Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Современные казачьи организации Забайкалья
На страницу
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Вт Сен 05, 2006 2:09 pm    Заголовок сообщения: Современные казачьи организации Забайкалья Ответить с цитатой

Много всего на сайте, но вот того, что касается современного состояния - маловато. Как человек, который занимается по возможности и интересуется этой темой, начинаю выкладывать то, что у меня есть.
Начнём сначала. Когда начало возрождаться ЗКВ, была создана Читинская казачья организация. Для того, чтобы люди знали кто они есть и для возрождения традиций одним из деятелей организации Ю.П. Ткаченко был подготовлен сборник под названием:
НАСТОЛЬНАЯ КНИЖКА КАЗАКА
Составитель: войсковой старшина ЗКВ
Ю. П. Ткаченко

СОДЕРЖАНИЕ:
От составителя
Заповеди казачества
Права и обязанности казака
Организация и управление
Казачий круг
Порядок проведения казачьих кругов
Сход
Порядок проведения судебного схода '
Выборы и перевыборы атамана
Приведение к присяге
Порядок перевыборов
Утверждение и присяга правления
Принятие в казачество, наделение правами и «взятие под шинель»
Казачьи символы и знаки
Казачьи праздники и торжества, дни поминовений
Молитвы, которые должен знать каждый казак
Десять заповедей Божиих
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Вт Сен 05, 2006 2:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ.
Казачье движение набирает Силу, Казачьи потомки, просыпаясь от затянувшегося летаргического сна все громче заявляют о себе. Все больше и больше новых первичных организаций создается и в ЧКО. Однако у активистов и казаков порой не хватает опыта и знаний традиций, которыми необходимо руководствоваться в создании организаций и их жизни. Возникает масса вопросов, на которые и призвана ответить эта брошюра.
Сразу хотелось бы уточнить, что она не есть устоявшаяся догма, которой следует неукоснительно держаться. Основные ее положения взяты из «Памятки» атамана «Невской станицы» Алмазова. Здесь собрана квинтэссенция традиций и обычаев проведения казачьих мероприятий, всех казачьих войск России
Текст написан па русском языке - языке общения всех казаков. И это не оговорка. От Камчатки до Сахалина, до Дона и Кубани казаки в обиходном языке имеют много слов, разнящихся в, произношении и понимании.
То же касается и обычаев. Например, в Забайкалье казаки на кругах и сходах не кричали «любо», а голосовали поднятием фуражек и папах и т. д., и т, п.
Надеемся, что предложенный богатый материал в данной брошюре станет для казаков и атаманов Читинского казачьего округа хорошим подспорьем в организации казачьих обществ и их деятельности. Руководствоваться данным материалом необходимо вместе с восстановленными своими, чисто забайкальскими обычаями и традициями.

ЗАПОВЕДИ КАЗАЧЕСТВА
Странная судьба... страшная судьба казачества...
Советская власть, которую казаки поняли поначалу своеобразно; как распространение казачьих принципов демократии на всю Россию, с первых шагов своих начала физическое истребление казачества.
Казаки были первыми жертвами революции. Тела тех, кто был растерзан на боевом посту, оберегая оружие от вырвавшихся из тюрем уголовников, пытаясь установить погромы и насилия, опущены в болотную почву Северной столицы на Марсовом поле, Они безымянны, на их гробы поставлены гробы юнкеров, защищавших Временное правительство, а уж потом сверху лежат те, чьи имена высечены на граните.
Существуют две противоположные точки зрения па роль казачества в Гражданской войне: белогвардейскую и коммунистическую, при всем разночтении они сходятся в одном: казаки были обречены как социальная группа. Но вот тут начинается странное противоречие: упраздненное в 1920 году, как социальное явление, казачество оказывается продолжало существовать! Иначе чем объяснить его появление в 1936 году? Казаки, истребляемые в Гражданскую войну и многие годы спустя, казаки, скрывавшие свое казачество, заполнявшие собою все поры ГУЛАГа, «показали высочайшие образцы самоотверженности и героизма» в Великой Отечественной войне.
Кроме физического уничтожения, нас старались истребить и духовно. Методично искажался исторический облик казака, нагнеталась ложь. Вот, например, такие строки из газеты 1919 г. 4 февраля Известия ВЦИК. «Казачья масса настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон этой массы приходится заметить большое сходство между психологией казачества и психологией зоологического мира». «В ухе у казака обыкновенно серьга, а то иногда их даже две. Иногда приходится видеть казака, у которого даже в носу проделана дырка для вставления особого сорта кольцеобразного приспособления». Это не бред сумасшедшего. Автор статьи либо Троцкий, либо Главнокомандующий всеми вооруженными силами республики Вацетис. Опубликованная в центральной прессе эта ложь стала еще одной строкой в приказе ко всем силам республики «Убивай - казаки не люди!».
Мы не станем говорить о том, как исполнялся этот приказ. Это помнят в каждой казачьей семье, это рубец в каждом казачьем сердце! Но мы - христиане, мы выше мести, и даже выше злобы!
Мы хотим другого: рассказать об основах нашей психологии, нашей культуры, нашей демократии и пусть потомок тех, кто убивал нас, топил в крови наши нивы, травил и притом наши станицы, грабил, насиловал, сжигал... ужаснется делам предков своих и поймет, что нынешнее состояние России естественный исход того страшною разорения, которая пережила она и в экономике, и в духе.
Мы ж припомним наши главные заповеди, заветы предков и воскликнем с гордостью «Слава Тебе, Господи, что мы казаки!».
Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!»
Этот главный принцип казачьего мировоззрения сегодня нуждается в расшифровке. «Казаком нужно родиться!» - первая часть триединства подчеркивает наше право на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Наше право на собственную историю и ее трактовку.
Однако предлагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, что бы считаться казаком.
