Предыстория

Уссурийцы
Дата: 02.01.2007
Тема: Забайкальское Казачество


Здесь, за две тысячи километров от батюшки Забайкала, я внезапно ощутил себя среди наших сопок, охваченных в это время багуловым пожаром…


Статья участника нашего сайта В.Ю.Апрелкова о уссурийских казаках.

В. Апрелков
Уссурийцы

Забайкальское! - показал рукой на открывшееся впереди село матрос-моторист, когда наш малый пограничный катер стремительно обогнул заросший тайгой мыс по серо-желтым водам бурливой порубежной Уссури. И сразу на меня, "гурана", повеяло чем-то родным. Забайкальское - да, именно так называлось это старинное село. Ниже было расположено еще одно, носившее имя Аргунское, и тоже в память о своих первоселенцах. Сойдя на берег и познакомившись с местными жителями, я снова словно почувствовал дыхание родного края - фамилии у местных были Комогорцевы, Гантимуровы да Логиновы, а "гуранский" разрез глаз не оставлял сомнений, кто же были их предки. Здесь, за две тысячи километров от батюшки Забайкала, я внезапно ощутил себя среди наших сопок, охваченных в это время багуловым пожаром…
Первые казаки на Уссури появились еще в 1655 году, одновременно с закладкой острогов в Даурии и возведения укреплений на Амуре. Привел их сподвижник Ерофея Хабарова Онуфрей Степанов по прозвищу Кузнец. Но война с Китаем, вспыхнувшая вскоре за обладание Амурским краем, перечеркнула их труды и походы. Окончательно за Россией весь Приморский край был закреплен лишь в 1860 году, когда стали по берегу Уссури первые казачьи станицы. Заложили их переселенцы из Забайкалья. Именно им, Комогорцевым, Мунгаловым, Логиновым и другим представителям славных забайкальских родов выпали не только безмерные труды и лишения по обживанию нового края, богатого, но практически безлюдного, но и честь первостроителей, первопроходцев и первых защитников новых российских земель. Станицы вставали на расстоянии не более 25 верст друг от друга, чтобы успеть прийти на помощь в этом совершенно диком краю, имея на том берегу такого грозного и вероломного соседа, как Цинская Империя. Побывавший на Уссури в 1867-69 годах известный путешественник Н.Н. Пржевальский писал: "Не говорю уже про какое-либо довольство жизнью, каждый год с половины зимы до снятия жатвы казна должна кормить большую часть населения, чтобы хоть сколько-нибудь спасти его от голода". Только забайкальское терпение, трудолюбие и сплоченность позволили пионерам-первопроходцам не только выжить в этих экстремальных условиях, но и со временем крепко встать на ноги. Местные племена тунгусов и гольдов дружески встретили казаков, оградивших их от набегов маньчжурских хунхузов, а многие впоследствии даже породнились с ними узами брака, добавив свою струю в и без того смешанную кровь забайкальцев. Так появился новый тип казака, на этот раз - уссурийский, который не спутаешь ни с кем.
С 1989 года, после официального образования Уссурийского казачьего войска, на его пополнение стали прибывать семьи казаков-переселенцев из Оренбуржья, Дона, Кубани и Тереха, так как забайкальцев уже не хватало для заселения южных земель Приморья. Прижились не все, но те, кто остался, пустил глубокие корни в плодородную уссурийскую землю.
Сразу с первого дня переселения, казакам нового Войска пришлось, работая и устраиваясь, охранять границу. В тайге еще бродили шайки хунхузов и бродяг из сибирских тюрем. Винтовка стала неразлучной спутницей каждого взрослого жителя станицы и даже подростков. Казачки стреляли не хуже казаков - не только хунхуз, но и хозяин тайги - тигр мог внезапно напасть в любой момент.. С тех пор и закрепилась за уссурийскими казаками слава одних из лучших стрелков не только среди казачьих войск, но и всех вооруженных сил Российской Империи. Постоянно воюя с китайцами, казаки переняли у них приемы рукопашного боя и умение владеть широким кинжалом… Прибывшие из российских губерний офицеры с нескрываемым изумлением наблюдали, как их подчиненные метким броском перерубали лезвием кинжала маньчжурского образца…птичье перо, скользившее вниз по наклонной доске. Все это вместе с таежным образом жизни рыбаков и охотников сделало уссурийцев уникальными разведчиками, ужами скользившими сквозь самые "хитрые" укрепления и японцев, и германцев в ночной "охоте" за языком. Этим уссурийские казаки брали реванш у донцев за свою кавалерийскую выучку - таежные распадки и болота не способствовали подготовке мастеров джигитовки.
