Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Былина о Федоре Тырянине

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Поэзия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пн Мар 06, 2006 10:33 pm    Заголовок сообщения: Былина о Федоре Тырянине Ответить с цитатой

Былину прислал Старовер

БЫЛИНА О ФЕДОРЕ ТЫРЯНИНЕ

Шёл Константин царь ко заутрене.
Как упала ему во резвы ноги стрела огненная...
А и взял жа он иё и прочитал.
На ней было написано-напечатано:
«Идёт под вас силушка жидовская -
Ни лист ни травы не видно».
На утре Константин царь круг закликивал.
Зазвонил он звоны-звонские...
Трязвонил трязвон-трязвонские...
Собиралися все люди добрыя,
Православныя христианушки.
— Уж вы люди, люди добрыя,
Христиане вы православныя.
Идёт под вас силушка жидовская -
Ни лист ни травы не видно.
И хто встанет у нас за Домы Божия,
И хто встанет за души малоденческия,
И хто встанет за Владычицу
Пресвятую Богородицу?
А старые за малова хоронятся...
Только вышел из них Федор Тырянин,
Малодёшенек, мал-зародушек,
Ему от роду всево восемь лет.
— И я встану за Домы Божия,
И я встану за души малоденческия,
И я встану за Владычицу
Пресвятую Богородицу...
Пойдите возьмите у матушки прощения,
Большую Слову благословения...
Пошли они просить у матушки прощения,
Большую Слову благословения.
Она не даёт ему прощения:
— У меня он маловешенек,
Маловешенек, мал-зародушек,
Ему от роду всего восемь лет...
Как и попадали все люди добрыя
Матушке ево во резвы ноги.
— Ты и дай свому сыну прощения
И большую Слову благословения.
Дала ж матушка родимая прощения
И большое Слово благословения...
— Приведите мне коня неезжаннова,
Принесите книгу Евангелию нечитанную,
Остро копьё невладанное.
И привели ему коня неезжаннова,
А книгу Евангелию нечитанную
И востро копьё да невладанное.
И сел же на коня Федор Тырянин,
На востро копьё опирается
И книгу Евангелию почитывает.
Доехал же Федор Тырянин до чистой поли,
Как и глянул он во чисто полю,
Там идёт силушка жидовская -
Ни лист ни травы не видно...
И стал уже он коня назад ворочать.
А за нєем-то стоит Владычица
Пресвятая Богородица.
— Не бойсь, не бойсь Фёдор Тырянин,
Маловешенек, мал-зародушек:
У тебя назаду ещё больше есть...
Поехал он, Федор Тырянин,
Не столько копьём рубит,
Сколь конём топчет.
Всё вокаянное жидовьё поослепли
И стали сами себя рубить же.
И стало крови коню по поясу,
А Фёдору по стремёнушке.
Он и стал просить сыру-землю:
— Расступися ты, матушка сыра-земля,
Попей-пожри кровь жидовскую...
Расступилася матушка сыра-земля,
Попила-пожрала кровь жидовскую.
Поехал Фёдор Тырянин да весь в кровь.
Встретили же ево всем градом люди добрыя,
Христиане православныя.
А он говорит:
— Уж вы люди, люди добрыя,
Разведите мне сытцы медовенькой.
А уста сытцой промочу -
Трое суток я не пил не ел.
Никто не взял коня помыть кровь жидовскую.
— А ты, моя матушка родимая, возьми коня
Да веди ево на Ярдан-реку,
Омой же кровь жидовскую...
Повела она только коня ево на Ярдан-реку
Смывать же кровь жидовскую,
Отколь взялся Змей Тугарин, -
Да забрал матушку родимую со всем конём.
Он же взял иё со своим конём
И понес иё во свою пещеру.
Не успел Федор уста промочить,
Бегут и кричат люди добрыя:
— Чево стоишь, Фёдор Тырянин,
А Змей-то Тугарин твою матушку взял
И понес иё, родимую, со всем конём.
Как и встал же он, Фёдор Тырянин,
Идёт он по морю, как посуху.
Дошёл же он до пещеры той...
А матушка ево сидит во печёре той.
— Моё дитя, чево ж ты пришёл ко мне?
Змей Тугарин меня поел и тебя поест.
— Не боись, не боись, моя матушка,
Не боись, не боись, моя родимая.
Я и сам себя спасу и тебя спасу...
Как летит, да и летит Змей Тугаринин -
Изо рта у нево полымь свёркала.
Стал же Фёдор Тырянин просить-молить:
— Потяните вы, а вы ветры сильныя,
Нанесите вы тучи грозныя,
А пойдите вы, дожди сильныя,
Намочите ему крылышки бумажныя,
Нехай будет он летучий -
Станет он ползучий,
Да не будет он о семи хобот,
А об одном...
И не ешь ты людей,
А ешь злых зверей...
Пошёл же дождь, дождик сильный,
Намочил же ему крылышки бумажныя:
И был он летучий — стал ползучий.
Не стал о двенадцати голов, а об одной,
Не стал о семи хобот, а об одном.
И вострым копьем Федор ево проколол.
И спас Федор Тырянин матушку родимую,
И взял он матушку за праву руку,
И повёл же он иё и коня сваво
В свой град...


