Предыстория

Как появились бурятские казаки
Дата: 25.11.2005
Тема: Забайкальское Казачество


     Известно, что 17 марта (по старому стилю) 1851 года на базе 4 конных бурятских казачьих, 2 русских казачьих полков и 1 тунгусского казачьего полка князя Гантимурова ( Ган Тумэр) Указом Его Императорского Величества Николая Первого было создано Забайкальское казачье войско, как военная организация, с целью дальнейшего освоения земель Дальнего Востока.



В данной статье использован материал сайта extra.chita.ru

Тимур Ламбаев

«Как появились бурятские казаки»



   Известно, что 17 марта (по старому стилю) 1851 года на базе 4 конных бурятских казачьих, 2 русских казачьих полков и 1 тунгусского казачьего полка князя Гантимурова ( Ган Тумэр) Указом Его Императорского Величества Николая Первого было создано Забайкальское казачье войско, как военная организация, с целью дальнейшего освоения земель Дальнего Востока. Казаки, пришедшие в 1644 г. в "Землю Даурскую", дали импульс для хозяйственно-экономического освоения нашего края. На всем протяжении более 150-летнего существования забайкальских казаков просматриваются их большое трудолюбие, ответственность за Отечество и преданность идее государственности.
   
   * * *
   Первые упоминания о боевой активности бурят относятся к 1641 году. Это было время, когда "якутские" воеводы решили предпринять поход на верхоленских и байкальских бурят, "чтобы укрепясь в их стране, быть ближе к забайкальскому серебру".
   
   Вот как описывает этот период А.П. Васильев :
   "Зимой 1641 года из Илимска боярский сын Василий Власьев со 100 казаками успешно теснит бурят. В том же году летом пятидесятник Мартын Васильев идет и закладывает при устье Куленги Верхоленский острог. Заложением его ангарские и верхоленские буряты были загнаны в мешок: с запада Бурятский острог (с передовыми по полукругу-Осинским; Тутурским и Усть-Кутскими острогами) с востока - Байкал; с севера - Верхоленский острог. Буряты проявляют страшную энергию с целью уничтожить запирающий клапан - Верхоленский острог. Остроги сыграли роль клещей, раздавивших независимое существование бурят".
   
   Первое историческое известие о появлении русских казаков на озере Байкал относится к 1644 году. "С отрядом в 75 человек пятидесятник Курбат Иванов, посланный из Якутска в Верхоленский Братский острог на смену основателя острога пятидесятника Мартына Васильева, успешно сделал набег на остров Ольхон на озере Байкале. Братские были разбиты. С пленными и добычею вернулся он в Верхоленск. Братские по выражению того времени, "стали ясак сулить и с казаками мириться"
   "По причине вымогательства буряты, видимо, озлоблялись...
   
   "Братские" говорят: "От одного Государя приходят к нам двои люди: - одни верхоленские живут с нами в мире и ясак с нас емлют; другие емлют в полон и жен, и детей, и скот, и лошадей отгоняют.... Как же быть после этого под царскою высокою рукою? Если их две трети побьют, то останется хоть одна треть.... И тогда ничего с них не возьмут".
   Вскоре чаша терпения бурят переполнилась. Нередко возникали схватки. Но сказывалось отсутствие огнестрельного оружия.
   
   Любовь к родной земле, постоянные нападения со стороны ойротских, монгольских и китайских ханов, набеги на остроги, деревни, заимки и улусы, увод людей в плен, огромные подати, отгон лошадей и рабочий скот - от всего этого страдало не только бурятское, но и русское, и эвенкийское население. Это определило необходимость совместной борьбы бурят, русских и эвенков против насилия и произвола, не только царского самодержавия, но и зарубежных ханов.
   
   В произведениях бурятских фольклористов особый интерес представляют сказки о борьбе с монгольскими феодалами. В них воспевается храбрость бурятских воинов-богатырей, которые не только защищали свои земли от набегов монгольских князей, но и сами делали удачные нападения на своих обидчиков и жестоко мстили им. Они освобождали пленных и возвращали отобранные стада. Грудью богатыри вставали на защиту своего угнетенного народа и неизбежно побеждали пришельцев, сторонников захватнических войн, злых и коварных "мон-гатхаев".
   
