Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Уральские казаки
Забайкальское КазачествоСтатья об уральских казаках, в том числе и о ссыльных уральцах-старообрядцах. История, традиции, быт...
Прислано Алексеем Тутовым (Бабай)

Уральские казаки

Ура́льские казаки́ (ура́льцы) или ура́льское каза́чье во́йско (до 1775 и в 1917 — яицкое казачье войско) — древнейшая группа казаков в Российской Империи. Размещались на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-восточная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик). Центр — Уральск (до 1775 назывался Яицкий городок).

История
Вольные общины яицких казаков образовались в конце 15 века на реке Яик. Как и все возникшие позднее группы казаков, яицкие казаки формировались из состава беглых крестьян. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины.

Со второй половины 16 века царское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 17 веке выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой правительства, которое стремилось подчинить себе яицких казаков. В 1718 правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили назначенного атамана выборным. В 1723 волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения яицких казаков происходили также в 1738 и 1748. В 1748 была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие яицких казаков в Крестьянской войне 1773—75, после подавления которой в 1775 Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско и утратило остатки автономии.

Во главе уральского казачества были поставлены наказной атаман и войсковое управление. С 1782 оно управлялось то астраханским, то оренбургским генерал-губернатором. В 1868 было введено новое «Временное положение», по которому Уральское казачье войско было подчинено генерал-губернатору (он же наказный атаман) вновь образованной Уральской области. Территория Уральского казачьего войска составляла 7,06 млн. га и делилась на 3 отдела (Уральский, Лбищенский и Гурьевский) с населением (1916) 290 тысяч человек, в том числе казачьего — 166,4 тысяч человек в 480 населённых пунктах, объединённых в 30 станиц. 42 % казаков были старообрядцами, небольшая часть состояла из калмыков, татар и башкир. В 1908 к Уральскому казачьему войску были присоединены илецкие казаки. Средний надел на семью составлял 22 га. Значительная часть земель из-за непригодности и отдалённости не использовалась. В отличие от других казачьих войск, в Уральском казачьем войске не был выделен войсковой запас, то есть запасной земельный фонд, а войсковой капитал был общим без выделения станичных капиталов. Войско имело удлинённый срок службы (с 19 лет до 41 года). В мирное время выставляло 3 конных полка (16 сотен), сотню в лейб-гвардии Сводно-казачий полк и 2 команды (всего 2973 человек).

Уральское казачье войско участвовало почти во всех войнах, которые вела Россия. Во время 1-й мировой войны выставило 9 конных полков (50 сотен), артиллерийскую батарею, гвардейскую сотню, 9 особых и запасных сотен, 2 команды (всего на 1917 свыше 13 тысяч человек). После Октябрьской революции 1917 уральские казаки во главе с атаманом В. С. Толстовым выступили на стороне белогвардейцев. В 1920 Уральское казачье войско ликвидировано, но большая часть войска эмигрировала.В 30-х годах много казаков подверглось большевистским репрессиям.

В настоящее время несколько общественных организаций пытаются возродить обычаи Уральского казачества, но встречают жесткое противодействие со стороны националистически настроенной местной казахской администрации.

Ссыльные уральские казаки
Наиболее полно культура, обрядность и говор уральских казаков сохранились не на их исторической родине, а в Каракалпакии, куда они были частично высланы в 19 веке. Причина этого - изолированность от русского народа и строго соблюдаемая ссыльными старообрядческая традиция, не допускающая смешения с иноверцами.
Причинами высылки уральцев стали неповиновение новому "Положению о воинской службе, общественном и хозяйственном управлении Уральским казачьим войском" и мятеж в 1874 уральских казаков-старообрядцев Уральского казачьего войска. Высылка проходила в два этапа. В 1875 году - переселение уральских казаков-старообрядцев, а в 1877 году - семей ссыльных уральцев.Ныне уральцы-старообрядцы Каракалпакстана представляют отдельную этно-конфессиональную группу (субэтнос), которая обладает:
·    Этническим самосознанием (считает себя отдельным народом);
·    Самоназванием - уральские казаки или уральцы (данное самоназвание сохранилось, несмотря на указание в официальных документах и паспортах в графе национальность - русские);
·    Определенной территорией расселения и компактностью;
 
·    Конфессиональной особенностью - старообрядчество;
·    Особенностью диалекта;
·    Спецификой традиционной культуры (хозяйства, жилища, одежды, пищи, семейно-бытовой, календарной и религиозной обрядностью).

