ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА. Неделя на Северном Урале: знакомство с природой, поля ягод и кипы грибов, заброшенные поселки, впечатления от коренных уральцев - манси, и рассказ о том, как я побывал в действующей ивдельской колонии общего режима.
Собственно, мой отчет о поездке на Северный Урал…
Ехал в буквальном смысле сам не знаю куда. Точнее, ехали мы вдвоем с другом. Машина - Матиз. То ли отпуск, то ли командировка. Общий пробег за неделю поездки 1900 километров. Путь: Екатеринбург-Серов-Североуральск-Ивдель. От Ивделя дальше на Север еще по радиусу 100 километров по разным направлениям и… каждый день в разные стороны.
ПОНЕДЕЛЬНИК. Выехали из города рано утром (около 7.00), предварительно запасшись деньгами из банкомата (а кто его знает, есть ли в Ивделе вообще цивилизация?) и курицей гриль. Машина была полна - канистры с бензином, картошка для костра, три сухих полена, топор, одежда, пачки газет (сам-то я журналист) и прочее.
Серовский тракт понедельничным августовским утром прекрасен. Пристроился в хвост дяденьке-спонсору, и до Н.Тагила держали 130-140. Долетели с ветерком. Свернули на Серов, обойдя Тагил. Тут свежо, день обещается быть перспективным. Перекусываем бутербродами и - движемся дальше.
Вот река Тура. Кажется, красивейшая… после наших городских видов тут кружится голова. Подъехали прямо к ней. Машину-то еще оберегаю, подвеска у меня невысокая (или как его - клиренс?) и вообще хлипкая. Поскольку до этого времени так далеко по Серовскому тракту я еще не забирался, решили с другом потратить день чисто на всякие достопримечательности попутные. Приехали в Верхотурье. Вроде как «духовную столицу Урала». И что? Несколько полуразрушенных храмов, внутри которых испражняются козы и коровы, и - монастырь. Он, правда, приятно порадовал, во-первых, своим цветом, какой-то песчано-золотистый что ли, внутри все красиво, убрано. У нас в городе таких нет. Во-вторых, внутри - мощи Симеона Верхотурского. Вокруг собора ходят коровы и бычки мелкие, вообще душевно. Но ехать 300 километров до Верхотурья ради этого… сомнительное удовольствие. Но я не пожалел, что сделал крюк в 25 километров. Заехали в приверхотурское село Калачик. Там беднота, но у всех на крышах антенны спутниковые…
В Серове проехались по городу, потом вернулись назад на трассу, заправились. Возмущаюсь:
- Ничего себе, бензин тут у вас дорогущий!
- А ты в Североуральск приедешь, нас будешь добрым словом еще вспоминать.
…Так и вышло. Но это было позже. Где-то за Серовом зашли в лес. Там костяника еще весьма привлекательна, хотя местами уже осыпается и - грибы. Их уже море. И аромат в лесу свежий. Еловый.
Через …дцать километров от Серова иду по трассе, на спидометре что-то около 110, по встречке едет грузовик с сеном. Вот до него уже 50 метров, а там тюк сена… Короче, начал падать. Только я проскочил, взмокнув от понимания, что мог не доехать до Ивделя, так вот… только-только проскочил, огромный тюк сена упал - вздрогнул я от взгляда в зеркало заднего обзора. А грузовик как ехал, так и не остановился. Вот кому-то придется потом этот тюк объезжать!
От Серова и почти до Североуральска шикарная дороженька. Едь и радуйся. Чем я и занимался.
Карпинск обошли стороной, тут несколько перекрытых участков дороги, но в целом разобрались, как взять нужное направление.
Поселок Третий Северный. Не тот, который на самом севере нашей областной карты. Около Североуральска. Кому интересно - http://www.nasmenu.ru/2007/70824/1.htm
Тут пейзажи уже реально северные. Тайга. Какое-то величие ото всего этого, страх перед могучей природой. Пошли шахты. Одна из известных - «Красная Шапочка». Поселок встречает унылостью, заколоченные дома, но опять-таки спутниковые антенны. Козы бродят. Говорят, живут люди здесь неплохо, как раз за счет шахты. На горизонте - Денежкин Камень. Красота! Как будто и не на Урале, а на юге где-нибудь, на Кавказе. Хотя на юге я не бывал. Ха.
