Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Атаганы - монгольский род. История рода.
На страницу
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26  След.

 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Предыстория -> Монголия
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Каким вы видите интернет-представительство Атаганов?
Нужен отдельный сайт по истории рода атаганов
50%
 50%  [ 5 ]
Нужен сайт Атаганского дацана
20%
 20%  [ 2 ]
Достаточного того, что имеется на Предыстории
30%
 30%  [ 3 ]
Представительство не нужно
0%
 0%  [ 0 ]
Всего проголосовало : 10

Автор Сообщение
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Окт 28, 2005 10:11 pm    Заголовок сообщения: Атаганы - монгольский род. История рода. Ответить с цитатой

Предлагаю открыть тему, посвященную одному из монгольских родов - Атаганам.
Любая информация, известная и не очень, об этом роде приветствуется (И очень необходима автору сайта...)

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../


Последний раз редактировалось: Григорьев (Ср Окт 18, 2006 10:20 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Окт 28, 2005 10:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот, что написано об отоке Атаганов в "Бишихан запискэ":

О том, как в далеком прошлом Цахар Барас-батор, родоначальник монголо-бурятского отока (рода) атаганов, вышел из пределов монгольских земель и прибыл в Россию, чтобы принять подданство русского императора и о том, как благополучно жили атаганы, и о других заметных событиях, передаваемых почтенными старцами из уст в уста, ниже пойдет речь.
Вожди Цахар Барас-батор и Хангин Цолом-хошучи были братьями. Цахара, поймавшего и подарившего живого барса мон¬гольскому хану, прославляли как барас-батора. Хангин был пер¬вым богатырем в войсках и поэтому носил титул Цолом-хошучи.
Хотя братья оказали большие услуги монгольскому хану, тем не менее они были незаслуженно обойдены его почестями и вни¬манием. С друзьями, сообщниками, числом более сорока человек они тайком ушли.
Вести о добрых, доблестных делах братьев достигли белого царя, и, желая одарить братьев, он выделил им земли на вечное пользование. По высочайшему указу им были выделены и закреплены земли по р. Джида от восточного берега р. Ичетуй до местности Ухаа толгой в Оронгое к западу от р. Селенга.
Однако со временем, говорят, дом Монто Номтайна - сына Цахар Барас-батора случайно сгорел, с ним и этот указ о выделении земель. С этого времени стала ощущаться нехватка земель, поэтому представители рода атаганов разделились и стали жить отдельно в двух местностях. Большинство обосновались по Джиде, до горы Буринхан на севере, в Борья и Хухэд и в местности Эхирид, Билюта и Нанга. А остальные стали кочевать возле Гусиного озера, в Загустайских и Тамчинских степях. Когда они перекочевали из Монголии их было более 40 человек, также немного было и скота. В настоящее время у атаганов имеется в двух местах два дацана, а именно: Джидинский дацан Лхундэб Джидлинг, а другой - Асинский Тубдэн Дарджилинг. Рядом имелись множество сумэ.
По переписи 1823 года прихожан этих двух дацанов насчитывалось: рядовых казаков - 1231 человек, уставных подростков - 1242, всего 2473 души. В это число входят налогоплательщики и 514 лам, обслуживающих казаков и их семей. Кроме них насчитывалось 28 родовых комплект-лам, 24 казачьих комплект-лам, было 7 обер-офицеров.
Во время установления границы один знаменитый лама-перерожденец по имени Лубумба прибыл из Тибета в возрасте 25 лет, он пожелал стать ламой отока. По пожеланию атаганов стал главным ламой-ширетуем в Джидинском дацане, и будучи в этой должности более 50 лет он благославлял народ Ара Халхи и высоко поднял престиж религии Шакьямуни. В возрасте 75 лет однажды ночью, говорят, совершил он обряд за успокоение своей души и после этого достиг нирваны (умер). Говорят, он обещал местным духам возвратиться на эту родину однажды в утреннюю прохладную пору. И народ отока ждет его до сих пор. Благодаря уму и просвещенности этот лама-перерожденец определял болезни людей, их душевные переживания, добивался исцеления их от злых духов, выявлял злых демонов своим святым взгядом и превращал их в пепел. Во время сильного дождя и града он оберегал своих учеников-шабинаров. Вот таким большим волшебником был этот лама. Он был главным ламой сартульского, атаганского родов и трех отоков табангутов.
