Предыстория

Основные события и даты Восточной Сибири. XVII-XX вв.
Дата: 22.01.2006
Тема: Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний Восток




В данной статье использован материал сайта
http://mion.isu.ru/pub/buryat/

Основные события и даты
Восточной Сибири и Забайкалья

XVII - XX вв.

 

П.К. Варнавский, Г.А. Дырхеева, Т.Д. Скрынникова.

БУРЯТСКАЯ ЭТНИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
(КОНЕЦ ХIХ - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХХ ВЕКОВ)

Иркутск 2003

1672

Образование Иркутского воеводства, в состав которого вошли Верхоленский, Балаганский и Идинский остроги и Бирюльская слобода, расположенные в Предбайкалье (западные буряты), а затем Верхнеангарский, Баргузинский, Баунтовский, Удинский, Селенгинский, Итанцинский, Кабанский, Еравнинский остроги Западного Забайкалья. Восточное Забайкалье управлялось из Нерчинска. Буряты, проживающие как в западном, так и в восточном Забайкалье, известны как восточные буряты. Во второй половине XVIII в. раздельное управление западными и восточными бурятами сохраняется.

1724

Выделение из Томской провинции Енисейской и Иркутской.

1743

Основание первых учреждений для управления бурятским населением. Создаются "Степные конторы" (тайша и 6 депутатов), первой из которых была Онинская контора одиннадцати хоринских родов. Эти конторы впоследствии согласно "Уставу об управлении инородцами" стали называться степными думами во главе с тайшами (родовыми князьями).

1764

Преобразование Иркутской провинции в самостоятельную губернию.

1803

Учреждение Сибирского генерал-губернаторства с центром в Иркутске.

1822

Принятие ряда законодательных актов, способствующих перестройке управления Сибирью: "Учреждения для управления Сибирских губерний", "Устав об управлении инородцев", "Устав о ссыльных", "Положения и правила о земских повинностях", "Положения и правила о вольном переселении казенных крестьян в Сибирь", "О дозволении казенным крестьянам переселяться на земли сибирских губерний" [Даржаев, 2001, с. 21-22].

1833

Приблизительная дата составления "Бишихан (Бичихан) запискэ" (Ниндак Вампилай, Юмдаша Буянтын и др.)

1839

"Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов" Доржо Дарбаева.

Образование Агинской степной думы.

1851

Из Вернеудинского и Нерчинского острогов была образована Забайкальская область с центром в Чите с четырьмя округами, где жили буряты: Баргузинский (Баргузинская степная дума), Верхнеудинский (Хоринская степная дума), Селенгинский (Селенгинская и Кударинская степные думы), Читинский (Агинская и Урульгинская степные думы).

1863

Летопись Тугултура Тобоева "Прошлая история хоринских и агинских бурят".

1868

Летопись Дамби-Жалсана Ломбоцыренова "История селенгинских монгол-бурят".

1869

Опубликование в "Иркутских губернских новостях" историко-этнографического очерка Николая (Цывандаба) Сахарова "Об инородцах, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области".

1875

Летопись Вандана Юмсунова "История происхождения одиннадцати хоринских родов".

1884

Забайкальская область с центром в Чите вошла в состав Приамурского генерал-губернаторства.

1886-1890

Ликвидация степных дум в Иркутской губернии.

1887

"Летопись баргузинских бурят".

1900

5 июня - утвержден закон "Главные основания поземельного устройства крестьян и инородцев Забайкальской области". В соответствии с ним русские переселенцы-крестьяне, буряты и эвенки наделялись одинаковым 15-десятинным наделом на душу мужского населения.

1901

Апрель - правительство издало временное положение "Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области", которое предусматривало ликвидацию у бурят степных дум и введение института крестьянских начальников.

1905

В течение года - съезды северобайкальских инородцев в Верхнеленском, Балаганском и Иркутском уездах и в Иркутске.

Январь - съезд забайкальских инородцев в Верхнеудинске.

Апрель - съезд забайкальских инородцев в Чите, где был принят проект, предусматривавший административное устройство бурят по территориальному принципу и в то же время восстанавливавший родовую структуру управления, при которой высшие административные единицы - думы - совпадали с бывшими ведомствами.

17 апреля - обнародование Указов от 17 апреля и 17 октября 1905 г. о свободе вероисповедания, приведшее к отходу многих западных (иркутских) бурят от православия, подавляющее большинство которых становилось последователями буддизма.

Июнь - съезд забайкальских инородцев в Гусиноозерском дацане.

Июль - съезд забайкальских инородцев в Цугольском дацане.

Август - съезд бурят Иркутской губернии. Разработан проект о самоуправлении, предполагавший создание у бурят особого уездного земства наряду с русским. Автором проекта являлся М.Н. Богданов.

