Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Выдающиеся старообрядцы. Выдающиеся семейские.
На страницу
1, 2  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Старообрядчество. Семейские
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Чт Янв 05, 2006 11:49 am    Заголовок сообщения: Выдающиеся старообрядцы. Выдающиеся семейские. Ответить с цитатой

Планирую на сайте разместить статью под названием "Выдающиеся старообрядцы. Выдающиеся семейские." Предлагаю всем посетителям сайта поучаствовать в процессе написания данной статьи. Елси вы обладаете информацией о лицах и персонажах истории, соответсвтующих данной теме, просьба поделиться ею на нашем форуме.

Обращатившись к труду Ф.Ф.Болонева “Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв.” (Новосибирск: АОЗТ. Изд-во "Февраль", 1994. 148 с.), я обнаружил внушительный список лиц, известных и малоизвестных, соответсвующих поставленной мною задаче. Привожу фрагменты этой книги.

“...Н.А. Бердяев, исследуя миросозерцание Ф.М.Достоевского, на наш взгляд, довольно опрометчиво утверждал: "В России нет культурной традиции. В отношении к культуре все почти русские люди нигилисты". Говоря об этом так самоуверенно, Бердяев плохо знал русское старообрядчество, его общинную, религиозную и культурную среду. Именно старообрядческая Россия была той культурной средой и оплотом русских культурных традиций, в староверии сохранялись подлинные национальные обычаи и обряды русского народа. Именно эта культурная среда дала стране истинных защитников старины, собирателей и хранителей ее духовных сокровищ.

Это прекрасно видно только из одного неполного списка выдающихся деятелей нашей национальной культуры в разных областях деятельности:
Аввакум Петров - протопоп, выдающийся писатель XVII века;
Павел Коломенский, епископ;
Федосья Морозова, боярыня;
И.Посошков, экономист и писатель;
М.В. Ломоносов,
братья Денисовы (князья Мышецкие),
Атаман Платов - герой Отечественной войны 1812 года;

и писатели и поэты:
Н. Клюев,
С. Есенин,
Н. Кузмин,
Иван Шмелев,
Б. Корнилов,
И. Ефремов,
А. Волков,
Ф. Гладков;

плеяда сибирских писателей из староверов:
Е. Пермитин,
А. Коптелов,
И. Чернев,
Е. Мальцев,
И. Калашников,
С. Лобозеров и др.
Народный академик Т.С. Мальцев, выдающийся русский земледелец...

Даже этот далеко неполный список лиц, выходцев из старообрядческой среды, свидетельствует о той мощной струе, которую влили в русскую культуру последователи староверия, сохраняя ее национальные истоки и традиции. Не случайно В.В. Розанов в статье "Психология русского раскола" писал: "Нужно помнить об оригинальном и огромном движении, которое испытывала русская душа в расколе, об этой бездне инициативы, акции, суровой борьбы и поэзии..." Академик Д.С. Лихачев охарактеризовал старообрядчество как "живой остаток древней русской культуры, сохранившей ее замечательные достоинства". Сделать это без культурной среды невозможно. Именно старообрядцы сохранили традиции книгописания, бережения иконописи и, главное - соблюдение русского уклада жизни, культуру в самом широком смысле, быт, пронизанный национальным духом, одежду и свое национальное самосознание. Действительно без влияния богатейшего фонда национальной культуры, сохраненного старообрядцами, Россию можно увидеть лишь однобоко. Образно говоря, это будет птица-тройка без одного коня. Вот почему нам надо знать все стороны народной жизни, видеть развитие не только основного ствола, но и его ответвлений.

В той же книге есть упоминание о Емельяне Пугачеве:
“...Стародубье и Ветка знавали вождя крестьянской войны Е.И. Пугачева. В 1762 г. он как служивый казак был призван для выгонки староверов из этих мест, но убежал и поселился на некоторое время среди старообрядцев. Именно в стародубских и ветковских слободах созрела идея о самозванстве. Принять на себя имя устраненного Екатериной II мужа, царя Петра Федоровича, предложили тамошний старообрядец Кожевников и Семенов (его религиозная принадлежность точно не установлена). Сохранился паспорт, полученный Е.И. Пугачевым на Добрянском форпосте через посредство староверов 12 августа 1772 г. В нем сказано: "Объявитель сего, вышедший из Польши и явившийся собой при Добрянском форпосте, веры раскольнической, Емельян Иванов сын Пугачев, по желанию его для житья определен в Казанскую губернию, в Симбирскую провинцию, к реке Иргизу, которому по тракту чинить свободный пропуск, обид, налог и притеснений не чинить и давать квартиры по указам...".

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../


Последний раз редактировалось: Григорьев (Вс Фев 05, 2006 11:33 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Aleko
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Янв 05, 2006 3:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У Д.С. Лихачева мама была староверка федосеевского согласия.
А.Б. Рыбаков - ректор старообрядческого института, его сын Б.А. Рыбаков - академик, выдающийся руский историк. (белокриницкие)
Министр Временного правительства Гучков. (федосеевец - единоверец)
всероссийский староста Калинин (поморец).
Нарком почт СССР А.М. Любович (Поморец)
Сказитель, основатель руской эпической традиции Рябинин (поморец).

Бывший президент компании "Вымпелком" (Билайн) - Зимин происходит из старообрядческой семьи.

Митрополиты Ювеналий Крутицкий (бывший белокриницкий)
Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (бывший поморец)

У современного руководителя презид. администрации (фамилию забыл) дед был старовером.

Есть и многие другие.
Если вы возметесь за этот труд, то я со своей стороны постараюсь всячески оказать вам помощь.
И еще, Есенин и Пугачев старообрядцами не были, это ошибка.

С уважением администратор сайта staroobrad.ru - Алексей (Aleko)
Вернуться к началу
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Чт Янв 05, 2006 8:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aleko, спасибо за вашу информацию.
Я жду ответа еще от администратора сайта http://www.semeyskie.narod.ru/ - надеюсь ему есть, чем помочь мне.
Весь данный материал будет оформлен в виде статьи. Жду возврещения Анатолия Леонова (Leonov) - надеюсь с ним проджолжить работу.

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Чт Янв 05, 2006 10:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aleko, а откуда у вас такие данные? Насколько им можно доверять? (не поймите меня неправильно...)
_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Янв 06, 2006 2:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сергей Петров - Председатель культурно-национального объединения старообрядцев-липован г. Киева тоже семейский и родом из забайкалья, кстати в Киеве есть довольно большое землячество забайкальцев.
Неплохо было бы найти с ними связь...

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Янв 06, 2006 11:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Национальный и конфессиональный состав населения России на современном этапе
По материалам переписи 2002 года - о национальном составе, о религиозном составе - данные РАН ( http://www.frg.ulver.com/29.html )

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Чт Янв 19, 2006 11:40 pm    Заголовок сообщения: Источник - http://www.semeyskie.narod.ru/en_s.html Ответить с цитатой

Вот бесценный материал, что опубликован на сайте "Семейские - староверы Забайкалья":
( http://www.semeyskie.narod.ru/en_s.html )


САВА (ум. 1943) - епископ калужско-смоленский и брянский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), участник Освященных соборов 1925, 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище. В 1925 году именовался калужским и смоленским, в 1926 - калужско-смоленским и брянским, в 1927 - снова калужско-смоленским.


САВАТИЙ (Степан Васильевич Левшин; ок.1825 - 8 сент. 1898) - архиепископ московский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию).
Родился в Пермской губ., в Черноисточенском заводе. С молодых лет проживал в различных старообрядческих скитах Сев. Урала и Сибири. В 1856 г. был пострижен в иночество. Рукоположен в священноиноки еп. саратовским Афанасием. Затем в его жизни наступил период усиленных преследований и арестов. В 1857 г. его арестовали в Сыльвинском заводе, но через год освободили и сослали на родину.
6 дек. 1862 г. по поручению еп. Онуфрия, управлявшего в то время российскими церковно-иерархическими делами, казанский еп. Пафнутий рукоположил Саватия в епископы на тобольскую и всея Сибири епархию. Дважды во время архиерейских служений жандармы пытались арестовать Саватия, но в последний момент он спасался. В третий раз, в 1865 г., он был арестован в Томской губ., в д. Красный Яр, по обвинению в наименовании себя епископом и пропаганде старообрядчества. Просидел в томском тюремном замке шесть лет. В 1871 г. его сослали в Тулу под надзор полиции.
После смерти архиеп. Антония Освященный собор избрал его на московский престол, и 10 окт. 1882 г. епископы Пафнутий казанский, Селивестр новозыбковский и балтский и Кирил нижегородский возвели его в архиепископское достоинство. В сане архиепископа московского Саватий служил почти 16 лет.
В 1898 г. он был вынужден дать подписку правительству в том, что не будет более называться архиепископом и священнодействовать. После этого он, как сложивший с себя священный сан, решением Освященного собора 1898 г. был удален на покой. Ему было позволено избрать себе место жительства по своему усмотрению, а также келейно служить литургию. Скончался в Москве, погребен на Рогожском кладбище.


