Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

ЧЁРНАЯ ЛЕГЕНДА О РУССКОМ НАРОДЕ №1. БЕСПРОБУДНОЕ ПЬЯНСТВО.
На страницу
1, 2  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Забытые традиции
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Сб Фев 04, 2006 1:21 pm    Заголовок сообщения: ЧЁРНАЯ ЛЕГЕНДА О РУССКОМ НАРОДЕ №1. БЕСПРОБУДНОЕ ПЬЯНСТВО. Ответить с цитатой

С детства слышу - русские пили постоянно и всегда о-го-го!
Вроде бы это общеизвестно. Это старая традиция русских.
Повзрослев, стал над этим задумываться, и появились у меня вопросы:
Вопрос первый: Если мы всегда и беспробудно пили, то через несколько поколений мы были должны абсолютно выродиться физически и умственно? Но этого нет. Более того, если посмотреть в прошлое, то видно, что к началу ХХ века набрать в армию здоровых парней из деревни не составляло проблем. Большая часть страны жила в деревне (80%) и была вполне здорова. Где же тут признаки вырождения? Или физиология у нас не такая? Или мы вообще не люди?
Вопрос второй: Мужики пахали, сеяли, косили, в общем, работали очень много и эффективно.
Но пьяный человек или человек с похмелья мало на что пригоден. Если все пили много и регулярно, то откуда столько было хлеба и сельхозпродукции?

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Сб Фев 04, 2006 5:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, есть за нами такой грешок...
Но мне кажется здесь идет речь не о традиции, а о способности русского человека. Ведь кто такие русские - в большинстве своем - крестьяне. На их плечах лежал (и лежит) огромный труд. О во времена средневековья, феодального строя - ноша его была непосильная - с утра до вечера в поле, а позднее у станков. На нашу долю выпало много испытаний тяжелых и смертельных... И наше легендарное пьянство, в прошлые века, есть ничто иное как способ снять стресс. Мужикам (иногда и бабам тоже) наработавшись, падая от усталости, порой в обморок, требовалось некое снадобье - для восстановления сил... Ну вот спиртное и было этим средством - "напившись" в итоге людей ждал крепкий сон, после которого организм восстанавливал силы (я не говорю о запоях и хроническом алкоголизме). К тому же нельзя не сказать о суровом климате на территории Руси - человек волей не волей был закаленным и физически здоровым. А если взять для примера сибиряков или кого по-севернее - так для них спиртное зелье как топливо - чтоб не замерзнуть.
Вот и получается что пили наши предки от усталости, от холода, да и от большого здоровья.
И скорее всего окружающие Русь страны наблюдали не традицию русских во время званных обедов и пиров, где Русские поражали количеством выпитого, а способность Русского организма, в силу его здоровия и неиспорченности цивилизованной жизнью, к перевариванию спиртных продуктов.
Вот такое мое мнение о называнной тобою, Воевода_Владимир, черной легенде N1.

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Фев 05, 2006 9:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хотелось бы не согласиться Денис. Если оправдывать употребление алкоголя тежелым крестянским трудом,природными условиями и т.д., то как быть тогда со старообрядцами. Ведь для них употребление алкоголя всегда было одним из величайших грехов. Про любителей выпить семейские говорили " у него совесть в бутылке задохнулась".При этом , ведя праведный образ жизни, работали они на совесть, не в пример многим сибириками да и другим народам и народностям. У Болонева есть материал о запретах у семейских на алкоголь и курение, опубликованный в Известиях Сибирского отеления АН СССР в в 1989 г ( серия история, филология и философия. Выпуск 2). Статья называется "О некоторых способах охраны здоровья у семейских Забайкалья в 19-начале 20 века". Прилюбопытнейшая надо сказать статья!А факты какие приведены! Вот например: "...В Забайкальской и Якутской областях потребление вина сельским населением было самым низким в Сибири. в 1904-1908 гг. сельское население Сибири потребляло в среднем 0.64 ведра на одну душу населения, т.е. на 42% более против среднего уровня для России вообще. В Забайкальской области потреблялось на душу 0,41 ведра. Это на 9% менее средней для всего государства".
От себя же скажу , что пил и пьет русский народ от своей слабости. От невозможности, а чаще от нежелания жить лучше. Приезжаю в деревню , да и в городе иногда слышу: Пьем мы от безысходности. При этом смотришь, дом разваливается, хозяйства нет, все бурьяном и полынью заросло. Нет безысходности, а есть обыкновенная человеческая лень, отсутствие стержня в жизни, желания трудиться и делать Дело.

_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Фев 05, 2006 9:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что касается вопроса Владимира, не легенда ли наше чрезмерное и постоянное увлечение алкоголем? Увы, как бы не хотелось в это верить, как бы не хотелось найти примеры похлеще ( Посмотрите как пьют фины или англичане!) народ наш спиватся . И как мне кажется все больше и больше. Особенно в деревне. Кождый год , когда приезжаю на деревенское кладбище, где похоронен мой отец, поражаюсь количеству появившихся "новых" могилок. И все в основном молодые ребята. Спрашиваю, что случилось и слышу: Этот спился, этого убили в пьяной драке, этот разбился на машине, ехал пьяный с компанией , а вместе с ним еще двое насмерть . Вот такие дела. Жалко и ...страшно как-то за день завтрашний. Об этой страшной трагедии и беде русского народа много и постоянно пишет Валентин Распутин. Согласен с ним на 100%, если справимся с этой бедой, если сможем ответить не за всех , а каждый за себя, то уверен что будет у нас и светлое будущее, и успехи, и авторитет и вес в мире.
_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2006 9:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Leonovу
Согласен я с Вами, что сейчас это очень большая проблема и пьют безумно много. Но, похоже эта проблема относительно молода.
Вы сами сказали об отрицательном отношении старообрядцев к алкоголю. Возникает вопрос: А не было ли подобное мнение всеобщим в допетровскую эпоху?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2006 1:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сайт: bgtrk.ru
Заголовок: Медики прогнозируют в ближайшие годы всплеск пивного алкоголизма
Новость: В ближайшие годы в России ожидается резкое увеличение числа страдающих пивным алкоголизмом, считает заместитель главного врача центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению города Иркутска Владимир Салмин.
<br>
Это мнение он высказал 27 января на общественных слушаньях в Законодательном собрании Иркутской области, посвященных проблеме реализации на территории региона федерального закона об ограничении продажи и употребления пива. <br>

Как сообщила вице-спикер ЗС Людмила Берлина, алкоголизм среди российских подростков вырос за последние годы на 60%. «Через несколько лет мы получим поколение, которое можно будет назвать «потерянным» - значительная часть нынешних подростков уже будет поражена пивным алкоголизмом», - убежден Владимир Салмин. Пивной алкоголизм считается более тяжелым, чем водочный. Если спиртные напитки приводят человека в состояние возбуждения, то пиво обладает естественным расслабляющим действием. Поэтому многие употребляющие этот напиток «покупаются» на этот быстрый способ снять стресс. <br>

