Опыт исследования старообрядческих родословий Дата: 24.01.2007 Тема: Генеалогия. Популяционная генетика
...Занимаясь кроме генеалогии ещё историей заселения Приморской области, историей становления различных населённых пунктов Дальнего Востока, основателями хуторов и посёлков, деревень и сёл Приморья, их родословными, семейными историями, потомками первопоселенцев, приходилось и сейчас приходится встречаться с особой группой крестьян, родословные которых составлять очень и очень трудно. Это староверы, или старообрядцы. Трудности исследования их родословных состоят в том, что в метрических книгах, что велись при православных храмах, не найдёшь записи, которые бы относились к старообрядческому семейству...
Автор: Хохлов В.П. п. Кавалерово Приморского края (Публикуется с разрешения автора)
Опыт исследования старообрядческих родословий
Занимаясь русской генеалогией, собирая, изучая и составляя разные родословные, от крестьянских до титулованного дворянства, приходится пользоваться самыми различными источниками. С дворянами легче: многие их родословные изучены, значительная часть родословий опубликована. Ежели требуется составить генеалогическое древо, то в первую очередь исследователь обращается к фонду Департамента герольдии (ЦГИА в Петербурге ), где хранятся родословные дела. Каждый дворянин был записан в родословную книгу (которая делилась на шесть частей) по своей губернии. Не так уж трудно и сложно с купцами, мещанами, крестьянами: в архивных фондах есть для этого такие источники как городские обывательские книги (ведутся с 1785 года) и так называемые ревизские сказки (проще, - переписи населения России), которых за всю историю было десять: от 1-й в 1719 г. до 10-й в 1858. Используя эти основные источники (естественно привлекая и массу других) можно теоретически составить родословную любого человека аж до Петровских времён. Занимаясь кроме генеалогии ещё историей заселения Приморской области, историей становления различных населённых пунктов Дальнего Востока, основателями хуторов и посёлков, деревень и сёл Приморья, их родословными, семейными историями, потомками первопоселенцев, приходилось и сейчас приходится встречаться с особой группой крестьян, родословные которых составлять очень и очень трудно. Это староверы, или старообрядцы. Трудности исследования их родословных состоят в том, что в метрических книгах, что велись при православных храмах, не найдёшь записи, которые бы относились к старообрядческому семейству. Не смотря на то, что по указу 1874 г. были введены особые метрические книги для староверов и сектантов и которые велись волостными старшинами, староверы под разными предлогами всячески уклонялись от записей в этих книгах. В РГИА ДВ есть только пять таких книг: три по Владивостоку и две по Петропавловке Южно-Уссурийского округа. Что же остаётся делать исследователю, какие документы привлекать и с чего начинать ? В действительности же есть масса архивных документов из которых по крупицам можно извлечь материалы для составления старообрядческих родословий, Это упоминаемые выше ревизские сказки, различные посемейные списки, росписи и ведомости самого разного характера, а начинать можно, и даже желательно, с записи предков и родственников у самих представителей староверских фамилий, носителей информации. Для примера приведу родственное окружение одной лишь ветви старинного, обширного и разветвлённого рода “семейских” забайкальских Малютиных. Изучая материалы по истории заселения Ольгинского уезда Приморской области по фондам исторического архива Дальнего Востока (а Ольгинский уезд занимал территорию нынешних Тернейского, Дальнегорского, Ольгинского и Кавалеровского районов) в фонде крестьянского начальника Ольгинского переселенческого подрайона [1] мне встретился список переселенцев деревни Филаретовки Маргаритовской волости, фактически водворившихся к 1 января 1911 года. (Филаретовка находилась недалеко от Пластуна Тернейского района. Ныне не существует.) Все они, согласно списку составленному филаретовским сельским старостой Воробьёвым, прибыли сюда в 1908 г. (т.