Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
От Редактора и Вступление к книге.
Старообрядчество. Семейские.

Слово Редактора и Вступление к книге Леонова А.М. "Возвращение к истокам". Научным редактором книги является доктор педагогических наук, академик РАО Волков Геннадий Никандрович. Во вступлении, написанным Леоновым А.М., дается краткая характеристика феномена старообрядчества, как культурологического пространства, представлены этапы изучения семейских Забайкалья с начала 18 века по 2000 год.



ОТ РЕДАКТОРА.

 

 

 

А мой исток горит огнем

От Аввакума.

 

                                                                                                 (Ф.Ф.Болонев)

 

 

 

   Русские староверы, старообрядцы – истинно русские люди, исконно русская часть великого народа. Быть может, в них и сохранилась величие нации. Они, именно они доказали, что «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих» ( К.Д. Ушинский). Русский дух, русская душа, настоящая русскость, цельность русской натуры – в них. Они сумели сохранить русское в наивысшей концентрации. Душа нации – в старых русских, а не в новых. Если в чем-то кто-то сомневается – пусть читает-перечитывает Фирса Болонева – не только прекрасные научные труды, но и замечательные стихи.

 

Душа крестьянина чиста

Не глядя на невзгоды…

 

Без конца можно повторять, выучив наизусть как молитву:

 

Язык воистину велик

У староверов…

 

 

   Можно ли забыть клятвенно звучащие строки:

 

Свободолюбье, ум и смелость

В тебе живут со старины

И гордость завсегда имелась

У всех людей моей страны.

Характер моего народа

Весь отражен в его делах.

Так в капельках росы Природа

Свое величие нашла.

 

   А слова любви и сыновней благодарности, обращенные к Бурятии.… Не в них ли, в этих словах, полных нежности, загадка толерантности, учтивости, миролюбивого достоинства старообрядцев.… Не второе, а размышление. В Латвии живут 80 тысяч русских старообрядцев. И за три с лишним века не только не одного серьезного конфликта, но и недоразумения не было. Самоуважение, опирающееся на уважение к другим, способно творить чудеса.

 

   Старообрядцы для русской нации – как зародыш в зерне. А зерно без зародыша не прорастает.

 

   Среди моих близких родственников были старообрядцы: сестра моего отца Пелагея, моя родная тетка была замужем за старовером. Мне был особенно интересен Иван, старший брат мужа тетки. Чистый в делах и мыслях, немногословный, добрый и стойкий человек. Будучи многодетным, отказался от пособия: ни копейки не взял. « Это мои дети », - говорил, когда к нему приставали. В памяти моей этот русский человек с необычайно твердым характером запечатлелся на всю жизнь.

 

   Быть может, у меня от него пошло благоговение перед русской культурой. И это не случайно. Один из немногих нерусских я был приглашен с докладом в Даниловский монастырь на конференцию о русской школе. Избран в Академию русской словесности. Первым и единственным из «инородцев» России удостоен Золотой медали Гердера '' за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы''… Вероятно, русский духовный заряд во мне – от старообрядцев. У меня к ним благодарное отношение.

 

  «Инородцев» взял в кавычки потому, что никогда себя таковым не чувствовал  до второй чеченской войны.

 

   Настоящая книга моего талантливого ученика заставила многое пересмотреть в жизни. Вспомнил и собственных террористов, сепаратистов, в том числе – и главного из них. Восхищенный миролюбием, человечностью старообрядцев размечтался вдруг: если бы от них зависело – не было бы в Чечне войны. Между прочим, в свое время мы восхищались гостеприимством, благородством, великодушием, свободолюбием чеченцев, их независимостью в суждениях и поведении. Чем-то очень они мне напоминают старообрядцев. В том числе -  и гордостью и постоянством. Почему мы должны восхищаться семейно-родственными традициями чеченцев, их почитанием старых и старших, особо бережным отношением к детям? Все это до сих пор сохраняется и у старообрядцев.

