Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Основные события и даты Восточной Сибири. XVII-XX вв.
Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний Восток

В данной статье использован материал сайта
http://mion.isu.ru/pub/buryat/

Основные события и даты
Восточной Сибири и Забайкалья

XVII - XX вв.

 

П.К. Варнавский, Г.А. Дырхеева, Т.Д. Скрынникова.

БУРЯТСКАЯ ЭТНИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
(КОНЕЦ ХIХ - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХХ ВЕКОВ)

Иркутск 2003

1672

Образование Иркутского воеводства, в состав которого вошли Верхоленский, Балаганский и Идинский остроги и Бирюльская слобода, расположенные в Предбайкалье (западные буряты), а затем Верхнеангарский, Баргузинский, Баунтовский, Удинский, Селенгинский, Итанцинский, Кабанский, Еравнинский остроги Западного Забайкалья. Восточное Забайкалье управлялось из Нерчинска. Буряты, проживающие как в западном, так и в восточном Забайкалье, известны как восточные буряты. Во второй половине XVIII в. раздельное управление западными и восточными бурятами сохраняется.

1724

Выделение из Томской провинции Енисейской и Иркутской.

1743

Основание первых учреждений для управления бурятским населением. Создаются "Степные конторы" (тайша и 6 депутатов), первой из которых была Онинская контора одиннадцати хоринских родов. Эти конторы впоследствии согласно "Уставу об управлении инородцами" стали называться степными думами во главе с тайшами (родовыми князьями).

1764

Преобразование Иркутской провинции в самостоятельную губернию.

1803

Учреждение Сибирского генерал-губернаторства с центром в Иркутске.

1822

Принятие ряда законодательных актов, способствующих перестройке управления Сибирью: "Учреждения для управления Сибирских губерний", "Устав об управлении инородцев", "Устав о ссыльных", "Положения и правила о земских повинностях", "Положения и правила о вольном переселении казенных крестьян в Сибирь", "О дозволении казенным крестьянам переселяться на земли сибирских губерний" [Даржаев, 2001, с. 21-22].

1833

Приблизительная дата составления "Бишихан (Бичихан) запискэ" (Ниндак Вампилай, Юмдаша Буянтын и др.)

1839

"Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов" Доржо Дарбаева.

Образование Агинской степной думы.

1851

Из Вернеудинского и Нерчинского острогов была образована Забайкальская область с центром в Чите с четырьмя округами, где жили буряты: Баргузинский (Баргузинская степная дума), Верхнеудинский (Хоринская степная дума), Селенгинский (Селенгинская и Кударинская степные думы), Читинский (Агинская и Урульгинская степные думы).

1863

Летопись Тугултура Тобоева "Прошлая история хоринских и агинских бурят".

1868

Летопись Дамби-Жалсана Ломбоцыренова "История селенгинских монгол-бурят".

1869

Опубликование в "Иркутских губернских новостях" историко-этнографического очерка Николая (Цывандаба) Сахарова "Об инородцах, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области".

1875

Летопись Вандана Юмсунова "История происхождения одиннадцати хоринских родов".

1884

Забайкальская область с центром в Чите вошла в состав Приамурского генерал-губернаторства.

1886-1890

Ликвидация степных дум в Иркутской губернии.

1887

"Летопись баргузинских бурят".

1900

5 июня - утвержден закон "Главные основания поземельного устройства крестьян и инородцев Забайкальской области". В соответствии с ним русские переселенцы-крестьяне, буряты и эвенки наделялись одинаковым 15-десятинным наделом на душу мужского населения.

1901

Апрель - правительство издало временное положение "Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области", которое предусматривало ликвидацию у бурят степных дум и введение института крестьянских начальников.

1905

В течение года - съезды северобайкальских инородцев в Верхнеленском, Балаганском и Иркутском уездах и в Иркутске.

Январь - съезд забайкальских инородцев в Верхнеудинске.

Апрель - съезд забайкальских инородцев в Чите, где был принят проект, предусматривавший административное устройство бурят по территориальному принципу и в то же время восстанавливавший родовую структуру управления, при которой высшие административные единицы - думы - совпадали с бывшими ведомствами.

17 апреля - обнародование Указов от 17 апреля и 17 октября 1905 г. о свободе вероисповедания, приведшее к отходу многих западных (иркутских) бурят от православия, подавляющее большинство которых становилось последователями буддизма.

Июнь - съезд забайкальских инородцев в Гусиноозерском дацане.

Июль - съезд забайкальских инородцев в Цугольском дацане.

Август - съезд бурят Иркутской губернии. Разработан проект о самоуправлении, предполагавший создание у бурят особого уездного земства наряду с русским. Автором проекта являлся М.Н. Богданов.

1906

Весна - съезд представителей забайкальских бурят поднял следующие вопросы: 1) о допущении представителя от буддийского духовенства в Государственный Совет, "ибо православное духовенство посылает же своего представителя"; 2) о предоставлении права участия в выборах члена Государственной Думы настоятелям дацанов (ширетуям). В Забайкалье среди агинских бурят организовалась "партия прогрессивных бурят".

