Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Желтуринская станица
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Dec 20, 2007 6:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжение:

В период с 1689 по 1725 год штат Селенгинских казаков составлял 150 конных и 100 пеших. Казаки составляли особую сословную группу населения, почти единственную военную силу в городах и по пограничной линии. В XVII веке казаки стали делиться на городовых, несших гарнизонную службу, и станичных линейных. Потребности в охране границы вызвали рост линейных казаков, особенно на южной границе. Условная граница с Монголией определялась селенгинскими комиссарами и монгольскими тайшами.
В 1725 году для ведения переговоров с Китаем об установлении точной линии границы между двумя странами был назначен чрезвычайный посол граф Савва Рагузинский.
В 1727 году уполномоченные России и Китая после длительных переговоров заключили Буринский трактат (на реке Буре в 20 км от Кяхты). Была установлена официально закрепленная граница с Монголией в Забайкалье.
В исполнение договора были созданы две пограничные комиссии в составе представителей обеих сторон, которые занялись маркировкой границы, т.е. постановкой пограничных знаков, а так же учреждением караулов, перемещением поселений и кочевий в соответствии с принятым разграничением.
Вдоль всей пограничной линии служилые поставили 87 маяков, представляющих из себя земляную или каменную насыпь, конической формы. Из них 63 маяка было установлено на восток от Кяхты, 24 - на запад, заложив из них секретно запись на русском и монгольском языках, заключающих в себе нумерацию маяков считая оные от Кяхты» (Константинова Н. «Согласия обоих империй о разграничении земли» - «Пограничник Забайкалья», 1996, №22-23)
Наблюдение за 24 пограничными маяками к западу от Кяхты, за переходом через границу людей и скота было вверено бурятским родам и небольшой части русских казаков, поставленных более для надзора. (В 1726 году в Забайкалье числилось 200 тыс. инородцев и 10 тыс. русских, в виду того, что силы для охраны границы у русских было мало, к пограничной службе стали привлекаться инородцы, уже тогда буряты составляли военные части).
«7-ой маяк на хребте Хутагай-Ола поручен Селенгинским казакам Андрею Тугаринову сотоварищи да при них Сартолова роду Зайсана Дуки десять человек. Оным определено пограничное смотрение до указу. А поставлены они в урочище на устье Дзилтулы реки». Это и был пограничный караул Желтуринский. Пограничные инородцы наблюдали, чтобы пограничные маяки были исправны, чтоб не было перебежчиков и воров из-за границы, ловили их, держали под стражей и доносили о них в Селенгинскую пограничную управу.
Уже в 1728 году количество караулов на забайкальской границе протяженностью в более двух тысяч верст превысили 30. Располагались они друг от друга на расстоянии 100-200 верст.
Обязанности пограничной стражи определялись специальными инструкциями. Так, в соответствии с инструкцией дозорщику Фирсову она должна была наблюдать за исправностью маяков и не допускать перехода границы людьми, угона скота; ей надлежало следить, чтобы кочевавшие монголы не занимали свободные между маяками территории.... Кроме того, в обязанности стражи входил сбор информации и ситуации в Монголии, («О мунгальских» намерениях, предприятиях, о собрании войска и о воровских партиях) путем «ласковых» расспросов монгольских караульных. В инструкциях строго указывалось: «Никому ни каких обид, разорения, притеснения, и огорчения отнюдь не чинить, взятками и подарками не на одну копейку не за что не касаться». За упущение по службе пограничным служителям грозили: «указным штрафом, истязанием и всего имения лишением». Подобные правила действовали до середины XIX века».
Всю эту деятельность контролировали пограничные комиссары (дозорщики). Дозорщики ездили от маяка до маяка по тропе. Если по горам проехать было невозможно, то объезжали с русской стороны, а за границу не переезжали. Ежегодно начальством делался объезд всех маяков.
Русские казаки несли службу на границе бессменно. Офицеры и рядовые получали одинаковое жалование по 6 руб. 50 коп. в год. Им также выдавался провиант в месяц по 1 пуду муки, 7 фунтов крупы на одного казака. Детям мужского пола до 16 лет выдавался половинный паек провианта. В зимнее время на лошадей выдавался фураж.
Бурятские казаки служили на границе поочередно, через 3 года на 4-й менялись. Остальные жили в своих улусах. Бурятам разрешалось нанимать кого-либо вместо себя на службу. Никакого довольствия бурятский казак не получал, но был освобожден от ясака. Огнестрельное оружие им не выдавалось. Вооружены были пиками, шашками с деревянными ножнами, обтянутыми кожей, луками и стрелами. Лук и стрелы складывались в кожаный сайдак (колчан). Сайдак носился на плоском ремне через правое плечо. Каждый бурятский казак имел не менее 100 хороших стрел.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Пт Dec 21, 2007 5:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Окончательный порядок службы на границе был определен указом от 14.12.1731 г. Иркутской канцелярией. В связи с тем, что граница имела огромную протяженность и охранять ее малыми силами было трудно, в период с 1752 по 1754 г. Российское правительство принимает меры по переселению казаков из городов на пограничную линию. С этих пор начинается тяжелая служба казаков на границе. Казаков стали обучать по военным уставам.
В 1846 году - было принято Положение о казачестве. Оно ограничило возможность поступления в казаки и запретило выход из казачьего сословия. В казаки записывали особым царским указом. Дети казаков тоже становились казаками. Таким образом, окончательно сформировалось казачье сословие. Были четко определены сословные повинности:
1) всеобщая воинская повинность (неспособные к военной службе уплачивали особый взнос).
2) особый порядок отбывания службы: 2 года подготовительной службы (подростки-казачата), 12 лет строевой службы, из них 4 года в строю и 8 лет льготе, а затем 5 лет в запасе, кому исполнялось 40 лет, переводились на внутреннюю службу, в 60 лет - уходили в отставку.
3) обязанность являться на службу с собственным вооружением и лошадью.
На службе казаки были одеты по форме: синие диагоналевые лампасами брюки, защитного цвета гимнастерка с желтыми погонами. Обмундирование, снаряжения коня казак должен был приобрести за свой счет из своего личного дохода, которое давало хозяйство. Для бедных это было тяжким бременем, особенно в неурожайные годы. Чтобы завести все необходимое для службы, надо было иметь 250-300 руб. Такую сумму казак мог скопить за 3-4 года.
В 1772 г на границе было поселено 800 русских селенгинских, Нерчинских и иркутских казаков вместе с семьями, женами и детьми. Этим поселением завершилось образование «пограничных казаков на китайской границе»: так именовались тогда забайкальцы. Часть семей прибыла и к нам. Стала складываться караульная жизнь со своими особенностями и ухищрениями.
Русские и монгольские караулы, стоявшие друг от друга на 4-5 верст имели личные контакты, они периодически общались, обсуждали острые вопросы, а то и просто ходили друг к другу в гости. На каждом посту имелась половинка досточки размером 2,5-х 1 вершок черного цвета с надписями на двух языках. В июне месяце русские казаки (2 человека) отправлялись на ближайший монгольский караул, где и предъявляли свою половинку дощечки. Если обе половинки сходились в месте излома, то это служило доказательством, что между государствами ничего не случилось, и сохраняются хорошие отношения, и эти два казака те, за кого себя выдают. После этого три дня казаки гостили у монгол. После этого, забрав половинку дощечки, которая хранилась у монгол, казаки уезжали, оставив им свою половинку. В сентябре к русским казакам приезжали монголы с теми же церемониями и угощениями. Такое положение на русско-монгольской границе сохранялось до 1868 года.
Статус станицы, как своеобразной административной единицы территорий казачьего ведомства, вероятно, караул обрел после 1822 года в связи с реформой сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского («Устав о сибирских городовых казаках» // Байкал №3, 1994г).
Но надо сказать, что в середине XIX века еще существовал Желтуринский караул, где размещались казаки - русские и буряты Троицкосаввской сотни (Васильев А.П. «Забайкальские казаки», Чита, 1916г. с.4). Поэтому статус станицы и поселка Желтуринский караул приобрел позднее, возможно после 1870-х годов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Вс Dec 23, 2007 9:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jura,
Сказать честно очерк несколько обзорный и поэтому, при всей его замечательности, грешит неточностями. Сказалось на этом возможно и время его написания. Скорее всего автор не могла пользоваться полными книгами Васильева и Зуева (в виду и малых тиражей и позднего выхода в печать).
К сожалению, сейчас нет возможности проскочить по всем неточностям (работа съедает всё время), однако, надеюсь на новгодние каникулы более подробно описать.
Неточности нисколько не умаляют заслуг автора, тем паче, что учитывая местную специфику прекрасно её понимаю - информацию искать приходится повсюду днём с огнём. С этим мы сами все столкнулись.

