Материал из сборника: "Бурятские летописи" Улан-Удэ, 1995
Дашанима Ендонов
ИСТОРИЯ НАРОДА ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКОГО
РОДА СООГОЛ
Да будет благополучие!
Краткая история шести родов,
имеющих бурят-монгольское происхождение.
Алагуя, Харанута, Олзона,
Бумала, Ашабагата и Хурамши называют шестью родами.
Почему же говорят «восемь
эхиритов» и «шесть булагатов»? В давние времена эти шесть родов среди лета
пришли с западной стороны. Согласно преданию о шаманке Асуйхан, они, разделяясь на эхиритов и
булагатов, раскололи разветвленное дерево и образовали два самостоятельных рода. Принято
говорить, что эхириты и булагаты имеют происхождение от шаманки Асуйхан. Таково старинное
предание.
В состав шести булагатских
родов входят Ашабагат, Хурамши, Алагуй, Харанут, Олзон, Бумал.1
Названия восьми эхиритских родов следующие: Баяндай, Шоно, Баабай, Готол,
Абаганут, Буян, Абазай и Сэнгулдэр. Кто такие семь Шоно? Это Хамнай,
Соогол,
Борсой, Тануд, Яртага, Шибтухэй и Хаядул.
Я опишу ниже историю прихода
в древние времена на южную сторону Байкала-моря народа рода Соогол и его размножения. Первоначальная родина
народа Соогольского рода находилась по левую сторону реки Лены, в местности Атарай.
Здесь жили три сына Батухая. Двое старших из них в юношеском возрасте пришли па южную сторону
Байкала для облавной охоты на диких зверей и ушли безвозвратно. Это были Алаг и
Абугул. Младшего сына Батухая звали Наярай. Говорят, что он
имел большую семью, жил богато, выкуривал
ежедневно восемьдесят котлов тарасуна,
а доеное молоко выливал в яму. В настоящее время это место известно под
названием Сайдамта.
Однажды в хотоне Наярая
появилась эпидемия тифа, принесшая огромное несчастье. Смерть скосила всю его
семью, а 68-летний Наярай остался в одиночестве. Этот старец,
посватав с северо-восточной стороны 18-летнюю девицу, взял ее в жены.
На 69
году жизни Наярая родился сын, дали ему имя Адаг. Когда отцу было 73 года, родился
сын Дариба. Старец Наярай возымев потомство — двух сыновей, стал
забывать о былых несчастьях и для него
наступило время счастливой жизни в родных кочевьях.
После того как Наярай,
одряхлев, скончался, осталась молодая жена с двумя маленькими детьми. Не
соглашаясь с тем, что её родственник и задумали взять ее детей и усыновить, а ее
выдать
замуж, она, испугавшись, задумала последовать за дядями, ушедшими на южную сторону
Байкал-моря. Навьючив свои вещи на пеструю корову, она погнала небольшое свое
стадо и повела обоих своих сыновей — Адага и Дарибу. Переправившись
через море Байкал по льду она перекочевала в долину реки Кудара и стала жить среди людей рода
Борсой Шоно. Прожив там немного, перекочевала оттуда на реку Итанца, где в течение
трех лет пасла скот у богатого русского Кайдалова. После этого, в 1772 году она перебралась в
местность Удын Шэрэнги. К этому времени Адагу исполнилось 13 лет, а Дарибе — 9 лет. Вскоре они перекочевали в Гильбиру, в местность Оер в низовьях
Баян-гола. Прожив здесь несколько
лет, переселились в местность Булаг, на северном берегу той же реки.
Сыновья овладели мужскими
знаниями. Старший сын — Адаг освоил специальность кузнеца, стал авторитетным человеком.
Ему было
уже 18 лет.
Во время царствования
маньчжурского Энх Амгалан-хана и российского императора Петра II господин тайный советник, кавалер разных наград и званий
Иллирийский граф Савва Владиславович и китайские сановники от реки Киран вплоть до
владений хунтайджи
поставили пограничные знаки, очертившие российско-маньчжурскую
границу. Говорят, что Адаг Наярайн ездил с ними в качестве депутата. За эту деятельность император Петр II своим указом от 4 июня 1729
года пожаловал Адаг Наярайну звание зайсана.
У Адага было четыре сына:
Даша, Дага, Даябай и Данша. Двое
старших из них в 1764 году были зачислены в ряды «сорокаколчанного» казачьего войска.2
У Даши было три сына:
Галта, Зорикто и Цэдэб. У Галты — четыре сына: Тугулдэр, Тугэд, Обхуди и
Балдан. У Зорикто было два сына: Ухана и Дага. У Цэдэба — сын Цэдэн. У Даги —
два сына:
Баталу и Мункэ. У Баталу — четыре сына: Тулун, Тобшин, Тугут и Цанкир. У Мункэ
было пять сыновей: Саава, Золху, Ахаяджи, Патан и Сатариг.
Сын Даябы — Абата. У Абаты
три сына: Очир, Омогто, Ванчик. Сын Очира — Цагадай. У Омогто было три сына: Улзыта, Аюуша, Индуб. У Ванчика сын
Жигжид.
