Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Традиции русских старообрядцев (семейских) Забайкалья. ч.II
Старообрядчество. Семейские.

     Часть II.
     Содержание морально-этических традиций в народной педагогике семейских Забайкалья.
     Леонов А.М.



Леонов А.М.
2005

Моим родителям

ЛЕОНОВУ МАРТЕМЬЯНУ МИРОНОВИЧУ
ЛЕОНОВОЙ ЕФРОСИНИИ СЕМЕНОВНЕ

С ВЫРАЖЕНИЕМ ЧУВСТВА ПРИЗНАНИЯ И СЫНОВНЕЙ БЛАГОДАРНОСТИ

ПОСВЯЩАЕТСЯ…


ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ:
Морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских) Забайкалья.


Часть II.
Содержание морально-этических традиций в народной педагогике семейских Забайкалья.

     Нравственное воспитание, как универсальный процесс, следует  понимать не только как социализацию и "введение в культуру",  формирующие человека как члена того общества, к которому он принадлежит, но и как процесс формирования данного общества. Однако все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, смелыми, трудолюбивыми, " любое общество заинтересованно в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины, (то есть, в успешной поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности), профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. ( Мудрик, 1994, 24).  Вопрос заключается в том, какой    "конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей и какими средствами и насколько эффективно народная педагогика добивается их внедрения и осуществления"  (Кон, 1983, 19).
     К числу факторов, влияющих на культурное своеобразие системы воспитания, относится и система традиций, которая является важнейшим механизмом регуляции в обществе, доминирующей выработку конкретных моделей воспитания.
    В рамках   определенного этнического социума, в отличие от других человеческих общностей, осваиваются не только соответствующие знания, но и их характерные стереотипы поведения и деятельности, выражающие самобытность этой общности, ее устойчивость, как особой целостности.
    В этом плане важнейшее место в жизнедеятельности  этнической группы  (общности) занимают морально-этические традиции. Они играют роль институализированного фактора, обеспечивающего организующие действия, своего рода субъективное конституирование этнической общности, ее индивидуализацию на основе развития этнического самосознания. Это самосознание складывается под влиянием оценочных отношений людей определенной группы, которой свойственны  обусловленные традиции и тенденции к самоопределению. Этническое самосознание заключает огромное значение в воспитательных воздействиях. И здесь приобретаются такие значения как: дифференциация значимых ценностей, выделяющих такую общность и актуализация ценностей, утверждающая нравственные нормы, имеющих общее социальное значение.
    Воспитательная сила морально-этических традиций состоит в том, что люди, включенные в систему таких традиций, обычаев, воспитываются в соответствии с указанными потребностями, моральными предписаниями незаметно для самих себя,  естественно и просто. Ребенок усваивал практику нравственных поступков раньше, чем начинал понимать содержание этого понятия. Таким образом, формировался определенный тип человека в наибольшей степени соответствующий социальным, религиозным, этическим идеалам общества. Однако "содержание этих идеалов весьма существенно различалось в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя"    (Мудрик, 1994, 24).
    Рассматривая как один из элементов структуры нравственного воспитания, - воспитание на морально-этических традициях в народной педагогике семейских, - необходимо отметить, что речь пойдет не о монопольном обладании той или иной ценностью, интегральном качестве личности, а о различии в формах и оттенках, стилях их проявлений, связанных с культурными, историческими, религиозными, региональными и климатическими особенностями жизнедеятельности данной этнографической группы русского населения Забайкалья.
     Если условно представить морально-этические традиции семейских в иерархии ценностей, на первом месте будут стоять традиции, тесно связанные с трудом, природой, трудовой деятельностью людей. Дело в том, что эта традиция одна из самых древних и ее "область действия" охватывает всю жизнь человека от рождения: будь то "сын родился - "соколок", "душа в доме", "будущий поилец-кормилец" или дочка на свет появилась, " а уж то она хоть куда - и посуду мыть, и прясть - все девка"; до последних дней жизни: "Смотри дерево в плодах, а человека в делах".   
    Традиции,  имеющие  в своей основе уважение к труду, земле, природе, раскрывают самобытные психологические особенности личности семейского, закрепленные в нем исторически сложившимся образом жизни. Вообще в социально-религиозной концепции старообрядцев труд, в том числе предпринимательский, выступает в значении " труда благого и богоугодного". Вот почему  трудности, лишения, тяготы и гонения научили староверов относиться к земле как к матери, высшей ценности, порой даже возносясь над фанатичной религиозностью. Именно об этой "власти земли" говорит писатель Г.И.Успенский. Именно этой "властью" русский народ обязан своим терпением и мужанием в несчастье, своей мужественно-сильной и детски кроткой молодой душой. И до тех пор русский народ сумеет сохранить свой могучий и кроткий путь, покуда будет царить над ним ВЛАСТЬ ЗЕМЛИ, " покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания её повелений, покуда она властвует над его умом, совестью, покуда она наполняет всё его существование"  (Успенский, 1988, 213).  Семейские с их практическим умом и хозяйственной сметкой не могли не заметить, что "вози навоз, не ленись,  (то есть работай, не покладая рук - А.Л.), так и Богу не молись" ибо "навоз и Бога обманет" или "из одного дерева и крест, и икона, и лопата". Подобное отношение к труду, как явлению духовной и физической деятельности человека, как абсолютной самоцели и призванию, характерно и для других старообрядцев. Так, руководитель Выговской общины старообрядцев Андрей Денисов (Андрей Деонисьевич Вторушин / 1674 – 1730/), родоначальник выговской литературной школы, автор знаменитых старообрядческих  " Поморских ответов", что бы стабилизировать положение общины в Киеве и других районах "нача из добрых людей, на торг и с половины денег просити... он же своих людей избрав, и начат посылати в низовые городи хлеба покупати и в Санкт-Питербурх ставити... и от того бывшие велие помощь и пособие братству"  (Клибанов, 1977, 139-140). Община была спасена, появилась материальная база для её развития и распространения "истинного благочестия". Труд, предпринимательство было зафиксировано в этико-религиозной старообрядческой системе как еще одно важное средство спасения веры и души ( Керов, 1996, 42).
     Ф.Ф. Болонев отмечает: "Семейский крестьянин - сугубый практик, реалист, - ко всему подходит и оценивает все явления и запреты, от кого бы они ни исходили, с хозяйственной, практической точки зрения"    (Болонев, 1978,132).
    Как об отголоске о святости Матери-земли и напоминании поклонения находящихся на ней предков, протоиерей Андрей Ионов Журавлев, живший в 18 веке среди староверов, писал: "Старообрядцы в день (Троицы) ложатся ниц на землю, слушая молитвы, а священник читает их, на коленях стоя к престолу, зря на восток" ( Болонев, 1978,143). У старообрядцев Приуралья хорошо известен обычай, брать в крестные ребенка мать сыру землю, то есть крестимого как на руки крестной матери, клали на землю.