   7-го декабря 1688 года главный монгольский владелец Очирой-Саинь-Хан, кочевавший в верховьях Селенги, соединившись с другими монгольскими тайшами пошел на Селенгинск с целью возвратить себе под власть бурят. В двух верстах от Верхнеудинска казаки сразились с объединенными силами монголов и разбили их на голову.
   
   В сентябре 1688 года посол Головин с 2000 отрядом разбил монголов в трех сражениях под Селенгинском, Верхнеудинском и Ильинской заимкой.
   
   Огромное значение в деле обретения бурятами своей самостоятельности и дальнейшего развития имело закрепление их за Россией.
   
   При этом была учтена воля бурятского народа, который подвергался постоянным нападениям со стороны Китая.
   
   "Не только буряты, но даже шесть тайшей Очирой-Саинь-Хана, не желая подчиниться Китаю, заключили в январе 1688 года договор с Головиным о вечном подданстве России. Они хотели поселиться около Селенгинска и платить ясак скотом".
   
   В 1764 году отношения с Китаем еще больше обострились. По примеру нерчинских тунгусов, которые выделяли особую команду для несения пограничной службы, селенгинские буряты обратились с просьбой о выделении для них особых команд для пограничной службы. До этого 14 селенгинских родов, управляемые родовыми старшинами, содержали пограничные караулы. Такой порядок был заведен еще со времен Владиславовича.
   
   Зайсаны и шуленги были их управителями, судьями, нарядчиками на службу и старшими на пограничных караулах, где селенгинские буряты служили посменно, что неблагоприятно воздействовало на вековой уклад их жизни. Служба стесняла вольную кочевую жизнь бурят, отвлекала от ведения скотоводства.
   
   Вот почему разрешение пограничного вопроса, удачно проведенное на нерчинской границе, вызвало желание и у селенгинских бурят путем выделения специальных стражников отделаться от пограничной службы.
   
   Для этой цели они сами выбрали из своей среды 2400 человек и попросили освободить их от уплаты ясака, с тем, чтобы они служили только на караулах и форпостах.
   В 1762 году для пограничной службы селенгинские буряты избрали... (таблица 1)
   
   Избранные буряты, пограничные охранники, обязывались содержать себя за свой счет, без жалования. Сенатским Указом от 2-го июля 1764 года на селенгинской границе были учреждены 2400 бурят на службу пограничными охранниками.
   
   Это была своевременная мера, ибо обострившиеся в июне 1764 года отношения с Китаем заставили принять ряд мер предосторожности на забайкальской границе.
   
   Предпринятые Правительством меры по укреплению обороны Забайкалья заставили обратиться к помощи хоринских бурят, к этому времени считавшихся надежными подданными русского царя. Пограничная служба забайкальских инородцев была отмечена вниманием Екатерины Второй.
   
   6-го марта 1783 года был издан Указ:
   1. О том, чтобы принять меры к более тесному сближению с инородцами.
   2. Представить к производству в чины ("в благородное состояние") тех из них, кто окажется достоин.
   Для укрепления границы из 17 тысяч хоринцев было решено подобрать милицию для прикрытия некоторых пограничных мест в случае неприятельского вторжения.
   
   Главный тайша хоринских бурят Иринчеев со своими помощниками дали письменное обязательство выставить милицию от 11 хоринских родов, "в числе 2500 человек лучших людей и содержать их во всегдашней готовности к оборонительному действию".
   
   "Хоринцы обязались выставить этих людей при обычном их вооружении, с избранными из их среды начальниками, по первому извещению пограничных командиров. В случае же крайней надобности, все хоринцы заявили о своей готовности пожертвовать жизнью для защиты России, которую они считали уже своим Отечеством".
   
   Буряты обладали качествами, нужными для несения пограничной службы: наблюдательностью, отлично стреляли из лука, были хорошими наездниками.
   
   В отличие от русских и тунгусских служилых казаков, которые несли службу на границе бессменно, бурятские казаки командировались на границу поочередно, через 3 года в 4-й, по 400 человек, т.е. только 1/6 часть служилых бурятских казаков находилась на службе, остальные казаки жили в своих улусах. Бурятам разрешалось нанимать за себя, поэтому служили только бедные по найму.
   