САВАТИЙ (Семен Никитин) - епископ ярославский, вологодский и архангельский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), участник Освященных соборов 1925, 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище.


САВАТИЙ (ум. не ранее 1942) - епископ славский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) в Румынии. Поставлен в епископы в июне 1927 г. Ему была поручена в управление и Тульчинская епархия, которой он управлял до 1940 г., когда на нее был поставлен еп. Иннокентий (Усов), на что еп. Саватий дал свое письменное согласие. Известно также, что в 1941 г. еп. Саватий сослужил при хиротонии еп. Тихона, будущего митр. белокриницкого.


САВАТИЙ (Стефан Козко) - епископ киевский и всея Украины Русской Православной Старообрядческой Церкви. Окончил текстильный техникум в Кировограде. Там же на фабрике работал художником по тканям. В нач. 1980-х гг. присоединился к старообрядческой Церкви. В 1988 г., дав обет безбрачия, был рукоположен в священника храма с. Клинцы Кировоградской обл. Хиротонисан во епископа в дек. 1993 г.


САВАТИЙ (Семен Васильев, Третьяк Башмак; ум. не ранее 1667) - инок-старообрядец, в миру младший дьяк Сибирского приказа, сторонник протопопа Аввакума. Выходец из простых людей. Его служба проходила попеременно то в Сибири, то в Москве. После 40-летней службы постригся в московском Чудовом монастыре.
Из-за открытой приверженности старым обрядам был сослан в Кирило-Белозерский монастырь. После соборов 1666-1667 гг. перевезен в Москву и заключен в Новоспасский монастырь (Аввакум в своем "Житии" писал, что "Саватей старец сидит в земляной тюрьме у Спаса на Новом").


САМАНСКИЙ Федор Никифорович (1719-1794) - старообрядец федосеевского согласия, основатель Рижского богоугодного странноприимного больничного заведения и первый наставник и духовник беспоповцев г. Риги, где в 1760 г. им был основан старообрядческий храм. Храмы были им заложены во многих деревнях и городах Литвы и Курляндии. Авторитет Саманского безусловно признавался среди беспоповцев России. Его приглашали на старообрядческие съезды в Москву и Петербург. В февр. 1791 г. федосеевцы московского Преображенского кладбища запрашивали "первого своего отца Феодора Никифоровича" о значении "титл" на Кресте Господнем (имелось в виду пилатово титло), которые в то время беспоповцы стали помещать на меднолитые кресты, что вызывало недоумения и пререкания между московскими и петергбургскими общинами. Саманский дал категорический отрицательный ответ по поводу изображения пилатовой надписи. Саманский стоял у истоков создания старообрядческой библиотеки - книжницы Гребенщиковской общины г. Риги.


СЕЛИВЕСТР (ум. 14 июня 1906) - епископ новозыбковский и балтский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), рукоположен в Москве 20 ноября 1876 г. архиеп. Антонием московским и др. Родом из пос. Митьковки Черниговской губ. В молодости проживал близ г. Клинцы в старообрядческом монастыре во имя святого Иоанна Предотечи, называемом также "Полоса", в этом монастыре он и скончался. На соборе 1898 г. был кандидатом на московский архиепископский престол. Один из самых образованных старообрядческих иерархов, ученик и близкий друг автора Окружного послания И.Г.Кабанова (Ксеноса).


СЕЛИН Петр Александрович (1890 - 23 ноября 1967) - протоиерей Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), благочинный по Горьковской обл., настоятель Успенского храма в г. Горьком. Родился в г. Павлово-на-Оке Нижегородской губ. В 1922 г. рукоположен в священники на приход с. Пестяки Владимирской губ. (ныне Ивановская обл.) еп. Александром (Богатенко). С 1925 по 1941 г. служил в приходе с.Стрельниково Костромской обл., а с 1942 по 1945 - в приходе с.Жарки той же области. В 1945 г. архиеп. Иринарх определяет его настоятелем во вновь открывшийся Успенский храм г.Горького, в котором о. Петр и прослужил до конца жизни. Он обладал большой начитанностью, был знающим канонистом и полемистом. С 1925 г. он участвовал в заседаниях Освященных соборов, а с 1927 г. и до кончины бессменно избирался секретарем соборных заседаний. Погребение о.Петра совершил еп.Иоасаф в сослужении девяти священников и пяти диаконов. Похоронен на кладбище при Успенском храме.


СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ (1830-1867) - крепостной крестьянин графа Орлова-Давыдова, впоследствии - член московского Духовного совета при архиеп. Антонии, известный старообрядческий начетчик, апологет белокриницкой иерархии. Родился в д. Петрищево Серпуховского у. Московской губ. С 1853 г. - дьяк (письмоводитель и секретарь) старообрядческого архиеп. Антония. Автор "Заметок о нуждных церковных обстоятельствах", "Апологии старообрядческого священства" и многих других работ. Совместно с еп. Пафнутием (Овчинниковым) составил известные "Ответы на вопросы лужковцев". Активный защитник Окружного послания, в написании которого, по некоторым сведениям, он помогал И.Г.Кабанову (Ксеносу).
В сер. 60-х гг. приобрел славу знающего и умелого защитника древлеправославия в различного рода "прениях о вере"; был постоянным оппонентом известного миссионера Павла Прусского. Разъясняя на многочисленных беседах истинный смысл Окружного послания, он при встрече с вождями неокружников Давыдом Антиповым и Ефремом Крючковым опроверг аргументацию раздорников Церкви.
После отступления еп. Пафнутия (Овчинникова) в единоверие тот стал регулярно проводить в Кремле на Красном крыльце миссионерские "народные беседы", но в лице Семена Семеновича всегда встречал сильного оппонента. Обладая огромными знаниями в области Священного Писания, святоотеческого наследия, он уверенно отклонял доводы своего нового противника, вчерашнего друга и единомышленника, и, переходя от обороны к нападению, часто ставил его в затруднительные положения. Рукописные заметки об одной из таких бесед, бывшей 20 авг. 1866 г., сделанные каким-то старообрядцем, хранились в библиотеке Рогожского кладбища. Скончался он, простудившись в одной из поездок для "собеседования". Погребен на Рогожском кладбище. На его надгробном камне, в ограде известной старообрядческой благотворительницы Х.И.Шелапутиной, в доме которой обыкновенно он проживал, выгравирована эпитафия в виде акростиха "Иларион - Симеону", которая написана верным другом И.Г.Кабановым.


СЕМЕНОВЫ - братья Василий и Евтихий Титовичи, уроженцы д. Пальчиково Глазовского у. Вятской губ., с 1900 гг. переехавшие на жительство в Суконную слободу г. Казани и ставшие компаньонами крестьянина Л.А.Гребнева в огранизации старообрядческой типографии в с. Тушка Вятской губ.