В Североуральске заправился уже по 19.80. Дорого. Североуральск-Ивдель, километров 60, отменная трасса, просто феноменально-отменная. Охота гнать, но… аккурат в понедельник штрафы поднялись и в течение всего дня по радио мы выслушивали эту новость, отчего внутренне себя я уже сдерживал…
Уже ввечеру, не очень спеша, приехали мы в Ивдель. Таежный и, признаться, документально для меня вожделенный город. Но что я вижу? Бараки какие-то, грязь… Вокзал. Этот вокзал знаком мне уже два года как, когда то, по пути в Приобье, мы останавливались тут на поезде и я, догадавшись у местных бабулек не покупать шоколад, чуть углубился и в ларьке купил тот же шоколад на порядок дешевле. Но где гостиница? У нас там бронь.
Выяснилось: это не сам город, а вроде как район. Называется Ивдель Первый. А нам надо во «Второй». Приехали, тут уже город, почти вскорости нашли гостиницу. Заселились. Вечерком взяли пивка, посидели, свыкаясь с ощущениями, что мы на самом севере Свердловской области. Здесь и воздух другой - пьянящий и чистый. Как в хвойном лесу аромат - знаете? Вот и там также, только там этот воздух по всему городу. Сам Ивдель небольшой, тысяч восемь, наверное. Вроде красивый, на первый взгляд. В таком городе самое то учиться вождению - ездят тут аккуратно, всех пропускают, четкая разметка. Типичный маленький городок… Ну, пора спать. Свет в гостинице потух, задернули шторы и на боковую.
ВТОРНИК. Продрыхли с утра. Очнулся, сразу в мэрию. Выяснилось, что местный мэр, так восхваляемый нашим губернатором, поручил помогать мне своему заместителю, но его нет, поэтому я сам должен решить, чем заниматься сегодня. По карте - поселок Полуночное. Вперед. На пути какое-то селение, название которого мы знали только из карты. Похоже на дачи, но здесь я увидел первые заброшенные дома. Зрелище сколь страшное, столь и волнительное. Дом почти разрушен, а в огороде что-то посажено. Вроде картошки. Используют как дачу. Летом тут никого нет. Приедут, видимо, только урожай снимать. Ценю частную собственность и вхожу в огород не через дыру, а через ветхую калитку, которую, правда, практически высадил от своего входа. Просто отломил оную.
Отсюда асфальт кончается, как выяснилось позже, дальше на Север вообще нет асфальта. Но, опять-таки забегая вперед, скажу: позже в эти дни я ездил на своей машине по таким дорогам, после которых тутошняя грунтовка казалась шикарной трассой. И это не оборот речи, а констатация реальности…
Полуночное. Большой поселок, до него вроде километров 20 от Ивделя. В администрации, правда, сказали, что он умирает медленно, но верно. Поселок основали немцы ссыльные, многие тут носят немецкие фамилии и по сию пору. Как это ни странно, здесь грунтовка еще хуже, чем за поселком. Опять-таки везде спутниковые антенны. Едем дальше. Решили искать заброшенное село Пристань и поселок Юркино.
Выезжая из Полуночного, нас встретило стадо овец. Клаксон заставил их рассыпаться, пугливые животинушки.
…Но вдруг углубились в лес. И собрали штук 20 шишек. Смоляные, духовитые - аж голова кругом. Приятно. Много внизу орехов уже пошелушенных - видимо, птицами. Причем шелушат их только с одной стороны. Вторая - можно брать и лузгать. Чего и Вам желаю. Кедры вообще красивы… Воздух прямо дурманит. Для шишек рановато было - позже нам сказали, что их время вот в эти самые дни, когда вы читаете этот текст, т.е. спустя чуть больше недели после моего там пребывания.
Направо - режимная территория, поселок Лозьвинский. Чисто зона. И вокруг - поселок. Сюда посылают только долгосрочников и пожизненников. В администрации сказали, что за месяц до нас сюда привезли двух парнишек 19 и 21 года. Одному - 25 лет дали, второй на пожизненно. Судили в Екатеринбурге. Убийство нескольких кавказцев. Зона чуть ниже, а на перевале, если смотреть на горизонт - Лозьва. Прекрасная, чарующая река. Вообще, мрачноватое место и магазин тутошний в какой-то цистерне. То ли магазин, то ли убежище. А дорога к поселку от основной дороги - километра 3, это кошмар. Матиз трещал по швам. Колея проделана Уралами, у Уазиков своя, поменьше. Так что я еле полз. И, соответственно, потом также выползал. Туда - в низину, обратно - вверх.