Так, одного казачьего происхождении, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо сказано: казак - это состояние духа! Это образ мышления; и норма жизни.
«Казаком нужно стать!» - принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должно стремиться каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат повлек за собою и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению, мог казаком стать! То есть жизнью, достойной идеала, заслужить право войти в казачество! Службой и страданиями заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрекся от своего народа! Став казаком, он оставался, калмыком, осетином, якутом или бурятом!
Казачество - это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служению Христианству и Добру самым тяжким служением - служением воинским!
Недаром наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени нашего "казак" таким, чтобы оно одинаково читалось как справа налево христианами, так и слева направо мусульманами и иудеями, чтобы все, независимо от знаний и своей веры, правильно понимали что такое казачество.
Третий постулат «Казаком нужно быть!» подчеркивает самое Главное в нашем понимании жизни. Свое пребывание на земле мы понимаем как постоянное служение. Только безупречным служением мы можем выслужить у Господа царствие Небесное.
Казачество немыслимо без Православия. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому,
Каждый казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим Господу, через служение народу своему, России и всем людям и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни. Итак:
Каждый вступающий в любое казачье объединение или сознающий себя казаком должен помнить и следовать главным принципам казачьей нравственности, которое в основе своей имеет нормы христианской морали и состоит в следующем:
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему! Все люди равны и нет народов больших и малых! Сказано «Несть ни эллина ни иудея, но все сыны Божии!». Потому никогда не гордись казачеством!
* Исключение из этого правила составляли казаки ламаисты - калмыки, буряты, монголы и мусульмане - народы Закавказья. Но это исключение только подчеркивало правило. Служа в казачьих войсках эти народы не теряли своей национальной самобытности. Они были казаками не становясь казачеством, хотя традиционно воспринимали от нас лучшее и гордились тем, что они сподобились быть казаками!
Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем - ... как аукнется так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоем! По поступкам твоим о племени твоем! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово - слово народа твоего, да не будет оно в осуждение его!
Сказано «Несть ни князя, ни раба, но все рабы Божии!». Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи честно! Будь законопослушен, но помни - душа твоя принадлежит только Богу и да не проникнет в нее зло человеческое!
Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! Но помни: воля твоя в воле Божьей, а потому свободно выбрав путь свой, служи верно! Помни: воля не своеволие! Лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые - всегда добрые - потому как они сильны!
Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий и станет он скор и справедлив! Сказано Господом «Мне отмщение и Аз воздам!».
Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не владеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!
Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага - будь милостив! Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе, чем остановим мы ненависть человеческую!
Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть и Господь продлит дни твои в мире и радости!
Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши служи всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир.
Соблюдай правила и обычаи народа твоего, Никогда никого не поучай, свысока, по объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят, Тогда станица - любое казачье объединение ..... станет домом тебе, отцом и матерью твоими.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Вт Сен 05, 2006 2:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАЗАКА
Правом на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное, осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душою и всем помышлением народу своему.
Правом присутствия на Кругах и Сходах, правом быть избранным на любую Должность, правом свободно излагать и отстаивать своп взгляды, как на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные, казаки.
Казак имеет право посещать Круги и Сходы вместе с отцом, совершеннолетним старшим братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным им самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения с 8-летнего). (Здесь и далее возраст устанавливается на Кругу. Наша памятка предлагает уставную традиционную форму, а содержание казаки должны вкладывать свое и по своему усмотрению).
Казак обязан принимать участие во всех делах споем о общества с 16 лет. По решению Круга, за заслуги перед казачеством, может получить право голоса до совершеннолетия, которое наступает в 21 год и влечет за собою полноправное членство.
По обычаю казаков, женщина пользуется таким уважением и почитанием, что в наделении ее обязанностями и правами мужчин не нуждается. Разговаривая с женщиной на Кругу или Сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет - сняв шапку. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать ее, отстаивать ее честь и достоинство - этим он обеспечивает будущее своего народа.
Казачки могут создавать любые объединения внутри общества, не противоречащие принципам Православия и Уставу общества, в которые казак, старик или Атаман не имеют права вмешиваться без просьбы женщин.
По просьбе Атамана или Атаманского Правления, казачка может принимать участие но всех делах своего общества, где пользуется всеми правами.
Интересы женщины-казачки на Кругу представляет ее отец, крестный, муж, брат пли сын. Одинокая казачка, девушка или вдова пользуется личной защитой Атамана, членов Атаманского Правления и Совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян и т, д., или Совета стариков. В иных случаях ее интересы на Кругу представляет Атаман.
Казачка имеет право обращаться непосредственно к Атаману с просьбами, жалобами или предложениями или выходить на Круг через Совет стариков.
Казачки могут находиться на Кругу в качестве Почетных гостей по специальным приглашениям.
Основанием для вступления в любое казачье общество служит личное заявление вступающего с последующим поручительством трех членов, этого общества: от товарища вступающего, Совета стариков, от члена Атаманского правления. За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кроме поручительства обязательно благословение священника.
Прием производится простым большинством голосов на Кругу. Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, престарелую казачку - матерью. Равно как и пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим. Каждую казачку - сестрою своею, чьи честь и достоинство следует нести выше собственной головы, каждого казака братом, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.
Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приводить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.
Казачество всегда исповедовало принцип полной свободы совести. Посему: личным делом каждого является его партийная принадлежность. Как правило, член казачьего общества может быть в любой партии или беспартийным, но сохраняя себя, общество запрещает ему пропаганду в любых партийных взглядов, а также ношение партийной одежды и атрибутики. Всякий член казачьего общества должен помнить, что прежде всего он казак, равно как и сотоварищ его по объединению, иначе противники нашего возрождения опять поделят нас на белых, красных и иных, как это уже было, и стравят друг с другом.