CЕНАТОВ Гавриил Васильевич (иногда в публикациях писался с инициалами В.В., но речь идет о том же человеке) - бывший наставник федосеевского согласия, разуверившийся в беспоповстве.
Отрешен от должности духовного отца общим решением федосеевцев 16 авг. 1883 г. за упорство в защите бессвященнословных браков. Перешел в господствующую церковь и ок. 20 лет занимался противостарообрядческим миссионерством.
Печатал полемические статьи в разных изданиях: в журналах "Братское слово" ("Ответ некоему мнящемуся сыну света", 1881, (3; "Вопросы бывшего федосеевского отца Г.В.Сенатова к ныне сущим федосеевским отцам", 1885, ( 9-10; "Письмо в редакцию", 1885, ( 17; "Прощальное письмо к федосеевцам", 1887, ( 18) и "Друг истины" ("Письмо к федосеевцам, филипповцам и брачным", 1889, ( 17; "Нечто о Преображенском кладбище", 1889, ( 24, 25, 27; "Прощальное письмо бывшего федосеевского отца", 1890, ( 34/37). Его статья "Слово бывшего федосеевца" напечатана в "Самарских епархиальных ведомостях" (( 13, 1890 г.), ответ на письмо читателя "Крестьянину Муромского уезда, бывшего федосеевского отца Г.В.Сенатова разъяснение" - во "Владимирских епархиальных ведомостях" (( 14, 1887 г.).
Между 1905 и 1910 гг. Сенатов, раскаиваясь в своей деятельности, присоединился к Древлеправославной Церкви Христовой. В 1910 г. его статью "Беспоповцы-противообщинники" напечатал журнал "Церковь" (1). В 1912 г. там же вышла серия статей по истории старообрядчества. Тогда же двумя отдельными брошюрами вышли две части "Философии истории старообрядчества" (ч. 1 переиздана в 1995 г.).


СЕРАПИОН (Симеон Игнатьев; 1823 - 7 янв. 1898) - игумен, впоследствии архимандрит-схимник, ок. 25 лет был настоятелем Черемшанского монастыря. Личность исключительной духовной силы и необычайно высокой христианской нравственности, что отмечалось даже синодальными миссионерами. Авторитет о.Серапиона в старообрядчестве был необыкновенно высок, его кончина воспринималась современниками как невосполнимая утрата. "Затмилось солнце Черемшана" - говорили провожавшие его в последний путь старообрядцы. Могила подвижника находилась в склепе, располагавшемся за алтарем храма в мужском монастыре. Его останки были нетленны и чрез 10 лет после кончины, несмотря на сырость склепа, в котором он был похоронен. Факт нетления держался братией монастыря в тайне из-за опасности гонений. Однако православным христианам мощи показывались (см. "Церковь" (1), ( 5, 1909).


СЕРГЕЕВ Максим Сергеевич (1886-1967) - председатель Московской Преображенской старообрядческой общины старообрядцев федосеевского согласия с 1929 по 1967 г.


СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1738-1822) - старообрядец федосеевского согласия, родом из-под г. Углича, из крестьян гр. Шереметева, в течение 30 лет служил старшим наставником богаделенного дома на Преображенском кладбище.


СЕРГИЙ (Симеон Кулагин; ум. не ранее 1936) - епископ уральский и оренбургский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Будучи протоиереем Калужско-Смоленской епархии, избран в епископы на Освященном соборе 1926 г. Хиротонисан архиеп. Мелетием и др. в 1926 г. Участник Освященного собора 1927 г. Репрессирован в 30-х гг. Сохранилась его фотография, сделанная в сталинском лагере в 1936 г. На обратной стороне этой фотографии чьей-то рукой сделана надпись: "Остался непродажным". Дальнейшая судьба неизвестна.


СЕРГИЙ - неокружнический (см. неокружники) епископ енисейский белокриницкой иерархии. Родился в д. Вишенки близ Н.Новгорода. В 1907 г. рукоположен в священноиноки, а затем в епископы неокружническим еп. Иосифом. Отличался неблагочестивой жизнью и вскоре был извергнут из сана, после чего отступил в господствующую церковь.


СЕРГИЙ - епископ тульский белокриницкой иерархии. Был архимандритом Белокриницкого монастыря. В 1860 г. (еще будучи священноиноком) был уличен в присвоении монастырских денег. Произведенный уже в сан архимандрита, "за разные подозрительные поступки" особым объявлением 8 янв. 1863 г. был изгнан митр. Кирилом из Белокриницкого монастыря. Впоследствии вторично приобрел доверие митр. Кирила и даже был поставлен им в епископы в Москве 2 марта 1863 г. В июне того же года извержен из сана собором российских епископов. В 1865 г. отступил в единоверие.


СИДОРОВ Кузьма (ум. после 30 мая 1689) - донской старообрядец, посадский человек, родом из Воронежа. Ок. 1667 г. с женой и детьми поселился на р.Медведице, в 50 верстах от своего единомышленника Козьмы Ларионова. Участвовал в сборе войска для похода на Москву, составил обращение к казакам, в котором говорилось, что "Московское царство от веры православныя отступило", в связи с чем Козьма и его сторонники "домы своя пометали и с Руси побежали, покинули отцов и матерей", скрываясь от антихриста. После ареста Ларионова поселение Кузьмы Сидорова, отбивая натиск казачьих отрядов, держалось до 30 мая 1689 г.


СИЛУЯН (ум. ок. 1941) - митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Рукоположен в епископа измаильского 28 июля (н.ст.) 1935 г. еп. Иннокентием (Усовым) и утвержден Белокриницким собором в 1936 г.


СИЛУЯН (1830 - 17 дек. 1902) - епископ кавказский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен 30 ноября 1879 г. архиеп. Виссарионом измаильским и др. в г. Новочеркасске. Незадолго до смерти, 27 июля 1902 г., постановлением Освященного собора он по собственному прошению был уволен от управления епархией с правом именоваться епископом и служить в храме по месту жительства. Скончался в хут. Малозападненском Донской обл. Нетленные его останки перенесены в Новочеркасск 11 июля 1904 г.


СИЛУЯН (Симон Анфиногенович Килин; р. 15 мая 1939) - епископ новосибирский, всея Сибири и Дальнего Востока Русской Православной Старообрядческой Церкви. Родился в с. Подойниково Панкрушихинского р-на Алтайского края. Окончил семилетнюю школу в г.Колпащево Томской обл., ремесленное училище и курсы бухгалтеров в Новосибирске. Одновременно на практике изучал церковную службу и знаменное пение. В 1962 г. после службы в армии переехал в Кишинев, женился. Участвовал в архиерейских богослужениях кафедральной церкви Кишинева, оказывал помощь в работе епархиального управления. В 1966 г. рукоположен в священники. С 1987 г. поставлен настоятелем храма г. Минусинска и благочинным всея Сибири и Дальнего Востока. На Освященном соборе 6-12 окт. 1992 г. протоиерей Симон избран для поставления в сан епископа новосибирского и всея Сибири. Хиротонию совершил митр. московский и всея Руси Алимпий в сослужении еп. Иоанна киевского и всея Украины (18 окт. 1992 г. в Покровском соборе на Рогожском кладбище).


СИЛЬВЕСТР - см. Селивестр.


СИМЕОН (ум. ок. 1680) - архиепископ тобольский и сибирский, постриженник Макариева Желтоводского монастыря, до 1651 г. игумен Пафнутьева Боровского монастыря, затем сибирский епископ. Во время сибирской ссылки протопопа Аввакума оказывал ему помощь и поддержку, может быть, потому, что они были знакомы еще по жизни в нижегородских пределах. Несмотря на то, что протопоп Аввакум находился в Сибири на положении ссыльного, поставил его настоятелем Вознесенского собора в Тобольске. Однако его личную приязнь к Аввакуму нельзя рассматривать как защиту старообрядчества: участвуя в соборе 1654 г., Симеон поддержал никонову реформу, а с 1664 по 1667 г. был старшим справщиком церковных книг на Печатном дворе.


СИМЕОН - неокружнический (см. неокружники) епископ балтский и всея Бессарабии белокриницкой иерархии; рукоположен неокружническим еп. Иосифом нижегородским. Принадлежал к его партии; 29 дек. 1890 г. рукоположил еп. бессарабского и подольского Петра.



