Предыстория

Этническая и религиозная принадлежность Чингисхана
Дата: 09.03.2006
Тема: Монголия


Монгольский Митраизм.
К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РОДА БОРДЖИГИН И ЧИНГИСХАНА

Оглядываясь на ушедшее тысячелетие…

800 лет назад, в начале XIII века, мир стал свидетелем рождения первой мировой Супердержавы, равной которой не было ни в Древнем Мире, ни в Средневековье, ни в последующие эпохи, державы перевернувшей мировую историю и представления людей об окружающем их мире, державы ушедшей спустя столетия в небытие и оставшейся до сих пор загадкой для многих ученых…

 

Этой статьей мы открываем цикл публикаций посвященных 800-летию Великой Монгольской Империи…

 

Пермский государственный университет

Кафедра новой и новейшей истории

Сектор Востоковедения

 

 

Олег Лушников

 

Монгольский Митраизм.

 

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РОДА БОРДЖИГИН И

ЧИНГИСХАНА

 

 

 

     Одним из интереснейших и в то же время малоизученных вопросов истории, является вопрос об этнической и религиозной принадлежности Чингисхана и вообще собственно монгольских родов. Дело в том, что сведения, имеющиеся в литературе на этот счёт, сильно противоречивы, а в бытовом сознании, к сожалению, утвердилось представление европоцентристской школы XIX в.,

изображавшей монголов «и ныне дикими» язычниками- шаманистами. Оттуда же этот образ попал и в художественную литературу. Но так ли было на самом деле?

   Известно, что большинство кочевого населения Центральной Азии в XIII-XIVв.в. исповедовало Несторианство – восточную ветвь христианства. Но в основном это были племена покорённых кэреитов, найман, онгутов и т.д., лишь номинально носивших название “монголы”. Часть племён, например ойраты, меркиты, татары, использовали родовые культуры – генотеизм. Но монгольские рода к ним не относились. Во что же верили собственно монго –

лы, т.е. немногочисленные рода, подобные роду Борджигин, прославившегося

одним из своих представителей – Тэмуджином – Чингисханом?

    Есть и ещё один парадокс. Имеющегося изображения Чингисхана, не совпа-

дают с его описаниями в источниках XIII в. Правда изображения, хранящиеся в

культовом комплексе Хара – хото в Ордосе (КНР, Внутренняя Монголия), сделаны гораздо позже XIIIв., и отнюдь не является его портретами. Но тем не менее возникает вопрос, как же на самом деле выглядел Чингисхан? К какому этносу принадлежал его род – “Борджигины”?

     Источники, которые можно привлечь по данной проблеме, это “Сокровенное сказание Монголов”, “Антан Тобчи”, “Сборник летописей” Рашид-ад-дина,

сведения армянских летописцев, и сообщения многочисленных путешествен-

ников к монголам, как китайских (“Мэн-да бей-лу”,Полное описание монголо-та-

тар), так и европейских (“Путешествие в восточные страны” П. Карпини и Г. Рубрука и “Книга Марко Поло”). Эти источники сохранили для нас многочислен-

ные сведения по истории и этнографии монголов.

     Среди маститых историков, косвенно затрагивавших в своих работах инте-

ресующие нас вопросы, можно назвать И. Я. Бичурина, Д. Банзарова, И. Весе-

ловского, Б. Я. Владимирцова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Г. Е. Вернадского, Б. Дамдинсурэна, Х. Перлээ, Э. Хэниша, Л. К. Гумилёва, Л.Л. Викторову и Т. М. Михайлова. Однако, они занимались лишь тем или иным аспектом этой проб-

лемы, рассматривали отдельно религиозные и этнические вопросы, без их взаимосвязи, и специально не занимались данной проблемой. Но тем не менее внесли определенный вклад в разработку вопроса. Особенно интересны в данном отношении работы Банзарова, Хэниша, Грумм-Гржимайло и Гумилёва.

Для анализа проблемы необходимо выделить основные критерии. По нашему

мнению, для восстановления исторических связей, наиболее значимыми явля-

ются данные об этнической истории, которые нам предоставляют как письмен-

ные свидетельства и легенды о происхождении монголов, так и данные совре-

менных исследований в археологии, этнографии и антропологии. Но самым важным источником, позволяющим восстановить этнические и культурные свя-

зи народов, являются их верования, их духовный мир.

