Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
О репертуаре духовных стихов старообрядцев Забайкалья
Старообрядчество. Семейские.Предлагаем Вашему вниманию статью Шамтеева Д.В. (одного из пользователей проекта Предыстория).

Шамтеев Д.В.

О репертуаре духовных стихов старообрядцев Забайкалья
(постановка проблемы).



     В традиционной культуре забайкальских старообрядцев большое внимание уделялось музыкально-поэтическим произведениям религиозного содержания. Одни из них исполнялись во время богослужений – литургические песнопения, другие – в быту, во время постов и церковных праздников – духовные стихи.
     В основе духовных стихов, на наш взгляд, лежали повести церковного происхождения. Их источником являлась христианская литература: Священное писание (Ветхий и Новый Завет), жития святых, а также апокрифическая литература (не признаваемая официальной церковью). Одни сюжеты рассказывают о гонениях на староверов и об их страданиях за древлюю православную веру, другие призывали «уйти от мирской жизни в пустыни, где можно обрести радость и счастье в постоянных молитвах, обращенных к Богу» (Элиасов, С.35). Стихи отражали настроение людей, их «отношение к миру соблазна и пустых треволнений, памятование вечных мучений» (Селищев, С.39). Опираясь на содержательно-тематическое наполнение, Н.С. Мурашова типологизировала их следующим образом, разделив на такие группы:
     1) догматические, состоящие из эсхатологических стихов, повествующих о человеческой смерти, кончине мира, Страшном Суде, евхологических (или покоянных) памятников, содержащих молитвеннее обращение к Богу, мотивы раскаяния в грехах, доксологических (или гимнологических), наполненных славильными мотивами;
     2) исторические, включающие ветхозаветные, новозаветные, житийные сюжеты, а также эпиходы реальной истории, в частности, связанные с расколом Русской Православной Церкви;
     3) дидактические, излагающие этические нормы христианской жизни, постулирующие морально-нравственные законы человеческого бытия;
     4) лирические, в которых речь идет об эмоциональных различных переживаниях, связанных с размышлением о близкой кончине, тоской на чужбине по родным местам, восхищением природы (Мурашова, С.133).
     Духовные стихи старообрядцев Забайкалья, к сожалению мало изучены. Среди собирателей этого жанра нам известны имена А.М.Селищева, А.Е.Элиасова, В.П.Мотицкого, И.З.Ярневского, Н.Протасова и т.д.
     Хотелось бы отметить, что семейские имели в своем репертуаре стихи, которые бытовали и среди старообрядцев других областей России. «Некоторые стихи дословно совпадают с текстами, записанными в Заонежском крае, Ярославле и Саратове…» (Элиасов, С.30). Селищев также выявил сходство со стихами, распеваемыми на Помории, в Стародубье и Ветке (Селищев, С.36). Совпадение текстов объясняется тем, что часть стихов принесена в Забайкалье предками при переселении, а часть заимствована из различных рукописных сборников. Другие тексты несколько переработаны и отражают собственную историю забайкальских староверов.
     В своей монографии А.М.Селищев отметил несколько духовных стихов, находящихся в старообрядческих рукописях «…в селенгинском Троицком монастыре…и хранящимися в библиотеке Иркутской духовной семинарии…» и приводит выдержки из разных печатных изданий.
     В тетради Троицкого монастыря имеется стих «О озлоблении кафоликов», в котором рассказывается о погибели древлего благочестия на Руси, о «победе змия седмиглаваго, зверя десятирогаго, испустившаго свой яд в кафлический красный вертоград».
     «Стих Соловецких чудотворцев» посвящен событиям начала раскола, где вспоминается поход и осада Соловецкой обители. Автор дает вариант этого стиха в тетради, доставленной из с.Тарбагатай (рес.Бурятия, Тарбагатайский р-он).
Вопли грешной души, памятующей о страшном дне судном – настроение и мотивы, отразившиеся в стихах «Плач Адама» и «Страшный Суд».
     Также Селищев отметил «Стих о Иоасафате царевиче индийском», главным мотивом которого является бегство от мира прелести на лоно матери-пустыни. У забайкальских старообрядцев автор выделил два типа этого стиха:
     1) в рукописи п.п.19 в., переписанной П.Буровым;
     2) в записи 1901 г., сделанной Н.П.Протасовым в с.Окино-Ключи (рес.Бурятия, Бичурский р-он) от старообрядца Лазаря Судомойкина (Селищев, С.39).
     Как известно стихи находились в различных рукописных сборниках. Эти сборники включают в себя отдельные стихи, либо отдельный раздел из нескольких стихов (сборники смешанного состава) или полностью состоят из стихов (Бураева, С.177).
     В полевой сезон 2000 г. (проект ФЦП «Интеграция») в рамках гранта «Этнокультура русских Забайкалья. Язык. Фольклор. Книжность.» в Мухоршибирском районе республики Бурятия был найден сборник, озаглавленный писцом как «Стихи Макара Сергеича Иванова». Сборник содержит 15 стихов: Стих о Иосафе», «Стих о Содоме и Гоморре», «Стих о мнихах двух», «Стих о падении Вавилона» (глас 1), «Стих ангелу-хранителю» (глас 5), «Стих о Иосафе», «Стих о церкви где почивает она», «Стих об изгнании Адама из рая», Стих (глас 2) «Взирай с прилежанием тленный человече, како век твой проходит…», «Стих о разорении Киновии», «Стих о Борисе и Глебе» (глас 1), «Стих о потопе и Ное», «Стих о Иосафе», «Стих (глас 7) «Человек некто богат зело имел у себя два сына», «Свиток иерусалимский».
     Заметим, что в сборнике находятся три варианта стиха о Иосафе. Селищев пишет, что этот стих поется повсюду у старообрядцев. Обычно он начинается с обращения к «матери-пустыне»: «Прекрасная мати пустыня, любезная моя дружина, пришел я тебе соглядати, потщися мя восприятии, буди мне мати от суетнаго мира приими мя…». Главным мотивом этого стиха является бегство от «покоев светлых и чертогов, славы и чести премноги», – бегство на лоно матери-пустыни (Селищев, 1920).
     Отметим, что духовные стихи усваивались по типу молитв путем заучивания по стихарникам, которые бережно хранились в старообрядческих семьях, переписывались ими, пополнялись новыми понравившимися стихами и являлись фамильными реликвиями, которые передавались из поколения в поколение. Поэтому, изучая богатый и разнообразный репертуар духовных стихов, мы сможем глубже осмыслить и понять внутренний мир и культуру старообрядчества.