У Данши два сына: Барата и
Цогто. У Бараты было три сына: Суван, Цэрэн и Цорчи. Сыновья Цогто: Танга, Цэнгун и
Жана.
Сыновья Дарибы: Хори,
Ламахан, Хонгодор и Хореон. У Хори два сына: Бадари и Одхон. У Бадари было три
сына: Вандан, Жугдэр и Ванчик. У Ламахана было два сына: Цэгэйдхэ и Цангирхан.
У Алага — сын Харал. У
Абагула был сын Балчи.
У Балчи было пять сыновей:
Итэгэл, Илдэн, Моторой, Дэлюскэ и Шибугур.
Итэгэла сын-Энхэ, у Энхэ—сын Баяр. Сыновья
Илдэна: Гонбо Убаша. Сын Гонбо — Нирулту, сын Убашн — Замбала. У Мотороя было два сына: Муу
Цэрэнпил и Хохо. У Цэрэнпила — сын Дэлэг а у Дэлэга было пять
сыновей: Самбил, Добдан, Жинзай Дамба и Бадма. У Хохо было также
пять сыновей: Табахан, Дархан, Зодбо, Шараб и Цэнхэр. Шибугур имел сына Турту. У
Турту было два сына: Улдэг ,и Хулхун.
У Алага — сын Харал, у
Харала было четыре сына: Таби, Дадай, Хаядзай и Сабсан. У Таби два сына: Ниван
и Хадагасун. У Хадагасуна было двое: Гинду и Буянта. Буянтуев
сын—Ванаи, сын Гинду—Ганжур. Сын Ваная—Бадма, его называют Содноин Бадма. Сын Сабсана—Убли.
Сыновья Убли: Даража и Аригун. У Дадая было два сына: Хойлуг и Дадуй. У Хойлуга—сыновья Холхон и Бадма.
Собрав сведения из устных
преданий о древних родах и из летописей, написал эту историю 1910 года февраля в 12-й
день Дашанима
Ендонов из рода Адаг Шоно.
Переписал с подлинника Будажаб Будаев, из рода Булагад Харанут. Май
1926 года.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. По данным Дашинима Ендонова,
в состав Булагатов входят
Ашабагат, Хурамша, Алагуй, Харанут,
Олзон, Буумал. Однако в некоторых
исторических сочинениях
Олзон отнесен к Эхиритам. а вместо
него в состав Булагатов включен
род Хухуд. К Булагатам
также в отдельных случаях
причисляют Готол. Иногда к ним
относят род Баабай.
Видимо, подобная путаница происходит из-за того,
что в древности
Эхириты и Булагаты имели
единое происхождение.
Переселившиеся на южную
сторону Булагаты в основном обитали в Иволге, по долинам рек Селенга и Хилок, а
отдельные группы проникли в Закамну.
2. В связи с привлечением бурят
к пограничной службе, в
1764 году были образованы
четыре полка казачьего войска.
Бурятские казаки в основном
были вооружены луками и стрелами.
3. Летопись
«Эхирэд булагад соогол
эсэгын зоной туухэ
бэшэг» (История народа
эхнрит-булагатского рода
Соогол) написана в 1910
году Дашанима Ендоновым. В ней
идет речь о происхождении рода
Соогол, обстоятельствах его переселения
в Забайкалье. Во второй
части летописи рассказывается о деятельности Адаги, одного из
родоначальников этого рода, о
генеалогии потомков Адаги.
Летопись составлена, как
указывает сам автор в колофоне, по устным преданиям и по материалам исторических
летописей. Однако им не сказано, какие именно летописи использованы. Не
подлежит сомнению, что сочинение Ендонова построено на сохранившихся в памяти
народа исторических преданиях и генеалогий. Видимо, использованы также автором
родовые документы (указы о присвоении титулов, званий, о наградах, акты о
наделении землей и т. д.), бережно хранившиеся народом.
Следует отметить, что в
бурятских летописях встречаются различные сведения о составе племен, родов. В этих
различиях мы усматриваем отражение процесса формирования бурятского народа.
Происходившие в средневековье частые перемещения отдельных групп населения,
принадлежавших к различным родам, приводили к их смешению. Вступая в состав нового
рода эти группы семей порывали с прежним родом, постепенно
утрачивали первоначальную свежесть воспоминания о прошлом. Этим, считаем, объясняется
разночтение родов, входивших в состав эхиритского и булагатского племен. Например,
сведения
Ендонова о роде Шоно разнятся с данными, содержащимися в других летописях,
родословных книгах.
Вопрос о переселении
отдельных групп западнобурятского населения в Забайкалье еще мало исследован ввиду
недостаточности достоверных источников. Сочинение Ендонова приобретает важное значение, так как оно дает материал для этого важного исторического процесса.
Источники, прежде всего бурят-монгольские
летописи, а также сохранившиеся в архивах официальные документы свидетельствуют
о том, что в конце XVII—начале XVIII вв. происходило переселение западных бурят небольшими
группами в районы Забайкалья, причем переселенцы принадлежали к самым различным
родам.