 

    Многого не скажешь в небольшом вступлении. Остается лишь с радостным удивлением предложить вниманию читателей эту добрую книгу о добрых людях. Очень многому можно поучиться у старообрядцев – и добрым межличностным отношениям, и дружным взаимодействиям, и супружеской верности.… И умению быть верным традициям. Тем более, нечто так не скрепляет нацию как традиции. У меня есть все основания благодарно склонить голову перед старообрядчеством.

 

                                                                                          Г.Н.Волков

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ.

 

 

                             …Не дать угаснуть огню, чтобы не иссякло масло

в светильниках, чтобы чадящий, задуваемый ветром огонь

    разгорелся чистым пламенем. Не горделивое спасение мира,  

а служение своему призванию, не «мессианство», а мессия, путь

  творческого покаяния, трудовой  трезвенности, переоценка,

перестройка всей жизни   – вот путь России, наш общий путь. 

 

( Г.П.Федотов). 

 

 

 

Уважаемый читатель!

 

   У каждого народа есть свои неповторимые особенности культуры. Все, что окружает ребенка с детства: тепло родительского дома, красота природы, образность родного слова, ''впитывается'' в него с молоком матери, становится неотъемлемой частью жизни, источником духовной зрелости и любви к Отечеству.

 

    Вот почему проблема сохранения этого великого историко-культурного  наследия является одной из актуальных для современного человека. Особенно важным видится утверждение в том, что "человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек" ( Н. Бердяев). Национальное в культуре относится к общечеловеческому как часть к общему, общечеловеческое же проявляется в культуре в национальном, и через национальное оно развивается и выражается.

 

    Настоящей кладовой культуры, хранящей в своих тайниках мудрость и уникальные ценности многих тысячелетий, является историческая память народа. Именно память способна сохранить нерасторжимое единство прошлого, настоящего и будущего. Национальная память -  это не только воспоминания о традициях веков минувших, это реальное, живое участие в делах сегодняшних.  Забвение и утрата национальной исторической памяти делает человека выброшенным на задворки истории, а его жизнь - пустой, лишенной всякого человеческого смысла.

 

    Русский народ пытались часто лишить  исторической памяти. Пытаются это сделать и сегодня. Но всякий раз, в годины тяжелых испытаний, русские люди проявляли  недюжинную способность " незримого возрождения при зримом умирании" ( И. Ильин ). Духовные силы, способствующие сохранению своей  социо-культурной самобытности и неповторимости, наиболее ярко и полно проявились в судьбе русского старообрядчества, локальной субэтнической культуре русского народа.

 

    Субэтнические образования и общности - уникальное явление в культуре любого народа. Возникающие под действием природно-климатических, исторических условий, традиционно-хозяйственных занятий, конфессиональных факторов, социального статуса этнические общности сохраняют свою неповторимую особость. Они как бы "консервируют" и в особой чистоте доносят до наших дней те или иные культурно-исторические ценности этноса, будь то языковые архаизмы, фольклорные произведения, воспитательные традиции или отдельные обряды и ритуалы.

 

     Несмотря на проживание и контакты с людьми других национальностей, другого вероисповедания субэтносы не только не способствуют ассимиляции и утере национального самосознания, а напротив, создают почву для дальнейшего сохранения родной культуры. Приверженность традициям, следование своим этико-религиозным убеждениям и народно-педагогическим принципам, с одной стороны, и осознание необходимости и пользы контактов в хозяйственной деятельности, торговле и т.д., с другой стороны, формировали особый характер отношений, как в пределах своей национальной общности, так и с окружающим миром вне общины.

 

    В лоне русской нации "красочное соборное многообразие "( Е.Троицкий) субэтнических культур по-настоящему обогащают и укрепляют "животворное единение" русского народа.

 

     Старообрядчество - один из великих, незаслуженно забытых, пластов русской культуры и истории. Незнание и замалчивание в исторической науке, создаваемые образы и представления в  советской литературе о староверах, как о темных и невежественных фанатиках и мироненавистниках, не позволяли увидеть настоящую истину. Именно об этой тончайшей, драгоценнейшей Истине  говорил русский философ В.В. Розанов. Он писал о старообрядцах: "Может быть, еще они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной; и тем лучше, что они - "неотесанны": остальные так усердно себя тесали в истории, что уже ничего не осталось, стесали самую сердцевину себя".

