Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:3
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Станица Улятуевская
Забайкальское КазачествоИстория села Улятуй и казаков станицы. Написана Дружининой Г.И., учителем истории Улятуйской средней школы.

Станица Улятуевская.


Слово «казак» - тюркского происхождения, означает, в переносном смысле, - «вольный человек». На южных окраинах России казаки известны с XII века. Первым, о котором имеются документальные источники, был Илья Муромец. Начало казакам положили свободолюбивые, гордые люди, не терпевшие крепостного рабства, оскорблений любого гнета. Вспомним Разина, Пугачева, Ермака. Столь древняя история казачества позволяет считать его особой этнической группой русского, украинского, бурятского и других российских народов.

Появление казачьих отрядов в Забайкалье откосится к началу XVII века. Освоение ими края происходило одновременно со становлением бу­рятского народа, осознанием национальной общности существовавших в Х V -ХV I веках племен. Юридически Забайкальское казачье войско было оформлено в 1851году. В 1914году численность забайкальских казаков составляла 275092 человека (25% населения Забайкальской области).

Забайкальское казачье войско состояло из четырех военных отделов, обозначенных на приведенной географическое схеме римскими цифрами. В отделы входило 63 станицы и 515 войсковых поселений – деревень. Второй отдел занимал Кыринский Акшинский, Борзинский, Могойтуский, Оловяннинский и Приаргунский районы Читинской области (16 станиц и 86 войсковых поселений).

История казачества на территории Оловяннинского района неразрывно связана с историей станицы Улятуйской. Среди старожилов с. Улятуй существует легенда – «с.Улятуй было основано по приказу царя Петра I для охраны Забайкалья». Эта легенда возникла с рождением казачества, с переводом улятуйских крестьян в казачье сословие. Ее создали для того, чтобы привить казакам чувство гордости, патриотизма за свою станицу, чтобы видеть в создании села Улятуй великую миссию защитника Забайкалья Читинский краевед Николай Сергеевич Тяжелов в своих работах упоминает с. Улятуй, он пишет: «Село Улятуй расположенное на речке с тем же названием, основано в I -ой половине X VIII века крестьянами – переселенцами».

Станица Улятуйская

Одной из существенных особенностей Забайкальского казачьего войска было то, что социальная его основа состояла из крестьян. Потомственные казаки составляли меньшинство. Благодаря тому, что тысячи крестьян со своими семьями переселились в Забайкалье, этот суровый край стал процветать. Царское правительство проводило активную переселенческую политику, направляя переселенцев на те земли Забайкалья, где находились так необходимые для страны серебряные рудники. Рабочих этих рудников надо было кормить, а везти хлеб из России - невыгодно, легче было приблизить пашни к рудникам. Вот и хлынул поток управляе­мых переселенцев из Центральной России и Сибири в Нерчинский уезд, где и находились единственные в стране серебряно-свинцовые рудники и плавильные заводы.

Так как добровольно переселиться в неизвестные земли желающих было немного, правительство шло на то, что бырекрутчину в армии некоторым крепостным заменять переселением в Забаикалье. За каждого крепостного - переселенца из государственной казны выплачивалось помещику 20 рублей. Партии переселенцев отправлялись вместе с семьями, в сопровождении казаков, несших службу на Нерчинских заводах и знавших суровые условия Забайкалья.

Такими переселенцами шли и крестьяне Вятской губернии, пришедшие в Забайкалье весной 1794 г. В апреле добрались они, изможденные тяжелым переходом, длившимся больше года, до Нерчинска. Здесь получили разрешение на поселение, им выдали небольшую сумму денег на хозяйственные расходы и семенное зерно. По старинной соляной дороге, связывающей Нерчинск с борзинскими соляными озерами, пошли крестьяне к местам своего поселения, именно вятичи и заселили в то далекое время Улятуй, Шивию, Камкай, Долгокычу и Тургу.