СИМЕОН (Софон Яковлевич Лаптев; 1885 или 1886 - ок. 1951) - инок, один из наиболее почитаемых учителей часовенного согласия, писатель. Родился в д. Жидки на Тюменщине. С юности выделялся среди сверстников памятью и умом, пользовался большим уважением односельчан. В 22 года решил уйти от мира, поселился в Колыванской тайге, в знаменитой обители уральского выходца о. Савы (ум. в окт. 1928), от которого через два года и принял постриг, став последним его постриженцем. Перед смертью Сава распределил свои обязанности между двумя старцами, и одним из них стал Симеон. В обители он стал незаурядным мыслителем и писателем. Управляя делами скита, он старался содержать обычаи и порядки отца Савы. Через несколько лет после смерти Савы гонения со стороны властей стали угрожать обители, и в 1936 г. Симеон с братией тайно переселился в более глухие места - в Вост. Сибирь, на Енисей. В тайге было поставлено несколько скитов, главой одного из них стал о. Симеон. С 1941 г. он не только надзирал за "телесными работами", но и принимал на исповедь, духовно руководил своей паствой. В 1951 г. из-за предательства одного местного жителя скиты были разгромлены войсками госбезопасности. Имущество - книги, иконы были сожжены, самих же обитателей подвергли жестоким пыткам и угнали в Красноярск; их осудили на сроки от 15 до 25 лет лагерей. Кончина Сталина и последующая амнистия избавили их от полного лагерного срока. Но Симеон не дожил до освобождения. В красноярской тюрьме он питался только хлебом и водой, изредка ел печеную картошку, капусту, а когда разрешалось по уставу - немного рыбы. И в лагере он не принимал "варево" от "нечистых", несмотря на тяжелую работу. (Позже собор часовенных разрешил в нуждных обстоятельствах принимать пищу от внешних). Лекарств от лагерных врачей старец также не брал. Кончина его в этих условиях последовала быстро.
Значительная часть его произведений еще неизвестна даже специалистам. Его перу принадлежит частично "Родословие часовенного согласия". Он также начал составление трехтомной "Повести о чудесных событиях", продолженной после его смерти другими старцами. Известны перечни сочинений о.Симеона, из которых ясно, что он размышлял над важнейшими событиями современности, пытаясь дать им оценку с точки зрения учения часовенного согласия (книга "Против кооперации, то есть торговой организации, вступившии в нее получали книжки и по ним выдавали им, что нужно"). Ему также принадлежит рукопись по истории Церкви ("Воинствующая Церковь на земле") и исследование о жизни своей общины ("Церковь Христова на Севере"). Несомненный интерес представляют онтологические и гносеологические сочинения ("Познание от твари творца и правителя Вселенной" и "О сотворении мира и учении Коперника"). Вопросам эсхатологии посвящены книги "О пришествии пророков Еноха и Илии и о антихристе" и "Краткая памятная запись нынешних событий и о судьбе древняго Рима".


СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский; 1629-1680) - белорус, уроженец Полоцка, иеромонах, писатель, драматург и публицист, один из вождей "латинского" направления и тайный униат, скрывавший принадлежность к Базилианскому ордену, основанному в 1617 г. доминиканцами с целью католического миссионерства на восточнославянских землях. Непримиримый враг православия. С 1664 г. был при дворе царя Алексея Михайловича воспитателем царских детей и идеологом культуры нового типа. При особе царя Симеон сыграл роль, сравнимую с ролью Феофана Прокоповича при Петре I. Автор множества книг: "Жезл", "Венец веры", "Рифмологион", "Вертоград многоцветный", "Обед душевный", "Вечеря душевная", ряда драматических сочинений. Выполнял роль богословского консультанта и редактора протоколов собора 1666 г. Сохранились его записи деяний собора, которые он вел латинским алфавитом на полурусском-полупольском языке. Редактируя тексты выступлений, он не останавливался перед тем, чтобы заменить речи царя и митр. Питирима собственными. Участвовал в допросах старообрядцев, например Никиты суздальского.


СИМОН (Симеон Иванович Шлеев; ум. осенью 1921) - первый в России единоверческий епископ (охтинский), известный деятель единоверия. До поставления в епископы - священник, глава единоверческой общины С.-Петербурга. Рукоположен в единоверческие викарии Петроградской епархии РПЦ в 1918 г., с 1920 г. - единоверческий епископ уфимский. Убит большевиками в Уфе.


СИНИЦЫН Максим Екимович (или Якимович; 1864-1934) - видный библиофил, ценитель и собиратель русского искусства, старообрядец поморского согласия. Родился в г. Режице (ныне - г. Резекне, Латвия), в семье печника. В 14 лет начал осваивать ремесло каменщика, к 30 годам стал крупным строительным подрядчиком. В Москве он построил Почтамт на Мясницкой ул., в Петербурге - дом Купеческого банка на Невском и музей МПС на Садовой, 50 (ныне - Музей железнодорожного транспорта).
С 1890 г. стал собирать книги, иконы, предметы старины. Древние иконы новгородского письма украшали иконостас его домашней моленной на Вокзальной ул. По его заказу ученик Репина, художник К.А.Вещилов написал картину "Протопоп Аввакум". С 1901 г. Синицын принял активное участие в делах Режицкой кладбищенской общины, а в 1906 г. стал ее председателем. В 1914 г. в связи с военными событиями переехал в Петроград. В 1915 г. издал свой обширный труд (655 с.) "В защиту старой веры. Старообрядческий вопрос в освещении периодической печати 1905-1910 гг.".
Оставшаяся в Режице часть его библиотеки сгорела, очень много книг его собрания погибло во время ленинградского наводнения 1924 г., остатки были проданы через "Международную книгу" (описаны в каталоге "Собрание редких и ценных изданий из библиотеки Синицына". Л., 1930). К этой распродаже было приковано внимание западных антикваров. Погребен на Волковом кладбище.


СИРОТКИН Дмитрий Васильевич (1865-1946) - крупнейший деятель старообрядчества, председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, председатель совета Нижегородской общины. Крупный судовладелец и биржевик. Родился в д. Остапово (Астапово), близ с. Пурех Балахнинского у. Нижегородской губ. Его родители - Василий Иванович и Вера Михайловна - были крестьянами этой деревни. Начав с торговли "щепным товаром" и изделиями кустарного промысла, отец затем завел два небольших пароходика, на которых Дмитрий Васильевич в детстве работал поваренком. Женившись в 1890 г. на дочери казанского купца-пароходчика Кузьмы Сидоровича Четвергова, при помощи тестя в 1895 г. купил свой первый буксир.
Д.В.Сироткин был значительным церковным благотворителем. По его заказу в его родном селе в 1913 г. выстроен старообрядческий храм по проекту малоизвестных в то время архитекторов братьев Весниных. Сироткину принадлежит честь открытия их архитектурного дарования; он нередко делал им важные заказы. Ими же спроектированы старообрядческие храмы в с. Балакове (1908), с. Катунки (близ с. Пурех, 1913), в Городце (1913). Он был одним из жертвователей на журнал "Церковь" (1). На его пожертвования существовала Нижегородская община; молитвенный дом, где совершались богослужения, также принадлежал Сироткину. В 1908 г., выступая за увеличение прав мирян в Церкви, вошел в конфликт с нижегородским и костромским еп. Иннокентием. Поводом для конфликта стало желание самим выбирать настоятеля моленной, с тем чтобы епископ ее лишь утверждал. Владыка Иннокентий настаивал на том, чтобы церковная община в этом вопросе подчинялась епископской власти. После длительной борьбы общее собрание членов общины 12 сент. 1910 г. вынудило Сироткина уйти с поста председателя. Управление делами общины перешло к священнику Григорию Спирину. Вслед за этим в 1910 г. Сироткин подал в отставку и с поста председателя Совета старообрядческих съездов. Делегаты 10 съезда большинством голосов просили его остаться. Голосованию предшествовал обмен репликами. Священники утверждали, что участие Сироткина в Совете будет способствовать отдалению высшего духовенства от съезда. Защищая Сироткина, начетчик М.И.Бриллиантов напомнил о его заслугах перед старообрядчеством. Он рассказал, что в 1900 г. в Петербурге состоялась секретная комиссия из четырех министров и постановила обязать всех четырех старообрядческих епископов письменно отказаться от священного звания. Узнав об этом, владыки скрылись, Сироткину же удалось исходатайствовать у императора отмену постановления комиссии.
Весной 1913 г. Сироткин избран нижегородским городским головой на четырехлетний срок. Вскоре случился крупный скандал, связанный с принадлежностью Сироткина к старообрядчеству: В Н. Новгороде, 7 мая 1913 г., на торжествах по случаю 300-летия царской династии, в присутствии царя был устроен молебен. Так как служили новообрядческие священники, городской голова демонстративно не крестился.
К 1913 г. Д.В.Сироткин стал председателем акционерного пароходного общества "По Волге". Для постройки здания правления он купил участок земли на углу нижегородского Откоса и Семинарской площади, а проект постройки заказал братьям Весниным. Здание это сохранилось, оно расположено на Верхне-Волжской набережной, 1, в нем располагается ныне мединститут. По проекту Весниных (при участии С.А.Новикова) рядом со зданием правления в 1913 г. было начато строительство жилого дома, в котором Сироткин намеревался "пожить года четыре", а затем подарить городу для размещения Художественного музея (который там ныне и помещается). В кабинете особняка по желанию заказчика потолок был расписан в виде звездного неба, а также устроен внутренний фонтан. Росписи плафонов были выполнены в итальянском духе, под Тинторетто и Веронезе, в разработке эскизов принимал участие В.Е.Татлин. Росписи были осуществлены лишь частично, на стадии эскиза остался большой плафон с аллегорическим изображением Волги и ее притоков. Любопытно, что в этом стилизованном под итальянское палаццо каменном здании, где имелось 40 с лишним комнат, в северо-западной части второго этажа была встроена деревянная изба, в которой находились спальни Сироткина и его жены, так как он считал, что в каменных домах "для дыхания нездорово". На втором этаже избы была устроена русская печь с лежанкой. Окончательно это здание отделать до революции не успели, а позже наружные стены избы были закрыты штукатуркой.
В отличие от Н.А.Бугрова (дававшего деньги на организацию еврейских погромов), Сироткин не пользовался популярностью в местных черносотенных кругах, считавших его "левым"; их газета "Кузьма Минин" писала в 1913 г., что "от человека, начавшего свое образование у старой девки-раскольницы и закончившее оное у Максима Горького, ждать много нельзя". Бугров же аттестовал Сироткина как "выскочку" и "американца" (см. в кн.: Егор Булычов и другие. Материалы и исследования. М., 1970, с. 138).
В 1917 г. Сироткин строит в память умершей матери старообрядческую богадельню с храмом по ул. Жуковской (ныне - ул. Минина), при которой на свои средства содержал церковный хор.
После революции, ок. 1919 г., Сироткин покинул Россию через Крым и поселился в Югославии вместе с семьей, где жил доходами от эксплуатации двух небольших пароходов, примерно таких же, с которых начиналось семейное дело. О последних годах его жизни неизвестно практически ничего, хотя сохраняется надежда отыскать в эмигрантских изданиях за 1946 г. его некрологи.