Май - съезд учителей и деятелей народного образования Предбайкалья, где под влиянием идей бурятских народников была создана организация - "Знамя бурятского народа". На съезде была принята резолюция о необходимости объединения культурных сил бурят для осуществления просвещения и национализации школ.

Август - второй съезд этой организации принял устав, в котором были сформулированы следующие задачи: "1) способствовать национальному возрождению бурят в широком смысле слова; 2) способствовать просвещению их; 3) национализировать школу и 4) добиваться национального самоопределения и автономии" [Жамцарано, 1907в, с. 9]. Съезд постановил также ввести в бурятских школах бурятскую грамоту; добиваться открытия бурятской учительской семинарии для молодежи обоего пола; издавать учебники, пособия, книги для чтения на бурятском языке и письме.

Как на частных и уездных, так и на областных и губернских бурятских съездах 1905-1906 гг. выносились, по существу, однородные резолюции: за введение автономного самоуправления на началах всеобщего равного избирательного права, без различия ценза и пола; за предоставление территориальным союзам и группам всех фактически обрабатываемых орудиями и скотом земель, с лесами, водами и недрами; за уничтожение закона о распространении в Сибири частного дворянского землевладения; за обязательное всеобщее обучение детей школьного возраста обоего пола родной и русской грамоте; за полную свободу совести, языка, слова, союзов и собраний; за обобществление всех дел, касающихся нужд и пользы всего населения и т.д.

1917

Март - Временное правительство отменило Положение 1890 г. "Об изъятии духовных дел ламаистов Иркутской губернии из ведения хамбо-ламы" и постановило именовать ламаистов буддистами.

6 (19) марта - в Чите состоялось первое совещание группы бурят-монгольских общественных деятелей. Совещание нашло необходимым организовать бурятский народ в целях защиты и представительства национальных интересов. Для этого был учрежден Временный организационный комитет (Бадмаев Ш.Б, Базаров Ш.Б., Богданов М.Н., Намдаков Н.Н., Ринчино Д.Р., Сампилов С.С.), в задачу которого входил созыв общебурятского съезда.

9 (22) марта - в Петрограде организовался "Бурятско-Колмыцкий комитет" во главе с Ханхасаевым, ставивший следующие задачи: 1) создание на местах общественных организаций бурят и калмыков вместо прежнего управления; 2) прочное укрепление нового порядка на началах национально-культурного самоопределения.

10 (23) марта - в Чите состоялось второе совещание бурят-монгольских общественных деятелей. Был поставлен вопрос о бурятской национальной автономии, для чего требовалось учреждение сейма с законодательными функциями по вопросам гражданских взаимоотношений, земельным, народного образования, здравоохранения и по вопросам религиозным. Причем автономия должна была распространяться как на забайкальских, так и на иркутских бурят.

12 (25) марта - в Чите на третьем совещании бурят-монгольских общественных деятелей было принято положение, согласно которому автономия должна распространяться на всех бурят, не исключая казаков, и на тунгусов, говорящих на бурятском языке, если те пожелают присоединиться к требованию национальной автономии.

20 марта (2 апреля) - Временное правительство постановило отменить все установленные царским правительством ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероучению или национальности. В частности, были отменены ограничения на использование национальных языков в делопроизводстве частных обществ и в торговых книгах.

27-31 марта (9-13 апреля) - в селе Анинское (Хоринский аймак) состоялся съезд 11 родов хоринских бурят. Съезд постановил отстаивать принципы национального самоопределения на широко демократических началах, отстаивать также исконные права бурят на их земли; по вопросам экономическим - требовать установления беспошлинного ввоза иностранных товаров; приступить немедленно к национализации школ.

1 (14) апреля - сход бурят-казаков Гильбиринского урочища, Янгажинской станицы (Селенгинский район) постановил провести на предстоящих съездах пожелание, чтобы буряты-казаки были исключены из казачьего сословия и приравнены к остальному бурятскому населению. "При отмене всех сословных, национальных и вероисповедных ограничений мы, буряты, получили возможность определить себя как нация, как бурятская народность. Поэтому мы должны отстоять за собой право на свое самостоятельное культурное возрождение и право на самостоятельное устройство своей хозяйственной жизни в местном самоуправлении:" [Гирченко, 1927, с. 6].

7 (20)-12 (25) апреля - в Иркутске состоялся съезд представителей бурят-монгольского населения Иркутской губернии. По вопросу о национальной автономии съезд принял резолюции совещаний бурят-монгольских общественных деятелей в Чите 10 и 12 марта 1917 г., высказался за национализацию школы и наметил ряд подготовительных шагов к ней. Съезд констатировал, что общая земельная политика старого правительства привела иркутских бурят почти к гибели, вымиранию и таким образом поставила вопрос об окончательном исчезновении бурят с лица земли.