Улятуй состоял тогда из десятка заброшенных зимовий. Бывшие его жители, некогда обслуживающие соляной путь, разъехались. Оставалось здесь 16 семей: Шустовы, Сараевы, Филипповы, Золотухины, Литвинцевы, Рогалевы (многочисленные их потомки и поныне живут в Улятуе). Новым поселенцам предстояло возродить сельцо, выращивать здесь хлеб, разводить скот для снабжения продовольствием рабочих нерчинских рудников. Там, где небольшая, но строптивая, особенно в весеннее половодье речка Сонгич впадает в реку Улятуй, решили ставить зимовья. Но прежде нужно было засеять землю. Пашни закладывали, сообразуясь с местными условиями и климатом, по южным склонам сопок, которые весной быстрей прогреваются солнцем. Агрономическую науку здешних мест осваивали на собственном опыте, испытывая в иные годы голод и лишения от неурожаев. Со временем переселенцы научились возделывать забайкальскую землю, стали получать стабильные урожаи зерна. Хлеб с каждой четвертой десятины крестьяне обязаны были поставлять в амбары Нерчинских серебро - плавильных заводов.

Село год от года расширялось за счет притока новых переселенцев. В 1831 г. оно было внесено в список Нерчинского округа как «вновь возрожденное поселение». В 1838 г. в Улятуе уже насчитывалось 38 дворов, проживало 156 мужчин и 127 женщин. Близлежащие села были меньше. В Бурулятуе, например, насчитывалось 16 дворов, а в Долгокыче – 26. Старожилы - переселенцы помогали новым приспособиться к суровым условиям забайкальского климата. С тех пор и вошла в плоть и кровь забайкальцев взаимовыручка, называемая в народе «помочью». Это помогало выжить в тяжелых условиях. Деревнями управляли мудрые, прожившие жизнь деды, выбирая из своего круга старосту.

Нравственное состояние селян в те годы было намного выше, чем стало потом. Пьяниц, воров, лентяев, сквернословов не жаловали. Семьи были большие, хозяйства крепкие. Культура и быт развивались по своим особым меркам и во многом отличались от европейской российской деревни. Это отмечали побивавшие в крае исследователи. Вот свидетельство одного из них: «К похвальной черте забайкальцев относится опрятность. Зайдешь в избу - и не налюбуешься чистотой, Это не то, что в избах наших российских крестьян, где грязь, духота и всякая вонь».

Вот на какую почву легла идея обращения мужика в казака. Не на пустом месте образовались станицы и поселки, а на обжитой трудолюбивыми людьми земле. Многие потомственные казаки, прожив всю жизнь в Забайкалье, так и не умели обрабатывать землю, ограничиваясь в своей хозяйственной деятельности скотоводством, только от мужика - переселенца обращенного в казака, переняли опыт возделывания земли. Вот этих мужиков - трудяг по идее Муравьева Н. и волею царя стали обращать в казаков. Сначала «оказачили» живших по Аргуни, Ингоде, Шилке, Нерче, Борзе, потом Онону и Унде.

Дошло нововведение и до Улятуя. Улятуйские горно - заводские крестьяне были переведены в казачье сословие и по административному устройству Забайкальского казачьего войска, отошли ко второму сотенному округу, второй бригаде, третьему полку, штаб которого находился в Чинданте. Была образована Улятуйская казачья сотня. Ее командиром пос­ле окончания читинских курсов казачьих командиров, был назначен урядник Шустов Яков Алимпович. Новоявленные казаки в первое время сильно отличались от потомственных казаков, так как по-прежнему ощущали себя крестьянами. Со временем все подтянулись до одного уровня, переняв друг у друга все хорошее и плохое так, что уже нельзя было отличить одних от других. Однако деление на потомственных «обращенных» негласно существовало до тех пор, пока не ликвидировали казачество как класс. Жить бывшие крестьяне, а сейчас казаки, стали не лучше, а может быть, и хуже. Меры, принимаемые в течение всех десятилетий существования Забайкальского казачьего войска, не могли закрыть той зияющей бреши в бюджете казака, образовавшейся от самообеспечения при выходе на службу, от долгой действительной службы и продолжительного пребы­вания в запасе, от непродуманного обучения военному делу, связанному с отрывом от хозяйственных работ.