   В это время бурятские казаки были вооружены только луками и стрелами, атаманы их имели сабли и кортики с серебряным темляком. У некоторых бурятских казаков были пики. Буряты плохо действовали пиками. Этому их не обучали. Но среди них попадались хорошие стрелки из ружей, которые они заводили за свой счет. Пики, луки, стрелы покоились до смотра в цейхгаузах. Постепенно утрачивалось искусство меткой стрельбы из лука, т.к. со временем их стали заменять ружья на сошках. Другой причиной замены вооружения была та, что ружье стоило дешевле. За 20 рублей ассигнациями можно было купить хорошее ружье, а лук со стрелами стоил 30-50 рублей ассигнациями. Полный комплект стрел считался у тунгусского казака 60, у бурятского 40.
   
   Интересно отметить, что из числа 2400 казаков, состоявших в 4-х бурятских полках, пограничную службу несли только 394 человека, которые через год сменялись другими. Кроме того, 60 человек служили при Троицкосавской таможне. Богачи старались нанять за себя на дальние караулы за 250 рублей в год, на ближние - за 115.
   
   После установления и демаркации русско-китайской границы в Забайкалье в 1828 году Царским Правительством была введена регулярная пограничная охрана. Наравне с русским населением к этой службе были привлечены буряты и эвенки. Буряты выбирали из своей среды молодых людей (по 11 от каждого рода) и отправляли на русско-китайскую границу. Они назывались казаками и несли рядовую караульную службу, а один из них назначался начальником - "зангием".
   
   Бурятские казаки и зангии несли пограничную службу стойко, храбро, ревностно и бдительно. Русский посол граф С.В. Рагузинский в свое время отметил боевые качеств бурятских воинов по защите и охране государственных рубежей: "Служат верою России, не уступая природным россиянам, своим оружием и кочеванием границу распространяли, Мунгальской землицы великого частью завладели, на границе с великим чаянием и верностью были доброоружены и доброконны, держали оную почти по всему расстоянию в многолюдстве, прикрытием границ и разъездами служили без жалованья с добрым сердцем и учтивостью, на которых я имел большую надежду, видя их храбрость и добросердие".
   
   Отправка казаков и зангиев на место службы на туранский и окинский караул стало традиционным родовым праздником. Народ за счет рода готовил каждому пограничнику боевого коня, вооружение, состояние из саадака со стрелами и хормого с тугим луком (бухорь шара номо), меча и копья. За счет рода устраивали проводины (удэшэлгэ) с обильным угощением и выпивкой молочной водки. На такой вечер собирался народ со всех улусов, молодежь устраивала национальные пляски и игры, а пожилые и старые угощались жирной кониной и бараниной, вели беседы о службе казаков и пели песни.
   Народ создал о них много песен, легенд и преданий, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста, исполнялись в особо торжественные дни.
   
   На проводах по бурятскому обычаю пели песни-проводы и песни-клятвы, наполненные горячей и беззаветной любовью к Отчизне-земле. Песни, посвященные пограничной службе, многочисленны и составляют целый цикл в устном народном творчестве бурятского народа.
   Вот лишь некоторые из них:
   
   Песни и наказы
   ...Нерушимою глыбой каменной
   Встань ты накрепко на границе,
   Выполняй поручение общества,
   Никого не боясь на свете!
   
   Песни-клятвы
   ...Находясь на границе далекой,
   Бережем мы народное счастье.
   На века побратавшись с русскими
   И с эвенками дружбою крепкой.
   /перевод В. Кузнецова/
   
   Зангии и пограничники служили для многих поколений образцом героизма и отваги. Молодежь подражала им в своих действиях и поступках, брала с них пример, усваивала такие боевые качества как храбрость и бесстрашие.
   
   "27 октября 1812 года дворянским заседателям 12 класса Ксенофонтом Кобяшевым была выдана расписка из Верхнеудинского общего присутствия зайсану сотни Нисаеву в том, что принято от него денег 1000 рублей, пожертвованных братскими на предмет нового в государстве ополчения..."
   