Распитие пива входит в привычку, потом становится доминантой, и, наконец, зависимостью. Особенно легко впадают в пивную зависимость неуравновешенные люди, страдающие психическим дискомфортом, к которым можно отнести и подростков. <br>


Как пояснил Владимир Салмин, развитие любой алкогольной зависимости происходит примерно одинаково вне зависимости от употребляемого вещества. Однако употребление пива губительнее сказывается на клетках головного мозга, так как при употреблении пива в них откладываются ядовитые вещества. У «пивных» алкоголиков развивается ранее отупение, циррозы, гепатиты. Медики свидетельствуют, что бороться с пивным алкоголизмом труднее, чем с водочным. Употребляющий пиво не воспринимает себя алкоголиком, кроме того, пиво, в отличие от водки, возможно употреблять в больших количествах. <p>

_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2006 2:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чтобы лечить болезнь, нужно знать её историю!
Как говорят китайские врачи традиционной медицины:
"Знание болезни - это полпути к выздоровлению".
Если думать, что так было всегда, то проще махнуть на всё рукой.
Такой подход не конструктивен.
Знание же когда, почему и как возможно поможет!
Сам не пьющий, зато отец пил и пьёт! И не только он!
Мой двоюродный дядя - хороший художник и резчик по кости спился и умер в возрасте немногим за 50 лет.
Не выдержало сердце.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2006 12:26 pm    Заголовок сообщения: К поднятому вопросу Ответить с цитатой

Цитата:

Журнал "Алкогольная болезнь", N 6, Москва, 2000 г.
"Северный" стиль употребления алкоголя - потребление алкоголя преимущественно в виде крепких напитков (водка, самогон) единовременными большими дозами ("залпом", "единым духом"). Для стран с северным стилем потребления алкоголя - России, (а в недавнем прошлом - Швеции) свойственна тяжёлая алкогольная ситуация, характеризующаяся распространённостью алкоголизма среди населения, высокой заболеваемостью и смертностью, обусловленной алкоголем.
Для стран, в которых алкоголизм не является острой медицинской или социальной проблемой (Италия, Франция, Испания и др.), характерен "южный" стиль потребления алкоголя главным образом в виде вина и пива.
Понять, почему северный стиль потребления стал доминирующим в России невозможно, не найдя объяснения, почему абсолютное большинство россиян отдаёт предпочтение крепким алкогольным напиткам.
Особенности потребления алкоголя в древней Руси
В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны).
В то время на Руси основным сырьём для производства алкоголя был мед и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, а их приём сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя.
С этих далёких времён сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: "И я там был. Мёд, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало".
Хмельное питьё каждый варил сам для себя, сколько ему нужно было для обихода. Иногда напитки варили семьями, миром, что получало название мирской бражки, мирского пива. Общины и миры, города и сёла сходились на игрища, собирались на братчины. Пиры и беседы. На народные пиры приглашался князь, на пир княжеский собирался народ. "Строй земской жизни проявлялся в том весёлом единении народа и князя - государя, которое мы встречаем на пирах Киевской Руси, древней Польши, ещё жившей по-славянски, в Чехии, и так далее, во всей Славянщине".
Всякое мирское дело непременно начиналось пиром и поэтому в жизни народа хмельные напитки имели большое культурное значение.
Общее заблуждение иностранцев - принимать радушные пиршества в честь гостя за повседневный обычай славян. Арабский писатель Ибн-Фодлан писал о славянских язычниках, что "они предаются питью вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи".
Слова киевского князя Владимира Святославича "Руси есть веселие пити, не можем без того быти" не означали, что русский народ не мог обходиться в повседневной жизни без алкоголя. Киевский князь не мог представить себе пира без алкогольных напитков своего времени. Это был всего лишь на всего его вежливо-ироничный отказ мусульманским послам, склонявшим Русь к принятию ислама, который не допускал употребления алкоголя.
Христианская вера, в которую был обращён русский народ, пить не запрещала, но, требовала умеренности в отношении хмельного. "Невинно вино, виновато пьянство" (И. Христос).
Обычай пировать сохранялся ещё достаточно долго, но из языческого буйства он превратился в христианское застолье. Древняя языческая тризна, на которой обязательно употреблялись хмельные напитки, также пережила падение язычества и сохранилась до наших дней. Алкоголь потребляется в "родительские субботы" и в другие дни поминовения умерших.
Православие играло важную сдерживающую роль в отношении злоупотребления алкоголем, строго регламентировало его потребление. Свидетельство этому - некоторые известные пословицы и поговорки: "Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого" (т.е. пить в будни - грешно), "Одна рюмка - на здоровье, другая - на веселье, третья - на вздор", "Много вина пить - беде быть", "Пить до дна - не видать добра", "Работа денежку копит, хмель денежку топит".
До середины XVI в. народ, заплатив пошлину на солод, хмель и мёд ("бражную пошлину"), варил известное к тому времени слабоалкогольное питьё (5-8°) - медовуху, пиво, брагу и употреблял их дома или в корчмах.
Корчма - древнеславянское общественное питейное заведение. Корчмой называлось место, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и выпивки с песнями и музыкой. Корчма была вольным народным учреждением, имела значение ратуши и гостиного двора. В Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске корчмы составляли важнейшее городское учреждение.
Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается пьянство как социально неприемлемая форма употребления алкоголя, носящая массовый характер. Злоупотребление алкоголем сдерживалось в то время рядом факторов. Алкогольные традиции на Руси определялись ритуальным употреблением хмельных напитков по случаю знаменательных событий, православных праздников, свадеб, крестин, поминок, завершение сбора урожая и т.п., нося в целом эпизодический характер. Алкогольные напитки были слабоградусными. Большинство населения не имело излишков продовольствия для производства алкоголя. Алкогольные напитки были относительно дороги. На голодный желудок алкоголь как правило не употреблялся: мёд, пиво или вино пили либо на пиру, либо в корчме, где всегда подавалась еда.
Изменение алкогольных традиций в период Московского государства. Первые упоминания о пьянстве среди простолюдинов
Пьянство - социально осуждаемая форма потребления алкоголя. Ошибочным является убеждение, что пьянство на Руси возникло с появлением водки. Виноградный спирт (аква вита) в Россию стали завозить давно - с 1386 г. Изготовление спирта из ржаного сырья русские изобрели в 1448-1474 гг. Разбавленный водой хлебный спирт получил название хлебного вина или водки. В Польше производство водки из хлеба сумели наладить лишь столетие спустя. Лишь со второй половины XVI в. появляются свидетельства о пьянстве в России - Стоглавый Собор (1551 г.) призывал: "Пить вино во славу Божью, а не во пьянство".
Таким образом, полтора столетия с начала ввоза в Россию спирта и столетие со времени изобретения его перегонки из хлебного сырья упоминаний о пьянстве на Руси не было.
Патриархальный уклад жизни в старой Руси, несмотря на появление водки, сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. "Домострой" давал чёткие наставления в отношении алкоголя: "Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни мёда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома и на людях".
Современные Япония, Китай и Корея, сохранившие многие древние традиции в повседневной жизни, не имеют столь выраженные проблемы злоупотребления алкоголем как социального явления, несмотря на относительную доступность крепких алкогольных напитков - виски, джина и водки.
Пьянство приходит в Россию с вытеснением корчмы кабаком, с запретом простым людям самим варить пиво и брагу, с потерей народом самостоятельности - закрепощением. Оно приходит в Россию, когда продажа алкоголя сделалась статьёй государственного дохода.
Царь Иван IV (Грозный) запретил в Москве продавать водку, позволив пить её одним лишь опричникам. Для этой цели в 1533 г. был построен на Балчуге особый дом, называемый по-татарски кабаком. То был первый "царёв кабак". Около 1555 г. из Москвы начинают предписывать наместникам повсюду заводить "царёвы кабаки". В этих питейных домах можно было только пить спиртное, не закусывая, что приводило к быстрому опьянению. Возникают чудовищные по сути питейные дома, где можно только пить, а есть - нельзя. Если в древнеславянской корчме, как и в татарском кабаке или немецком постоялом дворе, можно было есть и пить, то в московском кабаке велено только пить и пить, и что самое главное, одному лишь простому народу, то есть крестьянам и посадским, поскольку им одним было запрещено приготовлять домашние питья. Распространение кабаков на Руси пошло очень быстро. Иностранец Флетчер, бывший в Московском княжестве в 1588 г., сообщает, что в каждом большом городе устроен кабак или питейный дом, где продаётся водка, мёд и пиво.
Торговля водкой сосредоточивается в руках исключительно царской администрации. Начинается повсеместное запрещение корчем. Искоренение корчем и утверждение казённой продажи алкоголя было главной целью питейной политики государства. При Борисе Годунове корчмы повсюду (за исключением Малороссии) были уничтожены: в 1598 г. частным лицам было запрещено торговать водкой.
За распространением кабаков и пьянства на Руси стоял экономический интерес государства.
В 1648 г. в начале царствования второго русского царя из династии Романовых - Алексея Михайловича - в Москве и других городах возникли "кабацкие бунты", начавшиеся в связи с неспособностью городской черни платить по кабацким долгам, резким снижением качества водки, разорительными последствиями пьянства для народа. В частности из-за массового пасхального пьянства в течение нескольких лет страдала посевная у пригородных крестьян. Для подавления этих бунтов пришлось использовать войска.