А теперь о прежних сайтах - родовых предводителях. Ими были неоднократно упомянутые выше Цахар Барас-батор и Хангин Цолом-хошучи. Цахар Барас-батора наследовал его сын Номто, ставший главным зайсаном атаганского отока. После его смерти его сын Монто Номтын, ему наследовал сын Эмниг Монтын.потом сын Санжи Эмнигэй, его сын Юмцэрэн Санжын. Всего было пять поколений зайсанов, утвержденных в этой должности. За¬тем зайсаном был Дугаржаб - сын Юмцэрэна, затем его сын - Цэрэн Дугаржабай. Младшим братом Цахар Барас-батора являлся Хангин Цолом-хошучи. У последнего был сын Ноенгу, слу¬живший зайсаном отока, ему наследовал его сын Тэхэг Ноенгын. Он встречал на берегу Байкала, в деревне Посольское, чрезвы¬чайного и полномочного посла графа Илирийского Савву Вла¬диславовича Рагузинского. Вместе с ним Тэхэг Ноенгын отпра¬вился в район монгольских караулов. Здесь в ставке монгольских амбаней имел встречи с Сэцэн-ваном и другими крупными садовниками и в ходе переговоров на древней монгольской зем¬ле была достигнута договоренность об установлении границы. Были возведены пограничные знаки, организована караульная служба. За преданную службу и оказанные услуги Тэхэг Ноен¬гын был утвержден зайсаном.
Пограничным правлением и Селенгинским управлением был обнародован официальный указ чрезвычайного посла графа Саввы Владиславовича, согласно которому на Тэхэг Ноенгына была возложена охрана границы. Указ этот хранится в архивах названных управлений.
Сын Тэхэг Ноенгына - Дамба Тэхэгэй был комиссаром пограничных и внутренних дел. Его младший брат лама Лубсан был главным зайсаном атаганского рода, затем стал главным соржо-ламой Джидинского дацана. После смерти Тэхэг Ноенгына зайсаном атаганского отока стал Дамба. Об этом свидетельствует документ, полученный из Селенгинской воеводческой канцелярии. Сын Дамбы - Ринчин занимал должность пятидесятника атаганского полка. Его младший брат лама Содбо Дамбын служил шанзодбой в Джидиыском дацане. Сын Ринчина - Вампил Ринчинэй был выведен из казачьего сословия по ходатайству сайтов - старших родоначальников и был утвержден зайсаном своего атаганского рода.
После этого в 1807 году сайты-родоначальники 18 отоков и старейшины, собравшись у Ссленгинского комиссара, решили избрать главного тайшу всех отоков. На всеобщих выборах по рекомендации Иркутского губернского правительства был избран тайшей Вампил Ринчинэй. За честную и безупречную службу ца¬рю тайша Ринчинэй был отмечен серебряным кортиком и чином советника 12 ранга. Старший сын Вампила Ринчинэй - Лундэг Вампилын был избран зайсаном своего оттока, за хорошую службу был награжден медалью на алой ленте.
Второй сын - Ниндак Вампплын на всеобщих выборах был избран помощником тайши 18 отоков и утвержден в этой должности в 1816 году Иркутским губернским правительством. За добросовестное исполнение своих обязанностей он был отмечен серебряным кортиком, серебряной медалью на алой ленте и чином советника 14 ранга.
Третий сын - комплект-лама Шагдаржаб Вампилын был утвержден в должности соржо-ламы в Джндинском дацане. За безупречную службу был отмечен серебряной медалью на алой ленте. Внук тайши Ринчинэй - Хандажаб Ниндаган в настоящее время обучается тибетской, монгольской и русской грамоте и пользуется уважением в отоке атаганов.

Теперь о родословной четырех хотогинцев (хотогойтов - ?), прибывших из Монголии вместе с отоком атаганов.
Первым был человек по имени Цаландай-батор, говорят, он был метким стрелком. Его сына звали Эндуй. Сын Эндуя - Нухэй, сын Нухэя - Милзай, сын Милзая - Норбо. У него был ясный и сметливый ум. Его здравомыслие и хорошее поведение стали известны в роду и начальству. По желанию народа он был утвержден в должности зайсана. За оказанные услуги властям он был награжден серебряной медалью.
Сын Норбо Милзаина - Гомбожаб был зайсаном своего отока. Его сын—Цэрэнжаб Гомбожабай в 1808 году был утвержден главой отока Иркутским губернским правительством. За хорошую, службу он был награжден серебряным кортиком и двумя серебряными медалями. Его сын Юндэнжаб был зайсаном отока, а сейчас стал заседателем штабного управления 18 отоков. Его сын Зана-Шири обучается грамоте.