    А вот еще одни случай. Во время тяжелой болезни моему деду, Емельянову Семену Петровичу, пришедший для исповеди уставщик, советовал: "Ты сходи Семен в лес, исповедуйся перед землей-матушкой, "живьем" всяким, может и умирать тогда легче будет". Об этом случае рассказала моя тетя, Асташева Елизавета Семеновна / 1930 г.р./, которая с малых лет испытала на себе всю тяжесть нелегкого крестьянского труда, власть которого наполняла всё её существование: с этого поклонения труду начинался каждый день, объяснялась необходимость и надобность каждого поступка, каждого душевного помысла.
     Гимном труду можно считать слова одного из преданий семейских, записанного от Чебунина Л.М. / 1847 г.р./: "Земле мы поклоняемся, земле хвалу поем, землю слезами мочим, земля нам поддержка во всем, только она нас держит, только она нас кормит, детей наших растит. От земли мы идем, к земле придем. Ты одна наша надежда во всей  жизни. Хвала тебе, труд! Ты нас держишь в жизни и кормишь, в тебе наше утешение от горя и страданий, ты погибель для всех, кто тебя не любит, ты радость для всех, кто с тобой дружит" (Элиасов, Ярневский, 1963,324).
     Вся атмосфера семейной жизни семейских способствовала трудовому воспитанию. С ранних лет ребенок включался в трудовую деятельность. Мальчика отец брал в поле, приучая к бороньбе, уходу за лошадьми; девочку мать усаживала за прялку, а также учила шить необходимые вещи, вязать вариги, чулки, следить за порядком в доме  (Попова, 1928,16).
    Основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие.   В словаре В. Даля трудолюбивый - "это прилежный, работящий, не терпящий праздности человек". В современном психологическом словаре " трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребности и привычке трудиться" (Психологический словарь, 1990, 312). "Выбирай жену не в хороводе, а в огороде", - поучали молодого семейского парня, входившего "в возраст". А вот как проходили смотрины будущей невестки в селе Верхний Жирим.
     "Смотрины проходили в местности под названием Аршан, где ручей не замерзал  в зимнюю стужу, а летом вода не прогревалась и была леденящая. Женщины и девушки и зимой и летом полоскали там сукманные скатерти (что сами ткали). Если девушка в ледяной воде не боялась застудить руки ("они у неё жаром горели") значит ладная ( обладающая здоровьем, здоровая) будет невестка, а если придет к ручью с туеском горячей воды и будет греть руки, значит и в жизни и в семье будет всё " не очень спорно" (в смысле "хорошо", т.е. ловко, умело)" (Записано со слов Е.С.Асташевой, с. Верхний Жирим.).
      После венчания молодые шли в дом молодого. Там ожидали их отцы и матери. Спрашивают у молодого: "Зачем ты женился?"  Молодой отвечает: "Жену кормить, поить, с ней хозяйствовать". Спрашивают молодую. Молодая: "Мужу рубахи шить, его одевать, сынов ему рожать" (Семенова-Тянь-Шанская, 1914,68).
     Семейские резко осуждали лень и недобросовестное отношение к труду. Таких "нерадивых" хозяев и молодых людей осуждало большинство односельчан, нередко выставляя их "напоказ" при большом стечении народа. За ними сразу же народная  молва ''закрепляла'' обидные прозвища. Поговаривали: '' Да он, балахлыст (лентяй слоняющийся без дела), только беспорядки наводить, людей с толку сбивает, сам ни работает и другим работать не дает'' ( Словарь говоров.., 1999, 29).
  С другой стороны, на общих сенокосах, на помочах проявлялась сообразительность и ловкость каждого, сила и сноровка в отдельных приемах хозяйственной деятельности. По результатам работы в поле, на лугу можно было наглядно судить об умелости семейского в ведении хозяйства, а также в других существенных для репутации трудовых занятиях.
   Требуя от каждого человека определенных деловых качеств, общественное мнение возвышало тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим. Своё  уважительное отношение к свекру и свекрови молодая невестка показывала в работе по дому. За честь было постирать, выполоскать бельё родителей в ледяной воде незамерзающего ручья Аршанки (село Верхний Жирим).
     Так, например, в селе Тарбагатай до сих пор вспоминают деда Ивана, который пустил воду в канаву, из нее впоследствии поливали свои огороды почти полдеревни. Рассказывают, что его хозяйка, любила посудачить, что он " даже со своей канавой в постель ложится. Бывало, проснется, вскочит и бежит к своей канаве, справляется - все ли там в порядке".
    Такие люди, как дед Иван  были широко известны окрестному населению, которое в необходимых случаях прибегало к их помощи.
   Развитие материальной, хозяйственной деятельности зачастую тяжелой, требующей напряжения всех физических сил, тесно связано с развитием духовного мира. Человек не мог жить, довольствуясь только материальными интересами. Вот почему сам процесс труда, включающий: подготовку к работе, непосредственную работу и подведение итогов своей традиционной деятельности, - отмечались и украшались своеобразными традициями, выраженными в обрядах, празднествах, ритуалах. Все они отражали своеобразие культуры, быта русского народа, но вместе с тем несли отпечаток особенных условий жизни староверов. Так у семейских существует свой годовой цикл праздников и обрядов, тесно связанный с земледельческим трудом.
     Морально-этические традиции семейских, как отношение к труду и трудовой деятельности глубоко связаны с осмыслением явлений природы и человека, жизнь которого представляет один из приемов огромного процесса мироздания. Каждый цикл имеет свои временные границы, занимает свое место в  целостном процессе развития, выступая как пример повтора, символизирующего постоянство, непрерывность жизни.
   Народный земледельческий календарь семейских представляет в своей сути весьма сложный комплекс или сплав дохристианских аграрно-магических представлений с христианским воззрением, который, сложившись исторически, оформился в бытовой жизни.  Религиозные убеждения, приверженность старине надежно и надолго законсервировали древние русские обряды, традиции. Пусть не всегда у семейского обряд имел жизненную силу, в силу пытливости ума, привычке быть на стороне, изощрившись в борьбе с природой, он был далек, чтобы принять форму за сущность.
    Старинные земледельческие обряды и праздники по своему происхождению выливаются из трудовой деятельности людей. Семейскому надо было в первую очередь заботиться об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающим поколениям, и все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывалось с точки зрения земледельца.
     Дыхание старины чувствовалось во время сева и подготовки к нему. Семейские мылись в бане, надевали чистую одежду перед выездом в поле, надеясь, что и "семена и поле будут чистыми" (Болонев, 1978, 75). На сенокос ехали как на праздник. Девушки надевали свои яркие, праздничные одежды и устраивали гулянья. "Возницы кричат, гайкают на лошадей, а молодые бабы и девки, глядя на проделки своих возниц, громким хохотом заливаются. С первого раза вы подумаете, что это несется свадебный поезд, а уж никак не на работу едут " ( Ровинский, 1873, 128). Труд земледельца в своих внутренних,  существенных моментах сближался с деятельностью творца, художника, отсюда и "поэзия земледельческого труда". Очень образно это сказано у Г.И.Успенского: " Для меня стало совершенно ясным, что творчество в земледельческом труде, поэзия его, его многосторонность составляет для громадного большинства нашего крестьянства жизненный интерес, источник работы мысли, источник взглядов на всё окружающее его..." ( Успенский, 1988, 153).
