Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Бичура !!!
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Бурятское землячество
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2006 3:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще один материал из книги "Возвращение к истокам". Н этот раз о Бичуре этнографа и историка П.А.Ровинского.

Об авторе:
Действительный член Сибирского Отдела Русского Географического Общества, путешественник и этнограф-исследователь П.А. Ровинский посетил Забайкалье в 70-ых годах 19 века. Занимаясь, по роду своей деятельности, "наблюдениями жизни", П.А. Ровинский считал, что статистика и архивы не дают полного представления о народном быте, необходимо "подмечать и собирать все особенности жизни народа, как наружного типа, так и языка, образа жизни и духовной деятельности людей, выражающейся в песне, сказке, верованиях".
Ученый-этнограф объехал всю Селенгу, от Поселья до монгольской границы, весь Хилок и Чикой, где только есть жилые места, Ингоду от Танги до Читы, весь Онон и пограничье. И везде, где бы не бывал П.А. Ровинский , перед ним открывался удивительный по своей природной красоте край, народы которого, при потрясающем переплетении судеб и характеров, сохраняли присущее им своеобразие и самобытность.
Главным образом , как отмечает исследователь в Предисловии к своим этнографическим заметкам, его внимание было обращено на семейских, которые кроме " своей своеобразности, заслуживали внимание еще и потому, что имели большое влияние на развитие земледелия в целом краю".
Вниманию нашим читателям предлагаются отрывки из отчета по результатам этнографического исследования в Забайкальской Области, проведенного П.А.Ровинским и опубликованным в 1872 - 1873 годах в Известиях Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Эта первая попытка наиболее полно изложить, на наш взгляд, одну из самых точных и непредвзятых с исторической точки зрения, удивительно образной и благосклонной с точки зрения языка и описания нравов, - работы по этнографии семейских Забайкалья.


Этнографические исследования в Забайкальской области действительного Члена Отдела П.А.Ровинского ( Известия Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. - т.3, № 3, сентябрь 1872 г., т.4, № 2, май 1873 г., т.4, № 3, июнь 1873 г.).
Бичура.

... На широкой и ровной плоскости длинной полосой протянулось русское селение по обе стороны реки Бичуры, то приближаясь к ней вплоть, то держась от неё в почтительном отделении. Свежестью и прохладой обладает река среди знойного дня, холодом веет от её мрачной пади, когда поравняешься с нею, проходя ночью. Если смотреть на селение с близи стоящего утеса, то вы видите на обе стороны длинные-длинные улицы и между ними правильные и неправильные четырехугольники зеленого цвета разных оттенков: от сероватого цвета капусты, светло-зеленого у огурцов и моркови до темного у картофеля и свеклы. Там-сям зелень пестреет желтыми гвоздиками, красным и белым маком и разноцветными астрами. Тут же так называемые телятники, места, огороженные для выпуска мелкой скотины, которые тоже добавляют зелени.
Как все великорусские селения, Бичура не красится ни рощами, ни садами, ни даже палисадниками: ни одного деревца ни на улице , ни во дворе. Кое-где только близь речки сам собой разросся чернотал, да группы черемухи и дикой яблони, никем не посаженные и уцелевшие случайно.
Откуда бы вы ни ехали в Бичуру: от Куналея ли, если отправитесь прямой дорогой их Верхнеудинска по Петрозаводскому тракту , или от Кяхты, - верст за десять до селения вам приведется ехать сплошь между хлебами.
Я подъезжал с Кяхтинской горы в двадцатых числах июля: хлеба уже пожелтели, но местами были в прозелень и зерно было мягкое, время бы жать, сто дней необходимые для созревания вышли уже, а он все - таки нежится. Куда ни взглянешь, всё хлеб, даже высоко, на самом хребте и то все желтеют нивы, и скаты гор решительно все исполосованы, только иногда виднеются рощицы, из опушки которых торчат черные скалы, значит, там голый камень, потому и не распахано.