23-25 апреля (6-8 мая) - в Чите состоялся I общебурятский съезд, на котором был принят предварительный проект национальной автономии. Административное управление по этому проекту строилось на основе выборности и коллегиальности. Высшая распорядительная власть должна принадлежать общебурятскому съезду, в аймаках, хошунах, сомонах - аймачным, хошунным, сомонным собраниям. На общебурятском съезде и местных собраниях избираются коллегиальные органы исполнительной власти: Общебурятская дума или Бурятский Национальный комитет (Бурнацком) и соответственно низшие административные единицы. Комитеты являлись административно-политическими органами, кроме того, им придавались земские функции, т.е. самоуправление в хозяйственных делах. "Съезд постановил принятый им проект национальной автономии считать применимым и целесообразным впредь до выделения особой национальной бурятской территории, причем признал необходимым настаивать на этом выделении в учредительном собрании:" [Гирченко, 1927, с. 9]. По просвещению съезд решил, что раньше "дух преподавания предметов был явно русификаторский: в них не было и помину о родном для учащихся народе, природе его родной страны, его языке, литературе и истории, его материальной и духовной культуре. В результате такой политики дети-буряты и весь бурятский народ лишены были возможности получать свет знания на родном общепонятном языке. В числе подготовительных мероприятий, направленных к национализации школ, съезд наметил: 1) с начала 1917/18 учебного года ввести в бурятских начальных школах преподавание на родном языке. 2) включить в программу преподавания как обязательные предметы: монголо-бурятский язык, историю бурят и монголов, историю монгольской литературы и бурятоведение" [Гирченко, 1927, с. 9].

18 (31)-19 мая (1 июня) - в Верхнеудинске состоялся съезд делегатов Советов рабочих и солдатских депутатов Верхнеудинского района, признавший "право на полное самоопределение за всеми национальностями, и даже право на отделение территориально-обособленных наций".

26 мая (8 июня) - председатель Бурятско-Калмыцкого комитета Ханхасаев обратился к председателю совета министров Львову с докладной запиской, в которой ходатайствовал о восстановлении степных дум. Это "выставлялось в записке как "воля и желание всего бурятского народа" [Гирченко, 1927, с. 13].

7-15 июня - II съезд в Гусиноозерском дацане был посвящен подготовке нового "Положения о ламаистском духовенстве" взамен Положения 1853 г. Съезд должен был принять и одобрить законодательный проект и представить его в "Комиссию по пересмотру законодательства о буддистах в России". В эту Комиссию были включены А. Доржиев, Д. Сампилон, Р. Бимбаев, С. Жигжитов, С. Цыбиктаров, Б. Барадин. Было также принято решение, что во главе всего буддийского духовенства бурят Иркутской и Забайкальской области стоит выборный бандидо-хамбо-лама, общие вопросы духовенства и мирян обсуждаются на съездах, а между ними все вопросы решаются исполнительным коллегиальным органом - Центральным комитетом по религиозным делам в резиденции хамбо-ламы. Съезд обсуждал также ряд вопросов о внутреннем быте монастырей, одним из важнейших был вопрос об ограничении роскоши духовенства. На этом съезде благодаря усилиям Бурнацкома по изоляции и дискредитации сторонников восстановления степных дум было принято постановление не считать себя ответственными за выступления Бурятско-Калмыцкого комитета в его прежнем составе, а в его новый состав были избраны А. Доржиев, Б. Барадин, Д. Сампилон и А. Коняев.

25-29 июля - Восточно-Сибирский краевой съезд представителей исполнительных комитетов общественных организаций, проходивший в Иркутске, принял решение, что буряты не могут иметь самостоятельных уездных единиц потому, что аймаки слабы экономически и культурно, у них недостает возможностей содержать земства и обеспечить их интеллигентными кадрами. Краевой съезд не признал права бурят на политическое самоопределение, но предоставил им широкую свободу культурной автономии: "Краевой съезд в разрешении национального вопроса в крае стоит на точке зрения полного права национальностей на самую широкую культурно-национальную автономию: создавшиеся в процессе национального строительства сомонные, хошунные и аймачные организации съезд рассматривает как начальные основные единицы национально-культурного объединения бурят: в вопросах национально-культурной работы аймачные организации действуют самостоятельно, но вопрос о земских функциях аймачных организаций: должен быть решен окончательно: краевым комитетом" [Гирченко, 1927, с. 21].

Октябрь - III общебурятский съезд констатировал, что бурятские аймаки не уступают русским уездам и могут решать свои национальные проблемы самостоятельно; недостаток культурных сил (временное явление) не означает, что следует прекратить строительство государственной и духовной жизни народа в новых формах.