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Окт 28, 2005 10:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот, что написано в летописи Пахлашкин ламы. Эта летопись является дополнением летописи Бичихан запискэ. Там история атаганов в значительном порядке переделана.

(За всю информацию о роде Атаганов выражаю глубокую признательность и огромное спасибо - Songool'у)

В 1631 году атаган-шарайты во главе с Далай Кулуком в поисках спокойной земли пребрались в северную сторону Байкала и поселились в долине реки Куда. Тогда там были всего несколько русских деревень и поселков и они жили с ними в мире. Но русских становилось все больше и больше. Тогда молодое поколение атаганов решили обратно перекочевать на свою родину. Они говорили – русский царь свиреп и грозен. Люди говорят, что в нашей земле наступило спокойствие. Но старики возражали со словами – да нет, китайский хан сьест нас как вредных демонов.
А кочуем-ка в те места, где русских нет. И они кочевали обратно, но Саян одолеть не удалось. И тогда там они поселились в местности Булгиа. Но позже все же перевалили Саянский хребет. И стали кочевать в местности Бургиа.
Далай Кулука сын Боргил, Боргила сын Бойсар, Бойсара сыновья Буханай, Бархай.
Буханая сыновья Усон, Улхай, Умолху. Бархая сыновья Бахолу, Хоначи. Бахолуевы потомки обитают в левом Ага (читинская область) 1 управа, в Цуголе 1 десятка.
Потомки Хоначи обитают в Кударе по южной стороне Байкала-моря.
Усона сыновья Архан, Алагтай, Агто. Улхая сыновья Хингай, Ботоголиг, Хара хархан. Умолху не имеет детей.
Хингая сыновья Хадоху, Хадаасун, Тимур, Унэ. Потомки Ботоголига поселились в Тамчи. Хара хархан не имеет детей.
Архан остался в Булгиа. Двое его братья с 10 товарищами поселились здесь в Бургиа. Тогда они Чакир, Хангин, Хадоху, Хадаасун, Алагтай, Агто 6 чел. Обратно (думается, это должен быть позже 1665 года) кочевали в Монголию мотивируя тем что наступило спокойное время.
Они поселились по реке Орхон. Алагтай и Агто дальше двинулись в направлении Урга (ныне Улан-Батор). Там они, Омочи, третьего сына Алагтая отдали в хувараки ламе Жимбалдоржи номун хан. И обитали по реке Тэрэлжи (эта река находится недалеко от Улан-Батора) Но из за ложной вести будто бы ойраты напали на Монголию, Борочи, Бортон из рода Хуацай, один человек из рода шарайт и братья Алагтай, Агто пятером отправились вниз по Чикою и остановились в Убур-Кирети. Там Борочи из рода хуацай и Агто узнав о ложной вести обратно переселились в Монголию. Говорят старшие ругали их за это.
Архан старший из них остался в Булгиа. Он долго не женился и жил богато. После его кончины его молодая бременная жена пребралась сюда в поисках родственников. И здесь родился его сын Шигай. Сыновья Шигая Ринчин, Бураги, Будали.
Ринчин имел 3 жен. От старшей родился Баасу, от средней жены Агсаа, Сэнгин, Набчил, от младшей жены Хара хубуун родился. И далее идет родословная.

Там сообщается, что Будали имел 3 сыновей Алдар, Хулман и Олзон. Олзона сыновья Далиба, Нарва, Сатиис, Убаши, Шилай. Сыновья Далибы и Нарва стали крестниками, то есть приняли православие. (Это примерно то время когда мои (Grigorius) предки приняли православие в селе Халзаново. Далее в родословной агаганов не отмечено другого случая принятия православия. Кто знает. может это и есть мои предки?)
Атаганы делятся на 3 части. Сперва один атаган жил с тремя женами в Монголии.
Старшая Хобату, средная Атагату, младшая Зуг-угэй. Из них от Хобату пошли Хутухту-атаганы, от Атагату происходили Атаган-шарайты. От Зуг-угэй пошли Жунжиэн-атаганы. И этот атаган просил своих потомков не свататься до 11-го поколения.
Далай Кулук, который переплыл Байкал-море и поселился в северной стороне моря, происходит от атаган-шарайтов, потомков жены Атагату.
И далее идет часть про группу Чакир Барс багатура и Хангин Цолом хошучи.

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Окт 28, 2005 10:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спросив у Songool об источнике этой информации, я получил ссылку на следующий литературный источник?