Меня привезли на заезжую квартиру. Ворота отворяет хозяйка, босая женщина, по-видимому, лет под сорок, высокая, полная, хоть и не толстая, плечистая, свежая, походка скорая, грудью вперед, несколько перевалистая. На голове кичка в роде кивера, высокая спереди и срезанная к затылку, повязанная темным платком, волосы подобраны под неё так , как будто бы у неё совершенно их нет. Лицо круглое, с рябинами, шарообразно выпирающееся под кички, так, что голова в верхней части будто сдавлена. Прямой, довольно толстый нос, полные, сжатые губы, серые глаза смотрят прямо из-под густых темных бровей: все черты крупные, выражение приветливое ,голос мягкий, говор акающий. Дома только хозяйка, дочка Аннушка, да сынок, Гораня, десяти лет.
Знакомство начинается за самоваром. Хозяйка не пьет чая, говорит, что он ей не служит, не отказывается впрочем от горячей воды с сахаром. Впоследствии оказалось, что она не пьет, потому что сказано где-то в писании: " Кто пьет чай, тот от бога отчаян".
Вскоре заявился старик, босой же, без кафтана и без шапки. Это ямщик Потап, заслышав колокольчики, прибежал справиться, кто приехал и когда нужны будут лошади.
Окладистая борода лопатой, сросшаяся под одно с усами, так что губ не видать и всё лицо заросло, только щеки алеют свежим румянцем, седые волосы, гладко остриженные, а по краям пущенные бахромкой, отчего голова кверху кажется уже и за что семейских называют востроголовыми. Серые глаза лукаво смотрят из подлобья, длинные седые брови нависли, нос острый, загнутый к низу. Вся фигура высокая, не много согнутая, плечи широкие. Вот вам Потап, тип настоящего семейского.
Вечером приехали с покоса три сына, из которых старшему около 35, младшему за 20-ть, две снохи и дочь, - девка лет 19. Ещё три дочери выдано замуж. Следовательно, всех детей в живых девять, да несколько померло. Старухе было уже порядочно за пятьдесят , но она смотрелась чрезвычайно свежо. Работала она , что называется, не покладая рук. Все отправятся в поле , а она накормит кур, свиней, и пойдет поливать огород, если же полива нет, то садится за станок и ткет сукно. В продолжении месяца на моих глазах она выткала сукно и сшила из него три куртика ( коротенький кафтанчик). За огородом тоже много работы: то трава забила , нужно выполоть , то нужно обкучить картофель, то обобрать червя в капусте.
Молодежь вся отправляется на работу до свету, а возвращается вечером, когда совсем стемнеет, так что мне всё время больше приводилось беседовать со старухой, и она была для меня сущий клад. Чего-то она не знает, что касалось их села и их быта?
"Откуда ты всё знаешь, где же ты читала это Андреевна? ( так звали хозяйку)" - порой спрашивал я.
--- Нигде не читала, я не грамотна, да и незачем бабам грамоте учиться: мужику не рожать, бабе дьяком не бывать. У нас вот Евсей ( старший сын) читает. И в каждом доме у нас кто-нибудь из мужиков да умеет читать. А наше дело женское: стряпня да ребятёнки.
Из этих слов, однако, не следует заключать, чтоб у семейских женщина в действительности ограничивалась такой скромной ролью. Замужняя женщина, особенно маломальски неглупая, пользуется большим влиянием в семье: муж ничего не предпримет, не посоветовавшись с нею, он советуется с ней иногда и о делах общественных. У жены хранятся деньги, некоторые жены ведут все счета и мне два раза случилось, что муж не знал, сколько платит он разных повинностей, про то лучше жены знали. Поэтому женщина, оставшись без мужа , сумеет повести хозяйство и одна.
Остаться в девках у семейских не считается большим несчастьем. Эти девушки , большей частью некрасивые, но очень работящие и почти всегда умные. Такая девушка обыкновенно берет на себя главные заботы в семье: она помогает матери, в особенности берет под свое покровительство младшее поколение. Она делается более чем другие набожна, то есть строже соблюдает все требования их веры, налагает на себя посты сверх обыкновенного, например, в понедельники и субботу. Относительно обрядности она делается как бы уставщиком, но всё это исполняет без ханжества, сохраняя прежнюю девичью веселость. Она всё время первая затейница в песнях и играх, за что её все любят, особенно братья, привязанность к которым с её стороны так велика, что она старается угодить и их женам.
Муж у семейских крепко привязан к своей жене, крепко стоит за неё и делает для неё всё, что ей потребуется. Поводов к ревности у них почти не может быть, потому что они женятся по обоюдному выбору , и тогда уже , когда хорошо узнают друг друга, начинают жить вместе. Разводов и каких-нибудь разборов между мужем и женой у них почти не бывает.