е. 1908 год и есть год основания). Из Приморской области прибыли Воробьёвы Николай и Вонифатий Софроновичи, Малютин Трифон Семёнович, Пухарев Антон Лавпентьевич, Рыжаков Кирилл Иванович, Филиппов Стефан Васильевич, трое Яковлевых: Пётр, Елевферий и Харитон Егоровичи, двое мещан из Владивостока: Поносов Ювеналий Дмитриевич и Черепанов Терентий Самойлович. Из Якутской области прибыли Малютин Моисей Кузьмич и вдова Филиппова Макрина Харлампьевна, из Тобольской губернии Кизирев Егор Иванович и Непомнящий Сергей Иванович и лишь один в списке Цыганков Аким Ефимович был без указания места отбытия. Казалось бы, что это самые обыкновенные крестьяне переселенцы, которые сотнями и тысячами заселяли и осваивали Дальний Восток, окраину государства Российского. Однако, после изучения литературы по старообрядцам, в частности труда Шмулевича по истории Забайкалья [2] и многодневных бесед с жителем посёлка Пластуна, ныне покойным Акимом Ипатовичем Малютиным (родился в д. Духово 22 сентября 1912 г., ум. 30 марта 1993 г.) выяснилось, что эти крестьяне почти все староверы и большинство из них родственники и свойственники Малютиным. Старообрядцы начали прибывать в Забайкалье уже в середине ХVIII века где, в отличие от одиночных ссыльных, были поселены целыми семьями (отсюда их прозвание “семейские”). На новых местах эти люди, отличающиеся особой любовью к земле и неистощимым трудолюбием, проявили себя самым лучшим образом. Эти их достоинства имели первостепенное значение в освоении новых земель. Русский крестьянин с топором и сохой освоил и обиходил степные и горно-таёжные местности, добрался даже до районов вечной мерзлоты Якутии и везде доказал свои земледельческие способности. К середине Х1Х века семейские освоили все близлежащие земли, которые были им отведены. Население староверских сёл стремительно росло, так за 70 лет жизни в Забайкалье оно увеличилось более чем в четыре раза. Естественный прирост и “земельное утеснение” привели к тому, что в поисках новых вольных земель крестьяне стали переселяться в другие места [3]. С середины Х1Х века началось освоение Приамурья и Приморья. Туда то и устремились многие отпочковавшиеся семьи забайкальских семейских. Малютины, в основном, жили в деревне Бурнашево Тарбагатайской волости и согласно ревизской сказке за 1851 год их было тогда семь семей (43 муж. и 25 женских душ). Когда начались амурские сплавы, подался на далёкую окраину и Никита Малютин со своим семейством. Продвигаясь по Амуру, а затем вдоль Уссури, они добрались до Красного Яра, недалеко от селения Никольского, где и обосновались на несколько десятилетий. Самый младший из братьев, Феопен Никитич, подался во Владивосток на заработки, да так там и остался, записавшись в купцы, а в 1894 году был даже гласным Владивостокской городской думы [4]. Остальные Малютины, не желая жить рядом с вновь прибывающими переселенцами, как и многие другие староверы, подались в ещё необжитую тайгу в северо-восточном углу Приморской области. Так образовались деревни Духово, Ключи, Утёсное, Золотая Поляна, Куналей и многие другие. Так основателями весной 1909 года Духово были старообрядцы Рыжаковы, Матвеевы, Шарыповы. Евстифеевы, Николаевы, Спиридоновы, Мальцевы, Чистяковы и пять семейств Малютиных. Основателями д. Куналей (названной так в честь покинутой родины, деревни Куналей Тарбагатайской волости Забайкалья) были