Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Русский народ, как этнографическое целое
ЭтногенезСтатья о этнографии русского народа начала ХХ века
Прислана Алексеем Тутовым (Бабай)
Части II и III

Соболевский А.С.
Русский народ как этнографическое целое
1907

Обратимся к самому русскому народу.
В огромной части своей территории русский народ не дает себе никакого названия. Местами, живя в Полесье, русский человек называет себя полешуком (на Волыни) или полехой (в Калужской губернии); местами, если в его среде распространены два христианских исповеда­ния, он себя характеризует названиями: православный и католик (в Белоруссии). Гораздо чаще бывает, что какая-нибудь часть русского населения известна у своих соседей под каким-нибудь прозванием (ко­торым она сама совсем не пользуется и на которое часто обижается). Так, между великорусами южных губерний известны ягуны и когуны, потому что они формы его и кого (род.-вин. падежа) произносят с г, тогда как их соседи произносят эти формы с в; между великорусами и белорусами средних губерний известны цокалки и цвякуны, потому что они цокают, то есть употребляют ц вместо ч. Сверх того, между велико­русами указывают талагаев, цуканов, саянов и горюнов, а между мало­русами - буцов и райков; но эти никому не понятные названия не обозначают каких-нибудь обособленных в этнографическом отноше­нии групп населения.

Гораздо большее употребление имеют другие три названия. Вели­корусы называют малорусов хохлами, а малорусы великорусов каца­пами (то есть козлами) смеясь над внешними особенностями друг друга (в старое время). Малорусы же называют белорусов литвинами, потому что белорусы рано вошли в состав Литвы, или Литовско-русского государства.
Но все-таки наиболее значительным распространением пользует­ся имя русский. Оно всего чаще употребляется, конечно, в тех местах, где русское население соседит с инородческим и где иметь племенное название для каждого почти что необходимо. Но надо заметить, что русский народ нигде не называет себя великорусами, малорусами или белорусами; эти этнографические названия принадлежат науке и упот­ребляются только образованными людьми.

Наука делит весь стомиллионный русский народ всего на три груп­пы - великорусов, белорусов и малорусов. Из этих групп только одна может быть разделена на две крупные подгруппы, именно малорусы, которые распадаются на малорусов южных, степняков или украинцев, и на малорусов северных, жителей лесных пространств. Дальнейшие под­разделения русского народа будут уже или произвольны, или недоста­точно характерны.
Не думайте, чтоб разница между великорусами и белорусами, меж­ду белорусами и малорусами, между великорусами и малорусами была сколько-нибудь значительна.

Нет, наука не знает определенных границ между великорусами и белорусами и между белорусами и малорусами. Они указываются ею лишь условно, на основании тех или других отдельных признаков, и, конечно, разные ученые, опираясь на разные данные, определяют их различно. В действительности ничего похожего на то, что мы называем границей, не существует, а есть более или менее широкий пояс, где насе­ление по своим особенностям (языку, быту и пр.) представляет посте­пенный, малозаметный переход от великорусов к белорусам и от бело­русов к малорусам. Таким поясом между великорусами и белорусами служат южная часть Псковской губернии и северная Витебской, почти вся Смоленская губерния, западные полосы Калужской и Орловской губерний и восточная часть Могилевской . Здесь ничего характерно­го. Если одни признаки - вполне великорусские, то другие - вполне белорусские; если резче великорусские, то население считается велико­русским; если наоборот, мы видим в населении белорусов.

Пояс между белорусами и малорусами идет по так называемому Полесью - по Гродненской, Минской, Могилевской губерниям с одной стороны и по Волынской и Киевской с другой; он в одних местах шире, в других уже, но в общем довольно значителен. И здесь ничего харак­терного: рядом черты белорусские и малорусские, и по количеству тех и других мы решаем вопрос о принадлежности населения к белорусам или к малорусам.