Верующие люди связывали пьянство с грехопадением. Под влиянием патриарха Никона ставится задача борьбы с пьянством. С целью реформирования питейного дела в России царь Алексей Михайлович в 1652 г. созывает Земский собор, получивший название "собора о кабаках". Выходит Указ, ограничивающий число питейных заведений. В нём также было сказано: "В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам". Отношение к любителям "зелёного змия" и в миру и в церкви становится резко отрицательным. Усилилась проповедь церкви против пьянства. Если подсчитать дни, когда в силу царского Указа запрещалась продажа вина, то число их превысит сто восемьдесят. Иными словами, православный человек более полугода волей-неволей пребывал в состоянии трезвости. Лицам "священническаго и иноческаго чина" вообще запрещалось давать водки. Запрещалась продажа водки в кредит во избежание накопления "кабацких долгов". Цена на водку указом повышалась втрое против прежней. Водка отпускалась только по одной чарке на человека - 143,5 гр.
Сократить потребление водки и увеличить доходы казны от неё одновременно - задача неразрешимая, и, как всегда в таких случаях бывает, интерес казны был поставлен выше интересов трезвости. Введённые ограничения привели к значительному падению алкогольных сборов в казну. Поэтому их строгое соблюдение продержалось не более семи лет. Число кабаков не сократилось.
В допетровскую эпоху пьянство было свойственно некоторой части простолюдинов из-за силой навязанного им кабацкого стиля потребления алкоголя. Аристократия и зажиточный люд были гораздо менее подвержены этому пороку, поскольку им дозволялось самим производить вино и потреблять в домашних условиях. Даже во время царских приёмов и пиров неукоснительно соблюдался ритуал умеренного угощения медами и иноземными винами, после чего все чинно расходились. До царствования Петра Первого о пьянстве в стенах Кремля не известно ровным счётом ничего.
Потребление алкоголя в России от Петра Великого до Первой Мировой войны. Упоминания о пьянстве во всех слоях общества. Формирование северного стиля потребления алкоголя
Масштабные петровские преобразования всей жизни страны в конце XVII - начале XVIII веков весьма негативно сказались на сложившихся к тому времени традициях общества в отношении алкоголя, дав толчок на долгую историческую перспективу росту потребления последнего.
Средства на петровские реформы и войны шли в значительной мере от питейного дела. Пьянство и табакокурение пришлось насаждать посредством строжайших указов, поскольку население в массе своей испытывало отвращение к подобному времяпрепровождению. Началось падение нравов правящей элиты. Ассамблеи и дипломатические приёмы завершались попойками. Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению церковного раскола.
Старообрядцы - раскольники, избегая жестоких преследований со стороны властей, вынужденно заселили обширные пространства Севера, Среднего Поволжья, Дона, Терека, Кубани, Урала и Сибири. Старообрядчество способствовало сбережению лучших народных традиций, одна из которых - всеобщая трезвость. Россия обязана им освоением огромных незаселённых пространств, созданием текстильной, автомобильной, авиационной, нефтедобывающей и ряда других видов промышленности, поддержкой науки, искусств, здравоохранения, народного образования, местного самоуправления.
Роковую роль в спаивании населения сыграло введение Указом Екатерины II в 1765 г. так называемой откупной системы взамен государственной винной монополии. Суть её сводилась к следующему.
Для увеличения сборов в казну от торговли алкоголем, причём деньгами, выплаченными заранее, а не собранными постепенно в результате розничной торговли водкой, правительство отдавало его продажу на откуп частным лицам. Откупа давались наиболее энергичным, богатым и жестоким людям, исходя из того, что они сами найдут способ собрать с народа деньги, но до этого дадут государству установленную заранее сумму. Откупа отдавались целыми уездами и губерниями.
По договору с правительством откупщик обязывался платить в казну установленную указом плату за каждое выкупленное у государства ведро водки, а взамен получал монопольное право её продажи на определённой территории. При этом, стремясь подавить конкуренцию казённой водке со стороны пива и мёдоварения и увеличить её продажу, государство стало взимать высокий налог с производства пива и пивных лавок. Пивоваренные заводы стали закрываться. С 1845 г. распивочные пивные лавки везде, кроме Петербурга и Москвы, были запрещены. В 1848 г. в 19 губерниях страны не осталось ни одного пивоваренного завода. Мёдо и пивоварение были подавлены экономически. Структура потребления алкогольных напитков непоправимым образом ухудшилась. За столетие существования откупной системы произошёл переход от потребления населением преимущественно малоградусных и менее опасных напитков (пива, браги и вина) в сторону крепких алкогольных напитков - главным образом водки.
Со временем у откупщиков-монополистов, державших непомерно высокую цену на водку, стали концентрироваться огромные прибыли. Это не давало покоя правительству, желавшему получать большую прибыль от её продажи. В результате Царь Александр II пошёл на реформу питейного дела. В 1863 г. его правительство уступило право государства на изготовление водки частным заводчикам и ввело новую систему продажи, получившую название акцизной. Массовое промышленное производство водки в условиях свободной конкуренции и отмены монополии откупщиков привело к снижению её цены, увеличению продаж и росту доходов казны от акцизных сборов. Только за один 1864 год потребление водки возросло почти в 2 раза. Приведём одно из свидетельств того времени: "Новая акцизная система уничтожила последние препоны к безграничному развитию пьянства. Дорогая и дурная откупщическая водка сделалась дешёвкой. Продажа питий распивочно и навынос стала свободным торгом. На каждом шагу явились новые кабаки. Овощные лавки сделались питейными домами. Наконец, и селения не избежали участи городов... Соблазн к пьянству развился до крайней степени. При уродливом размножении нового класса торгующих и безграничном предложении не было ничего, что могло до некоторой степени уравнять потребление, сдержать пьянство. От пива народ был отучен".
За три столетия водка, а с нею и кабак, прочно укоренились в России. "Около 1552 г. во всём московском царстве, во всей русской земле был только один кабак, стоявший на Балчуге. В конце XVII века в каждом городе было по одному кружечному двору. В XIX столетии кабаки распространяются по сёлам и деревням. В 1852 г. кабаков - 77 838, в 1859 г. - 87 388 и, наконец, после 1863 года число их, увеличившись примерно в шесть раз, перешло за полмиллиона".
В 80-х годах XIX века, по оценке современников, десятки тысяч крестьян спивались и разорялись. Для того, чтобы приостановить этот крайне неблагоприятный процесс, правительство в 1885 г. приняло постановление, предоставляющее крестьянским обществам право по решению сельских сходов закрывать в сёлах винные лавки. В одной Орловской губернии было составлено 1200 запретительных приговоров, в Саратовской вместо 1651 кабака осталось всего 82, в Курской вместо 2258 - 40. В Симбирской вместо 899 - 18, в Уфимской на 1 723 тыс. душ населения осталось 15 кабаков. Запретительные резолюции сельских сходов свидетельствуют о том, что в те времена большая часть мужского населения ещё не была поражена пороком пьянства. Ровно столетие спустя отсутствие такой поддержки предопределило неудачу антиалкогольной компании руководства СССР.
Основными факторами, сдерживавшими в то время распространение пьянства, были, с одной стороны, православие (особенно старообрядчество) и ислам, дававшие прочный иммунитет против спаивания.
Трезвость у верующих была в чести и борьба с пороком пьянства проводилась постоянно. С другой стороны, алкоголизации населения препятствовала занятость подавляющей его части сельским трудом, где, как известно, "день год кормит". Многодневный запой грозил крестьянину разорением. "Русский человек есть деловой человек. И, кроме того, он трезвый человек: по душевому потреблению алкоголя дореволюционная Россия стояла на одиннадцатом месте в мире. Дело русского крестьянина - дело маленькое, иногда и нищее. Но это есть дело. Оно требует знания людей и вещей, коров и климата, оно требует самостоятельных решений. Мужицкая ошибка в предвидении означает голод" (И. Солоневич).