    Целью настоящей работы, является попытка преодоления ложного мифа бытового сознания и, к сожалению, и исторической науки ХIХ в., о том, что мон-

голы были забитым, недоразвитым народом Центральной Азии, и что главен-

ствующим у них был языческий шаманизм. Что они “дикие варвары незнающие

чести” и т. д. и т.п.. А также попутно обобщить и проследить этническую и ре-

лигиозную историю монгольского рода Борджигин, подарившего миру Чингисхана.     

                      

Этническая история и легенды.

 

 

    Источники сохранили многочисленные описания внешнего облика Чингисхана, приводившие многих историков в недоумение. Ведь согласно описаниям, Чингисхан был высок ростом, длиннобород, светловолос голубоглаз, ну прямо- “истинный ариец”. Может быть, это обычное преувеличение, вечная попытка придворной историографии и народного эпоса выделить героя из общей массы, показав, что даже и внешне он был отличен от всех прочих? Но источники так же говорят, что таковы были все в роду Борджигинов. Да и само название “Борджигин”, по словам персидского историка XIIIв. Рашид-ад-дина, означает “имеющий голубые глаза”* Что это был за род? И откуда он среди огромного количества низкорослого, черноволосого, безбородого и черноглазого населения? И как они сохранились на протяжении стольких столетий и не смешались с подавляющим большинством? Ответ на эти вопросы нам даст этническая история монголов.

    Однако, прежде чем перейти непосредственно к изложению этнической истории

монгольских родов, нужно чётко поставить грань между собственно монгольскими

родами, так называемыми “Нирун”, т.е.-“чистые”, и теми родами и племенами ко-

торые вошли в состав  государства “Хамаг Монгол” в 1206 г., и были объединены Чингисханом общим этнонимом “монголы”.

     Родов “нирун” было всего пять, а чужих- свыше сорока. И не смотря на то, что они жили на соседних территориях, происхождение их было различным. И “ниру-;

ны” не смешивались с соседями, помня о своей особости.

    Монголы поселились в Забайкалье на реках Онон и Керулен с I века н.э. Согласно монгольской легенде, предками ядра монгольского народа были Бортэ-Чино (Сивый Волк) и Гоа-Марал (Прекрасная Лань), которые переплыв Тэнгиз (океан-степь), поселились в долине Онона.* Их сына звали Бату-Чаган (“Несокрушимый белый”). У него было много потомков, однако, ничем знаменитым они не прославились, оставив в истории лишь простой ряд имён. На двенадцатом поколении произошло событие отмеченное народной памятью и источником (Сокровенным сказанием). К становищам предков монголов прикочевало племя хори-туматов. Один из старейшин монголов, Добун-Мэргэн, женился на красавице хори-туматке - Алан-гоа. Но племя, соблюдавшее эндогамию, не одобрило этого брака, и семья Добун-Мэргэна вынуждена была откочевать в изгнание. После смерти мужа Алан-гоа родила ещё троих сыновей, от светло-русого человека, приходившего, по её словам, к ней через дымовое отверстие юрты и испускавшего солнечный свет, от которого она беременела.* Эта легенда так же проливает свет на то, почему древние монголы были так непохожи на окружающие их народы. Согласно свидетельству источников, древнемонгольские рода в отличии от остального населения Центральной Азии были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Однако впоследствии, из-за широкой метисации с соседними низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами, их облик до неузнаваемости изменился. И современные монголы ничуть не напоминают своих далёких предков.

     Но в окружении “монглоидных” народов (вот ведь улыбка истории), народ с яр-

ко выраженными европеоидно-арийскими чертами не мог возникнуть самостоя-

тельно. Следовательно, они должны были быть принесены из мест, где европео-

идность была нормой, а не исключением. Ближе всего к монголам распологались

енисейские кыргызы, тоже имевшие европеоидные черты. Но монголы их своими родственниками не считали, хотя и хорошо знали их как современников и соседей.