Точная граница может быть проведена только между великоруса­ми и малорусами в тех местах, где и те и другие - поздние пришельцы, где они столкнулись не раньше XVII столетия. Здесь у этнографа обык­новенно не бывает никаких затруднений: одну деревню по ее языку и быту он может смело и решительно назвать великорусскою, а ее сосед­ку, также на основании ее языка и быта, он называет малорусскою.

Определение численности каждой из трех групп русского народа, сколько-нибудь точное, вполне невозможно. Все цифры, которые мы имеем, не внушают к себе ни малейшего доверия.

Само население, неинтеллигентное, особенно в переходных поясах, о которых я только что говорил, не в состоянии сколько-нибудь созна­тельно определить свою принадлежность к той или другой группе; по­пробуйте спросить жителя Смоленской губернии, кто он, великорус или белорус, каким наречием он говорит, великорусским или белорусским; будьте уверены, он не поймет даже вашего вопроса.

Что касается до интеллигенции, то она определяет себя этнографи­чески вовсе не по тому, что она на самом деле есть, а по тому, что она о себе думает. Таким образом, большое число самых обыкновенных вели­корусов, живущих в Москве, Петербурге, Рязани, Нижнем и т. д., считает себя малорусами только на том основании, что они - малорусского происхождения. Многие из них не умеют произнести правильно двух слов по-малорусски. Таких мнимых малорусов значится по переписи 1897 г. (Менделеев, “К познанию России”) в Петербургской губернии 7600 человек, в Московской 5600, в Рязанской 1800 и т. д.

Само собою разумеется, при подсчете великорусов, белорусов и малорусов мы должны увеличить цифру великорусов и, напротив, того, уменьшить цифры белорусов и малорусов.

Взгляните еще раз на этнографическую карту Риттиха, на окра­шенную розовым цветом великорусскую территорию Европейской Рос­сии. Вы видите, что эта территория соприкасается с территорией Азиат­ской России, с той территорией, куда уже давно направляется русская колонизация. Великорусы, переходя из Европы в Азию, встречаются там также с великорусами и попадают в свою этнографическую среду.

Иное дело - белорусы и малорусы, вышедшие из пределов своих областей - из белорусских и малорусских губерний. Малорусские колонии, старые и новые, рассыпаны по всему Поволжью. Малорусов (по переписи 1897 г.) считается в Астраханской губернии 133 тысячи, в Саратовской 149 тысяч, в Самарской 119 тысяч; их считается немало и в других поздно заселенных местностях Европейской России: в Став­ропольской губернии 320.5 тысячи, в Оренбургской 41.5 тысячи, в Уфимской 5 тысяч. То же в разных областях Сибири и Туркестана: 99 тысяч в Томской губернии, 37 в Тобольской, 51 в Акмолинской облас­ти, 18,5 в Семиреченской, почти 13 в Сыр-Дарьинской, везде при гро­мадном численном перевесе великорусов, составляющих главное насе­ление. Так, в Семиреченской области 13 тысяч малорусов живут среди 77 тысяч великорусов.

Относительно редки случаи, где бы малорусы жили на новых мес­тах сплоченными массами. Обыкновенно или их поселения, вполне ма­лорусские, находятся среди великорусского населения, или же малору­сы живут в одном поселке с великорусами.

Чтобы вы могли представить себе один из многих новых поселков, я приведу вам данные относительно поселка Петровского в степной части Сибири, в Петропавловском уезде. В нем в 1890 г. было 158 семейств, в том числе из 8 семейств из Воронежской губернии, 2-х из Казанской, 6 из Курской, 2 из Минской, 9 из Орловской, 14 из Оренбург­ской, 2 из Полтавской, 1 из Пензенской, 32 из Пермской, 3 из Рязанской, 38 из Самарской, 3 из Тамбовской, 16 из Тобольской, 1 из Харьковской, 19 из Черниговской и 2 из Донской области. Здесь полтавские и черни­говские малорусы потонули среди великорусов. “Такая пестрота насе­ления, - заявляет местный исследователь, - наблюдается почти по­всеместно в Сибири” . Мы можем сказать: и в некоторых местнос­тях Европейской России, каковы особенно губернии Астраханская, Ставропольская  и Уфимская.