1906

Весна - съезд представителей забайкальских бурят поднял следующие вопросы: 1) о допущении представителя от буддийского духовенства в Государственный Совет, "ибо православное духовенство посылает же своего представителя"; 2) о предоставлении права участия в выборах члена Государственной Думы настоятелям дацанов (ширетуям). В Забайкалье среди агинских бурят организовалась "партия прогрессивных бурят".

Май - съезд учителей и деятелей народного образования Предбайкалья, где под влиянием идей бурятских народников была создана организация - "Знамя бурятского народа". На съезде была принята резолюция о необходимости объединения культурных сил бурят для осуществления просвещения и национализации школ.

Август - второй съезд этой организации принял устав, в котором были сформулированы следующие задачи: "1) способствовать национальному возрождению бурят в широком смысле слова; 2) способствовать просвещению их; 3) национализировать школу и 4) добиваться национального самоопределения и автономии" [Жамцарано, 1907в, с. 9]. Съезд постановил также ввести в бурятских школах бурятскую грамоту; добиваться открытия бурятской учительской семинарии для молодежи обоего пола; издавать учебники, пособия, книги для чтения на бурятском языке и письме.

Как на частных и уездных, так и на областных и губернских бурятских съездах 1905-1906 гг. выносились, по существу, однородные резолюции: за введение автономного самоуправления на началах всеобщего равного избирательного права, без различия ценза и пола; за предоставление территориальным союзам и группам всех фактически обрабатываемых орудиями и скотом земель, с лесами, водами и недрами; за уничтожение закона о распространении в Сибири частного дворянского землевладения; за обязательное всеобщее обучение детей школьного возраста обоего пола родной и русской грамоте; за полную свободу совести, языка, слова, союзов и собраний; за обобществление всех дел, касающихся нужд и пользы всего населения и т.д.

1917

Март - Временное правительство отменило Положение 1890 г. "Об изъятии духовных дел ламаистов Иркутской губернии из ведения хамбо-ламы" и постановило именовать ламаистов буддистами.

6 (19) марта - в Чите состоялось первое совещание группы бурят-монгольских общественных деятелей. Совещание нашло необходимым организовать бурятский народ в целях защиты и представительства национальных интересов. Для этого был учрежден Временный организационный комитет (Бадмаев Ш.Б, Базаров Ш.Б., Богданов М.Н., Намдаков Н.Н., Ринчино Д.Р., Сампилов С.С.), в задачу которого входил созыв общебурятского съезда.

9 (22) марта - в Петрограде организовался "Бурятско-Колмыцкий комитет" во главе с Ханхасаевым, ставивший следующие задачи: 1) создание на местах общественных организаций бурят и калмыков вместо прежнего управления; 2) прочное укрепление нового порядка на началах национально-культурного самоопределения.

10 (23) марта - в Чите состоялось второе совещание бурят-монгольских общественных деятелей. Был поставлен вопрос о бурятской национальной автономии, для чего требовалось учреждение сейма с законодательными функциями по вопросам гражданских взаимоотношений, земельным, народного образования, здравоохранения и по вопросам религиозным. Причем автономия должна была распространяться как на забайкальских, так и на иркутских бурят.

12 (25) марта - в Чите на третьем совещании бурят-монгольских общественных деятелей было принято положение, согласно которому автономия должна распространяться на всех бурят, не исключая казаков, и на тунгусов, говорящих на бурятском языке, если те пожелают присоединиться к требованию национальной автономии.

20 марта (2 апреля) - Временное правительство постановило отменить все установленные царским правительством ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероучению или национальности. В частности, были отменены ограничения на использование национальных языков в делопроизводстве частных обществ и в торговых книгах.

27-31 марта (9-13 апреля) - в селе Анинское (Хоринский аймак) состоялся съезд 11 родов хоринских бурят. Съезд постановил отстаивать принципы национального самоопределения на широко демократических началах, отстаивать также исконные права бурят на их земли; по вопросам экономическим - требовать установления беспошлинного ввоза иностранных товаров; приступить немедленно к национализации школ.

1 (14) апреля - сход бурят-казаков Гильбиринского урочища, Янгажинской станицы (Селенгинский район) постановил провести на предстоящих съездах пожелание, чтобы буряты-казаки были исключены из казачьего сословия и приравнены к остальному бурятскому населению. "При отмене всех сословных, национальных и вероисповедных ограничений мы, буряты, получили возможность определить себя как нация, как бурятская народность. Поэтому мы должны отстоять за собой право на свое самостоятельное культурное возрождение и право на самостоятельное устройство своей хозяйственной жизни в местном самоуправлении:" [Гирченко, 1927, с. 6].

