позволила собраться вместе пытливым забайкальцам, объе-диниться и поставить перед собой практические задачи… Все в Нерчинских За-водах – первое. Первые рудознатцы, инженеры, врачи, литераторы, журнали-сты, музеи, заводы… Каждый человек, явление, этап потребуют своего осмыс-ления, а значит и книги.
Первоначально рудокопные работы на заводах велись силами вольнона-емных рабочих. Так, на Нерчинском Заводе в 1704 году работало 19 вольнона-емных рабочих, в 1705 году их стало 50. В 1708 году из Енисейска в Нерчин-ский Завод были перевезены и «посажены на пашню» 104 человека из государ-ственных крестьян. В 1723 году наемных рабочих на заводе стало 180, но этого количества не хватало, поэтому администрация завода просила довести число наемных рабочих до 500 за счет набора их среди окружающего крестьянского населения. Правительство указам Петра I от 1721 года решило вопрос иначе: к казенным заводам стали приписывать большие партии крестьян, которых на-сильно переселяли сюда из Западной Сибири или из Европейской части России. Другим важнейшим источником пополнения рабочей силы была забайкальская каторга. Около Нерчинских заводов возникли и существовали каторжные тюрьмы.
После подавления восстания Емельяна Пугачева в Забайкалье было со-слано много пугачевцев. Например, существующее в настоящее время село Ча-шино-Ильдикан основано в конце XVIII столетия уральскими казаками, участ-никами этого восстания. В 1826 году на Нерчинскую каторгу прибыли декабристы А. 3. Муравьев, С. П. Трубецкой, С. Г. Волконский, В. Л. Давыдов, Е. П. Оболенский и другие… В 1850-1860-х годах Нерчинскую каторгу отбывали петравшевцы, Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, а позже нечаевцы, землевольцы, народовольцы и первые представители рабочего движения. К началу XIX века эта территория уже была достаточно обжитой. Население здесь занималось горным делом, лесоразработками для заводов и земледелием.
«Две группы предков русских забайкальских казаков развивалась различными путями в течение 125 лет до 1851 года, когда они снова слились вместе, первая группа (исконные городовые нерчинские и селенгинские казаки, или акшинские и троицкосавские), стояла на страже русской границы.
Вторая группа из заводских крестьян (нерчинские и нерчинско-заводские) работая на Нерчинских заводах столетним трудом подарила России тысячи пудов серебра и золота и была основным зерном земледельческой колонизации Забайкальского края
», - писал в 1916 году А. П. Васильев, автор книги «Забайкальские казаки».
Итак, государство в течение трех с половиной веков заселяло и обживало край, который сегодня можно назвать русским обережьем. И в царское, и в со-ветское время политика заселения границ страны была делом государственным. Почему же эта политика сегодня стала иной? Почему в наши дни делается все для того, чтобы российское приграничье, которое с великим трудом было засе-лено русскими людьми и укреплено великими же деятелями, опустело? Почему, например, празднование 300-летнего юбилея Нерчинского Завода, давшего пер-вого серебро и толчок для экономического подъема страны не стало общегосу-дарственным делом? Почему сегодняшние деятели не желают видеть явной связи между серебром Нерчинских заводов и Санкт Петербургом? Какие велико-лепные проекты просматриваются сквозь толщу веков в этой прямой и родст-венной связи для развития современного Забайкалья…
Русский берег должен жить и развиваться именно как русское обережье, населению и руководителям которого были бы крайне чужды любые проявле-ния неискренности, в этом будущее многонациональной России.
Настоящее государство не может жить без последовательно-целенаправленной обереженности своих берегов!