Казаки улятуйской сотни продолжали жить в привычных для них поселениях, занимались скотоводством и земледелием, но имели военное управление. Оно было возложено на местных военных начальников. Кроме воинской, казаки должны шли нести и земскую повинность в виде содержания дорог, мостов, гатей и переправ на войсковых землях, почтовую гоньбу (доставку почты),снабжение подводами и выделение квартир проходящим командам, сопровождение арестованных . Для ремонта вооружения, обмундирования и предметов снаряжения в сотню были введены в штат 3 мастеровых.

С введением Положения о Забайкальском казачьем войске упорядочились и регламентировались все стороны жизни казаков, юридически были закреплены их права и обязанности. Забайкальцы управлялись с другими казачьими войсками России и стали восьмым по счету казачьим войском.

6 декабря 1852 г. четырем русским конным полкам и двенадцати пешим батальонам были пожалованы знамена. Бурятские полки сохранили знамена пожалованные им в 1800 г. По традиции русской армии, с вручением боевых знамен заканчивается формирование частей. Получив знамена, Забайкальское казачье войско признавалось уже не только как сила, предназначенная нести пограничную службу, но и как организация, способная в войну выступать на защиту Родины в открытом бою с врагами.

Последующие исторические события показали, что забайкальские казаки: своими ратными подвигаем и мирным трудом честно служили России, не уронили чести и достоинства своего войска, покрыли боевой славой врученные им знамена. И улятуйские казаки среди них были не последними. Верой и правдой служили Отечеству, в боях не прятались за спины впередиидущих и были отмечены командованием за храбрость свою и отвагу. Полным Георгиевским кавалером стал Сергей Егорович Филиппов, три Георгиевских креста получил Андрей Петрович Гурулев, по два «Георгия» имели Золотухины: Семен Михайлович и Яков Дмитриевич. Награды, именное оружие были вручены и другим казакам.

С приходом к власти Александра II в России начались прогрессивные реформы. Среди них была проведена и военная реформа. Военный министр генерал Милютин поставил вопрос о введении земского и гражданского управления в казачьих войсках и поселениях. Особый кодификационный комитет под председательством начальника штаба Восточной Сибири генерал-майора Кукеля составил проект положения о Забайкальском казачьем войске, применительно к земским учреждениям.

14 августа 1864 года в Читу были созваны депутаты от Забайкальского казачьего войска, урядники и зауряд – офицеры. Проект обсуждался 10 дней и был признан «полезным».

31 марта 1865 г. генерал-губернатор восточной Сибири, генерал-лейтенант Корсаков, находясь в Петербурге, представил этот проект военному министру. После настойчивых просьб Корсакова, проволочек, бюрократических препон и рогаток, учиненных министерством, проект преобразования Забайкальского казачьего войска был утвержден. В этом документе гражданская часть была решена двумя актами: 13 мая 1870 г. вводилось станичное самоуправление, а 31 мая 1872 г. - подчинение войскового населения гражданским властям, общему суду и полиции.

6 мая 1872 г. было принято Положение о воинской повинности Забайкальского казачьего войска. Русские казаки были разделены на самоуправляющиеся станичные общества из нескольких поселков каждое.

Село Улятуй преобразовали в станицу. К ней были приписаны села Шаранай, Камкай, Бурулятуй, Долгокыча, Турга (рисунок 1). Созданное в Улятуе в 1872 г. станичное управление состояло из станичного схода, станичного атамана со станичным правлением и судом.

Организация Забайкальского казачьего войска постоянно совершенствовалась. 27 октября 189 г. была введена единая форма одежды ( Описание обмундирования и вооружения Русских Конных полков Забайкальскаго Казачьяго войска ). Улятуйские казаки, как и все казаки Забайкальского войска, носили фуражки с желтым околышком, лампасы нашивали тоже желтые. Этим забайкальские казаки отличались от других. У донских, например, цвет лампасов и околыше к фуражки был красным, у уральских - голубым.