Вера в Бога есть дар. Личное дело каждого верит он в Бога или нет. Но поскольку все казачьи обычаи связаны с Православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими. Никто не вправе упрекать казака в безверии, равно как и в религиозности. За нарушение этого правила, за оскорбление отеческого обычая должно следовать строгое наказание и даже исключение из общества.
Казачество всегда было стволом Российской Государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином, примером нравственности в быту и службе.
Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей, через служение Отечеству и Народу. Нельзя служить в полсилы - любое дело, порученное Атаманом, Советом стариков, Правлением или Кругом казак обязан выполнять безупречно.
Казак обязан по первому зову являться на Круги и Сходы в предписанной для каждого отдельного случая одежде. Обязан иметь и по приказу Атамана надевать в праздничные, храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду, со всей ее атрибутикой и деталями.
Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинство казачества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно Христианским заповедям любви к ближнему, законопослушания, веротерпимости, трудолюбию и миролюбию.
Да будет самым тяжким наказанием казака исключение его из казачьего общества!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Вт Сен 05, 2006 2:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Основой любого казачьего общества (станица, хутор и т. п.), является семья. Брак - христианское таинство, семья его святыня и никто не имеет право вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Ответственность за все, что происходит в семье, несут все ее члены, но в большей степени глава семьи - отец.
Семьи могут объединяться по территориальному признаку, по совместной работе или по иным причинам в небольшие группы (курени, хутора и т. п.). Сюда же могут входить холостые или одинокие казаки и казачки. Наиболее уважаемый член этой малой общины становится ее главою и принимает полную ответственность за каждого своего подопечного.
Силой, скрепляющей общину, семью и все казачье общество, должна быть любовь к своему народу и к ближним своим, христианская нравственность и казачий обычай.
Высшим органом любого казачьего общества является Круг, где все казаки, обладающие правом голоса, равны. Все решения на Кругу принимаются простым большинством, прямым голосованием. Тайное голосование у казаков не принято, как несовместимое с понятием братства и чести.
Обычно Круг считается неправомочным, если на нем присутствует менее 2/3 списочного состава общества, нет Совета стариков и священника Прямым открытым голосованием Круг избирает Атамана на срок, указанный в уставе общества. Традиционно Атаман может выбираться три срока подряд, после чего его кандидатура три года не выдвигается.
Приведение Атамана к присяге и Крестному целованию на Кругу является одновременно и Присягой всего Круга на верность и беспрекословное подчинение Атаману, который равен отцу.
Единоличная власть Атамана ограничена нормами христианской морали, о которой на Кругу ему вправе напомнить священник, и казачьими обычаями, хранителями которых должен являться Совет стариков.
Без одобрения стариками, без благословения священника, ни одно основополагающее решение Атамана не может быть исполнено.
Атаман предлагает кандидатуры членов Атаманского Правления для утверждения на Кругу. Во время Атаманства он может сместить или заменить любого из членов Правления. дав соответствующие разъяснения казакам на Сходе.
Состав и назначение членов Правления определяется Кругом. В промежутках между Кругами вся полнота власти принадлежит Атаману и Правлению.
Совет стариков является независимой частью Круга (вне Круга члены Совета стариков обязаны подчиняться Уставу и Атаману на общих основаниях). Выборы в Совет стариков, его состав и количество решает каждое казачье общество на Кругу.
Совет стариков не имеет права приказывать, но только советовать, опираясь на обычай. Совет стариков, по решению Учредительного круга может, обладать правом «вето» на решение Атамана и Круга.
Власть стариков исходит не от силы, но от авторитета. Утратив этот авторитет, по тем или иным причинам, Совет стариков может быть сформирован и набран в новом составе.
Традиционно суд чести избирался в каждом отдельном случае по жребию из всех полноправных казаков. По окончании дела расформировывался. Так, каждый казак мог гласно судить о своем односуме-товарище, карать его или миловать.
Согласно обычаю, решения суда чести, принятые в отсутствие священника и не одобренные Советом стариков, недействительны.
Любое казачье общество вправе приглашать специалистов для решения тех или иных вопросов, в частности, для контроля над расходованием денежных средств.Если общество ведет хозяйственную или иную деятельность, для облегчения работы оно может принимать в коллективные члены целые предприятия, объединения и т. п. для выполнения конкретных задач. Однако, вступление в казачье общество коллективного члена индивидуальными правами и обязанностями не наделяет.
Все предлагаемые пункты примерного устава могут быть изменены по решению Круга того или иного казачьего общества. Составители памятки постарались выделить в этой части наиболее характерные, традиционные или основанные на традициях черты казачьей демократии, в остальном же должен быть соблюден главный принцип казачества: воля есть право на свободный выбор решений! Однако решение должно быть исполнено. Не давши слово крепись, давши - держись!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Вт Сен 05, 2006 2:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

КАЗАЧИЙ КРУГ
Традиционно у казаков казачий круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые.
Круги решали все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ были собранием полноправных представителей народа.
Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался круг валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился их уничтожить.
Первый Большой Казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям круга многое пришлось восстанавливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения кругов, пока не был установлен следующий порядок.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Седой
Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Хорунжий, он же Хранитель Предыстории


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2876
Откуда: Штулим

СообщениеДобавлено: Вт Сен 05, 2006 2:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andrey

Своевременная и долгожданная тема!
Надеюсь, что осветите и современное положение дел забайкальского казачества. Ибо количество вопросов только увеличивается.
Продолжайте, не буду больше вмешиваться.

_________________
Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАЗАЧЬИХ КРУГОВ
На Круг собираются казаки – полноправные члены казачьего объединения) станицы, землячества, войска, союза казаков), в числе, установленном уставом этого объединения. (Как правило, не менее 2/3 списочного состава). Казачки допускаются или нет, обладают правом голоса опять-таки в соответствии с уставом той или иной общины.
