Предыстория

Казаки-землепроходцы.
Дата: 05.02.2006
Тема: Забайкальское Казачество


     Казаки-землепроходцы – первооткрыватели уникальных памятников археологии в Приамурье и Забайкалье.



В данной статье использован материал сайта
www.getman.ru

По материалам конференции
«Государственная служба российского казачества:
от тихого Дона до Тихого Океана»
(Владивосток, 1998 год)

Казаки-землепроходцы – первооткрыватели уникальных памятников археологии в Приамурье и Забайкалье.

А.Артемьев, доктор исторических наук

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

             В процессе открытия и освоения русскими Дальнего Востока казаки-землепроходцы невольно становились первооткрывателями самых разнообразных памятников археологии. Сведения о них, зафиксированные в отписках служилых людей и путевых записках русских послов в Китай, послужили исходным материалом для зарождения источниковедческой базы для изучения этого региона.

            Первыми по времени обнаружения и наиболее известными из них являются Тырские памятники, располагавшиеся на скале Тыр на правом берегу Амура (сыр Ульчского района Хабаровского края), почти напротив впадающей в него реки Амгунь, остатки которых в последние годы успешно исследуются нами (Артемьев А.Р., 1995,96,97 г)

            Впервые землепроходцы наткнулись на них в 50-х годах XVII века, и с их слов посол России в маньчжурський Китай  Н.Г. Спафарий в 1675-78 году написал : „ А казаки наши, которые прежде  20 лет до сего времени воевали с китайцами на Амуре и на усть-Амура, сказывают, что от устия Амура вверх плыть два дни, где и есть место, в утесе акибы копано, и на том месте нашли колокол китайский повешен более 21 пудов, и тут нашли в трех местех китайское письмо в каменных скрижалех, и иноземцы сказывали нашим казакам, что в древних летех некоторый царь китайский ходил из Китай по морю на Амур, и тут для признаку и воспоминания покинул то письмо и колокол» (Спафарий Н.Г., 1910 год)

            В 1692 году амстердамский бургомистр Н.Витсен опубликовал свою, ставшую очень популярной в Европе книгу «Северная и Восточная Татария» В ней он написал: «лет 30 или 40 тому назад Русские военные люди около устья Амура, дни на два пути южнее, по морскому берегу, на месте, которое, по видмому было окопано, нашли большой колокол весом в 660 голландских фунтов; при этом лежали различные камни, в которых выдолблены были различные китайские письмена. Живущие там туземцы говорили, что в старинные времена в реку Амур приезжал из Китая на судах морем какой-то Император, который и оставил эти надписи и колокол на пямять» (Witsen,1692 ) . Совершенно очевидно, что эти сведения были почерпнуты Н.Витсеном из процитированной выше работы Н.Спафария, которая, по сообщению Ю.В.Арсеньева, была хорошо известна современникам по многочисленным спискам конца XVII-начала XVIII века, в том числе и за рубежом – например в Парижской публичной библиотеке в списке 1685 года. (Арсеньев Ю.В.1882). Таким образом, благодаря русским землепроходцам и Н.Г.Спафарию о существовании тырских древностей стало известно просвещенной Европе.

            С.У.Ремезов в своей «Чертежной книге Сибири» 1699-1701 года поместил на карте близ устья Амура надпись, несомненно также связанную с Тырскими древностями: «До сего места царь Александр Македонский доходил, трупье спрятал[1] и колокол оставил лудмы[2]» По несомненному заключению М.Казанина эта надпись имела чисто политическое значение и была отголоском прений, возникших в процессе выработки текста русско-китайского Нерчинского договора 1689 года. Смысл надписи заключался в том, что, поскольку эти места были якобы завоеваны Александром Македонским, то по праву преемственности принадлежат России, государи которой еще в XVI веке были провозглашены его наследниками (Казанин М.И., 1959). Это обстоятельство было тогда просто необходимо подчеркнуть, поскольку маньчжурские послы в ходе переговоров утверждали, что «из давних лет Амур-река во владении Богдыханова высочества от самого царя Александра Макидонского». Такая интерпретация Тырских памятников была весьма симптоматичной. Дело в том, что в действительности каменные колонны и плиты с надписями на реке Тыр, обнаруженные первопроходцами, являются остатками двух буддийских храмов. Они были возведены китайцами в 1413 и 1434 годах, когда императоры Чэн-цзу и Сюань-цзун пытались распространить свою власть на народы Нижнего Амура, но потерпели неудачу.

            В 1991 году мы обследовали месторасположение тырских древностей , а в 1995 году начали там археологические раскопки. К настоящему времени нами целиком исследован храм 1413 года и частично другой храм, изучение которого будет продолжено.

            В конце XVII века появляются попытки обобщения сведений о следах жизнедеятельности народов, населявших Забайкалье до прихода туда русских, составленные на основании данных землепроходцев. Так, в «Описании Иркутского наместничества 1792 года» в качестве доказательства проживания там в древности предков монголов упоминаются следующие памятники:

  1. Развалины капища или кумирни в верховьях реки Улуюнгуль
  2. издели из агата и халцедона
  3. агатовые наконечники для стрел, найденные «на третьей сажени глубины» в шурфе вблизи Курен-Зелинских медных рудников
  4. 4 человеческие кости и черепа, аналогичные монгольским, выкопанные в пещере на вершине горы в 7 км от Горно-Зерентуйского рудника.

 

Наибольшей известностью среди перечисленных выше памятников пользуется первый, обнаруженный еще в 1693 году казаками из следовавшего в Китай русского посольства во главе с Избантом Идесом. Этим памятником являются остатки монгольского города XIII – XIV века, принадлежавшего племяннику Чингиз-хана, сыну его младшего брата Джучи-Касара, - хану Есунгу, которые исследовались в 1959 году археологической экспедицией во главе с С.В.Киселевым.

      В 1997 году изучение монгольского города хана Есунгу было начато нами. К настоящему времени его остатки представлены двумя ханскими усадьбами, тремя десятками усадеб знатных горожан и более чем сотней построек простолюдинов. Примечательно, что плановая структура города удивительным образом почти в точности совпадает с таковой в столице монгольской империи – Кара-Коруме.



[1] Похоронил павших

[2] Людям



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=111