8-15 (21-28) октября - в Верхнеудинске состоялся съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Съезд воздержался от введения аймаков явочным порядком и постановил "несмотря на несовершенство и несоответствие существующего положения о земских учреждениях в Сибири культурно-бытовым условиям жизни бурят-монгольского народа, но, имея в виду спешную необходимость организации местной жизни на новых началах, твердо настаивать перед временным правительством и местными комиссарами, чтобы положение об уездных земствах было временно введено среди бурятского населения: в пределах существующих аймаков". До решения вопроса об аймачном земстве съезд постановил воздержаться от участия в выборах в смешанные уездные земства [Гирченко, 1927, с. 30].

1 (14) ноября - в Иркутске состоялся губернский съезд иркутских бурят. Съезд постановил ввести аймачные земства явочным порядком и признал необходимость фактического пользования монголо-бурятским населением всех земель, взятых под переселение и в казну. "Центральный национальный Комитет, расценивая постановление иркутского съезда, как "в высшей степени нежелательное явление:" указал иркутскому отделу Нацкома, что "подобные сепаратные выступления по важным принципиальным вопросам: недопустимы, ибо они наносят удары нашей солидарности и организованности:" [Гирченко, 1927, с. 31].

28 ноября - 5 декабря (11-18 декабря) - в Верхнеудинске состоялся съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. По вопросу об алфавите, который должен применяться при национализации школы, съезд постановил: вести все занятия и издавать учебники только общемонгольским алфавитом, не вводя ни под каким предлогом в учебные заведения какой-либо другой алфавит. Съезд выступил за "предоставление каждой национальности права на национальную автономию с национальными законодательными органами; в частности, предоставление бурятскому народу права управляться своей национальной думой, избираемой на основании всеобщего равного, прямого и тайного голосования", а также за "упразднение сословия казаков-бурят и тунгусов Забайкальской области и распространение на них общенациональной бурятской автономии" [Гирченко, 1927, с. 33].

Декабрь - IV общебурятский съезд, состоявшийся в Верхнеудинске, был посвящен выборам хамбо-ламы. Ц. Жамцарано был избран председателем Центрального национального комитета, в должности которого он находился до 23 марта 1918 г.

22 декабря - Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов взял в свои руки всю полноту власти в Иркутске.

1918

Январь - в Иркутске при губкоме РКП(б) образовалась бурятская группа коммунистов, которая ставила своей задачей: "а) собирание революционных сил народа, б) установление советской власти в Бурятии, в) разоблачение контрреволюционной деятельности националистов... Они призывали трудящихся бурят объединиться вокруг советской власти, критиковали политику Бурнацкома, имевшую цель обособить бурят" [История:, 1959, с. 52].

5 февраля - Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов взял в свои руки всю полноту власти в Верхнеудинске.

16 февраля - установление советской власти в Чите.

16-21 марта - съезд трудового населения Верхнеудинского уезда. Съезд признал за бурятами "право на самостоятельное устройство хозяйственных единиц - хошунов" и указал на то, чтобы буряты не отказывались от "посещений съездов русского населения для совместного обсуждения общих вопросов:" [Гирченко, 1927, с. 36]. По вопросу о земстве съезд постановил: "всю власть, как политическую, так и экономическую, сосредоточить исключительно в местных советах; организацию же самостоятельных земских учреждений признать излишней и ненужной:" [Гирченко, 1927, с. 36].

23 марта - заседание Бурнацкома признало целесообразным уполномочить Бурнацком взять в свои руки верховное руководство всей национальной жизнью бурят и постановило: "1) пересмотреть положение о земстве в целях приспособления его к национально-культурному быту бурят, причем переименовать земские собрания в аймачные и хошунные сугланы, 2) ввиду чрезвычайных условий переживаемого момента предложить организовать на местах отряды самообороны для борьбы с анархией и контрреволюцией:" [Гирченко, 1927, с. 37].

24 марта - 5 апреля - III съезд представителей рабочих, крестьян, казаков, бурят и эвенков (Чита) с энтузиазмом принял "предложение об упразднении аймаков и подчинении бурят уездным совдепам..." [Жабаева, 2001, с. 106]. Однако представители Бурнацкома добились принятия резолюции, впервые признающей право бурят на самоопределение: "3-й съезд Советов сельских и рабочих депутатов в Забайкальской области, стоя на точке зрения признания за нациями права на полное самоопределение, постановляет: утвердить существующие у бурят-монголов административно-хозяйственные и культурно-просветительные органы национального самоуправления, которые и проводят в жизнь под руководством центрального национального комитета, работающего в контакте с областной советской властью, все мероприятия и декреты, защищая интересы трудового народа" [Гирченко, 1927, с. 38].

Апрель - обращение Бурнацкома "ко всем бурят-монголам Восточной Сибири". В нем, в частности, указывалось: "Мы решили признать Советскую власть как фактически существующую и делегировать в советские организации своих представителей для органической работы и дальнейшей пропаганды своих объединительных идей:" [Гирченко, 1927, с. 39].

