Русский народ, как этнографическое целое |
---|
Статья о этнографии русского народа начала ХХ века. Прислана Алексеем Тутовым (Бабай) Часть I
Соболевский А.С. Русский народ как этнографическое целое 1907 год
Взгляните на этнографическую карту Европейской России, составленную Риттихом еще в 1875 году и теперь уже порядочно устаревшую, - и посмотрите, какое огромное пространство занимает в Европе русский народ. Большой этнографической карты Азиатской России, сколько-нибудь близкой к нашему времени, мы - к сожалению - не имеем. И потому попробуем ограничиться недавно изданной крохотной картой Пештича . Из нее мы увидим, что русским народом и в Азии занято огромное пространство.Сопоставляя данные половины XIX века и данные всеобщей переписи 1897 года, мы можем видеть, как быстро распространяется русский народ по территории Русского государства. Вот Европейская Россия. Здесь русский народ все шире и шире распространяется в Уральской области и Оренбургской губернии, за счет башкир и киргиз. Почти вся степная часть Крыма принадлежит уже ему; он - хозяин в новой Черноморской губернии, по восточному берегу Черного моря. Он “идет вперед в Виленской губернии, за счет соседнего литовского народа" .
Перейдем в Азию. Здесь - что, впрочем, вполне естественно - русский народ делает еще более значительные приобретения. Куда бы мы ни взглянули в пределах русского государства, везде оказываются новые русские поселения, начиная с Киргизской степи и Туркестана и кончая Амурской и Приморской областями. Кое-где русский народ перевалил уже за Алтай, в недавно переданные России от Китая земли . Как быстро двигается он вперед, вы можете судить хотя бы по данным о Туркестане. Первый русский поселок в Сыр-Дарьинской области возник в 1867 году, второй в 1874 году. К 1 января 1903 г. русских поселков в этой области было уже 58. Первый русский поселок в Самаркандской области появился в 1885 году; первый русский поселок в Ферганской области - в 1893 году. К 1 января 1903 года русских поселков в первой из названных областей было уже 10, а во второй 7. Всего русского населения в Туркестане к началу 1903 г. было тридцать тысяч обоего пола .
Пустынные и лесные пространства внутренней Сибири, тайга, урманы быстро наполняются русским населением - как сибиряками-старожилами, так и переселенцами-новоселами. Движение этого населения происходит с значительной поспешностью. “В Балаганском уезде Иркутской губернии, - пишет местный обыватель в 1906 году, - происходит перераспределение населения по территории уезда. Старожилы сдвигаются с насиженных мест и выезжают на новые... Целые деревеньки здесь пустеют. Дома стоят заколоченные или вместо них зияют пустыри: строения проданы на сторону... Идет колонизация тайги... Там, буквально "на пне и колоде", как живописно выражались в старых юридических актах, вырастают новые деревни” .Особенно резко замечается это движение вперед, это искание свободных земель в густонаселенных уже районах Сибири, каковыми являются южные окраины Алтайского округа, Бийский уезд...
Любовь к простору и свободе в области хозяйственной жизни породила выселение старожилого населения из родных сел в горы, на земли, принадлежащие Кабинету Его Величества (Санкт-Петербургские ведомости. 1902. № 176 (из “Сибирской жизни”).
Однородные вести идут и из Западной, и из Восточной Сибири. Сибиряки-старожилы, привыкшие к местным условиям, идут на новые места, в глубину девственного леса, уступая свои усадьбы и роспаши, даром или за плату, новым пришельцам.
Сопоставляя современные данные о расширении территории русского народа с данными исторических свидетельств, мы видим, что нынешнее расширение находится в самой тесной связи с расширением старого времени, с тем расширением, которое началось с половины XVI века, после взятия Казани и Астрахани, и с той поры идет непрерывно, то усиливаясь, то уменьшаясь, то более ярко, то малозаметно.
Естественный прирост русского народа определяется специалистами статистиками в полтора процента ежегодно. Иными словами, ежегодно на 1000 человек умерших приходится 1015 рожденных. Но сверх этого русский народ быстро увеличивается в своей численности вследствие обрусения разных инородцев.