Родовая легенда монголов говорит о пересечении Бортэ – Чино Тенгиза с юго –западного направления. Это подтверждает прибытие монголов в Забайкалье из бассейна реки  Тарим (современный Синцзян-Уйгурия, КНР), из разорённого китайцами княжества” Чеши”, союзного Хуннам. Народ «Чеши» принадлежал к восточной ветви индоевропейцев.*

    Попав в середине I века н.э. по воле своего сюзерена - хуннского шаньюя (пере-

селившего их на восточные окраины своей империи) в совершенно чуждую страну, они должны были приспособиться к ней, и в какой-то мере смешаться с местным населением. Но метисация была довольно слабой, что позволило долго сохранять арийские признаки. Об этом же говорит и генеалогическая легенда, повествующая о происхождении монголов от двух родов скрывавшихся от врагов в недоступном урочище Эргунэкун на реке Аргуни (современная Читинская область, РФ).*

            С Х в. кончается легендарная и начинается реальная история монголов. В 970г., согласно подсчётам монгольского историка Х. Пэрлээ, родился основатель монгольского величия, предок Чингисхана в девятом колене, сын Алан-гоа и светло-русого светоносного духа - Бодончар. Бодончар, также как и его далекий потомок Чингисхан, познал с ранних лет нужду и бедность, и, согласно преданию, было время когда он жил только тем, что ему приносил его ручной сокол, который был приставлен к нему Вечным Небом. Впоследствии, именно поэтому сокол так особенно почитался Чингисханом и его потомками, изображения Сокола даже были вышиты на штандартах императорской гвардии Монгольской империи. Спустя время Бодончар подчинил какое-то небольшое местное племя и дал начало основным монгольским родам. Об этом нам повествует “Сокровенное сказание монголов.”

    Но откуда взялись европеоиды в оазисах реки Тарим? Согласно последним этнографическим и архологическим данным, арийские племена, сформировав-

шись на территории Урала и образовавшие там государство Хайрат, со второго тысячелетия до н.э. стали постепенно мигрировать.* Этому способствовали как перенаселение исторической родины и внутреплеменные конфликты, так и изме-

нения в экологии Уральского пространства. Арии стали растекаться со своей пра-

родины в разные стороны. Часть из них ушла на Запад- в Европу, часть на Кавказ и в Малую Азию, часть Среднюю Азию и Иран, часть в Индию. Но часть арийских племён откочевала не в западном и южном, а в восточном направлении, В преде-

лы Южной Сибири, Восточного Туркестана, Джунгарии, Ордоса и других террито-

рий Центральной Азии, вплоть до долины реки Хуанхэ.* Китайские источники на-

зывали этих индоевропейцев “Динлины”,”Дили”, “ди”. Динлины имели высокий рост, голубые глаза, светлые (белокурые, рыжие) волосы, длинные бороды и светлую кожу.* Согласно данным археологии и антропологии, они были европеоиды. Динлины знали рудное, литейное, кузнечное дело, изготовляли металлические орудия и оружие. Они знали и земледелие и ремесло и скотоводство, но были полукочевниками. Мужчины их носили, подобно скифам, серьгу в ухе. Динлины были храбрыми воинами, но чрезвычайно свободолюбивы и нетерпимы к тирании и принуждению.* Видимо поэтому они и откололись от арийских племён и пошли искать места свободные от государственных образований (этакие казаки второго тысячелетия до нашей эры). Но вскоре именно из-за этой своей черты – излишнего свободолюбия, они были вытеснены организованными китайцами из долины Хуанхэ, а затем и из Восточного Туркестана, в том числе и из бассейна реки Тарим.

     Часть динлинов стали предками тибетцев и тангутов, часть ассимилирована кыргызами, уйгурами, хунну и тюрками. Их расовые признаки зафиксированы у киданей, корейцев, айнов, манчжур, кумандинцев. А часть динлинов стала и осно-

вателями монгольского народа, или по крайней мере рода Борджигин.*

    Таким образом объясняется преемственность европеоидных черт от ариев к динлинам и от динлинов к монголам. А в этногенезе рода Борджигин представля-

ется следующая картина: Борте-Чино динлинский князь или глава одного из дин-

линских родов, вместе с родом , пересёк Тенгис- “океан-степь” и обосновался в недоступном урочище в Забайкалье. А его потомки, подчинив небольшое местное племя, стали заключать браки с местным населением. Но жили они в относитель-