Grigorius писал(а):
eta kniga
"russko-mongol'skoe otnoshenie 1654-1686" izdana v 1996 godu.
vtoroi tom etoi serii. seichas uje vyshel (v 2000 godu) 3-yi tom. poka nikak ne mogu naiti eto v mongolii.

poka ne razbiralsa s programmoi. prosto ruki ne dohodyat. a hotelos' by instruktsiu imet'.

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 23, 2005 8:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересно.. Многие говорят, что Атаганы берут свое начало у Халха-Монголов... Могу ли я считать... или говорить, что мои корни тянутся от Халха-монголов? Или все же вернее говорить от Атаганов?
Songool, не поможешь с ответом?

И еще один вопрос. Кто-то из моих родственников дальних рассказывал, что есть такая легенда, которая повествует о некоторой девушке, монгольского происхождения, у которой блыла белоснежная кожа... И которая была у истоков рождения рода Атаганов.. И, якобы, благодаря ей, все атаганы имеют светлый цвет кожи..
Насколько это правда? Существует ли подобная легенда?

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 28, 2005 6:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Songool, зная твой инетерес к истории - не сможешь ли ты ответить на мои вышесказанные вопросы?
_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Вт Dec 27, 2005 4:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Songool, взгляни на мои вопросы... Пожалуйста..
_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
songool
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)


Зарегистрирован: Nov 14, 2005
Сообщения: 250
Откуда: ulaanbaatar

СообщениеДобавлено: Чт Dec 29, 2005 5:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Imja pervoj zheny etogo predka, Atagatu- perevoditsja kak Zavistlivaja.
a vtoraja Hobatu- kak Spletnica, a tret'ja Zug-ugei kak Shalun'ja.
mozhem ponimat' spletni mezhdu trex zhen
a chto kasaetsja toi predanii ja postarajus' che nibud' najti.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
songool
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)


Зарегистрирован: Nov 14, 2005
Сообщения: 250
Откуда: ulaanbaatar

СообщениеДобавлено: Чт Dec 29, 2005 5:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

okazyvaetsa i po sei den' atagany jivut v mongolii no ya podozrevayu shto eto chelovek mog byt' potomkom buryatskih emigrantov
www.vladimir-dovgan.ru/other/qq_1.html (24 КБ)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Dec 30, 2005 10:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

songool ты говоришь про Атагана из следующей цитаты? Но мне не ясно - кто же из его жен могла быть с белоснежной кожей и дать начало моей ветке атаганов? (если это кончено правда)...
Grigorius писал(а):
...Там сообщается, что Будали имел 3 сыновей Алдар, Хулман и Олзон. Олзона сыновья Далиба, Нарва, Сатиис, Убаши, Шилай. Сыновья Далибы и Нарва стали крестниками, то есть приняли православие. (Это примерно то время когда мои (Grigorius) предки приняли православие в селе Халзаново. Далее в родословной агаганов не отмечено другого случая принятия православия. Кто знает, может это и есть мои предки?)

Атаганы делятся на 3 части. Сперва один атаган жил с тремя женами в Монголии.
Старшая Хобату, средная Атагату, младшая Зуг-угэй
. Из них от Хобату пошли Хутухту-атаганы, от Атагату происходили Атаган-шарайты. От Зуг-угэй пошли Жунжиэн-атаганы. И этот атаган просил своих потомков не свататься до 11-го поколения.
Далай Кулук, который переплыл Байкал-море и поселился в северной стороне моря, происходит от атаган-шарайтов, потомков жены Атагату.
И далее идет часть про группу Чакир Барс багатура и Хангин Цолом хошучи.


songool следует ли из этого, что не Чакир Барс багатур и Хангин Цолом хошучи являются родоначальниками рода атаганов? Что то я запутался...

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Dec 30, 2005 11:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Songool, мне на Бурятии.орг написали (автор bq) об Атаганах:
Цитата:
По данным перепеси населения 1897г. буряты ведомства Селенгинского округа сотояли из 22 родов кочевавших , по среднему течению р. Селенги. К ним относятся первы й и второй род атаган и т.д. В 1720 год у племя атаган платило ясак за 205.
Атаган относят себя к кости сууасагай , предки которых вышли из монголии. Прибыв в Забайкалье, они расселились по рекам Джида и Темник. Суусагай- основатель рода- кочевал сначала в местности Жаргалантай (вплоть до настоящего времени сохранилось озеро с названием Суусагай) . Вскоре он со своими сородичами перемещается в местность Тапхар, где его потомки живут до сих пор. С того времени сменилось 7 поколений : Суусагай имел 3 сыновей – Идэр, Абида, и Аюша. От Идэра пошли Ворчутка, Лузон, Улзэй, Цыренжап, Шарап , Султум, Гурдоржо. К генеалогии также прилагается и усная легенда о первом роде атаган. Кочуя из Монголии , род остановился на ночевку в местности Бюлютай. С собой они гнали скот. После ночевки бык из стада не захотел никуда идти и лежал на земле 3 дня. Людям пришлось добывать воду. Они вырыли колодец и остались жить в этой местности, которую с тех пор называют Бухата (от бур бык). В другом месте при ночевке маленьких детей клали в люльки и подвешивали к ветками деревьев – место назвали Улгэтэ (от бурятского «люлька»). С этих двух территорий род атаган первый начал расселяться по селенгинской долине.

