Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Семейские - кто они? Откуда пришли наши предки?
На страницу
1, 2, 3, 4, 5  След.

 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Предыстория -> Старообрядчество. Семейские
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Ср Янв 18, 2006 10:22 am    Заголовок сообщения: Семейские - кто они? Откуда пришли наши предки? Ответить с цитатой

Предлагаю обсудить в форуме тему:
Откуда пришли староверы в Забайкалье, и где поселились?
Хотелось бы выяснить наиболее полный список сел в Забайкалье где поселились и живут Семейские. Из каких мест (сел, городов) пришли первые староверы?

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../


Последний раз редактировалось: Григорьев (Сб Авг 26, 2006 12:16 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Ср Янв 18, 2006 10:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Правильно ли я полагаю, что первыми поселениями староверов на территории Забайкалья стали - Тарбагатай, Урлук и Бичура?
_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Янв 19, 2006 9:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Откуда есть-пошли семейские тема довольно обширная. Существует несколько научных подходов к исследованию данной проблемы. Например, историческое ( Селищев, Болонев и другие) , филологическое ( Юмсунова и др.) . Все. что касается исторков, то там все вроде бы понятно. Есть документы,списки,факты. Правда не по всем первым поселенцам. Как говорил Фирс Федосович Болонев нет данных по Мухоршибири и другим селам района. Возможно материалы будут поступать и анализироваться по мере их "откапывания" в архивах. А вот филологический анализ, сделанный Тамарой Балдановной Юмсуновой, необычайно интересен. Как она говорила в частной беседе там присутствует некоторые новые сведения. К сожалению у меня так и не появилась ее новая книга "Язык семейских - старообрядцев Забайкалья "в новом для нее статусе - доктора филологических наук. Знаю, что она продовалась в Улан-Удэ и некоторых книжных магазинах Москвы.См.: Крупное сетевое издательство "Русский журнал" http://www.russ.ru/publish/101271695
_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Чт Янв 19, 2006 10:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне очень интересна "историческое и географическое" содержание книги. И если там рассматривается этот вопрос и дается на него ответ - то, конечно, для меня это будет еще одним побуждением, чтобы ее прибрести.
Цитата:
Откуда произошло название "семейские" - сами старообрядцы не помнят, спорят об этом и ученые. Одни считают, что все просто - переезжали семьями, вот и "семейские". Другие привлекают географию - место их прежних поселений было на реке Сейм. Но главная загвоздка в том, что никто не знает, откуда они пришли сначала на Ветку, а уж затем были переселены в Забайкалье в результате колонизации Сибири правительством Екатерины II. Польская (а теперь белорусская) Ветка - это промежуточный пункт изгнания, но вовсе не исконное местожительство (после раскола эти люди принудительно мигрировали по всей европейской России).

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Фев 24, 2006 8:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сообщение Сергея Сорокина:
Цитата:
Извините за наивность, первый раз на Вашем сайте. Мама моя из семейских, из Черемхово, предки Ивановы, Кондратьевы пришли в Забайкалье откуда-то из средней полосы России, не из Польши. Пришли на реку Чикой. Староверы местные их не приняли и разрушали всё, что сделано за день. Потом один из местных посоветовал, чтобы за один день сделали избу и сложили печь и к утру затопили, вот тогда их не стали гнать. Судя по этому - не староверы они были. Есть у меня рушник , передаваемый от поколения поколению, вытканный ещё до переселения в Забайкалье. Сказывали прабабушки, что чем-то прогневили царицу мои предки, попали в немилость. Крестьянствовали, зимой охотились. Но на вере старой не были повёрнуты, (ортодоксального ничего не помнит ни мама моя 1930 г.р., ничего не запомнила мама такого и от её бабушки. Дед задолго до революции учился грамоте у батюшки в ЦПШ. Подскажите, с чего начать знакомство с историей семейских и откуда вернее всего шло переселение в Сибирь, путь переселения и т.п.? Спасибо

