Предыстория

Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I
Дата: 22.03.2006
Тема: Русь. История Славян и Русских




В статье использованы материалы сайта

http://orel3.rsl.ru/

на правах рукописи

Григорьев Сергей Львович

 

Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I

07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Екатеринбург - 2004

 

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории Уральского государственного университета им. А. М. Горького

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент В. А. ЛЯПИН

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Н. П. ПАРФЕНТЬЕВ;

кандидат исторических наук, доцент И. В. ПОБЕРЕЖНИКОВ

Ведущее учреждение:

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Защита диссертации состоится «____ »______________ 2004 г.

в______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.286.04

по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора

исторических наук при Уральском государственном университете им. А. М. Горького,

по адресу: 620083, г. Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51, комн. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного

университета им. А. М. Горького.

Автореферат разослан «____ »_______________ 2004 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор В. А. Кузьмин


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется важностью изучения истории взаимоотношений Российского государства с Русской православной церковью и другими конфессиями. Данная тема также представляет интерес для исторических, историко-юридических и историко-церковных исследований.

Рассмотрение религиозных взглядов Павла способствует более полному пониманию духовной жизни русского общества рубежа XVIII-XIX вв., так как религиозное мировоззрение императора формировалось в непосредственной связи с религиозно-философскими представлениями и исканиями того времени.

Личность и мировоззрение Павла I сформировались задолго до восшествия на престол. Без рассмотрения православных традиций воспитания Павла, являющихся основой его религиозных взглядов, которые формировались в этот период, без рассмотрения религиозно-философских установок личности императора, невозможно понять и оценить религиозную политику императора.

Обращение к павловской эпохе важно с точки зрения понимания современного места религии в обществе. Здесь несомненный интерес вызывает проект Павла I о соединении христианских церквей, который может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы многоконфессиональности, исторически сложившейся на территории Российской империи, а также как предтеча современных экуменистических идей.

Объектом исследования являются религиозные взгляды и религиозная политика Павла I, взятые во взаимосвязи.

Предмет исследования составляют конкретные мероприятия религиозной политики Павла, при этом система религиозных взглядов выступает как наиболее значимый фактор этих политических мер. К факторам, оказавшим влияние, как на формирование мировоззрения императора, так и на его политические приоритеты, а также на курс во внутренней и внешней политике, относятся: православие и положение православного духовенства при Павле, католицизм и течения внутри его.

Хронологические рамки определяются годами жизни императора Павла I (1754 -1801 гг.), что обусловлено тем, что формирование религиозных взглядов императора началось задолго до его вступления на престол. Осуществление религиозной политики, естественно, пришлось на период недолгого правления Павла Петровича.

Историография. Религиозный аспект в большей, либо меньшей степени затрагивается во всех работах посвященных жизни и царствованию Павла I, а, следовательно, анализ степени изученности темы включает в себя рассмотрение основных проблем историографии царствования Павла I в целом. Приступая к характеристике работ, необходимо систематизировать их по хронологии и по степени охвата данной проблематики.

Вплоть до начала XX века историки касались событий конца столетия лишь «попутно», изучая финансовую политику самодержавия, военную историю России, сословную политику царизма, ряд других вопросов, а также в общих курсах истории страны. Также «попутно» рассматривались и вопросы религиозной политики Павла.

Увеличение количества работ, посвященных Павлу, происходит в конце 60-х -начале 80-х гг. XIX века, когда вводятся в научный оборот новые источники, опубликованные в историко-литературных журналах «Русский Архив», «Русская старина» и других изданиях. Центр внимания исследователей смещается с личности императора на оценку внешней и внутренней политики.


Отдельно заслуживают упоминания работы, написанные исследователями эпохи Павла XIX - начала XX вв., среди которых стоит назвать историка Н. К. Шильдера,1 немецких историков Т. Шимана2 и А. Брикнера3, историка начала XX века А. А. Корнилова. Эти авторы в целом дали правлению и личности Павла негативную оценку, и, не занимаясь подробно вопросами религиозной политики императора, отдельные ее элементы оценивали отрицательно. Их оппонентами на тот период были, прежде всего, Е. С. Шумигорский5, М. В. Клочков6, генерал-фельдмаршал Д. А. Милютин7, а также Д. Ф. Кобеко8.

В работах этих авторов отношение Павла I к религии и церкви рассматривается фрагментарно, попутно с характеристикой тех или иных событий внешней или внутренней политики периода.

В целом к XX веку у историков не сложилось сколько-нибудь целостной картины религиозной политики Павла. Более того, наличие у него концептуальной основы политических мер подавляющим большинством авторов вообще отрицалось. Это было связано с общей тенденцией противопоставления царствования Павла I времени Екатерины П. Дореволюционная историография упустила из внимания вопрос о закономерности, своевременности и значимости павловских преобразований для решения наиболее актуальных задач, вставших перед российской монархией в конце XVIII века.