Уральцы или русские старообрядцы 
Время переселения на территорию Каракалпакии из России с реки Урал - последняя четверть XIX века (1875 г.). Высылка проходила в два этапа. В 1875 году - переселение уральских казаков-старообрядцев, а в 1877 году - семей ссыльных уральцев. Причины высылки: неповиновение новому "Положению о воинской службе, общественном и хозяйственном управлении Уральским казачьим войском" и мятеж в 1874 г. уральских казаков-старообрядцев Уральского казачьего войска.

Расселение и поселения в конце XIX-начале XX веков.
1. Поселок "Первоначальное" (с 1875 г.) близ Петро-Александровска (г. Турткуль) (конец XIX в.).
2. Уральская слобода в г. Петро-Александровске (г. Турткуль) (конец XIX в.).
3. Уральский поселок в селении Нукус (конец XIX в.).
4. Поселок Заир Талдыкской волости Амударьинского уезда Сырдарьинской области (нач. ХХ века).
5. Поселок Ак Дарья (начало ХХ в.).
6. Поселок Кызылжар (начало ХХ в.).
7. Поселок Казах Дарья (начало ХХ в.).
8. Промыслы Учсай, Урга, Порлытау и другие.
9. Муйнак (начало ХХ в.).
10. Кунград (начало ХХ в.).

Современное расселение уральцев-старообрядцев Каракалпакстана:
1. Турткуль.
2. Бируни.
3. Нукус и поселок Пристань.
4. Ходжейли и поселок Водник (Пристань).
5. Кунград.
6. Муйнак.

Этническая характеристика.
Уральцы-старообрядцы Каракалпакстана представляют отдельную этно-конфессиональную группу (субэтнос), которая обладает:
· Этническим самосознанием (считает себя отдельным народом);
· Самоназванием - уральские казаки (данное самоназвание сохранилось, несмотря на указание в официальных документах и паспортах в графе национальность - русские);
· Определенной территорией расселения и компактностью;
· Конфессиональной особенностью - старообрядчество;
· Особенностью диалекта;
· Спецификой традиционной культуры (хозяйства, жилища, одежды, пищи, семейно-бытовой, календарной и религиозной обрядностью).

Основа хозяйственной деятельности уральцев на территории Каракалпакстана в конце XIX-начале ХХ вв.:
· Рыболовство, земледелие, домашнее животноводство (крупный рогатый скот), охота;
· Ремесла - кожевенное (чеботари), плотницкое, печники, кузнечное;
· Промыслы - перевоз грузов по Амударье (каюковождение, каюк - лодка особой конструкции - автор), заготовка камыша, торговля, вязание сетей и других рыболовецких снастей, плетение из шия и камыша различный изделий.

Характеристика уральцев как конфессиональной группы.
Уральцы Каракалпакии относятся к старообрядческому вероисповеданию. В конце XIX-начале ХХ вв. они подразделялись на несколько вероисповедальческих течений. В настоящее время современные уральцы-старообрядцы объединены в одно течение - "беспоповцев", т.е. не приемлют священничество.
Они объединены в религиозные общины вокруг молельного дома - "Собора".

Службы и религиозные обряды проводит выборный настоятель "Дедушка". Это консервативная и закрытая для посторонних конфессиональная группа старообрядцев.