7 (20)-12 (25) апреля - в Иркутске состоялся съезд представителей бурят-монгольского населения Иркутской губернии. По вопросу о национальной автономии съезд принял резолюции совещаний бурят-монгольских общественных деятелей в Чите 10 и 12 марта 1917 г., высказался за национализацию школы и наметил ряд подготовительных шагов к ней. Съезд констатировал, что общая земельная политика старого правительства привела иркутских бурят почти к гибели, вымиранию и таким образом поставила вопрос об окончательном исчезновении бурят с лица земли.

23-25 апреля (6-8 мая) - в Чите состоялся I общебурятский съезд, на котором был принят предварительный проект национальной автономии. Административное управление по этому проекту строилось на основе выборности и коллегиальности. Высшая распорядительная власть должна принадлежать общебурятскому съезду, в аймаках, хошунах, сомонах - аймачным, хошунным, сомонным собраниям. На общебурятском съезде и местных собраниях избираются коллегиальные органы исполнительной власти: Общебурятская дума или Бурятский Национальный комитет (Бурнацком) и соответственно низшие административные единицы. Комитеты являлись административно-политическими органами, кроме того, им придавались земские функции, т.е. самоуправление в хозяйственных делах. "Съезд постановил принятый им проект национальной автономии считать применимым и целесообразным впредь до выделения особой национальной бурятской территории, причем признал необходимым настаивать на этом выделении в учредительном собрании:" [Гирченко, 1927, с. 9]. По просвещению съезд решил, что раньше "дух преподавания предметов был явно русификаторский: в них не было и помину о родном для учащихся народе, природе его родной страны, его языке, литературе и истории, его материальной и духовной культуре. В результате такой политики дети-буряты и весь бурятский народ лишены были возможности получать свет знания на родном общепонятном языке. В числе подготовительных мероприятий, направленных к национализации школ, съезд наметил: 1) с начала 1917/18 учебного года ввести в бурятских начальных школах преподавание на родном языке. 2) включить в программу преподавания как обязательные предметы: монголо-бурятский язык, историю бурят и монголов, историю монгольской литературы и бурятоведение" [Гирченко, 1927, с. 9].

18 (31)-19 мая (1 июня) - в Верхнеудинске состоялся съезд делегатов Советов рабочих и солдатских депутатов Верхнеудинского района, признавший "право на полное самоопределение за всеми национальностями, и даже право на отделение территориально-обособленных наций".

26 мая (8 июня) - председатель Бурятско-Калмыцкого комитета Ханхасаев обратился к председателю совета министров Львову с докладной запиской, в которой ходатайствовал о восстановлении степных дум. Это "выставлялось в записке как "воля и желание всего бурятского народа" [Гирченко, 1927, с. 13].

7-15 июня - II съезд в Гусиноозерском дацане был посвящен подготовке нового "Положения о ламаистском духовенстве" взамен Положения 1853 г. Съезд должен был принять и одобрить законодательный проект и представить его в "Комиссию по пересмотру законодательства о буддистах в России". В эту Комиссию были включены А. Доржиев, Д. Сампилон, Р. Бимбаев, С. Жигжитов, С. Цыбиктаров, Б. Барадин. Было также принято решение, что во главе всего буддийского духовенства бурят Иркутской и Забайкальской области стоит выборный бандидо-хамбо-лама, общие вопросы духовенства и мирян обсуждаются на съездах, а между ними все вопросы решаются исполнительным коллегиальным органом - Центральным комитетом по религиозным делам в резиденции хамбо-ламы. Съезд обсуждал также ряд вопросов о внутреннем быте монастырей, одним из важнейших был вопрос об ограничении роскоши духовенства. На этом съезде благодаря усилиям Бурнацкома по изоляции и дискредитации сторонников восстановления степных дум было принято постановление не считать себя ответственными за выступления Бурятско-Калмыцкого комитета в его прежнем составе, а в его новый состав были избраны А. Доржиев, Б. Барадин, Д. Сампилон и А. Коняев.

25-29 июля - Восточно-Сибирский краевой съезд представителей исполнительных комитетов общественных организаций, проходивший в Иркутске, принял решение, что буряты не могут иметь самостоятельных уездных единиц потому, что аймаки слабы экономически и культурно, у них недостает возможностей содержать земства и обеспечить их интеллигентными кадрами. Краевой съезд не признал права бурят на политическое самоопределение, но предоставил им широкую свободу культурной автономии: "Краевой съезд в разрешении национального вопроса в крае стоит на точке зрения полного права национальностей на самую широкую культурно-национальную автономию: создавшиеся в процессе национального строительства сомонные, хошунные и аймачные организации съезд рассматривает как начальные основные единицы национально-культурного объединения бурят: в вопросах национально-культурной работы аймачные организации действуют самостоятельно, но вопрос о земских функциях аймачных организаций: должен быть решен окончательно: краевым комитетом" [Гирченко, 1927, с. 21].

