Предыстория

История народа эхирит-булагатского рода соогол
Дата: 23.11.2006
Тема: Монголия


Материал из сборника: "Бурятские летописи" Улан-Удэ, 1995

Дашанима Ендонов

ИСТОРИЯ НАРОДА ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКОГО РОДА СООГОЛ

Да будет  благополучие!

Краткая история шести родов, имеющих бурят-монгольское происхождение.

Алагуя, Харанута, Олзона, Бумала, Ашабагата и Хурамши называют шестью родами.

Почему же говорят «восемь эхиритов» и «шесть булагатов»? В давние времена эти шесть родов среди лета пришли с западной стороны. Согласно преданию о шаманке Асуйхан, они, разделяясь на эхиритов и булагатов, раскололи разветвленное дерево и образовали два самостоятельных рода. Принято говорить, что эхириты и булагаты имеют происхождение от шаманки Асуйхан. Таково старинное предание.

В состав шести булагатских родов входят Ашабагат, Хурамши, Алагуй, Харанут, Олзон, Бумал.1 Названия восьми эхиритских родов следующие: Баяндай, Шоно, Баабай, Готол, Абаганут, Буян, Абазай и Сэнгулдэр. Кто такие семь Шоно? Это Хамнай, Соогол, Борсой, Тануд, Яртага, Шибтухэй и Хаядул.

Я опишу ниже историю прихода в древние времена на южную сторону Байкала-моря народа рода Соогол и его размножения. Первоначальная родина народа Соогольского рода находилась по левую сторону реки Лены, в местности Атарай. Здесь жили три сына Батухая. Двое старших из них в юношеском возрасте пришли па южную сторону Байкала для облавной охоты на диких зверей и ушли безвозвратно. Это были Алаг и Абугул. Младшего сына Батухая звали Наярай. Говорят, что он имел большую семью, жил богато, выкуривал ежедневно восемьдесят котлов тарасуна, а доеное молоко выливал в яму. В настоящее время это место известно под названием Сайдамта.

Однажды в хотоне Наярая появилась эпидемия тифа, принесшая огромное несчастье. Смерть скосила всю его семью, а 68-летний Наярай остался в одиночестве. Этот старец, посватав с северо-восточной стороны 18-летнюю девицу, взял ее в жены. На 69 году жизни Наярая родился сын, дали ему имя Адаг. Когда отцу было 73 года, родился сын Дариба. Старец Наярай возымев потомство — двух сыновей, стал забывать о былых несчастьях и для него наступило время счастливой жизни в родных кочевьях.

После того как Наярай, одряхлев, скончался, осталась молодая жена с двумя маленькими детьми. Не соглашаясь с тем, что её родственник и задумали взять ее детей и усыновить, а ее выдать замуж, она, испугавшись, задумала последовать за дядями, ушедшими на южную сторону Байкал-моря. Навьючив свои вещи на пеструю корову, она погнала небольшое свое стадо и повела обоих своих сыновей — Адага и Дарибу. Переправившись через море Байкал по льду она перекочевала в долину реки Кудара и стала жить среди людей рода Борсой Шоно. Прожив там немного, перекочевала оттуда на реку Итанца, где в течение трех лет пасла скот у богатого русского Кайдалова. После этого, в 1772 году она перебралась в местность Удын Шэрэнги. К этому времени Адагу исполнилось 13 лет, а Дарибе — 9 лет. Вскоре они перекочевали в Гильбиру, в местность Оер в низовьях Баян-гола. Прожив здесь несколько лет, переселились в местность Булаг, на северном берегу той же реки.

Сыновья овладели мужскими знаниями. Старший сын — Адаг освоил специальность кузнеца, стал авторитетным человеком. Ему было уже 18 лет.

Во время царствования маньчжурского Энх Амгалан-хана и российского императора Петра II господин тайный советник, кавалер разных наград и званий Иллирийский граф Савва Владиславович и китайские сановники от реки Киран вплоть до владений хунтайджи поставили пограничные знаки, очертившие российско-маньчжурскую границу. Говорят, что Адаг Наярайн ездил с ними в качестве депутата. За эту деятельность император Петр II своим указом от 4 июня 1729 года пожаловал Адаг Наярайну звание зайсана.

У Адага было четыре сына: Даша, Дага, Даябай и Данша. Двое старших из них в 1764 году были зачислены в ряды «сорокаколчанного» казачьего войска.2

У Даши было три сына: Галта, Зорикто и Цэдэб. У Галты — четыре сына: Тугулдэр, Тугэд, Обхуди и Балдан. У Зорикто было два сына: Ухана и Дага. У Цэдэба — сын Цэдэн. У Даги — два сына: Баталу и Мункэ. У Баталу — четыре сына: Тулун, Тобшин, Тугут и Цанкир. У Мункэ было пять сыновей: Саава, Золху, Ахаяджи, Патан и Сатариг.

Сын Даябы — Абата. У Абаты три сына: Очир, Омогто, Ванчик. Сын Очира — Цагадай. У Омогто было три сына: Улзыта, Аюуша, Индуб. У Ванчика сын Жигжид.