   Хоринские буряты через Кяхтинское казначейство передали русской армии 1000 лошадей. Значительное пожертвование внесли также кудинские и верхоленские буряты.
   
   ...Откликнулось все население Бурят-Монголии. В рапорте Верх-неудинскому Земскому суду от 10 сентября 1812 года тайша Кударинских четырех родов братских Додоев доносит, что состоялось патриотическое собрание, что "из-за усердия непоколебимой любви к Отечеству братские на первый случай жертвуют ныне деньгами 500 рублей". Через 12 дней тот же тайша снова уведомляет, что "вторично вносит от доверенных ему четырех родов братских 500 рублей".
   
   На полях Отечественной войны 1812 года сибиряки показали себя прекрасными войнами. Селенгинский пехотный и Тобольский гренадерские полки сражались под Смоленском. Селенгинский полк под Смоленском потерял почти 3/4 своего состава, но и сам нанес врагу большой урон. В бою был ранен командир Селенгинского полка полковник Мещеряков.
   
   Участник Отечественной войны 1812 года Селенгинский пехотный полк покрыл себя неувядаемой славой в годы первой обороны Севастополя 1854-1855 годов. Селенгинцы стояли на смерть на самых опасных ключевых позициях к городу. О них в Севастополе напоминают чугунная плита с надписью: "Селенгинский пехотный полк" на одном из бастионов, надписи золотом по мрамору на бывшей оборонительной башне Корниловского бастиона, на легендарном Малаховом кургане, где горит вечный огонь в знак доблести и вечной славе войнам, и на фасаде бывшей гарнизонной церкви.
   На братском кладбище можно узнать многие фамилии селенгинцев, есть и улица Селенгинская.
   
   В 1965 году рабочий С. Кукушкин прислал в Улан-Удэ небольшую посылку из Севастополя. Вот что он писал: "Посылаю вам, дорогие товарищи, скромный подарок - пригоршню этой бесценной севастопольской земли. Примите и храните ее. Пусть она, политая кровью ваших предков, напоминает вам и вашим потомкам о славных и незабываемых делах дорогих земляков".
   
   В июне 1851 года по предложению и ходатайству Иркутского генерал-губернатора Муравьева было образовано Забайкальское казачье войско. Оно состояло из 48169 человек. В него входило 4 русских (вместе с тунгусами) полка - 3504 человек и 4 бурятских полка - 1726 человек. Это было конное войско в количестве 5230 человек. В 12 пеших батальонах было 12486 человек. Всего в войске казаков было 17716 человек. Неоднократные испытания забайкальских казаков боевыми действиями на поле брани показали их мужество, стойкость и неприхотливость. Забайкальских казаков всегда отличали верность товариществу и взаимовыручка, дружба и сострадание, готовность поделиться последним куском хлеба или щепкой табака. Среди населения Забайкальской области казаки были одной из зажиточных групп. Достаточно сказать, что в Цурухайтуйском пограничном отделении в среднем на один двор приходилось 160 голов различного скота. Забайкальское казачество послужило прародителем Амурского и Уссурийского казачьих войск. Забайкальское казачье войско отличалось высокой боевой выучкой, крепкой дисциплиной. Летом 1852 года казаки были собраны - пешие по батальонам, конные русские по сотням, а бурятские по полкам. После шестидневного учения, батальоны были представлены на осмотр генерал-губернатору Муравьеву. После его обхода они демонстрировали различные маневры в батальонных колоннах и развернутым фронтом. Взводами командовали казаки.
   
   Муравьев нашел "успехи изумительными". "А вид и осанка казаков, ответы их на вопросы и приветствия, готовность к быстрому и точному исполнению приказания подают самые благоприятные надежды о пользе этого прекрасного войска", - доносил Муравьев в своем рапорте.
   
   Муравьеву были представлены на сборном пункте два бурятских полка. Бурятской бригадой командовал войсковой старшина Бородаевский. Полки были немного обучены строю, провели фронтовые учения. "Братская бригада" писал Муравьев: "Не отстает от русских бригад. Приемлю смелость испрашивать для них оружие и штаты наравне с русскими полками".
   