Даже наиболее культурные инородцы России, поляки и немцы, дают значительное число лиц, уступающих влиянию русской среды и постепенно, незаметно для себя, оставляющих свою народность ради русской народности. Это те офицеры, чиновники, ремесленники, купцы, которые в силу разнообразных обстоятельств поселяются среди русских и теряют связь с родными местами. Число их невозможно учесть, но находящиеся среди нас русские с польскими и немецкими фамилиями, еще сохраняющие память о своих отцах и дедах-поляках и немцах, являются живым доказательством факта обрусения.
Что же до инородцев малокультурных, то здесь обрусение идет быстрыми шагами.
Разбросанные среди русских в Поволжье инородцы-финны не только не противятся обрусению, но, сознательно или бессознательно, сами идут ему навстречу. Везде, где пермяк или мордвин встречает русского, он старается ему подражать в одежде и быте, перенимает от него песни, повторяет за ним русские слова и при каждом удобном случае выдает себя за русского. Быть как можно больше похожим на русского - вот идеал инородца. Деревни со смешанным населением - русским и финским - одна за другой делаются русскими. Инородческие острова, находясь между русскими поселениями, один за другим исчезают, и теперь, например, в нескольких местах Поволжья так называемая “русская мордва”, то есть обрусевшее потомство недавней мордвы, только недоумевает, почему ее называют мордвою, когда она ничего общего с настоящей мордвой не имеет. Но и финские массы Поволжья держатся уже плохо. Лучше других сохраняет свою народность черемиса . Но и на нее вырубка лесов, устройство поблизости заводов и фабрик, проведение железной дороги (не говоря уже о воинской повинности) действуют сильно. О мордве, пермяках, вотяках нечего и говорить. Вероятно, пройдет еще немного времени, и эти народности исчезнут с этнографической карты России.
Поддаются обрусению и народы Севера - зыряне и остяки. “Все то молодое поколение деревень, - говорит один недавний наблюдатель о наиболее отдаленных от русского центра зырянах ижемцах, - которое прошло через русские школы, уже свободно и понимает, и говорит по-русски”, то есть находится на пути к обрусению . О более близких к русским поселениям зырянах и остяках нечего и говорить. Я только упоминаю о когда-то многочисленных вогулах; они уже почти не существуют: одни вымерли, другие обрусели.
Из сибирских инородцев многочисленные тунгусы с необыкновенной быстротой подчиняются обрусению, и уже большое их число (до 50 процентов) считают себя русскими. Армакские тунгусы, между озером Байкал и рекой Джидой (Забайкальской области, Селенгинского уезда), говорит местный наблюдатель, называют себя “русскими” и “православными” и одинаково владеют тунгусским и русским языком .
Только инородцы магометане и буддисты держатся крепко, поддерживаемые религией. Татары Поволжья и Северного Кавказа, башкиры, киргизы, калмыки, буряты, тем более высококультурные сарты Туркестана сохраняют свою народность. Но из киргиз те, которые приняли христианство, превратились уже в русских и хотя и говорят еще, может быть, лучше по-киргизски, чем по-русски, но называют себя русскими .
Посмотрим на числа и на процентные отношения, как они представляются нам не по данным переписи 1897 года, а по данным более свежим, за 1904 год . Мы помним, что цифры для числа этнографических единиц здесь, как и везде, не могут отличаться точностью (об этом подробнее после), но считаем несомненным, что общее впечатление от них будет у нас верное.По этим данным, к 1 января 1905 года население России состоит из 143'980'000 жителей обоего пола, без Финляндии, и из 146'797'000 с Финляндией. Из них с лишком 10 миллионов живет на Кавказе, с лишком шесть с половиной миллионов - в Сибири и с лишком восемь с половиной миллионов - в Средней Азии.
Русский народ состоит более чем из 96 миллионов человек и составляет 65.5% всего населения Русского государства. В Европейской России процент русских равен 80, в Западной Сибири - с лишком 88.5%, в Восточной Сибири - почти 54%.