Широкое недовольство населения алкоголизацией, олицетворявшейся частными кабаками, послужило одним из серьёзных мотивов к восстановлению в 1894 г. правительством Александра III государственной монополии на водку. Место кабака заняла казённая лавка, в которой продавалась водка в закупоренной таре и только на вынос. Эта питейная реформа выявила, что часть населения серьёзно поражена пьянством, и, в то же время, стимулировала развитие худших традиций потребления алкоголя. Спиртные напитки стали потребляться на улице, что нанесло ущерб общественной нравственности. Известный русский юрист А.Ф. Кони писал: "Когда была введена казённая продажа вина, многие радовались, что кабак как средоточие спаивания ... отжил своё время и, если можно так выразиться, распылился на спокойное домашнее употребление вина. Но эта иллюзия продолжалась недолго. Кабак не погиб, а прополз в семью и во многих случаях... внёс в неё развращение и приучение жён и даже детей пить водку. Кабак... как ядовитый цветок распустился на улице". Возле казённых лавок появились "стаканщики", которые предлагали свои услуги для откупоривания и стакан для распития водки. Постепенно формировался новый, более грубый вид алкогольного потребления - уличное распитие спиртного. Поражающий любого иностранца небезопасный обычай уличного распития водки гранёными стаканами существует в России, оказывается, вот уже более 100 лет.
К началу XX века в России сформировался опасный стиль потребления алкогольных напитков, когда алкоголь потребляется почти исключительно в виде крепких напитков, единовременными ударными дозами ("залпом"). В 1911 г. в структуре винопотребления водка занимала 89,3%. Выдающийся русский врач В.М. Бехтерев писал: "Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокоградусную водку, находиться в гораздо менее благоприятных условиях, чем народы запада, которые главным образом потребляют виноградное вино и пиво. Дело в том, что крепкие растворы алкоголя... действуют особенно разрушительно, а при слабых растворах алкоголь не имеет такого вредного действия. ...сплошь и рядом у нас практикуется питьё водки целым стаканом, часто без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно, нежели при потреблении такого же количества при других условиях".
Сложившийся стиль потребления водки залпом делал даже и нечастое потребление весьма опасным. Именно поэтому Россия, занимая по количеству потребляемого алкоголя одно из последних мест в мире, имела гораздо менее благополучную картину по многим показателям, характеризующим алкогольную ситуацию. Так, в 1911 г. в России на 1 млн. населения приходилось свыше 55 смертей от алкогольного опоя, в то время как во Франции, где душевое потребление алкоголя было в 7 раз больше, чем в России, этот показатель составлял 11,5. В Петербурге ежегодно погибали от опоя по 20 человек на 100 000 населения, тогда как в Берлине таких смертей насчитывалось всего 3, а в Париже - 6. В Вене 1 больной алкоголизмом приходился на 1020 жителей, в Берлине на 369, а в Петербурге - на 22.
Опасный стиль потребления алкоголя в России, несмотря на его относительно небольшой уровень на душу населения, стал ослаблять российское государство. Перед началом русско-японской войны из-за повальною пьянства по случаю проводов в армию и в городах и в сельской местности были сорваны все сроки военной мобилизации.
Несмотря на то, что по уровню потребления алкоголя Россия занимала одно из последних мест в Европе, в августе 1914 г., когда началась Первая Мировая война, император Николай Второй запретил продажу водки и других крепких спиртных напитков. Первоначально запрет был введён в качестве временной меры, однако по завершению мобилизации он остался в силе. Постепенно запрет распространили на вино и пиво. Последний русский царь предрешил навсегда воспретить в России казённую продажу водки.
Ни в одной стране мира до 1914 г. подобных радикальных мер по снижению потребления алкоголя не принималось. За первые годы войны потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Сократилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях. Однако со второй половины 1915 г. и особенно в 1916 г. стало всё более массовым потребление самогона, лаков, политуры и других спиртосодержащих веществ, что привело к многочисленным отравлениям и росту алкогольных заболеваний, распространению скрытых форм злоупотребления алкоголем. Этот печальный опыт борьбы с пьянством посредством одних лишь запретительных мер не был учтён семь десятилетий спустя руководством СССР при планировании антиалкогольной кампании 1985-1987 гг., итоги которой оказались весьма схожи с результатами царского "сухого закона".
Таким образом, накануне революций 1917 г. и радикального социального переустройства страны алкогольная ситуация в России определялась сложным взаимодействием нескольких противодействующих факторов. С одной стороны распространение пьянства и рост потребления алкоголя сдерживались занятостью подавляющей части населения аграрным трудом, набожностью народа, многомиллионным числом христиан-старообрядцев и мусульман, действием "сухого закона", что в совокупности позволяло тогдашней России быть одной из последних стран по уровню потребления алкоголя на душу населения (3,4 л в год). С другой - имелся окончательно сформировавшийся крайне неблагоприятный, оглушающий стиль потребления алкоголя, рост самогоноварения, скрытых форм пьянства, а также настоятельная необходимость пополнения казны "пьяными" деньгами.
К сожалению, революционные изменения в стране привели к усилению действия негативных факторов и ослаблению позитивных.
Усугубление пагубного северного стиля потребления алкоголя в новейшей истории России
В первые годы революции и разрухи, вызванной гражданской и мировой войнами, в городах ощущается дефицит продуктов питания. Разрушенная промышленность не в состоянии обеспечить города сельхозпродуктами в обмен на промышленные товары. Излишки продовольствия в деревнях идут на подпольное производство водки и самогона. Председатель Совнаркома В.И.Ульянов-Ленин решительно отвергал возможность производства и продажи спиртных напитков крестьянам в обмен на продовольствие для финансирования промышленности. Чтобы сократить перегонку продуктов питания в алкоголь, Советское государство в лице Военно-революционного комитета, а затем - Совета Народных Комиссаров РСФСР борется с самогоноварением и подпольным производством водки. Лица, занимающиеся тайным производством или продажей алкоголя, предаются военно-революционному суду. По данным ВЧК-НКВД в начале 20-х годов было возбуждено свыше 500 тыс. уголовных дел по самогоноварению. Несмотря на строгие меры, в 1924 г. на изготовление самогона было израсходовано 2 430 тыс. тонн пищевых продуктов.
Разрешение на производство и продажу вина крепостью 12°, а затем 14° не изменило ситуацию. Предпочтение к потреблению крепких алкогольных напитков прочно закрепилось в питейных традициях. Чтобы остановить самогоноварение, власть была вынуждена в 1922 г. разрешить продажу креплёных вин - 17-20°, в 1923 - 25°, в 1924 - 30°, а в 1925 г. отменить действовавший с царских времён запрет на продажу 40° водки, введя водочную монополию. В этой связи В.М. Бехтерев писал, что неизбежный возврат к свободной торговле водкой был обусловлен тем, что трудящиеся требовали крепких спиртных напитков.
С этого же времени и на длительную перспективу (с небольшим перерывом в 1985-1988 гг.) в алкогольной политике страны начинает доминировать финансовый интерес. В 1927 г. И.В. Сталин говорил: "Когда мы вводили водочную монополию перед нами стояла альтернатива: либо пойти в кабалу к капиталистам, сдав им целый ряд важнейших заводов и фабрик, и получить за это известные средства, необходимые для того, чтобы обернуться; либо ввести водочную монополию для того, чтобы заполучить необходимые оборотные средства для развития нашей индустрии своими собственными силами".
Начинаются форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Оба процесса содействуют росту потребления алкоголя. Первый - за счёт потребности в "пьяных" деньгах на развитие производства и урбанизации, второй - за счёт лишения сельских жителей права собственности на земли, а с ним и ответственности за хозяйство и свою собственную судьбу.
Всё это происходило на фоне воинствующего атеизма властей, гонений на верующих и священнослужителей. Роль церкви в поддержании нравственных ценностей народа на долгие годы была ослаблена.
