Букин А. Г., Постников В. В.
VI Приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия. Сборник докладов и тезисов выступ-лений участников (Владивосток, 15-19 мая 2006 г.)
Некоторые известные иконы, не соответствующие классическому византийскому канону, являются идеологическими и культурными символами (например, образ Казанской Богородицы – в России, Пресвятой Девы Гваделупской – в Латинской Америке). Если в эпоху Средневековья создание таких икон могло пониматься как вольнодумство, то в Новое время это явление получает значительное развитие. Становится очевидным, что иконотворчество отражает живое отношение к вере и искреннее участие в религиозной жизни, является исторически обусловленным фактором развития и распространения христианства. Поэтому важным является описание и публикация новооткрытых и ранее широко не известных икон, которые имеют определенные иконографические особенности. Данная работа представляет сообщение об одном малоизвестном живописном полотне (иконе) из частной коллекции в Забайкалье. Краткое сообщение об истории этой иконы публиковалось в местной забайкальской прессе [6]. Авторы приводят описание иконы, её истории и дают предварительную интерпретацию её идейного содержания. Композиция забайкальской иконы в общем соответствует иконографическому типу Одигитрия: поясное изображение Богородицы повернуто к зрителю в фас, одной рукой она поддерживает Богомладенца, ладонью другой руки указывает на Христа. Так прочувствованно понимает эту композицию православный верующий: «Своеобычно положение рук Богородицы на иконе. Левая образует Престол, на котором восседает Спаситель, а правою рукою Богородица указывает на него, как бы наставляя, что Он – Путь, Истина, Жизнь… И так легко по этому движению руки Богоматери востекают к Престолу Божию молитвы…» [3, 20]. Отличие данной иконы от византийского стандарта заключается в том, что Богомладенец в левой руке держит сферу голубого цвета размером с голову. В каноническом варианте в левой руке Христа находится свиток. Правой рукой Христос соответственно канону демонстрирует троеперстие. Образы Богородицы и Христа написаны на голубом фоне в классической живописной манере со светотеневой моделировкой объемов ликов и одежд. Нимбы аккуратно намечены тонкими темными окружностями и дополнены легким осветлением фона вокруг ликов. Полотно написано маслом на холсте. Размеры изображения по обрезу 45х59 см. Поверхность сильно покрыта кракелюрами, похоже, какое-то время холст хранился в свернутом виде. По верхнему краю полотна сохранился белый незаписанный подгиб. По остальным сторонам полотно достаточно грубо обрезано; прежняя хозяйка сообщала настоящему владельцу иконы, что там была надпись, содержание которой, к сожалению, утрачено. Время написания полотна приблизительно 1890-е гг. (согласно воспоминаниям прежней владелицы). Предположительно икона была привезена из центральной России, где она была написана в одной из иконописных мастерских. Возможно, икона является серийной, однако аналогичный извод авторам пока не известен. Существует также версия происхождения полотна, связанная живописцами из г. Нерчинска. Однако, обе версии требуют тщательной проверки. В настоящее время икона хранится под стеклом в киоте, изготовленном, со слов прежней владелицы, в конце XIX начале XX вв., который представляет собой деревянную раму, орнаментированную декором из сочетаний волнистых линий. В киоте расположен венок из искусственных цветов, обрамляющий лики иконы. В таком виде икона служила предметом православного культа для её прежней обладательницы. До революции икона находилась в Спасо-Преображенской церкви в с. Унда Балейского района Читинской области [1]. Собор был построен в первой половине XIX в., а в 1930-х гг. взорван. Согласно семейному преданию, за несколько дней до взрыва храма последний предстоятель храма роздал девять икон на сохранение в семьи родственников. Описываемую икону он, придя для этого из с. Унда за 30 км., передал своей сестре, Татьяне Никаноровне Шохиревой, которая хранила её до своей смерти в 1987 г. Настоящий владелец принял икону по наследству и сейчас она находится в г. Балей Читинской области. Образ интересен тем, что не типичен для православного культа в Сибири. Наиболее популярные и древние сибирские образы происходят от типа Знамение (Абалацкая, Албазинская Богородица), были популярны образы Покрова, другие, но тип Одигитрия не был распространен. Для понимания данного Образа имеет значение соотнесение его с идееологией исходного иконографического типа. Известно, что «Одигитрия» (с греческого – «Путеводительница») является одним из главных канонических богородичных образов, который выделялся среди других своим официозным, торжественным содержанием. В соответствующее время этот образ был государственным символом Византийской империи, находился во Влахернском храме, специально построенном для этой иконы