Предыстория

Эпоха средневековья. Монголы на территории Забайкалья
Дата: 22.11.2005
Тема: Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний Восток


     С 10 в. степи и лесостепи Забайкалья заселяют кочевые монгольские племена. С этого времени и вплоть до момента вхождения в состав России Южного Забайкалье прочно связано с так называемым монгольским миром. На этой территории происходили процессы, связанные с рождением монгольского государства, его расцветом и ослаблением.



В данной статье использован материал сайта
www.zayavka.km.ru

Набор текста:Дашиева Лариса

«Эпоха средневековья. Монголы на территории Забайкалья»



Источник информации:
Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. т.1. 
Новосибирск: Наука, 2002, стр.142-144

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 

     С 10 в. степи и лесостепи Забайкалья заселяют кочевые монгольские племена. С этого времени и вплоть до момента вхождения в состав России Южного Забайкалье прочно связано с так называемым монгольским миром. На этой территории происходили процессы, связанные с рождением монгольского государства, его расцветом и ослаблением.

     Китайские хронисты называли все народы жившие в то время в степях к северу от Китая, одним именем – «татары». Под этим названием они были известны и на западе. Однако непосредственно татары жили на территории Маньчжурии, по правому берегу р. Аргунь, и происхождение этого народа до сих пор не ясно. Земли Южного Забайкалья и сопредельную территорию Монголии занимали различные монгольские племена. Район по берегам Байкала занимало храброе и воинственное племя меркитов. По Селенге и Толе кочевали кераиты. К западу от кочевых кераитов жили найманы. Собственно монголы населяли территорию Восточного Забайкалья. Своими прародителями монголы считали Борте-Чино (Серого Волка) и Алан-Гоа (Пятнистую Лань). 

     Монгольские племена постоянно враждовали между собой, что ослабляло их силы. Этот период в истории монголов совпал со временем усиления их восточного соседа – государства чжурчжэней. Монгольские племена объединились и избрали хана. Первый монгольский хан носил имя Хабул. После его смерти (1147г.) племенной союз монголов распался. В середине 12 в. оборону от чжурчжэней и их союзников татар возглавил Есугей-батагур. Он не был ханом, а являлся главой рода Борджигинов, занимавшего территорию по р. Онон.

     В это время усиливается процесс имущественного и социального расслоения общества, возрастает роль родовой аристократии. Богатые нойоны (аристократы) распространяют свое влияние на рядовых общинников. У них появляются слуги, рабы, нукеры, а сами они превращаются в ханов, захватывая власть в рамках отдельных племен. Таким образом, постоянная угроза внешней опасности, усложнение отношении в обществе создавали предпосылки для возникновения государства.

     Создание монгольского государства связано с именем Чингисхана. В начале 13 в., после длительной и кровопролитной междоусобной борьбы, ему удалось разгромить своих противников – племен татар, меркитов, кераитов, найманов, объединить  монгольские племена и создать первое в истории монгольское государство. В 1206 г. на великом курултае (съезде) он был провозглашен великим ханом. Чингисхан создал систему управления государством, основанную на военно-административных единицах, называемых «тысячами». Они должны были выставлять по тысяче конных воинов. Монголы, не имея собственной письменности, заимствовали уйгурскую. Было организовано письменное делопроизводство. На основе Ясы (обычное право) были созданы законы [Сокровенное сказание, 1990; Б.Я. Владимирцов, 1995].

     Монголы исповедовали древнемонгольскую религию под названием бон, основанную на шаманизме. Однако в их среде получили распространение и другие религии. Например, кераиты еще в 1009 г. приняли христианство несторианского толка, переняв его у уйгуров. Даже некоторые ханы носили христианские имена – Маркуз (Марк), Харчаус (Георгий). Одновременно с кераитами христианами стали и найманы. Существует мнение, что они сделали это в противовес киданям, к которым с образованием  империи Ляо проникает буддизм.  Христианство продолжало существовать среди монголов при Чингисхане и его приемниках. Сам Чингисхан был шаманистом и лояльно относился к другим религиям. Наибольшее распространение христианство получило при ханах Гуюке и Мункэ.

     В 70-х гг. 13 века хан Хубилай объявил общегосударственной религией буддизм. С этого времени, потеряв государственную поддержку, христианство в монгольской среде перестало играть какую-либо роль и с течением времени исчезло. О распространении буддизма в Забайкалье в начальный период складывания Монгольского государства свидетельствует раскопки некрополя на г. Окошки близ Хирхиринского города. Следует заметить, что христианство, буддизм,  а также имевшие место конфуцианство и даосизм, получили распространение в основном среди монгольской аристократии. Ее привлекали пышность ритуалов и некоторые аспекты учений. Основная масса монголов оставалась шаманистами, веря в Вечное Синее Небо [Л.Н. Гумилев, 1994].