Полдня искали Пристань, забурились куда-то в карьер, потом в другой, потом заехали в заброшенность какую-то, обалдели от красоты, местами оставляем машину, идем, жуем ягоды, восхищаемся.
Юркино нашли только под вечер. Уже голодные. Встали лагерем, изнасиловав машину по великому бездорожью. Как и ожидалось, полностью все брошено, куча лодок на берегу Лозьвы. Тишина. Что-то вроде пляжа. Развели костер, отмахиваемся от комаров. Здесь они дикие и малейшие химикаты, которыми против насекомых мы запаслись, действуют на них пугающе. Разлетаются все вмиг. Испекли картошки, обжигаемся в полутьме, едим, щедро макая в соль, хрустим корнишонами, пьем теплый чай, слушаем плеск реки и почти дремлем от рассказов местного охотника…
Обратно - уже ночью. Видимо, когда поселок бросали, котов и кошек оставляли тут, поэтому они сейчас одичали и в темноте их глаза горят, как огни. Жутковато. Остановились, выключили фары и просто стояли так, минут пять, поражаясь полнейшему штилю, тишине, красоте, чистоте воздуха и красивейшему небу.
Кстати, тут много сов и они всегда сегодня и в другие дни летели особенно: на стыке света и тьмы, так, что, когда машину покачивало, виднелись одна-две сопровождающих нас лесных хозяйки.
- О! Вон Большая медведица! А вот и Млечный путь! Супер! - такие у нас тут реплики.
Такое небо я только под Санкт-Петербургом видел, и в Тюмени… В эти мгновения жалеешь, что не придумано слов, чтобы передать атмосферу северной красоты. Поэтому, те, кто досюда дочитал, просто поверьте, что невозможно описать то, что мы пережили и увидели.
В начале третьего вышли на прямую без покрытия дорогу между Полуночным и Ивделем. Ни малейшего движения. Только у Ивделя одна из зон светится изнутри огнями… Местность спит.
СРЕДА. День путешествия по заброшенным поселкам. Из гостиницы выехали, правда, в районе одиннадцати утра, снова через Полуночное (кстати на пути к нему, по выезде из Ивделя, справа остается действующая зона, всего же в городе 6 зон). Планировалось, что ночевать будем в лесу. Цель - поселки Хорпия, Бурмантово и, если получится, Вижай. Доехали до поселка Северный, за ним вскоре начинаются карьеры, один из них с неким весьма, как мне показалось, романтичным названием. Правда, названия не помню. Вода этакая сине-зеленая. Говорят, в глубину он около 200 метров (кстати, затоплен был не по причине окончания добычи, а потому, что просто вроде не стали откачивать воду). Иллюстрация: Белазы выползали из глубины этого карьера чуть больше полутора часов. Вот такой глубокий! Постояли, пофотографировались - красота отменная. Причем на воде ни волны, ни колебания. А на небе - ни облачка. Я много по области поездил, но подобной ошеломляющей красоты не встречал. Едем дальше. Проехали по какому-то мостику, дорога стала существенно хуже. Грунтовка с какими-то ямами, местами колея от большегрузов. В отдельные моменты защита на Матизе очень так нехило шоркалась, даже скрежетала. У реки я посидел, словно на краю света, свесив ноги. День выдался, кстати, очень солнечным и теплым.