СИСОЙ (Степан Афанасьев; 1806-1913) - инок-схимник Свято-Успенского монастыря на Черемшане . Господь дал ему прожить жизнь длиною 107 лет и 10 мес., последние годы которой он жил в монастыре, присоединившись к Древлеправославной Церкви Христовой.


СКАЧКОВ (Скочков) Гавриил Иларионович (18 марта 1745 г. - 15 авг. 1821 г.) - наставник поморского согласия, настоятель Покровской часовни (см. Монинская моленная). Родился в Зарайске Рязанской губ. (ныне Московская обл.), в семье купца, принадлежавшей к небрачному федосеевскому согласию. В семье получил хорошее образование, изучал даже богословские науки. Обладал большим даром красноречия и весьма основательными богословскими и каноническими познаниями. Отделился от федосеевского согласия и стал ревностным поборником учения о законности бессвященнословного брака (см. брачные беспоповцы). Наперекор веками установившемуся воззрению, что священническое венчание при браке есть непреложная необходимость и что только через это венчание брак и является церковным таинством, Скачков стал доказывать, что венчание есть всего лишь обряд, сопутствующий таинству брака, и может быть заменен каким-либо другим обрядом, сходным с венчанием. В окт. 1807 г. избран настоятелем Монинской моленной и духовным отцом московской поморской общины, а 23 февр. 1808 г. утвержден в этом звании. В 1813 г., после наполеонова разорения Москвы, организовал сбор средств со всей России на строительство новой каменной часовни.
В 1803 г. он составил "Чин брачного молитвословия", или "Канон, певаемый во время сочетания безсвященнословного брака", введя таким образом в практику поморского согласия новый вид богослужения. Скачковский канон, получив большое распространение, в дальнейшем вызвал взаимное отчуждение поморских общин, в некоторых из которых считали возможным при благословении браков молиться только канон Всемилостивому Спасу, как делалось прежде.
Вопрос о законности скачковского чина особо разбирался на Первом всероссийском соборе поморцев и закончился признанием нововводного чина равнодостойным старому. Кроме создания собственного канона и чина, Скачков, уже став настоятелем, добился от властей, чтобы ему дозволили вести книгу записи бракосочетаний, а браки, записанные в нее, признавались властями за действительные. Был установлен и взнос за запись в книгу - 10 руб. (хотя многие добровольно уплачивали иногда до 1000 руб.). Деньги поступали в кассу и тратились на содержание моленной. Большой доход общине приносила и организованная Скачковым иконописная палата, произведения которой распространялись по всей России. Ведением книги записи браков и управлением палатой занимались два зятя Скачкова - известный поморский писатель Андриян Сергеев и Захар Федорович Бронин. Скачковым были созданы также правила для прихожан Монинской моленной. Похоронен в Москве на Преображенском кладбище.


СОБОЛЬЩИКОВ Иван Иванович (1763-1836) - беспоповец, витебский мещанин, краевед и собиратель старины. Его дом был музеем древних рукописей, печатных книг и икон. В 1785 г. он составил рукописный сборник, в котором, в частности, повествовалось о Колпинском собрании.


СОЛДАТЕНКОВЫ - московский купеческий род старообрядцев белокриницкого согласия, прихожан Рогожского кладбища. Их пращур Егор Васильевич Солдатенков, выходец из подмосковной д. Прокуниной (ныне - Павлово-Посадский р-н Московской обл.), в 1795 г. записался в московское купечество. Имел сыновей Терентия (1772-1850), женатого на Евдокии Григорьевне (1778-1836), - почетного гражданина, московского 1-й гильдии купца (с 1825 г.) и промышленника; Константина (1779-1834), имевшего дочерей Евфросинию (1812-1817) и Марию, в замужестве Симонову (1809-1870). Терентий Егорович имел сыновей Ивана (1812-1852), женатого на Александре Осиповне Сушкиной (1826-1846), Кузьму (1818-1901). Наиболее из них известен Кузьма Терентьевич, коммерции советник, владелец 16 лавок в Москве, торговавших бумажной пряжей; живший в гражданском браке с француженкой Клеманс Карловной Дюпюи, от которой имел считавшегося незаконнорожденным сына Ивана Ильича Барышева (более известен в литературе под псевдонимом Мясницкий). Отношения Солдатенкова с его фактической супругой длились много лет, хотя она не знала русского, а он - никаких иностранных языков. Кузьма Терентьевич знаменит как книгоиздатель, коллекционер икон и новой русской живописи, хранившихся в его доме на Мясницкой, 37 (ныне приемная Министерства обороны РФ). В этом доме была домовая моленная, в которой хозяин исполнял обязанности уставщика. После его смерти наследникам осталось 8 млн. руб.; библиотека и собрание картин были завещаны Румянцевскому музею. Немалая сумма была отдана на строительство Солдатенковской (ныне Боткинской) больницы. Очень велики были средства, исправно выделявшиеся Солдатенковым на нужды старообрядчества.
Погребен на Рогожском кладбище. Могильные плиты рода Солдатенковых еще недавно можно было видеть на старом кладбище с. Прокунино.