   Основным содержанием осенних обрядов, являлось стремление вернуть работающим на поле потраченную силу и сохранить у земли, породившей урожай, ее плодоносную силу. "Лето работает на зиму, а зима на лето", - только в таком круговом цикле, связанном с трудовой деятельностью, человек мог чувствовать себя спокойным и уверенным в жизни. "Тот человек ценный, кто смолоду работать привык"; "Работай боле, и тебя будут помнить доле"; "Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто делом гож".
    Возвышенное отношение к труду, земле, природе имели в сути своей и уважительное отношение к  Человеку, живущему и работающему на этой земле. "Отец мой был природный пахарь, и я работал вместе с ним", - это слова из песни времен гражданской войны, которую любят петь семейские и сегодня в домашнем  кругу или на деревенских праздниках и молодежных посиделках. К слову, эту песню семейские села Гашей считают "своей" деревенской песней. Может это потому, что не только красива мелодия и проникновенны слова, но и потому, что раскрывает она душу забайкальского старообрядца. Единение с природой, трудом и - "пахарем", человеком "от природы", человеком, неразрывно связанным с землей, - лежат в истоках мировоззрения семейского. Вместе с тем это и показатель проявления  прямой наследственности, преемственности от отца к сыну, от деда к внуку.
     Зависимость от природы заставляла человека изучать окружающий  мир, примечать мельчайшие его особенности и приметы. Вся жизнь земледельца была связана с трудом,  землей, зависела от ее плодородия. Земля, природа была как бы живым существом: в определенную пору она "засыпала", "просыпалась", поила, кормила, одевала людей, как заботливая мать. Мать-земля для семейского - это, прежде всего черное, рождающее лоно земли-кормилицы, матери пахаря. Она же и хлебородица, которая " сообщает её рождающей глубине одеяние софийной красоты " (Федотов, 1991, 71).
     Поклоняясь природе, семейский заботился о её чистоте и плодородии. Природа отвечала ему взаимностью. Её богатства растительного мира, травы и коренья, охраняли здоровье семейского. По этому поводу профессор Н.Ф.Высоцкий писал: " Старообрядцы лечатся исключительно растительными средствами: по их понятиям, травы и коренья указаны самим  Богом" (Болонев, 1988, 17). Надо отметить, что старообрядцы весьма неохотно пользовались услугами официальной медицины. Правильнее будет сказать, они практически их не использовали, считая за большой грех обратиться к доктору. В этом нам видится не только суеверный страх, основанный на религиозных запретах, сколько практичность, рационализм семейского,  воспринимающего жизнь во всех ее проявлениях такой, как она есть на самом деле. Чувствуя недомогание или хворость, семейский не спешил к врачу, а обращал свое внимание на природу, с ее травами, кореньями, целебными источниками. Именно она ''врачевала'' и охраняла здоровье земледельца и труженика.
     Природа являлась главным предметом для народного искусства, составляя его духовно-ценностную, нравственную основу, соответствующую характеру и опыту староверов. Благодаря этому у семейских исторически сложилась система поэтически-образных и ремесленных традиций, основу которой составили нравственные отношения между человеком и природой.
  Потомственными семейными промыслами считались плотничество и столярничество, пчеловодство и кладка печей, художественная роспись и ткачество. До сегодняшнего дня первое, с чем сталкивается незнакомец при въезде в семейскую деревню, это выкрашенные в разные цвета дома, раскрашенные цветами и голубями ворота и калитки, вырезные наличники и украшенные узорами ставни окон. Эти традиции передаются из поколения в поколение. На этом фоне своей красотой и ухоженностью заметно выделяется деревня Калиновка, где каждый дом не похож на другие, где сюжеты росписи не повторяются, несмотря на то, что сделаны одними и теми же людьми. Калиновка в Бурятии хорошо известна своими молодыми талантами не только в области художественной росписи, но и в песенном искусстве.
   Представление о красоте тесно было связано с чистотой жилища внутри и снаружи. Хозяйка, умеющая украсить свой дом росписью, пользовались особым почетом у семейских. Многие считали роспись жилища своей домашней обязанностью (Ильина-Охрименко, 1972,43).
   В селе Верхний Жирим до сих пор вспоминают Евдокию Паксимовну Емельянову (бабу Авдотью). " Всю жизнь она шила и вышивала. Шила сарафаны, расшивала рубахи и ''карманы''( настенное украшение в виде больших карманов или подушечек). Вся деревня ходила к ней с работой. Однако так случилось, что Бог не дал ей родных детей. Она воспитала приемную дочь, которой передала своё умение. Умерла баба Дуня в глубокой старости, но и сегодня во многих домах хранятся расшитые её золотыми руками бесценные, чудные по красоте, вещи: "карманы", сарафаны, одеяла"    (со слов Е.С.Асташевой, с. Верхний Жирим).
     Песенные традиции, их жизненность, закрепляемость с малых лет и до седин являются одной из величайших ценностей  духовной культуры семейских. Народная песенная поэзия всегда была надежным хранителем чистоты мыслей и чувств трудового человека. В начале нашего века собирательница и исследовательница русского песенного фольклора Е.Э. Линева писала: "… очень важно установить в народе тот взгляд, что помнить и петь старинные песни ...в своем роде гражданская доблесть". Этой доблестью отличаются исполнительницы семейского фольклора (Болонев, 1992,180).
    Как отмечает  крупнейший исследователь певческих традиций семейских  Николай Иванович Дорофеев у них была разработана целая система музыкальной подготовки певческих кадров. Так, автор отмечает, '' в семейском  селе Большой Куналей существовала профессиональная школа певчих, основанная на устных традициях освоения средневековой культуры знаменного распева… Родители весьма охотно отдавали  в обучение пению и церковной грамоте своих детей, в основном мальчиков. Ученик обязан был усвоить церковную грамоту, выучить наизусть Часовник, Псалтырь, уметь правильно читать на память все домашние молитвы и ''петь по солям'', специальной системе крюковой нотации… Пройдя специальный экзамен, получив благославление уставщика, ученик становился полноправным церковным певчим. Некоторые родители этот момент вступления ученика на клирос отмечали тем, что покупали свечи и просили отслужить молебен в честь сына ( Дорофеев, 1989, 15). Однако необходимо отметить, что песенные традиции семейских передавались от поколения в поколения, от мастера к ученику не только благодаря специально организованной системе певческого воспитания, но и в процессе контактов и взаимодействия с талантливыми песенниками во время отдыха, на вечорках и игрищах.
     Как важно было следовать художественным и ремесленным традициям, так нуждались в сохранении и передаче нравственные отношения, в основе которых лежали уважение к старшим, родителям, поминовение усопших, милосердие и сострадание к больными и скорбящим, чувства благодарения и признания своим предкам, землякам. Механизм передачи ценного и дорогого для каждого народного опыта заключался в традициях, как гаранта стабильности вещей, норм, привычек, бытовых и праздничных обрядов и т.д.
     В основе взаимоотношений между поколениями у семейских лежало уважение к старшим:  родителям,   дедам и прадедам,  бабушкам,  старикам и пожилым людям в общине.