То, что сказано мною о малорусах, может быть повторено о бело­русах, хотя они гораздо меньше заметны.

Малорусы держатся крепко за свой язык и свои бытовые особен­ности. Столетие близкого соседства малорусов с великорусами не пре­вратило их в великорусов; полной ассимиляции не последовало, но начало ей положено .

Как ни много еще малорусского у астраханских, саратовских, став­ропольских, сибирских малорусов, но судьба их ясна: процесс ассими­ляции не может остановиться и не может идти в их пользу. Даже там, где сплошная масса малорусов соприкасается с великорусами, - ас­симиляция наклоняется в пользу великорусов. Так, в Воронежской губернии даже малорусы-патриоты указывают на такое направление ассимиляции .

Но все-таки малорусы пока держатся крепко. Причина медлен­ности в ассимиляции заключается не столько в различии языка, сколь­ко в различии особенностей быта и обряда. Крестьянин-малорус не выдаст дочери за своего соседа, крестьянина-великоруса, только потому, что при этом свадьба должна быть совершена не по дедовскому мало­русскому обряду, а по другому, великорусскому: “свои будут смеяться”.

Что до языка, то здесь мы перед разными мнениями. Одни знато­ки говорят, что малорус вовсе не понимает великоруса и наоборот, что малорусский и великорусский языки - два разных славянских языка; другие настаивают на значительной близости этих двух языков и на­зывают их только наречиями русского языка. Но не входя в подробности - здесь огромное значение имеют политические убеждения говорящих, - я приведу только свидетельство из источника вне политики - из сообщения в Московском педагогическом обществе: “В Полтавской губернии оказалось, что русский (то есть великорусский) рассказ, хорошо и выразительно прочитанный, был вполне усвоен малорусами” .

К сказанному должно прибавить несколько слов о так называе­мом украинофильстве, об учении, что малорусы - совершенно особый народ в сравнении с великорусами, что они томятся под игом неприят­ных для них великорусов, что они хотят быть политически-самостоя­тельными, что им необходима литература на малорусском языке  и т. п. Данные новейшего “освободительного движения” показывают, что украинофильство свойственно только левым партиям и что умеренное большинство, и прежде всего наиболее заинтересованное здесь крестьянство, никакого украинофильства не знает: оно считает себя за один русский народ с великорусами и стоит за полное государственное един­ство России. Украинофилы теперь уже сознаются, что на малорусские газеты нет подписчиков, а на малорусские книги - покупателей.

Все только что сказанное мной о малорусах может быть отнесено и к белорусам. И они в своих колониях держатся еще крепко за свой язык и обычаи. Но их язык еще ближе к великорусскому, чем малорус­ский; их обычаи часто почти совпадают с великорусскими. Местного белорусского патриотизма мало, и он даже среди белорусской интелли­генции не играет роли; его знают только, кажется, белорусские поляки или местные люди католического вероисповедания, более польской на­циональности, чем русской, скорее враги русского народа, чем друзья.
 IIIПосмотрим на самих великорусов.По переписи 1897 года их считается 55.5 миллиона, против 22.5 миллиона малорусов и 6 миллионов белорусов. Я сказал уже, что в сущности великорусов больше, чем значится, и что из малорусов и белорусов порядочное число не знает, кто они такие, малорусы или белорусы, белорусы или великорусы.

Огромное великорусское племя представляется поразительно од­нообразным.
Даже типы на огромном пространстве великорусской территории одни и те же. Весь русский народ есть смешанный народ, как все наро­ды Европы; одного русского типа нет; но самое разнообразие типов однородно у всех великорусов. Только на окраинах, по преимуществу в Сибири, вы встречаете значительное число русских с инородческими типами. Это бывшие инородцы - киргизы, буряты, тунгусы. В других местах есть только острова с особыми типами, например, в Костромской губернии , где обрусела часть местной черемисы (а другая часть, оста­ток, еще сохраняет свою народность), или около Романова-Борисоглебска, где когда-то были поселены служилые татары, потом принявшие христианство и обрусевшие.