Поэтому относясь с уважением и с честным восхищением к проделанной автором работе, всё же позволю немного пройтись по неточностям.

Для начала пока первые попавшиеся на глаза (потом буду точнее).

1. "...казаками гетмана Многогрешного...". то, что дата неточна - это Вы уже с Ианом обсудили. Но и сама формулировка неточна также. Во-первых, не прсто казаками, а именно селенгинскими казаками. Во-вторых, они не казаки гетмана Многорешного, т.к. они на службе приписаны к острогу, кроме того Демьян Многошрешный не был гетманом в Забайкалье - гетманом он был на Украине, в Забайкалье такого чина не водилоссь, потом ссылка в каазчью службу - из казаков вышел в чин сына боярского, и был приказчиком Селенгинского острога. Так что правильнее звучало бы так "...селенгинскими казаками под командой сына боярского Д.Многогрешного, бывшего малороссийского гетмана..." (примерно так, возможны варианты).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Вс Dec 23, 2007 9:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

2. Судя по записи про Андрея Тугаринова - в 1725 г. (или следующие за ним) и есть дата основания Желтуринского караула - начало с маяка № 7 и полевого лагеря подле него для нескольких русских казаков и 10 бурят (они тогда ещё не включены в казаки, на положении инородческой стражи).

3. Период заселения границы в 1752-54 г.г. (хотя возможно вернее будет 1771 г. и далее) - отчасти верен, надо уточнить ещё по другим источникам, но где-то так. Вот тогда скорее всего и Желтура из чисто пограничного караула (т.е. только служебные здания) начинает превращаться в населённый пункт, где начинают не только нести службу, но и жить казаки. Возможно, что на Желтуре стали жить и чуток раньше или позже (ближе к 70 гдам 18 века), но стоит уточнить.

4. Ограничение возможности вступления в казаки и закрепления в рамках сословия вряд ли стоит оносить к дате 1846 года, т.к. если мне не изменяет память уже при реформах Сперанского в 1822 г. это произошло. Но и ранее Сперанского, если опять же память не изменяет, ещё в конце 18 века Сенатом были приняты документы на сословные ограничения. Уточню потом, но в любом случае дата в 1846 год явно много поздняя к указанному процессу.

5. Униформа описанная - не точна, в принципе, особенно в контексте рядом к 1846 г. Разные варианты униформы забайкальцев у нас на сайте описаны были за разные года, начиная с 1815 г. (источником был Висковатов). В любом случае - жёлтый приборный цвет - точно с 1892 г. (ранее есть версия на 1871 г. кажется, но не подтверждённая пока источниками). Синий цвет шаровар (верне серо-синий) официально во всех казачьих войсках введён в 1907 г. (тогда же и защитногоцвета гимнастёрка). До этого цвет шаровар - тёмно-зелёный. Неофициально могли шить из разных вариантов сукна - какое было в наличие, но самый ранний срок синего с жёлтым (согласно информации М.А.Кутузова) - 1900-1902 г.г.

6. Теперь про статус станицы. Второе предположение про после 1870 года более верное, т.к. по реформам Сперанского в 1822 г. станицы формировались из казаков, которые не входили ни в городовой полк, ни в пограничные казаки, т.е. проживали между казаками пограничного войска и казаками городовыми (Верхнеудинск, Нерчинск). Эти станичные казаки были резервом для городовых казаков. Казаки-желтуринцы изначально и до образования в 1851 г. ЗКВ были в числе пограничных казаков, поэтому до 1851 г. станичными казаками быть не могли никак.

Это вообщем навскидку. Более точно и подробно потом - по наличию времени.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Wings
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Sep 17, 2006
Сообщения: 2395
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Dec 24, 2007 2:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:

2. Судя по записи про Андрея Тугаринова - в 1725 г. (или следующие за ним) и есть дата основания Желтуринского караула - начало с маяка № 7 и полевого лагеря подле него для нескольких русских казаков и 10 бурят (они тогда ещё не включены в казаки, на положении инородческой стражи).

У Васильева в т2. Желтуринский упомянут среди других караулов, уже существовавших к концу царствования Петра Великого, т.е. не позднее 8 февраля 1725 года.
По маяку №7 на хребте Хутагай-Ола все так, только сначала караульные располагались напротив маяка №6 (по Васильеву же), а после перебрались в Желтуринский караул. Видимо, потому, что №: наблюдался другими.