   Именно это Забайкальское казачье войско было в дальнейшем использовано Муравьевым для занятия Амурского края и укрепления дальневосточных границ.
   6 декабря 1852 года особой грамотой на имя Забайкальского казачьего войска император пожаловал 16 боевых знамен: четырем русским конным полкам и 12 пешим батальонам этого войска.
   Забайкальское войско приняло активное участие в экспедиции по укреплению дальневосточных русских владений. В то время значительно возросло значение Амура как пограничной реки, годной для сплава. Началась Крымская война. И когда в августе 1854 года под американским флагом неожиданно появилась англо-французская эскадра, в Петропавловске уже было установлено 7 батарей и находились около 900 человек, своевременно отправленные Муравьевым.
   
   В период с 20-го августа по 26 августа 1854 года русскому гарнизону, усиленному прибывшими войсками еще до неприятельского нападения, пришлось отражать нападение на Петропавловск англофранцузской эскадры. Когда от 24 августа неприятель на 25 лодках высадил десант до 700 человек в одном месте, а часть десанта в другом месте, русский гарнизон ударил в штыки, заставил их отступить в беспорядке. Неприятель потерял до 350 человек и был отбит. Потери русского гарнизона составили 96 человек. 27 августа 1854 года неприятельская эскадра снялась и ушла в море. 3-го октября 1855 года в заливе Кастри 130 забайкальских конных и пеших казаков под начальством есаула Пузина встретили огнем неприятельские баркасы, направленные к берегу. Урядник Таскин за личную храбрость получил военный орден и стал первым Георгиевским кавалером. Так проходила боевая служба забайкальцев в Приамурье.
   
   К сожалению, участие бурят-казаков в кампании 1853-1856 годов не освещено в исторической литературе. Вместе с тем, именно эта компания - поход вверх по Амуру и возвращение их домой - занимает особое место в боевой летописи забайкальских казаков.
   
   27 июля 1856 года войска, предназначенные к возвращению в Забайкалье, под общим начальством полковника Сославина на легких гребных судах, приобретенных большей частью от туземцев, выступили из Мариинского поста тремя отрядами.
   
   Это был небывалый по трудности и сложности поход вверх по Амуру. Предстояло пройти до 2300 верст в условиях отсутствия продовольствия с полной выкладкой: оружием, походной и боевой амуницией и провиантом. В этом тяжелом походе войскам часто приходилось испытывать голод, варили сухую траву и древесную кору. Шли при 200 морозе, ночевали все время в поле. Отряд полковника Облеухова, который не успел прибыть в Забайкалье до наступления морозов, потерял из 379 человек 102 человека и пробыл в пути 143 дня.
   
   Эти факты и примеры свидетельствуто том, что "бурятский народ проявил патриотизм, защищая родные рубежи от иноземных набегов, сражаясь вместе с русскими войнами против врагов России, участвуя в патриотических общественных движениях в годы Отечественной войны 1812 года, Крымской войны".
   В дальнейшем забайкальским казакам приходилось быть участниками многих походов.
   
   Забайкальские казаки в 1900 году принимали участие в действиях всех отрядов, направленных в Маньчжурию, за исключением Харбинского (Сунгайского) отряда Сахарова, кавалерию которого составляли Амурские и Уссурийские казаки.
   
   Разбитые по сотням и взводам, то впереди, как разведчики, то в тылу на охране сообщений, окруженные неприятельским населением и "боксерами", они несли весьма тяжелую, хотя и невидную службу во время всей кампании от первого выстрела до последнего. 18-го сентября 5-я сотня 1-го Верхнеудинского полка, следуя в передовом отряде полковника Мищенко, одна из первых ворвалась в город Мукден через Южные ворота.
   
   В 1915-1916 гг. бурятские воины, действуя в составе 1-й Забайкальской казачьей дивизии на полях Галиции и Польши, впервые столкнулись с германскими захватчиками. Летом 1916 г. 1-й и 2-й Верхнеудинские казачьи полки участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве.
   
   Сегодняшние казаки - потомки славного Забайкальского казачества, организационно оформившегося 16 ноября 1990 г., в большинстве своем несут заряд патриотизма и ответственности за Россию. Казаки являют собой мостик между прошлым и будущим России и нашего Забайкалья. 
    
    Тимур ЛАМБАЕВ



Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=48