Материал из сборника: "Бурятские летописи" Улан-Удэ, 1995
Будажаб Будаев
ИСТОРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШЕСТИ СЕЛЕНГИНСКИХ РОДОВ
К югу от Индии в середине
большого моря есть один остров. Растительность там очень богатая. Эта
небольшая островная страна называется Сумдэрэ (Суматра?). Там растет дерево
амар (мангиферовое
дерево), амар модон (алойное дерево), гвоздичное дерево, сандаловое дерево, камфарное дерево,
клен, индиго, лимонное дерево и множество других самых разнообразных пород
деревьев и бесчисленное множество самых разных цветов
и растений.
Население Индии насчитывает почти 300 миллионов
человек. Население Тибета насчитывает 30
миллионов. В Китае проживает более
400 миллионов. Население Японии, говорят, 50 миллионов. Количество монголов и бурят не достигает 30
миллионов. Население России примерно 140 миллионов. В России проживает более 30 народностей, говорящих па 100 различных
языках.
В Монгольском государстве Содо богдо Чингис-хана обитает множество
племен, а именно ойраты, хирээты, орлады, уйгуры, найманы, хирлиги, зорачиды, солонгосы, хонгирады.
Их аймаки вместе взятые имеют единое
монгольское происхождение. Потомками ойрат-монголов являются бурятские племена эхиритов и булагатов. Старшего звали Булагат, а младшего —
Эхирит. Булагат имел 6 сыновей, а
именно: Харанут, Хурамша, Олзон, Ашабагат, Буумал, Алагуй. У Эхирита было 8 сыновей, а именно: Баяндай, Абазай, Хонгодор, Готол, Буян, Абаганад, Баабай,
Шоно. Так и жили они благополучно и
счастливо. Большинство их жило на западной
стороне Байкала, на р. Ангара. Братья Булагат и Эхирит являлись родоначальниками множества родов, со
временем составивших два самостоятельных племени и поддерживавших родственные связи. Мы — шесть родов булагатов и
эхиритов обитали компактно в одном
краю. Родина наша находится па западной
стороне Байкала, к востоку от р. Зулхэ (Лена).
В 1689 г. наместник Томской
губернии Головин, пригласив тайшей, нойонов шести родов, заявил, что монголы,
проживающие на южной стороне Байкала, откочевали на юг or p. Селенга, там появилась свободная,
незаселенная земля и предложил перекочевать
на южную сторону Байкала, к живущим в степи монголо-бурятам.
В 1666 году был основан
острог Селенгинск, а в 1668 г. — острог Верхнеудинск.
Между ними были свободные
незаселенные земли, просторы, богатые лесами и живностью. Эхиритским и булагатским
тайшам было предложено переселить в район р. Се-
ленги 500 семей. Тайши,
посоветовавшись, выразили согласие с предложением наместника. Однако, когда по возвращении поговорили на этот счет с соплеменниками, среди
них не оказалось желающих уехать с родных мест. Пришлось уговаривать людей,
учитывать
количество душ в семье и состоятельность. Начиная с 1704 года в течение 20 лет
продолжалась перекочевка групп семей с той стороны Байкала
и они заселяли земли от Верхнеудинска к югу по реке Селенга, обосновываясь по
урочищам до острога Селенгинск. В Селенгинском остроге находилась
воеводческая канцелярия, и при ней было управление, ведавшее всеми
окружными
делами в течение многих лет.
В 1790-х годах для развития хлебопашества среди бурят
из государственной казны
были отпущены средства,
безвозмездно выделены плуги, серпа. С этого времени внедрялось
земледелие в наших краях.
В 1808 г. был обнародован
указ правительства о повсеместном
открытии экономических магазинов. Среди селенгинского инородческого населения
было построено более 54 экономических магазинов.
Ради хлебопашества люди стали перебираться из приречных зон в степные районы.
В 1808 г. российское
правительство уведомило об отправке правительственного чиновника с поручением
провести выборы тайшей,
открыть контору в местном управлении и навести соответствующий порядок. Наши старейшины встретились с сановниками-дворянами в Селенгинской степи на берегу
Темника в Шияте. На встрече
присутствовали родовые главы — нойоны 6-ти из 8 отоков. Было решено принять правительственного чиновника в ставке
сонгольского Ухина-тайши на южной стороне р. Селенги. До его приезда решили посетить эту местность и
отправились туда. Они обратились к
Ухин-тайше: «Кроме Вас никто не сможет претендовать
на руководителя и Вас должны избрать тайшой. Но разрешите открыть контору местного управления на южном берегу р. Селенги, возле р.
Темник». Эта местность была удобна для жителей всех трех сторон — южной, западной и восточной.
Ко времени, когда было принято решение, прибыл вышеупомянутый начальник. Он обратился к собравшимся
представителям: «Помогите найти
человека, хорошо владеющего русской и монгольской грамотой». На собрании присутствовал зайсан бабай-хурамшинского отока 22-летний Ломбо-Цэрэн Турэтын. Он и
был избран переводчиком.
Участники совещания, дворяне и сайты решили, что
контора управления будет открыта на р.
Темник. Выборы тайши вызвали разногласия.
Участвуя в обсуждении одни выступали за избрание опытного Ухин-тайши, а другие — за избрание
тайшой молодого и образованного
зайсана Ломбо-Цэрэна Турэтына. Тот начальник
издал следующий указ: Ломбо-Цэрэн Турэтын молодой, с хорошим
образованием, проявляет интерес к российским делам. Родоначальники-сайты сочли указ начальника очень правильным, все единодушно отдали голоса за
избрание тайшой молодого Ломбо-Цэрэна.
