Стать прислана Зоригтбаатаром
Монголы и Казахи
являются самостоятельными
этнополитическими и
историко-географическими
субъектами.
Почему
искажается историческая правда?
(методологический
аспект проблемы)
В последнее время в отечественной исторической
литературе ярко проявились две различные тенденции. Смысл одной из них
выражается в отрицании присутствия тюркоязычного
фактора на территории Средней Азии и Казахстана до VI н.э. Выразители этой
тенденции напрочь отказывают возможные этногенетические связи сакских родов с поздними тюркскими кочевыми народами,
древних усуней с поздними уйсынами-казахами, относят древних канглы (канцзюй) к
кругу ираноязычных племен, найманов, кереитов,
жалайров и кунгратов к кругу монголоязычных племен. В их представлениях казахи
возникли не понятно откуда, из какого-то вольного конгломерата и т.д.
Болезненное восприятие подобных представлений национальной истории стало
причиной появления другой крайней тенденции, связывающей все имеющееся с
собственными национальными корнями. Правомерность этих тенденций вызывает
большие возражения и не способствует правильному пониманию исторических реалий
того сложного времени.
Отметим коротко некоторые моменты
противоречащие предложенной трактовке событий, связанных с жизнью и
деятельностью Чингисхана.
1. Казахи и монголы являются самостоятельными
этнополитическими и историко-географическими субъектами. Процесс формирования
казахов в нацию происходил в географическом пространстве от Алтая до Атырау, от западной Сибири по Семиречью (Жетісу). А исконной территорией монголов является Центрально-Монгольское трехречье –
«Гурван гол»: Хэрлэн, Онон и Туула. Каждый из них имеет
собственную историю и собственных вождей. Когда, например, при родоначальнике
от XI колена Чингисхана Бодончара (Х в.) Монголы живя
в шалашах, занимались одним «звероловством и рыболовством», то в это время на
территории Казахстана государство Караханидов со
столицей Баласагун и Кашгари
овладело территорией до Бухары и Маверанахра и его
ученые сочиняли такие шедевры культуры как «Диуан л??ат-ат т?рк»
и «Кудадгу Билик». А в
далеком времени до рождения Тэмужина в полиэтническом пространстве Евразии восторжествовало «Кипчакское ханство». Таким образом, казахи и монголы самостоятельные творения истории. Следовательно, их
корни в отдельности нужно искать в их собственном этногеографическом
пространстве.
2. Многие наши авторы, считающие Чингисхана
«казахом» опираются на мифическо-генеалогическую
легенду о тюрко-огузском происхождении его предков. Да, тюркские народы
оставили глубокие корни культуры на земле монголов. На данной территории со II
по X век н.э. были образованы семь раннефеодальных государств: От Хуннов до
Кидан. Хотя эти государства состояли из трех этнических групп: тюрков, тунгусов
и монголо-киданов, весь культурно-исторический
процесс до создания Чингисханом Монгольского государства прошел под подавляющим
культурно-политическим влиянием народов тюркского происхождения.
Чингисхан стоял не у истоков тюркского фактора
на Монгольском хребте, а у его завершения. В результате образования единого
монгольского государства, охватившего всю великую степь, а затем и переселения
последних тюркских племен на запад на свои вновь приобретенные кочевья, давняя
традиция преобладания тюрков здесь на Монгольском хребте была прервана. Этот
промежуток времени от IV до начала XVII вв., т.е. от тюрко-уйгурской эпохи до
начала буддийского ренессанса в Монголии Б.Я. Владимирцов, В.Л. Котвич назвали «темным периодом для Монголии». Но, несмотря
на всякие реформации языка и культуры монголов до сегодняшнего дня в словарном
запасе современного монгольского языка имеются около 3000 слов с
древнетюркскими корнями. Язык это не единственный, а один из этноформирующих факторов, динамично развивающийся в
результате взаимопроникновения. Поэтому семантическое (смысловое) сходство
отдельных слов не может служить определением этноисторической
характеристики нации и народов.
3. Возведение родословной «Хият
– боржигинов» из которых происходил
Чингисхан имеет давнюю традицию, об этом писали аль Насир,
Рашид-ад-дин, Абулгази, Кадыргали и др. Нельзя забывать Хият-боржигины
не есть все монголы, так же как казахи не есть весь тюркский мир. В «
Сокровенное Сказание Монголов / Монголын Нууц Товчоо / » перечисляется
название более сорока родов. Более тридцати из них монгольские роды. Среди
современных монголов 456 родовых ответвлений берут свое начало от этих родов.
Одним из них является и Хият-борджигины. И какой же
хоть немного исторически грамотный казах поверит в то, что он оказывается произошел от Хият-борджигинов.
Ведь те кияты, которые встречаются среди современных
казахов, узбеков, кыргызов, крымцев,
ногайцев, башкир есть лишь потомки тех киятов части
которых были расформированы по всей территории Монгольской империи в ходе
монгольских завоеваний, остались на вновь завоеванных землях и вошли как
отдельные фамильные названия сохранившие свое имя – Хияты.
4. После образования в 1189 г. единого
монгольского государства – Хамаг Монгол Улса во Главе Хабулханом, он же
дед Чингисхана, кочевые племена Монголии разделились на
монгольские и тюркские. Между 1179 и 1206 гг. под командованием Чингисхана
монголы провели более тридцати битв, почти все они были между объединениями
монгольских и тюркских родов. За эти более четверти века войска Чингисхана
провели три битвы с татарами, пять – с меркитами,
четыре – с найманами, две – с кереитами.