Аргунский острог

Вот, что написано в Большом энциклопедическом словаре 1896 года: «Ар-гунская казачья станица Забайкальской области, Нерчинского округа находится на левом берегу Аргуни по 51; 34 с. ш. замечательно как самое древнее поселение русских в этом крае. Основано во второй половине ХVIII века».
Аргунский острог был заложен в 1655 году Федором Пущиным на месте Аргунского зимовья на юго-восточном берегу р. Аргунь. Значит, до острога бы-ло еще и зимовье? Основной целью русских первопроходцев, которую ставили перед ними правители и промышленники тогдашней Руси, был поиск серебра. Места, где не могло быть серебра, этих отважных людей мало интересовали. На Аргуни серебро, по всем приметам, было, уже гулял слушок, что здесь когда-то были мунгальские серебряные копи…
13 июля 1681 года десятники Василий Милованов и Иван Волга с 11 нер-чинскими казаками и 9 промышленниками были отправлены на Аргунь, чтобы «проведали расспросами угожие, крепкие места на Аргуни, где быть острогу - у рыбных, звериных и птичьих промыслов». Они были снабжены мушкетами, по-рохом, а для постройки: долотами, тесниками и скобелями. В этом же 1681 году в трех верстах выше нынешнего села на правом берегу Аргуни В. Милованов и И. Волга стали первыми постоянными жителями Аргунска. Здесь потом прожи-вали их сыновья Петр Милованов и Козма Волга. Первым приказчиком острога стал В. Милованов. В документах 1690-х годов Аргунский острог писали по-разному: Аргуня, Мерелк, Меретки, Оргунский. По заключенному Нерчинскому договору в 1689 году России с Китаем граница должна была пройти по Аргуни, и посол Федор Головин отправил наказ приказчику В. Милованову: срочно пе-ренести острог на левый берег Аргуни. Но 16 сентября 1689 года Милованов отправил «С Ивашкою Волгой стоварыщи» письмо Головину.
В нем говорилось: «Аргунского острогу снесть нынешние осени дело невозможно, потому что де аргунских житилей ныне налицо 20 человек. И теми де людьми перенесть острог некем. Да поздно, осень... хлебы которые насеяны... не сняты». Только весной 1690 года наказ был выполнен «Аргунский острог перенесен на северо-западный берег Аргуни на 3 версты ниже старого места (при устье р. Камара). Далее в начале 18 века острог назывался Аргунск, Эргун. В 1701 году приказчиком Аргунского острога был Степан Поздняков, а через 8 лет пятидесятник Федор Каюков. Здесь уже были приказная и судебные избы, постоялые дворы. А через Аргунск на китайский наун вела дорога, по которой следовали туда и обратно китайцы и русские.
Документы 1705 повествуют, что в Аргунском остроге проживают и несут службу казаки - «конные служилые - Тюменцев, десятник Каюков, Даурцовы, Архипов, Филипов, Ляхов, Зуд, Колупаев, Якимов, пешие - Достовалов, Попов, Семенов, Осипов, Весна, Тобол, Софронов, Захаров, Шемелин, Шестаков, Оленцсовы, Носков, Сычев, Кармадонов, Селин, Кореневы, Казанцев, Брюхов, Лихачев, Остафьевы, Вершинины, Филев, Коломыльцов, Сал-танов, Шемякин, Ланчаков».
Спустя 3 с лишним века в этом списке вы, может быть, найдете и свою фамилию, что дает возможность считать себя потомком первых поселенцев Забайкалья. Какие пространства, благодаря предкам коренных народов, достались сегодняшним правителям России даром? Какими великими были наши предки! Какие мы сегодня?
В эти дни члены творческой группы «Союз Искусств» заканчивают про-ект архитектурно-скульптурного ансамбля: на высоком берегу Аргуни будет поставлена шестиметровая острожная стена и стела-плита, на которой изобра-жен облик первопроходца и надпись «Сюда пришла Русь – отсюда началась Россия». Рядом предполагается поставить часовню. Где Бог, там и правда…

2009 год. Маньчжурия - Даурия.

© Copyright: Виктор Балдоржиев, 2009
Свидетельство о публикации №1907030298
http://www.proza.ru/2009/07/03/298

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 12:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рекомендую прочитать всю серию Виктора Балдоржиева по ссылке
http://www.proza.ru/avtor/baldorzhiev

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 12:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Плотников, Агапит Ларионович
— сын боярский, дважды посылавшийся в Китай. В первый раз, будучи еще пятидесятником в Нерчинске, П. в 1692 г. был послан в Китай Нерчинским воеводой Ф. Ис. Скрипицыным, чтобы известить китайское правительство о перенесении Аргунского острога на другой берег р. Аргуни. На другой год (1693) он, будучи уже сыном боярским, опять был послан Нерчинским воеводой стольником кн. Матвеем Петровичем Гагариным, для переговоров о русских перебежчиках, в китайское государство. Об этом посольстве своем Плотников представил подробный "статейный список".

