Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
''БУРЯТИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННО­СТИ'' Жуковская Н.Л.
Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний Восток

    Бурятия не относится пока к горячим точкам нашей страны, этнический конфликт в ней еще не созрел и, воз­можно, дело до него не дойдет. Однако, предпосылки к нему имеются. Основная линия конфронтации возможна между русскими и бурятами, остальные народы по ма­лочисленности не в счет: кроме автохтонов эвенков, кото­рых по численности всего 1,6 тыс., все прочие прибыли сюда относительно недавно – лишь в последние 30-40 лет и особых корней пустить не успели.
    /Статья 1993 г./



В данной статье использованы материалы сайта www.buryatia.org


Жуковская Н.Л.

«БУРЯТИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННО­СТИ»

     Краткая этно-демографическая справка. Буряты – мо­нголоязычный народ, живущий не только в Российской Федерации, но также в МНР (на севере Хэнтейского айма­ка) и в КНР ( автономный район Внутренняя Монголия). В Российской Федерации буряты живут тремя компактны­ми группами: в Бурятской СР, Иркутской области (Усть-Ордынский бурятский автономный округ), Читинской об­ласти (Агинский бурятский автономный округ) и диспер­сно в ряде других районов и областей страны. По переписи 1989 г. численность бурят в СССР – 421,6 тыс., из них в Бурятской АССР проживало 249,5 тыс., что составляет 24% от общего количества населения республики, в Иркутской области – 77,3 тыс., в Читинской – 66,1 тыс., в Москве и Московской области – свыше 2 тыс.человек. 

     Всего же в Бурятии по переписи 1989 года проживало 1038 тыс.чел., из них: русских – 726,2 тыс., бурят – 249,5 тыс., украинцев – 22,8 тыс., татар – 10,4 тыс., белорусов – 5,3 тыс., армян – 2,2 тыс., немцев – 2,1 тыс., эвенков – 1,6 тыс. 

     Общая ситуация на сегодняшний день. 
     Бурятия не относится пока к горячим точкам нашей страны, этнический конфликт в ней еще не созрел и, воз­можно, дело до него не дойдет. Однако, предпосылки к нему имеются. Основная линия конфронтации возможна между русскими и бурятами, остальные народы по ма­лочисленности не в счет: кроме автохтонов эвенков, кото­рых по численности всего 1,6 тыс., все прочие прибыли сюда относительно недавно – лишь в последние 30-40 лет и особых корней пустить не успели. 

     Итак, две основные этнические силы: 1) буряты, для которых территория Забайкалья – их исконная земля, на которой их предки появились в Х-Х1 вв., 2) забайкальское русское казачество – потомки тех русских казаков, кото­рые осваивали эти земли, начиная с 60-х гг. ХУП в., вре­мени присоединения этой части Сибири к России. 

     По отношению к обеим этническим группам на про­тяжении советского периода истории были допущены пе­регибы, описанию которых можно посвятить немало тра­гических страниц. Каждая из групп имеет свой счет к прошлым и нынешним республиканским и бывшим союз­ным властям и каждая пытается сейчас решить свои про­блемы с позиций этноцентризма, не утруждая себя беспо­койством по поводу интересов других народов республики. 

     Рассмотрим позиции и претензии обеих групп. 

     Буряты: истоки этнической напряженности 
     30 мая 1923 г. постановлением ВЦИК РСФСР в соста­ве РСФСР была создана Бурят-Монгольская автономная советская социалистическая республика, в состав которой вошли в тот момент 8 аймаков (Тункинский, Хоринский, Троицкосавский, Баргузинский, Аларский, Эхирит-Булага­тский, Агинский) и 1 уезд (Верхнеудинский). Таким обра­зом, все исторические территории компактного прожива­ния бурят в Предбайкалье, Забайкалье, Восточной Сибири оказались в составе одной республики. 

     26 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР Бу­рят-Монгольская АССР была расколота на 3 части: 1) к Читинской области отошли Агинский и Улан-Ононский аймаки БМ АССР, образовав Агинский Бурят-Монгольс­кий национальный округ (районный центр – Агинское), 2) к Иркутской области отошли Аларский, Боханский, Эхи­рит-Булагатский* Ольхонский аймаки, образовав Усть-Ор­дынский бурят-монгольский национальный округ (районный центр – Усть-Орда), 3) таким образом от БМ АССР отошли 6 крупных аймаков, в составе самой респуб­лики их осталось 15 и город Улан-Удэ. 