     Историки, этнографы  отмечали некоторое своеобразие отношений в семье: мужчин и женщин, старших и младших, детей и родителей. "У них (семейских - А.Л.) есть свои старики, которые решают многие вопросы, но они не полновластны. Отец семейства имеет большую власть, но не без границ" (Ровинский, 1873,107). "Кто бы ни был глава семьи  отец или мать, все остальные относятся к нему с почетом и уважением, он дает тон всей семье, от его воли зависит все домашние". "К старикам родителям глава семьи относится почтительно, спрашивает их совета в делах, заставляет, также почтительно,  относится и остальных членов семьи" (Попова,1928,15). "Замужние женщины, особенно не глупые, пользуются большим влиянием в семье. Разводов и каких-нибудь разборов между мужем и женой почти не бывает... семейные отношения чрезвычайно нежные"  (Ровинский, 1873,117).
     В больших семьях (редко когда в них было меньше 10 детей), складывались и особые отношения между детьми и взрослыми. Ровинский П.А замечает: " если  вы видели семейского где-нибудь на стороне или в поле, на улице и мирском сходе, вы его еще не знаете: вы посмотрите его в своей семье и увидите совершенно иного человека" (Ровинский, 1873, 125).
    Взрослые к детям относились с любовью и нежностью. "Милой", "бравенький", "дитенок мой" - звучало по отношению к детям. А вот как по этому поводу поется в старинной песне: "Что, женушка, ты женушка // Породи-ка ты мне сыночка // Будто ясного соколочка // Нам при молодости на забаву // Нам при старости на замену" (Потанина, 1977,117).
    З.В.Васильцова приводит высказывание Г.Н.Волкова: "В народе веками стойко держится убеждение: дети, конечно, нуждаются во взрослых, но едва ли взрослые нуждаются в детях меньше. Без них непременно наступило бы нравственное вырождение людей"  (Васильцова, 1988,107).
    Естественны и обратные чувства почтительности и почитания родителей и старших. "Чти отца и мать, не придется тебе горевать", "Где любовь да совет, там и горя нет". Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни.  "Дети обязаны родителей во всем слушаться, покоить и кормить их во время болезни и старости", - эти наставления не раз приходилось слышать, встречаясь со стариками  семейскими.
     В чистом виде нравственная основа отношений между родителями и их детьми выступала после выхода замуж дочери или женитьбы сына.
    ''После свадьбы родители обязан были помогать молодым в течение двух лет. Это уж потом они своим хозяйством жили. Правда это если по закону свадьба, а если бегом ( т.е. без согласия родителей – А.М.) помощи никакой, пока их не простят, не было. ( Записано со слов Павлуцкой Ф.К. , с. Куготы). Уважение,  любовь, забота, стремление поддержать друг друга, а со стороны детей – еще и обеспечить спокойную старость родителям, проявляется у семейских с необычайной силой. В обязанности детей входило также честно похоронить и поминать родителей.
    С культом предков в народном земледельческом календаре семейских связаны родительские дни поминовения, которых на год приходится четыре, что  является отличным от среднерусского земледельческого календаря. "Родителев своих должны поминати ,  а нас Господь Бог всех помянет. За все потрудимся, на веки спасемся", - поется в одном из духовных стихов старообрядцев. Этому наставлению семейские следуют очень строго и ревностно.   
     Широкую возможность помириться после скрытых или явных ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее в семье или во взаимоотношениях между соседями, давал обычай просить прощение в определенные дни календаря: в конце Масленицы, на "прощеное Воскресенье"; в Духов день после Пасхи ; в родительский день на Троицу; на Дмитриеву субботу в ноябре.
    В эти дни, поминая усопших, люди обращались к ним за помощью в устройстве хозяйства, быта, семьи. Возле молитвенных домов, часовен, церквей, а то и просто возле ворот домов раздавались специально испеченные калачи, булки, - "больным, бедным, нищим". " Хозяйка моя, - пишет Ровинский П.А., остановившись на постой в одном из домов села Бичура, - очень добрая женщина. Подойдет ли нищий попросить милостыню она непременно подаст ломоть хлеба или лепешку, которые в голодное время специально для этого и пекутся, а иногда и копеечку даст, сказав: " прими Христа ради" ( Ровинский, 1873, 125).
    А вот как об этом пишет И.Г.Прыжов, посетивший семейских приблизительно в восьмидесятые годы 19 века. '' В дни, называемые «родители» или родительские, женщины из каждого дома нагружают двухколесную тележку-одноколку печеным хлебом, булками, калачами и так отправляются в молельную. Здесь, после часов и панихиды, их ожидают старики и старухи победнее, преимущественно сибирячки или поселенцы, тоже с одноколками, но только пустыми и им раздается все привезенное'' ( Прыжов, 1996, 203).
     Культ почитания предков простирался и на другие праздники и обряды. Молодые просили перед свадьбой благословения у своих родителей. Если девушка сирота, она все равно просит у матери благословения, идет к ней на могилу и причитает: "Да ты расступись, мать сыра земля! // Да и ты расколись гробова доска // Да разбудись родна матушка // Да я пришла, да за твоим-то ли // Да благословением  (Потанина, 1977,153). А вот как обращается к матери в момент приезда жениха его невеста:  "Ты прощай, прощай, родимая // От лихой беды заступница // Белым днем моя печальница // В темну ноченьку богомольница"
 (Потанина, 1977,151).
    В прощеное воскресенье на Масленицу все друг с другом "прощались". Молодые ездили к родителям прощаться, чтобы после жить дружнее, старушки ходили одна к другой, а к соседям, бывало, родители даже гнали малых детей: "Вы их дразнили, идите прощения просить" ( Болонев, 1978,110). Это было моральным очищением человека и большого и малого, его совести  за нанесение своим близким  и родным вольных и невольных обид. Народная традиция просить прощения перед Великим постом заставляла, как бы ощутить переход к нравственным наивысшим требованиям к самому себе в преддверии строгих семи недель, продолжавшимся до Пасхи.
    Свидетельствами "старины глубокой", а от того особо популярными у семейских, являются родословные фамильные предания. Это такая форма народного поэтического творчества, которая утверждала и намечала пути реализации народного идеала в обществе. " Мой отец шибко хорошо знал, откуда его род идет. А вот нонешнее поколение все по книгам свой род хочет найти, да только не находит. Про это у стариков надо спрашивать", - так заканчивается  предание о роде Рыжаковых из села Большой Куналей ( Элиасов, Ярневский, 1963,321). Оно звучит, с одной стороны, как завещание, как наказ о почитании своих корней, людей, связанных с этими корнями плотью и кровью, с другой - как тревога, как боль и напоминание молодежи о сохранении своей родовой памяти.
     Гуманистические идеи, заложенные в морально-этических традициях семейских, соотносятся с основными нравственными ценностями и служат одним из средств для более глубокого и полного усвоения основ человеческой морали, воспитания истинно человеческих отношений между людьми.
