ИСТОЧНИКИ.
Молитвы и заклинания в круге жизни. Пермь, Стрелец, 1997.
Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М., Эксмо, 2003.
Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М., Высшая школа, 1989.
Старшая Эдда. СПб., Азбука, 2000.
Энциклопедия тантры. М., Локид-Миф, 1999.
Озар
smelding@udm.ru
Среди всевозможных «вещих слов», «отреченных молитв», заговоров и прочей словесной обрядности, которой окружали себя наши предки в повседневном быту, очень мало осталось не подвергшихся сильному влиянию христианства. Влияние это зачастую так сильно, что прежняя, языческая суть и звучание многих заговоров невосстановимы. Редким исключением является заговор, опубликованный Л. Н. Майковым в 1869 году в книге «Великорусские заклинания». Это заговор для бытового, повседневного употребления, заговор на сон грядущий. Более того, это даже не собственно заговор, представляющий магическое сознание, когда маг-колдун приказывает каким-либо силам, обязывает их выполнить его волю. Здесь же скорее имеем дело с молитвой, проявлением сознания религиозного, когда человек просит эти силы помочь. Примечательно, что даже в явных заговорах присутствуют зачастую христианские черты - горы Сионские, Араратские, крест, Христос, богородица и так далее, вплоть до слова «аминь», завершающего заклятье. Здесь этих черт нет, произносящий заговор не нарекает себя «рабом божьим» - и тем не менее это именно молитва.
Предлагаю ее вниманию всех современных язычников, и пусть эти освященные веками слова пошлют вам спокойный, добрый сон:
Царь (1) водяной, царь земляной, царь небесный(2),
Прости мою душеньку грешную (3)!
Светел месяц(4) и красное солнышко,
и все частые звездочки, беленькие камушки (5),
и дальние, и ближние, и семейные,
простите мою душеньку грешную!
Слово «царь» здесь, безусловно, есть позднейшее вкрапление. На усмотрение читателя заменить его любым попадающим в размер словом, вроде «Бог», «Дух» или «Дед». Я, однако, использую слово «Чур», как наиболее близкое по звучанию к слову «царь», ибо звучание слова немало значит, и слишком вольное обращение с ним попросту опасно, особенно когда речь о сакральных, обрядовых текстах.
Тут-то и скрывается нехристианская природа молитвы. Христианский бог - лишь царь небес, христиане только желают, чтобы его власть осуществлялась «на земли, как и на небеси» (Мф 6:10, Лк 11:2). Ни «царем земляным», ни, тем паче, повелителем нижнего мира, который символизируют воды, «царем водяным», христианский бог не является. Зато у балтийских славян почиталось Божество, описанное немецкими миссионерами под именем-прозвищем (слав. «прирок», сканд «хейти», греч. «эпиклеса») Триглав, изображавшееся с тремя головами в знак власти над «тремя царствами (!) - то есть небом, землей и преисподней». Именно к подобному Божеству обращена молитва. Особенно заслуживает внимания, что Триглав-Троян почитался, по всей видимости, как ночное Божество, и обращение именно к нему перед сном было особенно уместно.
Предчувствую возмущенный вопль иных «неоязычников», коих точнее называть недоязычниками. Мол, это христиане считали себя грешными, о прощении просили. «А мы!!!». А что, собственно, мы? Быть может, Богам не за что гневаться на нас? Быть может, мы соблюдаем все, завещанные от Предков обычаи и обряды? Или мы не принадлежим к оскверняющей Землю цивилизации нового времени, не несем свою долю ответственности за сведенные леса, отравленные реки, грязный воздух? Нам не за что просить прощения, мы чисты и безгрешны? Как это удобно - осуждать цивилизацию, отказываться отвечать за нее - и пользоваться ею! Нет уж, уважаемые, либо уходите в леса и заброшенные деревни - на что пока, сколько я знаю, хватило сил лишь у Доброслава. Либо отвечайте перед силами изуроченной не без вашего участия Земли. Отвечайте хотя бы тем, чтоб ежевечерне просить прощения! Как сказал тот же Доброслав - «Мы нуждаемся в покаянии перед Природой». Если же кто-то желает ни в коем случае, ни одной чертой не походить на христиан, видя в том главное проявление язычества, - пусть ходит на голове. Они ж ведь, христиане, все на ногах бродят. Между прочим, в древнейшем арийском культе Рудры (нашего Рода) каждое обращение к Божеству заканчивается троекратным «прасида!» - «прости!». А ведь индийцы гораздо лучше сохранили веру пращуров, чем это удалось нам, да и цивилизацией измараны меньше.
Месяц не случайно идет впереди Солнца - в русском фольклоре отчетливо проявилось представление о мужчине-Месяце и женщине-Солнце, отразившееся в сказке Ершова. Так, в величальной песне урожаю поется «А я роду, а я роду хорошего… а мой батька - ясен Месяц… и моя матка - красно Солнце». Любопытно, что то же представление бытовало и у литвинов, и у скандинавов. А вот на юге Руси господствовало представление о «господаре-Солнце».
Любопытно, что в русских заговорах, былинах, духовных стихах часто упоминается "бел-горюч камень". Как правило, это священный или волшебный камень. При том в исландской Старшей Эдде, в Третьей песне о Гудрун, героиня клянется «на белом священном камне», в связи с чем упоминают «фаллические белые камни», которые «в значительном числе» находят в Скандинавии. А на другом конце Евразийского континента и земель, заселенных индоевропейскими народами, в Индии, главной святыней культа Рудры является лингам - фаллический символ, чаще всего из камня, причем камень этот должен быть именно белым! Вот еще одно доказательство не только языкового и кровного, но и духовного родства индоевропейцев, разбросанных историей по просторам Евразии.