     Завоевательные походы монголов начались с нападения на чжурчжэньское государство Цзинь в 1211 г. Монгольское войско возглавили талантливые полководцы, которые повели его от победы к победе. Для военного искусства монголов были характерны внезапность нападения, стремление расчленить силы противника и громить его по частям, маневрирование крупными массами конницы.

     В результате завоеваний возникла огромная монгольская империя – от Тихого океана до Черного моря. Впоследствии она распалась на ряд самостоятельных государств, правителями которых были потомки Чингисхана, именуемые чингисидами. Однако и после многочисленных завоеваний Чингисхан и его приемники считали Забайкалье одним из своих коренных уделов. Именно здесь проходили курултаи, которые решали наиболее важные вопросы. Процесс создания монгольской государственности происходил на территории Южного Забайкалья и сопредельных районов Монголии.

     Судя по источникам, после раздачи улусов и завоеванных земель ближайшим родственникам и сподвижникам, большая часть Забайкалья оказалась в составе улуса Тулуя – младшего сына Чингисхана. Приаргунье и Верхнее Приамурье были выделены Джочи-Касару – брату Чингисхана. Земли меркитов по Селенге достались Торхан-Шира – одному из  нойонов-полководцев, а лесные народы Прибайкалья отошли во владение военачальнику Хорчи [Г.Н. Румянцев, 1951].

     В Забайкалье немало разнообразных памятников, оставшихся от монголов. Ко времени оформления монгольского государства относится город на р. Хирхире в Приаргунье. Рядом с ним еще в 18 в. стояла стела с надписью – знаменитый «Чингисов камень», который в настоящее время находится в Эрмитаже. В 1851м г. надпись на плите исследовал бурятский ученый-монголовед Д. Базаров. Он сделал следующий перевод надписи: «Когда Чингисхан, после нашествия на народ сартагул (хивинцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Чучигае, то Исунке получил в удел триста тридцать пять воинов хондогорских». В 1927 г. монголовед И. Клюкин сделал новый перевод надписи: «Когда Чингис-хан, по возвращению с захвата власти сартагулов, всех нойонов народа монгол поставил на состязание в стрельбе, то Исунке на триста тридцать пять маховых сажен расстояния (прицела) выстрелил из лука». Оба перевода сходятся в том, что поводом для создания надписи было награждение Исункэ Чингисханом. Исункэ – один из виднейших деятелей древнего монгольского государства, сын знаменитого Джочи-Касара, брата Чингисхана.

     В 1950-е гг. город изучала экспедиция под руководством С.В. Киселева. В результате установлено, что он представлял собой военно-административный и торгово-ремесленный центр. Рядом с городом на г. Окошки располагался некрополь, где исследован ряд захоронений. В одном из них сохранился дощатый, окованный железными полосами гроб, на котором лежали седло с костяными стременами, узда с железными удилами, лук и берестяной колчан со стрелами. В обтянутом шелком гробу уцелели останки мальчика, примерно 6 лет, в шелковой шапочке, крытой шелком шубке, шелковой рубашке, в штанишках, сапожках и юбке ламского типа. Шуба также отличается ламским покроем. На ламское достоинство мальчика указывает и то, что пояс с серебряными бляхами и кошелечком с креслом и трудом не был подпоясан, а просто положен поверх шубы. На правой стороне груди обнаружена серебренная чаша типа буддийской «габала». Перечисленные особенности погребения мальчика указывает на его высокий сан- одновременно и воина, и ламы, обладателя «габала» - атрибута одного из высших таинств буддийского ритуала.

      Раскопки позволили воссоздать облик этого города. Среди различных построек выделялась прямоугольная цитадель размерами 100х100 м, окруженная мощным валом и рвом, на котором возвышалась деревянная стена. Возможно, она была плетенной и обмазана глиной, на подобие стены, окружавшей Каракорум – столицу монголов. С южной стороны ров расширялся и создавал обширный пруд с прихотливо изгибающимися берегами. Он так же напоминал искусственное озеро у ворот дворца Угэдэя в Каракоруме. К валу цитадели примыкали садовые участки. В ней находился дворец правителя. Его фундамент выложен из кирпича, стены были деревянными, крышу покрывала черепица. Похожая черепица применялась при строительстве дворцов в Приморье. К цитадели примыкали, напоминавшие ее, но в умеренном виде, укрепленные усадьбы знати, зимовавшей в городе. Дальше тянулись домики бедноты, ремесленные мастерские. 