На губернском съезде иркутских бурят большевики требовали безоговорочного признания советской власти и полного одобрения внутренней и внешней политики советского правительства. В своем выступлении М.М. Сахьянова говорила: "Бурятский народ... не может отгородиться своими национальными организациями от общего хода революции и зажить своеобразной монголо-бурятской жизнью, а должен встать в ряды рабочих и крестьян и вместе с ними строить жизнь на началах революционного социализма" [История: 1959, с. 52].

7-20 июня - в Верхнеудинске проходил съезд Советов Прибайкалья, в котором наряду с представителями всех русских районов участвовали делегаты части бурятских аймаков и хошунов. При обсуждении земельных проблем был поставлен вопрос о существовании у бурят административной автономии в форме аймаков. В принятой резолюции указывалось, что "самоопределение бурят, ввиду вкрапленности их в русское население, следует распространить только на духовное развитие этой народности. Административная автономия в форме аймаков для разрешения земельных вопросов является только тормозом, поэтому аймаки... в разрешении земельных вопросах никакого участия принимать не должны" [Хаптаев, 1964, с. 310]. Таким образом, руководители советов западного Забайкалья стояли на позиции ликвидации аймаков, а самоопределение бурят предлагали ограничить только вопросами культуры.

3 июля - Забайкальский областной исполнительный комитет совета рабочих и сельских депутатов решил: "Признать создавшиеся в процессе революционного строительства и преобразованные после Октябрьской революции органы управления и суда бурят-монголов в сомонах (селениях), хошунах (волостях) и аймаках (уездах) и области - Центральный бурятский национальный комитет публично-правовыми учреждениями советской власти со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями и действующими на территории бурят-монголов автономно". В решении также указывалось на необходимость созыва учредительного съезда бурят в целях установления формы и пределов автономии.

20 августа - занятие Верхнеудинска войсками белогвардейцев и чехословацкого корпуса.

Ноябрь - V общебурятский съезд, где были отмечены заслуги Бурнацкома в "отстаивании национального самоуправления от покушений советской власти".

1919

25 февраля - в Чите состоялась I панмонгольская конференция. Представители бурят, баргутов, монголов Внутренней Монголии приняли на ней конституцию и избрали правительство Великой Монголии. Также были написаны две декларации - от имени Временного правительства и от имени главы нового государства, в которых приводилась мотивация создания нового государства.

Лето - на II панмонгольской конференции было решено отправить в Европу монгольскую делегацию для пропаганды идеи независимой Монголии. Среди панмонголистов раскрыт заговор сторонников реставрации маньчжурской династии во главе с представителем Внутренней Монголии Фушенгой.

Ноябрь - образование бурятской секции РКП(б), в задачу которой входило усиление большевистского влияния среди бурятского населения.

Декабрь - вооруженные формирования панмонголистов во главе с Нэйсе-Гэгэном и Нуремпилом сосредоточились в Верхнеудинске.

1920

Январь - в с. Бичура состоялся съезд представителей Западного Забайкалья, выступивших против белогвардейцев, где был образован Центральный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и бурятских депутатов, которому передавалась власть в регионе.

Февраль - в Кяхте китайские войска разбили остатки вооруженных формирований панмонголистов, а их лидеры - Нейсэ-Гэгэн и Нуремпил - были расстреляны.

В тезисах бурсекции РКП(б), отрицавших необходимость автономии иркутских бурят, утверждалось, что "стремления мелкобуржуазной, националистически настроенной бурятской интеллигенции национализировать школу и вообще возродить и развить бурятскую культуру объективно обречены на неудачу. Трудящиеся и эксплуатируемые массы бурятского населения Иркутской губернии для осуществления своих реальных интересов и чаяний не нуждаются в национальной автономии в какой бы то ни было форме" [История: 1959, с.154].

2 марта - приход Красной Армии в Верхнеудинск и создание Временной земской власти.

16 марта - в Верхнеудинске состоялось совещание представителей бурят Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков. На нем был создан временный народно-революционный комитет (Бурнарревком), осуществлявший непосредственное руководство национально-освободительным движением бурят Забайкалья и подготовкой созыва съезда представителей бурят, главной целью которого являлось провозглашение автономии.

28 марта - Учредительный съезд трудящихся Прибайкалья, на котором была образована ДВР - буфер между Советской Россией и интервентами и белогвардейцами на Дальнем Востоке. В состав буферной республики вошли бурятские территории восточнее р. Селенги.

6 апреля - обращение ко всем правительствам и народам мира с декларацией об образовании независимой демократической Дальневосточной Республики (Забайкальская, Амурская, Приморская области, Сахалин и полоса отчуждения КВЖД). В Верхнеудинске было сформировано Временное правительство ДВР и Народно-революционная армия республики.

14 мая - признание ДВР правительством РСФСР.

24 мая - 3 июня - съезд представителей бурят Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков, выступивших за сохранение существующих аймаков и хошунов как национальных административно-территориальных единиц и за объединение в единую автономию западных и восточных бурят. На съезде был создан административный орган по руководству управлением аймаками - Бурят-монгольский народно-революционный комитет (Бурнарревком).