Казачья традиция женщин правом голоса не наделяет и разрешает им присутствие на Кругах по специальным приглашениям. На Кругах обязаны быть малолетки-казаки, не достигшие совершеннолетия, разрешается присутствовать вместе со старшим совершеннолетним братом, отцом, крестным отцом или наставником казачатам, не достигшим возраста малолеток и гостям.
Возраст полноправного казака, малолетка пли казачонка, дающий ему возможность быть на Кругу в том или ином качестве, определяется уставом каждой отдельной общины, собирающей Круг.
Как правило, на Круги казаки наряжаются в национальную одежду со всеми атрибутами и деталями, которые приняты в той области, откуда они ведут свою родословную.
Военнослужащие могут, по желанию, быть и мундирах Армии и Флота, либо в традиционной одежде казаков. Круг может собираться в любом помещении или на площади, в поле или в иных местах. Однако форма круга соблюдается всегда.
В помещении (клуб, кинозал и т. д.) на сцене стол, за которым сидит атаман, писарь и члены атаманского правления. Справа от стола, под углом к нему место священника и аналой с крестом и Евангелием. Тут же за аналоем может стоять караул со знаменем и находиться прочие реликвии и святыни общества казаков. Слева от атамана, под углом, напротив аналоя, скамья стариков. Таким образом, форма круга сохраняется.
Проводимый под открытым небом Круг еще более традиционен: казаки стоят в кругу, в центре которого находятся знамена, аналой и прочие реликвии, сидят старики и священник, на приготовленных скамьях в центре круга, тут же стоит атаман и вся войсковая старшина.
Ведет Круг Дежурный есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается казак, лучше других знающий обычай и умеющий наводить порядок и тишину.
Символом власти есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости может применить.
Ему подчиняются Приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов.
Число приставов предлагается Дежурным есаульцем и утверждается Кругом.
Приставы не допускают на Круг посторонних.
Круг начинается возгласом Дежурного есаульца: – Именем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
После чего Есаулец напоминает казакам об обычаях, о порядке проведения круга и о своих полномочиях.
Все ли казаки на Кругу? – спрашивает Есаулец Приставов.
Те докладывают сколько и кого на Кругу. Если имеется кворум, Есаулец объявляет:
– Господа старики, покорнейше прошу занять почетные места.
Совет стариков. Состав Сонета стариков, их число определяется каждой общиной в соответствии со своим уставом. Совет стариков – является независимой частью Круга и обладает правом «вето» полным или частичным на решения Круга.
Совет стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета стариков, но вне, Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и Атаманского правления наравне со всеми казаками.
Следом за стариками по приглашению занимает свое место священник.
Священник обладает правом остановить Круг, напомнить Атаману или любому выступающему о христианских нормах морали.
Если Священник встал все обязаны замолчать!
Если Священник встал (тишина не остановилась) и вышел с Круга, все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствие Совета стариков, считаются не действительными. Круг, хотя и может продолжать спор, считается остановленным.
По установлении порядка Есаулец, сняв шапку, приглашает Священника обратно словами:
– Батюшка (или Отец имярек), простите казаков!
Вернувшегося священника встречает стоя и без шапок.
Священник вправе усовестить казаков, напомнить им о христовых заповедях. Однако правом голоса на Кругу священник не наделяется, не голосует и в конкретные решения Круга (экономические, хозяйственные и пр.) не вмешивается.
Священник может выступить с просьбой к Кругу через Атамана или Совет стариков, которые предоставляют ему слово в общем порядке в этом случае, пользуясь всем надлежащим его сану уважением, он, однако, выступает наравне со всеми.
Последним по приглашению Есаульца занимают места члены Атаманского Правления, или, если Атаман не выбран, члены Организационного комитета.
После чего Есаулец командует:
– Приветствие Атаману.
Казаки встают и приветствуют атамана, не снимая головных уборов.
Остается сидеть только Священник, с которым вошедший Атаман здоровается первым (если они не виделись прежде) и может подойти под Благословение. Затем Атаман приветствует поклоном стариков и казаков Круга, после чего участники Круга рассаживаются прежним порядком.
Атаман выслушивает доклад Есаульца о числе участников Круга, и принимает решение правомочен круг или нет.
– Так ли, господа старики?! Так ли, честное казачество.
В случае утвердительных ответов приказывает внести знамя. Есаулец командует:
– Встать! На знамя равняйсь. Знамя внести!
Казаки, старики Правления и священник стоя приветствуют знамя. В дальнейшем сменой караула командует караульный начальник из знаменной команды.
Следующая команда Есаульца:
– Шапки долой! На молитву. Священник читает молитву.
(После молитвы участники Круга могут пропеть Гимн своего края, пли иной Гимн, принятый их объединением). После команды.
– Кройсь. Садись. Круг начинает работу.
Дежурный Есаулец следит за порядком выступлений, подает на стол правления записки, следит за тем, чтобы писарь вел протокол. По просьбе Круга Есаулец может потребовать прочитать протокольную запись вслух:
При принятии решений Атаман, ведущий Круг, обязан в каждом отдельном случае, перед голосованием уточнить, за что будут голосовать правильно ли поставлен вопрос словами:
– Так ли, господа старики? Так ли, честное казачество!
После голосования уточняется формулировка – «Так ли запишем?». В случае утвердительного ответа, решение Круга имеет силу закона и выполняется беспрекословно. До следующего Круга решение не может не только быть отменено, но и обсуждаться на Сходах и иных собраниях казаков.
По окончании работы Круга Писарь, ведший протокол, по приказу Есаульца или Атамана читает его.
Круг уточняет записанное. Есаулец спрашивает:
– Так ли записано, господа старики? Так ли, честная станица.
