Предыстория

Казаки 4-й батареи
Дата: 13.05.2006
Тема: Забайкальское Казачество


 ...материал “Герои Кавказской войны”, в котором краевед из Иркутска, наш земляк Сергей Нагаев рассказал о подвигах казаков 4-й Забайкальской казачьей батареи, награжденных Георгиевскими крестами и медалями за отличия “в делах против турок и курдов”...



Источник: http://extra.chita.ru/index.php?doc=623

Автор: Участник сайта Предыстория - Апрелков Виталий

Казаки 4-й батареи 


В 2002 году в “Экстре” был опубликован материал “Герои Кавказской войны”, в котором краевед из Иркутска, наш земляк Сергей Нагаев рассказал о подвигах казаков 4-й Забайкальской казачьей батареи, награжденных Георгиевскими крестами и медалями за отличия “в делах против турок и курдов”. К нам пришло письмо из п. Первомайского Шилкинского района, в котором директор краеведческого музея Анна Георгиевна Паздникова прислала ценную фотографию - групповой снимок “товарищей - артиллеристов Кадра 4-й Забайкальской казачьей льготной батареи”, как гласит надпись на обороте.
   
   Эту фотографию передала в музей дочь одного из изображенных на ней казаков - старшего урядника, уроженца Митрофановской станицы Иннокентия Дмитриевича Котельникова. Многие годы хранила этот снимок Зоя Иннокентьевна Потапова, несмотря на рассказачивания, раскулачивания, 1937 и другие страшные годы - стремление сохранить память об отце оказалось сильнее страха перед политическими репрессиями. И мы согласны с Анной Георгиевной, что пусть у изображенных на этой фотографии батарейцев могло и не быть наград, но наверняка свой казачий воинский долг они перед матушкой - Россией выполнили честно. Ведь недаром в 4-й Забайкальской батарее было столько Георгиевских кавалеров - они ведь не сами сразу стали умелыми воинами, их нужно было подготовить в мирное время. И тут уж наверняка к этому приложили усердие, как говорили раньше, те, кто входил в “Кадр” батареи, как явствует из надписи на обороте. Ведь 4-я батарея была “льготной”, и в мирное время в ее кадровый состав входило только небольшое число офицеров и урядников, на обязанностях которых лежало не только хранить и содержать орудие и другое воинское имущество батареи, но и регулярно проводить во время лагерных сборов занятия с казаками, уже отслужившими действительную службу и находящимися дома, на “льготе”. Одно дело, когда изо дня в день боевые стрельбы, тактические занятия, практические занятия по разведке, применению приборов и так далее, проводимые на срочной службе, и другое дело, когда казак - “льготник” думает не о дистанционной трубке, дальномере и прицеле, а о неоконченных полевых работах в родной станице, из которой атаман его вызвал “в лагерь”.
   
   Как показал суровый и беспощадный экзамен 1-й Мировой или 2-й Великой Отечественной войны, кадровый состав всех льготных (запасных) частей Забайкальского казачьего войска оказался на высоте, и “льготные” казаки, призванные по мобилизации в эти части, отличились уже в первых же боях, доказав, что за время пребывания в “льготном отпуске”, во время которого они значились на службе (а казаки числились на ней с 25 до 33 лет), но находились дома, они не утратили свои навыки, приобретенные на четырехлетней службе первой очереди, которые начинались у них по достижении 21 года. Сейчас много пишут о профессиональной армии, и тут поневоле приходит на ум сравнение - казачьи войска России до Октябрьского переворота 1917 года как раз и были этой самой контрактной, профессиональной армией. С 18 лет по достижении 33 станичники могли в любой момент быть брошены в бой, причем все, за исключением явно больных и тех, кто был единственным или последним в своем роду - это определяли станичные старики. Да и после 33 до 45-летнего возраста их поголовно ставили “под ружье” в ополчение, как это было в Русско-Японскую войну. Взамен государство в лице Императора Всероссийского наделяло их землей (хотя и не так щедро, как должно было бы!), и освобождало их семьи от налогов, предоставляя право казакам выбирать себя атаманом и старейшин - “стариков”, осуществлявших судебную и административную власть на казачьих землях.
   
   Но вернемся к фотографии. Чьи же лица проступают на ней из черного фона, словно из мрака забвения?
   