Порядок в семействе, сколько мне известно, держится старшей женщиной, а не мужчиной, и при этом замечу, семейные отношения у них между собою чрезвычайно нежные, даже в таких семействах, которые по отношению к другим оказывали себя жестокими.
Резких проявлений отеческой власти мне не случалось приметить нигде, да и на сходах больше действует молодой народ. Про грозных стариков есть только рассказы. Бывало, отделит от себя старик детей, а костыль, то есть орудие расправы, оставляет за собою и постоянно наблюдает, чтобы у них всё было в порядке. Когда он идет, внучата, завидевши издалека, прячутся на печь и предупреждают родителей, " что-мол дедушка идет" и все трепещут. Если у семейских и были такие личности, как Багров в семейной хронике Аксакова, и были они типом, то значит, жизнь семейских не осталась неподвижной, потому что теперь таких типов вовсе и не слыхать.
К дележу семейские прибегают неохотно. Сплошь и рядом живут вместе двое-трое женатых братьев при отце и при дядьках. Иногда отец при жизни поделит между детьми скот поровну, за собой оставит только жеребца, как хозяина табуну. А больше, конечно, владеют все вообще без раздела. К отделу побуждает их отбывание рекрутчины или теснота. Тогда каждому строится изба, если можно где-нибудь неподалеку, наделяется всякой необходимой утварью и хозяйственными принадлежностями. Один сын остается при родителях по его выбору или по родительскому, это всё равно, скот весь делится поровну между сыновьями и, разделившись, родители из каждой части возьмут себе понемногу, чтобы и у них остался приблизительно такой же пай, как у каждого из сыновей.
Девушке припасается только приданное, состоящее из одежды и всякой рухляди. При выдаче замуж она сверх того наделяется скотом от всей семьи, если она не разделена, а в случае раздела, её наделяют особо, как родители, так и братья. Замужем она долго не смешивает своего имени с мужниным, и связь со своим родом держится очень крепко.
Вообще, русский народ крепко привязан к обрядности, вся жизнь у него сложилась в определенные формы и сопровождается известными обрядами и обычаями. В этих обрядах и обычаях у него вся вера, - вера и обычай у него одно и тоже.
У старообрядцев привязанность к обрядности еще глубже, поэтому можно судить какое важное лишение для них составляет подолгу не иметь священника, причем множество обрядов, столь дорогих им, не исполняются. Жизнь, вследствие того, лишается полной благодати, всё идет как-то наизворот. Лишенные всего этого более двадцати лет, они с какой-то ревностью кинулись исполнять всевозможные требы, когда привезли священника. Давно женатых, имеющих уже детей, крестили вновь, а потом венчали. Венчали столько, что остались только те девушки, которые и вовсе не намерены выходить замуж, да девочки 14 лет.
В 1871 году, когда я был в Бичуре, на первого Спаса - первого августа, было у них первое церковное торжество, крестный ход на воду.
Чуть не целую ночь шло у них моление в доме, только что солнышко выкатилось из-за гор все пошли на реку, где толпы уже собрались и сошлись дьяки и начетчики из разных домов, в которых тоже совершалось всенощное моление. Народу было по всем вероятностям не меньше тысячи человек, потому что были все - от мала до велика.
Религиозность в смысле грубом и узком, измеряемая часами, проведенными на молитве, числом земных поклонов, полагающим в обрядности, составляет насущную потребность старообрядца, в ней , так сказать, его плоть и кровь.
Есть тут что-то беспорядочное и в то же время торжественное.
Расходясь после моления, некоторые старухи останавливались, чтобы поделиться чувствами, и, разговаривая, плакали от умиления. Такого торжества старики не помнят уже давно, а молодняк и вовсе ничего такого не видел. Это было последнее торжество: священник совершил службу через силу, слег и уже не вставал, кажется, хоть и протомился еще недели две или больше.
Воротимся же снова к моей хозяйке Андреевне, которая всё ткёт и ткёт, иногда только посматривает в окошко, посматривает она потому, что небо хмурится, а дождичек теперь вовсе не нужен: хлеб и без того больше нежится , неспеет, да и травушки покошено много, вся в валках еще лежит, - плохо коль дождь ударит. Посмотрела она еще раз и , решив, что это на молодик, успокоилась. " Пусть яво обмоется" - сказала она таким тоном, как будто это зависело от её воли и начала еще живее перебирать ногами подножки, прокидывать челнок да прибивать бердом, только скрип идет да стук.