Попытки объяснить повороты во внутренней политике только особенностью личности императора привели к преувеличению влияния характера Павла на деятельность его правительства, препятствовали раскрытию сложности и диалектичности преобразований.

Особое значение для серьезного переосмысления взглядов на политику Павла I имела точка зрения В. О. Ключевского, который, подчеркивает положительные стороны правления Павла. Характеризуя мотивы преобразований, Ключевский отмечает, что осуществлявшиеся на рубеже XVIIIXIX вв. планы возникали «из недобрых источников, либо из превратного политического понимания, либо из личных мотивов».9

В XIX - начале XX вв. вопросы религиозных взглядов и религиозной политики Павла рассматриваются в работах, посвященных истории религии в России. Выходят работы М. Морошкина10 и И. Знаменского11 о положении православного и католического духовенства во второй половине XVIII века и отношении к нему самодержавия, дается анализ религиозной политики Павла I.

Оба автора отмечают заботу императора, в противоположность его матери, об улучшении материального положения духовенства, которую объясняют глубокой религиозностью царя. Однако некритическое использование источников мемуарного характера в определенной мере снижает научную значимость этих работ, т. к. авторы


1 Шильдер Н. К. Император Павел Первый. Историко-библиографический очерк. - М., 1996.

2 Шиман Т. К истории царствования Павла I и Николая I. - Изд. 2-е. - Берлин, 1906.

3 Брикнер А. Г. Смерть Павла I. - СПб., 1907.

4 Корнилов А. А. Павел I: Курс истории России XIX в.: [прочит, в 1909-1910 гг.] // Родина. - 1990. - № 8. - С.
68-74.

5 Шумигорский Е. С. Император Павел I. Жизнь и царствование. - СПб., 1907.

6 Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времён Павла I. - Пг., 1916.

Милютин Д. А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. В 2 т. Т. 1. - Изд. 2ое. - СПб., 1857.

8 Кобеко Д. Ф. Цесаревич Павел Петрович (1754-1796). - СПб., 1882.

9 Там же-С. 539

1-2

п

10 Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до нашего времени. - СПб., 1867-1870. - Ч.

Знаменский И. Положение духовенства при Екатерине II и Павле I. - СПб., 1880.


тяготеют к механическому воспроизведению отзывов современников и не могут преодолеть их субъективизма в оценках событий конца XVIII века.

В XIX - начале XX вв. выходят работы посвященные истории не только официальной православной церкви, также рассматриваются и вопросы истории иных религиозных и религиозно-философских направлений. Некоторые авторы затрагивают положение таких течений и направлений в павловскую эпоху. В этой связи следует упомянуть работу В. Г. Сенатова.1

Эта работа интересна, прежде всего, тем, что автор рассматривает политику Павла I в отношении старообрядцев не только как целостную систему мероприятий, но и включает её в контекст истории взаимоотношений государства и старообрядчества в целом.

Более серьёзные и глубокие работы в этот же период на данную тему принадлежат И. Нильскому.2 В советской историографии разработкой темы взаимоотношений власти со старообрядцами занимались А. И. Клибанов , В. Ф. Миловидов.

Отдельного обзора требуют исследования досоветского периода, затрагивающие вопросы взаимоотношений Павла с Мальтийским орденом. Особо необходимо отметить работу А. Лабзина,5 эта книга дает не только богатейший и разнообразный материал по истории этого рыцарского ордена, но и позволяет лучше понять восприятие самим императором рыцарских идей. Частично проблемы масонства при дворе Павла I касается М. Морошкин в упомянутой выше работе, оценивающий влияние масонских идей и западноевропейских масонских организаций на Павла I крайне негативно. М. Морошкин считает, что масоны лишь использовали императора в своих политических играх, а о влиянии масонских идей на мировоззрение Павла вообще не упоминается.

Несмотря на отсутствие на рубеже XIX-XX вв. обстоятельного труда о влиянии масонских идей на религиозные взгляды и религиозную политику Павла I, происходит более глубокое изучение вопросов становления, развития масонской идеологии и организаций в России в работах Я. Л. Барскова6, Беренса,7 Т. О. Соколовской,8 М. Н. Лонгинова.9

Следующий период в изучении павловской эпохи, период 1920-50-х гг. Историки этого периода подходили к осмыслению политики императора с ярко выраженных классовых позиций. В работах М. Н. Покровского10, В. И. Самойлова11 и С. Б. Окуня12 время Павла вписывается в общий ход русской истории как продолжение продворянской политики самодержавия. Проявляя большой интерес к рассмотрению классовой политики, в частности изучению крестьянских волнений в царствование Павла I, религиозную политику авторы не рассматривали. Можно отметить лишь отдельные упоминания о положении православной церкви в этот период. Особо следует упомянуть большое

1 Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. - М, 1995.