Алексеевы, Болонёвы, Бурулёвы, Сластины, Степановы, Мальцевы, Чебунины, Чистяковы. При составлении и изучении родословий этих фамилий выясняется, что все они были в ближнем и дальнем родстве и свойстве. Так правнучка Кузьмы Никитича Малютина – Василиса Александровна - замужем за Алексеевым [5], её сестра, Агафья Александровна, за Климом Петровичем Яковлевым [6]. В свою очередь сёстры Клима Яковлева были замужем: Мария за Михаилом Марковичем Петровым [7], Пелагея за Кузьмой Ивановичем Барановым, Агриппина за Василием Аверьяновичем Бутковским ( разработку родословной Бутковских [8] ведёт в наши дни владивостокская жительница Идея Назаровна Грабовенко, потомок многих староверческих фамилий). Представитель другой ветви Малютиных, правнук Сидора Никитича - Евгений Иванович и ныне проживает в Перетычихе Тернейского района и является героем многих журналистских публикаций [9]. Из третьей ветви Малютиных - Корнилий Мануилович, сын Мануила Никитича, женат на Елизавете Ермиловне Борисовой [10], внучка Мануила Домна Корнильевна замужем за Бортниковым, а другая внучка, Матрёна Михайловна за Симоном Ивановичем Рыжаковым [11]. Брат Симона Ивановича Кирилл Иванович был одним из основателей деревни Духово, другой брат Григорий Иванович женат на Анастасии Марковне Петровой (сестре Михаила Марковича), а третий брат, Давыд Иванович Рыжаков, женат на Арине Васильевне Николаевой [12]. Аким Ипатович Малютин, правнук Мануила Никитича, был женат на Анне Осиповне Чистяковой [13], дочери Осипа Михеевича и Екатерины Ермильевны, урождённой Чебуниной [14]. У Анны Осиповны это был второй брак, а первый муж Лука Андреевич Голендухин [15] в 1934 году был арестован в связи с так называемом “ восстанием “ в Тернейском районе, но бежал из-под стражи, ударился в бега и пропал без вести. Родной брат Анны Осиповны, Осип Осипович Чистяков, был женат на Екатерине Марковне Петровой, сёстры которой в свою очередь были за Рыжаковым и Алексеевым и так до бесконечности. Стоило только потянуть одну родословную цепочку, как из небытия и глубины времён появлялись всё новые и новые имена, фамилии, люди со своими семейными историями и судьбами. Точно также можно проследить все родственные и свойственные связи и вышеупомянутых основателей деревень Духово, Куналей и других. Ныне не существует ни одного из этих населённых пунктов: часть староверов была репрессирована, кто-то уехал обратно в Забайкалье на свою историческую родину, многие рассеялись по многочисленным городам и весям Сибири и Дальнего Востока и лишь единицы продолжают жить в Тернейском и прилегающим к нему районах. Несколько слов о так называемых “австрийской” и “румынской” группах старообрядческих фамилий. После принятия в 1905-1906 гг. законов о веротерпимости и деятельности старообрядческих и сектантских общин вновь стал вопрос о возвращении в Россию последователей “старой веры “ из Австро-Венгрии и Румынии. Зарубежные староверы давно стремились вернуться на родину из-за угрозы ассимиляции, малоземелья и притеснения местных властей. Для поощрения возвращения, царским правительством были разработаны специальные правила принятия в русское подданство зарубежных староверов, переселяющихся на казённые земли Дальнего Востока. В историческом архиве Дальнего Востока имеются документы, где раскрывается этот переселенческий вопрос и приводятся посемейные списки [15]. По этим документам можно определить из каких именно мест были переселенцы: селения Белая Криница и Климоуцы Серетцкого уезда, селение Соколинец Сычавского уезда, селение Лукавцы Вомницкого уезда, - все Черновицкой губернии Буковинского края, Австрия. Из Румынии города Пятра-Нямцу, Браил и Яссы, селения: Русская Слава, Гиздарешты (Новое