     Семейские часто в разговорах с незнакомыми людьми любят пояснять: "Семейскими называемся мы оттого, что семьями здесь поселились". "Общиной общин" называли такие  поселения, так как " у них каждое селение состоит из домохозяйств с большими семьями, достигающими иногда до пятидесяти душ. В каждой семье царит замечательный порядок, основанный на распределении труда между членами ее" (Болонев, 1978,9).
   Старообрядческие общины занимали "островное" как социально-экономическое,  так и религиозное положение. "Русские староверы, - по словам писателя Н.С.Лескова, - стяжали себе добрую славу за многие свои хорошие свойства, ... за свою характерность, стойкость и мастерское умение действовать сообща в общих интересах". "Жить сообща", в едином родственном, духовном окружении свойственно семейским и сегодня. Они  проживают общинно, компактно, занимаясь в основном земледельческим трудом, объединившись в колхозы, совхозы, ассоциации крестьянских хозяйств. Что касается религиозной общности, то она, вследствие известных причин (установка государства на построение свободного от религии коммунистического строя, запретительная политика официальной церкви, разрушение храмов, уничтожение богослужебных книг, репрессии в отношении священнослужителей и др.) была фактически  уничтожена, но в последнее время происходит ее  постепенное возрождение. Однако традиции уважения к общинному труду, " благословенного Богом", носившие во многом ритуальный характер, стали неотъемлемой частью жизни семейских, определяя их отношения между собой и людьми других национальностей.
   "Если вздохнуть всем народом - ветер будет", - в этой народной мудрости заложено то огромное значение, которое семейские придавали общине или как ее еще называют - "мир", "согласие". Известный исследователь поземельной общины Н.Н.Златовратский в 1880 году отмечал четыре ее основных принципа: " самостоятельность личности, равное право на общий труд и общую собственность и общинную помочь как право и обязанность". Он же добавляет: " В миру ни за что поручится нельзя, в миру по-своему ничего не рассчитаешь. В одиночку жить одно, в  миру - другое. Мир - велик человек, хоть и из малых людей. Какой большой человек не приди, а мир его всё равно победит... Пока ты в стороне стоишь, потоль и в своей силе,   а попал в мир, глядишь, ан твоей-то силы наполовину и нет. Потому и сказано: мир - велик человек".
  Общинность когда-то помогла предкам семейских "не смешаться" с  новообрядцами православными сибиряками, сохранить свою веру, теперь, через общественное мнение, которое складывалось на протяжении почти двухвекового совместного проживания, общинность служит нравственным своеобразным фоном, на котором разворачивается вся жизнь семейской деревни. 
    Общинность семейских можно рассматривать с двух сторон.
    Во-первых, она была показателем религиозного единства. Отношения к "старой вере" имели своим "земным ядром" преданность старине. Как отмечает К. Мяло: "старообрядческая община выработала удивительную способность существования в двух временах: в священном, неизменном времени, фундаментальном ядре традиций,... и в текущем, эмпирическом времени, отношения с которым не были проблемой, о чем свидетельствует не в последнюю очередь и хозяйственная умелость, а также их пространственная подвижность и способность сосуществовать с самыми различными национальными и культурными сообществами" ( Мяло, 1988, 25) .
   В старообрядческой общине устанавливались крепкая взаимная связь, взаимопомощь, взаимовыручка и демократический дух. П.А.Ровинский писал: "Есть у старообрядцев семейских более прочные начала жизни (чем идея старины), на которых, как на основах, держится сама преданность старине. Что значит, что они принимали священников рукоприложеных архиереями, но с одним условием, что он будет на их старине, на их воле? Что это, если не воспоминание о времени, когда священников выбирали всем миром и из мирян же. Так и старообрядцы, принимая священника по своей воле, охраняют право выбора" (Ровинский, 1873,104).
   Он же, рассматривая уклад семейской общины, проводит параллель с православным  новообрядческим населением и  находит у староверов  " более сложившиеся традиционные отношения  заметные всюду". "Каждая секта, - пишет  он, - носит в себе идеи или принципы, которыми проникнуты все ее члены и которые составляют ее силу. И эти секты стоят  несравненно выше индифферентной ко всему, пассивной, неразвитой массы. Этим старообрядцы стоят выше православных, так как больше возбуждают мысль и самодеятельность" ( Ровинский, 1873,106).
     Этого же мнения придерживается  известный историк Н.И.Костомаров, отмечая в старообрядческой  общине взаимное доверие, отсутствие вражды между религиозными толками, ценность данного слова (Костомаров, 1904,232).
     Во-вторых, общинная спаянность проявлялась на уровне семьи. Семейные устои были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Браки среди родственников запрещались до восьмого колена. Г.М.Осокин отмечает: "Ведя более правильную жизнь, не злоупотребляя вином, табаком, распутством, семейские дали краю крепкий,  здоровый, сильный и красивый тип населения" (Осокин, 1906,65).
     Общинный дух царил всюду. Под особым контролем находился календарь земледельческих работ. Каждый хозяин стремился по возможности вовремя исполнить работу, чтобы не отстать от других. Община следила за воспитанием у детей уважения к труду. Она проявляла заботу о том, чтобы в семье было, кому научить  ребенка хлебопашеству, домоводству. Общественное мнение "осуждало тех чадолюбивых отцов", которые в стремлении вывести своих сынов "в люди" отрывали их "от родного ремесла - сохи" (Миненко, 1989,90).
   Широкое распространение в общине имела традиция внутримирской взаимопомощи, взаимоподдержки, "помочи", носившая характер взаимной услуги, взаимной помощи. В народном календаре у семейских эти работы выпадали на осень, время уборки урожая. "Милости просим к нам с серпиком пивца испить", - приглашали на помочь. На работу являлись семьями и поодиночке. Если на работу приходилось выезжать за пределы села, отправлялись в дорогу с песнями, после работы в доме, кому оказывалась помочь, устраивался ужин и "помочан" катали на тройках. Для подростков и неженатой молодежи время помочи было не только обучением  производственным приемам и  навыкам, но и их совершенствованием  под непосредственным наблюдением мастеров-земледельцев. Важен был сам праздничный настрой, атмосфера совместного труда, его  реальная значимость для нуждающихся. Это воспитывало у всех участников трудового процесса положительное отношения к людям и  даже к самой "черновой" трудовой деятельности.
    В ходе помочей передавалась и формировалась  преемственность трудовой традиции в рамках общины. Это была  настоящая "педагогика труда", в процессе которой осуществлялось воспитание и обучение детей и молодежи. Огромное нравственное значение помочи заключалось и в том, что в дни "помочи" работа за деньги считалась предосудительным делом. Существовала традиция "отхаживать" помочь, то есть общинник обязан был явиться на помощь к тем, кто в свое время работал на помочи у него   (Миненко, 1989,89).
     Помочь устраивалась не только в названные дни. Хозяева собирали помочь при строительстве дома, приглашая родственников, соседей, приглашали на "свеженину" при забое скота. Последнее проявление помочи, пожалуй, является наиболее встречаемым в семейских селах сегодня. Осенью, во время забоя домашнего скота, хозяева приглашают мужчин-родственников или соседей на "свеженину". Считается обязательным угостить работающих, а также дать на дорогу "гостинец". Также "гостинцы" отсылаются тем, кто не был на забое, но присылал гостинец раньше, со своей "свежинки". Мои родители  считали обязательным "угостить" и тех соседей, которые домашний  скот не держали. "Пусть и им вкусно будет, " - говорила в таких случаях моя мама, Леонова Е.С.