Хотя многие сайты склонялись к избранию Ухин-тайши, в конечном счете он не получил поддержки. Все это записано со слов
стариков.
Вскоре на западном берегу р.
Темник была построена контора управления 18-ти отоков; были назначены тайши в отоках,
а главным тайшей стал Ломбо-Цэрэн Турэтын. Решено было в каждом роду ввести
должности шуленгов и зайсанов. Тайша Ломбо-Цэрэн разделил население на десятки, которые
были объединены в отоки-роды. Род харанутов состоял из 7 десяток:
иволгинские шаралдай-харануты, дунда (средние) харануты, загустайские
харануты, доодо (нижние) оронгойские шаралдай-харануты — эти «десятки» — булагаты.
Иволгинские буяны, жаргалантуйские абагануты, тохойские буяны — эти 3 «десятки» —
эхириты. Эти 7 «десяток» составляют один оток, его возглавлял голова.
Иволгинская «десятка»
баабай-хурамша, селенгинская «десятка» хурамша, жаргалантуйская «десятка» хурамша
— эти 3 «десятки» являются одним отоком. Они эхириты, остальные булагаты. У них в отоке был
голова.
Гильбиринская «десятка» шоно,
абзайская «десятка» шоно, харганатская «десятка» шоно — эти 3 «десятки» составляли
один оток эхиритского
аймака. У них в отоке был голова.
Их называют 1-м отоком шоно.
Вторым отоком шоно
являлись: удунгинские, баянгольские эхириты. У них в отоке был голова.
Олзоны, баяндай, хэнгэлдэры
— это эхириты. Олзоны Дээдэ (Верхнего) Оронгоя — это одна «десятка», загустайские
олзоны — вторая «десятка», они составляли один оток. У них был
свой голова.
Булагатские бумалы и
присоединившиеся к ним эхиритские готолы, иволгинская «десятка» бумал-готолов и
ангинская «десятка» бумал-готолов — составляли один оток. Во главе стал
голова.
Алагуй иройская «десятка»,
Эбэр Инзагатуйская «десятка» составляли 1 оток, у них был голова.
1-й селенгинский харанутский оток,
2-й селенгинский енхорский
харанутский оток,
3-й иройский харанутский
оток,
4-й чикойский харанутский оток —
Эти четыре отока по
происхождению являются булагатами, они живут во многих местах.
По данным Селенгинской
степной думы, согласно ревизии 1903 г. налогоплательщиков насчитывалось:
1. Селенгинские харануты—1122 души,
2. Селенгинско-енхорские харануты—302 души,
3. Иройские харануты—497
душ,
4. Чикойские харануты—233
Всего—2154
налогоплательщика.
В отоке баабай-хурамша—337
душ
В первом отоке шоно—489 душ
Во втором
отоке шоно—274 души
В отоке олзон—347 душ
В бумал-готольском отоке—659
душ
В алагуйском отоке—397 душ
В отоке ашабагатов—1000 душ
Всего в 6 отоках—5483 души.
А теперь о «западной восьмерке». Во время смут
Сайн-хана и восстания Бошогто-хана у живущих
на Алтае и Хангае монгольских народов
(в аймаке Сайн-нойона) угнали много скота. И невозможно было его вернуть, ибо господствовали сила, беззаконие. Наступили смутные, суровые времена.
Начиная
с 1670-х годов люди уходили с родных мест, спасались бегством, уходили
семьями, аймаками. Это 1-й и 2-й отоки атаганов, 1-й и 2-й отоки сартулов, 1, 2, 3-й отоки
табангутов, Подгородный оток, отоки узонов, хатагинов, сонголов. Они
заселили
земли к западу от Гусиного Озера, вверх но реке Джида.
Некоторые
осели на южной стороне р. Селенга, в верховьях р. Чикой и в других местах.
1-й атаганский оток—1342
души
1-й атаганскнй оток—358 душ
1-й оток
сартулов—582 души
2-й оток сартулов—573 души
1-й оток табангутов—292 души
2-й оток табангутов—118 душ
3-й оток табангутов—587 душ
Подгородный оток—366 душ
оток узонов—120 душ
оток хатакинов—457 душ
Всего
налогоплательщиков—6375 душ.
оток
сонголов—1381 душа
6 отоков (родов)
эхирит-булагатов—5483 души.
«Баруун наймам (западная
восьмерка)» монгольских отоков (родов)—6375
душ.
Крещенные инородцы—263 души,
Всего—12127 душ.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Точная дата написания Б.
Будаевым летописи «История возникновения шести селенгинских родов» неизвестна,
в конце текста лишь указана фамилия составителя. Данная летопись хранится в
Рукописном фонде Бурятского института общественных наук (М-1-10), состоит из 11 листов
тетради размером 17х 22 см.
Будажаб Будаев происходил
из булагатов Иволгинской долины, бывший голова (гулваа) харанутского рода. Б.
Будаев—крупный знаток исторического прошлого и фольклора селенгинских
бурят-монголов, автор, по некоторым данным, более десяти бурятских летописных
сочинений, написанных им в 10— 20-х годах XX века. К наиболее крупным
его летописям относятся: «История возникновения шести селенгинских родов», «О принятии буддизма
шестью селенгинскими родами», «История
селенгинских бурят от 15 ноября 1918 г.», «История селенгинского казачества» и др.