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пт Фев 24, 2006 9:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Leonov, посмотрите какие интересные факты приводит С.Сорокин - Забайкальские староверы не принимали "себе подобных"... Расскажите нам о подобных случаях, пожалуйста. Если честно - я не знаком с подобными примерами, а очень хочется узнать со всех сторон наших семейских.
_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Фев 26, 2006 5:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приятно видеть потомка семейских на сайте. Хотя, чаще сталкивался с тем , что кто живет на Чикое скорее называют себя не семейскими, а "чикойскими". История поселения в Забайкалье Ваших предков очень интересна и познавательна. Очень странно, почему их не приняли местные староверы? Возможно, они были другого согласия. Может быть - поповцы или беспоповцы ( это самые крупные согласия в старообрядчстве). Более точно можно это выяснить зная , где были расселены и жили Ваши предки. По поводу того, что пришли они не из Польши. Возможно. Хотя, Вы пишите что семейной реликвией у Вас является рушник. А это,как понимаете, прямая ссылка на южные, белорусские или украинские корни. Ведь первые высылки староверов при Екатерине были из западных районов современной Белоруссии и Украины, в те времена это были территории Речи Поспалитой. Об отношении к религии. Познать это можно только в сравнении ( например с другими православными, не староверами) и в том, что считать ортодоксальным в религии. Если сравнивать отношение к молитве, посту,ритуально-обрядовой жизни то конечно старообрядцы, к какому бы они согласию не относились, всегда были более строги и последовательны. Такие составляющие жизни как уважение к старшим, воспитание детей , т.е. более твердые устои семейной жизни., тоже определяли особую религиозность старообрядцев. Возможно, после 30-х годов, в обстановке воинствующего атеизма многие каноны жизни были нарушены. Но отношения и память сохранились. И Ваш интерес к старообрядческой культуре тому подтверждение.
Правда, у меня есть один вопрос . Где и в какой ЦПШ учился Ваш дед? И имела ли эта школа отношение к старообрядцам?

_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Бадмашка
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Мар 01, 2006 3:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ЫЫЫ, зяамляки!!!
без шуток, дальше скажу, семейские не обязательно страроверы, а страроверы это не обязательно семейские...
Дело в том, что при присоединении Польши, были включены и часть староверов бежавшие из Руси от неправильных реформ патриарха Никона, других же неубежавших сослали за Урал. После присоединения приросших к польской земле староверов выслали в Забайкалье и на Алтай (кержаки) - в Забайкалье была к тому времени большая казачья вольница(понятно, что не русские, а казаки + причисленные к сословию казачьему часть приграничных к Монголии бурят). А семейскими звали тех, кто жил или пришел в Забайкалье большими семьями - вот оттуда и семейские.
Насчёт староверов до Забайкалья - то скорее это те, кто осел раньше Забайкалья или спрятался в глухих лесах...
Вернуться к началу
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Мар 01, 2006 5:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не знаю Уважаемый Б. , но мне кажется некоторые из Ваших рассуждений мягко говоря далеко от истины. вот скажем Вы пишите ...семейские не обязательно страроверы, а страроверы это не обязательно семейские... . Даже если Вы откроете БСЭ то увидите прямое указание на принадлежность семейских к определенной конфессии:
"Семейские -этнографическая группа русских в Забайкалье (Бурятская АССР). С. - потомки русских старообрядцев, которые, спасаясь от преследований царского правительства, переселялись в 17 - начале 18 вв. в пределы Польши (в Стародубье и Ветку). После присоединения этих областей к России (2-я половина 18 в.) значительная часть старообрядцев с семьями (отсюда и название) была выселена Екатериной II в Сибирь (в Забайкалье). С. сохранили некоторые своеобразные черты в материальной культуре, фольклоре и пр.; в советское время былая замкнутость их быта исчезла( Слов).
Понятно - что не все старообрядцы могут быть семейскими. Ведь их несколько миллионов , а семейских чуть больше 100 тысяч.
Что касается версии, что семейские от слова семья, то она не единственная. Ведь, например, первое упоминание о забайкальских староверах было как о "поляках", сосланных сюда Екатериной. .

_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Ср Мар 01, 2006 5:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Leonov, кажется у Болонева "поляками" называются те староверы, которые осели на Алтае, а кто пошел дальше - за Байкал, именовались "семейскими".
Уважаемый Бадмашка, здорово что вы тоже знакомы с семейскими, и знаете предысторию раскола, но...
Цитата:
без шуток, дальше скажу, семейские не обязательно страроверы, а страроверы это не обязательно семейские...

но.. боюсь, что знания ваши охватывают только одну из версий о происхождении семейских и их истории.
Если вы еще не ознакомились с трудами Болонева, Ровинского, Розена и некоторых других, то советую начать с книг Болонева Ф.Ф.
С уважением, Grigorius.