14 октября - Политбюро ЦК РКП(б) принимает постановление, в котором признается "необходимым проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов..." [Образование: 1964, с. 43]. Бурсекция признала "постановление Центра делом первостепенной важности" и постановила "немедленно приступить к... созданию благоприятных условий для осуществления его в жизнь в общебурятском масштабе" [Образование: 1964, с. 44-45]. С этого момента бурятские коммунисты активно приступают к организационной работе по созданию автономии для бурят Восточной Сибири.

Ноябрь - Бурнарревком выдвинул вопрос о выделении бурят, проживающих на территории ДВР, в автономную единицу и о признании аймаков, хошунов и сомонов национальными административными единицами на местах.

9-12 декабря - на совещании представителей аймаков и хошунов Забайкальской области, проходившем в Чите, было решено "добиваться от правительства ДВР создания областного бурят-монгольского учреждения с административно-хозяйственными функциями и особого ведомства по делам национальных меньшинств - министерства Туземных дел при правительстве" [Елаев, 2000, с. 134].

24 декабря - Бурнарревком добился организации издания газеты "Голос бурят-монгола", с помощью которой он вел пропаганду идеи бурятской автономии и самоопределения бурят перед правительством республики.

1921

17 января - правительство ДВР "санкционировало существование хошунных и аймачных комитетов, включив их в единую систему административных органов власти республики [Демидов, 1981, с. 56]. Однако автономия в областном масштабе не была установлена, то есть Бурнарревком не получил всей полноты административно-распорядительной власти на территории бурятских аймаков. Юрисдикция высшего бурятского органа фактически по-прежнему ограничивалась вопросами национально-культурной жизни бурятского населения.

29 января - состоялось собрание Бурсекции, на котором ее члены выработали новую политическую линию большевиков в вопросе об автономии бурят РСФСР, исходя из требований октябрьского постановления ЦК РКП(б).

Февраль - в Чите начало свою работу учредительное собрание ДВР.

22 апреля - заседание президиума Иркутского губкома РКП(б), на котором было принято решение о немедленной организации временного Бурятского ЦК, в задачи которого входило политическое и организационное овладение национально-автономистским движением бурят [Шулунов, 1972, с. 120], "агитация и пропаганда идей советской власти среди бурятского народа и вовлечение последнего в активную советскую работу, разработка основных положений административно-территориальной национальной автономии" [Бартанова, 1964, с. 51].

27 апреля - Учредительным собранием ДВР был принят основной закон, где отдельная глава называлась "Автономия бурят-монгольской народности". В конституции, в частности, указывалось: "Всем туземным народностям и национальным меньшинствам на территории республики предоставляется право на широкое самоопределение" [Образование: 1964, с. 99], под которым понималось культурно-национальная автономия национальных меньшинств и административная автономия бурятского народа. "Вся территория, населенная бурят-монгольским народом, выделяется в особую область", население которой объявлялось самостоятельным "в сфере организации суда, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни" [Образование: 1964, с. 100].

Май - роспуск Бурнарревкома и образование Временного управления Бурят-Монгольской автономной области (Бурмонавтоупр) Дальнего Востока. В "Воззвании" к бурятскому народу члены Бурмонавтоупра подчеркивали: "Бурят-монгольской народности предоставлена широкая автономия, т.е. право на совершенно самостоятельное и независимое ни от кого существование в сфере организации суда и административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни: Наконец-то бурят-монгольский народ получил возможность жить самостоятельно:" [Шулунов, 1972, с. 273].

5-10 июня - в Иркутской губернии проходили уездные и аймачные съезды Советов, на которых обсуждался вопрос об автономии, и выбирались делегаты на Учредительный съезд бурят-монголов Восточной Сибири.

28 июля - по решению Дальбюро ЦК РКП(б) в состав Бурмонавтоупра были введены два коммуниста.

12 октября - 3 ноября - Первое национальное собрание Бурят-Монгольской автономной области ДВР в Чите. В выбранном вновь руководстве большинство заняли бурятские большевики, а председателем Президиума Бурмонавтоупра стал активный коммунист М.И. Амагаев, а лидеры национального движения были отстранены от власти: "с переходом руководства областным управлением к бурятским коммунистам: фактически начинается осуществление указаний В.И. Ленина о бурятской автономии" [Шулунов, 1972, с. 282]. Переизбранный на первом Национальном Собрании Бурмонавтоупр провел ряд реформ, направленных на советизацию органов управления автономией.

