Предыстория

Соседи
Дата: 31.08.2006
Тема: Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний Восток


Еще статья о населении Забайкалья на конец 19 века. Взаимопроникновение культур. Сибиряки, буряты, семейские , казаки...

Г.М. Осокин
Московия на Востоке

Население Юго-Западного Забайкалья состоит из коренных сибиряков (потомков первых завоевателей Сибири), семейских - старообрядцев, бурят, незначительного числа евреев, цыган и временно проживающих китайцев.

Коренные сибиряки, составляющие наибольшую часть населения, смешиваясь с местными инородцами-бурятами, значительно утратили свой первоначальный тип. Более устойчивыми в этом отношении оказались семейские. Это последние потомки тех старообрядцев, Которые при Екатерине II в 1764 г. были переселены в Сибирь из присоединенных польских областей (Подолии), в общем количестве до 40 тыс. человек. В данное время среди местных старообрядцев можно наблюдать все три известные их группы, а именно: последователи Австрийского толка, так называемого Амвросиевского наставления, беглопоповцы и беспоповцы. Из них беглопоповцы, как более распостраненные, встречаются чаще, затем следуют австрийского толка и наменьшие по численности - беспоповцы.

По сословиям коренные сибиряки делятся на крестьян, оседлых инородцев и казаков. Буряты же местные - на ясачных и казаков. Живущие на пограничной полосе монголы - почти исключительно также казаки, принадлежащие к Шабинскому ведомству Тушету-хана.

Другие ближайшие соседи - китайцы пограничного города Маймачена, переселившиеся сюда с открытием торговых сношений с Россией из северной провинции Шанси, бывшие земледельцы, в настоящее время исключительно торгового сословия.

Более густое население в крае замечается в Верхнеудинском округе, по среднему течению реки Чикой, приблизительно на 300 верст, что более всего обьясняется наибольшей плодородностью долины Чикоя, которая и не так давно еще считалась житницей края. Также способствовала населенности и близость тайги с ее пушными промыслами. Второе место занимает долина Хилка. В общем же, население края слишком разбросанное и чем далее к западу, тем малочисленнее.

Население пограничной полосы также не везде одинаково и скорее преобладает скудость, если не считать, конечно, разбросанных по линии границы казачьих станиц.
Наименее населенные местности находятся в гористой частиреки Хилок, верховьях Чикоя, Онона и всей площади сохранившейся здесь тайги.

На пограничной полосе Монголии встречаются только караулы, или, как они называются "уртоны"; кочевки же монголов отходят далее, на 30 - 40 верст от границы, и более многочисленывблизи реки Орхон и в долине Иро. Здесь же замечаются и отдельные хозяйства китайцев - поля и лесной промысел. Хотя и монголы являются отчасти лесопромышленниками, но занятие это скорее случайное, и вполне в зависимости от требования русских покупателей, и только доставка дров получила с давнего времени широкое развитие, так как все дрова, требующиеся для города Троицкосавска, Кяхты и Маймачена, сключительно получаются из Монголии. То же самое можно сказать и про сено, которое заготовляется монголами в громадном количестве для продажи в те же вышеупомянутые пункты. Несмотря на частые лесные пожары, уничтожающие массу леса в Монголии, а также засушливые годы, рацон этот настолько еще богат лесом и лугами, что недостатка почти не ощущается. И только несколько последних лет цены на сено и дрова незначительно повысились и повышаются, причиной чему совершенно исключительного свойства и поддерживаются политикой китайского и манчжурского чиновничества.

Совместная жизнь и постоянное общение в крае различных по духу народностей, с присущими каждой отдельной расе особенностями как верований, обычаев и пр., не могли не вызвать ясно определившегося взаимодействия.

Результаты такого взаимодействия представляют глубокий интерес не только для людей науки, но и для простого наблюдателя.
Жизненные условия, одинаковые в большинстве занятия настоль сроднили и сгруппировали местное православное и буддистское население, что коренной житель - крестьянин в своей обыденной жизни очень мало чем отличается от инородца, в особенности среди малодостаточного населения отдаленных поселков края.
Смешение русского населения с инородческим, путем браков и сожительств выдвинуло даже новый тип, носящий местное название "карымы", ближе стоящий к инородческому типу.
Только семейские старообрядцы, как уже сообщалось, не смешиваются и не сближаются с инородцами, а также и коренными сибиряками, считая как и тех, так и других "нечистью" - нечистыми в отношении своих религиозных взглядов.

Исследователи Сибири дают нам сравнительно очень немногие в своих сочинениях сведения о быте первых русских пришельцев в Забайкалье; общая же история завоевания края указывает нам на то, что первые шаги русских пришельцев на восток Азии были долгое время не на почве особенно мирных отношений, что, конечно не могло не оставить по себе память у некоторых аборигенов. Много лет прошло, когда время и обстоятельства изменили первоначальное взаимное недружелюбное отношение и установились те приязненные и дружеские отношения, которые мы наблюдаем и посейчас у местных сибиряков с бурятами и соседями-монголами.

Результатом прогрессировавшего сближения позднее, мы видим целый ряд изменений в бытовой и обрядовой жизни обеих народностей, в особенности же среди русских, первых пришельцев, что, конечно и неудивительно, так как последние стояли в то время на слишком нижней степени культурности, почему и легче утрачивали свои бытовые особенности.
Хотя заселение южной части Забайкалья и было, как известно, более массовое, но и это, в то далекое время не могло оказать должного влияния на инородца, а вместе с тем и избежать взаимодействия.

Более стойкими в этом отношении оказались монголы, которые и по настоящее время очень немного изменились в своей бытовой жизниот близкого общения с более культурной расой русского населения.

Не так было с бурятами; отчасти принудительно, с другой же стороны добровольно, в силу сложившихся условий жизни, они очень скоро поддались взаимодействию.

Обрусение их, а равно и обынородничанье русского населения продолжаются и по настоящее время.

Смешение русского населения с инородцами во многих местностях Забайкалья сказалось на первых не только физическим перерождением и вторжением в русскую речь бурятского языка, но и изменением психической сферы жизни. Так, например, обрядовая набожность русского населения заменилась слишком ясно и резко языческим суеверием. Сибиряки-забайкальцы особенно выделяются своим суеверием и, к сожалению, не только среди низшего сословия, но и городской итиллигенции.

Насколько сжилось местное русское население с последствиями влияния инородцев в бытовом и отчасти нравственном отношении и привыкло к нему как к явлению вполне естественному, - подтверждается на каждом шагу.

Для обьяснения этой неустойчивости русского от влияния менее культурного инородца мы, к сожалению, имеем слишком мало научного материала.

Едва ли такую неустойчивость можно подвести под общее мнение большинства - "податливости и применяемости" к условиям жизни русского при новой обстановке, а также и легкому утрачиванию своих бытовых особенностей.

Не менее удивительно и то, что общеизвестная стойкость в религии русского населения не могла вполне противостоять в некоторых глухих уголках Забайкалья, где многие частности его духовно-религиозных воззрений перемешались очень заметно с буддийским взглядом.

Суеверие, извращение обрядностей православия, вера в некоторые ламские религиозные обряды (например, так называемое "отчитывание" и пр.) - все это, конечно, результат влияния совместной, близкой жизни с инородцами, хотя и вполне пассивный со стороны последних.



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=353