Предыстория

Русские и буряты
Дата: 27.08.2006
Тема: Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний Восток


Конец 19-го века. Описание типов забайкальского населения. Условия жизни, взаимотношения.
Окончание



Г.М. Осокин
Московия на востоке
Русские и буряты



Новые поколения уже не будут испытывать того гнета, под которым жили их отцы и деды. Будущность забайкальской деревни представляется теперь уже не в тех красках.
Желательно, конечно, только то, чтобы крестьянские начальники взялись за дело с умением и, ознакомившись с действительными нуждами деревни, не являлись бы одними лишь "чиновниками" для населения.

При всей своей забитости и трусости, забайкальский крестьянин весьма чуток к распознанию действительно дельных людей и отзывчив на все начинания, которые заставляют его убедиться в их несомненной пользе. Все же различные косвенные способы, к которым местное начальство прибегало иногда для достижения того или другого, всегда были открыты и поняты, имера эта оставляла обыкновенно весьма нежелательные впечатления в народе. Каждое открытое действие находило всегда полное участие. Местному крестьянину, пережившему тяжелые времена подкупа и взяточничества бывших чиновников и испытавшему произвол, довольно трудно изменить свои убеждения и отнестись к новшествам с доверием.

В обыденной жизни население Забайкальяимеет много симпатичных сторон. Так, например, сибиряки отличаются гостеприимством, отзывчивостью и хлебосольством, в особенности семейские.

Такими же качествами обладают и инородцы-буряты, а так же и монголы. Гость сибиряка, как и инородца, несмотря на благосостояние, всегда может найти и приют и угощение. Редкий крестьянин или бурят откажет в ночлеге проезжему и тем реже еще согласится получить за свое гостеприимство плату. В прежнее же время, когда через деревни проходило много беглых каторжников и вообще темного люда, местные крестьяне, желая оказать посильную помощь голодному путешественнику, выставляли на ночь за ворота своей усадьбы на лавке или завалинке хлеб, молоко и пр. Делалось это отчасти и ради того, чтобы предотвратить и воровство темного люда. И нужно заметить, что, действительно, беглые никогда не приносили какого-либо вреда населению. Как ни тяжки были быть может, преступления, за которые попадали эти люди в далекие сибирские рудники, но население, тем не менее относилось к ним с жалостью и всегда, чем могло, помогало этим, как они называли, "несчастненьким".

Духовно-нравственная жизнь местного русского населения представляет немало интересных особенностей, которые более всего выразились в результате совместной жизни с инородцами ("взаимодействии").

Обынародничанье русского и обрусение бурята шло здесь одинаково, но более следов оставило на жизни сибиряка.
Последствия обынородничанья русского населения наблюдалось здесь еще первыми исследователями Сибири. Так, например, Паллас и Шперк в трудах своих о Сибири 18 в. сообщают, что "смешение русского населения с инородческим, отразилось на первом не только физическим перерождением, вторжением бурятского языка (сделавшегося в некоторых местах почти господствующим), но и изменением психической сферы его жизни". По этому же вопросу позднее Серафимович замечает, что "обрядовая набожность русского населения  заменилась чисто языческим суеверием, частию заимствованным от инородцев, частию навеянным на них новою, неизвестною до тех пор жизнию".

Позднейший исследователь современного быта положения сибиряка, Н. М. Ядринцев, говорит так: "И теперь (в 1800-х годах) русские в отношении усвоения ими инородческих обычаев и отступлений от национальной культуры стоят почти в том же положении, как и их предки".

Отзывы путешественников, ученых и этнографические отчеты, которые дают нам записки ученых обществ, представляют картину даже более безотрадную, чем возможно было предполагать.
Позднейшие наблюдения также доказывают, что обынородничанье в крае среди русского населения продолжается, несмотря на видимое поднятие его в культурном отношении.

Насколько сжилось местное население с таким влиянием, привыкло считаться с его естественностью, мы видим на каждом шагу. Не только в деревнях, но и в некоторых городах Забайкалья нередко слышите вы речь русского, переполненную бурятскими словами и фразами, также часто приходится замечать и браки с инородцами. В глухих же уголках Забайкалья, вдали от сел и деревень, и самая жизнь русского населенияявляется сколком с бурятскойво всех его проявлениях.