Под протоколом расписываются Атаман, Писарь и дежурный есаулец. После чего Круг свою работу заканчивает. Есаулец командует:
– Встать на молитву, шапки долой!
Священник читает молитву, по завершении которой Круг произносит вслух «Аминь» и далее о вопросах, обсуждаемых па Кругу, не может быть публичных разговоров.
До выноса знамени никто не покидает собрания. После того, как унесены реликвии, Есаулец командует - «Разойдись» и убирает нагайку.
Всякий выступающий на Кругу, выходя в середину или на сцену, снимает шапку, отвешивает поклон Аналою и сидящему рядом священнику, Старикам, Атаману и всему собранию.
Закончив выступление, надевает шапку. Если шапка не надета, выступающий считает, что не все сказал. Но Есаулец может прервать его выступление (в случае нарушения регламента или выступления не по делу) словами «Кройсь» и проводить из Круга. В случае сопротивления может применить силу, призвать приставов. Вносящий сумятицу и раздор в порядок Круга может быть выведен и наказан.
* Если Круг проходит под открытым небом его участники стоят. Если Атаман предлагает казакам сесть – это означает, что обсуждение будет долгим и обсуждаемый вопрос серьезен.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

СХОД
Одной из форм казачьей общественной жизни был сход. При большом сходстве с Казачьим кругом он имел значительные принципиальные отличия.
Сбор на сход осуществлялся тем же порядком, что и на Круг, но на пего, как правило, приглашались все жители станицы, в том числе и иногородние и женщины. Принципиальным отличием Схода от Круга было то, что на нем не проводилось голосование, не решались основополагающие вопросы и не ставились проблемы, влияющие на жизнь общины.
Если Круг был организацией, вырабатывающей политическую долгосрочную программу, выполнял функции законодательного собрания, то Сход был общественной исполнительной организацией.
Соответственно менялся и порядок проведения схода. По характеру и задачам огромное многоразличие сходов можно свести к трем разновидностям: очередной на котором зачитывались приказы и предложения атамана, чрезвычайный - посвященный событиям неожиданным, например, оглашению приказа атамана о борьбе с эпидемиями или о посылке сменных казаков на службу и т. п.
(В этом случае сход проводился Дежурным Есаульцем, при Атаманском правлении и под председательством атамана или Его заместителя. На сходе отсутствовал Совет стариков и Священник. Зачитанные писарем приказы и данные атаманом разъяснения не обсуждались, а принимались к сведению и немедленному неукоснительному исполнению).
Особым Сходом (Особливым) были собрания, на которых разбирались тяжбы (не входящие в компетенцию мирового судьи, или по мнению казаков такие, которые при государственном разбирательстве были бы решены неправильно и бросили бы тень на казачество). Как правило, это были проступки и тяжбы не уголовного характера, но которые Атаман не считал себя вправе разбирать единолично. Когда по мнению стариков и общественному мнению само публичное разбирательство, как и наказание, должно было укрепить нравственность казачьего общества, напомнить им освятых казачьих устоях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО СХОДА
На Сходе не выносится Знамя, хотя совет стариков и священник сохраняются. После молитвы Писарь оглашал жалобу, затем Есаулец вызывал либо судящихся: истца и ответчика, либо жалобщика. После выслушивания обеих сторон и заключения атамана (например, атаман сообщал, что в некоей семье снохе-жалмерке живется худо: тиранит свекровь, пристает свекор и т. д., или сын «избаловался», отца не слушает, равно как не слушает стариков, атамана и не ходит к исповеди):
– Я оставляю это дело на ваш суд, господа честное казачество.
После этих слов атаман снимал шапку и уходил со схода, как сторона оскорбленная (в этом случае наказание провинившегося утраивалось) пли переходил в ряды казаков.
Разбирательством, а чаще всего обвинением провинившегося начинали заниматься старики, судя его «по обычаю», т. е. по прецеденту.
До вынесения приговора ответчик Мог заявить, что старики к нему несправедливы и он просит судить его «по совести». Для этого по жребию избирался суд из числа всех казаков по системе: один из десяти – один из десяти – один... В случае, если провинившийся оскорблял не казака, то точно также проводились выборы и иногородней общине. Число судей обязательно должно было быть нечетным, причем если шла тяжба между казаками и не казаками, то нечетным судьею приглашался житель другой общины, часто незнакомый в этой станице ни с кем, или священник.
Приговор судей мог быть смягчен по просьбе стариков или по просьбе священника, ко никогда не отменялся и приводился в исполнение немедленно.
В момент оглашения приговора. Провинившийся, скажем, «грубый сын» стоял с непокрытой головой, без ремня и два пристава, назначенные Есаульцем, крепко держали его за руки. Самым страшным наказанием было не физическое, выпоротый на сходе казак, отчасти даже гордился, хотя, скажем, если был порот за слабость по женской части или за приверженность к питью, то не мог более рассчитывать ни на хорошую невесту, ни на приглашение в трудовую артель или артельную охоту, ловлю. Равно, как и при дележе участков на паи получал самые плохие земли. Но самым страшным было признание того, что суд видит преступление таким тяжким, что не может найти виновнику наказание.
В этом случае старейшина подходил к провинившемуся и плевал ему под ноги, что означало – он оскверняет землю, по которой ходит – и ремень преступника надевал ему на шею. Пристава тут же отпускали руки осужденного и Есаулец возглашал:
– Ты (Николка, Брошка и т. п., независимо от возраста) нашу честь замарал, казнить мы тебя требуем (брезгуем) поди от нас... Как ты предатель и осквернитель казачества.
С этой минуты преступник становился персоной «нон грата» и далее даже при его убийстве расследование казаками не проводилось. Он должен был немедленно покинуть хутор или станицу, а у казаков-староверов его отпевали заживо и больше никогда не упоминали его имени.