У Данши два сына: Барата и Цогто. У Бараты было три сына: Суван, Цэрэн и Цорчи. Сыновья Цогто: Танга, Цэнгун и Жана.

Сыновья Дарибы: Хори, Ламахан, Хонгодор и Хореон. У Хори два сына: Бадари и Одхон. У Бадари было три сына: Вандан, Жугдэр и Ванчик. У Ламахана было два сына: Цэгэйдхэ и Цангирхан.

У Алага — сын Харал. У Абагула был сын Балчи.   

У Балчи было пять сыновей: Итэгэл, Илдэн, Моторой, Дэлюскэ и Шибугур.

 Итэгэла сын-Энхэ, у Энхэ—сын Баяр. Сыновья Илдэна: Гонбо Убаша. Сын Гонбо — Нирулту, сын Убашн — Замбала. У Мотороя было два сына: Муу Цэрэнпил и Хохо. У Цэрэнпила — сын Дэлэг а у Дэлэга было пять сыновей: Самбил, Добдан, Жинзай Дамба и Бадма. У Хохо было также пять сыновей: Табахан, Дархан, Зодбо, Шараб и Цэнхэр. Шибугур имел сына Турту. У Турту было два сына: Улдэг ,и Хулхун.

У Алага — сын Харал, у Харала было четыре сына: Таби, Дадай, Хаядзай и Сабсан. У Таби два сына: Ниван и Хадагасун. У Хадагасуна было двое: Гинду и Буянта. Буянтуев сын—Ванаи, сын Гинду—Ганжур. Сын Ваная—Бадма, его называют Содноин Бадма. Сын Сабсана—Убли. Сыновья Убли: Даража и Аригун. У Дадая было два сына: Хойлуг и Дадуй. У Хойлуга—сыновья Холхон и Бадма.

Собрав сведения из устных преданий о древних родах и из летописей, написал эту историю 1910 года февраля в 12-й день Дашанима Ендонов из рода Адаг Шоно.

Переписал  с подлинника Будажаб  Будаев, из рода  Булагад Харанут. Май  1926 года.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. По данным Дашинима Ендонова, в состав   Булагатов   входят  Ашабагат, Хурамша,  Алагуй, Харанут, Олзон, Буумал.   Однако в  некоторых  исторических сочинениях   Олзон   отнесен к Эхиритам. а   вместо     него в     состав     Булагатов включен  род  Хухуд.   К Булагатам  также  в отдельных  случаях  причисляют Готол.  Иногда  к ним   относят  род   Баабай.  Видимо, подобная  путаница  происходит из-за   того,  что   в  древности   Эхириты и   Булагаты   имели  единое происхождение.

Переселившиеся на южную сторону Булагаты в основном обитали в Иволге, по долинам рек Селенга и Хилок, а отдельные группы проникли в Закамну.

2. В связи   с привлечением  бурят   к  пограничной   службе, в  1764  году были  образованы   четыре полка   казачьего  войска.   Бурятские   казаки  в основном
были   вооружены луками и стрелами.

3. Летопись  «Эхирэд  булагад  соогол   эсэгын   зоной  туухэ  бэшэг»   (История народа   эхнрит-булагатского    рода Соогол)   написана    в   1910 году     Дашанима Ендоновым.  В   ней идет   речь о   происхождении   рода  Соогол,  обстоятельствах его   переселения   в  Забайкалье. Во   второй  части   летописи   рассказывается     о деятельности   Адаги, одного   из   родоначальников   этого  рода, о   генеалогии потомков   Адаги.

Летопись составлена, как указывает сам автор в колофоне, по устным преданиям и по материалам исторических летописей. Однако им не сказано, какие именно летописи использованы. Не подлежит сомнению, что сочинение Ендонова построено на сохранившихся в памяти народа исторических преданиях и генеалогий. Видимо, использованы также автором родовые документы (указы о присвоении титулов, званий, о наградах, акты о наделении землей и т. д.), бережно хранившиеся народом.

Следует отметить, что в бурятских летописях встречаются различные сведения о составе племен, родов. В этих различиях мы усматриваем отражение процесса формирования бурятского народа. Происходившие в средневековье частые перемещения отдельных групп населения, принадлежавших к различным родам, приводили к их смешению. Вступая в состав нового рода эти группы семей порывали с прежним родом, постепенно утрачивали первоначальную свежесть воспоминания о прошлом. Этим, считаем, объясняется разночтение родов, входивших в состав эхиритского и булагатского племен. Например, сведения Ендонова о роде Шоно разнятся с данными, содержащимися в других летописях, родословных книгах.

Вопрос о переселении отдельных групп западнобурятского населения в Забайкалье еще мало исследован ввиду недостаточности достоверных источников. Сочинение Ендонова приобретает важное значение, так как оно дает материал для этого важного исторического процесса. Источники, прежде всего бурят-монгольские летописи, а также сохранившиеся в архивах официальные документы свидетельствуют о том, что в конце XVII—начале XVIII вв. происходило переселение западных бурят небольшими группами в районы Забайкалья, причем переселенцы принадлежали к самым различным родам.

 



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=431