Октябрь - III общебурятский съезд констатировал, что бурятские аймаки не уступают русским уездам и могут решать свои национальные проблемы самостоятельно; недостаток культурных сил (временное явление) не означает, что следует прекратить строительство государственной и духовной жизни народа в новых формах.

8-15 (21-28) октября - в Верхнеудинске состоялся съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Съезд воздержался от введения аймаков явочным порядком и постановил "несмотря на несовершенство и несоответствие существующего положения о земских учреждениях в Сибири культурно-бытовым условиям жизни бурят-монгольского народа, но, имея в виду спешную необходимость организации местной жизни на новых началах, твердо настаивать перед временным правительством и местными комиссарами, чтобы положение об уездных земствах было временно введено среди бурятского населения: в пределах существующих аймаков". До решения вопроса об аймачном земстве съезд постановил воздержаться от участия в выборах в смешанные уездные земства [Гирченко, 1927, с. 30].

1 (14) ноября - в Иркутске состоялся губернский съезд иркутских бурят. Съезд постановил ввести аймачные земства явочным порядком и признал необходимость фактического пользования монголо-бурятским населением всех земель, взятых под переселение и в казну. "Центральный национальный Комитет, расценивая постановление иркутского съезда, как "в высшей степени нежелательное явление:" указал иркутскому отделу Нацкома, что "подобные сепаратные выступления по важным принципиальным вопросам: недопустимы, ибо они наносят удары нашей солидарности и организованности:" [Гирченко, 1927, с. 31].

28 ноября - 5 декабря (11-18 декабря) - в Верхнеудинске состоялся съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. По вопросу об алфавите, который должен применяться при национализации школы, съезд постановил: вести все занятия и издавать учебники только общемонгольским алфавитом, не вводя ни под каким предлогом в учебные заведения какой-либо другой алфавит. Съезд выступил за "предоставление каждой национальности права на национальную автономию с национальными законодательными органами; в частности, предоставление бурятскому народу права управляться своей национальной думой, избираемой на основании всеобщего равного, прямого и тайного голосования", а также за "упразднение сословия казаков-бурят и тунгусов Забайкальской области и распространение на них общенациональной бурятской автономии" [Гирченко, 1927, с. 33].

Декабрь - IV общебурятский съезд, состоявшийся в Верхнеудинске, был посвящен выборам хамбо-ламы. Ц. Жамцарано был избран председателем Центрального национального комитета, в должности которого он находился до 23 марта 1918 г.

22 декабря - Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов взял в свои руки всю полноту власти в Иркутске.

1918

Январь - в Иркутске при губкоме РКП(б) образовалась бурятская группа коммунистов, которая ставила своей задачей: "а) собирание революционных сил народа, б) установление советской власти в Бурятии, в) разоблачение контрреволюционной деятельности националистов... Они призывали трудящихся бурят объединиться вокруг советской власти, критиковали политику Бурнацкома, имевшую цель обособить бурят" [История:, 1959, с. 52].

5 февраля - Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов взял в свои руки всю полноту власти в Верхнеудинске.

16 февраля - установление советской власти в Чите.

16-21 марта - съезд трудового населения Верхнеудинского уезда. Съезд признал за бурятами "право на самостоятельное устройство хозяйственных единиц - хошунов" и указал на то, чтобы буряты не отказывались от "посещений съездов русского населения для совместного обсуждения общих вопросов:" [Гирченко, 1927, с. 36]. По вопросу о земстве съезд постановил: "всю власть, как политическую, так и экономическую, сосредоточить исключительно в местных советах; организацию же самостоятельных земских учреждений признать излишней и ненужной:" [Гирченко, 1927, с. 36].

23 марта - заседание Бурнацкома признало целесообразным уполномочить Бурнацком взять в свои руки верховное руководство всей национальной жизнью бурят и постановило: "1) пересмотреть положение о земстве в целях приспособления его к национально-культурному быту бурят, причем переименовать земские собрания в аймачные и хошунные сугланы, 2) ввиду чрезвычайных условий переживаемого момента предложить организовать на местах отряды самообороны для борьбы с анархией и контрреволюцией:" [Гирченко, 1927, с. 37].

24 марта - 5 апреля - III съезд представителей рабочих, крестьян, казаков, бурят и эвенков (Чита) с энтузиазмом принял "предложение об упразднении аймаков и подчинении бурят уездным совдепам..." [Жабаева, 2001, с. 106]. Однако представители Бурнацкома добились принятия резолюции, впервые признающей право бурят на самоопределение: "3-й съезд Советов сельских и рабочих депутатов в Забайкальской области, стоя на точке зрения признания за нациями права на полное самоопределение, постановляет: утвердить существующие у бурят-монголов административно-хозяйственные и культурно-просветительные органы национального самоуправления, которые и проводят в жизнь под руководством центрального национального комитета, работающего в контакте с областной советской властью, все мероприятия и декреты, защищая интересы трудового народа" [Гирченко, 1927, с. 38].

