Предыстория

История монгольского отока (рода) Атаганов. Часть I.
Дата: 29.10.2005
Тема: Монголия


     О том, как в далеком прошлом Цахар Барас-батор, родоначальник монголо-бурятского отока (рода) атаганов, вышел из пределов монгольских земель и прибыл в Россию, чтобы принять подданство русского императора и о том, как благополучно жили атаганы, и о других заметных событиях, передаваемых почтенными старцами из уст в уста, ниже пойдет речь.

"Бишихан запискэ"



Григорьев Д.А.
2005

История монгольского отока (рода) Атаганов.
Часть I.

     Изучая собственную родословную линию, я столкнулся "лицом к лицу" с отоком (родом) Атаганов, одного из монгольских родов. С тех пор я пытаюсь собрать о них любую информацию, что можно найти. Чтобы труд не пропал даром (мало ли кому еще может пригодиться подобная информация) я решил опубликовать на сайте собранные мною сведения о роде Атаганов.


     Вот, что написано об отоке Атаганов в "Бишихан запискэ" (в бурятских летописях):      О том, как в далеком прошлом Цахар Барас-батор, родоначальник монголо-бурятского отока (рода) атаганов, вышел из пределов монгольских земель и прибыл в Россию, чтобы принять подданство русского императора и о том, как благополучно жили атаганы, и о других заметных событиях, передаваемых почтенными старцами из уст в уста, ниже пойдет речь.      Вожди Цахар Барас-батор и Хангин Цолом-хошучи были братьями. Цахара, поймавшего и подарившего живого барса монгольскому хану, прославляли как барас-батора. Хангин был первым богатырем в войсках и поэтому носил титул Цолом-хошучи.      Хотя братья оказали большие услуги монгольскому хану, тем не менее они были незаслуженно обойдены его почестями и вни¬манием. С друзьями, сообщниками, числом более сорока человек они тайком ушли.      Вести о добрых, доблестных делах братьев достигли белого царя, и, желая одарить братьев, он выделил им земли на вечное пользование. По высочайшему указу им были выделены и закреплены земли по р. Джида от восточного берега р. Ичетуй до местности Ухаа толгой в Оронгое к западу от р. Селенга.      Однако со временем, говорят, дом Монто Номтайна - сына Цахар Барас-батора случайно сгорел, с ним и этот указ о выделении земель. С этого времени стала ощущаться нехватка земель, поэтому представители рода атаганов разделились и стали жить отдельно в двух местностях. Большинство обосновались по Джиде, до горы Буринхан на севере, в Борья и Хухэд и в местности Эхирид, Билюта и Нанга. А остальные стали кочевать возле Гусиного озера, в Загустайских и Тамчинских степях. Когда они перекочевали из Монголии их было более 40 человек, также немного было и скота. В настоящее время у атаганов имеется в двух местах два дацана, а именно: Джидинский дацан Лхундэб Джидлинг, а другой - Асинский Тубдэн Дарджилинг. Рядом имелись множество сумэ.      По переписи 1823 года прихожан этих двух дацанов насчитывалось: рядовых казаков - 1231 человек, уставных подростков - 1242, всего 2473 души. В это число входят налогоплательщики и 514 лам, обслуживающих казаков и их семей. Кроме них насчитывалось 28 родовых комплект-лам, 24 казачьих комплект-лам, было 7 обер-офицеров.      Во время установления границы один знаменитый лама-перерожденец по имени Лубумба прибыл из Тибета в возрасте 25 лет, он пожелал стать ламой отока. По пожеланию атаганов стал главным ламой-ширетуем в Джидинском дацане, и будучи в этой должности более 50 лет он благославлял народ Ара Халхи и высоко поднял престиж религии Шакьямуни. В возрасте 75 лет однажды ночью, говорят, совершил он обряд за успокоение своей души и после этого достиг нирваны (умер). Говорят, он обещал местным духам возвратиться на эту родину однажды в утреннюю прохладную пору. И народ отока ждет его до сих пор. Благодаря уму и просвещенности этот лама-перерожденец определял болезни людей, их душевные переживания, добивался исцеления их от злых духов, выявлял злых демонов своим святым взгядом и превращал их в пепел. Во время сильного дождя и града он оберегал своих учеников-шабинаров. Вот таким большим волшебником был этот лама. Он был главным ламой сартульского, атаганского родов и трех отоков табангутов.      