Цитата:

4. Ограничение возможности вступления в казаки и закрепления в рамках сословия вряд ли стоит оносить к дате 1846 года, т.к. если мне не изменяет память уже при реформах Сперанского в 1822 г. это произошло. Но и ранее Сперанского, если опять же память не изменяет, ещё в конце 18 века Сенатом были приняты документы на сословные ограничения. Уточню потом, но в любом случае дата в 1846 год явно много поздняя к указанному процессу.

Здесь есть и другая дата: 1720 год, когда появился соответствующий Указ Сената о закреплении в сословных рамках казаков (по Васильеву)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Пн Dec 24, 2007 5:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Размещаемые мною материалы взяты из "Летописи села Желтура". Написана эта работа в реферативной форме, иногда просто подборка текста из разных источников. В основу легла, как мне кажется, курсовая работа "Край мой казачий-земля Желтуринская" (2004 год) студентки 4 курса исторического факультета БГУ О.Н. Кавандиной, родом из Желтуры. Не помню, есть ли она на диске, но в материалах от О.В. Сукневой она присутствует. Очень качественная работа, охватывает период от зарождения Желтуры до нынешних дней. Нашел два файла с этой работой, во втором варианте фамилия студентки почему-то О.Н. Дунаева. Участница нашего форума "Светланка", могла бы прояснить подлинность фамилии.
После сканирования документов появляются дополнительные ошибки, особенно в датах. Так что, прошу относиться снисходительнее....

В 1851 году 30 марта из казаков Нерчинска, Селенгинска, Удинска было образовано Забайкальское Казачье войско, на которое была возложена обязанность, охранять государственную границу России.
Согласно расписанию станичных и поселковых обществ Забайкальского казачьего военного войска, утвержденного Военным Советом, 29 сентября 1877 года караул Желтуринский был преобразован в станицу Желтуринскую, в которую входили поселки Тынгырыкский, Елотуйский, Шариновский, Баянхосунский, Укыр-Челонский, Гыденский (из материалов музея погранвойск г. Кяхта).
Управление Забайкальского Казачьего войска осуществлял войсковой атаман, облеченный военной и гражданской властью. Войско состояло из отделов со своими атаманами во главе. Отдел объединял несколько станиц. Каждая станица так же имела станичного атамана, сбор (сходку) и суд. Желтуринская станица входила в состав 1-го военного Отдела Забайкальского казачьего войска. В 1897 году население Желтуры состояло в основном из казачьего сословия - 95 дворов, 603 человека, из них 314 мужчин и 289 женщин. Крестьянского сословия был один двор, 4 человека, из них 1 мужчина, 3 женщины. Для обеспечения станичных казаков паевым хлебом Желтуринская станица имела свой хлебный склад.
Границу охраняли казаки Верхнеудинского регулярного полка. Казачьи полки, охранявшие границу входили в отдельный корпус пограничной стражи. В каждом полку находился погранпредставитель (майор) от отдельного корпуса погранстражи, который следил за правильной охраной границы и решал возникающие вопросы с монгольскими караулами. Так продолжалось до весны 1918 года. (Из материалов музея погранвойск г. Кяхта).
По гражданскому ведомству станица Желтуринская (а также станицы Цакирская, Боцинская, Цаган-Усунская, Киранская, Атамано-Николаевская) входила в состав 1-го полицейского участка, приставом которого в 1897 году был Яким Урусов из Атамано-Николаевской станицы.
По сведениям 1897 года Желтуринским станичным атаманом был младший урядник Иакинф Гончаров. Почетными судьями, утвержденными Наказным Атаманом были:
1. урядник Степан Бриков,
2. урядник Константин Колодин,
3. рядовой казак Хандунжнап Чердонов.
По сведениям 1901 года станичным атаманом был Алексей Сидоров, почетными судьями были:
1. урядник Степан Бриков,
2. урядник Константин Колодин,
3. казак Хандужап Балданов,
4. урядник Варфоломей Колмаков,
5. урядник Семен Бурдуковский (Справка «Забайкальское казачество Желтуринского поста краеведческого музея г. Кяхта).
Обязанности станичного атамана были разнообразны. Он отвечал за сохранение порядка в пределах станицы. Ему подчинялись все обыватели, проживающие на войсковых землях как казачьего, так и не казачьего сословия. В обязанности атамана входило: объявление новых законов, надзор за порядком, предупреждение преступлений, производство предварительных дознаний, принятие мер во время стихийных бедствий, задержание преступников и беглых, выдача видов на жительство, контроль за должностными лицами, за исправностью путей сообщения, за сбором недоимок, за хранением станичного имущества и общественного хлеба. Словом, на атамане лежали обязанности полиции. Атаману помогало станичное правление, состоявшее из нескольких помощников и кандидатов. Особо важные вопросы решались атаманом совместно с почетными судьями. Почетные судьи избирались из чиновников и офицеров. Сюда избирали людей, отличавшихся безукоризненным и образцовым хозяйством. Все общественные станичные дела решились на станичном сборе, состоявшем из атамана, его помощников, судей, казначея и казаков-домохозяев.
В 1860 году в Желтуринский караул с Тверской партией прибыл Михаил Андреевич Заугаров, 39 лет от роду, с женой Прасковьей Федоровной и детьми Александром и четырехлетней дочерью Екатериной.
А с 3-ей Костромской партией в тот же караул Желтуринский прибыл Иван Матвеевич Силецкий 29 лет от роду с женой Дарьей Степановной.
В том же году в карауле Тынгырык поселился Ефим Иванович Рыбаков с женой Настасьей Афанасьевной. Переселились они с 6-ой Тверской партией.
Матвей Иванович Вербилов прибыл с 4-ой Ярославской партией (Сюсина Н.Я. По национальным фондам архива РБ // Джидинская правда, 1999, 25 февраля).
Русские переселенцы не нашли вольной жизни. Они, как держатели земли, попали в зависимость от феодального государства: пахали государству десятину, платили хлебный оброк, а так же несли другие повинности. Крестьяне не имели права покидать место жительства. В свободное время от службы время, казаки занимались ремеслами, торговлей, промыслами, сельским хозяйством.
Основное развитие получило скотоводство - лошади и КРС явились основной тягловой силой развивающегося земледелия и средств передвижения.
Казаки - великие труженики. Весь год по природному календарю расписан у них на строго определенные сроки. Только тот, кто укладывается в эти сроки, кто работал от зари до зари, мог рассчитывать на зажиточную жизнь. Использовался и наемный труд, но это была только вспомогательная сила.
Казна облагала налогом всех, с учетом числа работников и едоков в семье и количества скота. Семьи были большими, они полностью обеспечивали себя хлебом, мясом, молоком.
В крепких станицах каждый казачий двор имел пятистенный дом, амбар, сарай, баню, постройки для скота, колодец. Казаки сеяли рожь, ярицу, овес, гречиху.
Тяжелым бременем на казака ложилась действительная служба. Осенью уходила на полевую службу половина казаков в возрасте от 20 до 40 лет. Службу проходили в тех частях, к которым они были приписаны. Желтуринцы были приписаны к Селенгинскому острогу. В течение зимы казаки учили уставы, занимались строевой подготовкой, тактикой, огневой подготовкой, а весной уходили для несения службы в караулах на границе. В любую погоду казаки выполняли свои обязанности в дозорах и секретах, на берегах приграничных рек, на вершинах сопок, выслеживая контрабандистов, и наблюдали за границей.
Пока казаки служили, их хозяйство, оставшиеся на руках стариков, матерей, жен, нередко приходило в упадок. В Забайкалье в связи этим в казачьих селениях были часты случаи, когда ради пары лишних рабочих рук молодых парней — малолеток женили на девушках более старшего возраста. Они-то, выйдя замуж, и тянули, в основном, все на себе. Если бы не долгая служба и не обязанность казака все для нее приобретать за свой счет, казачьи хозяйства в Забайкалье, были бы одними из крепких, так как льготы, данные казачеству, позволяли в отличие от крестьян, иметь экономию денег и использовать их для укрепления своего хозяйства и улучшения уровня жизни. А льготы были не малые. Кроме большого земельного надела (не менее 7,4 десятин), приложив к которому хозяйскую сметку трудолюбие, можно было неплохо жить; казак платил подушную подать вполовину меньше, чем крестьянин; а другие подати, обязательные для всех - это: за пользование лесом, покосами, пастбищем, водоемами — вообще не платил. Несмотря на то, что доля казацкая была тяжелая и жили они в большинстве своем скромно, крестьяне охотно меняли свое сословное положение на казачье.
Между коренными жителями и пришлым населением установился тесный контакт, приведений к взаимным обменам важнейшими хозяйственно-культурными достижениями. Великодушные и благородные черты русского характера, душевную щедрость и доброту простых крестьянских семей достойно оценили местные буряты и завязали добрые и дружественные отношения с русскими. Братская дружба бурятского и русского народов имеет историческую традицию. Она закалялась в пламени совместных боев в защиту своего Отечества.
Желтура в свое время была довольно крупным административным казачьим центром с несколькими магазинами, церковно-приходской школой, почтово-телеграфной конторой и фельдшерским пунктом.
Была здесь и большая церковь Покровская. Сюда, после окончания уборочных работ на престольный праздник Покрова пресвятой Богородицы, съезжались люди с окрестных сел. Здесь жили известные в округе купцы Полторацкие, Воронцовы, Смолевы, Тугариновы, потому в Желтуру ехали еще и за покупками.
В 1913 году в станице был открыт крупный таможенный пункт, в функции которого входил тщательный досмотр товаров, провозимых через границу с Монголией.
В 1918 году остро встал земельный вопрос. Казаки опасались лишиться преимуществ и льгот, пожалованных им царской властью за обжитие края и караула границ империи в Забайкалье три века тому назад, хотя казачья служба тяжелым бременем ложилась на их плечи. На первых порах отношение к советской власти было нейтральным. Не было определенности и ясности в подходе к насущным проблемам социальной жизни.
Станичное управление было упразднено. Вместо него в начале функционировало волостное правление, а затем волревком и земство.
Ползли слухи о земельной уравниловке, о лишении сословий, «антихристовой коммуне».
Это время старожилы называли «смутой».
И, конечно, происходящие здесь события, нашли свое отражение в дальнейшей судьбе казаков Желтуринской станицы.