2 Нильский И. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. -
СПб., 1869.

3 Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. - М, 1974.

4 Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. -М, 1979.

5 Лабзин А. История ордена св. Иоанна Иерусалимского. - СПб., 1799.

6 Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века. - Пг., 1915.

Беренс Масонство или великое царственное искусство братства вольных каменщиков. - СПб., 1911.

8 Соколовская Т. О. Два портрета императора Павла I с масонскими эмблемами // Русская старина. - 1908. -
№10.-С. 81-92.

9 Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. - СПб., 2000.

10 Покровский М. Русская история в самом сжатом очерке. - М., 1921. - Ч. 1-2.

11 Самойлов В. И. Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801). Учеб. пособие. - Пос. Хлебниково,
1946.

12 Окунь С. Б. Очерки истории СССР. Конец XVIII - перв. четв. XIX вв. - Л., 1956.


количество фактического материала, содержащееся в работе С. Б. Окуня. Однако, вопросы собственно религиозной политики в работах этого периода совершенно не затрагиваются.

В 1920-50-е годы рассмотрение религиозного аспекта политической деятельности Павла I происходит также в трудах ученых русского зарубежья.

Следует особо упомянуть работы Г. В. Вернадского,1 который рассматривал религиозную политику Павла как составляющую не политики правления Павла, а часть религиозной политики российских императоров вообще. Особо интересны взгляды Г. В. Вернадского на проблему «соединения церквей». Он, рассматривая эту идею Павла I в контексте конкретной исторической действительности, показывает, что решить столь важную задачу путем чисто формальным, юридическим, через заключение договора, невозможно, поскольку к благим намерениям неизбежно примешиваются корыстные интересы и мирские разногласия правителей и иерархов. В итоге попытка объединения обращается в очередную политическую интригу, лишь усугубляющую взаимное недоверие. Исследователь предостерегает от бесконечного повторения давних исторических ошибок.

В работе «Начертание русской истории» Г. В. Вернадский2 указывает, в частности, что в виде протеста против рационалистических взглядов Екатерины Павел развил в себе взгляды на мистическую и религиозную составляющую государственной власти. Так, утоляя духовную жажду не из церковного, а из внецерковного источника, Павел пришел к выводам о ценности также и церковной религиозности, причем, однако, он склонен был делать мало различия между православием и латинством. Таким образом, Павел пришел к той же точке зрения, что в свое время и Петр I, - то есть к мысли о власти императора над церковью, только при этом Петр и Павел исходили из различных оснований: Петр мало ценил обрядовую сторону церкви и стремился к секуляризации государства: Павел, наоборот, высоко ставил мистическую сторону религии и стремился к оцерковлению государства. Этим путем он пришел к формуле о том, что государь есть глава церкви.

Более серьезному осмыслению вопроса о взаимоотношениях государственной власти и церкви в России посвящена работа И. А. Ильина,3 которая представляет особый интерес при рассмотрении религиозно-философских истоков идеологии Павла в вопросе «государь и церковь». И. А. Ильин рассматривает механизмы взаимоотношений церкви и государства в России, отмечая особый нравственный характер русской религиозности, а также свойственное русскому православию умение охранять свободу веры своей и чужой, говорит о развивающейся на всем протяжении русской истории идее противостояния злу свойственной православию. Он полагает, что в борьбе со злом церкви возможно и даже необходимо полагаться на государственную машину.

Интерес к императору Павлу заметно возрос в конце 1970-х гг., а принципиально новые оценки некоторых аспектов внутренней и внешней политики Павла I содержатся в работах, изданных в 1980-х - 1990-х гг.

Дальнейшее развитие благодаря большому фактическому материалу, введённому в исторический оборот, в этот период получила тема «Павел I и Мальтийский орден» в работах П. В. Перминова,4 Е. А. Погосяна.5

Новый этап изучения павловской эпохи начался с работы Н. Я. Эйдельмана, «Грань веков»,1 в которой автор дал принципиально новую и глубоко продуманную оценку

1 Вернадский Г. В. Московское царство. В 2 т. Т. П. - М, - 2000.

2 Вернадский Г. В. Начертание русский истории. - СПб., 2000.

3 Ильин И. А. О православии и католичестве // Собр. соч. - М, 1993. - Т. 2. - Ч. 1. - С. 388-391

4 Перминов П. В. Под сенью восьмиконечного креста: [Мальтийск. орден и его связи с Россией]. - М.:
Международные отн-ия, 1991.

5 Погосян Е. А. К проблеме мальтийской символики в русской культуре периода царствования Павла I //
Учён. зап. Тарт. ун-та - 1990. - № 1. - С 3-18.


царствованию Павла I. H
Далее читайте в разделе КНИГИ



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=137