А теперь о прежних сайтах - родовых предводителях. Ими были неоднократно упомянутые выше Цахар Барас-батор и Хангин Цолом-хошучи. Цахар Барас-батора наследовал его сын Номто, ставший главным зайсаном атаганского отока. После его смерти его сын Монто Номтын, ему наследовал сын Эмниг Монтын.потом сын Санжи Эмнигэй, его сын Юмцэрэн Санжын. Всего было пять поколений зайсанов, утвержденных в этой должности. Затем зайсаном был Дугаржаб - сын Юмцэрэна, затем его сын - Цэрэн Дугаржабай. Младшим братом Цахар Барас-батора являлся Хангин Цолом-хошучи. У последнего был сын Ноенгу, служивший зайсаном отока, ему наследовал его сын Тэхэг Ноенгын. Он встречал на берегу Байкала, в деревне Посольское, чрезвычайного и полномочного посла графа Илирийского Савву Владиславовича Рагузинского. Вместе с ним Тэхэг Ноенгын отправился в район монгольских караулов. Здесь в ставке монгольских амбаней имел встречи с Сэцэн-ваном и другими крупными садовниками и в ходе переговоров на древней монгольской зем¬ле была достигнута договоренность об установлении границы. Были возведены пограничные знаки, организована караульная служба. За преданную службу и оказанные услуги Тэхэг Ноен¬гын был утвержден зайсаном.      Пограничным правлением и Селенгинским управлением был обнародован официальный указ чрезвычайного посла графа Саввы Владиславовича, согласно которому на Тэхэг Ноенгына была возложена охрана границы. Указ этот хранится в архивах названных управлений.      Сын Тэхэг Ноенгына - Дамба Тэхэгэй был комиссаром пограничных и внутренних дел. Его младший брат лама Лубсан был главным зайсаном атаганского рода, затем стал главным соржо-ламой Джидинского дацана. После смерти Тэхэг Ноенгына зайсаном атаганского отока стал Дамба. Об этом свидетельствует документ, полученный из Селенгинской воеводческой канцелярии. Сын Дамбы - Ринчин занимал должность пятидесятника атаганского полка. Его младший брат лама Содбо Дамбын служил шанзодбой в Джидиыском дацане. Сын Ринчина - Вампил Ринчинэй был выведен из казачьего сословия по ходатайству сайтов - старших родоначальников и был утвержден зайсаном своего атаганского рода.      После этого в 1807 году сайты-родоначальники 18 отоков и старейшины, собравшись у Ссленгинского комиссара, решили избрать главного тайшу всех отоков. На всеобщих выборах по рекомендации Иркутского губернского правительства был избран тайшей Вампил Ринчинэй. За честную и безупречную службу царю тайша Ринчинэй был отмечен серебряным кортиком и чином советника 12 ранга. Старший сын Вампила Ринчинэй - Лундэг Вампилын был избран зайсаном своего оттока, за хорошую службу был награжден медалью на алой ленте.      Второй сын - Ниндак Вампплын на всеобщих выборах был избран помощником тайши 18 отоков и утвержден в этой должности в 1816 году Иркутским губернским правительством. За добросовестное исполнение своих обязанностей он был отмечен серебряным кортиком, серебряной медалью на алой ленте и чином советника 14 ранга.      Третий сын - комплект-лама Шагдаржаб Вампилын был утвержден в должности соржо-ламы в Джндинском дацане. За безупречную службу был отмечен серебряной медалью на алой ленте. Внук тайши Ринчинэй - Хандажаб Ниндаган в настоящее время обучается тибетской, монгольской и русской грамоте и пользуется уважением в отоке атаганов.      Теперь о родословной четырех хотогинцев (хотогойтов - ?), прибывших из Монголии вместе с отоком атаганов.      Первым был человек по имени Цаландай-батор, говорят, он был метким стрелком. Его сына звали Эндуй. Сын Эндуя - Нухэй, сын Нухэя - Милзай, сын Милзая - Норбо. У него был ясный и сметливый ум. Его здравомыслие и хорошее поведение стали известны в роду и начальству. По желанию народа он был утвержден в должности зайсана. За оказанные услуги властям он был награжден серебряной медалью.      Сын Норбо Милзаина - Гомбожаб был зайсаном своего отока. Его сын—Цэрэнжаб Гомбожабай в 1808 году был утвержден главой отока Иркутским губернским правительством. За хорошую, службу он был награжден серебряным кортиком и двумя серебряными медалями. Его сын Юндэнжаб был зайсаном отока, а сейчас стал заседателем штабного управления 18 отоков. Его сын Зана-Шири обучается грамоте.