ной изоляции от окружающего мира, благодаря чему им удалось сохранить арийс-

кие черты во внешнем облике. Но отнюдь не удивительно, что за два с половиной тысячелетия странствий по Евразии и заимствований у местного населения, язык арийских потомков Забайкалья изменился, и ничем не напоминал иранский или индоевропейский, а больше был похож на языки окружавшего его тюркоязыч-

ного населения, хотя и с значительными отличиями. История знает много похожих случаев. Монголы и род Борджигин в том числе, представляли собой уже новый, самостоятельный этнос, отличный как от своих далёких предков, так и от близких соседей. Но тем не менее, оставалось духовное наследие от предков, расстаться с которым, так же как и с генами не так-то просто.

 

         Религия древних собственно-монгольских родов

 

 

 

     В монгольском народном орнаменте и в произведениях искусства монголов, сделанных в добуддистскую эпоху, можно найти многочисленные подтверждения

преемственности монгольского и индоевропейского этносов. Здесь и элементы “Звериного стиля “ отражающего основные тотелические персонажи, и символи-

ка (в частности символы: ‘вазач ’- квадрат - ромб, солнца, восьмигранной звезды, мирового древа локализованного на Западе, Мировой горы локализуемой на Се-

вере, Полярной звезды, как центра вращения мирового круга и т.д.)*. Эта симво-

лика также часто встречается и у индоевропейских народов.

    Но главным фактором в восстановлении этнических и культурных связей явля-

ется духовный мир народа, его верования. Во что же верили древние монголы?

    Подробно древнемонгольскую религию описал Д. Банзаров, но нужно отметить,

что делал он это на материале бурятских язычников XIX в.

    Согласно работам Банзарова, древнемонгольская религия заключалась в почи-

тании неба, земли, огня, второстепенных богов – Тэнгри и Онгонов – душ умерших

предков. Роль служителя культа заключалась в том, что он являлся жрецом, пре-

носящим жертвы богу, врачём и гадателем*. Другой русский востоковед И. Весе-

ловский, изучавший древнемонгольскую религию, ставил на первое место в ней поклонение огню и солнцу.* Но затем, и Банзаров и Веселовский, как и многие историки ХIХв. делают общую ошибку, смешивая воедино и культ природы, и магию, и приметы и экстатические манипуляции шаманов; и принимают таким образом исторически сложившийся синкретизм ХIХ в. за догматику религии ХIII в. Поэтому обратимся к источникам. Плано Карпини говорит о вере монголов так: “Они веруют в Единого Бога, которого признают творцом как блаженства в этом мире, так и мучений. Сверх того они поклоняются солнцу, огню и земле, посвящая им початки пищи и питья, раньше чем начнут есть или пить и на восходе.*

    Гильом Рубрук повествует о том, что когда шёл спор между представителями различных конфессий при императорском дворце в Каракоруме, то великий каган Мункэ сказал: “ Мы монголы, верим в Единого Бога, который на Небе, а волю его мы узнаем через прорицателей”.*

    Армянский летописец Гайтон сообщает, что монголы знают единого, вечного Бога и призывают его имя.*

    Другой армянин- Магакия, говорит о том, что “ монголы поклонялись Единому Богу, называя его Тенгри- “голубое вечное небо”, которому приносили в жертву лошадей.” Согласно Магакии, монголы также поклонялись солнцу, умели гадать, подобно персидским магам, соблюдали естественные законы, ненавидели гряз-

ные пороки и все гнусные деяния, были благомыслящи друг к другу, усердны и по-

корны к своему властителю, справедливы в своих суждениях и делах.*

    Магакия также приводит описание ритуального действа - перед едой монголы “брызгают кумыс или вино к Небу и по сторонам Света, для поклонения.*

     Кроме того, у Магакии есть легенда, согласно которой,” когда Чингисхан приз-

вал творца Неба и Земли, и дал ему обет исполнять его повеления, то явился ангел в образе “ Золотого Орла” и дал Чингисхану законы - “Ясу”, повелев им лю-

бить друг-друга, как самого себя, не прелюбодействовать, не красть, не лжесви-

детельствовать, не лгать, не быть предателями, почитать старых и нищих, не ругаться браными словами. А за нарушение этих законов - карать смертью. И  повелел ангел тот Чингисхану царствовать над миром и наказать грешников.* Таким образом уже Магакия сообщает нам не только о верованиях и ритуалах монголов, но и о нравственных критериях их религии, и о божествённом происхождении ханской власти и её великой миссии установления Миропорядка на земле и наказания тех кто его нарушает.