СОФРОНИЙ (Степан Трифонович Жиров; ум. 1879) - епископ симбирский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Уроженец с.Пурсовки Малоярославского у. Калужской губ. Поставлен 3 янв. 1849 г. на симбирскую кафедру с тем, чтобы он управлял жизнью всех русских старообрядцев белокриницкого согласия. В 1853 г. отказался подчиниться прибывшему в Россию из Румынии архиеп. Антонию, при этом он писал в митрополию: "Если не удалите (от должности) Антония, то вспыхнет пламень и веками не утушится". Ступив на путь церковного раздора, он вскоре самовольно поставил еп. Виталия. Удалившись на Урал, Софроний рукоположил еп. Израиля. Софроний и Виталий тайно поставили друг друга митрополитами (Софроний стал именоваться митрополитом казанским), а Израиля - патриархом с наречением имени Иосиф. За эти и другие проступки Софроний был подвергнут запрещению и отлучению, но в 1858 г. раскаялся и от Освященного собора получил дозволение проживать в Казани с правом совершения святительских богослужений, однако без вмешательства в иерархические дела. Затем он снова получил в управление симбирскую епархию и временно пензенскую, тамбовскую и воронежскую. В 1861 г. по просьбе стародубских старообрядцев собором ему была вручена в управление еще и черниговская епархия, куда он отправился. Однако "не сделав там ничего должного епископу, возвратился в сентябре месяце опять в Москву, и вместо определенных ему епархий отправился в не принадлежащую ему Казань" (из Деяний собора старообрядческих епископов по делу еп. Софрония 29 июля 1863 г.). В 1862 г. Софроний оказался в рядах самых непримиримых противников Окружного послания. Он стал одним из главных распространителей смуты и раздоров среди старообрядцев. Тайно поехал в Белую Криницу и с помощью архимандрита Сергия (будущего епископа) на некоторое время склонил на свою сторону митр. Кирила, вынудив его приехать в Москву. В 1863 г. митр. Кирил поставил его на Калужскую епархию. В том же году его многократно приглашали для личных объяснений на проходивший в июле в Москве собор епископов, но так как он не явился, то в последний день работы собора, 29 июля, еп. Софроний был окончательно предан извержению из сана. Однако и после этого неподчинившийся инок Софроний продолжал священнодействовать и даже поставил одного епископа (Тарасия); наконец, отлученный от Церкви, примкнув к неокружникам, умер в неизвестности, оставленный и забытый всеми.


СОФРОНИЙ (Сава) - епископ васлуйский и браиловский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) в Румынии. Рукоположен 10 июня (н.ст.) 1942 г. Был священником в Климоуцах.


СОФРОНОВ Пимин Максимович (1899-1970?) - известный иконописец, старообрядец поморского согласия, прекрасно владевший старинной техникой иконописи и сумевший создать свой изобразительный стиль без нарушения традиций древнерусской школы. Родился в д. Тихотке (Эстония), в старообрядческой крестьянской семье. В 12 лет поступил в иконописную школу Г.Е.Фролова при старообрядческой моленной д. Раюши. В 1930 г., после смерти своего учителя, он переехал в Ригу, где при Гребенщиковской общине открыл иконописную мастерскую. В это время его мастерство стало известно и в Европе. В 1932 г. по приглашению "Семинара имени Н.П.Кондакова" Софронов отправился в Прагу, где организовал курсы иконописи. Русское общество "Икона" в Париже предложило ему стать руководителем иконописной мастерской. В 1935 г. он переехал из Франции в Югославию, где организовал трехгодичную иконописную школу, затем переехал в Рим. Здесь он работал как иконописец и реставратор, здесь же состоялась и выставка его работ, причем 56 икон были приобретены для музея Ватикана. В 1947 г. Софронов переехал в США, где писал иконы для старообрядческих храмов, проводил выставки, публиковал статьи и читал лекции по вопросам иконописи.


СПИРИДОН ПОТЕМКИН (Симеон Федорович; ум. 2 ноябр. 1665) - архимандрит московского Покровского монастыря; один из первых образованных людей, выступивших в защиту православия во время реформ патр. Никона. Происходил из смоленских дворян, был дядей Ф.М.Ртищеву (через свою сестру Ульяну Федоровну, бывшую замужем за М.А.Ртищевым).
Во время смоленского похода царя Алексея Михайловича был приглашен в Москву, куда и переехал в 1655-1656 гг. Принял монашество в Покровском монастыре, в 1662 г. упоминается как архимандрит. Вероятно, был близок или входил в Кружок ревнителей благочестия. Видимо, еще до переезда в Москву был известен как защитник православия от католичества.
Основные биографические сведения содержатся в "Послании диакона Феодора сыну Максиму": "Бысть убо старец честен, и боголюбив зело и премудр, и писанию святых книг искусен вельми бе, умея бо сам греческий и латинский язык до конца, и польский, и ученый бе человек, и вся дни живота своего над книгами просидел... имя ему бе в мире Симеон, Потемкиных дворян честных от роду, живый в Смоленске до мору, после же мору взят бысть к Москве, и мало поживе и пострижеся на Москве, в Покровском монастыре Убогом за Яузою, во иноцех Спиридон имя ему... по старом благочестии церковном велик поборник бысть зело, и на всех еретиков и отступников правыя нашея веры, пачеже на римляны, и на унеяты, яко лев рыкая, и в Польше тамо тех еретиков многих препре и посрами, и вси езуиты и кардиналы римския бояхуся его, не могуще противитися глаголом уст его. И на Москве он... прося собора у царя Алексея часто на никонияньскую пестрообразную прелесть, и на новыя книги его, хотя их обличити до конца, понеже зная откуду приидоша, и что в себе принесоша. Царь же приказуя ему с лестию глаголя: "Будет собор, отче" и тако много время манили ему, ждуще смерти его, понеже ведуще его мужа мудра, и всякому нечестию обличителя велика, и за новыя книги никтоже может противу его стояти... Некогда же присла царь к старцу Спиридону... Феодора Ртищева, звати его митрополитом в Новъград... Он же рече ему сице: "Феодоре Михайлович, скажи царю: лучше бо аз на висельницу пойду с радостию, нежели на митрополию в новыя книги..."".
По мнению Спиридона, своими исправлениями Никон устилал путь антихристу: "Всяк бо преступивый едино слово от учения Христова отвержеся Христа, Истиннаго Сына Божия, подает руки своя антихристу, грядущему сыну погибели". Спиридон предсказал, что собор (имеются в виду соборы 1666/67 гг.) состоится только после его смерти: "Спиридон отец... глаголюще к нам духом сице: "Братие, не будет у них собора, дондеже Спиридон жив"". Известно также "Житие отца Спиридония", составленное на основе вышеупомянутого послания диакона Феодора.
Сочинения Спиридона предшествовали знаменитым писаниям протопопа Аввакума, диакона Феодора и др. и оказали на них значительное влияние. Они входили в состав различных старообрядческих сборников; наиболее полный из которых - "Книга глаголемая Догмат Веры, списания Спиридоном Потемъкиным". Он писал, что Церковь не нуждается в исправлениях: "В неи бо Христос живет и в неи царствует и не дает еи погрешити нимало, что не токмо в вере и догматех веры, но ни малеишеи чертице божественных церковных канонов, или песней". В русскую же церковь, отпавшую от православия, проник "вселукавый римский догмат" чрез новшества и еретические книги, которые печатаются в Риме, Париже и Венеции.
Прямым правнуком Спиридона был знаменитый Г.А.Потемкин-Таврический, сделавший немало полезного для старообрядчества и, по преданию, помнивший о своих корнях. "Внуком Спиридонова племянника" был и старец Игнатий (Потемкин), подвизавшийся на Керженце во втор. пол. 18 в. (его мирское имя неизвестно).


СПИРИДОНИЙ (Семен Антипович Говядин; ум. 1854) - епископ новозыбковский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Происходил, вероятно, из одесских мещан. В февр. 1853 г. посвящен в сан дикона и священника митр. Кирилом. 17 февр. 1853 г. митр. Кирил рукоположил его в епископы, а 24 февр. того же года запретил его, поскольку тот утаил, что был иноком у единоверцев в Малиноостровском монастыре Черниговской губ. и там давал подписку об отступлении от правоверия.


СТЕПАНОВ Федот Степанович (ум. 1912) - старообрядец белокриницкого согласия, выборный, затем попечитель Громовского кладбища, казначей совета громовской общины. Родом из крестьян Зубцовского у. Тверской губ. За свой счет в 1908 г. построил первый в центре Петербурга храм во имя Воскресения Христова на Воронежской ул. Здание представляло собой большой каменный дом с храмом на втором этаже; на первом жили причетники и призреваемые. Храм закрыт властями в 1931 г., позднее разрушен (пустырь на углу нынешних улиц Заслонова и печатника Григорьева).