28 октября - 5 ноября - был созван Учредительный съезд бурят-монголов Восточной Сибири, на котором коммунисты заняли ведущие позиции среди иркутских бурят. Под их полным контролем съезд утвердил проект положения об автономии, а также принял документ под названием "Обращение съезда к бурят-монгольскому народу". В "Обращении" подчеркивалась исключительная роль советов в деле освобождения народов и содержалось напоминание о необходимости мировой революции: "Помните, что только победа Советской власти, окончательная победа рабочих и крестьян над буржуазией всего мира обеспечит и гарантирует трудящимся и угнетенным свободу в дальнейшем" [Образование... 1964, с. 54].

20 декабря - в Чите вышел первый номер газеты на бурятском языке "Шэнэ-Байдал".

1922

Январь - бандидо-хамбо-лама Цыремпилов обратился к правительствам РСФСР и ДВР с просьбой о разрешении созыва общего съезда буддистов (Духовный собор) с целью выработки основных положений административного управления буддийской церковью в Восточной Сибири и БМАО ДВР: об организации быта духовенства согласно правилам "Винаи", о реорганизации духовного управления, об улучшении тибетской медицины, о национализации проповедования и преподавания буддийской религии, об изменении правил посвящения в хувараки, об отмене культа перерожденцев и прорицателей.

9 января - принятие Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом постановления об образовании Бурят-Монгольской Автономной Области РСФСР.

14 января - в Иркутске вышел первый номер газеты "Красный бурят-монгол".

28 июня - 2 июля - в с. Додо-Анинское (Хоринский аймак) проходила конференция по культурным делам Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР.

Июль - организован Бурят-Монгольский ученый комитет.

21 июля - ВЦИК утвердил положение о Центральном Совете по культурным делам бурят-монголов РСФСР и ДВР.

15 октября - в Ацагатском дацане состоялся первый духовный съезд буддистов двух Бурят-Монгольских автономных областей ДВР и РСФСР, основными задачами которого были обсуждение и утверждение проектов "Положения об управлении духовными делами буддистов Сибири" и "Устава внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири" [Герасимова, 1964, с. 62]. На первом буддийском соборе 1922 г. был создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии - Центральный духовный совет.

Ноябрь - упразднение ДВР.

10 ноября - состоялись съезды трудящихся бурят Агинского, Хоринского, Баргузинского аймаков. На них прозвучали требования распустить Бурмонавтоупр БМАО ДВР.

14 ноября - заседание общественных представителей БМАО ДВР постановило потребовать от Бурмонавтоупра самораспуститься и образовать Ревком.

20 ноября - президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б) принял решение "Принципиально высказаться за объединение двух автономных областей..." [Елаев, 2000, с. 157].

Декабрь - Буробком РКП(б) отправил в ЦК РКП(б) докладную записку, в которой мотивировалась необходимость слияния бурятских автономных областей.

6 - 11 декабря - состоялся I областной съезд советов БМАО РСФСР, на котором прозвучали пожелания объединения: "Мы были оторваны от своих сородичей и вынуждены были существовать в виде двух автономных областей. Теперь этого не должно быть, должно состояться объединение" [Образование: 1964, с. 64].

1923

11-17 марта - состоялась I областная партийная конференция, которая в своих резолюциях определила задачи партийной организации в области политико-просветительной работы среди населения.

19 апреля - организовано бурят-монгольское научное общество им. Доржи Банзарова.

30 мая - вышло постановление Президиума ВЦИК, в котором говорилось: "объединить в одну БМАССР автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске" [Образование... 1964, с. 34].

31 июля - Бурятский Ревком вынес решение: "на основании постановлений ВЦИК от 30 мая 1923 года Революционный Комитет БМАССР... с 1 августа сего года принимает на себя всю полноту власти в объединенных автономных областях бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока" [Шулунов, 1972, с. 417].

1 августа - вся полнота власти перешла к Ревкому республики, который переехал из Иркутска в Верхнеудинск. Ревком обнародовал декларацию, в которой провозгласил образование БМАССР.

4 сентября - вышел первый номер газеты "Бурят-монгольская правда".

12 сентября - утверждение Президиумом ВЦИК "Положения о государственном устройстве БМАССР", которое фактически играло роль конституции.

1 октября - упразднение постановлением ВЦИК Прибайкальской губернии и вхождение большей части ее территории в состав БМАССР.

10 октября - вышел первый номер газеты "Бурят-Монголой Унэн".

4-9 декабря - состоялся I съезд Советов БМАССР, который сформировал республиканские органы управления.

1925

15-24 марта - состоялся II съезд Советов БМАССР.

21 мая - Пленум бурят-монгольского обкома РКП(б) обсудил вопрос об отношении к ламству и дацанам.

17 декабря - Опубликование в газете "Бурят-монгольская правда" постановления ЦИК и СНК № 221 о введении в республике декрета СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви.

22 декабря - Второй всебурятский съезд буддистов. 52 делегата от обновленцев и 14 от консерваторов. На открытии собора представители Ленинградского буддийского храма обратились к участникам собора с призывом "создать религиозное объединение, основанное на чистом учении Будды и не противоречащее законам советской социалистической республики" [Герасимова, 1964, с. 109]. Обсуждали "Положение" и "Устав", согласовывая его с постановлением ЦИК и СНК.