Литература:
1. Сукнева О.В. Край мой - земля Желтуринская.// «Джидинская правда», 1996г, 15 октября.
2. Дымчикова Л. Цагаатайн ЗО ной уг гарбал // Буряад унэн-2000г, янв. 13.
3. Никитина Т. Клочихины //Бурятия - 1999г, октябрь 24.
4. Зуев А.С. Русское казачество Забайкалья в XVIII четв. XVIII - I пол. XIX вв. //Новосибирск 1994г.
5. Русско-Китайское отношение в XVIII В. // наука, 1990г.
6. Константинова Н. Согласилися обоих империй о разграничении земли... //Пограничник Забайкалья, 1996г, №22-23.
7. Сычевский Б. Кому вверено охранение Кяхтинского полка и пограничных маяков на границе. Караулы, учрежденные Саввою Владиславовичем... Ара-хадан-Усинский или Джидинский // Байкал -1994г,№3, с.57.
8. Устав о Сибирских городовых казаках // Байкал - 1994г, №3.
9. Васильев А.П. Забайкальские казаки // Чита, 1916г, с.4.
10.Сюсина Н. Путеводитель по национальным фондам архива РБ // Джидинская правда- 1999г, февраль 25.
11. Историческая справка краеведческого музея, город Кяхта, 2000 г.
1962 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Пн Dec 24, 2007 5:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прошу прощения за огромную простынку в предыдущем посте... Хотелось закончить публикацию. Тем более фамилии появились настоящих желтуринцев...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Wings
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Sep 17, 2006
Сообщения: 2395
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Dec 24, 2007 10:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jura,
Спасибо. Вещь все равно интересная и полезная. все равно - потому что текст местами сырой, непрописанный (к примеру, речь о казаках, и тут же вдруг о крестьянах. или рассказ о конце 19 века и сразу о феодализме, ну и тп). Нет разбивки на главки, что просто напрашивается при подобной чересполосице.

Цитата:

иногда просто подборка текста из разных источников


Согласен с Вами, даже по стилю видно, что это разные тексты, собранные в один.