В момент приведения в исполнение приговора о телесных наказаниях, женщины и дети, а часто и все иногородние со схода изгонялись. Приводили приговор в исполнение казаки по жребию, После судебного исхода все его участники держали трехдневный покаянный пост, ежедневно усиленно молились и только после бани шли в церковь к исповеди, каясь в нарушении заповеди «Не судите да не судимы будете...».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ВЫБОРЫ И ПЕРЕВЫБОРЫ АТАМАНА
В современной жизни основанием любого казачьего объединения занимается оргкомитет. В момент созыва Учредительного Круга, оргкомитет находится на месте Атаманского Правления. В остальном же Круг ведется обычным порядком. По разрешению Дежурного Есаульца казаки выходят на круг и рекомендуют кандидатов на Атаманский пост.
Всякий названный, как только произнесено его имя, обязан встать, снять шапку и занять место на скамье рядом со священником. В продолжении всех выборов он сидит без головного убора. Сам себя рекомендовать казак не имеет права.
После выдвижения всех кандидатов им поочередно предоставляется слово для изложения своей программы или самоотвода.
При любом количестве кандидатов голосование и подсчет голосов проводится по каждому, даже если за него голосует один выдвигавший.
Всякий, за кого голосуют в данный момент должен выйти на середину Круга и поклониться на четыре стороны: кресту и священнику, старикам, оргкомитету и станице.
Есаулец, стоя слева от него, кладет правую руку на его плечо и спрашивает станицу:
– Господа, честное казачество, люб ли вам Атаман (имярек...)?
В старину голосование производилось поднятыми обнаженными клинками и было очень легко сосчитать голоса всех полноправных членов общины (напоминаю, казак, не обладающий всей полнотою прав, шашки не имел). Обезоруженные казаки вынуждены голосовать поднятием рук. Но как прежде, так и сегодня, тайное голосование, равно как и заглазные разговоры, казаки считает несовместимыми со своим пониманием казачьей чести.
Приставы считают голоса. Набравший большее число голосов, считается избранным (даже если получил преимущество в один голос). Если все кандидаты получили равное число голосов, Круг прерывается на несколько дней, и затем проводится сызнова по всему ритуалу от чтения молитвы,
После объявления Есаульца: – Большее число голоcов отдано (имярек)...
Два пристава ведут будущего Атамана к Присяге.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИВЕДЕНИЕ К ПРИСЯГЕ
Название ритуала «Приведение к Присяге» не случайно. Будущего Атамана действительно ведут, держа за руки, два Пристава, причем, по казачьей традиции нельзя касаться голой рукою голой руки или щеки Атамана – считалось, что так Атаман теряет силу, обретаемую им в момент принятия Присяги. Поэтому, скажем, Пристав слева, правой рукою держит Атамана за левый рукав, выше локтя, левая рука Атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястье левой руки Пристава. Такое положение, в котором ведут Атамана к Присяге, именовалось в старину «растяжка». Атаман действительно «растянут» между Приставами издали его фигура напоминает крест. В связи с этим Атаман должен стоять ровно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обе ноги.
Приставы снимают с Атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест,
Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объявлением:
– Православный!
Казаки отвечают криком «Любо» и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к станице, Атаман произносит: На Христовом Животворящем Кресте/ На Священном писании присягаю: Служить верно не щадя головы (жизни) и живота (имущества) своего. Беречь казачью честь, приумножать достояние станицы. Беречь казаков! Я ваш отец, вы мои дети!
После чего отвешивает поклон станице, затем, ведомый Приставами, подходит к старикам – кланяется в пояс. Старики станичники кланяются новому Атаману Подводят к священнику – кланяется в пояс. Атаман целует Крест и лежащее на аналое Евангелие.
Затем Атаман выходит, ведомый Приставами, на середину Круга. На негр надевают Атаманский кафтан, перепоясывают саблей, через правое плечо. Перепоясывают полотенцем через левое плечо. (Эти символы военной и хозяйственной деятельности Атамана. Перекрещенные перевязи означают защиту правления Атамана Христом, (У кубанских казаков есть обычай «помазания атамана пылью», восходящий к обычаю запорожцев, - после того, как Атаман облачен в атаманский кафтан один из Приставов мажет ему лицо грязью, снятой с подошвы сапога. Этот акт имеет символическое значение и расшифровывается по евангельскому стиху «И пусть больший среди вас – будет вам слугою!» означает же, что Атаман, который с этой минуты пользуется абсолютной властью, должен «умалиться», стать ниже сапога в гордыне своей и служить своему народу, а не распоряжаться людьми как собственностью).
Второй пристав утирает Атамана полотенцем, которое и повязывается через левое плечо.
Старший Атаман (окружной, войсковой и т. д. или старший атаман по возрасту) вручает ему пернач – Атаман, принимая, целует пернач и трижды целуется с вручившим.
Старики подносят Атаману насеку – ритуал вручения тот же. Вручавшие могут сказать перед вручением несколько слов напутствия или приветствия Атаману.
Дежурный Есаулец торжественно надевает на голову Атамана папаху (держащего в правой руке булаву, в левой насеку) и командует:
– Перед Атаманом шапки долой!
Все, кроме Атамана, стоящего рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение Атаману.
По Закону все присутствующие на Кругу должны после этого подойти к крестному целованию и к целованию Евангелие. Как правило, после крестного целования участники Круга уходят на перерыв.
После перерыва Атаман предлагает правление и т. д. Круг заканчивается обычным порядком, головные уборы снимаются только на молитву и казаками нестроевых возрастов при выносе знамени.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПОРЯДОК ПЕРЕВЫБОРОВ
По окончании атаманского срока или по предложению 2/3 реестрового состава Круга объявляются перевыборы. Круг начинается обычным порядком, с той только разницей, что Атаман, выступая с отчетным докладом, должен быть без головного убора, тогда, как в обычное время он «шапки не ломит» (исключение может быть, когда Атаман выступает перед внеочередным экстренным кругом или сходом с просьбой: например, собрать деньги погорельцу – атаманская шапка идет по кругу и т. п., или в момент объявления войны или похода). Без шапок сидит и псе Атаманское Правление, которое делит успехи и неудачи Атамана в равной с ним мере.