Калбанова Е. (кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан, 742001, г. Нукус, ул. Амира Тимура, 179 А.). В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему:
Традиции в современном быту уральцев Каракалпакстана
Уральцы Каракалпакстана представляют собой этноконфессиональную дисперсную группу. Данный субэтнос выделился из группы русского народа - уральских казаков Уральского казачьего войска.

Началом формирования
дисперсной группы уральцев Каракалпакстана послужила насильственная ссылка части уральских казаков (1875г.) и расселение их на территории Средней Азии, в частности, в низовьях Амударьи. Насильственный характер миграционных процессов, положение ссыльных поселенцев, обособление от окружающего населения на начальном этапе, а также этнические (выделение из этнической группы уральских казаков), социальные (казачество) и конфессиональные (старообрядчество) факторы повлияли на своеобразие и оформление уральцев (самоназвание - уральские казаки) в отдельный субэтнос.
 
До настоящего времени уральцы, живущие на территории Каракалпакии, сохранили этническую специфику и своеобразие, которые проявляются в стойком бытовании самоназвания уральские казаки, этническом самоназвании - осознание себя отдельным народом, особенностью диалекта, сохранностью традиций в быту, одежде, пище, семейно-бытовой и религиозно-календарной обрядности.

На территории Каракалпакии уральцы образовали поселения, которые отличались компактностью, и формировались, главным образом, по этническим признакам, кровнородственным и конфессиональным связям, географическим и природно-ландшафтным условиям. В настоящее время такого типа поселения сохранились в Нукусе - поселок Пристань, Ходжейли - поселок Водник (Пристань), Кунграде - старый город, Муйнаке, Бируни, Турткуле. Уральцы этих населенных пунктов сохранили некоторые черты традиционного быта и культуры до наших дней. Отличительная особенность всех поселений уральцев - компактность и неповторимый внешний вид. Красноречивым примером является старая часть современного поселка Пристань в Нукусе (бывшие Новый и Рыбачий поселки). Усадьбы и дома здесь располагаются вдоль бывшего канала, плотно примыкая друг к другу, они похожи на "глинобитные крепости". Дело в том, что для усадеб характерен полузакрытый тип двора, при котором все надворные постройки плотно примыкают друг к другу, образуя сплошную стену с трех сторон, а с фасада располагают ворота и калитку.

Традиционным жилищем уральцев до настоящего времени является глинобитный дом с двускатной камышовой крышей "мазанка", который еще бытует в старых частях расселений уральцев. В таких домах сохранилась традиционная ориентировка (юг, юго-восток), расположение и внутреннее деление пространства, убранство.

Основной отличительной особенностью в традиционном жилище уральцев является бревно - основа двускатной крыши. Все дома обделаны в большинстве случаев традиционным способом, который называется "гармалить" (мазать-автор). Два раза в год - весной перед Пасхой и осенью до Покрова - уральцы "гармалят" смесью глины с соломой "саманом" и белят свои "избы". В диалекте уральцев сохранилось и бытует название изба для определения дома и основной комнаты (кухни, передней, гостиной, зала).

Главное место в жилище и быту занимает русская (варистая) печь, которая широко бытует и в настоящее время в связи с ее определенным местом и ролью в семейно-бытовой обрядности, являясь необходимым условием в приготовлении ритуальной (чаще всего поминальной) пищи. Бытуют два вида печи: русская варистая и полу русская печь с плитой. Их прямое назначение в современном быту - приготовление ритуальной пищи. Печь в традиционном жилище уральцев служит основным ориентиром в делении внутреннего пространства. Она делит избу (относительно входа) на две стороны: левую - хозяйственную или женскую; правую - жилую или мужскую.