     Эта акция не была чем-либо официально мотивирова­на (во всяком случае никаких документов, связанных с об­суждением этого вопроса на каком-либо уровне пока не обнаружено), однако ее можно считать завершающей в це­пи репрессий, обрушившихся на руководство и интеллиге­нцию БМ АССР в августе-сентябре 1937 г. Единый народ в итоге оказался расколотым и поделенным между тремя ад­министративными образованиями, в каждом из которых, в том числе в самой БМ АССР, по численности лидировало русское население, преобладавшее и в среде партийно-пра­вительственной номенклатуры. Здесь же коренится исток перекоса в сторону русификации культуры и быта, посте­пенное исчезновение бурятских школ, переход повсюду к преподаванию на русском языке, к ведению официальной документации на русском языке и т.п. Дополнительным негативным моментом послужила произведенная в 1958 г. перемена названия республики с Бурят-Монгольской АССР на Бурятскую АССР. Хотя это событие, в отличие от предыдущего, имело какую-то общественную подоплеку (имелись записки ученых, их высказывания "за" и "против" такой идеи), тем не менее реакция в целом на происшед­шее была отрицательной. 

     Другое еще более трагическое воспоминание, отяго­щающее народную память, – проведенный с конца 20-х по конец 30-х гг. разгром 47 дацанов (буддийских монасты­рей), репрессии против значительного числа священнос­лужителей-лам, уничтожение священной литературы, икон, ритуальной скульптуры и прочего храмового реквизита (к счастью, правда, часть его попала в музеи и там сохрани­лась) и как результат – исчезновение из жизни бурят цело­го пласта их культуры, существовавшего на протяжении более 300 лет (нормы нравственности, философия, эстети­ка). Не то, чтобы они исчезли совсем, но были сильно де­формированы. 

     Первые шаги к национально-культурному возрожде­нию Бурятская республика сделала в 1989 г. За три послед­них года (1989-1991) ее общественная жизнь резко активи­зировалась. Итогом стремительного нарастания этой акти­визации явились следующие события. 

     Осенью 1990 г. Верховный Совет Бурятской АССР принял решение о повышении статуса республики – от ав­тономной до уровня союзной и она стала называться Буря­тская советская социалистическая республика (Бурятская ССР), а через год – осенью 1991 г., когда понятия "социализм" и "социалистический выбор" оказались окончательно дискредитированными в глазах граждан на­шей страны, слово "социалистическая" как-то незаметно исчезло из названия республики. Теперь оно звучит так – Бурятская советская республика (Бурятская СР). Но и этот вариант не был последним. 30 марта 1992 г. Верховный Совет БСР принял решение о переименовании республи­ки: теперь она называется Буряад республика. Принятое осенью 1990 г. решение о суверенитете (что, собственно, вовсе не привело к выходу из состава Российской Федера­ции – этот вопрос вообще не поднимался) имело, в частности, следствием активизацию международных конта­ктов, минуя Центр, даже в таких вопросах, которые прежде республиканские власти старались "согласовать" и "увязать" на всех вышестоящих уровнях (например, приглашение да­лай-ламы Х1У на намеченные в июле 1991 г. торжества по случаю 250-летнего официального признания буддизма в России). 

     Стали возникать первые общественные организации и партии, отражавшие потребность народа в решении своих проблем собственными силами. В феврале 1991 г. прошел Всебурятский съезд консолидации и духовного возрожде­ния нации, вскоре вслед за ним создано Объединение буд­дистов-мирян, зарегистрирована Бурят-Монгольская наро­дная партия. Эти три факта явились начальными звеньями в единой цепи событий, свидетельствующих о начавшемся этапе национального возрождения. Вновь возникшие об­щественные движения и партии сразу предложили про­грамму радикальных реформ: воссоединить все населенные бурятами земли в единое территориальное образование (то есть присоединить бурятские районы Читинской и Иркут­ской областей к Бурятской ССР), осудить акт 1937 г., при­ведший к расчленению народа, создать координационный общебурятский культурный Центр, который бы обеспечил национально-культурную автономию и стал ядром духов­ного и культурного возрождения нации, переименовать Бу­рятскую республику в Бурят-Монгольскую (то есть вернуть название, существовавшее до 1958 г.), переориентировать свои духовные интересы на союз с Монголией, активизи­ровать интерес к общим истокам монгольской и бурятской культуры. 