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Мар 02, 2006 4:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Известно, что семейские это самоназвание..Зафиксировать точно, когда забайкальские старообрядцы стали себя называть именно так, думаю не представляется возможным. Однако, и Розен и Паллас пишут о русских страообрядцах "поляках"как о раскольниках, высланных в Сибирь ( т. е Забайкалье) из Польши. Из этого видно, что называться семейскими они стали спустя некторое время с легкой руки то ли самих высланных, то ли от тех, кто их сопровождал ( и имею в виду солдат и казаков), то ли со слов уже живших в Сибири.
_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Мар 28, 2006 2:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Среди семейских были старообрядцы разных толков и согласий. Даже мои родители толком не знали к какому согласию они принадлежали. Об этом религиозном "многообразии" писал Болонев Ф.Ф. А вот еще одна статья исследователей семейских из Бурятии.
4

«Бурятия» (Улан-Удэ). С. Бураева, С. Васильева. Старообрядческие толки и согласия Забайкалья



Семейские - потомки старообрядцев, переселенных в Забайкалье в XVIII веке. Генезис образования этой этноконфессиональной группы связан с расколом, произошедшим в Русской православной церкви в XVII веке. Переселенные в Забайкалье старообрядцы были выведены из Ветки (ныне Гомельская область Белоруссии). Это были выходцы из городов Бар, Бердичев, Винница, Хмельники, от берегов Сожа и Днепра до Буга.

В силу ряда исторических причин почти до середины XX века семейские сохранили традиционный уклад жизни, а затем наступили десятки лет забвения, время насаждения новой, унифицированной советской культуры. Лишь в последние годы вновь возрождаются старообрядческие культура и обычаи, что вызвало активизацию исследований исторического опыта и духовной жизни забайкальских старообрядцев. Усилился интерес и к истории старообрядческих согласий на территории нашей республики.

В ЗАБАЙКАЛЬЕ, согласно архивным данным, с середины XVIII века обосновались поповцы, в основном беглопоповцы. К концу XIX века они составляли основную массу староверов региона. Так, например, в селе Бичура в 1892 году число жителей составляло 5411 человек обоего пола, из них старообрядцев - 4510. Все они - беглопоповцы поповской секты, приемлющие священство, признающие брак. Старообрядческих деревянных часовен было четыре. К 1896 году старообрядцев поповской секты стало 5133 человека, в 1901 - уже 5768.

В конце XVIII века среди староверов Бичуры появляется толк, получивший название "идолопоклонников". Их молитвы мало чем отличались от молитв старообрядцев-поповцев. Разница заключалась лишь в том, что идолопоклонники совершали богослужения не в молитвенном доме, а под открытым небом у "священного" пня или камня (идола). Венчание они совершали так же возле идола, крещение - дома, а погребение умершего устраивалось без отпевания. Икон они не держали в доме, жили замкнуто, запрещали песни, пляски и другие развлечения. Толк просуществовал до середины XIX века.

Примерно в то же время у семейских Бичуры, Мухоршибири, Большого Куналея существовал небольшой толк "землепоклонников". Он объединил тех верующих, которые не признавали икон, попов, уставщиков. Они поклонялись земле, считая ее творением божественной силы. Землепоклонники всей семьей или небольшой группой выходили в поле и там, осенив себя двуперстным крестным знамением, становились на колени и кланялись так низко, что лбами касались земли, прося ее о помощи.

В начале XIX века в семейских селах Окино-Ключи Бичурской волости, Хонхолой и Шаралдай Мухоршибирской появился новый толк, получивший название "песочников". Старообрядцы - песочники при крещении ребенка употребляли не воду, а подогретый песок. Очень интересно описывает толк песочников В.П. Мотицкий. Он записал от своих информаторов обряд крещения: "Мать держала ребенка на руках, а уставщик сыпал ему на животик или спинку мелкий теплый песок. После этого ребенка осеняли крестом и давали ему имя, затем умывали в тазу, очищали от песка, пеленали и клали в зыбку. Если ребенок засыпал сразу, то родители были уверены, что он будет здоровым и счастливым, а если не сразу, то его ожидала нелегкая жизнь".

