«Вопросы философии», 1989, № 5, с. 157-161.
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ «ВОПРОСОВ ФИЛОСОФИИ» +1
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ “ВОПРОСОВ ФИЛОСОФИИ” +1
Как справедливо отметил академик Ю.В. Бромлей в своей статье +2: “...еще совсем недавно национальная проблематика была одной из закрытых зон жизни нашего общества, а соответственно, и нашего обществоведения”. И тут же добавляет: “К ней (проблематике) явно нужен новый подход”.
С этим нельзя не согласиться. Однако в опубликованной статье Ю.В. Бромлей, по существу, повторяет свои прежние взгляды на этнографию, совпадающие с некоторыми дефинициями из моих работ +3. И вдруг спор! Из-за чего? Оказывается, из-за смысловых различий в употреблении научных терминов.
Как известно, язык служит для передачи информации, и потому каждое слово имеет определенное значение. В бытовой речи слова многозначны (полисемантичны), но в научных текстах, где слова играют роль терминов, значение их строго определено и при употреблении обязательно. Особенно важно это для этнологии – науки о происхождении этносов и характере взаимоотношений их друг с другом. Я предложил в специальном трактате (“Этногенез и биосфера Земли, вып. 1-3, ВИНИТИ, 1979; 4, 1987”) несколько новых терминов, строго определив их значение. Например: “Этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как структура, противопоставляющая себя другим таким коллективам”. Так как никто не живет одиноко, то и этносы контактируют друг с другом, хотя и по-разному: (1) Симбиоз – сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу; (2) Ксения – буквально “гостья” – вариант симбиоза, группа иноземцев, живущая замкнуто; (3) Химера – сосуществование двух и более чуждых этносов в одной экологической нише. Обычно химеры – последствия миграции и, как правило, неустойчивы. Если же этносы в процессе контакта сливаются, то это называется ассимиляцией, вследствие которой возникает новый этнос, равно непохожий на те, из которых он возник. Процесс идет на уровне популяционном (не видовом и не организменном). Популяция – совокупность особей одного вида, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание. Ясно, что к этносам понятие свободного скрещивания не применимо, поскольку беспорядочное скрещивание в одном этносе нигде не описано. Люди не мухи.
Хорошо известен принцип систематики по уровням (снизу вверх): субатомный, атомный, молекулярный, клеточный, организменный, популяционный, видовой и т. д. Этнос – коллектив и, как таковой, находится на популяционном уровне, но от популяций других животных или насекомых безусловно отличается, а от коллизий организменного уровня тем более. В упомянутой выше статье Ю.В. Бромлей справедливо считает термин “популяция” исключительно биологическим, ибо люди – млекопитающие, но почему-то полагает, что воспроизводство в популяциях “осуществляется путем передачи генетической информации... через ДНК половых клеток” (с. 17), а в этносах, по его мнению, передача информации “основана на коммуникативных внебиологических связях”.
Это уже просто неверно! Животные обучают своих детенышей, что вполне биологично и носит специальное название “сигнальная наследственность”. А ручная шимпанзе Люси, принадлежащая зоологам Уошо, усвоила азбуку глухонемых и бойко изъясняется по-английски. Это-то бесспорно, но хуже другое.
Ю.В. Бромлей считает, что с “биологическим подходом к проблеме национально-смешанных семей... связан... тезис, согласно которому в результате таких браков возникают некие (?) химеры” (с. 18). Тут все искажено. Химера не тезис, а научный термин, причем историко-географический, а не биологический, ибо если бы чуждые этносы в одном географическом регионе слились половым путем, то химера бы превратилась в новый этнос. Это показывает сам Ю.В. Бромлей, приводя пример эстонско-татарской семьи, обитающей в Москве, –дети этой семьи являются русскими. Термин “химера” в описанной ситуации отношения к проблеме не имеет, так как брачная постель не может быть приравнена к географическому региону, а двое влюбленных – к популяции – девятимиллионному населению Москвы.
Вот если бы был где-нибудь город, в котором треть населения состояла из советских русских, треть – из китайцев, треть – из американцев и все они не любили бы друг друга и не образовывали бы стойких семей, то это была бы химера, подобная царствам диадоходов III в. до н .э., готским королевствам V в. и хуннским государствам IV-V вв. в Северном Китае. К счастью, нам этого ожидать не надо.
Судя по заглавию статьи, Ю.В. Бромлей считает этнос системой. Как известно, “система есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии” +4. В поле зрения исследователя находятся не элементы (люди), а связи между ними; сами же элементы должны быть различны и дополнять друг друга. Но Ю.В. Бромлей считает, что этнос – “совокупность людей” с общими чертами: психикой, культурой, общим языком и самоназванием, т.е. одинаковых (с. 17). Это противоречит основному принципу системологии. Ведь даже мужчины и женщины не схожи друг с другом! Французы говорят на пяти языках: французском, бретонском, гасконском, провансальском и немецком (в Эльзасе). Так разве французы не этнос? Культура А.С. Пушкина была иной, чем у Арины Родионовны. Но село Михайловское не химера. А само название у византийцев – ромеи – и румын, совпадало с этнонимом – romani (римляне). Названия часто вводят в заблуждение.