До Бурмантово ехали часа четыре. Было три места, где мне хотелось сказать «ну хватит, машина важнее эмоций первооткрывателя» и пятиться назад. Но! Дорога такая, что и вперед-то ехать хреново при полном обзоре, а уж о «развернуться» или что-то подобное вообще молчу. Одному там не проехать на машине. Иномарки современные там стопроцентно не пройдут. К сожалению, иллюстрировать эти слова не могу, потому что, когда попадал на такие участки непроезжие, друг выходил и буквально консультировал миллиметрами - куда руль крутануть, где газануть. Было не до фотоаппарата. Причем, когда случались более-менее проходимые отрезки, то на них я старался нагнать время - ехал не просто так, за материалом, поэтому особо «прохлаждаться» времени не было. На Уазике, наверное, там минут 45 ехать. Я, повторюсь, ехал 4 часа. Крайне осторожно. Местами просто взмокал от напряжения. С остановками. То заяц в лесу слева мелькнет, то мышь пробежит - сначала этому удивлялись, потом привыкли. Тут море ягод. Просто-таки поля брусники (наклоняюсь один раз - и горсть, ведро такими темпами реально, думаю, за 45 минут набрать), мириады грибов, чистый воздух. Ездят здесь Уазики или Уралы-теплушки. Нам навстречу попался Уаз-«Буханка» с надписью «почта. И все. В районе пяти часов что-то нас поразило. Поваленный лес. Сначала почудились ужастики - что, мол, то ли НЛО тут приземлялось, то ли какие-нибудь испытания с падением одной из ступеней ракеты. Потом подумалось, что это просто идет освоение древесины. Позже выяснилось, что наши идеи были неверными. В июне здесь полосой прошел смерч. Если бы он прошел метров на 700 в сторону, то снес бы полумертвый поселок Бурмантово напрочь. Огромные деревья лежат вповалку. Как певал, помнится, Высоцкий, «страшно, аж жуть!» Встретили тут же неподалеку бабушку-грибницу, она нам все рассказала, даже составила компанию в поездке к администрации поселка Хорпия (глава администрации - ее сын). Через Лозьву тут мост, места красивые. Людей в Бурмантово живет около 40 человек, в Хорпии (до нее еще километра три) - 70. Много фотографирую. В Хорпии встретил манси, пообщался - как живут и все такое. Тут дома брошенные уже не удивляют, они лишь подчеркивают «мерзость запустения». Поразила школа, которая уже не обитаема и закрылась 2 года назад. Сейчас в поселке осталось всего 3 ученика. Вероятно, они останутся без образования, если не поедут в Полуночное или в Ивдель. А поедут туда они вряд ли.
- Три коровы у нас, бык, муж добычу из леса привозит, молоко девать некуда, выливаем. Ягод море, - рассказывает жена главы поселковой Администрации.
Угощали лозьвинской селедочкой. Секрет приготовления: наловили, загрузили в таз, обильно посолили, перемешали и дали постоять минут 30 и все, готово. Вкусно. Мелкая такая рыбешка. «А скоро хариус пойдет», - то ли для зависти, то ли из хвастовства сообщили нам.
Уговорил главу Администрации везти нас в Вижай на Уазике. Но уговор: я еду впереди на Матизе 15 километров до развилки на Вижай, машину оставляю и пересаживаюсь в Уазик. Эти 15 километров ехали часа полтора (по ускоренной программе, Уазик «дышал» в затылок). Остановились в одном месте и «мэр тайги» показал нам свои угодья - те самые поля брусники, черники, которая здесь еще есть. В начале девятого вечера бросили машину на развилке (а все-равно никто тут не ездит, не угонит), пересели в Уазик и - на Вижай. Ехали 40 минут. Думаю, на моей машине - часов пять пришлось бы ехать, если бы я вообще решился губить машину на таких буераках.
В Вижае нет электричества, обитают домов десять от силы. Недавно тут проходил всероссийский чемпионат по рыбалке, было многолюдно. За неделю до нас. Тут нечто вроде частной рыболовецкой конторы, сюда приезжают рыбачить. На Калиновке у нас рыбалка - 500 рублей за путевку и за каждый килограмм отдельно, а здесь путевка 100 рублей, но рыбы море. Великое море. Вроде, Шеремет спецпроект должен был снимать в те дни, как мне сказали… Тут три реки сливаются: Лозьва, Вижай и Хорпия. Море комаров, а я, увы, не успел намазаться нашим чудо-химикатом. Сожрали.