       Отношение к добрососедству подчеркивалось в пословицах: "Не бери дом, а бери соседа", "У соседа есть, и у тебя будет". В этом кроется еще одна особенность общины семейских, когда все вокруг  земляки, родственники, соседи: "Семь дворов обойдешь, а своего все равно найдешь".
      Община не могла существовать без хранителей и передатчиков ее традиций, но не мог существовать и каждый член общины без ее "мира". Эта традиция, по сути, опиралась на личность, а не на "абстрактный институт", с чем и была связана высокая потребность к духовности у семейских.
     История была немилостива к "ревнителям древняго благочестия". Вынужденные покинуть свои родные пепелища из-за притязаний и "покушений" на святую веру со стороны официальной церкви и государства, старообрядцы уходили в поисках страны вольной на дальние окраины России и даже за ее пределы. Но, где бы они не находили свое убежище, свой дом,  с любовью и радостью вспоминали родную Отчизну.
     Традиции землячества как отношения к Отчизне, Родине выходят далеко за рамки представления: Родина - это место, где ты родился. Родина, для семейского, это та земля, откуда пошел твой род, где родились твои родители, твои деды и прадеды. Это твой дом, место, где зарыта твоя пуповина.
    Культурная историческая среда окружает человека с детства. В ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, семьи. Она становится неотъемлемой частью его жизни, необходимым условием возникновения чувства духовной "оседлости", привязанности к родным местам, живительной основой любви к Отечеству. "Если человек равнодушен к истории своей страны, истории своей семьи, не дорожит семейными реликвиями, не гордится своим домом, не знает истории своего народа, не интересуется историей улицы, то вряд ли в нем сильны патриотические чувства"  ( Иконникова, 1987,37).
      "Беспамятный", "безродный", эти слова всегда были синонимами зла, насилия, неблагодарности, преступной забывчивости, бесчеловечности. Слова Родина, природа, родители, родные, родня, родник одного корня, поэтому, выделяя данный тип морально-этических традиций, как отношения к Отчизне, Родине в народной педагогике семейских, мы отмечаем их наибольшую интегральность, "присутственность" во всех без исключения традициях в жизни человека.
     "Родину-мать умей защищать". Каким становится человек в своем личностном развитии,  зависит от того, какова у него мать, какова гармония любви и воли в ее духовном мире. "Мать - это светоч эмоциональной жизни ребенка... Патриотическое воспитание начинается с материнской школы воспитания чувств", - писал В.А.Сухомлинский     (Сухомлинский, 1980,83).
    В одной из старинных солдатских песен семейских солдат, возвратившийся на побывку, домой, узнает, что:  "отец давно в могиле, мать с печали умерла". Прискакав на кладбище, он: "Заплакал и сказал: // Ты вставай родная мама, сын из армии пришел //  Для тебя родная мама, цветок аленький нашел //". Уважение и любовь к матери - это и ответственность за ее судьбу, а значит и судьбу Родины, родной земли, которую она олицетворяет. "С родной земли умри, но не сходи", "Умри, но Родине не измени".  Как нельзя изменить матери, так страшно и позорно изменить своей Родине.
     "Где не жить, Родине служить". Ф.Ф.Болонев приводит факт известного историка раскола  Андрея Ивановича Журавлева (1751-1813), автора сочинения " Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках", в котором он рассказывает об исторических событиях давно минувших лет. Во времена войны со Швецией за пределами Российского государства старообрядцы показали "первый опыт верности к Отечеству", "захватив и перебив малым числом неприятеля" (Болонев. 1992,93).
     В дореволюционное время солдаты-староверы из Забайкалья были надежными защитниками Родины. Они отличались силой, сметкой, здоровьем, храбростью. Поэт Н.А. Некрасов писал о семейских: "рекрутов ставят здоровых,   трезво и честно живут...".  Забайкальский старообрядец Иван Селиверстович Афанасьев был полным георгиевским кавалером во времена первой Мировой войны, а после второй мировой  звания Герой Советского Союза был удостоен семейский Павел Илларионович Баннов. Как воспоминание об отце, Леонове Мартемьяне Мироновиче, в нашем доме хранятся и почитаются его боевые ордена и медали. В них  живая и немеркнущая память об отце, дедушке, обо всех воинах-победителях. В этих символах - реальный урок стойкости и мужества детям, внукам и правнукам.
    Традиция проводов в армию на службу Отчизне была и остается большим событием в семейской общине. На прощание с новобранцами приходит почти вся деревня, собираются родные и близкие из соседних сел. Проводины не обходятся без наказов уважаемых в народе людей. "Кто честно Родине служит, с тем слава дружит". "Враг боек, да народ наш стоек". Хорошо известна традиция, когда рекруту или солдату, уходящему на службу, вешали на шею мешочек с "родной землицей" и медный образок с изображением святого Николая-заступника. Мой дядя, Леонов Василий Миронович, на правах старшего в родове, собственноручно написал и передал мне листочек с молитвой перед уходом в армию примерно такого же содержания, как и записанная Фирсом Федосовичем Болоневым: "Моему дитенку, дай батюшка Никола, счастья, доли, здоровья; отнеси, господи, его от всякой беды, от худого случая, и от всякой болезни"
( Болонев, 1978,79).
      Вообще, обращение к святым, героям, заступникам в качестве примера, образца для подражания свойственно семейским. "Осуществляясь стихийно, народная педагогика через своих героев, имена которых сохранились в песнях, сказках стихийно воспитывала народные массы" (Волков, 1958,25). Таким героем, образцом для семейских, да и вообще для старообрядцев является их "духовный отец и учитель" протопоп Аввакум. Таким для его современников  предстает Аввакум перед Большим Церковным Собором в 1666 году. "Перед ними стоял человек такой внутренней силы, вынесший столь чудовищные испытания и не поддавшись таким прельстительным соблазнам, что встретив его твердый взгляд, не один из присутствующих опускал глаза, чувствуя внезапно пробежавший по спине холодок" (Богданов, 1994, 6).  С большой любовью и завидным постоянством передаются из уст в уста  предания об Аввакуме. "Про Аввакума каждый из нас знает. Да как же про то не знать, когда он за нашу старую веру больше всех наших дедов пострадал" (Элиасов, Ярневский, 1963,300). "И пусть он в мучениях помер, а во славе жить остался и теперя живет" (Элиасов, Ярневский,1963, 317). Живет, прежде всего, в его верных последователях и учениках, которые пронесли через все жизненные трудности наказ Аввакума жить в целостности, мудрости и мужестве, жить в соответствии с новозаветной проповедью Аввакума: "Еже есть хощеши помилован быти - сам такожде милуй, хощеши почтен быти - почитай, хощеши ясти - иных корми, хощиши взяти - иному давай" и т.п. В данном случае, речь идет не только о расширении и углублении теоретического содержания процесса передачи опыта без демонстрации образцов, а о таком нравственном воспитании, где образец в его воспитательной функции совершенно необходим и не может быть заменен никакими иными воспитательными средствами. Человек следует этим образцам, которые  оказываются "сильнее" в своем воздействии на личность, зачастую  перевешивая словесные указания.