 

    В чем же феномен старообрядчества, что заставляет и подталкивает сегодня исследователей к изучению этого культурологического пространства?                                     

 

  Во-первых, мы склонны утверждать , что старообрядчество - это яркая, уникальная страница в отечественной истории, не только полная трагизма и страданий, утрат и потерь, но и проявления великого душевного подвига русских людей, самопожертвования ради убеждения считать себя Человеком свободным и праведным. Старообрядчество – это исторический феномен, забвение и умолчание которого есть преступление перед нашими потомками и памятью предков, перед исторической правдой и истиной.

 

  Во-вторых, культура, которая своими истоками уходит во времена Древней Руси, которая несет на себе отпечаток деяний великих представителей русского народа Александра Невского, Дмитрия Донского , Сергея Радонежского, Андрея Рублева и других , (а именно такова в своих духовных запасниках старообрядческая культура), не может рассматриваться в отрыве от всей русской культуры. Это тот пласт исконно русской жизни, быта, традиций, искусства,  который имеет не только общероссийское значение, но и по праву должен занимать свое особое место в  общеславянской и мировой культуре.

 

  В-третьих, старообрядчество - есть проявление русского характера, безграничной, а отсюда загадочной и иногда сложно предсказуемой русской души  (о чем подробно останавливается в своем исследовании Н.О. Лосский ( См. Характер русского народа // Лосский Н.О.  Условия абсолютного добра. М., 1981.) . В своем ''старообрядчестве'' все русские люди похожи, а все старообрядцы без сомнения самые ''русские'' из русских.  Именно это в характере позволяло порой сочетаться не сочетаемому: неистовой религиозности и удали, открытости душевной и бесшабашности, поиску и вере в абсолютное добро, милосердию  и стремлению к крайностям. Возможно, от того жизнь старообрядца до сегодняшнего дня вызывает больше заблуждений и непонимания, потому она закрыта для посторонних, что не всегда понятен истинный смысл поступков и поведения. Она нелогична, с одной стороны  в желании староверов найти страну Беловодье, где нет гонений за веру, в бесконечной преданности старой вере , своим учителям и наставникам, а с другой стороны, в сжигании себя в скитах, уходом от мира в крайние толки и согласия, самоизоляции и консерватизме.

 

   Вместе с тем,  в судьбе многих великих представителей культуры, выходцев из старообрядчества, воплотились лучшие черты и особенности характера русского народа .Такими предстают перед нами протопоп Аввакум  и инок Епифаний, боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова; когорта русских купцов, промышленников, меценатов Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых, Гучковых, Хлудовых, Громовых и т.д.; деятелей литературы, искусства и науки И.Посошкова, Н.Кузьмина, Н.Клюева, И.Шмелева, И.Ефремова и других.

 

   Особо хочется сказать об удивительно талантливом ученом, просветителе, Учителе и наставнике академике Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Предок  русских старообрядцев по линии матери, пройдя через сталинские лагеря, пережив блокаду, он не только сумел выжить, но и сохранить веру в истинную силу русской культуры, в ее живительные источники. Его уход из земной жизни в 1999 году стал   величайшей потерей для российской и мировой культуры. Прожив длинную жизнь ( 94-и года), на  вопрос, по какому обряду он хотел бы быть похоронен, Дмитрий Сергеевич ответил: ''По-старому''. В подтверждении наших размышлений  приведем выдержку из статьи О. Леонтия Пименова в газете ''Старообрядец'' ( №19, 2001 год), посвященной Д.С. Лихачеву. '' Сегодняшним старообрядцам-ортодоксам, допытывающимся, а какого он был согласия, членом какой общины, что исполнял-не исполнял, хотелось бы ответить так:

 

 '' От дел их познайте их '' – это общеизвестно. Ни к одному из нынешних осколков старообрядчества формально он не принадлежал. Он был, судя по его трудам и лишениям, одной веры с Нестором Летописцем и Сергеем Радонежским, протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой, он чудом попал в наше время из дониконовской Святой Руси. Недаром среди гранитных глыб-памятников малоизвестных академиков на его могиле красуется простой осьмиконечный деревянный крест. Таково было его завещание '' .