     А вот, что написано в летописи Пахлашкин ламы. Эта летопись является дополнением летописи Бишихан запискэ. Там история атаганов в значительном порядке переделана.      В 1631 году атаган-шарайты во главе с Далай Кулуком в поисках спокойной земли пребрались в северную сторону Байкала и поселились в долине реки Куда. Тогда там были всего несколько русских деревень и поселков и они жили с ними в мире. Но русских становилось все больше и больше. Тогда молодое поколение атаганов решили обратно перекочевать на свою родину. Они говорили – русский царь свиреп и грозен. Люди говорят, что в нашей земле наступило спокойствие. Но старики возражали со словами – да нет, китайский хан сьест нас как вредных демонов.      А кочуем-ка в те места, где русских нет. И они кочевали обратно, но Саян одолеть не удалось. И тогда там они поселились в местности Булгиа. Но позже все же перевалили Саянский хребет. И стали кочевать в местности Бургиа.      Далай Кулука сын Боргил, Боргила сын Бойсар, Бойсара сыновья Буханай, Бархай.      Буханая сыновья Усон, Улхай, Умолху. Бархая сыновья Бахолу, Хоначи. Бахолуевы потомки обитают в левом Ага (читинская область) 1 управа, в Цуголе 1 десятка.      Потомки Хоначи обитают в Кударе по южной стороне Байкала-моря.      Усона сыновья Архан, Алагтай, Агто. Улхая сыновья Хингай, Ботоголиг, Хара хархан. Умолху не имеет детей.      Хингая сыновья Хадоху, Хадаасун, Тимур, Унэ. Потомки Ботоголига поселились в Тамчи. Хара хархан не имеет детей.      Архан остался в Булгиа. Двое его братья с 10 товарищами поселились здесь в Бургиа. Тогда они Чакир, Хангин, Хадоху, Хадаасун, Алагтай, Агто 6 чел. Обратно (думается, это должен быть позже 1665 года) кочевали в Монголию мотивируя тем что наступило спокойное время.      Они поселились по реке Орхон. Алагтай и Агто дальше двинулись в направлении Урга (ныне Улан-Батор). Там они, Омочи, третьего сына Алагтая отдали в хувараки ламе Жимбалдоржи номун хан. И обитали по реке Тэрэлжи (эта река находится недалеко от Улан-Батора) Но из за ложной вести будто бы ойраты напали на Монголию, Борочи, Бортон из рода Хуацай, один человек из рода шарайт и братья Алагтай, Агто пятером отправились вниз по Чикою и остановились в Убур-Кирети. Там Борочи из рода хуацай и Агто узнав о ложной вести обратно переселились в Монголию. Говорят старшие ругали их за это.      Архан старший из них остался в Булгиа. Он долго не женился и жил богато. После его кончины его молодая бременная жена пребралась сюда в поисках родственников. И здесь родился его сын Шигай. Сыновья Шигая Ринчин, Бураги, Будали.      Ринчин имел 3 жен. От старшей родился Баасу, от средней жены Агсаа, Сэнгин, Набчил, от младшей жены Хара хубуун родился. И далее идет родословная.      Там сообщается, что Будали имел 3 сыновей Алдар, Хулман и Олзон. Олзона сыновья Далиба, Нарва, Сатиис, Убаши, Шилай. Сыновья Далибы и Нарва стали крестниками, то есть приняли православие. (Это примерно то время когда мои (Grigorius) предки приняли православие в селе Халзаново. Далее в родословной агаганов не отмечено другого случая принятия православия. Кто знает. может это и есть мои предки?)      Атаганы делятся на 3 части. Сперва один атаган жил с тремя женами в Монголии.      Старшая Хобату, средная Атагату, младшая Зуг-угэй. Из них от Хобату пошли Хутухту-атаганы, от Атагату происходили Атаган-шарайты. От Зуг-угэй пошли Жунжиэн-атаганы. И этот атаган просил своих потомков не свататься до 11-го поколения.      Далай Кулук, который переплыл Байкал-море и поселился в северной стороне моря, происходит от атаган-шарайтов, потомков жены Атагату.      И далее идет часть про группу Чакир Барс багатура и Хангин Цолом хошучи.

     P.S. За всю информацию о роде Атаганов выражаю глубокую признательность и огромное спасибо - Songool'у.



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=2