Слово Редактора и Вступление к книге Леонова А.М. "Возвращение к истокам". Научным редактором книги является доктор педагогических наук, академик РАО Волков Геннадий Никандрович. Во вступлении, написанным Леоновым А.М., дается краткая характеристика феномена старообрядчества, как культурологического пространства, представлены этапы изучения семейских Забайкалья с начала 18 века по 2000 год.
ОТ
РЕДАКТОРА.
А мой
исток горит огнем
От
Аввакума.
(Ф.Ф.Болонев)
Русские староверы, старообрядцы –
истинно русские люди, исконно русская часть великого народа. Быть может, в них и
сохранилась величие нации. Они, именно они доказали, что «в душе человека черта
национальности коренится глубже всех прочих» ( К.Д. Ушинский). Русский дух,
русская душа, настоящая русскость, цельность русской натуры – в них. Они сумели
сохранить русское в наивысшей концентрации. Душа нации – в старых русских, а не
в новых. Если в чем-то кто-то сомневается – пусть читает-перечитывает Фирса
Болонева – не только прекрасные научные труды, но и замечательные
стихи.
Душа
крестьянина чиста
Не глядя
на невзгоды…
Без конца
можно повторять, выучив наизусть как молитву:
Язык
воистину велик
У
староверов…
Можно ли забыть клятвенно звучащие
строки:
Свободолюбье,
ум и смелость
В тебе
живут со старины
И гордость
завсегда имелась
У всех
людей моей страны.
Характер
моего народа
Весь
отражен в его делах.
Так в
капельках росы Природа
Свое
величие нашла.
А слова любви и сыновней
благодарности, обращенные к Бурятии.… Не в них ли, в этих словах, полных
нежности, загадка толерантности, учтивости, миролюбивого достоинства
старообрядцев.… Не второе, а размышление. В Латвии живут 80 тысяч русских
старообрядцев. И за три с лишним века не только не одного серьезного конфликта,
но и недоразумения не было. Самоуважение, опирающееся на уважение к другим,
способно творить чудеса.
Старообрядцы для русской нации –
как зародыш в зерне. А зерно без зародыша не прорастает.
Среди моих близких родственников
были старообрядцы: сестра моего отца Пелагея, моя родная тетка была замужем за
старовером. Мне был особенно интересен Иван, старший брат мужа тетки. Чистый в
делах и мыслях, немногословный, добрый и стойкий человек. Будучи многодетным,
отказался от пособия: ни копейки не взял. « Это мои дети », - говорил, когда к
нему приставали. В памяти моей этот русский человек с необычайно твердым
характером запечатлелся на всю жизнь.
Быть может, у меня от него пошло
благоговение перед русской культурой. И это не случайно. Один из немногих
нерусских я был приглашен с докладом в Даниловский монастырь на конференцию о
русской школе. Избран в Академию русской словесности. Первым и единственным из
«инородцев» России удостоен Золотой медали Гердера '' за выдающиеся заслуги в
распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской
дружбы''… Вероятно, русский духовный заряд во мне – от старообрядцев. У меня к
ним благодарное отношение.
«Инородцев» взял в кавычки потому, что
никогда себя таковым не чувствовал
до второй чеченской войны.
Настоящая книга моего талантливого
ученика заставила многое пересмотреть в жизни. Вспомнил и собственных
террористов, сепаратистов, в том числе – и главного из них. Восхищенный
миролюбием, человечностью старообрядцев размечтался вдруг: если бы от них
зависело – не было бы в Чечне войны. Между прочим, в свое время мы восхищались
гостеприимством, благородством, великодушием, свободолюбием чеченцев, их
независимостью в суждениях и поведении. Чем-то очень они мне напоминают
старообрядцев. В том числе - и
гордостью и постоянством. Почему мы должны восхищаться семейно-родственными
традициями чеченцев, их почитанием старых и старших, особо бережным отношением к
детям? Все это до сих пор сохраняется и у старообрядцев.