На зимний станичный сбор, в зависимости от бюджета семьи, молодые казаки являлись кто в чем: одни полностью одетые в форменную одежду и полушубки, другие - в рваных шубейках, в ватниках. Головные уборы тоже не отличались однообразием. Побогаче носили папахи с кокардами, победнее - ушанки из козьего меха или войлока. 0бувь была под стать владельцам: унты, валенки, сапоги.

Не всегда годной оказывалась лошадь. У богатых были строевые кони, а у бедных - рабочие клячи, выпряженные из телег и поставленные под седло.

Вооружение тоже имелось разнообразное, доставшееся по наследству от дедов и прадедов, в том числе и ржавые, кривые клинки шашек, грубо тесанные из березы древки пик с жестяными наконечниками.

Деньги, выделяемые из станичных сумм бедным казакам в качестве помощи, не покрывали их расходов на все необходимое даже на треть.

Главным источником доходов казака была земля. В 1837 г. на душу мужского пола у казаков приходилось 58,71 десятин всей земли (пастбища, сенокосы, пашни, леса) из них удобной - 40,93 десятин. Для сравнения: крестьяне в том же году имели 20,51 десятин на душу мужского населения. Со временем казаки утратили часть своих земель, но и после этого каждый из них должен был иметь не менее 30 десятин.

Состояние с/х играло главенствующую роль в уровне жизни казаков. Трудные климатические условия требовали больших материальных и физических затрат. Поэтому вопросам с/х уделялось особое внимание как станичного, так и поселковых атаманов.

Самоотверженным трудом казаки и их семьи обеспечивали себя основными продуктами питания. Трудилось на земле все незанятое службой население. Основными видами злаков, культивируемых казаками станицы, были: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха. Занимались и огородничеством, выращивали картофель, огурцы. Существенным подспорьем в хозяйстве казаков были пчеловодство и птицеводство. Однако главным показателем богатства станичников, как и всех забайкальских казаков, оставалось наличие крупного рогатого скота, лошадей, овей, коз, свиней и даже верблюдов. С 1905 г. по 1915 г. в среднем на 100 человек приходилось 370 домашних животных. Но эта цифра усредненная мало что говорит о благосостоянии казацких семей. Наличие скота в бедных хозяйствах исчислялось единицами голов, а у богатых - сотнями. Средние хозяйства имели по несколько десятков голов крупного рогатого скота, лошадей, небольшие отары овец. Например, богатые казаки – скотоводы из Долгокычи Токмаевы и Шестаковы имели табуны лошадей, по несколько тысяч овец, много крупного рогатого скота. Для содержания такого большого поголовья скота они широко применяли труд беднейших казаков.

Скотоводство, особенно коневодство, было особой заботой казаков. Но, к сожалению, существовало оно по старинке. К лошади казак, из-за своего невежества и безграмотности, относился как к прочему скоту.

Для поднятия уровня сельско - хозяйственной образованности был принят ряд мер. В Нерчинске действовала низшая сельско - хозяйственная школа, где постоянно обучалось 48% лиц войскового сословия, а в станице Улятуйской были организованы курсы по скотоводству и молочному делу.

Таким образом, являясь, по существу, хлеборобами и скотоводами, непьющие и работящие казаки жили зажиточно. Основная же их масса жила небогато, по меркам Забайкалья, но и не бедствовала.

В религиозном отношении все казаки станицы были верующими. Еще в 1847 г., на собранные у селян средства, в Улятуе был построен молитвенный дом, а к 1866 г. на деньги прихожан возвели церковь Казанской пресвятой Богородицы. Здание было деревянное, обшитое тесом, на каменном фундаменте, крыша покрыта листовым железом, увенчана колокольней. В Улятуйский приход были записаны жители Шараная, Камкая, Бурулятуя, Долгокычи, Турги и Хара-Бырки. До 1894 г. церковь находилась в подчинении Иркутской консистории, а после учреждения в октябре 1894 г. Забайкальской духовной консистории, перешла в ее подчинение.