Примета Севера: везде стоят спутниковые антенны и небольшие будки. Говорят, в ближайшее время они будут по всему северу нашей страны, и соединяться будут кабелем между собой. Но когда это будет - неизвестно, и потому пока они просто стоят, как неприкаянные. Связи ни в Вижае, ни в предыдущих двух поселках нет никакой. Вообще никакой. Скорую вызвать нельзя, обычно люди с инфарктами умирают. Мне рассказали вот что. Станет кому-то плохо, покумекают поселком, за скорой или на кладбище. И один едет на машине за скорой (до Полуночного, это километров 40, наверное, по бурелому), а другой на кладбище копает могилу. И это не шутка.
Около 23 часов нас снова высадили у развилки, пересели мы в машину и ужинали. В полночь двинулись, опасаясь, что столкнемся с каким-нибудь медведем или лосем, кои тут ходят как мы по вечерам в магазин. Ехали очень долго. В Ивделе оказались в три ночи. Уже светало. Легли и долго не могли уснуть - обилие впечатлений и усталость отказали сну во взаимности…
ЧЕТВЕРГ. Поехали на Пелым, в центре Ивделя огромный указатель, мол, направо на Югорск и на Пелым. Но кроме железной дороги летом до Пелыма не добраться никак. Зимой - по зимнику. Постояли у стройки автодороги Ханты-Мансийск-Ивдель. К 2010 году обещают сдать. Уже в сторону Пелыма построено около 30 километров. Навезли хачстарбайтеров, они по-русски ни бельмеса, так что тут больше ловить было нечего.
Попытались было по зимнику сунуться на Пелым, доехали до типично-северного берега Лозьвы и… застряли в песке. Откапывались часа полтора. Искупались в ледяной воде. А место - реально природой устроенный пляж. Зябко, долго я сушился на солнышке - я вообще теплолюбивое растение. За мной ухаживать надо.
Откопались уже ближе к вечеру и поехали обедать… в Юркино. Снова по буеракам. Это 70 километров от места, где мы стояли. Приехали туда уже ввечеру. Друг пытался порыбачить, но туда же приехала какая-то очень некультурная компания, которая включила музыку (громко), орала что-то и жарила шашлыки. А мы сидели и раздражались. Хотелось сказать им, что они не одни и вообще не правы, ну да ладно… Потом приехала другая компашка, надула лодки и собралась плыть. А мы развернулись и уехали. Вечером пришли пораньше… Город маленький, так заметил, что нас уже узнают те чиновники и люди, с которыми мне приходилось общаться за эти дни. Среди ночи например останавливает мужик, а я уставший, ничего не вижу перед собой, с булкой хлеба иду. Здоровается со мной, о делах спрашивает… Особенность такая в маленьких городах.
ПЯТНИЦА. Из Екатеринбурга специально сопроводить меня приехал сотрудник пресс-службы ГУФСИН. В 9.00 прибыли в зону. Точнее, в 62 колонию города Ивдель. Полдня тут были. Что сказать? Когда-то в этой самой зоне сидел наш певец Новиков. Пообщался с зеками. У них особенность, они стоят и, как рабы отчитываются, но после разговора руку протягиваешь - жмут искренне и вроде как глаза светлеют от радости. Один зек, ему до освобождения года полтора осталось, вроде за убийство чалится, сыграл и спел свою песню. Потом подошел:
- Максим, можешь там, на воле, в Екатеринбурге, дать кому-нибудь послушать, опубликовать текст - она вся моя, я освобожусь, охота дальше музыкой заниматься… - так обратился он ко мне.
Пообещал кусок песни опубликовать, даже выложить кому-нибудь с диктофона…
Потом поехали до Североуральска, в Сосьву. Глухой поселок, но - красота. Особенно гора на закате. Купались в реке с одноименным названием Сосьва, в отличие от Лозьвы, здесь очень каменистое дно, ступать больно и река еще холоднее вчерашней. Ну, мы костер соорудили, тут и лагерем встали на несколько часов… Красота, тишина, спокойствие. Плещет речка, трещит костер, дымится картошка и банки с гречневой кашей. Не нужно ни шашлыков и ничего другого - сидишь, молчишь, и понимаешь, что северные приключения подошли к концу. Завтра - обратно в опостылевший Екатеринбург.
СУББОТА. Встали рано, в восемь выехали из гостиницы. Пофотографировались в городе. Вроде городок маленький, но чистый, аккуратный. Солнце светило многообещающе. В общем, приехали мы в Екатеринбург (по пути заезжал я еще в старообрядческое село) в восемь вечера.