Не считая чисто физических и физиологических причин, котрые заставили русского крестьянина так легко подпасть влиянию инородца, в смысле различных заимствований, нужно знать и то, что вообще русский человек, по своей натуре, склонен легко подчиняться окружающему образу жизни, быстро сживается со своим положением, каково бы оно ни было, легко мирится, а потому и легче, чем другие нации, утрачивает свои бытовые особенности.

Наблюдая ближе жизнь русского населения среди инородцев, мы не можем не заметить, что влияние собственно инородца на русского является совершенно пассивным со стороны первого.
Одной из главных причин взаимодействия, конечно, является совместная, близкая по своим интересам жизнь двух разных народностей.

Хотя взаимодействие и отразилось на русском населении, отчасти на его духовной жизни, но тем не менее трудно предположить, чтобы влияние бурята заставило русского совершенно изменит свои религиозные воззрения, чего совершенно напрасно опасаются местные миссионеры, гремя и ломая копья в воображаемой борьбе с ламаизмом.

Если наблюдения и дают факт в некоторых случаях наружного ламаизма среди русского населения, то это лишь как исключения, и православию не грозит совершенно каким-либо нежелательным явлением. К тому же, нужно заметить, как православного духовенства, так равно и школ в крае далеко не достаточно, и не вина сибиряка, что он утрачивает свои бытовые особенности, живя среди чуждой по  религии народности.

Вторжению буддизма в религиозное представление русского населения способствует малокультурность последнего, в связи с сильно развитыми: верой в знахарство, ворожбу, колдовство и содействием чаще встречаемых на своем жизненном пути лам, чем лиц православного духовенства.

Сильно развитому обращению к монгольским и бурятским ламам, как лекарям, равно к различным знахарям и колдунам, способствует, конечно, полное отсутствие в некоторых местностях врачей и фельдшеров.

Несколько случайных угадываний, излечений, полезных советов создают нередко быстро громадную славу такому ламе или знахарю и заставляют считать население  их не только за искусных целителей , но и почитать их за какую-то особенную знаменитость, обладающую сверхъестественной силою.
Лама и знахарь в большом почете и уважении почти у всего деревенского населения.

Отчеты православного миссионерства дают нам довольно ясную картину того, насколько трудно и подчас невозможно бороться с этим злом и невежеством населения.

Не отнимая заслуги миссионеров в крае, нельзя обойти молчанием и то, что среди миссионеров, в очень редких случаях, попадаются впоне сведущие люди, что, конечно, также не может способствовать духовному развитию русского населения. Редкий миссионер знает бурятский язык, а тем меньше и знает быт бурята. Обращение в православие (крещение) является единственным проявлением действия такого миссионера.
Результатом такого "крещения" нередко является и то, что инородец крестится, единственно ради каких-либо личных выгод, нередко исключительно материальных. Почему, оставаясь в прежней своей обстановке, вскоре совершенно забывает свою новую веру и остается только по званию православным. Таких доказательств можно немало указать в Забайкалье.

Русское духовенство во всем этом видит лишь одну причину - "большое количество лам", но в действительности причиной тому не ламы, а сами миссионеры, мало подготовленные к своей миссионерской деятельности и в большинстве сами малообразованные.

Узаконения правительства, изданные в 1853 г. по просьбе православного духовенства, о некоторых ограничениях, касающихся терпимости в крае буддизма, и в частности лам, не могли дать, конечно, желаемых результатов уже по одному тому, что глухих мест в Забайкалье непочатый угол, и культурный рост забайкальского крестьянства требует слишком многого, чтобы не сталкиваться с тем, что мы видим и встречаем в настоящее время на каждом шагу. Не ламы и буддизм тут виноваты, а отдаленность края и его заброшенность.

Взгляды и воззрения сибиряка слишком особенны, как особенна и самая его жизнь.

Культура в крае идет слишком медленно, в некоторых местностях и вовсе не двигается.



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=340