Казачьи семьи глубоко чтили церковные традиции, соблюдали посты, отмечали все церковные праздники. Особенно любили отмечать день Алексея Божия человека. Вся станица собиралась у церкви, где шла торжественная служба. После этого проводился смотр казаков-запасников и тех, кому предстояло идти на службу. Оказав честь атаману и старикам, казаки с залихватскими песнями строем шли мимо односельчан отметить праздник чаркой. Неукоснительно праздновали казаки Благовещенье, Пасху, Вознесенье, Троицу, Покров и Рождество. В первых числах ноября отмечался праздник в честь Иконы Казанской Божьей матери, когда все женщины молились за казаков, находящихся на службе. Съезжались в станицу жители окрестных сел. Праздновали весело, с церковными службами, звоном колоколов, с удалыми скачками, играми и, конечно же, с застольем.

Кроме общепринятых, станичники отмечали и чисто забайкальские народные праздники: Духов день, Кирики – Улиты, Митрий – рекостав, Михайлин день. Кстати, ныне живущие в селе старики до сих пор отмечают эти праздники. Главным же войсковым праздником казаков являлся день утверждения Положения о Казачьем Забайкальском войске. Он отмечался 17 марта в один день с праздником Алексея Божия человека – покровителя забайкальских казаков, поэтому праздники не разделяли, и они отмечались как один. 26 ноября в день кавалерийского праздника Святого Георгия Победоносца, казаки чествовали Георгиевских кавалеров и всех награжденных.

В староказачьих семьях строго соблюдались традиции предков. Молодежь воспитывалась в духе преданности царю и Отечеству, уважения к старшим, предстоящей воинской службе и труду. В новоказачьих семьях, т.е. недавних крестьянских, тоже строго следили за соблюдением всех традиций.

Тяжелые трудовые будни казаки умели чередовать с отдыхом. Любимым развлечением молодежи были «вечерки» (род танцевальных вечеров) в душной комнате, переполненной народом. На вечерки собирались парни и девицы и отплясывали до утра. Женщины собирались на посиделки, пели песни, рассказывали разные истории, но сидели не праздно, а обязательно несли с собой рукоделие. Зимой устраивали катание с горок на больших конских санях, вмораживали в лед столб, прикрепляли к нему жердь с санками на конце – получалась своеобразная карусель. Летом забав было еще больше. Каждый вечер собирались за околицей на игрища. Приходили и молодые казаки, и казачата, и девушки на выданье. Играли в «лапту», «выжигало», «лодыжки», водили хороводы. Казаки постарше, свернув «козью ножку», обсуждали последние новости, строили планы на будущее, нередко выпивали, посещая «монопольку». Особенно поразило казачество пьянство и сопутствующая ему лень накануне I мировой войны. Контрабандная китайская водка была дешевой и практически всем доступной. Вот и попивали казаки, чтобы за чаркой как-то скрасить свою тяжелую жизнь.

В борьбе с пьянством казачья администрация видела один путь – повышение грамотности и образованности войскового населения. Еще в 1872 г. в Улятуе была построена церковно-приходская школа для обучения детей казаков грамоте. Но вывести народ из тьмы и необразованности эта школа не смогла. Научившись с горем пополам читать, писать и элементарному счету, дети прекращали образование и больше за свою жизнь не учились. Такая проблема была характерна для всего Забайкалья. По официальным статистическим данным в 1915 г. всех грамотных в войске, по отношению к его общей численности, было 20,5%.

В истории казачества было все: и слава, и позор, бунты против государственной власти и безупречное послушание ей, вершили суд над казаками и расправу и цари, и коммунистические вожди. Долгое время внушали нам, что казаки – это сатрапы царя, картели, душители свободы. Сейчас нет недостатка в литературе, которая сравнительно объективно дает оценку казачеству, памятуя и о тех славных страницах, которые вписало Забайкальское казачье войско в историю России, но и не забывая о негативных явлениях, присущих тому же казачеству.

Прежде всего, надо помнить, что казаки – это те же солдаты, связанные присягой и воинским долгом, с детства прирученные к обязательному выполнению приказов и распоряжений своих начальников. По-разному складывалась их судьба, но все они служили России, по-разному они закончили свой жизненный и воинский путь, но все вместе казаки оставили заметный след в истории России.