Во второй половине XIX века среди старообрядцев Забайкалья распространяется "белокриницкая" или "австрийская" вера - новая разновидность поповщины. Организатором этого толка в Забайкалье был бывший уставщик беглопоповцев села Куйтун Мухоршибирской волости Павел

Шитин. В 1878 году Шитин на средства верующих был отправлен в Россию за попом, но вместо этого в Москве принял "австрийство" и, вернувшись домой, стал проповедовать новую веру. Ему удалось приобщить к белокриницкому согласию более 40 семей из сел Новая Брянь, Куйтун, Надеино, Тарбагатай и Десятниково. Верование белокринцев отличалось тем, что при крещении не погружали ребенка троекратно в купель, а ограничивались омовением или окроплением; обряд венчания они совершали без венцов, и молодые стояли перед священником коленопреклоненными. Вначале белокринцы не признавали уставщиков и начетчиков, но, так как содержание священников обходилось дорого, они стали прибегать к услугам уставщиков. В начале XX века в Тарбагатае начинается деятельность белокриницкого священника Амвросия Федотова, ставшего впоследствии епископом Иркутско-Амурским Афанасием. Более двух десятков лет прошли для будущего епископа в постоянных трудах и душевных поисках, что отмечалось многими его современниками. Не укрылось это и от "бдительного ока" правоохранительных органов. Вот как об этом говорится в "объективке" ОГПУ середины 1920-х годов: "Амвросий Федотов, священник австрийского толка ...имущественное положение - середняк, в хозяйственном отношении не трудолюбивый. По сведениям большую часть времени проводит за чтением книг, трезвый, честный, твердохарактерный, энергичный, стойкий, тактичный, выдержанный, за почетом не гонится, но имеет большое стремление к духовной власти, решительный, смелый, фанатик, в церковных канонах разбирается хорошо... Пользуется авторитетом всего старообрядческого пригородного района...". Епископ Афанасий был арестован ОГПУ 20 октября

1937 года по обвинению в "незаконной религиозной деятельности". В заключении он провел чуть более полугода, и решением НКВД от 16 марта 1938 года был приговорен к расстрелу по статьям 58-10 и 58-11 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор был приведен в исполнение 18 апреля

1938 года. Однако властям не удалось конфисковать библиотеку священника. Книги, рукописи и церковная утварь, сохраненные и спрятанные владыкой Афанасием и его братом Ильей Федотовым, еще долгие годы хранились в тайной пещере, в горах - недалеко от села Тарбагатай.

В 1912 году из-за разногласий, возникших по вопросу государственной регистрации старообрядческих общин, произошел раскол среди забайкальских поповцев, в результате образовались два направления - "общинники" и "необщинники". Число отказавшихся регистрировать свои общины, т.е. необщинников, было гораздо большим. Необщинники своего управления не имели. Они выступали за то, чтобы старообрядцы со своей древней христианской религией были независимыми от церковной и гражданской властей и подчинялись лишь тем правилам, которые устанавливали верующие на духовных сборах.

Беспоповщина в Забайкалье еще более неоднородна и также распадалась на отдельные толки.

С начала XIX века у староверов Забайкалья (сел Большой Куналей, Куйтун, Бичура) существовал толк "бегунов". В него входили в основном те староверы, которые отбыли сроки наказания в тюрьме или на каторге за неподчинение гражданской и церковной властям. Основным в учении бегунов была проповедь воцарения антихриста и близкого конца света. Поэтому бегуны старались порвать всякие связи с обществом, уклонялись от несения военной службы, отказывались получать гражданские документы, считая их знаками антихриста. Они вели бродячий образ жизни, признавая лишь власть главы той семьи, к которой они принадлежали. Многие из них перекрещивались и получали новые имена. Бегуны признавали лишь двуперстие и молитвы, связанные с поминанием родителей или ближайших родственников. Все другие молитвы и обряды они отрицали, считая их "ересью", выдуманной попами и царями.

Во второй половине XIX века в Бичуре появился толк, получивший название "самочинцев". В него вошло несколько десятков семей, отказавшихся вносить средства на строительство местной церкви, на содержание попов и уставщиков. Они самочинно построили свой молитвенный дом, выбрали уставщика, под руководством которого совершали обряды, в основном схожие с обрядами беспоповцев. Отличие состояло в том, что во время богомолений самочинцы стояли на коленях и после каждого крестного знамения делали три поклона в разные стороны. После смерти основателя толка Тимофея Тюрюханова во главе самочинцев стала его жена Авдотья. Под ее руководством самочинцы молились почти десять лет, вследствие чего толк был прозван "Дунькиной верой".