Снижение потребления алкоголя наметилось в предвоенные годы и, главным образом, было обусловлено установлением жёсткой дисциплины и уголовной ответственности за любые нарушения. Однако, массовое использование спирта в качестве адаптогена на фронтах Великой Отечественной войны, небывалые горе и страдания принесённые войной, способствовали росту потребления алкоголя и распространению пьянства в послевоенные годы. В трудных экономических условиях, связанных с послевоенной разрухой, напряжением всех сил общества на восстановление народного хозяйства, начавшейся гонки вооружений и "холодной" войны, государство ограничилось поверхностными мерами борьбы со злоупотреблением алкоголем. "Пьяные" деньги играли всё более возрастающую роль в экономике страны, и задачи сокращения производства водки не ставилось. В 1958 г. советское руководство, возглавляемое в то время Н.С. Хрущёвым, попыталось достичь уменьшения пьянства путём запрещения продажи спиртных напитков в розлив, связывая с последним наиболее одиозные и антиобщественные формы пьянства. Запрет на продажу водки на всех предприятиях общественного питания (кроме ресторанов) не дал ожидаемых результатов и привёл к дальнейшему снижению нравственности общества. Потребление алкоголя было вытеснено из социально-контролируемых мест на улицу. Мужским населением ещё не был утрачен фронтовой навык приема спирта залпом. Запрет на потребление алкоголя вместе с приёмом пищи, уличное распитие водки способствовали массовому приобщению людей к алкоголю. Стала формироваться терпимость к групповому распитию спиртного и антиобщественному поведению как явлению обыденному. За десятилетие с I960 г. потребление алкоголя на человека в год возросло на 2,8 л и достигло к 1970 г. 6,7 л.
Попытка изменить структуру потребления алкоголя в сторону увеличения доли вина и пива, уменьшить удельный вес водки и других крепких напитков в обшей массе потребляемого алкоголя была осуществлена в первые годы нахождения у власти Л.И. Брежнева. Постановление ЦК КПСС и Советского правительства "О мерах по усилению борьбы с пьянством" (май 1977 г.) предусматривало сокращение производства крепких спиртных напитков и увеличение выпуска сухих виноградных вин и пива. Из-за экономической заинтересованности государства в доходах от продажи водки данное постановление выполнено не было. Кроме того для извлечения дополнительной прибыли было увеличено более чем в 2 раза производство относительно дешевых низкосортных плодово-ягодных вин.
В стране неуклонно растёт число больных алкоголизмом, преступность на почве злоупотребления алкоголем. Невозможность сократить потребление алкоголя по экономическим причинам заставляет государство усиливать административные меры борьбы с пьянством. С 1974 г. в системе МВД создаются лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания больных алкоголизмом, в сущности - тюрьмы для них.
Производство и потребление алкоголя в стране продолжают увеличиваться. В потребление алкоголя вовлекаются новые группы населения - женщины и молодежь. Потребление алкоголя проникает на производство, в общественные места, становится атрибутом служебных отношений, всё меньше воспринимается как социальное зло, отношение к нему становится всё более терпимым. К середине 80-х годов потребление алкоголя на человека в год достигло по разным оценкам 11-14 л, а прямые и косвенные потери от него составляли около 120 млрд. рублей, что приблизительно равнялось двум годовым бюджетам на оборону. Усилилось отставание по продолжительности жизни населения России (особенно у мужчин) от индустриально развитых стран Запада.
М.С. Горбачёв в 1985-1987 гг. попытался жёсткими запретительными мерами снизить производство и потребление алкоголя в стране. Одновременно была начата либерализация общественной и экономической жизни с целью раскрепощения творческой энергии народа, освобождения от порока пьянства. С одной стороны поначалу были получены весьма позитивные результаты. Потребление алкоголя снизилось до 11,5 л на человека в год. Впервые за долгие годы смертность населения стала снижаться, а средняя продолжительность жизни - расти. К 1987 г. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин увеличилась на 3,2 года.
Одновременно выявилась ужасающая картина почти биологической потребности значительной части нации в алкоголе: по всей стране люди буквально душились в огромных очередях за ставшими дефицитом водкой, сахаром, дрожжами. Расцвело самогоноварение. Колоссальный дефицит бюджета, вызванный экологической катастрофой на Чернобыльской АЭС, землетрясением в Армении дополнялся недополучением традиционных "пьяных" денег, оседавших в руках новоявленной алкогольной мафии. Эти и ряд других обстоятельств заставили тогдашнее руководство страны в 1988 г. свернуть алкогольную реформу.
К сожалению, из-за административных перегибов на местах в ходе этой антиалкогольной кампании пострадало в первую очередь производство пива и вина. Многие дорогостоящие линии по производству пива были разрушены, много виноградников, плантаций хмеля и посевов ячменя для пивного солода было уничтожено. Возникла водочная мафия, ибо наладить нелегальное производство водки было проще и выгоднее, чем менее крепкие алкогольные напитки.
Таким образом, одним из печальных результатов антиалкогольной кампании стал подрыв пивоварения и виноделия, дальнейший перекос в структуре потребления алкогольных напитков в пользу водки и самогона. Неблагоприятный северный стиль потребления стал безраздельно господствующим.
Непродуманными действиями властей антиалкогольная идея была дискредитирована. Критичность общества к злоупотреблению алкоголем оказалась сниженной. Миллиарды рублей, не истраченные населением на покупку алкоголя и не обеспеченные другими товарами и услугами в условиях тогдашней плановой экономики, стали оказывать давление на потребительский рынок, внося свой вклад в обесценивание национальной валюты и усиление инфляции.
Либеральные экономические реформы, начатые Е.Т. Гайаром в 1992 г., привели к тому, что Россия буквально достигла "дна" в потреблении алкоголя. Была отменена государственная алкогольная монополия.
Начался массовый завоз на территорию РФ относительно дешёвого спирта из Бразилии, Бельгии и других стран, ставшего главным сырьём для производства дешёвой и в том числе нелегальной водки. Водка в прямом смысле стала дешевле мыла, доступ на в любом возрасте, в любом количестве, в любом месте и 24 часа в сутки. "Вершиной" пьянства и "северного" стиля потребления алкоголя стало распитие, в том числе уличное, неразбавленного 96°-ного спирта "Royal".
В 1994-1995 гг. потребление алкоголя в стране достигло наибольшего за всю историю страны уровня - 15-18 л на человека в год. В эти же годы отмечена необычайно высокая смертность населения РФ. Вымерло значительное число злоупотребляющих алкоголем лиц, в том числе и тех, чьи жизни были сохранены антиалкогольной кампанией 80-х гг.
Финансовый кризис августа 1998 г. при всех его издержках для населения и экономики страны несколько изменил структуру потребления алкоголя. Падение курса рубля сделало ранее дешёвый импортный спирт, шедший на изготовление водок, относительно дорогим. Доля водки и других крепких напитков среди потребляемого алкоголя впервые за долгие годы немного уменьшилась. Оживились пивоваренная и винодельческая промышленности, работающие на отечественном сырье. Дефолт заставил хотя бы частично восстановить государственную алкогольную монополию.
Однако, как и на протяжении четырёх последних столетий, легальный наркотик алкоголь в наши дни продолжает оставаться средством пополнения бюджета.
Во многих развитых странах бюджетная политика строится с учётом известной истины, что никакие доходы от реализации алкоголя не покрывают совокупного ущерба, наносимого его потреблением здоровью нации и экономике.
В условиях неблагоприятного экономического положения страны в алкогольной политике РФ, к сожалению, пока по-прежнему превалирует сиюминутный финансовый интерес.
Заключение
История зарождения пьянства в России как массового социального явления - суть история формирования северного стиля потребления алкоголя.
Домосковская Русь пьянства не знала, не знала и крепких алкогольных напитков.
Царизм повинен в насаждении крепких алкогольных напитков во имя интересов казны, в формировании северного стиля потребления алкоголя в России и, как следствие, в широком распространении пьянства.
Советская власть не смогла обойтись без "пьяных" денег, изменить стиль потребления алкоголя на более благоприятный. Производство и потребление алкоголя выросли. Запретительная антиалкогольная кампания дискредитировала идею трезвости. Создала отложенный спрос на алкоголь.
Либеральные экономические реформы начала 90-х годов привели к почти полной утрате государственной винной монополии, криминализации алкогольного бизнеса. Водка стала доступна в любом возрасте, в любое время суток и по любой цене. Апофеозом северного стиля явилось невиданное доселе в мире массовое приобщение населения к потреблению 96° спирта типа "Royal".
Таким образом, в силу ряда особых исторических, политических и экономических обстоятельств в стране к концу XX века возникла беспрецедентно неблагоприятная алкогольная ситуация: сочетание северного стиля и максимального уровня потребления алкоголя на человека в год, характеризующееся избыточной заболеваемостью и смертностью населения.