Обилие фамилий радует и вызывает некоторую зависть (а что делать?)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Вт Dec 25, 2007 10:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Wings,
Поьзуясь книгой А.С. Зуева «Русское казачество Забайкалья во второй четверти 18 века – первой половине 19 века»

…Комплектование забайкальских служилых людей первые два десятилетия XVIII в. определялось "Наказными статьями" 1701 г., данными нерчинскому воеводе. В них говорилось: "... а верстать на убылые места в казачью службу казачьих детей и братью и племянников и ссыльных людей, которые присланы будут в службу. А буде тутошних казачьих детей и ссыльных людей на убылые места в службу верстать некого, а учнут бить челом в службу убылые места промышленные люди или иных сибирских городов отставные какие служилые люди, а в службу они пригодятся, а они не тяглые люди, и не воры, а проняться без них не мочно и их на убылые казачьи рядовые места верстать...", словом, в службу разрешалось верстать любого человека, не состоящего в тягле, преимущество при этом отдавалось родственникам служилых. На первое место, таким образом, власти ставили ""следственный принцип службы и фискальный интерес - не допустить перехода налогоплательщиков в неподатное служилое сословие…
…Сенатский указ 1720 г. определил "впредь из купечества и из крестьянства в такие чины (т.е.. в служилые люди) не писать"." Эти меры правительства оказали на дальнейшую судьбу служилых людей большое влияние. Они ограничили возможность верстания в служилые лиц податного состояния и тем самым способствовали укреплению наследственного принципа комплектования казачьих команд…
…Правительство в это время продолжало придерживаться наследственного принципа верстания в казаки. В 1798 г. Сенат разъяснил, что казаки "комплектуются не рекрутами, а сами собой". И когда в 1799г.. несмотря на данное разъяснение, иркутский генерал-губернатор Л.Нагель предложил "комплектовать казачьи команды, если не хватает казачьих детей, из военнопоселенцев и новокрещенных братских, а также и рекрутами, уже Военная коллегия в 180О г. указала, что «казачьи войска комплектуются своими детьми".Наследственный принцип при верстании в казаки обеспечивался, конечно, не указами, а наличием естественных резервов…
… Сенатский указ 1796 г., приписавший "навечно" всех казаков и их потомков к "казачьему званию" и "воинской службе", закрепил это положение…
… В отношении источников пополнения служилого реестрового казачества Устав (1822 г. «О сибирских городовых казаках») определил, что "казачьи полки комплектуются детьми служителей того же самого полка", а "в случае нужды детьми станичных казаков". Вновь, вслед за сенатским указом 1796 г , подчеркивалось, что "дети казака вообще не выходят из своего сословия". Этими положениями закреплялась сословная замкнутость казачества, хотя "в случае недостатка против штатного положения" гражданским губернаторам разрешалось "принимать" в казаки "из людей свободных состояний..., изъявляющих ни то желание и способных к службе", а достигшие штаб-офицерского чина (майора армии или 8 класса) и потомственные дворяне, служащие в казаках, могли свободно перейти в другое "состояние"..

Из приведённых цитат видно, что закрепление забайкальских казаков в сословие окончательно произошло в 1822 г., а начиналось с 1796-1798 г.г. (конец 18 века). До этого времени, т.е. в период 170-1725 г.г. и далее до 1796 г. закрепление имело частичный характер – быть казаком или нет - было правом (казачий сын выбирал самостоятельно) и вполне использовалось возможность включения в казачество людей со стороны (ограничения только в отношении податного сословия –крестьян и торгового сословия).



…Основными пунктами дислокации казаков к концу первой четверти XVIII в. были стратегические и административные центры Забайкалья: Селенгинск (261 чел.), Удинск (195 чел.) и Нерчинск (357-384 чел.). Относительно крупными были в то время гарнизоны в приграничном Аргунском остроге (63 чел.), Читинском остроге (39 чел.)… Баргузинском остроге (41 чел.)... Численность казаков в остальных острогах Теленбинском, Еравнинском, Итанцинском, Кабанском и Ильинском была невелика (по 10-25 чел.), что отражало более скромное значение этих острогов как административно-стратегических пунктов…
… Заключение Буринского (1727 г.) и Кяхтинского (1728 г.) трактатов с Цинской империей привело к установлению в Забайкалье четкой линии русско-китайской границы. В 1727г. на ней было учреждено с русской стороны 18 караулов и 2 форпоста - Кяхтинский и Цурухайтуевский. К 1728 г. численность караулов возросла до 31. В эти же годы началось строительство Селенгинской, Петропавловской и Троицко-Савской крепостей…
…Охрана новой границы была поручена бурятам и эвенкам. На каждый пограничный караул полагалось но 5 юрт "инородцев", за исключение одного караула на р. Менэе, где должно было быть 10 юрт …Служилые же люди (т.е. казаки) по первоначальному замыслу властей были привлечены к охрани границ в незначительном количестве. К востоку от Кяхты смотрителями на караулах назначались 7 служилых людей "с товарищи", к западу - 5 служилых "с товарищи", да в форпостах находилось по 11 служилых. Неся службу на границе, все эти караульные смотрители продолжали числиться в списках казачьих команд Забайкалья. Кроме того, в 1727 г. было образовано особое подразделение пограничных смотрителей в составе 1 дворянина, 1 сына боярского, 2 толмачей, 2 писарей и 6 казаков, всего - 12 чел.Таким образом, по первоначальному плану основная тяжесть службы на забайкальской границе ложилась на бурят и эвенков. Русские казаки выполняли в основном функцию контроля за инородцами", а регулярные подразделения были резервом на случай какой "экстры"…
…Всего в конце 1752 г. 111 чел. из 523 служилых Нерчинской команды несли службу на границе. Из служилых людей Селенгинского ведомства (380-400 чел.) службу на границе в 1740-начале 50-х гг. несли только 30-40 чел.
…Из служащих на границе собственно на пограничных караулах в 1740-начале 50-х гг. находились в Нерчинском крае - 60-65 чел., в Селенгинском - 20-25 чел. Они были мелкими группами (по 1-8 чел.) рассредоточены по отдельным караулам. Остальные или совершили разъезды по пограничной черте (9 селенгинских казаков), или были сконцентрированы в Цурухайтуевском форпосте (45-50 нерчинских служилых) и Троицко-Савской крепости (5 селенгинских казаков)…
…Так, в августе 1760 Г. В Нерчинском крае пограничную службу несли всего 191 служилый, в июле 1761 г. – 178, в сентябре 1763 г – 170 (против 308 чел. в 1757 г.). На селенгинском участке границы в 1761 г. находились 54 казака, в 1763 г. - 45 казаков.
… Приписаны служилые люди в начале 1760-х гг. были к тем же городам и острогам, что и во второй четверти XVIII в.: Нерчинску (26-30 дворян и детей боярских, 335-343 казака), Аргунскому (48-53 кааака), Итанцинскому (28-30 казаков), Еравнинскому (6-7 казаков), Теленбинскому (30-36 казаков), Читинскому (10- 13 казаков) острогам. Селенгинску (4 дворянина и сына боярских, 236 казаков). Удинскому пригороду (86-92 казака), Ильинскому (10 казаков). Кабанскому (9-10 казаков), Баргуэинскому (40-41 казак ) острогам.
… В дополнение к имеющимся Троицко-СавскоЙ крепости, Кяхтинскому и Цурухайтуевскому форпостам и 41 караулу начинается строительство 5 новых крепостей и караулов. К 1774 г, в Забайкалье официально были учреждены 7 крепостей: Горбиченская, Цурухайтуевская, Чиндантурукуевская, Акшинская, Кударинская, Троицко-Савская, Харацайския с форпостами. В соответствии с числом крепостей забайкальская граница была разделена на 7 дистанций. Между крепостями вдоль границы располагались 56 караулов и несколько так называемых «расколодок»…
...В марте 1764 г. "обеспокоенный частыми "воровствами на границе» начальник нерчинских заводов В. Суворов предложил В.В Якоби переселить на границу русских казаков "со всеми семействами... и велеть им ПОТОМУ ж обзаводиться всем потребным к поселению и хлебопашеству..." Якоби без санкции сверху не решился пойти на это, но с середины 1760-х гг. по его указанию численность пограничной стражи вновь стили наращивать за счет казаков внутренних гарнизонов. А в 1767 г. пограничные власти Забайкалья распорядились несших службу на пограничных караулах русских казаков и "их домы не отпускать"…
… Дошедшие до нас отчеты и рапорты иркутского и колыванского генерал-губернатора
И.В.Якоби (сына бывшего селенгинского пограничного начальника В.В.Якоби) за 1785 г. рисуют следующую картину расположения вдоль забайкальской границы регулярных и иррегулярных войск:
... Русские пограничные казаки в соответствии со штатным расписанием 1775 г. делились на
дистанционные команды и распределялись по пограничным пунктам. На
Харацайскон дистанции: 47 чел. - в крепости и по 8-10 чел. на караулах
(Нежинском, Хамнейском. Цакирском, Модонкульском, Шараазаргинском, Ключевском); на Троицко-Савской: соответственно, 102 и по 10-13 чел. на караулах Цаган-Усунском, Босинском, Чемуртаевском, Желтуринском); на Кударинской: 71 и по 7-8 чел. (на караулах Мензенском, Жиндинском, Урлутском, Шерогольжинском);…
… В это время (1820-1850 г.г.) на забайкальской границе было 7 крепостей с форпостами и 53 постоянных караула, 1 - 3 "отводных" караула, 9 - 12 "расколодок". Основная масса пограничных казаков каждой дистанции (от 40 до 85%) была рассеяна по караулам (по 2 - 20 чел.) и расколодкам (по 1 - 5 чел.). В крепостях находилось от 14 до 75 чел. Русские казаки уже основательно обжили крепости и караулы, которые представляли из себя "суть простые селения, ничем не обнесенные". Их фортификационные сооружения, частью недостроенные еще в XVIII в., почти полностью разрушились. Совершавший в середине 1840-х г. инспекционную поездку по забайкальской границе капитан Генерального штаба П.Х.Агте так описывал в своем отчете состояние пограничник укреплений: "... укрепления в крепостях, сооруженный вероятно наскоро, обрушились, не оставив но себе никаких следов…».