После доклада Атаман садится на табуретку, Дежурный Есаулец завязывает ему голову башлыком и стягивает руки за спиною полотенцем.
Предварительно Атаман торжественно сдает все атрибуты атаманской власти и сидит с завязанными глазами в белой нательной рубахе, так, чтобы был виден нательный крест и овинители не забывали, что перед ними их брат-христианин.
Поверх креста, на более коротком гайтане сохраняется принадлежащая лично Атаману атаманская медаль.
Выступающие вычитывают вины и заслуги Атамана, памятуя, что всякое ложное обвинение, или признанное Кругом не доказанным, будет обращено против него. Скажем, обвинение в предательстве, которое каралось изгнанием или смертной казнью, если влекло за собою человеческие жертвы, в случае недоказанности будет обращено и применено в полной мере к обвинителю.
Обвинение и спор об Атамане может длиться не более трех часов. Может быть прервано лекарем, если Атаману стало плохо (правда, это добавляет козырей его противникам, которые могут обвинить его в слабосилии).
Против обвинений может выступить любой казак, но не Атаман, который обязан молчать в продолжение всего разбирательства. Если срок атаманства прерван досрочно и атаман признан виновным, Есаулец срывает с него атаманскую медаль. Если большинство казаков требует переизбрания Атаманя на новый срок и серьезных обвинений против него не выдвинуто, то Есаулец развязывает ему руки, снимает башлык и троекратно целует Атамана. Точно так же троекратно целуют его и все при возвращении знаков власти.
Избранный на второй и третий срок Атаман присяги не произносит, но целует крест и знамя (только освященное в церкви, иное знамя символом не считается).
По окончании троекратного срока правления, когда Атаман по Уставу не может быть переизбран, ритуала «вычитывания вины» не происходит. Наоборот, Старики, Священник и казаки благодарят Атамана, дарят ему памятные подарки, целуют и говорят только похвалу. Просчеты Атамана могут быть упомянуты только в наказах вновь избранному. Атаман, имеющий равное со всеми казаками право на переизбрание, после ритуала вычитывания вины облачается в обычный свой мундир, кроется обычной казачьей шапкой и усаживается в ряды казаков, с ним же следует и всё правление.
Далее идет выдвижение кандидатов, которым руководит Дежурный Есаулец. В числе вновь выбираемых может быть и только что окончивший свой срок Атаман. Он выдвигается на общих основаниях и занимает место без головного убора на скамье к кандидатов. Далее обычным порядком, с той только разницей, что в случае избрания на второй и третий сроки он присяги не произносит, а только целует Крест, Евангелие и Знамя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

УТВЕРЖДЕНИЕ И ПРИСЯГА ПРАВЛЕНИЯ
Кандидатуры Писаря, Есаулов, Казначея и иных чинов Атаманского правления предлагаются Атаманом и утверждаются Кругом.
Выдвигаемый стоит перед Кругом без шапки, отвечает на вопросы казаков и в случае избрания благодарит. Приведение Правления к Присяге заключается в том, что на следующий день они под предводительством Атамана идут к исповеди и Причастию, после чего служится благодарственный молебен о прошедшем Круге.
Если кто-то из членов Атаманского Правления не справился с работой или по каким-то иным причинам не может более в Правлении находиться, Атаман заменяет его своею волею, о чем ставит в известность Совет куренных и казаков на Сходе. Обязательно в присутствии этого члена Правления, который однако вступать в спор с Атаманом права не имеет, и может высказать свои несогласия в момент очередного или досрочного переизбрания Атамана.
Вновь назначенный в Правление казак в ближайший срок идет с Атаманом двумя представителями Совета стариков к исповеди, после чего считается утвержденным и может приступать к исполнению своих обязанностей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИНЯТИЕ В КАЗАЧЕСТВО, НАДЕЛЕНИЕ ПРАВАМИ И «ВЗЯТИЕ ПОД ШИНЕЛЬ»
Принятие в казачество есть юридический круговой акт, наделяющий принимаемого полностью или частично правами и обязанностями казака. Однако, при этом делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению.
Так можно было «служить в казаках», «жить в казаках», но полноправными казаками, которых никто не мог упрекнуть в том, что «они не у нас деланы», «приписные» «в казаки поверстанные» мог стать только внук или правнук принятого и то только в том случае, если он жил среди казаков, нес казачью службу и женился на казачке. Сам он считался «поверстанным в казаки» и всегда указывал в документах сословие и национальность, например, «Великоросс, из мещан, поверстан в казаки и принят в казачество после 25-летней военной службы, ему же выделен пай в размере...»
То же относилось и к женщине не казачке. Хотя она обладала будучи женой казака всеми юридическими правами, но в среде казачек, до конца своих дней казачкой не считалась, поэтому к ней относилось более терпимо, прощая то, что коренной казачке было бы поставлено в вину, как незнание обычая своего народа и бескультурье. Иногородняя женщина могла стать казачкой только через замужество.
Рожденные в браке с иногородними – болдыри - так именовались от смешанных браков, проходили обряд принятия в казаки в 3-5-7-летнем возрасте. На Сходе (на Кругу) старики экзаменовали принимаемого в знании молитв и обычаев, затем принимаемый, стоя на одном колене, целовал обнаженный на половину клинок шашки, Евангелие и Крест, после чего ему дарилась фуражка и он считался казаком «по корню», то есть по рождению. До срока совершеннолетия могли быть наделены правами малолетки. Например, в землячестве или станице принят традиционный для казаков возраст полноправия 21 год, а казак, отслужив в армии, вернулся с наградой в двадцать лет, Атаман вправе, на Кругу, попросить у казаков разрешения, объявить его полноправным казаком, за заслуги перед казачеством.