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Dec 30, 2005 11:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Может ты прокомментируешь несколько моих вопросов?

Скажи, а какой литературный (документальный) источник использовал bq?
bq писал(а):
По данным перепеси населения 1897г. буряты ведомства Селенгинского округа сотояли из 22 родов кочевавших , по среднему течению р. Селенги. К ним относятся первы й и второй род атаган и т.д. В 1720 год у племя атаган платило ясак за 205.

Нет ли возможности уточнить более подробное местообитание атаганов (села, деревни и т.п.)?

bq писал(а):
Атаган относят себя к кости сууасагай , предки которых вышли из монголии. Прибыв в Забайкалье, они расселились по рекам Джида и Темник. Суусагай- основатель рода- кочевал сначала в местности Жаргалантай (вплоть до настоящего времени сохранилось озеро с названием Суусагай) . Вскоре он со своими сородичами перемещается в местность Тапхар, где его потомки живут до сих пор. С того времени сменилось 7 поколений : Суусагай имел 3 сыновей – Идэр, Абида, и Аюша. От Идэра пошли Ворчутка, Лузон, Улзэй, Цыренжап, Шарап , Султум, Гурдоржо.

Нет ли данных в каком году (диапазон лет) сууасагай вышли из Монголии на тер. Забайкалья?

bq писал(а):
К генеалогии также прилагается и усная легенда о первом роде атаган. Кочуя из Монголии , род остановился на ночевку в местности Бюлютай. С собой они гнали скот. После ночевки бык из стада не захотел никуда идти и лежал на земле 3 дня. Людям пришлось добывать воду. Они вырыли колодец и остались жить в этой местности, которую с тех пор называют Бухата (от бур бык). В другом месте при ночевке маленьких детей клали в люльки и подвешивали к ветками деревьев – место назвали Улгэтэ (от бурятского «люлька»). С этих двух территорий род атаган первый начал расселяться по селенгинской долине.

Это вся легенда? Или есть еще более подробный вариант?

Я не увидел упоминание о Чакир Барс багатуре и Хангин Цолом хошучи... Они были позднее??

Мне эта информация нужна для изучения своей родословной и написания книги..о роде Атаганов..

Кто же все таки такие атаганы, суусагай??
С наступающим Новым Годом!

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../


Последний раз редактировалось: Григорьев (Пн Июн 12, 2006 10:52 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
songool
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)


Зарегистрирован: Nov 14, 2005
Сообщения: 250
Откуда: ulaanbaatar

СообщениеДобавлено: Вс Янв 01, 2006 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

istochnik nazyvaetsja "kul't gor i buddism v burjatii" l.l.abaevoj ulan-ude 1992
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
songool
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)


Зарегистрирован: Nov 14, 2005
Сообщения: 250
Откуда: ulaanbaatar

СообщениеДобавлено: Вс Янв 01, 2006 10:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

суусагай скорее всего являeтся одним из предводителей одного подрода а не целого рода Атаган.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
songool
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)
Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)


Зарегистрирован: Nov 14, 2005
Сообщения: 250
Откуда: ulaanbaatar

СообщениеДобавлено: Вс Янв 01, 2006 11:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

по поводу етнонима Атаган, мне думaется не назван ли атаганы в честь шаманского тенгри монголо-бурят Атаан тенгери(позднее произношение, а на старомонгольском ето выглядит так Атаган)? это тенгри покровительствует тем кто просит его за охраны от злых языков. Атаа (на старомонгольском Атага) етимологизирyется как зависть. по подробнее про тенгрианство среди монголо-бурят см. Доржи Банзарова "Собрание сочинении" 1955.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Предыстория -> Монголия Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26  След.
Страница 1 из 26

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.110 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.015 сек.