Апрель - обращение Бурнацкома "ко всем бурят-монголам Восточной Сибири". В нем, в частности, указывалось: "Мы решили признать Советскую власть как фактически существующую и делегировать в советские организации своих представителей для органической работы и дальнейшей пропаганды своих объединительных идей:" [Гирченко, 1927, с. 39].

На губернском съезде иркутских бурят большевики требовали безоговорочного признания советской власти и полного одобрения внутренней и внешней политики советского правительства. В своем выступлении М.М. Сахьянова говорила: "Бурятский народ... не может отгородиться своими национальными организациями от общего хода революции и зажить своеобразной монголо-бурятской жизнью, а должен встать в ряды рабочих и крестьян и вместе с ними строить жизнь на началах революционного социализма" [История: 1959, с. 52].

7-20 июня - в Верхнеудинске проходил съезд Советов Прибайкалья, в котором наряду с представителями всех русских районов участвовали делегаты части бурятских аймаков и хошунов. При обсуждении земельных проблем был поставлен вопрос о существовании у бурят административной автономии в форме аймаков. В принятой резолюции указывалось, что "самоопределение бурят, ввиду вкрапленности их в русское население, следует распространить только на духовное развитие этой народности. Административная автономия в форме аймаков для разрешения земельных вопросов является только тормозом, поэтому аймаки... в разрешении земельных вопросах никакого участия принимать не должны" [Хаптаев, 1964, с. 310]. Таким образом, руководители советов западного Забайкалья стояли на позиции ликвидации аймаков, а самоопределение бурят предлагали ограничить только вопросами культуры.

3 июля - Забайкальский областной исполнительный комитет совета рабочих и сельских депутатов решил: "Признать создавшиеся в процессе революционного строительства и преобразованные после Октябрьской революции органы управления и суда бурят-монголов в сомонах (селениях), хошунах (волостях) и аймаках (уездах) и области - Центральный бурятский национальный комитет публично-правовыми учреждениями советской власти со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями и действующими на территории бурят-монголов автономно". В решении также указывалось на необходимость созыва учредительного съезда бурят в целях установления формы и пределов автономии.

20 августа - занятие Верхнеудинска войсками белогвардейцев и чехословацкого корпуса.

Ноябрь - V общебурятский съезд, где были отмечены заслуги Бурнацкома в "отстаивании национального самоуправления от покушений советской власти".

1919

25 февраля - в Чите состоялась I панмонгольская конференция. Представители бурят, баргутов, монголов Внутренней Монголии приняли на ней конституцию и избрали правительство Великой Монголии. Также были написаны две декларации - от имени Временного правительства и от имени главы нового государства, в которых приводилась мотивация создания нового государства.

Лето - на II панмонгольской конференции было решено отправить в Европу монгольскую делегацию для пропаганды идеи независимой Монголии. Среди панмонголистов раскрыт заговор сторонников реставрации маньчжурской династии во главе с представителем Внутренней Монголии Фушенгой.

Ноябрь - образование бурятской секции РКП(б), в задачу которой входило усиление большевистского влияния среди бурятского населения.

Декабрь - вооруженные формирования панмонголистов во главе с Нэйсе-Гэгэном и Нуремпилом сосредоточились в Верхнеудинске.

1920

Январь - в с. Бичура состоялся съезд представителей Западного Забайкалья, выступивших против белогвардейцев, где был образован Центральный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и бурятских депутатов, которому передавалась власть в регионе.

Февраль - в Кяхте китайские войска разбили остатки вооруженных формирований панмонголистов, а их лидеры - Нейсэ-Гэгэн и Нуремпил - были расстреляны.

В тезисах бурсекции РКП(б), отрицавших необходимость автономии иркутских бурят, утверждалось, что "стремления мелкобуржуазной, националистически настроенной бурятской интеллигенции национализировать школу и вообще возродить и развить бурятскую культуру объективно обречены на неудачу. Трудящиеся и эксплуатируемые массы бурятского населения Иркутской губернии для осуществления своих реальных интересов и чаяний не нуждаются в национальной автономии в какой бы то ни было форме" [История: 1959, с.154].

2 марта - приход Красной Армии в Верхнеудинск и создание Временной земской власти.

16 марта - в Верхнеудинске состоялось совещание представителей бурят Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков. На нем был создан временный народно-революционный комитет (Бурнарревком), осуществлявший непосредственное руководство национально-освободительным движением бурят Забайкалья и подготовкой созыва съезда представителей бурят, главной целью которого являлось провозглашение автономии.