Из других народов Русского государства самым сильным оказываются поляки, состоящие из 9 с лишком миллионов и живущие, главным образом, сплошной массой в Царстве Польском. Поляки, только они одни, оказывают ассимиляционное влияние на русский народ и ополячивают его западные части - в Холмской Руси и на западной границе Гродненской губернии; но здесь им очень сильно помогает католичество .
Что до других народов, то они не имеют или численности, или сплоченности, или однообразия, чтобы иметь большое значение. Тюрко-татарские племена в общей сложности многочисленны: их свыше 15.5 миллиона; но они состоят из татар, башкир, киргиз, сартов, якутов и т. д., а татары, в свою очередь, по месту своего обитания делятся на татар приволжских, татар оренбургских, татар Северного Кавказа, татар закавказских, татар крымских и т. д., с дальнейшими подразделениями, и имеют друг от друга крупные отличия и в языке, и в культуре, и в быте .
Финские племена также относительно многочисленны: их более 6.5 миллиона. Но в финской группе находятся финны Финляндии, корелы, эсты, зыряне, вотяки, пермяки, черемиса, мордва и др.
Кроме собственно финнов, корел и эстов, составляющих одну родственную группу со сходными, хотя и далеко не тожественными языками, относящимися друг к другу приблизительно так, как относятся друг к другу славянские языки, и с одинаковой приблизительно культурой, остальные финские народы резко отличаются от этой группы и друг от друга языком. Различие между языком собственно-финским и языком мордовским можно уподобить различию между славянской группой языков и языком литовским; а различие, например, между языком собственно-финским и остяцким близко к различию между славянскими языками и санскритским. Сверх того, в пределах одного и того же племени говоры резко отличаются один от другого - например, одни черемисы не понимают других и при встрече, чтобы понимать друг друга, пользуются русским языком .
Чтобы вернее оценить процентное отношение русского народа к другим народам русского государства, необходимо принять во внимание территориальное положение этих других народов. В то время как русские представляют сплошную массу в главной части русской территории , инородцы живут сплошными массами только на ее окраинах, а в других местах представляют из себя мелкие или крупные острова среди русского населения.
И что особенно важно: в то время, как инородцы в мелких островах ассимилируются и подвергаются обрусению (мордва, чуваши, пермяки и т. д.), - инородцы в крупных островах уменьшаются в числе и приближаются к вымиранию. К этой второй группе инородцев принадлежат почти все кочевники Европейской России, Северного Кавказа и Западной Сибири; несомненно вымирание уже происходит у башкир и ногайцев; по-видимому, оно действует и у калмыков астраханских и ставропольских, и у киргиз. Явление известное везде, где кочевники сталкиваются с современной культурой.
Любопытное явление представляют русские немцы.Немцев в России находится два миллиона триста тысяч, сильных и по своей культурности, и по своему немецкому патриотизму.Большая часть их разбросана по многочисленным немецким колониям Волыни, Новороссии, Поволжья, Северного Кавказа, даже Юго-Западной Сибири и Туркестана ]; здесь они в общем еще вполне сохраняют народность. По естественному порядку вещей и они везде (кроме разве Волыни) обречены на обрусение. Что же до меньшей части, живущей в городах и замках трех губерний Прибалтийского края и в этнографическом отношении наиболее важной, то эти немцы сильно уменьшаются в числе. По немецким данным, которые никак не могут быть заподозрены, - с 1881 года по 1897 год число немцев понизилось: в Лифляндской губернии с почти 113.5 тысячи (9.7% населения губернии) до 78.5 тысячи и в Эстляндской с почти 22 тысяч (5.8%) до 16 тысяч (39%). В Курляндской губернии число немцев увеличилось - с почти 50 тысяч до 51 тысячи, но процентное отношение их к остальному населению губернии уменьшилось с 8.7% до 7.6%.
| Разместил: Седой | Дата: 31.08.2006 |
|