Многого не скажешь в
небольшом вступлении. Остается лишь с радостным удивлением предложить вниманию
читателей эту добрую книгу о добрых людях. Очень многому можно поучиться у
старообрядцев – и добрым межличностным отношениям, и дружным взаимодействиям, и
супружеской верности.… И умению быть верным традициям. Тем более, нечто так не
скрепляет нацию как традиции. У меня есть все основания благодарно склонить
голову перед старообрядчеством.
Г.Н.Волков
ВСТУПЛЕНИЕ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
К ИСТОКАМ.
…Не
дать угаснуть огню, чтобы не иссякло масло
в
светильниках, чтобы чадящий, задуваемый ветром огонь
разгорелся чистым пламенем.
Не горделивое спасение мира,
а служение
своему призванию, не «мессианство», а мессия, путь
творческого покаяния, трудовой трезвенности,
переоценка,
перестройка
всей жизни – вот путь России,
наш общий путь.
(
Г.П.Федотов).
Уважаемый читатель!
У каждого народа есть свои неповторимые особенности культуры. Все, что
окружает ребенка с детства: тепло родительского дома, красота природы,
образность родного слова, ''впитывается'' в него с молоком матери, становится
неотъемлемой частью жизни, источником духовной зрелости и любви к
Отечеству.
Вот почему проблема
сохранения этого великого историко-культурного наследия является одной из актуальных
для современного человека. Особенно важным видится утверждение в том, что
"человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как
национальный человек, а не отвлеченный человек" ( Н. Бердяев). Национальное в
культуре относится к общечеловеческому как часть к общему, общечеловеческое же
проявляется в культуре в национальном, и через национальное оно развивается и
выражается.
Настоящей кладовой культуры,
хранящей в своих тайниках мудрость и уникальные ценности многих тысячелетий,
является историческая память народа. Именно память способна сохранить
нерасторжимое единство прошлого, настоящего и будущего. Национальная память
- это не только воспоминания о
традициях веков минувших, это реальное, живое участие в делах сегодняшних. Забвение и утрата национальной
исторической памяти делает человека выброшенным на задворки истории, а его жизнь
- пустой, лишенной всякого человеческого смысла.
Русский народ пытались часто
лишить исторической памяти.
Пытаются это сделать и сегодня. Но всякий раз, в годины тяжелых испытаний,
русские люди проявляли недюжинную
способность " незримого возрождения при зримом умирании" ( И. Ильин ). Духовные
силы, способствующие сохранению своей
социо-культурной самобытности и неповторимости, наиболее ярко и полно
проявились в судьбе русского старообрядчества, локальной субэтнической культуре
русского народа.
Субэтнические образования и
общности - уникальное явление в культуре любого народа. Возникающие под
действием природно-климатических, исторических условий,
традиционно-хозяйственных занятий, конфессиональных факторов, социального
статуса этнические общности сохраняют свою неповторимую особость. Они как бы
"консервируют" и в особой чистоте доносят до наших дней те или иные
культурно-исторические ценности этноса, будь то языковые архаизмы, фольклорные
произведения, воспитательные традиции или отдельные обряды и
ритуалы.
Несмотря на проживание
и контакты с людьми других национальностей, другого вероисповедания субэтносы не
только не способствуют ассимиляции и утере национального самосознания, а
напротив, создают почву для дальнейшего сохранения родной культуры.
Приверженность традициям, следование своим этико-религиозным убеждениям и
народно-педагогическим принципам, с одной стороны, и осознание необходимости и
пользы контактов в хозяйственной деятельности, торговле и т.д., с другой
стороны, формировали особый характер отношений, как в пределах своей
национальной общности, так и с окружающим миром вне общины.
В лоне русской нации
"красочное соборное многообразие "( Е.Троицкий) субэтнических культур
по-настоящему обогащают и укрепляют "животворное единение" русского
народа.
Старообрядчество -
один из великих, незаслуженно забытых, пластов русской культуры и истории.