Из приведённых цитат видно, что ещё в 1760-е годы казаки приписаны к острогам, а не к караулам. Караулы представляют собой чисто военные объекты – посты, а не населённые пункты. Казаки там не проживают постоянно, а несут службу «вахтовым методом». Например, к западу от Кяхты (в т.ч. и в районе Желтуры и не только её) в 1727-1728 г.г. - 5 служилых «с товарищи» исключительно в роли смотрителей, т.е. начальников караулов, т.е. реально в Желтуре в это время 1-2 русских казака максимум. Далее видим, что в 1740-начале 50-х гг. на всём Селенгинском участке границы - 20-25 чел.. казаков, которые были мелкими группами (по 1-8 чел.) рассредоточены по отдельным караулам, т.е. Желтура явно в то время чисто военно-функциональный объект, где несколько казаков и никаких признаков населённого пункта.
Только к 1764 г. начальство решает, что неплохо было бы казаков у границы поселить, а не командировать на караулы и только к 1767 г. решаются это совершить – не пустить казаков отбывших срок командировки домой, а поселить их на границе.
Но и в 1775 г. и далее видим – на караулах (в т.ч. Желтуринском) 10-13 русских казаков.
Где-то б это время возможно Желтура становится населённым пунктом, а не только чисто пограничным караулом-форпостом, возможно появляется население, а не только казаки-пограничники. Тут же, скорее всего, подселяются и казаки из бурят.
А в начале 19 века видим, что караулы превратились именно в поселения – населённые пункты.
Т.е. реальнее говорить об образовании чисто военного объекта – караула Желтуринского, обслуживающего часть границы и маяки в районе 1727 г. Ранее, возможно, мог быть выносной пост Селенгинского острога, а после 1727 г. и до, судя по всему, года 1764 и далее – чисто военный объект (пара избушек для личного состава, конюшня и т.п.). Где-то ориентировочно с 1764 г. видимо часть русских казаков была оставлена на данном карауле на жительство, скорее всего – также поселили тут и казаков-бурят (как раз это годы учреждения бурятских казачьих полков), впоследствии обзавелись семействами и домами и пограничный пост стал населённым пунктом называвшимся по старой привычке караулом, а потом по мере роста и пр. стал станицей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Wings
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Sep 17, 2006
Сообщения: 2395
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Dec 26, 2007 3:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

АндрейСафонов,
Ну да, я потому и согласился с тобой, что 19 век - это апофеоз в данном вопросе. А про 1720 прямо к месту прочиталось!

Цитата:

6. Теперь про статус станицы. Второе предположение про после 1870 года более верное, т.к. по реформам Сперанского в 1822 г. станицы формировались из казаков, которые не входили ни в городовой полк, ни в пограничные казаки, т.е. проживали между казаками пограничного войска и казаками городовыми (Верхнеудинск, Нерчинск). Эти станичные казаки были резервом для городовых казаков. Казаки-желтуринцы изначально и до образования в 1851 г. ЗКВ были в числе пограничных казаков, поэтому до 1851 г. станичными казаками быть не могли никак.

У Васильева в 3 томе в примечаниях на стр213(216):
"29 сентября 1877 года поселения Забайкальского казачьего войска были переименованы из караулов и урочищ - в станицы и поселки и распределены на станичные и поселковые общества"

Как видим,есть даже точная дата
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Ср Dec 26, 2007 8:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jura писал(а):
Согласно расписанию станичных и поселковых обществ Забайкальского казачьего военного войска, утвержденного Военным Советом, 29 сентября 1877 года караул Желтуринский был преобразован в станицу Желтуринскую, в которую входили поселки Тынгырыкский, Елотуйский, Шариновский, Баянхосунский, Укыр-Челонский, Гыденский (из материалов музея погранвойск г. Кяхта).