По диагонали от печи располагается передний угол с иконами - божница (слева от входа). Угол с иконами самое почетное место в доме, он связан с семейно-бытовой и религиозной обрядностью, служит главным ценностным ориентиром. В божницах, на небольших полочках располагаются иконы, металлические складни, распятия, молитвенные книги, свечи, представляя собой домашний иконостас. Прежде чем войти в избу и приветствовать хозяев, гость должен, перешагнув через порог с крестным знамением, совершить молитву, повернувшись к иконам. Но если в доме нет икон, что очень редко бывает в доме уральцев, то вошедший совершает крестное знамение на восток. Категорически запрещается курить в избе, так как табак один из запретных продуктов по старообрядческой вере, как, впрочем, чай и чеснок.

В домах уральцев, особенно старожилов, еще можно встретить традиционное убранство и утварь, самодельную деревянную мебель - столы, лавки, табуретки, навесные полки, кровати, сундуки, ящики для продуктов "чувалы". В домашнем обиходе старожилов все еще бытует деревянная посуда и различная утварь: ложки, крынки кадушки, корыта, которые были необходимым условием на поминальном столе, что связано с конфессиональным запретом на металлическую посуду.
Ярко и самобытно по сегодняшний день сохранились традиции, связанные с пищевым рационом уральцев. Большая сохранность традиционных блюд у уральцев объясняется, прежде всего, символическим значением некоторых компонентов пищи в семейно-бытовой и календарной обрядности. Специфика хозяйства и природно-географические условия Каракалпакстана определили этническую модель питания, в которой все пищевые продукты распределялись по степени ценностной значимости. В настоящее время эта система пищевого рациона сохранилась в ритуальной сфере, как важнейший символический компонент семейно-бытовой обрядности. Основное место в пищевом рационе занимают зерновые культуры, которые имеют устойчивую семантику плодородия и благополучия. Продукты из зерновых культур составляют основу модели питания уральцев в будни и праздники. Традиционными блюдами на будничном столе являются хлеб и хлебные изделия: лепешки, блины, пироги, каравайцы, ватрушки, валушки, булки и др. Из мучных блюд преобладают галушки, рванцы, вареники, джурыма. Обычны на столе каши: постные "сладкие", молочные, мясные и рыбные.
Ритуальное значение хлеба и хлебных изделий бытует в свадебной, поминальной и календарной обрядностях в связи с их символическим значением. На свадьбе молодых (жениха и невесту) родители жениха встречают с караваем, а на столе должны присутствовать сладкие каравайцы. Свадебный каравай "Девичья красота" играет символическую роль, занимая особое место в сложных обрядовых действиях и символизируя девственность невесты. Строго придерживаются уральцы вековых традиций в поминальном обряде, - все блюда готовит "не мирская", соблюдающая обряды, женщина. На поминальном столе у уральцев обязательно должны быть пироги с рыбой, каравайцы (сладкие пироги с урюком), блины, каши и кисель.

У многих старожилов уральцев сохранилась традиционная одежда, которая подразделяется на будничную, праздничную и ритуальную. Традиционная одежда является важным условием молитвенного, поминального, крестного ритуалов и в настоящее время. Женщины уралки носят длинный сарафан с рубахой. У пожилых женщин сохранились старинные круглые сарафаны с галунцами (нарядная отделка) и затейливыми металлическими пуговицами. Такие сарафаны хранятся как реликвия, передаются из поколения в поколение - от матери к дочери, и одевают их только в самые значительные религиозные праздники - Рождество и Пасху. Широко распространен сегодня косоклинный тип сарафана, который носят как в будни, так и в праздники. В мужской одежде уральцев бытует традиционного покроя рубаха и азям.

Как же можно объяснить нетронутость временем и сохранность в Каракалпакстане островка своеобразной, традиционной культуры уральских казаков до наших дней? Каким образом выходцам из России, с берегов Урала удалось пронести сквозь столетие и не потерять свою самобытность, не смешаться с коренным населением и не раствориться, как не раз случалось в мировой истории переселения народов? Основная причина - стойкое бытование старообрядческого вероисповедания среди уральцев, их этническая специфика. Затем, возможно, некоторая обособленность, особенно на начальном этапе, от других народов, которая объясняется тем, что уральские казаки были насильственно высланы из России. Эти факты сыграли определяющую роль в сохранении уникальной, традиционной культуры уральцев-старообрядцев на берегах Арала и Амударьи, утраченной в самой России.