Аннушка принесла из огорода огурцов, а Гараня пошел было посмотреть , где коровы ходят, да увидел ребятишек и остался с ними играть. Слышно, как мальчуганы босыми ногами шлепают по улице, слышны их ребяческие вскрикивания, тут же раздаётся и Гаранин голос. Андреевна ткет и слушает. "Вишь носится, словно саврас без узды, ширходой распуховый ты мой," - замечает она про себя и ни тени неудовольствия.
Между тем заводится беседа. Школ им не нужно оказывается, потому что у них каждый, кто хочет, может дома научится, оспу тоже бесполезно прививать, потому что как ввалится она, так чистит одинаково и семейских и православных." Всякая болезнь , скажу тебе, от нас самих прилучается. У нас есть такие, захотелось ей пить, вскочила и побежала к кади, бегит да все крестится, а подбежала, зачерпнула без молитвы, да так и пьет. А по-нашему, возьми ковшиком потиху, зачерпни, смотри на воду и крестись да тайды уже и пей, - и ни в жисть тебе ничего не будет." "Али прилучается болезнь, когда сидят за обедом не по чину. Когда сидят все чинно , возле каждого стоит ангел: все они в белых ризах с золотыми поясами, стоят они и всё чего-то прибавляют в еду, с того она бывает скусной и здоровой человеку, а нечинно сидят ,так черт стоит над чашей да и кастит в неё, али в ложку тому, от кого ангел отступился".
Есть и средства против всякой болезни. А сколько Андреевна знает трав от разных болезней! " Ты говоришь, а что сглазу нет: как нет. - Есть. Была у нас девка, полная да здоровая, скажу тебе , маков цвет, а другая её подружка, такая нюхренькая, смотрела, смотрела да и говорит: " Что это ты, Явдоха, хоть бы как-нибудь пожаловалась на какую ни есть болезнь". Да с того слова и заболи у ней палец, да она с ним год целый вошкалась, сама исхудала, а палец то стал тохочкой, да востринький, как игла. " Слово не стрела, а пуще стрелы", - заключает она назидательно.
Погода всё хмурится больше и больше, проходит еще день, всё пасмурно. Старуха тревожно поглядывает на небо. " Что-нибудь бы одно, - ворчит она про себя, - обмылся бы , авось бы и разведрило. А то смотри, - головни. Говорят много будет, али верхогляд и череззерница ( неналившийся колос - П.Р.)". На другой день, встаю, день ясный, солнце так и играет. Иду на хозяйскую половину, чтоб чаю напиться. Молодежь вся убралась уже в поле. Андреевна весело работает за станком.
" Доброе утро!" - говорю ей.
" С веселым днем, а, " - отвечает она и встает , чтобы подать мне самовар. Ставя самовар, она тихо говорит: "Переломало!" Значит, погода теперь установилась. Говорит она так весело, но тихо и таинственно, конечно, чтобы не сглазить.
Так вот и живут люди, не нуждаясь ни в школе, ни в лекаре, ни в оспеннике. Всё у них есть свое, всё они могут сами исполнить. Собирают травы, заучивают наговоры и пускают их в ход против человека и против сил природы, у них нет ничего неопределенного: все решено, на всё есть готовое объяснение. Это целая наука, собранная в один кодекс. Ни одно сомнение не смущает душу семейского, не зачем ломать голову над высшими вопросами, и потому, вся сила его ума и воли всецело устремлена к одной цели - к практической деятельности.
В этих началах с первого раза видятся задатки Китайской неподвижности. Но не нужно опускать из виду того обстоятельства, что они придерживаются непременно своего, потому что им не предлагают ничего лучшего. Во-первых, живя в западном краю, они хватили немного высшей культуры, там они научились лучшему способу хозяйствования, вместе с немецким плужком они приняли правило непременно двоить и троить пашню, что больше предохраняет её от засух, столь нередких здесь, привезли также с собой для начала лучшие семена, как хлебные, так и огородные, и умения ухаживать за ними. Уход за скотом, разведение свиней для окороков и для сала, составляющего важное подспорье в сельской кухне, - всё это оттуда же. Семейская женщина прядет не веретелом, а на самопрядке, которая у нас в России называется саксонской, следовательно, тоже западного изобретения. Она шьет, прикалывая шитье к швейке, ловко вставленной в донце, как гребень, с которого прядут. Семейский коренной земледелец, так сказать, по природе. Его не соблазнишь отдаться исключительно скотоводству или звероловству, его призванье непременно сеять хлеб.