Список литературы:

1. Бураева С.В. Сборники духовных стихов забайкальских старообрядцев // Байкальские встречи – 3: культуры народов Сибири: Материалы 3 Международного научного симпозиума.Т.1. – Улан-Удэ: ВСГАКИ,2001. – С.176 – 181.
2. Мурашова Н.С. Духовные стихи // Музыкальная культура Сибири: в 3 т. – Т.1.: Кн.2. – Новосибирск, 1997. – С.122 – 155.
3. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы (семейские). – Иркутск. – 1920.
4. Элиасов Л.Е. Народная поэзия семейских. – Улан-Удэ, 1969. – с.175.

Разместил: shamer | Дата: 24.11.2005
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 4Всего голосов:1

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2007-03-20 00:29:38 - В 2007 году христиане будут встречать Пасху в один день - 8 апреля
2007-03-06 23:22:00 - Конфликты между конфессиями - логичны или провоцируются?
2007-02-19 21:17:03 - История христианской церкви в Центральной Азии
2007-01-17 16:10:31 - Его Святейшество Далай-лама встретился с российскими журналистами
2007-01-13 21:56:38 - Шаманство эвенков
2006-09-14 08:29:06 - ФСБ расследует убийство Христа
2006-09-10 18:13:59 - Одигитрия из Забайкалья (об одной малоизвестной иконе из Читинской области)
2006-07-14 19:50:46 - Троица
2006-04-27 22:50:11 - Вечерняя молитва
2006-04-11 00:57:01 - Евангелие от Иуды. Предыстория манускрипта. Часть II.
2008-01-21 14:48:00 - Турова Е., "Мир таинственный, мир мой древний..."
2007-06-06 21:59:04 - На всемирный форум старообрядцев в Бурятии собралось более 3 000 гостей
2007-05-01 22:56:41 - Праздник на Рогожском: уральский взгляд
2007-04-21 14:31:12 - Виртуальное путешествие по Рогожскому поселку
2007-04-19 16:33:09 - Старообрядческое наследство: «Свято место – пусто»
2007-04-19 15:56:21 - Рогожская ярмарка
2007-04-13 21:49:57 - Семейские в с. Хасурта живут как 100 лет назад
2007-04-12 11:14:24 - Казаки-староверы в произведениях литературы
2007-01-23 23:36:48 - Встреча с министром культуры РФ
2007-01-22 23:07:07 - Путь к Богу – через Бородино
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


Фотогалерея
Атаманы Калмыков и Гамов с охраной.
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
24.04 - Международный день солидарности молодежи
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.037 сек. и 20 запросов к базе данных за 0.029 сек.