   Читаем надпись на обороте:
   
   “Сидят:
   - Частный портной Мальцев (в центре - В.А.)
   - Старший писарь Вадим Федорович Фильшин
   - Старший писарь Иннокентий Дмитриевич Котельников
   - Младший урядник Прокопий Иванович Трухин (станицы Размахнинской)
   - Бомбардир Иннокентий Васильевич Куфарев
   - Канонир Александр Николаевич Беломестнов
   - Канонир Михаил … Войлошников
   
   Стоят:
   - Младший урядник Герасим Степанович Аршинских
   - Нестроевой старшего разряда (соответствует строевому старшему уряднику - В.А.) Петр Николаевич Юдин
   - Младший урядник Георгий … Салтанов
   - Старший урядник Александр … Перфильев
   - Бомбардир-наводчик Георгий Степанович Филинов
   - Бомбардир-наводчик Еремей Дмитриевич Батурин
   - Бомбардир Михаил Павлович Семенов
   - 26 февраля 1912 года, г.Чита”.
   
   Что мне бросилось в глаза - так это то, что фамилии, имена и отчества казаков написаны полностью, что говорит не только об уважении друг к другу, но и о сознании важности того дела, которое они выполняют сообща. Теперь посмотрим повнимательнее на их облик. На папахах у казаков перекрестье урядничего галуна на суконном верхе. Над кокардой знак отличия - металлическая ленточка с подписью “За отличие в войну с Японией в 1904-1905 годах” - так был отмечен царем героизм батарейцев. На груди у урядника Аршинских перекрещенные ружейные стволы с Короной к центру - это брелок от наградных часов за меткую артиллерийскую стрельбу. У канонира Беломестнова на груди тоже цепочка от наградных часов, и тоже с брелком, но уже квадратной формы, на котором выгравирована надпись, в каком году и кто взял императорский приз за стрельбу из личного оружия на высочайшем смотре. Впереди у казаков - вся Великая война, и я не сомневаюсь, что гимнастерки оставшихся в живых тоже были к 1918 году украшены и наградами - Георгиевскими и медалями “За усердие” для нестроевых, и швами от заштопанных дыр от турецких снарядов курдских пуль.
   
   Наши читатели, всмотритесь и вы в эту старую фотографию - может, как это было не раз, и вы узнаете на ней кого-нибудь из своих близких и расскажете об их судьбе?
   
   Рассказывая о казаках, упомянем и саму 4-ю Забайкальскую батарею ЗКВ. Ей не пришлось блистать алыми лампасами и погонами своих казаков на военных парадах и смотрах в мирное время. Сформированная 6 мая 1900 года, она сразу оказалась в огне Китайского похода 1900-1901 годов. Снова ее 6 орудий собрали свою “прислугу” - артиллерийские расчеты и приданные команды в феврале 1904 года, после нападения Японии на Россию. В рядах батареи в ту войну прославился старший урядник Аюша Сакияев - казак -бурят первым из забайкальских артиллеристов ставший полным Георгиевским кавалером. Батарея одной из последних была выведена с Маньчжурского театра военных действий и спустя 12 лет истории повторится - только в марте 1918 года, уже самыми последними из всех забайкальских частей вернутся домой казаки 4-й батареи, воевавшие на самом отдаленном фланге турецкого фронта, вблизи библейских мест - у рек Тигра и Евфрата. И здесь, к сожалению славная летопись батареи, как и посмертный список ее сестер - еще пяти конно-артиллерийских батарей Забайкальского войска, оборвется - они будут расформированы в связи с ликвидацией большевиками казачества как “царского сословия”.
   
   В годы Великой Отечественной войны, уже третьей для нашей страны такой войны по строгому историческому счету, прославятся наши земляки-воины орденоносного 362 Забайкальского артиллерийского полка знаменитой 106 Забайкальско-Днепровской стрелковой дивизии, потомки канониров, бомбардиров, орудийных урядников, писарей и офицеров пяти Забайкальских казачьих батарей. И жаль, что сегодня в строю наших Вооруженных сил нет артиллерийской части с гордым и обнадеживающим наименованием “Забайкальская”.
   
  
В. АПРЕЛКОВ



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=208