Выход из противоречия, которого нельзя не заметить, Ю.В. Бромлей видит в стабильности этноса. Но в качестве его “стабилизатора” предлагает не сигнальную наследственность, а “замкнутость круга брачных связей” (с. 17). Итак, упрекая оппонента в “биологизме”, что несправедливо, Ю.В. Бромлей противопоставляет ему “эротизм”, с чем вряд ли можно согласиться.
Еще более изумляет отрицание Ю.В. Бромлеем закона сохранения энергии, хотя он считает этнос системой. Ведь ясно, что при возникновении новой системы затрата энергии необходима, а расходование ее по течению времени неизбежно. Следовательно, есть этносы, еще не растратившие первоначального запаса этой энергии, т.е. более пассионарные, и этносы, растратившие ее. Достаточно сравнить римлян, победивших Ганнибала, с их потомками, сдавшими Рим Алариху и Гензериху. И вся история свидетельствует о том же. На организационном уровне этот процесс называется старением, на молекулярном, в термодинамике – рассеиванием (диссипацией) энергии. Почему надо считать знание физики на школьном уровне – “чудовищным тезисом”? (с. 18).
Спор в науке, конечно, нужен, но при соблюдении научной корректности и трех нижеприведенных правил: 1. Не следует искажать мысли оппонента. 2. Термины надо применять в принятом значении. 3. Игнорируя законы природы, надлежит это мотивировать по возможности веско.
Что же касается собственных позитивных высказываний Ю.В. Бромлея (с. 19 и сл.), то я воздержусь от суждений, следуя изречению, приведенному Оскаром Уайльдом, который, будучи в турне по Америке и остановившись в ковбойском поселке, прочел в трактире такой плакат: “Не стреляйте в пианиста, он играет как может”. О. Уайльд счел эту сентенцию высшим проявлением уважения к свободе творчества.
* * *
А ведь проблема этнических контактов может быть решена, если поставить вопрос корректно. Основа любого исследования – классификация. Для нашей цели достаточно ввести три параметра: соседство, комплиментарность и таксономическую иерархию. При соседстве возможны четыре варианта. 1) Сосуществование двух и более этносов в разных экологических нишах, например негры банту и пигмеи в тропической Африке. Только пигмеи могут ориентироваться в лесной чаще, почему они и служат неграм проводниками. Негры же прекрасные кузнецы и снабжают пигмеев ножами и железными котлами. Это симбиоз. 2) Поглощение одного этноса другим – ассимиляция – возможно при неравенстве энергетических, т.е. пассионарных уровней. Слабый этнос теряет свою культуру, но спасает жизнь в лоне чужого этноса. 3) Сосуществование двух и более этносов с равной пассионарностью в одной экологической нише – химера. Разумеется, в этом случае метисация противопоказана, ибо если этносы сольются, то и проблема контакта исчезнет – останется один этнос. Отдельные браки между компонентами этнической химеры не имеют значения, ибо метисы примыкают либо к отцовскому, либо к материнскому этносу.
Многих читателей пугает сам термин – “химера”. Им чудится в нем что-то страшное и нехорошее. Но, во-первых, этот термин принят в зоологии: система паразит – паразитоноситель именуется в учебниках “химерой”. Во-вторых, в естествознании нет деления на плохое и хорошее. Попытки людей XIX в. исправить природу путем истребления видов, представлявшихся вредными, привели к оскудению ландшафтов и экологическому кризису. В-третьих, этнические химеры часто бывают спасительными для многих людей. Так, в султанской Турции спокойно жили армяне, греки и курды. Только в XIX в. начались жестокие расправы над греками и болгарами, вызвавшие вмешательство европейских держав, а в XX в. – над армянами. Младотурки, обучавшиеся в Париже, пролили кровь невинных людей, предки которых 400 лет спокойно жили в “химерной” Высокой Порте. Очевидно, что судьбы жертв и преступников связаны не с формами этнических контактов, тем более, что в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.) эллины и азиаты мирно уживались друг с другом в царствах Птолемеев и Селевкидов.
Но, с другой стороны, слишком тесный контакт хуннов с китайцами в IV-V вв. вызвал такую резню, что в долине Хуанхэ погибло около 80% людей +5. Но и это не правило, ибо возможен четвертый вариант этногенеза – творческое слияние, когда рядом с предшествовавшими этносами возникает новый полноценный этнос, непохожий на обоих предков. Это подлинный этногенез, но возможен он редко, только при высокой концентрации пассионарности, обусловливающей смену стереотипа поведения. Но и этого недостаточно.
Второй параметр – комплиментарность (положительная и отрицательная), определяет характер отношений с соседями. Л.Н. Толстой описал вражду и взаимное уважение терских казаков и чеченцев. Вражда связывала эти два этноса в одну систему, не оставляя места равнодушию, которое действует на этносы разрушительно, ибо оно знаменует утрату пассионарности, а без энергии “двигатель” работать не может +6.