О монотеизме у монголов говорит и Рашид-ад-Дин. Он приводит ряд высказываний Чингисхана по этому вопросу. “Cилой Господней и с помощью Небесной я завоевал для вас царство. “Дело праведного хана, словно новый ме-

сяц возростает со дня на день; от Неба силою всевышного Господа нисходит божья помощь, а на земле помощью Неба является благодействие.*

    Далее Рашид-ад-дин приводит два описания совершения Чисгисханом ритуала поклонения Богу. “Он поднялся на вершину холма, набросил на шею пояс, обна-

жил голову и приник лицом к земле. В течении трёх суток он молился, и говорил:” О, Великий Господь! Я  не был зачинщиком пробуждения этой смуты, даруй же мне своею помощью силу для отмщения!”* «Он один, согласно своему обыкно-

вению, поднялся на вершину холма, развязал пояс и набросил его на шею, развя-

зал завязки кафтана, встал на колени и сказал:” О, господь извечный, ты знаешь и ведаешь, что ветром, раздувшим смуту был Алтан-хан и начало распре положил он, Он безвинно умертвил моих предков и я лишь мщу за них. Если ты считаешь, что моё мнение справедливо, ниспошли мне свыше в помощь силу и божествен-

ное вспоможение и повели, чтобы ангелы и люди, стали моими помощниками и оказывали мне поддержку!” С полнейшим смирением он возил это моление, затем сел на коня и выступил. И благодаря своей правоте и верному намерению он по-

бедил превосходящего его во много раз врага.”*

     Джао Хун, сунский посол, в своём “ Полном описании монголо-татар”, также со-

общает нам, что “все указы и повеления начинались у монголов – «Вечного Синего Неба силою, великим соизволением и могуществом его”, и что монголы “поклоняются Небу”, «чтят Небо и свершают ему возлияния».  А также «гадают на бараньей лопатке, о счастье и несчастье, походах и прочих важных делах.”*

    Подробней о ритуалах древнемонгольской религии рассказывают нам монгольские источники. Так Алтан Тобчи приводит несколько примеров совер-

шения ритуала. Чингисхан поднялся на возвышенность, повернулся к солнцу, по-сив свой пояс себе на шею, сняв шапку, и приклонив колени молился Небу.»* «Владыка сказал:” Веховному Небу, своему отцу поклонимся! Взойдя на высокий бугор, владыка разостлал белую кошму, свой пояс повесил на шею и произнёс мо-литву: “ Я сделался владыкой не по своей храбрости, я стал владыкой по велению Неба, моего отца! Я сделался владыкой не из-за удивительных своих достоинств. Я стал владыкой по велению моего отца Хан-Тэнгри, он даровал мне победить хитрых врагов!” Так говоря он совершил поклонение».* «В солнечный день первого летнего месяца, держа жеребёнка, совершил он окропление кумысом в день полнолуния, возжёг лампаду и свечи, и Тэнгри, отцу своему, принёс жертву.»*

    Но самые драгоценные сведения о культе верховного Бога у монголов можно найти в “Сокровенном Сказании”. Там Бог называется “ Вечным Небом”, которое отлично от мирского “голубого неба”. “Вечное Небо”- правитель Мира, источник жизни и вечное правосудие. “Вечное Небо умножит силу и мощь вашу передаст в ваши руки врагов ваших”. «С помощью Вечного Неба будем преобразовывать все-народное государство наше».*

    Вечное Небо, в “Сокровенном Сказании”, требует не только молитвы, но и активного действия. Оно даёт помощь и спасение, но лищь тем, кто борется, а не сидит сложа руки.” Когда ты, Джурчедай, ударил на врага и опрокинул всех, когда ты продвинулся до главного среднего полка врагов и ранил Сангума (сын вождя кереитов), тогда Вечное Небо открыло нам двери и путь.»*