Одна из причин, объясняющая нежелание семейского переменить свою веру и свой обычай, это привычка жить по своей воле. Не любят они, чтобы посторонние заглядывали к ним в их внутреннюю жизнь. " Мы тебе лучше дадим денег, сколько нужно, только не езди к нам" - говорили они полиции и жили когда-то так, что полиция и носа к ним не показывала. Теперь они немногим чуть независимее сибиряков, и только в церковном отношении удержали свою волю: её то и не хотят теперь потерять. Для воли они когда-то от Новгорода удалились в глухие угодья олонецкие и вологодские, где, по выражению старинных грамот, коса не ходила и топор не ходил, обняли берега Белого Моря , откуда открывался простор в бесконечный океан. Не от тесноты и бедности, а для того, чтобы быть по своей воли , бросили они и эти привольные места и прислонились под польскую державу, откуда двинулись в Сибирь тоже, чтобы сохранить свободу.
Это уже не беспричинное упрямство, вследствие исторически воспитавшейся неспособности понять новое лучшее, а разумное, хоть и не совсем ясно осознаваемое стремление сохранить свою индивидуальность.
Как закончены и постоянно клонятся к практическому применению их воззрения на природу и на свои отношения к ней, так и закончены и пригнаны к личной практической пользе их нравственные правила.
Хозяйка моя, очень добрая женщина. Подойдет ли нищий, попросит милостыню, она непременно подаст ломоть хлеба или лепешку, которые в голодное время нарочно для того и пекутся, а иногда и копеечку даст, сказав: " Прими Христа ради".
Всё, что предначертано в их кодексе - подать милостыню и отнестись с участием к обиженному. Но прейди к ним пастушонок-мальчишка в то время, когда они обедают, - не посадят его за стол с собой, потому что он должен знать свое место. Чувство тут уступает место практическому соображению. Семейский экономен и самого себя даже не балует лишним.
Если вы видели семейского где-нибудь на стороне или в поле, на улице, на мирском сходе, вы его еще не знаете, - вы посмотрите его в своей семье и увидите совершенно иного человека.
Вот хоть бы Потап: на вид он суровый, смотрит исподлобья и лукаво, начнет рассказывать, какой он грозный дома: любит он прихвастнуть своей властью и строгостью в семье, опять же потому, что в кодексе предписано содержать своих домочадцев в строгости и в страхе Божьим. Посмотрите же его дома: семья больше десяти человек, крупных, то есть рабочих душ мужских, кроме него, только двое, остальные все мелочь, потому живется не богато и тесновато. Бабы заняты стряпней, а он нянчиться с внучатами. Ладит он телегу, а мелочь вся около него шнырит туда и сюда, мешая ему, а он только шуточной руганью отгоняет.
Таков же и Пантелеев, которого иные так и звали асмодеем, по суровому и хитрому виду.
Проживши больше месяца на квартире, и никогда не видел у моих хозяев ни малейшей размолвки, грубого слова один другому не сказал, разве в шутку скажется что-нибудь такое, что могло бы в другом тоне оскорбить. Даже грубой манеры, пинков и шлепков, даваемых любя, и того нет. А какая нежность к маленьким!
Гараня, мальчуган слабого здоровья, был общим баловнем, но и шляться зря тоже не годится. Найдут и ему занятие, и поведут дело так, что он сам схватится за него. С Аннушкой ( девочке четырнадцати лет - А.Л.) также.
Её также соблазняет пошляться по огороду или с подружками лясы поточить. И никогда к ней мать не отнесется с упреком. А начнет так: " Что это, доченька, давно не вижу твоего чулка, уж не выбросили бы его? Ты что думаешь, - говорит она, обращаясь ко мне, - ведь она у меня неблыкущая какая , а уже домоседка, сама себе всё сделать умеет".
Естественна сильная привязанность друг к другу, самые неразвитые существа и те поддаются этому чувству в такой степени, что вряд ли оно может быть сильнее у людей с высшим развитием.