Незнание и замалчивание в исторической науке, создаваемые образы и представления
в советской литературе о
староверах, как о темных и невежественных фанатиках и мироненавистниках, не
позволяли увидеть настоящую истину. Именно об этой тончайшей, драгоценнейшей
Истине говорил русский философ В.В.
Розанов. Он писал о старообрядцах: "Может быть, еще они спасут мир, с сокровищем
веры в них затаенной; и тем лучше, что они - "неотесанны": остальные так усердно
себя тесали в истории, что уже ничего не осталось, стесали самую сердцевину
себя".
В чем же феномен
старообрядчества, что заставляет и подталкивает сегодня исследователей к
изучению этого культурологического пространства?
Во-первых, мы склонны утверждать , что старообрядчество - это яркая,
уникальная страница в отечественной истории, не только полная трагизма и
страданий, утрат и потерь, но и проявления великого душевного подвига русских
людей, самопожертвования ради убеждения считать себя Человеком свободным и
праведным. Старообрядчество – это исторический феномен, забвение и умолчание
которого есть преступление перед нашими потомками и памятью предков, перед
исторической правдой и истиной.
Во-вторых, культура, которая своими истоками уходит во времена Древней
Руси, которая несет на себе отпечаток деяний великих представителей русского
народа Александра Невского, Дмитрия Донского , Сергея Радонежского, Андрея
Рублева и других , (а именно такова в своих духовных запасниках старообрядческая
культура), не может рассматриваться в отрыве от всей русской культуры. Это тот
пласт исконно русской жизни, быта, традиций, искусства, который имеет не только общероссийское
значение, но и по праву должен занимать свое особое место в общеславянской и мировой
культуре.
В-третьих, старообрядчество - есть проявление русского характера,
безграничной, а отсюда загадочной и иногда сложно предсказуемой русской
души (о чем подробно
останавливается в своем исследовании Н.О. Лосский ( См. Характер русского народа
// Лосский Н.О. Условия абсолютного
добра. М., 1981.) . В своем ''старообрядчестве'' все русские люди похожи, а все
старообрядцы без сомнения самые ''русские'' из русских. Именно это в характере позволяло порой
сочетаться не сочетаемому: неистовой религиозности и удали, открытости душевной
и бесшабашности, поиску и вере в абсолютное добро, милосердию и стремлению к крайностям. Возможно, от
того жизнь старообрядца до сегодняшнего дня вызывает больше заблуждений и
непонимания, потому она закрыта для посторонних, что не всегда понятен истинный
смысл поступков и поведения. Она нелогична, с одной стороны в желании староверов найти страну
Беловодье, где нет гонений за веру, в бесконечной преданности старой вере ,
своим учителям и наставникам, а с другой стороны, в сжигании себя в скитах,
уходом от мира в крайние толки и согласия, самоизоляции и
консерватизме.
Вместе с тем, в судьбе
многих великих представителей культуры, выходцев из старообрядчества,
воплотились лучшие черты и особенности характера русского народа .Такими
предстают перед нами протопоп Аввакум
и инок Епифаний, боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова;
когорта русских купцов, промышленников, меценатов Морозовых, Рябушинских,
Солдатенковых, Гучковых, Хлудовых, Громовых и т.д.; деятелей литературы,
искусства и науки И.Посошкова, Н.Кузьмина, Н.Клюева, И.Шмелева, И.Ефремова и
других.