     Одновременно в феврале 1991 г. в Москве возникло Московское общество бурятской культуры, поставившее перед собой сходные задачи: возрождение интереса к буря­тской и монгольской культуре, создание воскресных школ для обучения детей, а желательно и взрослых родному язы­ку, издание для этого необходимых учебников, регулярные лекции по культуре Востока, для чтения которых следует приглашать видных специалистов, совместно отмечать на­циональные праздники. 

     В общей сложности в Бурятии за 1990-1991 гг. возни­кли и действуют 9 партий и общественных организаций (последние, хотя и не называют себя партиями, мало чем от них отличаются):

1. Бурят-Монгольская народная партия (создана в де­кабре 1990 г.).

2. Партия коммунистов Бурятии (создана в октябре 1991 г.).

3. Партия свободной России (создана в октябре 1991 г.).

4. Социалистическая партия трудящихся (создана в декабре 1991 г., считает себя восприемницей КПСС).

5. Демократическая партия России (имеет региональ­ное отделение в Бурятии).

6. Движение "Демократическая Бурятия" (ДДБ).

7. Движение демократических реформ (ДДР).

8. Ассоциация бурятской культуры (была создана на Всебурятском съезде по консолидации и духовному возро­ждению нации в феврале 1991 г.).

9. Объединение буддистов-мирян. 

     В этот же список можно включить близкое по духу общество Сурхарбан, созданное бурятами Читинской обла­сти и уже упоминавшееся выше Московское общество бу­рятской культуры. 

     Наиболее активные националистические позиции за­нимает Бурят-Монгольская народная партия – ее лидер М.Очиров (бывший преподаватель марксизма-ленинизма). Помимо вполне разумного тезиса о возрождении бурятской национальной культуры (включая сюда язык, возвращение к буддизму и т.д.), сторонники этой партии поднимают в своей программе очень болезненные для небурятского на­селения республики (а оно составляет 76%) проблемы: вос­соединение всех населенных бурятами земель в одну рес­публику, переименование ее из Бурятской в Бурят-Монгольскую, изменение названия народа (на бурят-мон­голов), исключительные юридические права для лиц ко­ренной национальности, в том числе предоставление им 50% мест в парламенте республики, перевод письменного бурятского языка с кириллицы на старомонгольскую гра­фику. Эта же партия требует учреждения поста президента республики и того, чтобы президент был обязательно буря­том. 

     На другом полюсе можно поставить программу дви­жения "Демократическая Бурятия". В ней поставлены все те же вопросы, но в гораздо более взвешенной форме, ли­шенной раздражающей категоричности: передел границ областей и республики возможен лишь с согласия всего населения всех трех заинтересованных сторон путем рефе­рендума, переговоров и введения соответствующей статьи в конституцию РСФСР, а самое главное – не сейчас, а после стабилизации экономического положения в стране, предоставление исключительных юридических прав ко­ренному населению и половины мест в парламенте проти­воречит Всеобщей декларации ООН по правам человека и Декларации прав и свобод человека, принятой 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР, перемена на­звания народа, республики, смена письменности возможны только после широкого обмена мнениями между учеными, референдума среди бурятского населения, утверждения этого решения Всебурятским съездом, восстанавливая да­цаны, возвращая им культовое имущество и часть земель в собственность, отнятую в первые годы после революции 1917 г., следует помнить, что все земли вернуть им все-та­ки невозможно и настаивать на этом не стоит, учреждение поста президента для сравнительно небольшой республики опасно усилением исполнительной власти, тем не менее, если таковой все-таки будет избран, то вовсе не обязатель­но им должен быть бурят, он может быть любой национа­льности, но обязательно владеющий русским, бурятским и желательно еще и эвенкийским языками. 

     Действительно, все вышеперечисленные проблемы вызывают сейчас в республике острые споры. Среди них на первом месте – перемена этнонима и названия респуб­лики. Дискуссия на эту тему, прошедшая в местной печати, носила острый и порою взаимооскорбительный для оппонентов характер, пускались в ход аргументы научного и ненаучного характера, обвинения в измене своему наро­ду, попытке разжечь межнациональный конфликт. 

     V Сессия Верховного Совета Бурятской ССР 23 октя­бря 1991 г. исключила из своей повестки вопрос о переме­не названия республики как несвоевременный. 

     Если даже среди бурятского населения республики поднятые вопросы вызывают накал страстей, то среди не­бурятского (русских, украинцев, белорусов, татар и осо­бенно эвенков, чувствующих себя особенно обделенными) отмечается их полное и активное неприятие. 