1926

20-25 августа - IV пленум бурят-монгольского обкома ВКП(б) обсудил вопросы культурно-национального строительства и утвердил тезисы по докладу М.Н. Ербанова "Культурно-национальное строительство БМАССР".

19-27 сентября - в Верхнеудинске состоялось I республиканское культурно-национальное совещание, постаравшееся выработать такую стратегию развития бурятской "социалистической" культуры, при которой максимально бы сохранялись элементы традиции.

1927

1 января - Всесоюзный собор буддистов в Москве.

25 марта - 3 апреля - состоялся III съезд Советов БМАССР.

3 октября - пленум Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) рассмотрел итоги работы по культурно-национальному строительству и принял резолюцию.

1928

21-28 августа - Третий собор буддистов Бурятии в Верхнеудинске обсуждал вопрос, какие объединения верующих имеют право на существование.

1929

1-11 апреля - состоялся IV съезд Советов БМАССР, на котором была принята резолюция по вопросам культурного строительства.

27 мая - ЦК ВКП(б) принял постановление "О состоянии и работе бурят-монгольской партийной организации", в котором были изложены важнейшие задачи в области культурного строительства. В нем подчеркивалось, что "культурное строительство Бурят-Монгольской республики все еще находится в неудовлетворительном состоянии" [Культурное строительство: 1983, с. 120]. Для изжития негативных, с позиции коммунистов, тенденций в культурном строительстве Постановление указывало на необходимость активного привлечения к этому процессу "естественных" сторонников Советской власти из "социально близких" слоев и призывало взять "наряду с использованием старой лояльно настроенной интеллигенции твердый курс на выращивание новых кадров бурятской интеллигенции из рабочих, батраков и лучшей части середняков" [Культурное строительство: 1983, с. 120]. Также предписывалось "усилить выдвижение на руководящую работу и в средние звенья аппарата бурят-монголов: рабочих, батраков и бедняков, организовав их специальную подготовку и переподготовку" [Там же]. Центральный Комитет потребовал решительных мер против усилившихся, по его мнению, "проявлений великодержавного шовинизма, панмонголизма и бурятского национализма" [Елаев, 2000, с. 196].

1930

15-21 мая - VII бурят-монгольская областная партийная конференция обсудила вопросы культурно-национального строительства.

1 июля - Президиум ЦИК и Совнарком БМАССР приняли постановление о латинизации бурят-монгольского алфавита и письменности.

10-14 ноября - состоялось I республиканское партийное совещание по вопросам культурного строительства. На этом совещании была полностью осуждена принятая ранее установка в области языкового строительства, по которой в основу нового бурятского литературного языка было положено халха-монгольское наречие [История: 1959, с. 352]. Подверглась критике попытка использовать некоторые элементы буддизма для развития национальной культуры [Митупов, Санжиев, 1962, с. 17]. Совещание квалифицировало деятелей интеллигенции, выдвинувших тезисы о языковом единстве бурят и монголов и об использовании элементов религиозной традиции в бурятской культуре, как "носителей идеологии правого оппортунизма, местного национализма и контрреволюционного панмонголизма" [История: 1959, с. 352]. Бурятские коммунисты подчеркивали: "Вопросы культурного строительства не могут быть уложены в узкие рамки "просветительных учреждений", - они должны стать "органической частью работы всех партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных, комсомольских и др. общественных организаций" [Культурное строительство: 1983, с. 127-128].

1937

11 августа - целостность территории, на которой проживали буряты, была закреплена Конституцией БМАССР (статья 15), где утверждалось, что границы республики не могут быть изменены без ее согласия.

Разместил: Григорьев | Дата: 22.01.2006
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 0Всего голосов:0

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2008-07-25 21:51:52 - Река Лена оказалась длиннее, чем думали
2008-04-01 15:09:42 - Забайкальский говор (дополнение)
2007-12-10 08:47:25 - Улятуйская церковь
2007-06-20 17:38:45 - Виктор Семин, "Наша Сергеевка была маньчжурской Эсули?"
2007-05-27 16:30:23 - Сибирские города. Нерчинск. Книга 1699г.
2007-04-07 23:54:52 - Мои путешествия по Сибири
2007-03-23 18:29:13 - Не все коренные сибирские народы имеют китайские корни
2007-02-01 00:51:24 - Селенгинская «украйна» гетмана Многогрешного
2007-01-31 01:26:04 - Благотворительный марафон по сбору средств на восстановление Атаганского дацана
2007-01-27 12:22:16 - Забайкальский говор
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


Фотогалерея
Инженер И.С. Назаров, один из руководителей Туркестанской военной организации. Оренбургский казак.
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
27.04 - Сегодня праздников и памятных дат нет. Пора работать!
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.077 сек. и 18 запросов к базе данных за 0.047 сек.