В конце XIX века в отдельных селах Забайкалья выделится из беспоповщины наиболее его консервативная часть - "темноверцы". В разных селах они назывались по-разному, часто по имени основателя толка. Например, в селе Десятниково основал толк крестьянин Семен Чистяков, поэтому его последователей называли "чистяковцами". Темноверцы не признавали икон, писаных на дереве, и молились на медные кресты. Во время богомолений они не употребляли свечей и ладана. Если молились в дневное время, то закрывали ставни. Следует отметить, что темноверцы жили очень замкнуто. Даже похороны устраивали так, чтобы никто из иноверцев не мог увидеть умершего. Хоронили или поздно вечером, или на рассвете. Как рассказывала нам жительница села Тарбагатай Нионила Никитична Калашникова, если в пути встречался кто-либо из посторонних, вся похоронная процессия сворачивала в переулок или возвращалась домой. Покойника запрещалось переносить через реку или ручей, так как считалось, что вода осквернена иноверцами.

Будучи самыми крайними фанатиками, темноверческие уставщики держали верующих в постоянном страхе. Не раз они распространяли слух о конце света, о приходе нечистой силы. Они советовали верующим сидеть дома по несколько дней.

Накануне первой мировой войны среди забайкальских староверов появился толк, получивший название "светловерцы". Он был создан в основном из тех темноверцев, которые отказались совершать богомоления в темном помещении. Вероучения и обряды светловерцев были такими же, как и у темноверцев. Разница состояла в том, что светловерцы признавали свечи и ладан.

Среди старообрядцев существовали и другие, более мелкие толки с незначительным числом верующих ("косогоры", "обливанцы" и др.) Существенного различия между ними не было. Как правило, они быстро распадались. Из всех толков наиболее жизнеспособными оказались те вероучения и обряды, которые претерпели изменения. Положение их, с одной стороны, отражало общероссийское состояние религиозного инакомыслия, с другой - приобретало отличительные признаки. Так старообрядцы-поповцы находились в условиях беспоповщины. Поддержание на должном уровне религиозной жизни общины было чрезвычайно затруднено, особенно в XIX веке. Староверам запрещалось иметь своих старообрядческих священников. В отсутствие "своего" священника богослужения проводили уставщики в молитвенных домах, обряды зачастую совершали повивальные бабки или грамотные старики.

Взаимоотношения между различными вероисповедными организациями у староверов Забайкалья складывались по-разному. Даже 15-20 лет назад в каждой старообрядческой деревне было несколько уставщиков разных толков и согласий, не говоря уже о более раннем времени. Большинство старообрядческих общин стремились максимально ограничить свои контакты с представителями других толков и согласий, хотя, по воспоминаниям стариков, своеобразные "вечерние дискуссии" не были редкостью.

Многие старообрядческие толки прекратили свое существование в последние десятилетия. Причин несколько: антирелигиозная политика властей, уменьшение уровня религиозности в семейской среде, распад старообядческих общин. В настоящее время наиболее активна деятельность представителей поповского направления - "новозыбковцев" и "белокриницких". Ими восстанавливаются разрушенные и строятся новые, организовываются приходы. Всем жителям республики известны церкви в Улан-Удэ, Тарбагатае, Куйтуне, Бичуре, Хасурте.

Из беспоповцев же известны лишь очень немногие приверженцы федосеевского толка, часовенные и несколько семей темноверцев. Они проживают в Тарбагатайском и Мухоршибирском районах Бурятии.

Об авторах
С. Бураева, кандидат исторических наук, ИМБиТ СО РАН.
С. Васильева, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета БГУ.

Источник: « Бурятия» (Улан-Удэ). 08.09.2004

_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гость-Светлаяръ
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Апр 26, 2006 8:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не путайте, пожалуйста, староверов со старообрядцами.
Староверы - родноверы.
Старообрядцы - не принявшие реформ Никона. Язык не поворачивается назвать их раскольниками, т.к. раскольником по факту был Никон и Алексей Михайлович Тишайший (Романов).
Новообрядцы еще не раз "подправляли" Библию и иные служебные книги.
У меня имеется Церковно-исторический словарь под редакцией протоиерея Л.Петрова (СПб. Департамент уделов. 1889). Ооочень занимательная книга!
Вернуться к началу
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Ср Апр 26, 2006 8:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гость-Светлаяръ, поясните
Цитата:
Староверы - родноверы.
пожалуйста...
_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 27, 2006 3:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гость-Светлаяръ,
Прошу обратить внимание на материал опубликованный на нашем сайте. http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=117
Я бы не был столь категоричен противопоставляя понятия "староверы" и "старообрядцы". Возможно. эта Ваша личная точка зрения. В современной литературе, да и в среде самих старообрядцев употребляются оба понятия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Предыстория -> Старообрядчество. Семейские Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 1 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.058 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.013 сек.