Особо хочется сказать об удивительно талантливом ученом, просветителе,
Учителе и наставнике академике Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Предок русских старообрядцев по линии матери,
пройдя через сталинские лагеря, пережив блокаду, он не только сумел выжить, но и
сохранить веру в истинную силу русской культуры, в ее живительные источники. Его
уход из земной жизни в 1999 году стал величайшей потерей для российской
и мировой культуры. Прожив длинную жизнь ( 94-и года), на вопрос, по какому обряду он хотел бы
быть похоронен, Дмитрий Сергеевич ответил: ''По-старому''. В подтверждении наших
размышлений приведем выдержку из
статьи О. Леонтия Пименова в газете ''Старообрядец'' ( №19, 2001 год),
посвященной Д.С. Лихачеву. '' Сегодняшним старообрядцам-ортодоксам,
допытывающимся, а какого он был согласия, членом какой общины, что исполнял-не
исполнял, хотелось бы ответить так:
'' От дел их познайте их '' – это
общеизвестно. Ни к одному из нынешних осколков старообрядчества формально он не
принадлежал. Он был, судя по его трудам и лишениям, одной веры с Нестором
Летописцем и Сергеем Радонежским, протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой, он
чудом попал в наше время из дониконовской Святой Руси. Недаром среди гранитных
глыб-памятников малоизвестных академиков на его могиле красуется простой
осьмиконечный деревянный крест. Таково было его завещание '' .
И, наконец, в четвертых, что, по сути, является результатом стройной,
целостной системы воспитания, соблюдения преемственности поколений у староверов.
Русское старообрядчество - это сложившаяся межпоколенная этническая общность,
обладающая единым языком , культурой,
менталитетом. . Независимо от того, к какому толку или согласию
принадлежит тот или иной старообрядец
есть нечто высшее и единое, что их несомненно объединяет – стремление и
желание жить по заветам старой исконно русской православной веры; не слепое, а
осознанное следование нормативам и правилам жизни, прочувствованным,
выстраданным и пронесенным через века; высокий патриотизм и чувство собственного
достоинства.
Пройдя через гонения и
лишения, несправедливость и отчужденность со стороны официальных властей и
церкви, староверы, благодаря своим силе чувств и вере, свободе духа и
нравственным идеалам, сохранили духовные традиции предков, в том числе, конечно,
и воспитательные.
Истоки формирования народной педагогической мудрости, интегральной,
собирательной воспитательной
категории, являющейся основанием модели воспитания, лежат в глубинах
философской, мировоззренческой системы староверия. Известно, что причиной, определившей появление
старообрядчества в России, явился раскол в русской православной церкви. Раскол,
став высшим проявлением самосознания русских людей, олицетворял в глазах
противников реформации и никонианских новин защиту старорусского уклада жизни,
старого быта, старой веры и обряда. В нашем понимании, это как раз тот случай, когда консерватизм есть благо, то есть
сохранение самого себя в духи традиций своих великих предков. Религиозная форма
раскола во многом послужила основой для формирования и развития старообрядческой
культуры, прежде всего, конечно,
морально-этической культуры. Объединяющее духовное начало религиозной
этики и народной религии, как целостного образования, не могло ни отразиться
на воспитательных воззрениях.
Традиции и обряд становились субъективной причиной поведения, то есть переходили
в сферу побуждений, выступая в роли мотива и потребности должного
нравственного
поведения.
Построение
соответствующей традиционной структуры отношений, дающей возможность активного
освоения положительного народного опыта, предполагало понимание и обязательный
учет смысла и характера функционирования воспитательных традиций, как особого способа
наследования культуры. Практически невозможным представляется рассмотрение
сложнейшей структуры старообрядческой культуры посредством анализа и обобщения
субъективных условий существования того или иного согласия или направления в
староверии. Тем не менее, без исследования многих видимых объективных
закономерностей общего и особенного в культуре того или иного ответвления в
старообрядчестве достаточно сложно разобраться в самом феномене старообрядческой
культуры. Известно, что многообразие в частностях не противоречит единству, а,
напротив, укрепляет его – такова диалектика жизни. Вот почему для целостного
представления педагогической мудрости народных традиций русских староверов , мы
обращаемся к воспитательному опыту забайкальский старообрядцев(
семейских).
Семейские ( или семейные) -
конфессиональная этнографическая группа русского народа, проживающая в
Забайкалье ( Бурятия, Читинская область) со второй половины 18 века, имеющая
совершенно уникальные, самобытные сокровища культуры, обладающая самоназванием и
сознанием общности. Спасаясь от репрессий официальных властей и церкви, предки
московских, тверских, ярославских крестьян, приверженцев старой веры, после
знаменитых указов Екатерины, пройдя через всю Россию этапом за Байкал, и там,
получив своё название за поселение семьями и особую родственную спаянность и
сплоченность, сумели не только выжить, но и сохранить удивительные по красоте и
образности старорусские обычаи и
обряды, уклад жизни и традиционные отношения. По правде говоря, это явление есть
нечто важное и величественное для русских и России.