Но я удивлялся в этом случае деликатности проявления его. Я был свидетелем одной весьма интересной сцены. Одна хозяйская дочь выдана замуж в Мухоршибирь, от Бичуры верст за семьдесят. Время рабочее, ребенок в той семье один и больной , взять его с собой в поле, значит не работать, а оставить в доме не с кем. Так и послала она работника к матери просить, чтобы дали ей на это время Аннушку. Помощь, конечно, необходима, да и для девочки полезно узнать чужую сторону.
Нужно было видеть, сколько тут было высказано нежности и в тоже время хитрости и умения. Прежде всего, мать рассказала о несчастном положении сестры, вызвала девочку самой предложить свою услугу. На другой день, собирая её, нужно было всем показать веселый вид, тогда как всем хотелось плакать ( они поплачут где-нибудь в сенях, а придут к ней - смеются). Куплен был ей новый платок, напечено черемуховых шанег, нарвали множество стручков и огурцов, куплено несколько конфет: еще больше было обещаний. Одним словом, девочка поехала спокойно, смеясь, и уверенная , что и всем так весело, как ей.
Говорят , что семейские любят хорошо поесть. Действительно они хорошо едят, потому что имеют достаток: мяса они едят, однако, не много, а больше всё мучное и овощи, в чем у них никогда нет отказа.
Я был летом, когда свежие овощи были уже , но не в самом развале, да и берегутся они у них к зиме. На зиму они припасают достаточное количество не только домашних овощей, но и ягод разного рода: брусники, голубицы, яблочек сибирских ( ранеток - А.Л.) и прочее. В огородах у них после капусты и картофеля первое место занимает лук разных сортов. Летом они его жуют поминутно: и зеленым, и луковицами. Андреевна признавалась, что слаще этой еды для неё нет ничего на свете: " И люблю же я этот молоденький лук! Бяру головочки, умачаю у соль и им. И бравый же он на скус! Скажу тебе, словно пирог с омулем". Омуль, значит, норма высшего вкуса, как привозной товар, и составляет предмет роскоши.
Чай они пьют почти все и покупают лучший сорт байхового: кирпичный пьют немного. Сахар - преимущественно китайский леденец. Всякий товар они выбирают лучший, хотя бы приходилось переплатить несколько, и тем , конечно, при их бережливости выигрывают.
Одеяниями женщины прежде щеголяли. Ходили в атласах и бархатах, большей частью шили сарафаны из левантина, шелковой материи. Особенно щеголяли кокошниками. Теперь такие роскошные костюмы остались только старинные , а новые попроще: шелковые материи есть же , но полегче. Стали обращать внимание больше на узорчик.
Образцами моды служат те селения, которые живут ближе к Верхнеудинску, в особенности Тарбагатай. Глядя на их вкус, выбирают бабы материи на сарафаны и платки. Бичуряне же остаются верными стражами предания и обычаев предков.
Не удалось мне видеть семейских вполне праздничными, не удалось почти и песен послушать, потому что я приехал в самую рабочую пору, вскоре настал Успенский пост, а за тем последовала смерть священника, и опять было нельзя. Я видел народ в то время, когда он вынес три месяца неустанной работы. Но несмотря на это, ни на ком было не видать изнеможения и уныния. Чуть свет слышится и видится по всему селению движение. Сидейки, запряженные парами и тройками, а где и в одиночку, с колокольцами и шаркунцами ( бубенчиками), мчатся , что есть духу. В них набито людей столько, что сидят друг на друге, петь нельзя , так они кричат и гайкают на лошадей, а молодые бабы и девки громким хохотом заливаются, глядя на проделки их возниц. С первого раза вы подумаете, что это несется свадебный поезд, а уж никак не на работу едут, на что ясно указывают торчащие косы, грабли и вилы.
На это время вся жизнь переносится на луга и нивы. Иные остаются там даже в праздники.
Во время работы парни и девки присматриваются друг у другу, нередко парень приходит помочь девке погрести сено. Девка употребит все усилия, чтобы загонять парня и загоняет: то кричит на него, что недокатил бока, то перекотил, то есть не догреб ряд до известной метки или перешел её. А тут с соседнего луга кричат: " За сколько наняли такого саландая? Да мы бы его из хлеба не стали держать". Хохот и шутки здесь не умолкают.