     Облик города явно отражает сложность обстановки в обществе и государстве в это время. Каждый представитель аристократии отгораживался от других и ощущал свою безопасность только за стенами своего замка. Существовала возможность нападения и со стороны северных племен, упорно отставивших свою независимость, а также продолжалась долголетняя война с чжурчженьской империей Цзинь.           

     В период расцвета монгольской державы ( XIII-XIV вв.) в Забайкалье возникли дворцы, города – резиденции правителей, которые одновременно были центрами ремесла и торговли. На смену старым кочевым ставкам степной знати пришла оседлость. Это стало возможным благодаря притоку богатств, полученных в результате многочисленных войн. Теперь монголы стремились подрожать образу жизни аристократии завоеванных стран. Крупная знать воздвигала пышные дворцовые усадьбы. Вокруг селились зависимые люди, приглашенные  и племенные ремесленники, торговцы из различных стран. Таким образом, дворцовая усадьба становилась центром обширного поселения, превращавшегося затем в город. Развалины подобного города находятся на р. Кондуй в Борзинском районе. Он известен как «Кондуйский городок» и относится к XIV в. В исторической литературе он известен с начала XIX века. Кондуйский дворец описан в поэме «Авван и Гайро» Ф.И. Бальдоуфа – первого забайкальского поэта.

     Основа архитектурного ансамбля городка – дворец. Здесь обнаружено огромное количество обломков черепиц покрытый зеленой глазурью. Среди них много обломков отливов и концевых дисков, украшенных драконами, а также фрагментов рельефов от скульптурных украшений коньков кровли и стен здания. Преобладают части изображений драконов, растительные элементы и «облака». Кровля дворца – одно из лучших произведений черепичного искусства той эпохи. На фоне окрестных гор, в окружении цветущей степи кондуйские кровли представляли собой яркое зрелище.

     Главное здание дворца, по описанию С.В. Киселева, стояла на высокой двухметровой платформе, края которой украшали двухъярусные террасы. Верхняя терраса ограждалась деревянной балюстрадой, покрытой красным лаком. Такая же балюстрада шла и по нижней террасе, возвышавшейся над уровнем двора на 1 – 1,3 метра. На нижней террасе, выступая личинами наружу, находились гранитные изваяния, изображавшие головы драконов. Чаще всего их изображения напоминают кабана с рогами лани, иногда – черепаху, покрытую чешуйчатым панцирем. Вся конструкция здания опиралась на мощные деревянные колонны, опорой для которых служили гранитные базы.

     Кондуйский дворец отличался от строгого стиля дворца Угэдэя в Монголии изысканными формами, богатыми украшениями. Вероятно, он был построен в более позднее время. Весь этот сверкающий краской ансамбль погиб от пожара, следы которого встречались при раскопках постоянно. Гибель Кондуйского дворца произошла в сложные для монгольского государства годы конца 14 в. Тогда пылали не только города и усадьбы на окраинах Монголии, но был разрушен и Каракорум.

     Самыми распространенными памятниками монгольского времени являются погребения. Они представляют собой небольшие каменные кладки округлой формы, перекрывающие могильные ямы. Умершие лежат в них, как правило, на спине, головой – на север или северо-восток. В изголовье помещалась часть ноги барана. Инвентарь погребений всегда связаны с достатком умершего, его социальным положением. Для захоронений простолюдинов характерно наличие единичных предметов или полное отсутствие таковых. В погребениях более состоятельных людей встречаются вещи, завезенные монголами из других областей. Это китайские и чжурчжэнские бронзовые зеркала, шелковые ткани, монеты, поливная керамика и др.

     В конце XIV в. единое монгольское государство распалось. Недолго просуществовали и возникшие в результате этого монгольские государственные объединения, ослабленные постоянными междоусобицами. Этот процесс затронул и Забайкалье. Исчезают города и дворцы, а на смену им вновь приходят обычные кочевья. Остатки монгольских племен уже не представляли единого целого. Забайкалье становилось окраиной монгольского мира.

     В крае немало топонимов, связанных с легендарным повелителем полумира: "Вал Чингисхана", "Чаща Чингисхана", "Ворота Чингисхана". Подобные названия носят интересные, привлекающие к себе внимание природные и исторические объекты, но с Чингисханом они никак не связаны. Как до сих пор загадочно и легендарно место захоронения самого Чингисхана, так и необычные природные и исторические объекты так же связывается с его именем и превращаются в легенды.

                 

 Набор: Дашиева Лариса



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=38