 


Разместил: Седой | Дата: 19.05.2007
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 3.07Всего голосов:13

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2008-07-25 21:51:52 - Река Лена оказалась длиннее, чем думали
2008-04-01 15:09:42 - Забайкальский говор (дополнение)
2007-12-10 08:47:25 - Улятуйская церковь
2007-06-20 17:38:45 - Виктор Семин, "Наша Сергеевка была маньчжурской Эсули?"
2007-05-27 16:30:23 - Сибирские города. Нерчинск. Книга 1699г.
2007-04-07 23:54:52 - Мои путешествия по Сибири
2007-03-23 18:29:13 - Не все коренные сибирские народы имеют китайские корни
2007-02-01 00:51:24 - Селенгинская «украйна» гетмана Многогрешного
2007-01-31 01:26:04 - Благотворительный марафон по сбору средств на восстановление Атаганского дацана
2007-01-27 12:22:16 - Забайкальский говор
2009-07-30 19:21:44 - Список самарских отставных дворян и казаков
2008-10-01 22:31:09 - Образ казачества в литературе и исскустве
2007-12-24 14:30:00 - Русские в Китае
2007-09-27 12:04:20 - Начало и конец русского Трехречья
2007-08-25 05:00:00 - Приоткрой свою тайну, Улятуй
2007-08-22 08:51:23 - Хронология забайкальского казачества
2007-07-15 09:49:17 - Читинское военное училище
2007-07-09 11:11:40 - Форма казачьих частей Вермахта
2007-04-11 17:15:19 - Возрождение казачества: от ролевой игры к государственной функции
2007-04-07 12:00:00 - Магазин - музей
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


1
peshkov622011-03-23 09:08:54
peshkov62 История казачества на территории Оловяннинского района неразрывно связана с историей станицы Улятуйской. Среди старожилов с. Улятуй существует легенда – «с.Улятуй было основано по приказу царя Петра I для охраны Забайкалья». Эта легенда возникла с рождением казачества, с переводом улятуйских крестьян в казачье сословие.
Документов (приказа - период начало и первая четверть XVII) времен ПетраI нет... В казаки улятуевских крестьян перевели в 1851 году. Исторический период составляет порядка 100 - 130 лет разницы. Село Улятуй основано в 1794 году и относилось к Читинскому округу.

2
peshkov622011-03-04 16:16:45
peshkov62 Вооружение тоже имелось разнообразное, доставшееся по наследству от дедов и прадедов, в том числе и ржавые, кривые клинки шашек, грубо тесанные из березы древки пик с жестяными наконечниками. Автор показывает казаков, как не умеющих хранить оружие и изготавливать древко для казачьей пики. Изначально своих посельщиков ставит в положение полных неумех.

3
peshkov622011-03-04 16:13:21
peshkov62 другие - в рваных шубейках, в ватниках. Головные уборы тоже не отличались однообразием. Побогаче носили папахи с кокардами, победнее - ушанки из козьего меха или войлока. 0бувь была под стать владельцам: унты, валенки, сапоги. Автор искажает образец казачьей формы.

4
peshkov622011-02-25 06:58:02
peshkov62 Станицей казачьей деревня крестьянская Улятуй стала во второй половине XIX века, за несколько десятилетий до революции 1917 года. Статья Дружининой Г. не ориентирована в историческом промежутке времени, присутствует огромное изобилие ошибок, неточностей, искажение информации по подготовке казачьей службы. Присутствует большое кол-во слов - лозунгов, слосочетаний как "горе пополам". Прошу модератора обратить внимание на данную статью.

5
peshkov622010-12-11 13:59:01
peshkov62 Благодаря быстрым и успешным действиям казаков Забайкалье присоединили в России. Горно-заводское дело и торговля с Китаем укрепили и утвердили законы Российской государственности в Забайкалье.
Статья Дружининой Г. выполнена на оценку "2".

Фотогалерея
Троицкосавский городской голова Н.П. Шишмарев
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
01.12.1853 - 01/12/1853 День воинской славы России. День победы эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп
01.12 - 01/12 Всемирный день борьбы со СПИДОМ
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.043 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.028 сек.