Самая веселая пора, пора отдыха и наслаждения, когда вообще сельская молодежь вознаграждает себя за все страдное время, это зима, в особенности Святки и Масленица.
Не случилось мне быть у семейских зимой, но об одном моменте в это время, об их сходбищах на катушке, где молодежь слюбляется, где заключаются их браки, мне сами они много рассказывали, что дало мне возможность составить приблизительное понятие, что и как там происходит.
Речка Бичура в этом случае играет важную роль. Как только замерзла река, дети с утра и до ночи на ней: катаются на ногах, на салазках и льдинках, гоняют палками мерзлые шевяки и так далее. А вечером , сцена меняется: вместо детей появляются молодые парни и девки. Убравши скотину, то есть, сгоняв её на водопой, и, бросив ей корму на ночь, покуда еще не стухла заря, не дождавшись ужина, даже не обогревшись у печки, затопленной для приготовления вечерней трапезы, молодежь бежит на катушку. Даже мальчишки и девчонки лет с 12-ти или 14-ти , и те не сидят дома.
Рассказывает мне Никола, хозяйский сын, недавно обвенчанный: " Катаются на катушках только дети, а парни с девками ходят попарно или сидят под мостом, под заплотом, али где. Иные собираются кучкой, затянут песни, а больше всё парочками ходят да разговаривают. Тут то они и слюбляются, и договариваются, чтобы побраться друг за друга. Ходят так они до году, а то и более, и прейдет так, что уже нужно побраться, тогда парень берет девку и ведет её к себе в дом. Родители любо нелюбо - принимают, а у её родных и вовсе уже не спрашивают. На другой день только пойдут к ним, упадут в ноги и просят прощения, те, конечно, простят. А теперь, когда попа привезли, нельзя так. Парень выберет девку, да скажет своим родителям, а те пошлют сватов к её родителям, и, когда согласятся, сейчас рукобитие, затем девишник, там и кому выкупают, да и к венцу".
" Весело это бывает, а под час доведется, так , что хоть в петлю : это когда ты полюбишь девку, а она к тебе не преклоняется, а ладится за какого-то плюгу-мухренькаго. Думаешь себе: я ли не удалый детина? А не по совести, значит, девке, не по нраву. Ходишь за нею, улещаешь всякими словами, нет тебе, не даётся под лад, да так и пойдешь, только запоешь песню. Когда поешь, будто оно на душе легче. Есть и такие у нас, что, коли захотелось чего, так уже дойдет до своего".
Вот они нравы и характеры. В этом эпизоде во всей яркости выступает тип семейского: везде он является настойчивым, ставящем себя непременно достигнуть цели - путем ли труда и всевозможных усилий, если нельзя иначе, не остановится ни перед чем. С этим характером мы видели семейский тип в различных фазах: в его борьбе с природой, с дикой ордой, с преследованиями полиции, с самим собой, когда его смущают и путают с детства навязанные ему предрассудки и суеверия, и , наконец, в борьбе с личным соперником из-за красивой девушки, которую он полюбил всей силой неудержимой, страстной души, и везде мы видим его одерживающим верх. Это уже не бессмысленное упрямство, а сила характера, вошедшая в него с кровью родителей от ряда предшествующих поколений, с молоком матери, ставшей не рабой своего мужа, а его другом, товарищем жизни, первым советником, и скорее приказывающей, чем безропотно повинующейся.
(том 4, № 3, июнь 1873 года )

_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Чт Фев 09, 2006 3:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо Вам за эту информацию! Очень интересно!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Сб Фев 11, 2006 5:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бичуряне живут в Москве, Питере, Новосибирске, Красноярске, Абакане, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке... Интересно где еще?
Напишите о себе!
Наверняка есть наши земляки и за границей! Ауууу! Откликнитесь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Татьяна
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2006 8:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Буду рада, ежели кто откликнется из-за границы, но и из другого места тоже не меньше
Вернуться к началу
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2006 10:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хочу рассказать об одной встрече, которая произошла в Москве несколько лет назад. Тот кто живет или бывал в Москве наверняка помнят одно знаковое место - Птичий рынок. К сожалению, сейчас он переехал с истроического места ближе к новостройкам. Тогда же он еще был на Калитниках. Любили мы с дочкой гулять по нему, наблюдать за жизнью птичек-собачек-кошечек.И вот в один прекрасный день, смотрю, стоит человек, торгует орехами кедровыми.Дай.думаю узнаю, откуда орешки? И каково же мое было удивление - с Байкала говорит, с Бичуры ! А сам то откуда? Да с Бичуры и сам. Поговорили, повспоминали. Оказывается у них,торговцев орехами, все в Москве схвачено. Привозят самолетами и поездами орехи, а московские бичуряне ( в основном студенты) эти орешки реализуют на рынке. Вот она где семейская хватка и предприимчивость проявилась! С тех пор, как я уже говорил, прошло лет 7-8. Может кто подскажет, где сегодня в Москве можно бичурскими орехами разжиться?