СТЕПУНИН Никола Андреевич (1831 - ок. 1915) - старообрядец белокриницкого согласия, крупный скотопромышленник и хлеботорговец. Родился в посаде Клинцы Черниговской губ. В 1902 г. на собственные средства построил каменную церковь в Клинцах с двумя престолами - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и святителя Николы Чудотворца. Рядом с храмом были выстроены и дома для священника и клира. В этой церкви служил духовный отец Н.И.Степунина, иерей Федор Разуваев, будущий еп. новозыбковский Флавиан. В 1910 г. Н.И.Степунин возле храма возвел колокольню, на которую пожертвовал шесть колоколов. При храме на его средства открылось старообрядческое училище для 120 детей. Весьма значительные суммы были им пожертвованы и на благоустройство Красноборского монастыря во имя Иоанна Крестителя (см. Полоса).


СТЕФАН (Сергей Яковлевич Расторгуев; 1861 - 2 сент. 1937) - архиепископ московский и всея Руси Древлеправославной церкви.
Родился в Екатеринбурге. Рукоположен в епископы на екатеринбургскую (свердловскую) кафедру после 1917 г. в новообрядческой церкви, т. н. "непоминающими" (частью РПЦ, не признававшей первосвятительских полномочий митр. Сергия). В 1920-х гг. играл видную роль в единоверческом движении; 16 сент. 1929 г. присоединился в г. Каменки Пензенской губ. к Древлеправославной церкви, а уже через день, 18 сент. участвовал в хиротонии еп. Пансофия. С 1929 по 1934 г. был еп. уральским и бугурусланским, после чего три года был во главе Древлеправославной церкви в сане архиеп. новозыбковского.
Арестован в 1937 г.; 31 авг. 1937 г. тройкой УНКВД приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Сталинграде. Реабилитирован в 1989 г. Следственное дело хранится в Управлении ФСБ по Оренбургской обл.


СТЕФАН ИВАНОВИЧ (1800 - 28 марта 1871) - настоятель Выговского общежительства, проживший в нем 55 лет, из них настоятелем 21 год.


СТЕФАНОВ Захарий (ум.1737) - один из первых насельников Выговского общежительства, тайно бежавший сюда на лыжах с матерью и тремя сестрами из с. Толвуйского. Принял постриг.


СТРАХОВ Григорий Арефьевич - писатель и полемист. По рождению принадлежал к господствующей церкви, в 14 лет перешел к нетовцам, вскоре после чего на три года уклонился в страннический (бесстатейнический) толк, затем присоединился к старообрядческой Церкви, приемлющей белокриницкую иерархию.
Через 10 лет, "убедившись мертвою логикою миссионерских полемических книг", Страхов "увлекся в грекороссийскую церковь... и вступил в качестве помощника к миссионеру священнику Арсению Кикину в г. Томске", в каковой должности и служил девять месяцев. После близкого знакомства с церковными пастырями грекороссийской церкви, изучив подробнее все миссионерские полемические книги, он нашел в них "лукавые миссионерские умозаключения, противоречащие не только истине, но и здравому смыслу".
Оставив миссионеров и много размышляя на религиозные темы, Страхов пришел к окончательному выводу об истинности священства белокриницкой иерархии. Последние его сомнения о временном пребывании старообрядцев без епископов были развеяны словами пророка Ездры: "...и жилы источником стоят и не въстекут в часех трех" (3 Езд. 6:24). По мнению Страхова и многих других старообрядцев, 180 минут символизировали 180 лет, что указывало на 180-летнее отсутствие в Церкви православных епископов. Известен гектографированный сборник произведений Страхова (1895), в котором содержатся автобиографические сведения, полемика с новообрядческими миссионерами и беспоповцами различных согласий, возражения на публикации в современной прессе, реакция на произведения Н.Ф.Каптерева и Н.И.Субботина, воспоминания о архиеп. Антонии (Шутове).


СУББОТИН Николай Иванович (13 ноября 1827 - 30 мая 1905) - апологет "официального православия", профессор Духовной академии. Родился в семье священника господствующей церкви, в г. Шуя. Окончил Московскую духовную академию, в 1852 г. определен преподавателем церковной истории и канонического права в Вифанскую духовную семинарию, а три года спустя получил кафедру "истории и обличения раскола" Духовной академии.
Публикует ряд работ верноподданнической направленности против старообрядцев. В этих работах он отстаивал превосходство новых греческих обрядов над древлеправославными. Писал также конфиденциальные (закрытые для общественности) работы доносительного характера. Получил звание профессора еще до защиты докторской диссертации (на тему "Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой австрийской, или белокриницкой, иерархии" (М., 1874). В 1874-1894 гг. опубликовал девять томов "Материалов по истории раскола за первое время его существования" - сборник документов, составленный Субботиным для обличения старообрядцев, а на деле, для всякого непредвзятого исследователя - замечательный источник для изучения ранней истории старообрядчества.
Субботиным опубликовано также большое количество современных ему документов старообрядчества (например, в журнале "Братское слово"). В 1881 г. по заказу обер-прокурора Синода выпустил в свет брошюру "О сущности и значении раскола в России", в которой резко выступил против предоставления старообрядцам свободы верования.
Был другом Павла Прусского, состоял с ним в переписке, которую опубликовал. Павел Прусский часто посылал свои работы Субботину для "исправления".
Инициатор и учредитель "Братства святого Петра митрополита", имевшего целью ни много ни мало "искоренение староверчества", почетный член этого братства с 1896 г. Долгое время был секретарем братства, в последние годы - товарищем председателя. Субботин возглавлял редакцию печатного органа совета братства - "Братское слово". В этом журналае он периодически публиковал свои статьи, проникнутые "официально-православным" духом. Много его статей также выходило в журналах "Современная летопись", "Русский вестник", "Душеполезное чтение", "Московские ведомости" и др. На страницах "Братского слова" Субботин полемизирует с Каптеревым, Е.П.Аквилоновым, причем не ограничивается печатной полемикой, но использует свое влияние на обер-прокурора Синода для лишения Каптерева докторской степени.
Выступал против распечатывания алтарей храмов на Рогожском кладбище. После подписания имп. Николаем II 17 апр. 1905 г. указа об усилении начал веротерпимости прямо заявил в "Московских ведомостях", что не подчинится этому указу, вскоре после чего умер в подмосковном с.Томилино (по Казанской ж.д.).
Погребен, согласно своему пожеланию, по "полному единоверческому чину". Погребение было совершено при стечении большого числа духовенства во главе с московским митр. Владимиром. Похоронен в Москве, в Никольском единоверческом монастыре у сев. стены алтаря, рядом с могилой своего друга Павла Прусского. Литературное наследство Субботина весьма велико, и из него можно извлечь немало ценной информации. Библиография последних работ Субботина содержится в ( 6 "Братского слова" за 1906 г. Полезно также обращение к указателям А.С.Пругавина и Ф.К.Сахарова (см. библиография).


СУСАЛЕВ Евстафий Акимович - священник белокриницкой иерархии, духовник при Морозовской мануфактуре в г. Богородске (ныне - Ногинск). Рукоположен еп. Иннокентием в 1907 г., им же в 1908 г. навсегда запрещен за пьянство и иные порочные дела. Писал епископу, что если запрещение не будет снято, то он "ради прокормления своего семейства перейдет в единоверие". Запрещение снято не было, и он ушел в единоверие, где некоторое время был псаломщиком. Вернулся в старообрядчество, но в том же 1908 г. ушел в католичество (униатство).
Униатский митр. Андрей (Шептицкий), не зная, как поступить при приеме старообрядческого священника, представил дело о белокриницкой иерархии папе в Ватикан. Специальная комиссия, которой папа передал на рассмотрение этот вопрос, признала белокриницкую иерархию действительной, в результате чего Сусалев был принят в сущем сане презвитера.
Пользуясь тем, что по гражданским законам он все равно считался старообрядцем, а с 1905 г. старообрядцам дозволялось иметь церкви, он добился открытия в 1909 г. в С.-Петербурге сперва домовой церкви на Полозовой ул., 12, а затем греко-латинского храма на углу Б.Пушкарской и ул. Подковырова, д. 48/2. По отзывам его прихожан - в основном поляков и русских униатов - после перехода в католичество он стал еще более строг в вопросах древнего восточного обряда. (Подробнее - в кн. диакона Василия ЧСВ "Леонид Федоров". М. 1992).