Село), Журиловка, Татарица, Серекоя, Мила 23, Старая Килия, Магмудия, Свистовка, Каменка и Переправа. В 1908 году и началось переселение старообрядцев из этих мест в основном в Амурскую область. Так в 1908 году, в 43 верстах от Благовещенска, была основана деревня Климоуцы (перенесли своё название из Буковины). На 1 января 1916 г. в нём числилось всего 261 жителей [16]. Среди основателей - Романовы, Сергеевы, Афанасьевы, Кондорович, Михайловы, Васильевы, Тимофеевы. В 1909 году, в 45 верстах от Благовещенска, возникла Ново-Каменка [16] и опять же, не мудрствуя лукаво, переселенцы назвали своё новое местожительство в память о румынской Каменке. Среди основателей: Цукановы, Егоровы, Фёдоровы, Захаровы, Кононовы, Петровы, Авдеевы, Осиповы, Ласточкины и другие. Так же как и семейские забайкальские, все эти австрийские и румынские староверы многократно связаны родственными и свойственными связями между собой. Да и судьба их почти такая же: подвергались репрессиям в 1920-30-е годы (так Афанасьев Тимофей Кондратьевич, р. 1874 г., “австриец”, в 1932 году был выслан из села Бордогон Свободненского района в Казахстан [17], Борисов Викул Григорьевич, р. 1882 г., “румын” проживал в д. Марковка Хабаровского района, был арестован в 1933 г. и расстрелян [18]. Длинен скорбный список), геройски погибали и пропадали без вести на фронтах Великой Отечественной войны, а после войны и всех невзгод те, кто выжил, занимались мирным трудом. Исследуются и составляются также родословия основателей населённых пунктов в нынешних Чугуевском, Анучинском, Яковлевском и других районов Приморского края. Это староверы Басаргины, Гостевские, Калугины, Селедковы, Черемновы, Шипицыны, Мартюшевы, Будуновы, Реутовы, Фефеловы, выходцы из Алтайского края, Вятской, Пермской, Енисейской губерний и иных российских местностей.
Примечания. 1. РГИА ДВ. Ф.103. Оп.1. Д.37. Л.80-81. 2. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья. ХV11 - середина Х1Х в. Новосибирск, Наука, 1985. С. 60-62. 3. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в ХV111 - ХХ вв. Новосибирск, 1994. С. 60-63. 4. Дьяченко Б. Состав Владивостокской городской думы в 1894 году. - Утро России, № 118, 11 октября 1994 г. 5. Алексеевы. 15 их семейств в 1851 г. жили в деревнях Куналей, Куйтун и Бурнашево Тарбагатайской волости. 6. Яковлевы. 8 их семейств в 1851 г. жили в деревнях Бурнашево, Новая Брянь, Нижний Жирим и Куналей Тарбагатайской волости. 7. Петровы. 12 их семейств в 1851 г. жили в деревнях Тарбагатай, Нижний Жирим и Куналей Тарбагатайской волости. 8. Барановых и Бутковских к 1851 году в Тарбагатайской волости уже не было, так как они к этому времени уже переселились на новые места. Старейший из этой ветви - Семён Аверьянович Бутковский, р. в 1912 г., ныне живёт в Лидовке Дальнегорского района. 9. См., например, а) Квашин В. Малютины из Перетычихи. - Красное знамя, № 130, 22 октября 1992 г. б) Семин В. От Сталинграда до Вены. - Вестник Тернея, № 57-58, 9 августа 1994 г. 10. Борисовы. 9 их семейств в 1851 г. жили в д. Куйтун Тарбагатайской волости. 11. Рыжаковы. 5 их семейств в 1851 г. жили в д. Куналей Тарбагатайской волости. 12. Николаевы. 5 их семейств в 1851 г. жили в деревнях Куйтун и Бурнашево Тарбага - тайской волости. 13. Чистяковы. 5 их семейств в 1851 г. жили в д. Десятниково Тарбагатайской волости. 14. Чебунины. 7 их семейств в 1851 г. жили в деревнях Десятниково, Тарбагатай и Ку - налей Тарбагатайской волости. 15. РГИА ДВ. Ф.702. Оп.1. Д.609. Начато 7 ноября 1908 г., окончено 12 сентября 1910 г. 16. Памятная книжка Адрес-Календарь Амурской области. 1916 год. Благовещенск, 1916. С. 166. 17. Хотелось бы всех поимённо назвать. Книга-мартиролог. А-К. Хабаровск, 1997. - С. 48. 18. Там же. С. 87.