8 ноября 2001 года в Государственном музее искусств имени И.В.Савицкого состоялось открытие фотовыставки " С берегов Урала к берегам Арала" - уникальный островок культуры русских переселенцев - уральских казаков - в Каракалпакстане". Экспозиция была организована кандидатами исторических наук Калбановой Е. И Алейниковой Э. при финансовой поддержке Института Открытое Общество Фонд Содействия (Фонд Сороса). В этот день представители уральской диаспоры в национальных нарядах, журналисты, интеллигенция и общественность собрались в музее, чтобы вместе посмотреть уникальные фотоснимки, объединенные культурой и бытом уральских казаков.

"Организаторам фотовыставки удалось воссоздать национальный колорит. Женщины-уралки в ярких народных костюмах, девочки с традиционным хлебом-солью, встречающие гостей, песни, звучащие под аккомпанемент гармони - все это переносило в ту жизнь, которая протекала много лет назад на берегах Урала" (газета "Вести Каракалпакстана", 20 ноября 2001 г.). Сами уральцы, впервые представлявшие свою культуру и традиции перед общественностью, признаются: "Впервые мы почувствовали, что наша жизнь, культура интересны людям. Никогда ранее не испытывали подобного
 

       

Разместил: Седой | Дата: 31.08.2006
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 4.83Всего голосов:6

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2009-07-30 19:21:44 - Список самарских отставных дворян и казаков
2008-10-01 22:31:09 - Образ казачества в литературе и исскустве
2007-12-24 14:30:00 - Русские в Китае
2007-09-27 12:04:20 - Начало и конец русского Трехречья
2007-08-25 05:00:00 - Приоткрой свою тайну, Улятуй
2007-08-22 08:51:23 - Хронология забайкальского казачества
2007-07-15 09:49:17 - Читинское военное училище
2007-07-09 11:11:40 - Форма казачьих частей Вермахта
2007-05-19 19:38:13 - Станица Улятуевская
2007-04-11 17:15:19 - Возрождение казачества: от ролевой игры к государственной функции
2010-04-05 11:41:36 - Теплый город под высоким небом.
2009-09-12 12:32:50 - ''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
2009-09-04 22:42:52 - Взятие Ташкента
2009-05-20 22:08:08 - Недостающее звено в эволюции, или очередная
2009-03-22 13:51:23 - Уральцы и аральцы
2009-03-22 13:44:34 - Уральцы и аральцы
2009-03-14 00:32:21 - Российский форпост на ''Крыше мира''.
2009-01-16 20:31:49 - СКП подтвердил, что на Урале были найдены останки членов царской семьи
2008-12-05 14:05:10 - Николая II идентифицировали
2008-08-14 22:52:04 - Почему Петр Первый отправился учиться к голландцам?
2008-01-21 14:48:00 - Турова Е., "Мир таинственный, мир мой древний..."
2007-06-06 21:59:04 - На всемирный форум старообрядцев в Бурятии собралось более 3 000 гостей
2007-05-01 22:56:41 - Праздник на Рогожском: уральский взгляд
2007-04-21 14:31:12 - Виртуальное путешествие по Рогожскому поселку
2007-04-19 16:33:09 - Старообрядческое наследство: «Свято место – пусто»
2007-04-19 15:56:21 - Рогожская ярмарка
2007-04-13 21:49:57 - Семейские в с. Хасурта живут как 100 лет назад
2007-04-12 11:14:24 - Казаки-староверы в произведениях литературы
2007-01-23 23:36:48 - Встреча с министром культуры РФ
2007-01-22 23:07:07 - Путь к Богу – через Бородино
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


Фотогалерея
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
17.05 - Международный день электросвязи
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.057 сек. и 20 запросов к базе данных за 0.040 сек.