    Но наряду с Небом, упоминается и земля - Этугэн. Например: “Тэмуджин сказал: мы умножаемые в силе Небом и Землёй, наречённые могучим Тэнгри и доставлямые матерью Землёй…»*, «В Кереитском походе мы, восприняв умножение сил от Неба и Земли сокрушили и полонили кереитский народ.»*

     Но Небо почитается больше земли, так как Небо постоянно упоминается без Земли, а Земля без Неба - никогда. Для поклонения Земле - Этугэн сооружались “обо” - кучи камней, над которыми совершались жертвоприношения.

    О том же говорит и Марко Поло.  “У них есть верховный небесный Бог, ежеднев-

но они возжигают ему курения и просят у него доброго разумения и здоровья. Есть

у них ещё Натигай, то земной бог, бережёт он их сынов и их скот да хлеб».* «У каждого в доме, высоко на стене прибита табличка, на которой написано имя Всевышнего Небесного Бога. Ей поклоняются с кадилом фимиама, поднимают руки вверх и кладут земные поклоны, чтобы Бог дал хороший ум и здоровье, а другого не просят. Ниже, на полу, стоит изображение Натигая, бога всех земных вещей. Ему придают жену, детей и поклоняются также. У него просят хорошей погоды, земных плодов, сыновей и т.п.»*

     Таким образом мы видим в монгольском культе двуединое божество. Небо и Земля – две стороны одного начала, но не борющиеся друг с другом, а взаимопо-

могающие. Эта концепция восходит к глубокой древности, она наблюдается у

Тюрков, Сяньби, Хуннов и ариев.

    Другим названием Вечного Неба было имя “Хормуста”. Что упоминается Банза-

ровым, Ратцелем, Хэнишем и другими учёными. Банзаров не сомневался, что Хормуста и Небо – одно и тоже.* Да и Чингисхана называли в источниках то сыном Неба, то сыном Хормусты, то по-китайски Тянь-цзы. Впоследствии буддис-

ты, переводя санскритские и тибетские книги на монгольский язык, именовали

Индру - Хормустой, что так же указывает на ускорение этого термина в Монголии

задолго до буддисткой пропаганды. И как говорил Банзаров :”При лучшем зна –

комстве с шаманством монголов, найдётся в нём много общего с учением Зоро –

астра”.*

      Отсюда объясняется упоминающееся в ритуалах поклонение солнцу, которое на самом деле было не отдельным культом, а деталью культа. Ибо Солнце -древний Митра, было ипостасью Вечного Неба - Хормусты. Но монгольский Хормуста, несмотря на внешнее созвучие далёк от манихейского Ормузда и от персидского Ахура- Мазды. Так как монголы полностью переосмыслили иранское слово, и назвав своё божество Хормустой, заставили его кооперироваться с подземным женским началом, почитавшимся среди кочевых племён не арийского происхождения, что придало исповеданию черты отличные от прототипа. Понятия же Ахримана (Ангра-Манью) у монголов уже не существовало. У них не было представления о зле, ни как о мировой антисистеме, противостоящей Добру, как в Зороастризме, ни как о том, что весь материальный мир – изначально и полностью порочен, как в  манихестве. Злом у монголов считалось нарушение миропорядка - ложь и  предательство. Смерть во время войны – всего лишь закон природы, а убийство доверившегося – оскорбление мироустройства, а следовательно и Бога. Люди, причастные к предательству, не должны жить и производить потомков, ибо монголы признавали коллективную ответственность и наследственность генофонда.* А это вновь возвращает нас к древнейшему арийскому культу – Митраизму.

    Митраизм – одна из древнейших религий человечества. Митра – договор, согла-сие, бог солнца, космический и людской закон, состояние мира, дружбы, симпа-тии, хранитель клятвы, помогающий тем, кто держит слово и жестоко наказывающий лжецов.* “Быстрых лошадей даёт Митра, обладающий широкими па тбищами для скота, тем кто не лжив к договору.”*

     Митра упорядочивает и организует жизнь на Земле, гарантирует устойчивость и согласие между людьми, охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны и наказывает враг

Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=119