Когда вы находитесь в толпе великорусов на ярмарке, в монасты­ре во время стечения народа и т.п., вы не в состоянии по типам ска­зать: это рязанец, а это вологжанин, а это астраханец. Иначе говоря, местных великорусских (как и вообще местных русских) типов нет.

Но главное для народности - язык.
Великорусское наречие делится на ряд говоров, которые могут быть сведены в две группы: окающую и акающую.Те великорусы, которые окают, говорят почти совсем так, как мы пишем, то есть произносят “о” без ударения: хорошо, вода и т. п., как “о”. А великорусы акающие вместо этого о произносят а или какой другой звук.Представитель акающей группы, московский говор, тот, которым мы говорим, есть язык всей русской интеллигенции, не только по проис­хождению великорусской, но и малорусской, и белорусской. За интел­лигенцией везде идет многочисленная полуинтеллигенция и смешанная народная масса больших городов и центров; как на великорусской, так на малорусской территории московский говор в вульгарной своей фор­ме, часто с примесью особенностей местных говоров, имеет среди этих людей очень широкое распространение.

Наконец, московский говор лежит в основании языка нашей лите­ратуры и деловой письменности. Он преподается в школе; он употреб­ляется в войске; его вся Россия слышит со сцены русского театра. Ему понемногу подчиняются другие русские говоры.

И здесь происходит своеобразная ассимиляция или просто замена местных говоров московским.

Целые уезды окающей Костромской губернии, где живут работаю­щие в Москве и больших городах России маляры и каменщики, говорят уже по-московски. Еще недавно по всей России вы слышали окающую речь плотников из Владимирской губернии; теперь младшее их поколе­ние говорит также по-московски. Другие говоры теряют или уже поте­ряли наиболее характерные свои черты (цоканье и т. п.); не редкость, что в селе младшее поколение говорит иначе, чем старшее, - без наиболее резких особенностей.
Вообще, область московского говора все более и более расширяется.Но если бы даже говоры великорусского населения и сохраня­лись во всей полноте их черт, они не могли бы играть никакой важной роли.Великорус из-под Архангельска со своим говором может свобод­но добраться до Астрахани или Владикавказа; проходя через велико­русское население, он везде бы всех понимал и был бы сам вполне понимаем; можно сказать, придя под Астрахань, он не обратил бы осо­бого внимания на себя со стороны местных людей.

Точно так же великорус из-под Смоленска может дойти до Влади­востока, чуть не через всю ширину Русского государства, совсем не замечая, что идет десятки тысяч верст и везде чувствуя себя среди своих.

То же, что о говорах, можно сказать и о быте. Костюм, орудия, пища - все это почти одно и то же у всех великорусов. Еще недавно было некоторое разнообразие в костюме, и по головному убору дере­венской женщины можно было сказать, из какой стороны России она родом. Но новые моды все теснят и теснят старину и подгоняют все под одно до такой степени, что крестьянин из-под Архангельска окажет­ся одетым достаточно по моде, когда дойдет до Астрахани, а крестьянка из-под Смоленска никого не удивит своим нарядом в Иркутске.

Исконная близость русских говоров и быта имеет, конечно, свое значение. Но особенно важна та быстрота распространения русского племени, о которой я уже говорил.

Давно ли великорусское племя на юге имело границу под самой Тулой и Рязанью? Только с конца XVI века, после покорения Казани и Астрахани, оно двинулось на юг и восток и заняло огромные простран­ства среднерусской степи, Поволжья и Сибири. Ведь еще недавно там, где теперь уже тесно, была пустыня. Ведь Самарская, Уфимская, Ставро­польская губернии заселились чуть не на нашей памяти. Другие места заселяются теперь, на наших глазах.
При таком позднем заселении, при движении на новые места чуть не со всех концов России нельзя даже ожидать сколько-нибудь значи­тельного разнообразия в великорусском населении нашего государ­ства.