Приложение. Малютины – старообрядцы семейские забайкальские. Первое упоминание их в документах в 1773 г. По ревизской сказке 1851 года Малютины проживали в деревне Бурнашево Тарбагатайской волости, Забайкалье. Было их 7 семей: 43 мужчин и 25 женщин. Источник: Шмулевич М.М. Очерки истории западного Забайкалья. Новосибирск, Наука, 1985. – С. 61. Нижеприведённая родословная записана со слов Акима Ипатовича Малютина (№ 59/43), р. в 1912 г., вечером 11 августа 1989 г. в п. Пластун Тернейского района Приморского края.
I 1. Никита N. Малютин.
I I 2/1 Кузьма Никитич. 3/1 Сидор Никитич. 4/1 Мануил Никитич.
I I I
5/2 Моисей Кузьмич. 6/2 N. Кузьмич. 7/2 N. Кузьмич. 8/3 Евмений Сидорович. Умер в Самарге. 9/3 Перфилий Сидорович. Умер в Новосибирске. 10/4 Ипполит Мануилович. Умер в Каменке. Жена Капитолина N. N. 11/4 Корнилий Мануилович. Жена Елизавета Ермиловна Борисова. 12/4 Михаил Мануилович. Жена 1-я N. N. N. (все дети от неё). Жена 2-я какая то «Борисеевна» (от неё детей нет). 13/4 Дмитрий Мануилович. Жена N. N. N. I V
14/5 Прасковья Моисеевна. Умерла в доме инвалидов. 15/5 Александр Моисеевич, репрессирован в 1937 г. Жена Лукерья N. N. 16/5 N. Моисеевич. 17/8 Иван Евменьевич. 18/8 Пётр Евменьевич. 19/8 Влас Евменьевич. 20/8 Агафья Евменьевна. 21/8 Пестимея Евменьевна. 22/8 N. Евменьевна. 23/9 Илларион Перфильевич, р. в 1893 г. в с. Красный Яр Уссурийской области, расстрелян 22 января 1938 г. во Владивостоке. Образование начальное, засольный мастер СПГРТ бухты Терней, проживал в селе Морозовка. Арестован 27 августа 1937 г., обвинялся в шпионаже в пользу Японии, в том, что распространял эсеровскую литературу. Осуждён постановлением тройки УНКВД по ДВК от 3 декабря 1937 г. к расстрелу. Реабилитирован 15 января 1962 г. Ист.: Назовём всех поимённо // Утро России, № 213-214, 7 ноября 1997, с. 11 (В списке реабилитированных отчество дано как Порфирьевич). 24/9 Егор Перфильевич. 25/9 Фёдор Перфильевич. 26/9 Леонтий Перфильевич. 27/9 Никифор Перфильевич. 28/9 Акулина Перфильевна. 29/9 Мария Перфильевна. 30/9 Фетинья Перфильевна. 31/10 Кондратий Ипполитович. 32/10 Пётр Ипполитович. 33/10 Семён Ипполитович. 34/10 Фаддей Ипполитович. 35/10 Лукерья Ипполитовна. 36/10 Фетинья Ипполитовна. 37/10 Павлина Ипполитовна. 38/10 Татьяна Ипполитовна. 39/10 Мария Ипполитовна. 40/11 Домна Корнильевна, утонула в реке. Муж 1-й N. N. Бортников, у них один сын. Муж 2-й N. N. Юрков, у них сын и две дочери, утонувшие в реке с матерью. 41/11 Аксинья Корнильевна. Муж Терентий Шарыпов. 42/11 Онуфрий Корнильевич. Жена Аксинья N. N. Их дети живут в Амгу и Кузнецово Тернейского района. 43/11 Ипат Корнильевич, р. в 1886 г. в с. Красный Яр, под Уссурийском, умер в с. Амгу. Жена 1-я Аксинья Пентелеевна Шатова, ум. в 1924 г. Жена 2-я Фёкла Дмитриевна N. ( Её 1-й муж Марк N. Петров). 44/12 Матрёна Михайловна. Муж Симон Иванович Рыжаков. 45/12 Семён Михайлович. Жена Матрёна Фаддеевна Матвеева. 46/13 Никифор Дмитриевич. 47/13 Алимпий Дмитриевич. 48/13 N. Дмитриевна. Учительница. V 49/15 Агафья Александровна. Муж Клим Петрович Яковлев. 50/15 Фёдор Александрович. 51/15 Мария Александровна. Муж Бучасов. 52/15 Михаил Александрович. 53/15 Василиса Александровна. Муж Алексеев. Живут в Уссурийске.