Историки, этнографы, фольклористы, лингвисты неоднократно обращались к
наследию забайкальских старообрядцев. Можно выделить ряд этапов активного
исследования традиционной культуры семейских.
Первый этап : начало- конец
18-го - начало 19-го века. В основном связан с работами историков Палласа П.С.(1770,1772, 1788) и Мартоса
А.(1827).
Второй этап : вторая
половина 19-го - начало 20-го века. Период активного изучения жизни семейских.
Историки, антропологи, этнографы, фольклористы описывали и фиксировали быт,
нравы, собирали и изучали особенности уклада и хозяйственной жизни семейских.
Именно эти исследования стали предметом нашего анализа . В них мы нашли не
только историко-этнографические наблюдения, но и стремление взглянуть на жизнь
забайкальских старообрядцев во всем ее многообразии и многоцветии. Интересным и занимательным
оказались размышления авторов о прошлом, настоящем и будущем семейских, их
взгляды на воспитание детей и молодежи. Более полное упоминание о исследованиях,
проведенных в данный исторический период времени в Приложении №
2.
Третий этап : 20-е годы 20-го века – 70-е годы 20-го века. Работы историков и этнографов:
Поповой А.М., Воскобойникова В., Мотицкого В.П., Масловой Г.С., Лебедевой А.А.,
Шмулевича М.М., Болонева Ф.Ф.; фольклористов: Элиасова Э.В., Ярневского И.З.; филологов: Ильиной-Охрименко Г.И. , Тынтуевой Е.И.,
Копыловой В.И., Потаниной Р.И. и других в определенной идеологической
плоскости показывали историческое прошлое и жизнь семейских в текущем
''советском'' времени.
Четвертый этап : 1978-ой год
до настоящего времени. 1978 год выбран далеко не случайно. Именно в это время
выходит книга Фирса Федосовича Болонева: « Народный календарь семейских
Забайкалья (вторая половина 19-го начало 20 века» ( Новосибирск, 1978). Можно с
уверенностью сказать, что до выхода этого исследования в советской
этнографической литературе забайкальские старообрядцы не были представлены столь
широко и полно. Появление книги дало импульс научным изысканиям молодых ученых
различных направлений: историков ( В.Ф. Лобанов, 1983), филологов (
Т.Б.Юмсунова, 1986), педагогов ( А.М.Леонов, 1994),
и других. Отметим также ряд работ, которые появляются в данных период,
несомненно, выделяющиеся по своей структуре и значимости. В 1987 выходит нотное
издание, подготовленное Николаем Ивановичем Дорофеевым: «Русские народные песни
Забайкалья. Семейский распев» ( Москва, 1978); в 1994 году фундаментальное исследование Фирса
Федосовича Болонева: «Старообрядцы Забайкалья в 18-20 веках»( Новосибирск,
1994); в 1999 году под редакцией Тамары Балдановны Юмсуновой выходит диалектный
словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья ( «Словарь говоров
старообрядцев (семейских) Забайкалья»(Новосибирск, 1999). В последние время
начинают складываться центры по изучению и исследованию различных сторон
семейской культуры. Среди них выделим : историко-этнографическое направление (
под руководством Болонева Ф.Ф.), лингвистическое направление ( кафедра русского
языка БГУ под руководством Майорова А.П., Юмсуновой Т.Б.), фольклористическое
направление ( Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН под
руководством Матвеевой Р.П.). К сожалению, за исключением диссертационного
исследования Леонова А.М. (
«Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях
русских (семейских) Забайкалья», автореф. к.п.н., Москва, 1994)
этнопедагогическое направление развивается без должного научного анализа и в
основном опирается на искания и энтузиазм учителей-практиков.