 

   И, наконец, в четвертых, что, по сути, является результатом стройной, целостной системы воспитания, соблюдения преемственности поколений у староверов. Русское старообрядчество - это сложившаяся межпоколенная этническая общность, обладающая единым языком , культурой,  менталитетом. . Независимо от того, к какому толку или согласию принадлежит тот или иной старообрядец  есть нечто высшее и единое, что их несомненно объединяет – стремление и желание жить по заветам старой исконно русской православной веры; не слепое, а осознанное следование нормативам и правилам жизни, прочувствованным, выстраданным и пронесенным через века; высокий патриотизм и чувство собственного достоинства.

 

    Пройдя через гонения и лишения, несправедливость и отчужденность со стороны официальных властей и церкви, староверы, благодаря своим силе чувств и вере, свободе духа и нравственным идеалам, сохранили духовные традиции предков, в том числе, конечно, и воспитательные.

 

  Истоки формирования народной педагогической мудрости, интегральной, собирательной воспитательной  категории, являющейся основанием модели воспитания, лежат в глубинах философской, мировоззренческой системы староверия. Известно, что  причиной, определившей появление старообрядчества в России, явился раскол в русской православной церкви. Раскол, став высшим проявлением самосознания русских людей, олицетворял в глазах противников реформации и никонианских новин  защиту старорусского уклада жизни, старого быта, старой веры и обряда. В нашем понимании, это как  раз тот случай,  когда консерватизм есть благо, то есть сохранение самого себя в духи традиций своих великих предков. Религиозная форма раскола во многом послужила основой для формирования и развития старообрядческой культуры, прежде всего, конечно,  морально-этической культуры. Объединяющее духовное начало религиозной этики и народной религии, как целостного образования, не могло ни отразиться на  воспитательных воззрениях. Традиции и обряд становились субъективной причиной поведения, то есть переходили в сферу побуждений, выступая в роли мотива и потребности должного нравственного  поведения.

 

     Построение соответствующей традиционной структуры отношений, дающей возможность активного освоения положительного народного опыта, предполагало понимание и обязательный учет смысла и характера функционирования воспитательных  традиций, как особого способа наследования культуры. Практически невозможным представляется рассмотрение сложнейшей структуры старообрядческой культуры  посредством анализа и обобщения субъективных условий существования того или иного согласия или направления в староверии. Тем не менее, без исследования многих видимых объективных закономерностей общего и особенного в культуре того или иного ответвления в старообрядчестве достаточно сложно разобраться в самом феномене старообрядческой культуры. Известно, что многообразие в частностях не противоречит единству, а, напротив, укрепляет его – такова диалектика жизни. Вот почему для целостного представления педагогической мудрости народных традиций русских староверов , мы обращаемся к воспитательному опыту забайкальский старообрядцев( семейских).

 

    Семейские ( или семейные) - конфессиональная этнографическая группа русского народа, проживающая в Забайкалье ( Бурятия, Читинская область) со второй половины 18 века, имеющая совершенно уникальные, самобытные сокровища культуры, обладающая самоназванием и сознанием общности. Спасаясь от репрессий официальных властей и церкви, предки московских, тверских, ярославских крестьян, приверженцев старой веры, после знаменитых указов Екатерины, пройдя через всю Россию этапом за Байкал, и там, получив своё название за поселение семьями и особую родственную спаянность и сплоченность, сумели не только выжить, но и сохранить удивительные по красоте и образности  старорусские обычаи и обряды, уклад жизни и традиционные отношения. По правде говоря, это явление есть нечто важное и величественное для русских и России.

 

  Историки, этнографы, фольклористы, лингвисты неоднократно обращались к наследию забайкальских старообрядцев. Можно выделить ряд этапов активного исследования традиционной культуры семейских.

 

    Первый этап : начало- конец 18-го - начало 19-го века. В основном связан с работами историков  Палласа П.С.(1770,1772, 1788) и Мартоса А.(1827).