В момент просьбы, наделяемый правами, стоит перед казаками, сняв шапку. В случае утверждения просьбы и обретения им всех прав. Атаман благодарит Круг, дотрагивается до плеча принимаемого перначом, со словами:
– Я, Атаман, (титул, имярек) по воле Круга, наделяю Тебя (имярек) полноправием.
Трижды целует казака. Казак кланяется на четыре стороны и надевает шапку.
Точно также происходит просьба о пребывании мальчиков на Кругу до Уставного срока, с той только разницей, что выводят его в центр круга крестный, либо наставник, либо отец, либо совершеннолетний старший брат. Далее обычным порядком.
Весьма важным актом был о «взятие под шинель» (или наделение правами главы семьи старшего, несовершеннолетнего сына).
В случае утраты кормильца вдова через Совет стариков может обратиться к Кругу с просьбой объявить ее старшего сына главою семьи.
С этой же просьбой может выступить Атаман. Если Круг просьбу удовлетворяет:
Казачонок, не моложе 10 лет, встает на стул, на его плечи набрасывается шинель (у кубанцев бурка) полами шинели или бурки мать, младших братьев и сестер, Атаман, касаясь его плеча перначом, объявляет:
– Я, Атаман (имярек), объявляю Тебя главою семьи, с этой минуты семья на руках твоих, и домашние обязаны слушать совета твоего.
Старики и казаки могут высказать свои пожелания семье или крестным детей (казакам), которые стоят тут же за спиной объявляемого главой семьи (и поднести подарки). Обычно Атаман дарит шапку, старики сапоги, священник Евангелие.
После этого Атаман объявляет, что
1. К объявленному главою семьи, на Кругах все казаки обязаны обращаться по имени отчеству.
2. В отличие от казачьего сироты, получающего пол-пая, глава семьи получает полный пай и полную часть при любом разделе.
3. Ему не могут отказать в приеме в артельную работу и обязаны платить полную плату.
4. В старину он освобождался от телесных наказаний, в случае нарушения им казачьего обычая вся ответственность за него падала на всех мужчин — крестных отцов, его братьев и сестер.
5. За матерью сохранялись пол-пая вдовы. Если она выходила замуж и ее пол-пая уходили в приданое, пай сына, главы семьи, оставался неприкосновенным и принадлежал лично ему. Если Атаман считал, что отчим несправедлив к пасынку, он мог своею волею отобрать пай, сдать в аренду, а деньги, полученные от аренды, истратить впоследствии на снаряжение казака на службу.
Атаман обязан знать, сколько в его общине сирот, издавна они именовались «атаманскими детьми», о них заботились всей общиной. Старики следили, чтобы сирот не обижали, крестные следили за их нравственностью и физическим здоровьем. Особо одаренные отправлялись за казенный счет учиться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Andrey
Подъесаул
Подъесаул


Зарегистрирован: Aug 14, 2006
Сообщения: 329
Откуда: Чита

СообщениеДобавлено: Ср Сен 06, 2006 2:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

КАЗАЧЬИ СИМВОЛЫ И ЗНАКИ
ЗНАМЯ – символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков было символом договора на выполнение каких-либо обязательств с иностранными государями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, игравших роль музея.
БУНЧУК – знак Ставки, символ атамана, на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.
БУЛАВА, ПЕРНАЧ – символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев – гетман).
НАСЕКА – посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекою. Символ гражданской власти атаманов всех степеней
АТАМАНСКИЙ КАФТАН И ШАПКА – принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного Атамана или в Атаманском правлении. (У донских казаков в древности кафтан – красный или парчовый, шапка черная в 1-2 больше по высоте обычной папахи).
ПЕЧАТЬ – на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.
САБЛЯ – обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.
МЕДАЛЬ – личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука, и выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «Атаман станицы...», впоследствии портрет Государя. На оборотной стороне гравировалось Имя и Фамилия Атамана и годы его правления. После исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.
ЧЕРНИЛЬНИЦА – знак Писаря, Медная с ушками, носилась привязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла Книга,
КАЗНА – железный ящичек, ларец с казною – знак казначея. Ближе к нашему времени тоже замененный Книгой,
КНИГА – тетрадь для записей в твердом кожан ном переплете. В момент Круга, каждый член Атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т. н. Атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялись в Атаманском правлении и Архиве.
НАГАЙКА – знак Есаульца и Приставов на Кругу, В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощен.
ШАПКА* – не всякая, специального образца. Первоначально «Клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка – знак обладания казаком юридическим полноправием. В XIX веке функции «Клобука» перешли сначала к сиверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Кругу казак обязан был быт в шапке. Иногородние и гости не казаки должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и неимеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
ШАШКА, ПЕРВОНАЧАЛЬНО САБЛЯ – символ всей полноты прав у казака, а также обладание им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше) без темляка. В 21 год при отправке па службу казак получал погоны, кокарду и темляк.
В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда «старик терял силы» и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему.
Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой.
На Кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел.
По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества,
ПОГОНЫ – неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
БАШЛЫК – у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака — завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди — следует по делу, концы, заброшенные за спину — свободен, отдыхает.
ПОСОХ – символ старости и мудрости. Члены совета стариков все сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатые по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шашка, поднятая па посохе – особо важное сообщение.
ЛАМПАС – возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.
СЕРЬГИ (у мужчин) – означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии – серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
КОЛЬЦО – мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так «то это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке – девушка па выданьи, На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой - разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца па одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили в ладанке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 1 из 9

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.094 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.009 сек.