(Подчеркнуто мной - В.В)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leonov
Соавтор проекта
Соавтор проекта


Зарегистрирован: Nov 10, 2005
Сообщения: 583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2006 1:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В определенной степени эта статья подтверждает мои рассуждения. В том числе , что касается старообрядцев. Когда-то, вспоминал мой отец, , в конце сороковых годов , один из его друзей после рюмки выпитой водки, не мог осмелиться показаться на улице.Боялся осуждения со стороны стариков . Мол , они могли по запаху определеить, что я выпивши. А сейчас...К моему большому разочарованию, политика воинствующего атеизма ( " С Лениным в башке и наганом в руке") совратила и извратила многие принципы жизни современных потомков старообрядцев. Есть одна деревня в Бурятии,вблизи Тарбагатая, когда-то центра забайкальского старообрядчества, где глава администрации, чтобы прекратить спаивание односельчан, устроила массовое кадирования мужского населения. Говорят помогает.
_________________
Забайкалье - моя родина...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергеев_ЮВ
Писатель


Зарегистрирован: Mar 04, 2006
Сообщения: 725
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 06, 2006 8:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

К пивному алкоголизму

Раньше пиво варили на хмеле, знаете такое вьющееся растение. Но в последние годы, пивные компании перешли на особые дрожжи, которые делают из соскобов костей на бойнях. Пиво на них бродит быстро, но... По закрытым данным, от потребления такого пива, в Германии более 30% немцев до тридцати лет - импотенты. Их функцию взяли на себя турки. У нас продают и рекламируют тоже "модифицированное" пивко... Я не верю в случайности, не верю даже в жадность бизнеса... все делается умышленно и тихо. Расчищают жизненное пространство прожорливому "золотому миллиарду". Такое пиво на генетическом уровне ломает мужика.
Как-то тихо и спокойно по телевизору сообщают, что за год в России погибают до 40 000 человек, целый город отравлен, отравлен умышленно. Вы где-нибудь слышали судебный процесс, над отравителями? Ведь вычислить их для нашей доблестной милиции – раз плюнуть. Дело в том, что насквозь коррумпированные силовые структуры сами курируют наркотики и пьяный бизнес. В Екатеринбурге, был такой замечательный русский бизнесмен Хабаров, который организовал движение против наркотиков, общественность снесла дворцы обнаглевших цыган. Хабарова посадили в тюрьму и удавили в камере.
Была трогательная передача про город Кимры в Подмосковье. На 20 000 жителей – 7000 наркоманов. Стоят такие же цыганские дворцы. Что, там некому навести порядок?
К сожалению, в милиции сейчас честного сотрудника просто выживают. Это в кино нам лапшу на уши вешают про доблестных ментов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail Посетить сайт автора
UdarNik
Сотник
Сотник


Зарегистрирован: Feb 24, 2007
Сообщения: 621
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Авг 18, 2007 10:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще несколько штрихов к истории вопроса.