Как раз здесь даты совпадают, но ссылка на музейные материалы...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Wings
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Sep 17, 2006
Сообщения: 2395
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Dec 26, 2007 2:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jura,
Угу, получается прямо для Андрея: подтверждение из двух источников.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Ср Dec 26, 2007 6:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще одно свидетельство того, что история об участии забайкальских казаков в Отечественной войне 1812 года и Крымской войне имеет прямую связь с Селенгинским пехотным полком.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Бурятский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра истории Бурятии

Зав.каф. истории Бурятии
_______________________
Санжиева Т.Е.
доктор ист.наук, профессор



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Тема: История Забайкальского казачества
на примере Джидинской долины




Научный руководитель:
Номогоева В.В., к.и.н.,
доцент

Автор работы: студентка заочного отделения ИФ
Цыренова Л.В.


Улан-Удэ
2005

Цитата из этой работы:

Забайкальское казачье войско покрыло себя военной славой в боях, которое вела Россия, почти все полки получили Георгиевские знамена. Казачество верой и правдой служило России до октября 1917 года.
В 1854 году казаки принимали участие в обороне Севастополя. За храбрость и стойкость одна из улиц г. Севастополя названа Селенгинской.
В Отечественной войне 1812 года вместе с русскими сражались бурятские ка-заки. Недаром имя Селенгинского полка высечено на стенах Георгиевского зала Кремля, рядом с именем лучших полков русской армии. Воинам Селенгинского пе-хотного полка за стойкость и отвагу, проявленные в войне с наполеоновскими пол-чищами, установлен памятник-обелиск в столице Польши Варшаве.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Ср Dec 26, 2007 6:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

АндрейСафонов

Цитата:
из приведённых цитат видно, что ещё в 1760-е годы казаки приписаны к острогам, а не к караулам. Караулы представляют собой чисто военные объекты – посты, а не населённые пункты. Казаки там не проживают постоянно, а несут службу «вахтовым методом». Например, к западу от Кяхты (в т.ч. и в районе Желтуры и не только её) в 1727-1728 г.г. - 5 служилых «с товарищи» исключительно в роли смотрителей, т.е. начальников караулов, т.е. реально в Желтуре в это время 1-2 русских казака максимум. Далее видим, что в 1740-начале 50-х гг. на всём Селенгинском участке границы - 20-25 чел.. казаков, которые были мелкими группами (по 1-8 чел.) рассредоточены по отдельным караулам, т.е. Желтура явно в то время чисто военно-функциональный объект, где несколько казаков и никаких признаков населённого пункта.
Только к 1764 г. начальство решает, что неплохо было бы казаков у границы поселить, а не командировать на караулы и только к 1767 г. решаются это совершить – не пустить казаков отбывших срок командировки домой, а поселить их на границе.
Но и в 1775 г. и далее видим – на караулах (в т.ч. Желтуринском) 10-13 русских казаков.
Где-то б это время возможно Желтура становится населённым пунктом, а не только чисто пограничным караулом-форпостом, возможно появляется население, а не только казаки-пограничники. Тут же, скорее всего, подселяются и казаки из бурят.

Вполне логично... Андрей, как всегда, убедительно...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Jura
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Aug 09, 2006
Сообщения: 398
Откуда: г. Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Dec 27, 2007 6:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжаю просматривать материалы от О.В. Сукневой. Нашел интересную статью, без подписи автора. Возможно, это была газетная публикация...

Горячие строки нашей истории

I. Наш край в годы гражданской войны.
II. Бой под станицей Желтуринской.
III. Их имена связаны с Желтурой.
IV. Воспоминания очевидцев грозных событий.

БИЛИСЬ КРАСНЫЕ
С БЕЛЫМИ –
В СЕДЛАХ БРАТЬЯ
КАЧАЛИСЬ.
И БОИ НЕ КОНЧАЛИСЬ
У ШИРОКИХ ЗАСТАВ.
ПО ЗЕЛЕНОЙ ДОРОГЕ
К ЖЕЛТУРЕ
ВСАДНИКИ МЧАЛИСЬ,
ОГОЛЕННЫЕ САБЛИ
ГОРДО К СОЛНЦУ
ПОДНЯВ.


