Предыстория

Магазин - музей
Дата: 07.04.2007
Тема: Забайкальское Казачество


Статья Ю.В. Апрелкова об групповой фотографии забайкальских казаков...

В.Ю. Апрелков

http://www.extra.chita.ru/index.php?doc=2172¤t=14(534

Магазин-музей



   















Не знаю кто как, но сам я переступаю порог двухэтажного дома № 18 с большой вывеской "Магазин "Антикваръ", что в Чите по улице Нерчинской, с чувством того, что вхожу я не в коммерческое заведение, а в музей. И для этого есть свои причины. 
       С самых первых дней открытия этого необычного для Читы магазина усилиями директора "Антиквара" Николая Савкина в нем создана особая атмосфера. И дело не в том, что старые вещи излучают какую-то свою, особую тонкую энергию, которая вольно или невольно так или иначе ощущается всеми посетителями. Здесь нет погони за голой прибылью, наверное, потому-то многие редкие вещи, на которые всегда находятся желающие их приобрести по большим ценам, не продаются и очень напоминают музейные экспонаты. Есть среди них и те, что лично принадлежат Савкину, известному читинскому коллекционеру, подполковнику запаса и войсковому старшине современного Забайкальского казачьего войска. 
       - Иногда к нам приносят просто уникальные, редкие вещи, - говорит Николай Дмитриевич, - и тогда мы ставим в известность музейных работников, представителей культуры, тех же коллекционеров, и тогда риск того, что наши забайкальские редкости "уплывут за кордон" за щедрые доллары или юани иностранцев, сводится к минимуму. Приносят к нам и предметы религиозных культов: православные иконы, статуэтки Будды, и судьбу этих вещей мы определяем только после того, как своё слово скажут священники из читинских храмов. Это, к слову, помогает пресечь и незаконный оборот антиквариата.   
   В "Антикваре" можно не только купить различную краеведческую и справочную литературу, но и получить уникальную консультацию. Всему Забайкалью и за его пределами известен другой сотрудник "Антиквара" - читинец Юрий Константинович Нестеренко, автор семи книг о монетах, о котором говорят, что того, что не знает по нумизматике "дядя Юра", того не знает, наверное, никто.    
   Вот и сегодня по зову двух этих людей, моих старых знакомых и соратников в деле сохранения нашей исторической памяти, после звонка Савкина в редакцию "Экстры" я снова в "Антикваре". Николай Дмитриевич протягивает мне один из "непродающихся" экспонатов своего магазина-музея - большую групповую фотографию военнослужащих вековой давности. Вопрос Савкина традиционен и созвучен тому, который вот уже десять лет звучит со страниц "Экстры" в отношении подобных фотоснимков: -     
   Кто вы, земляки-герои? 
   Если посмотреть сначала на обратную сторону этого наклеенного на плотный картон (на века!) группового фото, то сразу бросается в глаза обрывок белой бумаги, сиротливо выделяющийся на желто-сером фоне в углу. На нём читаются слова, набранные типографским способом: "сидит слева Степан Тугаринов, 25-й - Алексей Федотов…" и рядом "… Горшков…" Благодаря клею этот клочок намертво въелся в картон. Тот, кто бережно наклеивал когда-то список казаков на обороте фото, наверное, с не меньшими усилиями, но с большой спешкой - иначе случайно не уцелел бы этот клочок, - потом срывал его. А может и не хозяин снимка, наверняка сам запечатлённый читинским фотографом в "униброме" вместе с сослуживцами, а кто-нибудь из его родственников, боящихся оставить такую роковую "улику" для НКВД и в то же время старавшихся сохранить память о родном человеке. Возможно - единственную, ведь многие из казаков не возвращались домой со службы вообще.     
   К какой части ЗКВ принадлежали сфотографированные казаки? Ответ на это дает их униформа. На погонах эмблемы - перекрещенные пушечные стволы и большая цифра "3". Если бы после нее стояла точка, то тогда такая "шифровка", т.е. буквенно-цифровое обозначение воинской части означало бы принадлежность к 3-му пешему батальону ЗКВ. Но отсутствие этой точки и "пушки" однозначно свидетельствуют - это погоны 3-й Забайкальской казачьей батареи, в мирное время стоявшей в "урочище Песчанка, близ Читы". На казаках, "нижних чинах", долгополые "татарки", это то же самое у "степовых" казаков, что и "черкески" у их кавказских собратьев - кубанцев и терцев. С 1907 года "татарки" были заменены на короткополые мундиры общекавалерийского образца, поэтому можно сделать вывод, что изображенные на фотографии батарейцы призваны на службу в 1906 году. Если бы их призвали раньше, то они обязательно "захватили" бы русско-японскую войну, в которой их 3-я батарея заслужила знак отличия на головные уборы, а все казаки были награждены медалями в память этой войны, но их на снимке нет.     
   За один год мирного времени сложно заслужить звание приказного (поперечная узкая нашивка на погоне) и часы с подписью "За отличную артиллерийскую стрельбу", брелоки от которых на цепочке в виде тех же скрещенных орудийных стволов мы видим на груди у двух приказных, сидящих по краям. Тот, что слева, как было уже указано, - Степан Тугаринов. Скорее всего, это фотография сделана в декабре 1910 года, накануне увольнения "на льготу", т.е. в запас, по традиции повсеместно распространенной в казачьих частях. Сидящий в центре офицер с картинно закрученными черными усами - скорее всего командир 3-й Забайкальской казачьей батареи войсковой старшина Вячеслав Бабушкин, что подтверждают не только его знаменитые усы, но и орден св. Владимира 4 степени с мечами и бантом на его кителе. Эту высокую награду Бабушкин, герой Китайского похода и войны с Японией, заслужит вместе с ещё 4 боевыми орденами в Маньчжурии. Под его командой батарея уйдёт из Песчанки в 1914 году на германский фронт, где будет иметь немало славных боевых "дел".     
   Но на фотографии, кроме офицеров, есть ещё один участник войн с Китаем и Японией - это сидящий справа старший урядник-сверхсрочник с тремя "Георгиями" на груди. 
       Один из четырёх
   В Русско-японскую войну, по данным историка Юрия Курепина, четверо казаков 3-й Забайкальской казачьей батареи заслужили золотые "Георгии" 2-й степени. Это младший урядник Федотов Николай, бомбардир-наводчик Забродин Иннокентий (умер в 1908 году), младший урядник Гончаров Гурий и бомбардир-наводчик Корякин Петр.     
   В Читинском областном госархиве мне с помощью краеведа из Чернышевска Юрия Сергеевича Орлова удалось разыскать данные о казаке из посёлка Алеурского Курлыченской станицы Корякине Петре Фёдоровиче, произведенном после войны в урядники. Георгиевский крест 4 степени он заслужил "за мужество и храбрость в бою при Ва-Фан-Гоу 2 июня 1904 года", крест 3-й степени - "за мужество и храбрость в бою при Янтанских копях в составе одного своего взвода", и "Георгия" 2 степени - "за отличие в бою на Путиловской сопке в окрестностях Мукцена в 1905 году". Возможно, именно он, оставшись на сверхсрочную службу, и запечатлён на фотографии. К сожалению, его дальнейшая судьба тоже пока неизвестна.
   
   Земляки! Вглядитесь повнимательней в старую фотографию, а мы ждём ваших писем в редакцию. 
    
   

Это статья опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
Ссылка на эту статью: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=505