Былина сохранена староверами, казаками-некрасовцами,
300 лет прожившими в Турции

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../


Последний раз редактировалось: Григорьев (Вт Мар 07, 2006 12:19 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Вт Мар 07, 2006 12:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Несколько примечаний к былине:

* Слова "жид" и "жидовский" приобрели "бранный" смысл лишь в новейшее время; в древней Руси они являлись, в сущности, равноправными вариантами, синонимами слов "иудей" ("июдей") и "иудейский": так, в древней "Повести временных лет" словосочетания "царь жидовескъ" и "царь июдейскъ" предстают как взаимозаменяемые. В данном случае речь идет о Хазарском каганате.


Былина о Федоре Тырянине достаточно редко публикуемая былина. Да и немногие вообще слышали о таковой.

Насколько мне известно былина о Федоре Тырянине, также как и о Егории Храбром относится к духовным стихам и к тому же очень редко публикующимся. Неверно думать, что былинные духовные стихи о Егории и Федоре не публиковались из-за их религиозного содержания. Например, в хрестоматии Н. П. Андреева "Русский фольклор", изданной в 1936 и 1938 годах массовым тиражом, есть раздел "Духовные стихи", в котором представлены "Голубиная книга", "О Христовом вознесении" и др., но нет ни "Егория Храброго", ни "Федора Тырянина",— хотя они, если угодно, менее "религиозны", чем вошедшие в эту хрестоматию.

Произведения, в которых сохранились явные, очевидные отзвуки свершавшейся тысячелетие с лишним назад борьбы с иудейским каганатом, не публиковались, без сомнения, потому, что в них усматривали пресловутый "антисемитизм".

Кстати, вы заметили? В конце повествоания герой былины убивает копьем змея.. Как на гербе Москвы...

Интересно, а откуда произошла фамилия Тырянин?

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Вт Мар 07, 2006 3:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Примечательно в этой былине то, что на защиту Отечества силы нашлись там, где их найти никто не ожидал (мальенький мальчик), в помощь Защитнику была Божья сила, и то примечательно, что по возвращении Героя ему никто не оказал помощи:

Цитата:
Встретили же ево всем градом люди добрыя,
Христиане православныя.
А он говорит:
— Уж вы люди, люди добрыя,
Разведите мне сытцы медовенькой.
А уста сытцой промочу -
Трое суток я не пил не ел.
Никто не взял коня помыть кровь жидовскую.
— А ты, моя матушка родимая, возьми коня
Да веди ево на Ярдан-реку,
Омой же кровь жидовскую...
Повела она только коня ево на Ярдан-реку
Смывать же кровь жидовскую,
Отколь взялся Змей Тугарин, -
Да забрал матушку родимую со всем конём.
Он же взял иё со своим конём
И понес иё во свою пещеру.
Не успел Федор уста промочить,
Бегут и кричат люди добрыя:
— Чево стоишь, Фёдор Тырянин,
А Змей-то Тугарин твою матушку взял
И понес иё, родимую, со всем конём.
Как и встал же он, Фёдор Тырянин,
Идёт он по морю, как посуху.
Дошёл же он до пещеры той...


Для "показухи" народ встретил Героя, наверняка с ним вместе попроздновал, а потом Герой был забыт без помощи оставлен. Помощь была только от Матери (от родных и близких).. Да и то, когда с Матерью случается беда - Тугарин забрал ее, народ не чтит услугу героя - и на помощь идет опять же Герой.

Чтож это за черта у нас, Русского народа, такая?? А ведь былине сотни лет...
Вот Вам и параллель с героями ВОВ, Афганцами.. Разве не так?

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Поэзия Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.052 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.007 сек.