в Константинополе, и имел не только религиозное, но и политическое значение. В этом смысле становится понятным, почему образ Одигитрия стал особенно актуальным в российской культуре со времен создания единого Российского государства и развития идеи «Третьего Рима». Первый знаменитый образ такого типа на Руси – Тихвинская Богородица. Православные легенды сообщают, что эта икона исчезла из Константинополя и появилась в Новгородской земле над Ладожским озером в 1383 г. и придают этому образу весьма глубокий исторический смысл: «Именно этот образ благоверного служения и позволил московским князьям столь успешно продолжить дело собирания и соединения Руси» [3, 12]. Эта тема звучит и в другой знаменитой иконе такого типа – Смоленской богородице. По преданию она появилась на Руси в XI в., и была возвращена в 1514 г. со Смоленском, который долгое время принадлежал Литовскому государству. Забайкальский вариант Одигитрии более соответствует смоленскому, более строгому: Тихвинский отличается от них легким наклоном Богородицы к Богомладенцу [2, 49]. Еще один исторический вариант Одигитрии – образ Иверской Богородицы. Она имеет свой отличительный знак: рана на ланите Богородицы. Появление этого образа в России связано с деятельностью патриарха Никона в середине XVII в. Эта икона была особо почитаема царским домом Романовых [2, 96-99]. Таким образом, Одигитрию мы можем понимать как символ «державности» в ее религиозном понимании, символ православной христианской империи, какой представляла себя Византия. Вероятно, поэтому Богомладенец на забайкальской Одигитрии держит в одной руке шар – условное обозначение Земли, мироздания, а его другая рука демонстрирует троеперстие Символ веры. Во многом это сочетание напоминает царскую державу – шар, увенчанный крестом. Так же принято объяснять этот мотив в других похожих образах, например: «На св. Путивльской иконе изображена Божия Матерь с сидящим на Её левой руке Богомладенцем, держащим в левой руке шар (символ Его обладания всем миром), а у Богоматери изображена простирающаяся под Ее правой рукою до правого плеча лестница (символ соединения земного с небесным чрез примирение Бога с человечеством рождением Спасителя)» [4]. Эта же идея читается в богородичном образе из Пскова «Призри на смирение» [5]. В этом контексте забайкальский вариант Одигитрии мы можем понимать как образ, демонстрирующий традиционную идею вселенского распространения христианства. Присутствие такой иконы на одной из отдаленных окраин России, в Забайкалье, символично. Нужно отметить строгость и сдержанность композиции этой иконы, отсутствие символических дополнений, характерных для поздних образов такого типа. Икона не является шедевром живописи, но лаконизм и чистота композиции являются художественными достоинствами этой иконы и создают благоприятную атмосферу для общения с образом. Этот образ представляет собой новое прочтение канонического типа, выражение в обновленной форме исконной идеи духовного и территориального единства православных народов – Соборности. Учитывая, что оригинальный список образа должен определятся собственным названием, авторы предлагают назвать этот вариант канонического образа «Одигитрия Ундинская» по месту её происхождения. Представленная икона могла бы стать одним из региональных религиозных символов при соответствующей проработке образа (прославление, написание акафиста). Разгром Православной церкви в Забайкалье, как и по всей России, принявший наибольшие масштабы в 1930-е гг., стер с лица земли многие храмы. Так сказано в Псалтири пророком Давидом: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня». В настоящее время восстановлена Читинско-Забайкальская епархия. В Чите, где долгие годы был единственный православный храм, бывший когда-то католическим костелом, отстраиваются и восстанавливаются православные храмы. Однако, Спасо-Преображенский храм, откуда была взята икона, послужившая предметом данной статьи, по сей день стоит в руинах, несмотря на 300-летнюю историю с. Унда. Множество осколков той эпохи хранятся на земле Забайкалья, и требуют своего описания и изучения.
Литература: 1. Букин А. Г. Село Унда. [Электронный ресурс] // Старая Чита. Забайкальский краеведческий ресурс. Режим доступа: http://oldchita.megalink.ru 2. Киселев А. А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. – М., 1992. 224 с. 3. Коняев М. Н. Тихвинская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Обретение, история, возвращение. – СПб., 2004. 125 с. 4. Булгаков С. В. Молченский Печёрский Путивльский мужской монастырь. [Электронный ресурс] // Православие. Словарь. Режим доступа: http://www.pravoslavie.by 5. Об иконе «Призри на смирение». [Электронный ресурс] // «Наша вера»: информационно-образовательный молодежный православный портал. Режим доступа: http://vera.mipt.ru 6. Чиров К. Богородица из Унды // Еженедельник «Эффект». – Чита, 2003. № 46.
|