28 марта - Учредительный съезд трудящихся Прибайкалья, на котором была образована ДВР - буфер между Советской Россией и интервентами и белогвардейцами на Дальнем Востоке. В состав буферной республики вошли бурятские территории восточнее р. Селенги.

6 апреля - обращение ко всем правительствам и народам мира с декларацией об образовании независимой демократической Дальневосточной Республики (Забайкальская, Амурская, Приморская области, Сахалин и полоса отчуждения КВЖД). В Верхнеудинске было сформировано Временное правительство ДВР и Народно-революционная армия республики.

14 мая - признание ДВР правительством РСФСР.

24 мая - 3 июня - съезд представителей бурят Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков, выступивших за сохранение существующих аймаков и хошунов как национальных административно-территориальных единиц и за объединение в единую автономию западных и восточных бурят. На съезде был создан административный орган по руководству управлением аймаками - Бурят-монгольский народно-революционный комитет (Бурнарревком).

14 октября - Политбюро ЦК РКП(б) принимает постановление, в котором признается "необходимым проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов..." [Образование: 1964, с. 43]. Бурсекция признала "постановление Центра делом первостепенной важности" и постановила "немедленно приступить к... созданию благоприятных условий для осуществления его в жизнь в общебурятском масштабе" [Образование: 1964, с. 44-45]. С этого момента бурятские коммунисты активно приступают к организационной работе по созданию автономии для бурят Восточной Сибири.

Ноябрь - Бурнарревком выдвинул вопрос о выделении бурят, проживающих на территории ДВР, в автономную единицу и о признании аймаков, хошунов и сомонов национальными административными единицами на местах.

9-12 декабря - на совещании представителей аймаков и хошунов Забайкальской области, проходившем в Чите, было решено "добиваться от правительства ДВР создания областного бурят-монгольского учреждения с административно-хозяйственными функциями и особого ведомства по делам национальных меньшинств - министерства Туземных дел при правительстве" [Елаев, 2000, с. 134].

24 декабря - Бурнарревком добился организации издания газеты "Голос бурят-монгола", с помощью которой он вел пропаганду идеи бурятской автономии и самоопределения бурят перед правительством республики.

1921

17 января - правительство ДВР "санкционировало существование хошунных и аймачных комитетов, включив их в единую систему административных органов власти республики [Демидов, 1981, с. 56]. Однако автономия в областном масштабе не была установлена, то есть Бурнарревком не получил всей полноты административно-распорядительной власти на территории бурятских аймаков. Юрисдикция высшего бурятского органа фактически по-прежнему ограничивалась вопросами национально-культурной жизни бурятского населения.

29 января - состоялось собрание Бурсекции, на котором ее члены выработали новую политическую линию большевиков в вопросе об автономии бурят РСФСР, исходя из требований октябрьского постановления ЦК РКП(б).

Февраль - в Чите начало свою работу учредительное собрание ДВР.

22 апреля - заседание президиума Иркутского губкома РКП(б), на котором было принято решение о немедленной организации временного Бурятского ЦК, в задачи которого входило политическое и организационное овладение национально-автономистским движением бурят [Шулунов, 1972, с. 120], "агитация и пропаганда идей советской власти среди бурятского народа и вовлечение последнего в активную советскую работу, разработка основных положений административно-территориальной национальной автономии" [Бартанова, 1964, с. 51].

27 апреля - Учредительным собранием ДВР был принят основной закон, где отдельная глава называлась "Автономия бурят-монгольской народности". В конституции, в частности, указывалось: "Всем туземным народностям и национальным меньшинствам на территории республики предоставляется право на широкое самоопределение" [Образование: 1964, с. 99], под которым понималось культурно-национальная автономия национальных меньшинств и административная автономия бурятского народа. "Вся территория, населенная бурят-монгольским народом, выделяется в особую область", население которой объявлялось самостоятельным "в сфере организации суда, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни" [Образование: 1964, с. 100].

Май - роспуск Бурнарревкома и образование Временного управления Бурят-Монгольской автономной области (Бурмонавтоупр) Дальнего Востока. В "Воззвании" к бурятскому народу члены Бурмонавтоупра подчеркивали: "Бурят-монгольской народности предоставлена широкая автономия, т.е. право на совершенно самостоятельное и независимое ни от кого существование в сфере организации суда и административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни: Наконец-то бурят-монгольский народ получил возможность жить самостоятельно:" [Шулунов, 1972, с. 273].

5-10 июня - в Иркутской губернии проходили уездные и аймачные съезды Советов, на которых обсуждался вопрос об автономии, и выбирались делегаты на Учредительный съезд бурят-монголов Восточной Сибири.

28 июля - по решению Дальбюро ЦК РКП(б) в состав Бурмонавтоупра были введены два коммуниста.