...Новые "реки"
В начале шестидесятых годов девятнадцатого столетия близ Иркутска был один Александровский винокуренный завод, но прошло двадцать лет, и "винные реки" потекли в Нижнеудинском округе, Верхоленском, Балаганском, в Тельме. В Александровском заводе даже хлебные магазины были завалены бочками с вином. В народе же говорили, что прежде реки выходили из берегов, а теперь, не дай Бог, утонем в вине. Спирт, производимый в Иркутской губернии, не только удовлетворял местный спрос, но и шёл в Якутскую область, где не было ни одного винокуренного завода, и отчасти в Забайкальскую область.
В этом был известный парадокс: Иркутская губерния не обеспечивала своё население хлебом, но при этом обеспечивала получаемым из хлеба спиртом. Когда речь заходила о сельском хозяйстве, вспоминали о непогоде и о том, что "губерния наша вообще не отличается плодородием". Поставщики зерна молились об избавлении не только от засухи и от града, но и от "супостатов, превращающих хлеб в вино". Впрочем, были и совсем другие суждения, в том числе и в печати, – о том, что частные винокурни разовьют хлебопашество, установят хорошие цены на хлеб.
Когда из Томской, Енисейской губерний направлялись к нам спекулянты со спиртом, местные заводчики быстро сбрасывались, откупаясь десятками тысяч рублей. Чтобы вскоре вернуть их – уже из кармана потребителя.
Напоить народ, увы, всегда было дешевле, чем накормить, обуть и одеть. Деньги, вложенные в стеклянные, фарфоровые, суконные фабрики, не оборачивались столь быстро, и затраты должны были постоянно расти, чтобы в ярмарочном изобилии наши товары не утратили конкурентоспособность. Удивительно ли, что тарелки, чашки, стаканы, стёкла в домах иркутян чаще были привозные?
В юности иркутский предприниматель Александр Сибиряков увлёкся производством стекла и с января 1873 года начал принимать заказы. Но всего лишь четыре года спустя, 25 января 1877 года, в тех же "Иркутских губернских ведомостях" появилось сообщение: "Продаётся стеклянный завод А.М.Сибирякова, стоящий на берегу Байкала, в 18 верстах от Лиственничного". Сам Александр Михайлович был уже далеко – в новых мыслях и проектах, более интересных и перспективных.
Скорый капитал
Уповая на скорый винный капитал, предприимчивые люди заводили паровые и водяные мельницы, возводили постройки для рабочих и запасались зерном – главным образом рожью и ярицей. Пшеница (как более дорогая) бралась редко, но при этом заводчики не смущались называть получаемый спирт пшеничным. Потому что потребителю было известно: пшеница даёт более чистый спирт.
Самой лучшей в Иркутской губернии считалась продукция Ново-Александровского завода, на котором установлен был дорогой и потому редкий даже в европейской России аппарат Коффея, хорошо очищающий спирт от сивушного масла. Увы, это удорожало продукт, привозной же спирт был ещё более дорог, и потому большинство выбирало дешёвую сивушную водку.
В 1890 году в Иркутске располагался Сибирский пивоваренный завод А.Н.Сошникова. На Большой, в доме Маркевич, находился его оптовый склад, откуда предлагались пиво, портер, мёд. В ренсковых погребах на Амурской и Большой предлагался роскошный портер "Аллекок" и "Лучший". В знаменитой бархатной гостиной Ивана Степановича Хаминова подавались прекрасные марочные вина, привезённые хозяином из Гамбурга. В буфетной Коммерческого клуба в Иркутске собиралась коллекция – от водок завода Швайе до ликёров завода Штридтера. Но коллекции эти оставались доступными только для меньшинства.
На съезде российских психиатров, проходившем в 1887 году в Петербурге, доктор В.А.Брянцев, заведующий отделением для душевнобольных при иркутской Кузнецовской больнице, констатировал: "Водка местных заводов содержит много сивушного масла, неудивительно, что в Сибири психозы от злоупотребления алкоголем весьма часты. Меланхолии и мании, которые я здесь встретил и наблюдал, несомненно, носят дегенеративный отпечаток. А пьющих запоем в Иркутске, как в интеллигенции, так и в простом народе, такая масса, что просто разводишь руками. Особенно в Иркутске поражает развитие пьянства между женщинами".
Иркутские полицейские могли бы добавить: на "пьяных улицах" (таких как Подгорная, Сарайная) чаще всего стреляются, принимают раствор фосфорных спичек, обкрадывают, убивают. Такие пьяные улицы, слободки были по всей России, но в Иркутске беда усугублялась постоянным притоком ссыльных и каторжан.
Закрыть нельзя. Ограничить!
Традиционно ограничения в винной торговле вводило Министерство внутренних дел, но с усилением городского самоуправления уже думы определяют режим работы питейных заведений. Скажем, в Иркутске начиная с 1875 года в воскресные и праздничные дни все питейные заведения должны были закрываться не позднее 9 часов вечера, открываться же – не ранее 11 часов и во всяком случае после совершаемых в эти дни божественных литургий.
В купеческой Иркутской думе достаточно многие были прямо заинтересованы в расширении и углублении "винных русел"; к счастью, розничная продажа крепких спиртных напитков регламентировалась и утверждалась Иркутским губернским по городским делам присутствием, с обязательной публикацией обо всех изменениях в "Иркутских губернских ведомостях".
Чем более развивался и обустраивался Иркутск, тем более раздвигались границы "зачистки" от проявлений пьянства. Так, на 1891 год не дозволялось открытие питейных заведений с розничной продажей крепких напитков на улицах Большой, Амурской, Ланинской, Тихвинской, Пестеревской, Арсенальской (между Благовещенской и 5-й Солдатской), Преображенской, с включением Казарменной до берега р. Ангары, Ивановской (от Большой до Соборной площади), а также в переулках и улицах, прилегающих к площадям: Тихвинской, Сенной, Успенской. В улицах же и переулках, выходящих на эти площади, питейные заведения допускались не ближе 40 саженей от границы площади. Также не разрешалось открытие питейных заведений с розничной продажей спиртных напитков по обе стороны перевозов и во все стороны от застав (на 100 саженей).
Такими мерами власть добилась того, что к концу девятнадцатого века центр города выглядел трезвым и достаточно безопасным. Воровство (и особенно в гостиницах) оставалось, но хроника "пьяных преступлений" сместилась на окраины.
Однако в целом виноторговля была весьма и весьма широкой. На 1891 год узаконено было 57 заведений: 39 ренсковых погребов (из которых 1 – с продажею распивочно и на вынос, и 38 – только на вынос), 12 питейных домов, 4 водочных магазина, 1 штофная лавка и 1 шинок.
Государство обманывало самоё себя: одною рукою раскрывало карманы для винных налогов, а другою прикрывало следы запоя и вырождения.
Всякий раз, испытывая нужду в деньгах, государство прибегало к испытанному способу, демонстрируя поразительную близорукость. А потом, словно бы устыдившись, впадало в другую крайность, объявляя трезвость любой ценой. Так, из крайности в крайность, и качается наша история – будто пьяная.

http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?DC553F4C-A832-274D-A84D-118EEF3E3B73

(Начало статьи я отрезал и поместил в теме Сенотрусовы)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Ср Авг 29, 2007 11:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хочу привести маленький отрывок из книги так мной уважаемого и любимого Фёдора Ивановича Елисеева "Казаки на Кавказском фронте". При описании боя у селения Сауксу (Холодная вода) 22 апреля 1915 года он пишет вот что (выделено мной):
Цитата:

- Спасибо казакам... выручили... а то прямо-таки позор, что моя дружина бежала, - и добавляет: - Позвольте представиться, господин офицер, я есть Кери, начальник 4-й армянской добровольческой дружины.
Все это он произнес стоя - курды так и застрекотали своими выстрелами по нему - и потом сам, первым, подал мне руку. И прилег около меня.
Небольшого роста, сухой, лицо не совсем чистое, будто после оспы, но приятное. Движения спокойные, уверенные. Совершенно чисто говорит по-русски. Он мне понравился.
- Вы мокры... выпейте. Это вас согреет, господин офицер, - говорит он и подает мне фляжку, висевшую у него через плечо на ремешке.
Мне так хотелось пропустить несколько глотков горячего чая! Глотнул, но - то оказался коньяк. Молодежь наша тогда почти ничего не пила. И я был разочарован содержимым во фляжке и не притронулся к ней больше.
— Только? — спрашивает Кери. — Пейте! У меня есть еще!
Но я решительно отказался и предпочел бы именно горячего чая, а не этой гадости, горько-вяжущей струей охватившей мою гортань.

Интересно, это он о кубанцАх вобщем?

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
АндрейСафонов
Есаул
Есаул


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2990
Откуда: Ангарск

СообщениеДобавлено: Ср Авг 29, 2007 6:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Воевода_Владимир,
Ну, а почему нет. Кубань и Терек наверное были больше привержены к домашнему вину - чихирю. Так что более крепкие напитки могли употреблять редко или не употреблять вовсе (особенно казаки и староверов).
Забайкальцы (за исключением семейских) не отказались бы от коньячку. Крепкие напитки в Забайкалье, увы, были всегда популярны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-Mail
shmel
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: Nov 05, 2007
Сообщения: 19

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 11, 2007 3:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Leonov писал(а):
Нет безысходности, а есть обыкновенная человеческая лень, отсутствие стержня в жизни, желания трудиться и делать Дело.

Желание трудиться и делать Дело есть тогда, когда результаты труда и Дело востребованы и оцениваются по достоинству. Очень важно для человека моральное удовлетворение от труда. Отсутствие его и недостаток заполняется чаще всего алкоголем. Стержень в жизни имеет тот человек, чей труд и дело приносят добро обществу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Седой
Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Хорунжий, он же Хранитель Предыстории


Зарегистрирован: Feb 07, 2006
Сообщения: 2876
Откуда: Штулим

СообщениеДобавлено: Пт Июн 26, 2009 12:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://faleev.com/z37.htm

Интересное мнение.

_________________
Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Забытые традиции Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.105 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.013 сек.