Третий параметр – этническая таксономия, описывает уровни этносферы. 1) Популяционный – суперэтносы, например, “античный мир” (греко-римский), “мусульманский мир” (арабо-персо-тюркский), “христианский мир” (романо-германский в Средневековье, без греков, русских и ирландцев), ныне именуемый “цивилизованным”, и “российский”, ныне “советский народ”, ибо он включает в свой состав много этносов и субэтносов, а также многие другие суперэтносы на Дальнем Востоке и в доколумбовой Америке. Этносы – системы, обладающие оригинальным стереотипом поведения и внутренней структурой, а субэтносы – подсистемы этноса (например, бретонцы и баски во Франции). 2) Организменный уровень – семья, персона человека и его физиологическая структура как потенциал его возможностей. 3) Суборганизменный включает клеточный, молекулярный и атомный уровни.
Только популяционный уровень находится в компетенции этнографии. Организменный уровень изучает медицина и антропология, а самые нижние уровни – микробиология, химия и физика. Следовательно, приведенный Ю.В. Бромлеем пример: метисация эстонца с татаркой в Москве, методически неправомерен. Потомок такого брака будет просто москвичом, не унаследовав традиций ни западноевропейского, ни мусульманского суперэтноса. Ю.В. Бромлей пытается рассматривать этнический контакт не на популяционном, а на клеточном уровне, т. е. с точки зрения сперматозоида, а последний, как известно, не имеет этнической принадлежности.
Несхожесть уровней реальна и очевидна. Например, кислород и водород при комнатной температуре – газы, а вместе, т. е. на уровень выше, – вода. Вода, запачканная углем, – это просто грязь, а на уровень выше – живое вещество. Скопление одноклеточных – не человек; хотя он состоит из клеток, но является системой на уровень выше. Так же этнос – не сумма людей, а сложная системная целостность, менее устойчивая, нежели этнокультурная целостность – суперэтнос, выше которой уже вид Homo Sapiens. Взаимодействие систем каждого уровня имеет свою специфику. Это касается и затронутой темы.
Ю.В. Бромлей как пример “небиологичности” этноса приводит случаи удочерения французским этнографом брошенной в лесу двухлетней девочки из племени гуайналов, которое он называет “отсталым” (от кого?). Девочка усвоила европейские языки и работает этнографом.
Так это типичный пример реадаптации, которая свойственна многим животным, значит, биологической стихии в человеке. Кто же из нас биологизатор?
Хуже другое – применение термина “отсталый”. Неужели Ю.В. Бромлей думает, что гуайналы замедлили “сделаться французами”: вот постараются и станут ими. А что если у них иной путь адаптации в своем ландшафте? Да так оно и есть, ибо этногенез – не затянувшийся спринт. Нет, надо уважать самобытность малых этносов.
Но еще хуже третье – подмена популяционного уровня организменным. Если этнос – система, то его членов характеризуют системные связи, а не цвет кожи и толщина волос. Девочка утратила системные связи с гуайналами и обрела их с французами, что прошло безболезненно из-за ее возраста. Пример Ю.В. Бромлея не работает.
Итак, на суперэтническом уровне слияние этносов даст при положительной комплиментарности симбиоз, при отрицательной – химеру, при слабом пассионарном напряжении одной системы – ассимиляцию, при сильном у обеих систем – вспышку этногенеза – возникновение нового этноса, которому предстоит пройти весь тернистый путь от подъема до упадка и превращения в реликт. Такова диалектика этногенеза.
Наконец, связь этногенных процессов, идущих на популяционном уровне, установлена В.И. Вернадским как первый биохимический принцип, который гласит: “биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество, взятое в целом, таким образом, является источником действующей свободной энергии, может производить работу” +7.
Исследуя этническую историю как процесс, я обнаружил ареалы этнических системообразований именно путем фиксации дат, где активность людей заметно повышена, т.е. пассионарность начинает интенсивно расти, после чего она медленно спадает до гомеостаза. Это феномен не только биологический, а физико-химический, т.е. относится к планетарным закономерностям. Этногенез является частным случаем диалектики природы. Этот тезис я готов отстаивать “от Сорбонны включительно до костра исключительно” (Рабле).
Примечания
+1. “Вопросы философии”, 1989, № 5, с. 157-161.
+2. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе. // “Вопросы философии”, 1988, № 7.
+3. См.: Иванов К.П. Взгляды на этнографию, или есть ли в советской науке два учения об этносе? // Известия ВГО. Т. 112, вып. 3,1985, с. 232-239.
+4. Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем. – В кн.: “Исследования по общей теории систем”. М, 1969, с. 12.
+5. См.: Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. М, 1974, с. 229.
+6. Энергия, эффектом которой является пассионарность, описана В.И. Вернадским и названа “биохимической энергией живого вещества биосферы” (Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М, 1965, с. 267).
+7. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М, 1965, с. 267
|