Выехав из Нерчинска, П. уже 16-го июля прибыл в Аргунский острог. На следующий день он перешел р. Аргунь, а к вечеру прибыл к р. Камарин (ныне р. Нюр). Придя 22-го июля к р. Харкугай, он 24-го июля доехал до p. Дербули, где ему опять пришлось дожидаться возможности переправиться. Только 28-го июля П. удалось добраться и перейти р. Ган (впад. в Аргунь). 29-го июля, когда он стоял еще y p. Ган, его нагнал служилый человек А. Ф. Тобол, передавший ему и указную грамоту о изменных промышленных людях, которую он должен был передать китайскому правительству; 3-го августа П. перешел Нюминский хребет (водораздел реки Гана, впадающей в р. Аргунь, и р. Номина, впадающей в р. Нонни-Ула). Придя к р. Номину, он выслал в гор. Наун (ныне Цицикар), стоящий уже на р. Нонни-Ула, наперед себя нескольких сопровождавших его лиц, чтобы те известили, что едет из пограничного гор. Нерчинска посланный к приближенным богдыхана, и чтобы они высылали навстречу подводы и "корм" (продовольствие), а сам двинулся в путь. Высланные наперед объявили, как было приказано, но начальник города ответил им, что он не в состоянии исполнить их просьбу без особого указа. 24-го августа Плотников прибыл в Наун (Цицикар). Туда на другой день прибыл из гор. Мергеля (на сев. от Цицикара) от дзянь-зюня и от Наунского (Цицикарского) мейреня китайский сотник и сообщил, что дзянь-зюнь находится на берегу реки Науна проездом в Пекин. Когда П. прибыл к дзянь-зюню, тот стал расспрашивать его о цели путешествия и о направлении его пути. Попросив не расспрашивать о тайных предписаниях, Плотников сообщил, что уже после его отпуска, на дороге ему был прислан указ, что с р. Лены ушли промышленные люди (50 чел.) на Амур, и чтобы он, Плотников, просил, если будут они проситься у богдыхана принять их, то, переловив этих воров, прислать бы их в пограничные города. Снарядившись, 25-го сентября П. с двумя китайскими приставами выехал из Науна (Цицикара) и 24-го октября приехал в находящийся у Великой стены гор. Калган. Здесь была сделана Плотникову встреча: стояли вооруженные войска, а власти города и области сидели около ворот. Когда Плотников подъехал к ним, они встали, и на это он отвечал тоже поклоном. 31-го октября Плотников прибыл в Пекин и был тотчас же помещен на том посольском дворе, на котором останавливался в 1675 году посланник Н. Г. Спафари. 3-го ноября к Плотникову явился "джаргучи", сопровождавший его с Цицикара, Плотников попросил доложить о его приезде высшему сановнику доржи-амбаню, и на 4-е ноября велено было быть с листами; на просьбу же о поимке и выдаче перебежчиков было сказано, что таковых видали в прошлом году, но не принимали мер, не желая заводить ссоры между государствами. 23-го декабря велено было П-ву явиться к "доржи-амбаню", который, ласково встретив, принял и угощал его чаем и разными китайскими напитками. 13-го января 1694 года велено было Плотнкову приехать в "Посольский приказ" и объявлено, что на 20-го января назначен ему отпуск. Когда П. приехал в "Посольский приказ", ему объявили, что он должен принимать жалование стоя на коленях, от чего Плотников наотрез отказался, хотя и приводили ему в пример прежних посланников. 18-го января приехал опять "джаргучи" и сказал, что велено снова прибыть в "Приказ" для получения листов, которые нужно передать воеводе Нерчинскому. Закончив, таким образом, посольские поручения и получив подводы, Плотников 24-го января выехал из Пекина, 30-го января миновал Калган, 7-го марта был в Науне (Цицикаре), а 21-го апреля прибыл в Аргунский острог, а 4-го мая — в Нерчинск.

"Доп. к Акт. Истор.", т. V, стр. 276—283; Н. Н. Оглоблин. Обозрение столбцов и книг Сибирского Приказа, стр. 140; Н. Н. Бантыш-Каменский. Собрание дипломатических дел Российского государства с Китайским, стр. 69.
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101590/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 6:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из книги: "БЕЛЫЙ ХАРБИН. Середина 20-х." Автор Мелихов.
............
С разгромом Семенова в Забайкалье и уходом массы казаков в Маньчжурию новый импульс для развития получило Трехречье.

Трехречье в административном отношении тяготело к г. Хайлару, но несравненно больше, в духовном плане — к Харбину.

