Предыстория

К 75-летию Дырестуйского восстания
Дата: 05.09.2006
Тема: Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний Восток


...В ночь с 30 на 31 мая 1931 года крестьяне Дырестуйского сомона подняли вооруженное восстание против коллективизации. Бунтовщиков было свыше 50 человек, небольшая группа была вооружена берданками, остальные без оружия. Руководителем бунта был бедняк Шарапов Дамдин-Сурун, активными участниками были середняки...


Источник: Джидинская правда № 39 (8299) 25 мая 2006 года
Выдержки из статьи
Автор: Ринчин Галсанов,
глава сельского поселения "Дырестуйское".
Прислал: Барга



 

К 75-летию Дырестуйского восстания

 

...В ночь с 30 на 31 мая 1931 года крестьяне Дырестуйского сомона подняли вооруженное восстание против коллективизации. Бунтовщиков было свыше 50 человек, небольшая группа была вооружена берданками, остальные без оружия. Руководителем бунта был бедняк Шарапов Дамдин-Сурун, активными участниками были середняки Бадмаев Цыренжап, Ранжуров Данзан, Токтохоев Цырен-Доржи и другие. У них были сведения, что из Кяхты по тракту Кяхта - Закаменск будут ехать пограничники на Желтуринскую заставу. Было решено напасть на обоз и завладеть оружием. Для этого устроили засаду на западной стороне горы Улаан Хада, у подъема на местность Верхний Дырестуй.
 К полудню повозка с 4-мя пограничниками приблизилась к месту засады, прогремели выстрелы. Были убиты командир, ехавший верхом и пограничник, один ранен. Оставшийся красноармеец, вскочив на коня, сумел уйти от пуль и погони в сторону Белоозерска. Упустив пограничника, бунтовщики поняли, что их планы сорваны и о выступлении узнают власти, и решили разойтись.
 Одни решили уйти в Монголию, другие - в соседние районы, третьи - укрыться дома. К вечеру появились конные пограничники, около ста красноармейцев. Они заняли здание школы и всю ночь стреляли в разные стороны, боясь нападения.
 Утром начались поиски и поимка восставших, хватали всех подряд. Активно помогали в разоблачении кулаков и подкулачников местные сторонники советской власти. Арестовано было около 150 человек. Карательные меры коснулись служителей Атаган-Дырестуйского дацана.
 У власти появился прекрасный повод для расправы с неугодными лицами, в первую очередь с ламами. Ламы были обвинены в идеологической подготовке восстания, в подстрекательстве к бунту. Был арестован ширетуй Атаган-Дырестуйского дацана Цыденов Сокто-лама, вместе с ним аресту подверглась большая группа лам. Аресты лам и хувараков не прекращались и в последующем, вплоть до закрытия дацана в 1938 г.
 Арестованных крестьян и лам пешком погнали в Кяхту через дабан около с. Зарубино, с. Цаган-Усун и Наушки. Об этом событии в 1989 г. вспоминала жительница с. Цаган-Усун Бурлакова Евдокия Александровна, 1912 г. рождения: "Был жаркий, летний день. Конный отряд красноармейцев гнал арестованных "врагов народа". Многие были босиком, одежда изорвана, были молодые парни и совсем старые люди, говорили, что это ламы. Сердобольные казачки, не боясь охранников, давали пить воду, бросали хлеб... "
 После содержания в кяхтинской тюрьме многих этапировали в Улан-Удэ. Там всем арестованным были предъявлены обвинения по известной статье - 58-10 УК, контрреволюционная деятельность. Многие арестованные были объявлены агентами японской разведки.
 В связи с восстанием вновь были арестованы люди, которые были ранее осуждены как враги советской власти и жили на спецпоселении, и работали в Улан-Удэ. Одни были упомянуты на допросах, другие были родственниками, третьи друзьями и хотя они не были причастны к восстанию, многие из них были осуждены повторно.
 Приговоры выносила т.н. "тройка", процесс проходил без участия прокурора и защитника, приговоры выносились без права обжалования, и исполнялись незамедлительно. Через это прошли все причастные к Дырестуйскому восстанию.
 Активные участники были сразу расстреляны, многих отправили в концлагеря, третьих в трудовые лагеря (строительство Беломоро-Балтийского канала, лесоразработки в Красноярском крае), сроки заключения от 3-х до 10 лет, затем спецпереселение. Репрессии коснулись коснулись членов семей "врагов народа", их земли и имущество передавались колхозам, самих выслали в отдаленные районы страны. Домой, в родные места вернулись единицы, большинство моих земляков сгинули безвестно, как и многие джидинцы, репрессированные в 30-е годы 20 века.
...
 После окончания Второй мировой войны многие враги советской власти, нашедшие приют за границей, были найдены, и преданы суду, и расстреляны. Не избежал этой участи и руководитель Дырестуйского восстания Шарапов Дамдин-Сурун, который скрывался на территории Маньчжурии. Он был доставлен в Читу, и для его опознания туда возили земляков-дырестуйцев. Дальнейшая его судьба неизвестна, но с уверенностью можно предположить, что он был расстрелян...


Ринчин Галсанов, глава сельского поселения "Дырестуйское".



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=372