Мы живем в особое время, когда происходят радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества. В этих условиях у всех нас возрастает определенный интерес к истории нашей страны, к истории своей малой родины.
Более 80-ти лет прошло с тех памятных незабываемых событий, и мы должны помнить, чтить и уважать историю нашего народа, порой драматическую и суровою, но в то же время светлую, мужественную историю с которой тысячью нитями связан каждый шаг в будущее. На примере героев гражданской войны мы должны быть готовы к защите Отечества, свято оберегать его. И поэтому мы должны помнить о грозных годах гражданской войны.
Чтобы лучше понять на примере нашей станицы Желтуринской всю сложность и значение гражданской войны, следует сделать небольшой экскурс в историю района.
Обстановка в 1918г. была сложной. С наступлением интервентов на Дальнем Востоке и в Забайкалье начали военные действия белогвардейские отряды. Из Маньчжурии в пределы Забайкалья вторглись войска атамана Семенова. Создалась напряженная обстановка. Под давлением превосходящих сил противника части Красной Армии и партизаны были вынуждены отступить. В долине Джиды формировались партизанские отряды.
Летом этого года после семи лет службы в армии возвратились в родную станицу Желтуринскую группа революционно настроенных казаков – Н.В. Суетин, А.И. Фильшин, М.И. Клочихин, Н.А. Лалетин, И.Г. Бессонов, Ф.Н. Усов и другие. Прибыли они с оружием в руках и наказом Лазо защищать Советскую власть на местах. А твердой власти Советов дома еще не было, она только устанавливалась. Формально образованное Земство народу было непонятно, а возглавляющий его Е.П. Усов сам толком не знал что делать. Рядовое казачество колебалось и активного участия в происходящих событиях не принимало.
В августе 1918г. по селам Джиды проходил партизанский отряд Нестора Каландрашвили, отступавший на запад, на соединение с Красной Армией. За его отрядом гнались три эскадрона семеновцев из Верхнеудинска и два из Троицкосавска. Семеновцы хотели ночью в селах Торей и Шартыкей окружить и уничтожить отряд Каландрашвили. От разгрома отряд спас житель села Капчеранка Аверьянов, которого белые взяли в проводники. Он сумел сбежать от них и предупредить партизан о готовящемся нападении.
В октябре 1918г., после боев с белыми под Атамано-Николаевской станицей /с. Харацай/ отряд Каландрашвили трудными партизанскими тропами ушел в Закамну и дальше в долину Оки. После ухода из Джиды партизан Каландрашвили в селах бесчинствовал карательный отряд белых под командой прапорщика Лютера. Советы ушли в подполье.
В Желтуре группу подпольщиков возглавляли Разгуляев Андрей Пахомович, Усов Тимофей Карпович и Клочихин Николай Иванович. Но в станице были и такие казаки, которые не поддерживали Советскую власть.
Еще весной 18-го из Иркутска, после разгрома там мятежа и восстановления Советской власти, вернулся домой бывший юнкер лейб-гвардии вахмистр Перфил Сухарев, который в дальнейшем сыграл немаловажную роль в истории Желтуры. Земляки сразу потянулись к нему за советами и новостями. Может, это и вскружило ему голову, поскольку он вначале не был против революции, хотя продолжалось у него это недолго. А может, боялся того, что был замешан в юнкерском мятеже в декабре 1917 года в Иркутске.
На узком казачьем сходе решено было направить кулака Данилу Клочихина в соседнюю станицу Боцинскую с целью разузнать «что делается там». После возращения Данила обрисовал дело так, что тут же, в кругу приближенных Перфила, было решено стоять за старые порядки, не поддаваться агитации приехавших лазовцев.
Вскоре недовольные Советской властью казаки из ближних сел, костяк которых составляли тынгырыкские, стали группироваться вокруг Сухарева. И наметилось размежевание на белых и красных.
После ухода каландарашвильцев, вслед за которыми восстанавливалась власть белых, Сухарев также предпринял меры со своей стороны. Его банда сняла сторожевые посты красногвардейцев в падях Манустай, Хурхушуун и Дурен и совершила ночной набег на Желтуру, где и были в первый раз арестованы 30 человек активистов. В их числе Н.В. Суетин, В.И. Унагаев, Д.Д. Кавелин, А.П. Разгуляев, М.И. Клочихин, Ф.Н. Усов, А.И. Фильшин и др. Вскоре арестованных выпустили, правда, самых заядлых активистов отправили все-таки в Кяхту, но там казаки-аргунцы, насильно мобилизованные в армию, выпустили их на волю.
Бывшие арестанты вернулись в Желтуру. Здесь по-прежнему хозяйничал станичный атаман П.П. Сухарев. Но надо отдать ему должное в том, что своих он особенно не притеснял. Также не давал хода и Лютеру, с которым часто закатывал кутежи. Лютер вошел в историю гражданской войны как беспощадный и деспотичный изверг, но он до поры, до времени терпел своего друга Перфила с необузданным и крутым нравом, с четырьмя Георгиями на груди. А может, даже и побаивался, хотя ходили слухи, что Лютер намерен все же «добраться до Желтуры» и «пересадить там всю красную сволочь».
В конце девятнадцатого началась насильственная мобилизация казаков Джиды на подавление Бичурского восстания и вместе с тем начались и повальные аресты. По списку Лютера в Желтуре было арестовано более 30 человек. Лишь некоторым удалось скрыться. Но тут перед выступлением, усиленного после мобилизации, отряда Лютера из Нижнего Торея на Бичуру произошло очень важное и непредвиденное событие. Охотник из Атамано-Николаевской казачьей станицы /с. Харацай/ Ф.Г. Гармаев выстрелом из винтовки уложил наповал «самого Лютера». Понятно, что державшийся на штыках отряд сразу же распался, а главари его разбежались. Ожидавшие смертного приговора заложники в Желтуре и Торее были освобождены.
А тут над Джидой нависла новая опасность: приближались остатки «дикой дивизии» чахар, которые на Гусином озере изрубили своих русских собратьев по «Великому панмонгольскому государстуву» вместе с генералом Левицким и известным карателем полковником Измайловым. Чахары подходили к Дырестуйскому дацану, грабя на своем пути население. К тому времени реакционные китайские войска генерала Сю оккупировали Троицкосавск и пограничную с ним зону. Меж тем власть переходила в руки партизан, они готовились к отражению нападения белых. Доходили слухи о том, что Колчак терпит поражения, и Советская власть в Сибири постепенно восстанавливается.
Когда стало известно, что Лютер убит и в Торее формируется партизанский отряд, Сухарев, боясь возмездия со стороны сельчан, вместе со своими подручниками был вынужден скрыться на время в Монголии. Но зимой 1920г. вновь появился в Петропавловке и даже предложил партизанам свои услуги. «Дайте мне две сотни казаков, и я остановлю «дикую дивизию»».
Революционно настроенные казаки, конечно, не доверили бывшему атаману командование, более того вынесли решение об аресте Сухарева, чтобы обезопасить тыл. Посланные с заданием взять Сухарева при выходе из дома петропавловского казака Данилы Честных, где он остановился на ночь, красногвардейцы попросту «проворонили» его. Разобрав забор с задов усадьбы, Перфил ночью ушел через Баян в Монголию и окончательно перешел в стан белых. Ушли вслед за ним и враждебно настроенные к Советской власти местные жители из окрестных сел. Жили они там хутором, многие семьями. Промышляли в основном грабежами китайцев и монголов.
О дальнейшей судьбе атамана Сухарева можно узнать из книги «Император пустыни», где прослеживается судьба белого предводителя барона Унгерна, который также оставил кровавый след в истории Желтуры.
Партизаны Джиды, обстреляв чахар в Дырестуйсках «узиках», не пустили остатки дивизии генерала Левицкого в наши края, которые были вынуждены повернуть через Зарубино и Усть-Кяхту в Монголию.
Вскоре в Желтуре был образован уездный военный комиссариат в больших Полторацких домах, где позднее, в наше время, находился медпункт. Началась мобилизация населения в Красную Армию для защиты Советской власти. Военком В.И.Иванов-Римский, бывший капитан царской армии, перешедший на сторону Советов, принимал активное участие в борьбе с Унгерном, в защите села от банды Сухарева.
В июле 1920 года в Желтуре возникла ком-ячейка РКП(б), объединявшая около 20 человек, Для охраны границы была создана пограничная застава. Ее первым начальником был товарищ Багдерин. Вместе с Ивановым-Римским они установили связь с командиром Монгольского революционного отряда Пунцуком, который по их просьбе отогнал отряд Сухарева от границы на Баян-Гол.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
Страница 7 из 12

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.104 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.031 сек.