    "Настоящий патриот тот, кто любит Родину и народ", - можно добавить,  кто гордиться своими героями, кто готов стать на защиту родной земли, кто дорожит свободой и живет с верой в будущее.
     Морально-этические традиции чести и достоинства как отношения к самому себе являются определяющими в системе нравственности семейского.
   Нравственное достоинство выражает моральную цельность личности. Нравственное достоинство есть твердая уверенность личности в необходимости всегда поступать нравственно на основе самоуважения и уважения к другим людям. Оно проявляется в осознанном нравственном поведении личности, отражающем ее активную жизненную позицию, потому что "утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства (Гусейнов, Кон,1989,85).
    Можно выделить две черты нравственного достоинства семейского: товарищеская взаимопомощь в беде и выполнение взятых на себя обязательств  при любых обстоятельствах.
      О первой характерной для семейского способности откликаться на чужую беду мы отмечали выше, говоря о традициях общинности как отношения к семье, общине, роду. Специфическим проявлением этого можно считать традицию внутримирской взаимопомощи людям, землякам, попавшим в беду: погорельцам, вдовам, пострадавшим от воров, бандитов.
    В.В.Глуховцев, посетив семейских на рубеже веков,  отмечает: "Семейский крестьянин не дает себя в обиду и не позволит эксплуатировать себя постороннему элементу. У них царит замечательная сплоченность между собой. В беде своего человека здешние крестьяне не оставят" (Болонев, 1978,13).
    Вообще, надо заметить, что данное качество в этом проявлении свойственно сибирякам в целом, как и их независимость, переходящая иногда в откровенный произвол и хулиганство.
     Осокин Г. пишет о семейских "как о менее пугливых по отношению к начальству крестьянах" (Осокин, 1906,83). Их  независимость подкреплялась еще и сложившимися устоями жизни этой этнографической группы. И, прежде всего,  настойчивостью и стремлением добиться поставленной цели чего бы это ни стоило. Но было это уже "не бессмысленным упрямством, а силой характера, вошедшей в него с кровью родителей от ряда предшествующих поколений, с молоком матери, ставшей не рабой своего мужа, а его другом, товарищем жизни, первым советником и скорее приказывающей, чем безропотно повинующейся" (Ровинский, 1873,130).
      Взятые на себя обязательства подразумевали и умение держать слово. "Слово не стрела, а пуще стрелы". Вот почему репутация человека в общине во многом зависела от того,  как и каким языком выражается говорящий, умеет ли он держать "язык за зубами". Надо заметить, что речь семейских очень образна, выразительна, богата сравнениями и метафорами.
      Здесь тоже существовали свои нормы, поддерживаемые силой общественного мнения. "Не смотри, как рот дерет, а смотри, как дело ведет", "Не спеши языком, торопись делом" или другое  моральное предписание:  "Больше знай, да меньше болтай", "Веревка хороша длинная, а речь - короткая", "У коровы молоко на языке".
   Вовремя сказанное слово могло, как возвеличить человека, так и унизить его достоинство. Поэтому: "На грубое слово не сердись, на сладкое не сдавайся", "Клевета, что уголь, не обожжет, так замарает". Делом чести, особенно для мужчин, считалось не нарушить взятое на себя обещание. "Обещание не шуба, оно не греет".
   Любителям поговорить без дела , посудачить семейские тотчас прикрепляли соответствующие ярлыки-клички, которые порой переходили из поколения в поколение и влияли на репутацию человека даже независимо от его должного поведения. Например, почти в каждом семейском селе встречаются прозвища: "балабол" ( т.е. болтливый человек, пустослов), '' балахлыст''(то, кто обещает напрасно, болтун и лгун), "трандычиха" и т.д. Вероятно, намекая на это, с раннего детства внушали: "Всякая сорока от своего языка страдает".
    Святой Иоанн Златоуст предупреждал: " С тем человек который ругается не подобает ясти и пити, аще же не отстанет от онаго матерного слова. За срамословие Бог попущает на человека беды, напасти и многие болезни". Вот почему, в старообрядческих семья существовало требование ограждения себя и в особенности детей от скверны слова. Это поведение было не только самоцелью, но и нравственным законом, потому как: " Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто раскрывает свой рот, тому беда"  (Притч. 13.3). О таких людей неодобрительно отзывались: '' Вона смотри матюжник (матюжница) прошла''.
    Пословица семейских гласит: "Человек без характера, что хлеб без соли". П.А.Ровинский, рассматривая эпизод, рассказанный ему одним из семейских по поводу взаимоотношений парня и его молодой девушки, делает вывод о его характере." Везде он является настойчивым, ставящим себя непременно достигнуть цели - путем ли труда, и всевозможных усилий, если нельзя иначе, не остановится ни перед чем. С этим характером мы видим семейский тип в различных фазах: в его борьбе с природой, с дикой ордой, с преследованиями полиции, с самим собой, когда его смущают и путают, и, наконец, в борьбе с личным соперником из-за красивой девушки, которую он полюбил всей силой неудержимой, страстной души и везде мы видим его одерживающим верх"  ( Ровинский, 1873, 130). Однако "шибко характерных" в селе осуждали, прежде всего, за их излишнюю гордость, переходящую в выпячивание и бравирование своим достатком или красотой.
    Подлинное чувство гордости непременно соединялось в представлениях семейского с честью и сознанием  выполнения своего нравственного долга. Долг перед семьей и общиной, а также и перед самим собой, проявлялся, прежде всего, в труде.
   "Можем и Бога научить, как хлеб родить". "Про нашу пряжу плохо не скажут", - в этих пословицах заложена психологическая идея, выражающая характер семейского: сильный, гордый, "своенравный и непримиримый в вопросах вмешательства в свои дела" (Болонев, 1978,15).
    Честь по труду влияла на репутацию хозяина и хозяйки. "Дело сделано, а потом гордись". Привычка видеть основу жизни, благосостояния в своем личном хозяйстве выработало у семейского психологию рачительного хозяина, трудолюбивого и трезвого в суждениях. "Семейские работают за шестерых каждый, и потому сравнительно со своими соседями, русскими и бурятами, выглядят богачами. Достаток их виден во всем" (Мишла (Орфанов), 1883,101).
   "Честь по труду". Вот почему  чувство нравственного  достоинства заключалось в умении вести свое личное хозяйство, в благосостоянии семьи. Помогало этому и, порой восхищавшая людей со стороны, рачительность, смекалка и предприимчивость семейских. "Предприимчивость и смекалка семейских, которые подкрепляются положительной реакцией со стороны земляков, не может не восхищать". "Приобретательские способности у него настолько развиты, что ею умеряются порывы к пьянству" (Ровинский, 1873,99). Надо отметить, что данная способность вообще свойственна старообрядчеству  и  предшествовало этому, как  не парадоксально, стремление староверов  к изоляции, уходу из внешнего мира, вынужденная миграция в новые регионы. Иная  ситуация способствовала снятию некоторых ограничений (к числу которых можно отнести и одобряемое официальным  православием в  19 веке отношение к труду как "умеренному", осуждающее упорство и интенсивность, направленное на расширение воспроизводства), на отмену сложившихся исторически этнопсихологических нормативов ( Керов, 1996, 42 ).