 

    Второй этап : вторая половина 19-го - начало 20-го века. Период активного изучения жизни семейских. Историки, антропологи, этнографы, фольклористы описывали и фиксировали быт, нравы, собирали и изучали особенности уклада и хозяйственной жизни семейских. Именно эти исследования стали предметом нашего анализа . В них мы нашли не только историко-этнографические наблюдения, но и стремление взглянуть на жизнь забайкальских старообрядцев во всем ее многообразии и  многоцветии. Интересным и занимательным оказались размышления авторов о прошлом, настоящем и будущем семейских, их взгляды на воспитание детей и молодежи. Более полное упоминание о исследованиях, проведенных в данный исторический период времени в Приложении № 2.

 

   Третий этап : 20-е годы 20-го века – 70-е годы 20-го века.   Работы историков и этнографов: Поповой А.М., Воскобойникова В., Мотицкого В.П., Масловой Г.С., Лебедевой А.А., Шмулевича М.М., Болонева Ф.Ф.; фольклористов:  Элиасова Э.В., Ярневского И.З.;  филологов:  Ильиной-Охрименко Г.И. , Тынтуевой Е.И., Копыловой В.И., Потаниной Р.И. и других   в определенной идеологической плоскости показывали историческое прошлое и жизнь семейских в текущем ''советском'' времени.

 

   Четвертый этап :  1978-ой год до настоящего времени. 1978 год выбран далеко не случайно. Именно в это время выходит книга Фирса Федосовича Болонева: « Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина 19-го начало 20 века» ( Новосибирск, 1978). Можно с уверенностью сказать, что до выхода этого исследования в советской этнографической литературе забайкальские старообрядцы не были представлены столь широко и полно. Появление книги дало импульс научным изысканиям молодых ученых различных направлений: историков ( В.Ф. Лобанов, 1983), филологов ( Т.Б.Юмсунова, 1986), педагогов ( А.М.Леонов, 1994),  и других. Отметим также ряд работ, которые появляются в данных период, несомненно, выделяющиеся по своей структуре и значимости. В 1987 выходит нотное издание, подготовленное Николаем Ивановичем Дорофеевым: «Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев» ( Москва, 1978); в 1994 году  фундаментальное исследование Фирса Федосовича Болонева: «Старообрядцы Забайкалья в 18-20 веках»( Новосибирск, 1994); в 1999 году под редакцией Тамары Балдановны Юмсуновой выходит диалектный словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья ( «Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья»(Новосибирск, 1999). В последние время начинают складываться центры по изучению и исследованию различных сторон семейской культуры. Среди них выделим : историко-этнографическое направление ( под руководством Болонева Ф.Ф.), лингвистическое направление ( кафедра русского языка БГУ под руководством Майорова А.П., Юмсуновой Т.Б.), фольклористическое направление ( Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН под руководством Матвеевой Р.П.). К сожалению, за исключением диссертационного исследования Леонова А.М. ( «Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалья», автореф. к.п.н., Москва, 1994) этнопедагогическое направление развивается без должного научного анализа и в основном опирается на искания и энтузиазм учителей-практиков.

 

   Отдельно хочется остановиться на   произведениях художественной литературы,  посвященным забайкальским старообрядцам. Книги писателей выходцев из семейских: Исая Калашникова, Ильи Чернева (Леонова), Елизара Мальцева, Виктора Иванова, Александра Ефремова, Виктора Носкова, пьесы Степана Лобозерова,  стихи Галины Калашниковой, Фирса Болонева талантливо и правдиво показывают жизнь семейской деревни, с ее горестями и радостями, праздниками и буднями. Удивительно красивые и точные по содержанию публикации о семейских  принадлежат Валентину Распутину, сибирскому писателю, патриоту и ревнителю русской культуры и нравственности. ( См. Распутин В.Г. Смысл давнего прошлого // Россия древняя и вечная. Иркутск, 1992 . С. 140-158). В частности,  это ему принадлежат слова   '' … человек из семейских,…вызывает даже и в сибиряке особое уважение и интерес: из семейских – значит, как правило, надежный товарищ и отменный работник''.