     Вторая этническая сила в бурятии – русское ка­зачество. Его консолидация началась 2 года назад. Сущест­вует Забайкальское казачье войско, атаманом которого из­бран полковник в отставке Г.В.Кочетов. Войско разбито на округа: один из них (Бурятский казачий округ) создан на территории Бурятской ССР. Казачество в целом занято своими проблемами: восстанавливает понятия "казачье войско" и "казачий круг", но пока не как военные и адми­нистративные структуры, какими они были до 1917 г., а как общественные организации, развивает фермерское движение, ибо всегда гордилось тем, что казак – не только воин, но и землепашец, пытается возродить казачью куль­туру, создает фольклорные ансамбли казачьей песни и пля­ски, ищет в архивах документы, реабилитирующие ка­зачество как сословие, обвиненное чуть ли не поголовно в годы гражданской войны в участии в Белой армии. 

     Казачество Забайкалья имеет свои общественные ор­ганизации, которые хотя и не являются партиями, но выс­тупают с определенными идеологическими платформами, выражающими тоже только интересы казачества без учета интересов других народов Забайкалья. К этим организаци­ям относятся православно-патриотическое общество "Спасение", землячество Союза казаков Забайкалья, Коми­тет Верхнеудинска (старое название г.Улан-Удэ, данное ему казаками при закладке острога). 

     Попытки многих представителей бурятской общест­венности свести проблемы республики только к проблемам ее бурятского населения вызывает у казачества раздраже­ние, ибо они считают себя не менее "коренным" населени­ем, чем буряты. именно поэтому понятна их негативная ре­акция на всякие разговоры об изменении названия респуб­лики на Бурят-Монгольскую, разговоры об обязательном бурятско-русском двуязычии. Им не нравится массовое от­крытие буддийских монастырей (с 1946 по 1990 гг. их было у бурят 2, а с 1991 г. стало 12), в то время как у них всего 3 действующих православных церкви на территории Буря­тии. Казачество отрицательно отнеслось к отмечавшемуся 6-7 июля 1991 г. 325-летию со дня основания г.Верхнеудинска – Улан-Удэ, – точнее не к самому празд­нованию, а к тому, что оно было совмещено с бурятским национальным летним праздником Сурхарбаном. Ка­зачество решило по своему отметить этот праздник и воз­двигло на горе Батарейной, где в 1666 г. был заложен ост­рог (крепость), памятный камень с крестом, не получив на то разрешения городских властей. Крайнее течение в ка­зачестве даже выдвинуло требование о возвращении городу прежнего названия Верхнеудинск и о переименовании Бу­рятской ССР в Забайкальскую (или Байкальскую) респуб­лику. Естественно, что это в свою очередь раздражает бурят и может привести к усилению межэтнического недовольст­ва. 

     Третий коренной народ Бурятской ССР – эвенки (его общая численность в СССР по переписи 1989 г. была 30,1 тыс.чел., из них в Бурятии – 1,6 тыс.чел.,)как этническая сила, претендующая на какие-то особые права в Бурятии, не выступает. Скорее, этот народ, живущий на территории более 10 административных образований (2 республики, 2 края, 7 областей) борется за выживание вообще в рамках фонда по защите малочисленных народов Севера. Группы эвенков разных республик, краев и областей разобщены между собой, некоторые из них имеют свои культурные ас­социации, занимающиеся проблемами только данного района (области, республики). Эвенки Бурятии имеют та­кую ассоциацию, но дальше требований о восстановлении в школах преподавания эвенкийского языка и увеличения поголовья оленей, которое сокращается год от года (а именно с оленеводством связан весь традиционный образ жизни эвенков) дело не идет. Так что, несмотря на свои проблемы, характерные для всех малочисленных народов Сибири, эвенки Бурятии не являются носителями конфли­ктогенного потенциала и нуждаются в том, чтобы ведущие этносы республики при решении своих экономических и культурных проблем учитывали бы и их интересы, хотя бы ради собственного спокойствия в будущем. 