    Предприимчивость наряду с рачительностью и бережливостью ("Береженая копейка рубль бережет") помогала семейскому строить свое крепкое хозяйство. Однако эти качества сочетались с  щедростью и гостеприимством. "Подозрительность, замкнутость семейских заменялись откровенной беседой, как скоро они узнавали, что никакой цели, направленной к угнетению их, у меня не было", - писал А.Селищев, посетивший Забайкалье в двадцатых годах 20 века (Селищев, 1920,70).
     А вот как отзывается о гостеприимстве семейских декабрист М. Бестужев в своем дневнике путешествия из Читы в Петровский Завод, написанным им  в тридцатом году 19 века: "Нас встречал весь люд, разодетый в пух". "В Мухоршибири была самая блистательная встреча. Весь живой люд толпился к нам, и мы, почти смешавшись с толпою, вошли в деревню" (Бестужев, 1951,334).
   Щедрость служила средством укрепления репутации человека. Шутили семейские о скупых: "У него от скупости зубы смерзлись". Скупых и жадных к наживе не одобряли, порой называя ''алочными'', ''большекромыми''. Однако щедрость не означала разбазаривания своего добра без всякой на то необходимости. Хозяин или хозяйка всегда знали, где и сколько у него хлеба, зерна, других продуктов, в каком состоянии находится сбруя у коня или заплот на окраине хозяйской усадьбы. Эти знания позволяли быть щедрым и бережливым одновременно, не бояться брать в долг, если уверен, что обязательно будет, чем отдать.
    Наряду с репутацией отдельного лица в общине, а отчасти и за ее пределами, формировалось,  и довольно устойчиво сохранялась репутация семей, а то и всей деревни. При выборе невесты заодно с другими положительными качествами учитывалось, что она "из хорошего рода, известного в общине своей честностью и другими хорошими качествами. Порой брак расторгался, если невеста была из худого рода или неработящая" (Громыко, 1991,105).
    Честь человека, прежде всего женщины, зависела и от мнения общины в должном для девушки поведении, её непорочности и целомудрии.
    Этнограф А.М. Попова отмечает: "Взаимоотношения семейской молодежи очень свободны, но редко доходят до половой распущенности, и если это случается, к такой (оступившейся - А.Л.) девушке относятся с большим презрением, и ей, как говорится,  "житься не будет от насмешек" (Попова, 1928, 18).
    Предосудительным и "срамным" делом считалась у семейских супружеская неверность. "Что Бог слепил, того не разлепить",  оттого измена считалась "грешным делом".
    Вообще, появление понятия "грех" в форме религиозного запрета - явление характерное для морально-этических традиций чести и достоинства. Этим достигалась более продолжительная сохранность нравственных норм и предписаний, направленных, прежде всего,  на  конкретную личность. Многие из религиозных традиций, проникая в повседневную бытовую жизнь, приобретали порой, помимо прямого ритуального значения, "будничный" смысл, регламентируя отношения и нравственное поведение человека.
     Так, например, особое отношение к "хлебу-батюшке" не позволяла семейскому, своим тяжелым трудом его добывавшему, допускать вольности в обращении с ним. Отсюда поверье: "Хлеб щипать или крошить - грех", " положить хлеб вниз коркой - грех",  "за едой смеяться нельзя - грех" (Воскобойников, 1930,82).
    Своеобразная программа нравственного воспитания заложена в произведениях устного народного творчества. Если в представлении верующего такая программа воплощалась в заповедях Божьих, то в каждодневном общении, будничной жизни произведения устного народного творчества, и, прежде всего,  пословицы и поговорки, являются в представлении народа своеобразными моральными кодексами, "вольно или невольно превращенные в правила благопристойного поведения молодежи в обществе" (Волков, 1958,124). Народная мудрость давала советы, наказы на все случаи жизни. Чего, например, стоят такие наставления: "Красота до венца, а ум - до конца", "Человек не орех - сразу не раскусишь", "Не гляди в лица, а заглядывай в сердце", "Когда сам наспатыкаешься, тогда и дорогу узнаешь" и т.д. Данный ряд можно продолжать до бесконечности. В каждой из этих пословиц и поговорок заложена пусть и маленькая нравственная идея. Малая в том смысле, что то или иное явление не дается полностью, а высвечивает какую-то его важнейшую сторону. Взятые же в единстве они представляют собой целостную систему нравственных критериев в оценке творческого труда, уважения к людям, чести и достоинства человека и т.д.
    Таким образом, содержание морально-этических традиций семейских Забайкалья в народной педагогике приобретает особое значение и  характер в силу исторических, религиозных, климатических, географических, экономических и других явлений среды, в которой протекала и протекает жизнедеятельность этой этнографической группы русского населения Забайкалья. Потомки старообрядцев из-за своей религиозной изолированности,  преданности старине, не замыкаясь  в своей культуре, смогли сохранить черты "исконно" русской культуры, проявившиеся в особенностях фольклора, одежды, языка и,  прежде всего,  в морально-этических традициях, ставших содержанием нравственных отношений.
   Морально-этические традиции семейских в народной педагогике выражаются посредством праздников и обрядов в народном земледельческом календаре,  пословицах и поговорках, загадках и благословениях, заговорах и молитвах,  песнях и преданиях, в  исторических фактах и  национальном костюме, орнаменте и родословных,  в трудовой и игровой деятельности . Другими словами они присутствуют там, где проявляются  нравственные отношения, содержание которых раскрывается в общепринятых, устойчивых, передаваемых из поколения в поколение моральных предписаниях, практических нормах нравственного поведения.

Разместил: Григорьев | Дата: 03.11.2005
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 4.75Всего голосов:4

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2008-01-21 14:48:00 - Турова Е., "Мир таинственный, мир мой древний..."
2007-06-06 21:59:04 - На всемирный форум старообрядцев в Бурятии собралось более 3 000 гостей
2007-05-01 22:56:41 - Праздник на Рогожском: уральский взгляд
2007-04-21 14:31:12 - Виртуальное путешествие по Рогожскому поселку
2007-04-19 16:33:09 - Старообрядческое наследство: «Свято место – пусто»
2007-04-19 15:56:21 - Рогожская ярмарка
2007-04-13 21:49:57 - Семейские в с. Хасурта живут как 100 лет назад
2007-04-12 11:14:24 - Казаки-староверы в произведениях литературы
2007-01-23 23:36:48 - Встреча с министром культуры РФ
2007-01-22 23:07:07 - Путь к Богу – через Бородино
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


Фотогалерея
Казак Терского казачьего войска, 1919 г.
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
28.03 - Сегодня праздников и памятных дат нет. Пора работать!
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.074 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.036 сек.