_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2006 10:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуйте, Анатолий!
Насчет кедрового орешка! Для Бичурян эта тема как бальзам на душу... Нынче был неплохой урожай и многие из тех, кто добывал смогли заработать деньги. Кто-то больше, кто-то меньше - кто как работал...
Насчет того, где купить в Москве не подскажу, но вот Вам отправить килограммчик другой можно! Давайте адрес (andronov@irk.ru)
Еще хочу сказать про орех - мы планируем на нашем сайте рассказать о добыче ореха в Бичуре, всю технологию с фотографиями!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2006 11:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, забыл сказать, Бичурский орех ценится за прекрасные вкусовые качества и высокую масляничность!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2006 11:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо огромное! Может лучше Вы к нам в гости, вместе с орехами! О вкусовых качествах бичурского ореха знаю не понаслышке! Хотя из чувства районного патриотизма скажу, что и мухоршибирский( калиновский) тоже не плох! Особенно после того, как сам колотушку да мешочки с шишкой на собственном горбу поносишь!
_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2006 12:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А картошечка какая в Бичуре.... !!!! )))
А сало ...!!!
А самогонка !!!!!!! У-у-у-ух!!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Валерий
Посетитель
Посетитель


Зарегистрирован: Feb 02, 2006
Сообщения: 2
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Фев 15, 2006 9:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Всем привет из Питера!
Поздравляю Всех с праздником Сретенья Господня. В этот день также отмечают день образования села Новосретенка Бичурского района. Одним из основателей его был мой прадед Иванов Клим Филипович, в честь него там названа улица. Сейчас из его потомков там живут моя бабушка Афанасьева Александра Климовна и мой родной дядька Афанасьев Павел Иванович. Поздравляю их с этим праздником.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Ср Фев 15, 2006 10:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Валерий, расскажите в разделе Фамилии. Поиск родственников. о своей семье и ее истории. Интересно узнать, что вы еще знаете о своих корнях.. Были ли среди них семейские, или казаки??
_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Чт Фев 16, 2006 9:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Всем, привет!
Уважаемые друзья! В моем фотоальбоме добавлены фотографии Бичуры с высоты птичьего полета! Всех кому интересно прошу сюда ---> http://www.foto.irkutsk.ru/index.php?IDE=8045&bgph=20
Приятного просмотра!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Фев 16, 2006 10:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Может поделитесь секретами полетов. Думаю, это отдельная история , как такие красивые фотографии были сделаны. Или я не прав?
_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Andronov
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Jan 21, 2006
Сообщения: 338
Откуда: Иркутск

СообщениеДобавлено: Чт Фев 16, 2006 11:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, это был полет на вертолете. К величайшему сожалению мне и моему отцу не удалось полетать над Бичурой, но думаю, что такая возможность еще будет... Снимки сделал бичурский фотограф-любитель Евгений Корытов.

Кстати, Анатолий, см. ссылку http://www.predisthorium.ru/index.php?name=Forums&file=viewtopic&p=747#747 Вы были правы насчет названия Потанино, действительно названо в честь Григория Потанина!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Фев 16, 2006 1:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да я и сам не ожидал такого попадания! Хотя , что касается названий деревень отдельная песня. Вот,например, деревня Калиновка Мухоршибирского района. Самое красивое место ( после родного дома) какое я встречал в нашем крае. От такой красоты да еще такое название! Сказка! Оказывается все прозаичней. Село, хоть и семейское, образовалось в советские времена, выходцами из Куналея. Вот ему и дали "советское" название в честь всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина. Кстати, дававшие это название едва ли знали, что Калинин был выходцем из старообрядческой среды поморского согласия.
_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Бурятское землячество Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27  След.
Страница 2 из 27

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.098 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.014 сек.