Отдельно хочется остановиться на произведениях художественной
литературы, посвященным
забайкальским старообрядцам. Книги писателей выходцев из семейских: Исая
Калашникова, Ильи Чернева (Леонова),
Елизара Мальцева, Виктора Иванова, Александра Ефремова, Виктора Носкова, пьесы
Степана Лобозерова, стихи Галины
Калашниковой, Фирса Болонева талантливо и правдиво показывают жизнь семейской
деревни, с ее горестями и радостями, праздниками и буднями. Удивительно красивые
и точные по содержанию публикации о семейских принадлежат Валентину Распутину,
сибирскому писателю, патриоту и ревнителю русской культуры и нравственности. (
См. Распутин В.Г. Смысл давнего прошлого // Россия древняя и вечная. Иркутск,
1992 . С. 140-158). В частности,
это ему принадлежат слова
'' … человек из семейских,…вызывает даже и в сибиряке особое уважение и
интерес: из семейских – значит, как правило, надежный товарищ и отменный
работник''.
Несомненно, предлагаемая
нами периодизация в определенной степени условна и отражает лишь авторский
взгляд на проблему. Мы не стремились охватить все многообразие исследований,
посвященных семейским Забайкалья. Это лишь попытка систематизировать
разрозненные сведения в хронологической последовательности. Отдельно хочется
сказать о газетных публикациях. В
наше нелегкое время , когда не у всех есть возможность следить за специальной
литературой, газетные и журнальные статьи стали пожалуй единственной
возможностью донести до широко круга читателей наболевшее и сокровенное. Умные,
искренние, написанные сердцем и душой публикации учителей из Новой Бряни Н.Л.
Петрова и безвременно ушедшего из жизни С.Иванова, молодого учителя истории из Хасурты В.Иванова, журналиста П.Ф.Калашникова, историка
Ф.Ф.Болонева, во многом
способствовали подъему старообрядческого движения в Забайкалье, развитию и
пропаганде культуры семейских.
Перечисленные выше исследования явились тем искомым компонентом, который собственно
присутствует и насыщает содержание
нашей книги. Помимо этого, нами используются собственно педагогические,
этнопедагогические и фольклористические материалы, полученные в результате
полевых экспедиций в сельские районы Бурятии. Огромное значение при составлении
книги сыграли наблюдения
и воспоминания автора,
записанные им воспоминания и размышления о жизни родителей - Леоновой Ефросинии Семеновны и
Леонова Мартемьяна
Мироновича.
Особая благодарность за рассказы и воспоминания, за уроки мудрости
Асташевой Елизавете Семеновне, моей любимой «тете Лизе»( с.Верхний Жирим),
Агрипинне Ануфриевне Леоновой (с.
Никольское), Феклунье Климовне Павлуцкой ( с.Куготы), Вассе Панкратовне
Зыряновой ( с. Гашей), Василию
Петровичу Леонову (г.Улан-Удэ),
самому старшему в нашей леоновской родове, которого я застал в живых и которого
,увы, уже нет на этом свете… и еще многим и многим моим собеседникам, моим
землякам, моим близким и дорогим людям.
Эта книга никогда бы не состоялась без поддержки и благославления моих Учителей и
наставников, выдающихся ученых, знатоков народной культуры и нравственности,
удивительно простых и доброжелательных людей - доктора исторических наук Болонева Фирса
Федосовича и доктора педагогических наук Волкова Геннадия Никандровича,
которые не только сумели поддержать меня в минуту сомнений и трудностей, но и
дали силы довести начатое дело до завершения.
Мы благодарны своим рецензентам – доктору педагогических наук Цаллаговой
Зарифе Борисовне (г.Москва), доктору педагогических наук Молонову Геннадию
Цыденовичу (г.Улан-Удэ). Их критические замечания и пожелания способствовали
существенному улучшению исследования.
Особое слово признательности – моей семье, жене и дочери за их любовь и
терпение.