      Возможная общность интересов. 
     Есть у Бурятии проблема, решение которой соответст­вует интересам всех этнически противостоящих друг другу сил республики – это спасение Байкала и прилегающих к нему территорий от грозящей им гибели как природного и культурного целого. В экологическое движение в защиту Байкала (ЭКОБАЙКАЛ) включены буряты, эвенки, русс­кие и все прочие, кто живет в прилегающих к нему райо­нах. Битва за Байкал длится уже более 2-х десятков лет, однако, никакие частные победы в этой битве, как бы ни росло их число, не дадут существенных результатов, пока не будет ликвидирован главный источник беды – Байкаль­ский целлюлозно-бумажный комбинат в г.Селенгинске. Закрыть его не просто: во-первых, выпускается продукция, нужная стране и частично продающаяся за рубеж на валю­ту, во-вторых, несколько десятков тысяч людей останутся без работы, а такую массу рабочей силы нечем занять в ре­спублике. Проблема же строительства очистных сооруже­ний и частичной переориентации комбината пока почти не решается. Отдельные территории, прилегающие к Байкалу, уже объявлены заповедными (Баргузинский заповедник, Тункинский заповедник) и даже принимаются кое-какие меры к их охране, но они – лишь капля в море. Движение ЭКОБАЙКАЛ – один из мощных факторов в переориента­ции разных этнических сил с позиций выяснения межэт­нических отношений на решение общереспубликанской и даже более широкой проблемы, важной для благополучия всех этносов республики. 

     Наиболее стабильная и сознательная сила в Бурятии – ее интеллигенция, в основном бурятская по национальнос­ти, конкретно – гуманитарная ее часть, хотя, конечно, не вся. Именно она наиболее взвешенно относится к разным "культурно-историческим" требованиям типа переименова­ния народа и республики, перевода обучения в школе и вообще всей официальной документации на старомонголь­скую графику, восстановления республики в границах 1937 г. и т.д., понимая, к каким взрывоопасным последствиям могут привести не слишком экономически и политически продуманные, плохо научно мотивированные и в основном эмоционально окрашенные разговоры, публикации и ми­тинги на эту тему. Именно эти слои интеллигенции сейчас принимают активное участие в возрождении буддизма и буддийской культуры в бурятии. Прошедший в июле 1991 г. юбилей – 250-летие официального признания буддизма в России, хотя и не соответствовал историческим реалиям (т.к. буддизму в Бурятии более 400 лет), тем не менее спло­тил культурные силы нации, которые восторженно приня­ли уже 4-ый по счету приезд в их республику далай-ламы Х1У и его обещания помочь возрождающимся буддийским общинам и монастырям деньгами, священной литературой и возможно даже ламами высокой квалификации, подгото­вленными в монастырях Тибета или в Дхармасале – ныне­шней резиденции далай-ламы в Северной Индии. В Буря­тии в дни юбилея чувствовалось, что местная интеллиген­ция не пассивный созерцатель событий, а их активный участник: она участвовала в религиозных службах, в офи­циальных и неформальных встречах с далай-ламой, опуб­ликовала в прессе ряд интересных статей на темы истории, философии буддизма, его трагической судьбы в Бурятии, провела интересную конференцию на тему юбилея, издала ряд работ, свидетельствующих о том, что буддизм станови­тся реальной составной частью духовного наследия наро­да.[35] 

     Будет ли конфликт? Трудно предсказать, созреет ли и когда созреет межэтнический конфликт в Бурятии. Скорее всего, до конфликта дело не дойдет, но напряженность бу­дет существовать, периодически усиливаясь, как только какая-то сторона будет высказывать очередные национали­стические претензии. Более всего склонна к разжиганию межнациональных страстей Бурят-Монгольская народная партия с ее призывами к переименованию республики в Бурят-Монгольскую, к объединению всех бурятских зе­мель, к обязательной "буддизации" населения, к увольне­нию с работы всех русских, не знающих бурятского языка и т.д., что может вызвать резкую негативную позицию со стороны русского населения, прежде всего казачества. К счастью, у этой партии пока еще немного последователей.

Разместил: Григорьев | Дата: 06.11.2005
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 5Всего голосов:1

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2008-07-25 21:51:52 - Река Лена оказалась длиннее, чем думали
2008-04-01 15:09:42 - Забайкальский говор (дополнение)
2007-12-10 08:47:25 - Улятуйская церковь
2007-06-20 17:38:45 - Виктор Семин, "Наша Сергеевка была маньчжурской Эсули?"
2007-05-27 16:30:23 - Сибирские города. Нерчинск. Книга 1699г.
2007-04-07 23:54:52 - Мои путешествия по Сибири
2007-03-23 18:29:13 - Не все коренные сибирские народы имеют китайские корни
2007-02-01 00:51:24 - Селенгинская «украйна» гетмана Многогрешного
2007-01-31 01:26:04 - Благотворительный марафон по сбору средств на восстановление Атаганского дацана
2007-01-27 12:22:16 - Забайкальский говор
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


Фотогалерея
Знак Балтийского отдельного казачьего округа
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
29.03 - Сегодня праздников и памятных дат нет. Пора работать!
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.055 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.034 сек.