12 октября - 3 ноября - Первое национальное собрание Бурят-Монгольской автономной области ДВР в Чите. В выбранном вновь руководстве большинство заняли бурятские большевики, а председателем Президиума Бурмонавтоупра стал активный коммунист М.И. Амагаев, а лидеры национального движения были отстранены от власти: "с переходом руководства областным управлением к бурятским коммунистам: фактически начинается осуществление указаний В.И. Ленина о бурятской автономии" [Шулунов, 1972, с. 282]. Переизбранный на первом Национальном Собрании Бурмонавтоупр провел ряд реформ, направленных на советизацию органов управления автономией.

28 октября - 5 ноября - был созван Учредительный съезд бурят-монголов Восточной Сибири, на котором коммунисты заняли ведущие позиции среди иркутских бурят. Под их полным контролем съезд утвердил проект положения об автономии, а также принял документ под названием "Обращение съезда к бурят-монгольскому народу". В "Обращении" подчеркивалась исключительная роль советов в деле освобождения народов и содержалось напоминание о необходимости мировой революции: "Помните, что только победа Советской власти, окончательная победа рабочих и крестьян над буржуазией всего мира обеспечит и гарантирует трудящимся и угнетенным свободу в дальнейшем" [Образование... 1964, с. 54].

20 декабря - в Чите вышел первый номер газеты на бурятском языке "Шэнэ-Байдал".

1922

Январь - бандидо-хамбо-лама Цыремпилов обратился к правительствам РСФСР и ДВР с просьбой о разрешении созыва общего съезда буддистов (Духовный собор) с целью выработки основных положений административного управления буддийской церковью в Восточной Сибири и БМАО ДВР: об организации быта духовенства согласно правилам "Винаи", о реорганизации духовного управления, об улучшении тибетской медицины, о национализации проповедования и преподавания буддийской религии, об изменении правил посвящения в хувараки, об отмене культа перерожденцев и прорицателей.

9 января - принятие Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом постановления об образовании Бурят-Монгольской Автономной Области РСФСР.

14 января - в Иркутске вышел первый номер газеты "Красный бурят-монгол".

28 июня - 2 июля - в с. Додо-Анинское (Хоринский аймак) проходила конференция по культурным делам Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР.

Июль - организован Бурят-Монгольский ученый комитет.

21 июля - ВЦИК утвердил положение о Центральном Совете по культурным делам бурят-монголов РСФСР и ДВР.

15 октября - в Ацагатском дацане состоялся первый духовный съезд буддистов двух Бурят-Монгольских автономных областей ДВР и РСФСР, основными задачами которого были обсуждение и утверждение проектов "Положения об управлении духовными делами буддистов Сибири" и "Устава внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири" [Герасимова, 1964, с. 62]. На первом буддийском соборе 1922 г. был создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии - Центральный духовный совет.

Ноябрь - упразднение ДВР.

10 ноября - состоялись съезды трудящихся бурят Агинского, Хоринского, Баргузинского аймаков. На них прозвучали требования распустить Бурмонавтоупр БМАО ДВР.

14 ноября - заседание общественных представителей БМАО ДВР постановило потребовать от Бурмонавтоупра самораспуститься и образовать Ревком.

20 ноября - президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б) принял решение "Принципиально высказаться за объединение двух автономных областей..." [Елаев, 2000, с. 157].

Декабрь - Буробком РКП(б) отправил в ЦК РКП(б) докладную записку, в которой мотивировалась необходимость слияния бурятских автономных областей.

6 - 11 декабря - состоялся I областной съезд советов БМАО РСФСР, на котором прозвучали пожелания объединения: "Мы были оторваны от своих сородичей и вынуждены были существовать в виде двух автономных областей. Теперь этого не должно быть, должно состояться объединение" [Образование: 1964, с. 64].

1923

11-17 марта - состоялась I областная партийная конференция, которая в своих резолюциях определила задачи партийной организации в области политико-просветительной работы среди населения.

19 апреля - организовано бурят-монгольское научное общество им. Доржи Банзарова.

30 мая - вышло постановление Президиума ВЦИК, в котором говорилось: "объединить в одну БМАССР автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске" [Образование... 1964, с. 34].

31 июля - Бурятский Ревком вынес решение: "на основании постановлений ВЦИК от 30 мая 1923 года Революционный Комитет БМАССР... с 1 августа сего года принимает на себя всю полноту власти в объединенных автономных областях бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока" [Шулунов, 1972, с. 417].

1 августа - вся полнота власти перешла к Ревкому республики, который переехал из Иркутска в Верхнеудинск. Ревком обнародовал декларацию, в которой провозгласил образование БМАССР.

4 сентября - вышел первый номер газеты "Бурят-монгольская правда".