 

    Несомненно, предлагаемая нами периодизация в определенной степени условна и отражает лишь авторский взгляд на проблему. Мы не стремились охватить все многообразие исследований, посвященных семейским Забайкалья. Это лишь попытка систематизировать разрозненные сведения в хронологической последовательности. Отдельно хочется сказать о газетных  публикациях. В наше нелегкое время , когда не у всех есть возможность следить за специальной литературой, газетные и журнальные статьи стали пожалуй единственной возможностью донести до широко круга читателей наболевшее и сокровенное. Умные, искренние, написанные сердцем и душой публикации учителей из Новой Бряни Н.Л. Петрова и безвременно ушедшего из жизни С.Иванова,  молодого учителя истории  из Хасурты  В.Иванова,  журналиста П.Ф.Калашникова, историка Ф.Ф.Болонева,  во многом способствовали подъему старообрядческого движения в Забайкалье, развитию и пропаганде культуры семейских.

 

  Перечисленные выше исследования явились тем  искомым компонентом, который собственно присутствует и  насыщает содержание нашей книги. Помимо этого, нами используются собственно педагогические, этнопедагогические и фольклористические материалы, полученные в результате полевых экспедиций в сельские районы Бурятии. Огромное значение при составлении книги сыграли   наблюдения и   воспоминания автора, записанные им воспоминания и размышления о жизни  родителей - Леоновой Ефросинии Семеновны  и  Леонова Мартемьяна Мироновича.

 

  Особая благодарность за рассказы и воспоминания, за уроки мудрости Асташевой Елизавете Семеновне, моей любимой «тете Лизе»( с.Верхний Жирим), Агрипинне Ануфриевне Леоновой (с. Никольское), Феклунье Климовне Павлуцкой ( с.Куготы), Вассе Панкратовне Зыряновой ( с. Гашей),  Василию Петровичу Леонову (г.Улан-Удэ), самому старшему в нашей леоновской родове, которого я застал в живых и которого ,увы, уже нет на этом свете… и еще многим и многим моим собеседникам, моим землякам, моим близким и дорогим людям.

 

  Эта книга никогда бы не состоялась без поддержки и  благославления моих Учителей и наставников, выдающихся ученых, знатоков народной культуры и нравственности, удивительно простых и доброжелательных людей -  доктора исторических наук Болонева Фирса Федосовича и доктора педагогических наук   Волкова Геннадия Никандровича, которые не только сумели поддержать меня в минуту сомнений и трудностей, но и дали силы довести начатое дело до завершения.

 

  Мы благодарны своим рецензентам – доктору педагогических наук Цаллаговой Зарифе Борисовне (г.Москва), доктору педагогических наук Молонову Геннадию Цыденовичу (г.Улан-Удэ). Их критические замечания и пожелания способствовали существенному улучшению исследования.

 

   Особое слово признательности – моей семье, жене и дочери за их любовь и терпение.

 

Разместил: Григорьев | Дата: 04.12.2005
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 3Всего голосов:2

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2008-01-21 14:48:00 - Турова Е., "Мир таинственный, мир мой древний..."
2007-06-06 21:59:04 - На всемирный форум старообрядцев в Бурятии собралось более 3 000 гостей
2007-05-01 22:56:41 - Праздник на Рогожском: уральский взгляд
2007-04-21 14:31:12 - Виртуальное путешествие по Рогожскому поселку
2007-04-19 16:33:09 - Старообрядческое наследство: «Свято место – пусто»
2007-04-19 15:56:21 - Рогожская ярмарка
2007-04-13 21:49:57 - Семейские в с. Хасурта живут как 100 лет назад
2007-04-12 11:14:24 - Казаки-староверы в произведениях литературы
2007-01-23 23:36:48 - Встреча с министром культуры РФ
2007-01-22 23:07:07 - Путь к Богу – через Бородино
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


Фотогалерея
Донские казаки на привале, 1944 год.
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
16.04 - Сегодня праздников и памятных дат нет. Пора работать!
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.049 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.032 сек.