СУХАНОВ Арсений (ум.1668 г.) - инок, по поручению царя Алексея Михайловича и патр. Никона неоднократно выполнявший специальные задания. Проводил переговоры в Грузии (1637-1640 гг.), в Молдавии, Валахии и на Украине. Дважды совершил путешествие на Восток. Первая поездка на Восток нашла отражение в "Проскинитарии" ("Поклоннике"). Целью этой поездки было изучение обрядов и чинов восточных церквей.
Суханов выехал из Москвы с иеросалимским патр. Паисием 10 июня 1649 г. и достиг Ясс в сентябре того же года. Здесь он остановился и написал "Прение с греками о вере", сочинение, в котором излагался спор Арсения Суханова с патр. Паисием о перстосложении. Из Ясс Суханов отбыл в Иеросалим в мае 1651 г. Побывал в Константинополе и Египте. В Москву вернулся 7 июня 1653 г.
"Проскинитарий", в котором рассказывалось об этой поездке, разошелся в большом количестве списков. На него много ссылались в своих сочинениях известные защитники старой веры братья Андрей и Семен Денисовы. В 1653-1655 гг. Арсений Суханов по заданию патр. Никона совершил путешествие на Афон для сбора греческих книг, которые предполагалось использовать для книжной справы. Из поездки он привез ок. 500 рукописей 7-17 вв.: богослужебные, святоотеческие, богословские манускрипты, а также тексты Гомера, Плутарха, Эсхила и т.п. В этом собрании находились также 29 славянских рукописей и всего девять печатных книг. Однако ни одна из привезенных им древних греческих рукописей в книжной реформе применения не нашла: справа проводилась по современным, напечатанным в Германии и Италии греческим книгам, как о том свидетельствуют академик Е.Голубинский ("Богословский вестник", 1892, т. 1, с. 308) и сам справщик Сильвестр Медведев (в книге "Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме"). После возвращения был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря (1655-1660 гг.), затем руководил работой Печатного двора (1661-1664 гг.).


(Источник - http://www.semeyskie.narod.ru/en_s.html )

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Аксинья Михеевна
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Май 26, 2006 10:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуйте, моя фамилия - Козлова, я из Забайкалья. У меня вопрос немного отличен от Вашей темы. Обладаете ли Вы информацией о такой фамилии (происхождении): Ланцов? Пожалуйста, ответьте.
Вернуться к началу
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Dec 14, 2006 10:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://semeyskie.narod.ru/history2.html
Вообще личность Амвросия Феофановича Федотова уникальна.Родившись в Селе Тарбагатай, воспетым еще Некрасовым("горсточку русских сослали...") в простой старообрядческой семье, Амвросий Феофанович прошел путь от чтеца в храме до епископа Иркутско-Амурской и Дальневосточной епархии.
Вся его подвижническая жизнь была связана с Забайкальем, с семейскими. До самой своей трагической кончины в чекистских застенках он оставался преданным Богу, древлеправославным традициям и вере.

_________________
Забайкалье - моя родина...


Последний раз редактировалось: Leonov (Чт Dec 14, 2006 3:54 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Shestakov
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Oct 10, 2006
Сообщения: 3020
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Чт Dec 14, 2006 11:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Красноярске большой материал об староверах живущих вдоль Енисея и его притоках сняла работник КГТРК Валентина Вараксина.
_________________
Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wings
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Sep 17, 2006
Сообщения: 2395
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Dec 14, 2006 11:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аксинья Михеевна,
Ланец Вороневич, мозырский крестьянин,1554 год.
Из словаря древнерусских имен.
А вот фамилия такая не встречалась
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Dec 14, 2006 12:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он не дожил до своего столетия каких то шесть лет. Мне всегда везло с Учителями. Ф.Ф.Болонев, Г.Н.Волков, Г.Ц.Молонов - это те кто поддерживал и поддерживает меня добром словом по сей день. Но есть и другие люди, с кем я никогда не виделся и не встречался, но их мысли, размышления, идеи настолько оказались мне близки и понятны,что я их тоже считаю своими главными Учителями и наставниками. Среди них Дмитрий Сергеевич Лихачев, о котором я писал в своей книге. Вот небольшая выдержка из нее:

... Особо хочется сказать об удивительно талантливом ученом, просветителе, Учителе и наставнике академике Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Предок русских старообрядцев по линии матери, пройдя через сталинские лагеря, пережив блокаду, он не только сумел выжить, но и сохранить веру в истинную силу русской культуры, в ее живительные источники. Его уход из земной жизни в 1999 году стал величайшей потерей для российской и мировой культуры. Прожив длинную жизнь ( 94-и года), на вопрос, по какому обряду он хотел бы быть похоронен, Дмитрий Сергеевич ответил: ''По-старому''. В подтверждении наших размышлений приведем выдержку из статьи О. Леонтия Пименова в газете ''Старообрядец'' ( №19, 2001 год), посвященной Д.С. Лихачеву. '' Сегодняшним старообрядцам-ортодоксам, допытывающимся, а какого он был согласия, членом какой общины, что исполнял-не исполнял, хотелось бы ответить так:
'' От дел их познайте их '' – это общеизвестно. Ни к одному из нынешних осколков старообрядчества формально он не принадлежал. Он был, судя по его трудам и лишениям, одной веры с Нестором Летописцем и Сергеем Радонежским, протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой, он чудом попал в наше время из дониконовской Святой Руси. Недаром среди гранитных глыб-памятников малоизвестных академиков на его могиле красуется простой осьмиконечный деревянный крест. Таково было его завещание ''

Статья с интервью Д.С.Лихачева.
http://starover.religare.ru/massmedia6835.html

_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Пт Dec 15, 2006 5:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, Д.С.Лихачеву -светлая память, и да будет ему Царствие Небесное.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2007 2:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прошу прощения, если мое сообщение не по теме..

В сегодняшнем номере «Газеты» опубликован материал, посвященный 70-летию известной актрисы Светланы Немоляевой. Народный артист России Игорь Кашинцев, который работал с ней и на съемочной площадке, и в театре имени Маяковского, делится воспоминаниями:

«По секрету могу сказать, что мы с Немоляевой старообрядцы, и это нас, конечно, каким-то образом сплачивает. Ведь получается, что мы с ней еще и духовно близки. В Светлане есть то, что называется корнями, воспитанием. Она происходит из очень интеллигентной семьи, ее отец принадлежал к старообрядческому роду, и это, конечно, имеет большое значение. По ее ролям у кого-то может сложиться впечатление, что это слабая, хрупкая женщина. Но на деле это очень волевой, крепкий человек, на котором много держится".
К сожалению, из этих слов не вполне ясно, была ли крещена будущая актриса, и какое имя ей дали при крещении. Присоединяясь к поздравлениям с семидесятилетием, в шутку решимся предположить, что духовно она происходит из толка беспоповцев-немоляков.

Источник: http://www.starovery.ru/pravda/nzd.php?cid=450

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Alex_K
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован:
Сообщения: 83
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Апр 21, 2007 3:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прочитал недавно книгу: "Кузнецовы - Династия - Семейное дело." (авт. Е. Галкина и Р. Мусина.) С удивлением узнал, что они были старообрядцы. Помимо сведений об истории становления и деятельности самого крупного в России фарфоро-фаянсового объединения, авторы книги уделили немало места для описания истории старообрядчества в России и участию в ней всей династии Кузнецовых. Отдельной главой описывается благотворительная и социальная деятельность М.С. Кузнецова. При каждой фабрике строились больницы, детские сады, церкви. Проводились службы, сначало тайно,затем, после манифеста 1905г., свободно. Упоминаются также фамилии промышленников и купцов - Морозовых, Рябушинских, Расторгуевых, Пуговкиных, Нырковых, Балашовых и т. п. Нынешним олигархам эту книгу надо рекомендовать как обязательное чтение на ночь!
И Вам рекомендую.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Старообрядчество. Семейские Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.108 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.009 сек.