Знакомство русских землепроходцев с северо-западной частью Барги началось еще в XVII веке. Русский Аргунский острог (заложен в 1682 г.) был поставлен на правом берегу Аргуни и утвердил власть Русского государства над местным населением этого района вплоть до Большого Хингана, где только и начинались границы Срединного царства (Китая). Но по Нерчинскому договору 1689 г. между Россией и Цинской империей, единственная, действительно установленная договором граница между двумя государствами была проведена именно по Аргуни "до самых ее вершин" и остается с того времени, уже более 300 лет, официальной государственной границей между Россией и Китаем. По этому договору Аргунский острог в устье Аргуни русские люди должны были перенести с правого на левый (русский) берег, что и было сделано. Вдоль реки, с русской стороны были поставлены казачьи караулы; с китайской стороны никакой охраны не было. В этих условиях экономические, торговые и прочие связи народов двух стран, "разделенных" этой границей, сохранялись и нормально развивались. Равно как и их глубоко дружественные отношения. И с разрешения местных маньчжуро-цинских властей забайкальские караульские казаки пригоняли сюда на правобережье свой скот на выпас, заготовляли сено, охотились, вели взаимовыгодный торг с местным населением. Многие казаки имели здесь постоянные заимки.

Такое положение сохранялось на Аргуни вплоть до революции.

Гражданская война, вспыхнувшая в Забайкалье, велась обеими сторонами с исключительной жестокостью и переменным успехом в течение более пяти лет (1917–1922 гг.). К примеру, пограничный пункт Цурухайтуй на самой китайской границе пять раз переходил из рук в руки. Раскалывались семьи, брат шел на брата. Царили безвластие и произвол. Лидия Ивановна Пинегина, коренная забайкальская казачка, приводит в воспоминаниях рассказ своей бабушки, которая в дни бесконечной смены власти выходила на крыльцо дома и садилась с дробовым ружьем в руках. На плечах телогрейка, а под нею на левом плече царский погон — не помню какой — кажется, подполковничий, а на правом плече — красный бант. В зависимости от того, кто приходил, заявлялся и посягал на имущество, она приоткрывала соответствующее плечо и кричала:

— Не дам! Не позволю! Стреляй! Сюда…

И всегда выходила победителем. Да и Пинегиных в Старом Цурухайтуе все знали и грабить не решались.
Мирное казачье население Приаргунья было измучено непрекращающимися столкновениями, и не удивительно, что в этих условиях многие казаки, особенно из приграничных станиц, еще до разгрома в Забайкалье Семенова предпочитали уйти от бесконечной смуты или, по крайней мере, обеспечить безопасность родных и близких, для чего переправляли их с кое-каким имуществом на свои заимки на китайском берегу.

Так еще задолго до завершения кровавой схватки в Забайкалье здесь, на правобережье, стихийно возникали казачьи поселки. В последующем они стали концентрироваться в плодородных речных долинах правых притоков Аргуни, т. е. в Трехречье. События сентября—октября 1920 г. добавили к этому казачьему населению массу казаков, которые отступили в Маньчжурию под натиском "красных". Здесь они были разоружены китайскими властями, и большинство вернулось к мирному труду — сельскому хозяйству, дав всей последующей жизнью пример упорства и мужества русских людей, закинутых на чужбину, и заложив основу своего будущего благосостояния. Казачьи поселения, постепенно распространяясь в глубь Барги, в конечном счете достигли линии КВЖД в районе станции Якеши.

Так начиналось становление Трехречья. Но какие факторы способствовали развитию и расцвету этого края?

Казаки, естественно, продолжили здесь традицию своего демократического самоуправления: в поселках — выборные атаманы, в центре — одной из трехреченских станиц (Драгоценке) — станичный атаман. Традиционным оставался и быт, в основе которого лежал каждодневный труд.

Внешние, так сказать, обстоятельства способствовали налаживанию нормальной жизни. Китайские власти в 1917–1931 годах оставили казаков в покое, не вмешиваясь в их дела. Китайского населения в Трехречье не было, а по этой причине не могло возникать и конфликтов, которые потребовали бы вмешательства китайской администрации в Хайларе. Никакой воинской повинности, как было на Родине, здесь, в Китае, казаки как иностранцы не несли. А казачья повинность в России, напомню, была действительно очень нелегкой. Каждый из сыновей уходил служить, т. е. отрывался от хозяйства, на четыре года; каждый должен был явиться на службу в полном казачьем форменном обмундировании (казенным было только оружие) и на собственном коне, в полной верховой конской сбруе (казачье седло, переметные сумы, уздечка, недоуздок). А в семье по три-четыре сына… Затраты были немалые!
В Китае же ничего этого не было. Все взаимоотношения с китайской администрацией начинались и кончались сбором с казаков налогов.