12 сентября - утверждение Президиумом ВЦИК "Положения о государственном устройстве БМАССР", которое фактически играло роль конституции.

1 октября - упразднение постановлением ВЦИК Прибайкальской губернии и вхождение большей части ее территории в состав БМАССР.

10 октября - вышел первый номер газеты "Бурят-Монголой Унэн".

4-9 декабря - состоялся I съезд Советов БМАССР, который сформировал республиканские органы управления.

1925

15-24 марта - состоялся II съезд Советов БМАССР.

21 мая - Пленум бурят-монгольского обкома РКП(б) обсудил вопрос об отношении к ламству и дацанам.

17 декабря - Опубликование в газете "Бурят-монгольская правда" постановления ЦИК и СНК № 221 о введении в республике декрета СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви.

22 декабря - Второй всебурятский съезд буддистов. 52 делегата от обновленцев и 14 от консерваторов. На открытии собора представители Ленинградского буддийского храма обратились к участникам собора с призывом "создать религиозное объединение, основанное на чистом учении Будды и не противоречащее законам советской социалистической республики" [Герасимова, 1964, с. 109]. Обсуждали "Положение" и "Устав", согласовывая его с постановлением ЦИК и СНК.

1926

20-25 августа - IV пленум бурят-монгольского обкома ВКП(б) обсудил вопросы культурно-национального строительства и утвердил тезисы по докладу М.Н. Ербанова "Культурно-национальное строительство БМАССР".

19-27 сентября - в Верхнеудинске состоялось I республиканское культурно-национальное совещание, постаравшееся выработать такую стратегию развития бурятской "социалистической" культуры, при которой максимально бы сохранялись элементы традиции.

1927

1 января - Всесоюзный собор буддистов в Москве.

25 марта - 3 апреля - состоялся III съезд Советов БМАССР.

3 октября - пленум Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) рассмотрел итоги работы по культурно-национальному строительству и принял резолюцию.

1928

21-28 августа - Третий собор буддистов Бурятии в Верхнеудинске обсуждал вопрос, какие объединения верующих имеют право на существование.

1929

1-11 апреля - состоялся IV съезд Советов БМАССР, на котором была принята резолюция по вопросам культурного строительства.

27 мая - ЦК ВКП(б) принял постановление "О состоянии и работе бурят-монгольской партийной организации", в котором были изложены важнейшие задачи в области культурного строительства. В нем подчеркивалось, что "культурное строительство Бурят-Монгольской республики все еще находится в неудовлетворительном состоянии" [Культурное строительство: 1983, с. 120]. Для изжития негативных, с позиции коммунистов, тенденций в культурном строительстве Постановление указывало на необходимость активного привлечения к этому процессу "естественных" сторонников Советской власти из "социально близких" слоев и призывало взять "наряду с использованием старой лояльно настроенной интеллигенции твердый курс на выращивание новых кадров бурятской интеллигенции из рабочих, батраков и лучшей части середняков" [Культурное строительство: 1983, с. 120]. Также предписывалось "усилить выдвижение на руководящую работу и в средние звенья аппарата бурят-монголов: рабочих, батраков и бедняков, организовав их специальную подготовку и переподготовку" [Там же]. Центральный Комитет потребовал решительных мер против усилившихся, по его мнению, "проявлений великодержавного шовинизма, панмонголизма и бурятского национализма" [Елаев, 2000, с. 196].

1930

15-21 мая - VII бурят-монгольская областная партийная конференция обсудила вопросы культурно-национального строительства.

1 июля - Президиум ЦИК и Совнарком БМАССР приняли постановление о латинизации бурят-монгольского алфавита и письменности.

10-14 ноября - состоялось I республиканское партийное совещание по вопросам культурного строительства. На этом совещании была полностью осуждена принятая ранее установка в области языкового строительства, по которой в основу нового бурятского литературного языка было положено халха-монгольское наречие [История: 1959, с. 352]. Подверглась критике попытка использовать некоторые элементы буддизма для развития национальной культуры [Митупов, Санжиев, 1962, с. 17]. Совещание квалифицировало деятелей интеллигенции, выдвинувших тезисы о языковом единстве бурят и монголов и об использовании элементов религиозной традиции в бурятской культуре, как "носителей идеологии правого оппортунизма, местного национализма и контрреволюционного панмонголизма" [История: 1959, с. 352]. Бурятские коммунисты подчеркивали: "Вопросы культурного строительства не могут быть уложены в узкие рамки "просветительных учреждений", - они должны стать "органической частью работы всех партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных, комсомольских и др. общественных организаций" [Культурное строительство: 1983, с. 127-128].

1937

11 августа - целостность территории, на которой проживали буряты, была закреплена Конституцией БМАССР (статья 15), где утверждалось, что границы республики не могут быть изменены без ее согласия.



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=100