Школа, воинская повинность, отхожие промыслы, заводы и фабри­ки, железные дороги также делают свое дело, и великорусское племя в недалеком будущем явится перед миром в виде 100-миллионного одно­образного этнографического целого.

Если мы сравним русский народ в нынешнем его состоянии с другими народами Европы, мы будем поражены его однообразием. Немцы, например, в разных местах немецкой территории (в Германии, Австрии и Швейцарии), несмотря на все усилия превосходной немецкой школы, остаются при своих говорах, и немец из-под Гамбурга не понимает немца из Вестфалии, а немец из Вестфалии не понимает немца под Цюрихом или под Веной. То же можно сказать об испанцах и итальянцах, несмот­ря на то, что размеры испанской и итальянской территории не идут ни в какое сравнение с размерами территории русской.

Только Соединенные Штаты в недалеком будущем будут сходны с Россией. Там, после завершения начавшейся ассимиляции переселен­цев - немцев, ирландцев, итальянцев, литовцев и других, с местными и переселившимися в последнее время англосаксами, должна получиться огромная однообразная масса, с одним и тем же языком на громадном пространстве, с одними и теми же особенностями быта .
Разместил: Седой | Дата: 31.08.2006
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 3.5Всего голосов:4

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2007-01-02 00:03:59 - Военная мысль Российской империи
2006-09-12 23:54:36 - Воинское дело славян и их окружения
2006-09-12 23:32:12 - Воинское дело славян и их окружения
2006-09-02 20:23:40 - Русский лук и стрелы.II
2006-09-02 20:15:03 - Кольчуга
2006-09-01 17:23:30 - Русский лук и стрелы.I
2006-08-21 23:21:08 - Город русичей отыскали на карте XII века
2006-08-02 23:35:45 - О внешности древних русичей до монгольского нашествия
2006-07-10 22:35:25 - Сказ о Коловрате и Птицах
2006-06-30 22:55:12 - МИФОЛОГИЯ И ОБРЯДЫ АСТРАЛЬНОГО КУЛЬТА НА РУСИ
2007-03-08 00:18:25 - Этническая история Байкальского перекрестья
2007-02-13 13:03:56 - Утоптанная тропа сквозь темный лес
2006-10-02 10:04:44 - Влияние идей Л.Н. Гумилева
2006-08-31 08:23:23 - Русский народ, как этнографическое целое
2006-07-26 11:39:38 - Севрюки - загадочный народ
2006-06-14 01:26:55 - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА В БУРЯТИИ
2006-06-13 16:34:01 - ПОЛЕМИКА Л.Н. ГУМИЛЁВА С Ю.В. БРОМЛЕЕМ
2006-06-09 09:45:53 - Л.Н. ГУМИЛЁВ И П.В. ФЛОРЕНСКИЙ: ПОМНИ О ВАВИЛОНЕ!
2006-06-07 23:57:39 - Три исчезнувших народа
2006-05-12 23:00:59 - Происхождение от одного предка
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


1
Воевода_Владимир2006-09-05 14:37:53
Воевода_Владимир Интересная работа.
К вопросу об этническом однообразии.
Есть такая штука, как теория биосистем. Так вот она гласит, что чем разнообразней элементы ситемы, тем эта система более устойчива. И наоборот.
То есть перспективе повсеместного однообразия надо было не радоваться, а сопротивлятся.
[color=darkred:2302edb706][i:2302edb706]...И вижу - тайна бытия Смертельна для чела земного, И слово мчится вдоль нея, Как конь вдоль берега морского...[/i:2302edb706][/color:2302edb706]

Фотогалерея
Фото 1914 г.
Пакуловы Иосиф Иванович и Евгения Ивановна (брат и сестра, дети Ивана Логантьевича)
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
19.04 - Сегодня праздников и памятных дат нет. Пора работать!
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.044 сек. и 20 запросов к базе данных за 0.028 сек.