Налог собирался на месте приезжим из Хайлара китайским чиновником, который сам определял и размер этого налога, — пишет Н. С. Сибиряков ("Конец Забайкальского казачьего войска, с. 223–224). — При этом чиновник соблюдал прежде всего интересы свои, интересы Цицикарской провинции и управляющего провинцией генерал-губернатора. Угощения, подарки побогаче от всего сельского общества, жалобы на неурожай, падеж скота — и налог облегчался, отнимая от хозяина лишь малую толику его доходов. А низкие налоги — это возможность расширенного воспроизводства, т. е. именно то, на чем и основывалось возрождение и бурное развитие хозяйств эмигрировавших в Китай казаков-забайкальцев. По их признанию, Трехречье было в этом отношении подлинным "золотым дном".

Как протекала жизнь в первые годы? Ежегодный — обычный круг сельскохозяйственных работ: поднимали целину, сеяли пшеницу, собирали, как правило, богатые урожаи; заготавливали сено, выращивали возраставшее поголовье скота — овец, коров, лошадей. В страдную пору семья трудилась с утра до вечера.

Но и отдыхать тоже умели и не забывали. Отмечали все православные праздники — в особенности Рождество, Масленицу и Пасху. В девяти крупных поселках были построены храмы, в каждом — школа. Праздновали с присущими казакам традициями и обрядами, широкими пирушками, неудержимым весельем! "В Рождество и на святках, — вспоминает Н. С. Сибиряков, — христославщики, маскарадные карнавальчики с ряжеными, обходившими все дома подряд, строительство баррикад из саней поперек улицы. А бывало, пока казак бражничает в гостях у друга, перевозжают его застоявшегося на морозе коня вместо удил за неподвижную часть упряжи. Дурная шутка, а шучивали. Выйдет захмелевший гость, отвяжет лошадь, нукнет… и понесет неуправляемый конь. Хорошо, коли только ушибами отделается седок. На Масленице — кавалькады: всадники и всадницы на лошадях и верблюдах, тройки, где в кореню лишь хомут да дуга. Женщины в ярких шалях, полощущихся при скорой езде. На Пасхе — высоченные общественные качели. Визг, хохот, испуганные крики, когда стоящие на козлах парни так раскачают, что того и гляди через матицу полетишь".

С местным населением — в основном тем же, что и в соседней России — тунгусами, эвенками, монголами — связь казаков всегда была крепкой, и иначе быть не могло. Контактов с ними просто нельзя было не иметь. Ведь все занимались одним общим делом — будь то скотоводство или охота. Монголы были пастухами, которые пасли казачьи табуны, стада коров, отары овец. Монголки и бурятки приезжали в казачьи станицы выделывать шкуры, стегали и шили одеяла из мерлушки. Русские же выделывали кожи, сбивали войлоки и снабжали ими монголов. Сложились тесное, но четкое разделение совместных обязанностей и совершенно естественные контакты. Народы Барги и Трехречья хорошо знали уклад и быт соседей, их праздники. Всем им было присуще широкое гостеприимство.

С "той стороной" тоже сохранялись и поддерживались своеобразные отношения. Была и открытая вражда, но друг в друга через реку не стреляли. Были и разделенные семьи: например, родной брат живет через Аргунь… Контакты тоже поддерживались, разного рода. Но в основном до 1929 года…

Не только сохранялось, но и культивировалось высокое искусство лихой и отважной джигитовки — недаром на Всеманьчжурском Конном празднике в Харбине в 1942 г. она вызвала бурный восторг тысяч собравшихся зрителей — русских, китайцев и японцев (особенно у последних).

А на состязаниях в столице Маньчжоу-диго — Синьцзине (Чанчуне) призовые места заняли казаки Пешков, Родионов и Плотников

К моменту возникновения советско-китайского конфликта, по данным И. И. Серебренникова, в речных долинах Барги насчитывалось около 800 русских земледельческих хозяйств с населением до 5 тыс., в частности, в районе Трехречья обосновалось 21 русское селение с 375 хозяйствами и населением свыше 2 тыс. Они просуществовали здесь до середины 50-х годов.
..........
Источник: http://lib.rus.ec/b/185623/read

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zett
Местный
Местный


Зарегистрирован: Feb 21, 2010
Сообщения: 400
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 11:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, отличная статья! Я столько много не знал об этой странице истории нашей страны и соотечественников.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2010 6:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Zett,
Статья как раз небольшая. Несколько сообщений назад на этом же форуме есть ссылка на более глубокое освещение этого вопроса. Даны и другие источники.
А лично у меня список родственников проживавших в Трехречье перевалил за 2 страницы, не считая их детей. Так что у меня живые источники

_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Даурия Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17  След.
Страница 4 из 17

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.074 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.016 сек.