54/17 Евгений Иванович, р. 2 ноября 1922 г. Живёт в Перетычихе. Жена Елена Емельяновна Новожилова. У них три сына и три дочери. 55/18 Прокопий Петрович. 56/18 Селифон Петрович. 57/18 Иван Петрович. 58/43 Пётр Ипатович, р. в 1908 г. 59/43 Аким Ипатович, р. 22 сентября 1912 г. в с. Духово, ум. 30 марта 1993 г. в Пластуне. Участник Великой Отечественной войны. Жена Анна Осиповна Чистякова, р. в 1910 г. (Её 1-й муж Лука Андреевич Голендухин). 60/43 Николай Ипатович. 61/43 Анна Ипатовна. Муж Мишин. 62/43 Корнилий Ипатович. 63/43 Евдокия Ипатовна. Муж Вахрушев. Живут в Новосибирске. 64/43 Татьяна Ипатовна (от 2-й ж.) Живёт в Улан-Удэ. 65/43 Арина Ипатовна (от 2-й ж.), умерла. 66/45 N. Семёновна. 67/45 N. Семёновна. V I
68/59 Александра Акимовна, р. в 1941 г. Муж 1-й Виктор N. Варфоломеев. Муж 2-й Владимир N. Буданов. V I I
69/68 Ольга Викторовна Варфоломеева, р. в апреле 1965 г. Муж Олег N. Попов. Живут во Владивостоке, у них сын Роман Олегович. 70/68 Сергей Викторович Варфоломеев. = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = И ещё со слов Акима Ипатовича Малютина: 1) Все Малютины родом из Архангельской губернии. 2) Трифон Семёнович Малютин, р. в 1891 г. (см. ниже). Все Малютины – «белые», а этого Трифона звали «чёрный». Неизвестно, чей он сын, может быть даже какой то «посторонний». В 1908 г. он был одним из основателей деревни Филаретовки. Жена Елизавета младшая Лаврентьевна Пухарева. У них дети: Матрёна Трифоновна, Марфа Трифоновна и Трифон Трифонович, в 1989 г. жил на Сахалине. = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = Малютин Евстафий Павлович, р. в 1909 г. в с. Домикан Хингано-Архаринского района Амурской области. Лесоруб в ЛПХ в с. Успеновка ЕАО ДВК. Арестован 12 декабря 1933 г. СПО ПП ОГПУ по ст. 58-2-11. Постановлением Тройки при ПП ОГПУ от 29 марта 1934 г. приговорён к 10 годам ИТЛ. Постановлением президиума областного суда ЕАО от 3.06.1961 г. дело прекращено за отсутствием состава преступления, реабилитирован. Ист.: Хотелось бы всех поимённо назвать. Книга-мартиролог. Т. 2. Л - Ф. Комсомольск-на-Амуре, 1998. С. 105. Малютин Трифон Семёнович, р. в 1891 г. в с. Красный Яр Приморской области. Крестьянин, проживал в с. Ключи ДВК. Арестован 19 ноября 1930 г. ПП ОГПУ ДВК по ст. 58-10. Заседанием коллегии ОГПУ от 15 мая 1931 г. приговорён к 5 годам лишения свободы. По заключению прокуратуры Хабаровского края от 31.10.1989 г. реабилитирован по Указу ПВС СССР от 16.01.1989 г. Ист.: Хотелось бы всех поимённо назвать. Книга-мартиролог. Т. 2. Л - Ф. Комсомольск-на-Амуре, 1998. С. 105.
|
|