Упорство и трудолюбие, богатейшие ресурсы Уссурья сделали свое дело - через три поколения уссурийцы стали одними из самых зажиточных казаков в России, хотя уровня донцов или уральцев достичь им все же не удалось - много сил и средств отнимала необходимость погранично службы прямо за порогом родной избы, а также постоянные мобилизации строевых казаков на различные большие и малые вооруженные конфликты.
В память о своем забайкальском происхождении уссурийцы носили желтые лампасы, погоны и околыши фуражек, имели такой же Войсковой праздник 17 марта и того же небесного заступника - Св. Алексея, Божьего Человека. От казаков ЭКВ их отличал только темно-зеленый цвет "приборного" сукна обмундирования.
Военная слава уссурийцев гремела на всю Россию. Хоть небольшое Войско выставляло всего один полк, зато какой это был полк! Приняв боевое крещение в огне Китайского похода 1900-1901 годов, Уссурийский казачий полк прославился массовым героизмом своих казаков в Русско-Японскую войну, а побережье наиболее известных героев - Февралева, Зырянова, Пичуева не сходили со страниц газет. На германский фронт полк ушел в составе Уссурийской конной дивизии вместе с 1-м Нерчинским и Амурским казачьими и Приморским драгунским полками. И снова будут писать газеты о Шестаковых, Бирюковых, Комогорцевых, Поповых, Жигалиных… Уссурийская дивизия будет названа одной из лучших дивизий Российской армии в войну 1914-1918 годов, она не знала поражений и случаев дезертирства, о ее доблести говорят огромное количество подвигов и то, что три четверти уссурийцев было выбито за годы Великой войны…
С германского фронта после неудачного похода генерала Корлинова на революционный Петроград в 1917 году, на острие которого находились уссурийцы, все части Уссурийской дивизии вооружились под старыми боевыми знаменами и со старыми командирами -офицерами. Большинство уссурийских казаков не признало Советскую власть, и после того, как она была установлена в их краю, ушли в добровольное изгнание в сопредельный Китай вместе с семьями. Некоторые еще какое-то время бывали в рядах армии последнего белого правителя - генерала Дитериха. Дальнейшие их пути-дороги разошлись по всему свету - в Австрию, Америку, Парагвай, Чили, где, говорят, до сих пор тлеют угольки старой уссурийской жизни в компактных казачьих поселениях… В сталинские времена против уцелевших уссурийцев был развернут настоящий геноцид - казаков выселяли из приграничной полосы, ссылали вместе с семьями , нещадно репрессировались… И все-таки, когда грянул гром Великой Отечественной, потомственные уссурийцы так сражались с германцами, что один из добровольческих казачьих кавалерийских корпусов даже хотели назвать Уссурийским. А может, вводя погоны и ордена славы, схожие по виду с георгиевскими крестами, верховное командование Красной Армии вспомнило о грозной главе старой Уссурийской дивизии, повергавшей в трепет немцев в 1-ю мировую войну?
Возрождение Уссурийского казачества началось в конце 80-х годов. И снова казаки не побоялись конфликтов с властями. Именно они вопреки Президентскому Указу не позволили перенести Китаю столбы в глубь российской территории, "подарить" Китаю сотни квадратных километров богатейшей земли, обильно политой потом и кровью и густо засеянной костями их предков. Именно они вместе со своим Войсковым атаманов Виталием Полуяновым, кстати, по происхождению коренным забайкальским казаком из под Кяхты, плечом к плечу с пограничниками стоят на страже российского Приморья и, по существу, заново колонизируют его, вдыхая новую жизнь в старые пепелища.
Молодые казаки служат в 165 Уссурийском казачьем полку морской пехоты ТОФа, погранзаставе "Малиновая", пограничном сторожевом корабле "Казак Уссурийский". На добровольной и безвозмездной основе действуют десятки казачих дружин, охраняющих госграницу и общественный порядок.
Читинцы видели казаков Уссурийского войска в прошлом году, когда посланцы далекого, но родного по духу и крови забайкальцам края прошли нашу область пешком с Крестным ходом, посвященным 2000-летию Рождества Христова.
…Стоя у старинного бревенчатого дома по улице им. Чкалова в Чите, я рассматривал старый ржавый фигурный лист на стене, на котором упрямо читалось назло прошедшим годам - "Уссурийская улица". И снова, как тогда на Уссури, на меня дохнуло далеким теплом. Для меня, забайкальца, чужак В.П. Чкалов никогда не будет земляком, хоть он и герой, и прославленный летчик, а Уссури всегда будет Уссури, ставшая русской рекой благодаря подвигу забайкальцев.


Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=454