Младший брат Чингисхана Хасар напал на кунгиратов (конырат). Жамуха-сечен, соперник Чингисхана в борьбе за трон,
привлекал на свою сторону тюркские роды, как непримиримых соперников
объединения степи под властью монголов. Именно тюркские племенные объединения
татары, найманы, меркиты
считались проклятыми внешними врагами (жат) для
собственных монголов, в результате войны с монголами во главе с Чингисханом
вышеназванные племенные объединения оказались за пределами монгольского
государства.
5. Первый Курултай всех монголов, который
состоялся в 1206 г. на берегах реки Онон прошел под
преимущественным влиянием монголов-нирунов. Из
представителей-участников 31 племени, 23 из них были монголы. А из 88 заслуженных личностей, особо проявивших себя в борьбе за
государственность-72 были представителями из собственно монгольских
родов. Когда было объявлено о создании теперь уже Великого Монгольского государства
– Их Монгол Улс, объединившей все монгольские и
отдельные тюркские племена Великой Степи, во главе которой стал ее основатель
Чингисхан, руководитель ханской администрации Тататунга
зачитал указ кагана, высеченный на белом граните. Он гласил: «Мунх тэнгэрийн хучин дор Их Монгол Улсын далайн хааны
зарлигийг ил болгон иргэн дор хургэбэсу
биширтугэй, айтугай!», что
в переводе: «Предвечного бога силою пусть будет объявлен всему народу приказ
повеление наше Далай (Тэнгис)
хана Их Монгол Улса. Пусть поклоняются!». Вот так
словно младенца, нарекая именем, шепчут в уши его имя, было оглашено название
нового государства «Их Монгол Улс» (Великое
Монгольское государство). Это исторические реалии того времени были точно
зафиксированы и остались на страницах разноязычных хроник. Такое переделать уже
невозможно.
6. Чингисхан за 21 год своей (1206-1227г.) в
результате более 70 крупных сражений завоевал громадную территорию Евразии и
превысил в два раза империю А. Македонского, в семь раз – Наполеона. По
монгольским данным в их империю вошло пять держав, двенадцать небольших ханств
четырех сторон света. Образование единого монгольского государства, а затем и
создание огромной империи происходило далеко не легким и мирным путем. Силой и
кровью раздробленная Монголия стала единой и лишь после в результате не менее
кровопролитных, жестоких войн она встала во главе империи, ее центром. Хорошо
известна жестокостью и большим количеством человеческих жертв Отрарская катастрофа, но таких битв было более десятка и
крови в них было не меньше. И конечно же с этой точки
зрения мы должны говорить о монголах и их предводителе как о завоевателе чужих
земель. Об этом неоднократно говорилось и ранее. Однако здесь все же надо
учитывать два различных обстоятельства. Историческую роль Чингисхана, его
деятельность нельзя рассматривать в отрыве от его эпохи. Он в полной мере есть
«продукт», если так можно выразиться, своей эпохи, эпохи средневековья,
основанной на силе, жестокости и кровопролития. Не он сделал свое время таким,
а наоборот время потребовало такую личность как Чингисхан и поэтому вся его
деятельность есть во многом производная его эпохи. Погрязший в распрях и
междоусобицах свой народ он спас от самоистребления, объединив в едином и
централизованном государстве. Конечно же, как и в других случаях, в других
странах, в другие времена противники централизации жестоко истреблялись. Так
сложилось, что во главе этих процессов встал Чингисхан и
решения принимать пришлось ему, а вместе с ними и ответственность за них
через многие века. Деятельность его несла в себе и положительные и негативные
последствия, а значит и оценка его многогранной личности была
двуликой и противоречивой, порой она несла в себе лишь конъюнктуру времени.
7. Деятельность Монгольской империи во главе с
Чингисханом состоит не только из походов и разрушений. Завоевательная
первоначально роль Чингисхана уже при его первых приемниках преобразовалась в
стабилизирующий фактор политической жизни евразийских степей. Ее координирующей
силой была устранена изоляция евразийского континента, на более длительный срок
смолкли раздоры между родоплеменными союзами и княжествами. Владычество империи
стало школой возмужания. Образование в казахских степях Улса
Зучи-Кыпчак, а затем и обособление его левого крыла в
виде Ак-Орды имеет свою позитивную сторону в пользу
развития государственности Казахстана. С этого времени казахская степь, ставшая
составной частью громадной Монгольской империи, стала по существу главным
выразителем и продолжателем древних традиций кочевой государственности. Остов-шанырак новой евразийской державы – Улса Зучи-Кыпчак был поднят здесь
на территории казахских степей, здесь же на западе ее границ была основана
столица государства город Сарай.
Да, в результате завоевания к власти в стране
пришли Чингисиды. Но народ наш оставался тюркским – кайсакским (казахским – авт.) и государство тоже. Это и
обусловило тот факт, что не местные тюрки-кайсаки монголизировались, а пришедшие сюда потомки Чингисхана
стали неотделимой частью казахского народа, приняв его облик, язык, веру и
обычаи.
Потомки правителя Ак-Орды
и Золотой Орды / Алтан Орд Улс,
во Главе Батханом / Урус-хана
Керей и Жанибек, все
казахские ханы до последнего казахского хана Кенесары
Касымулы являлись потомками первенца Зучи – Орда-Ежена. Несмотря на
то, что дед их далекий Чингисхан был монголом, последующие поколения
представители правящей династии стали кровными казахами. Своей борьбой за
единство, целостность, независимость казахского народа они стяжали право по
достоинству править своим народом, а не по праву силы как их предок. Ими
восстанавливались, строились старые и новые города – Сарайчик, ворота в
казахские степи, Сарай, разрушенный Хромым Тимуром / Доглон
Тумур / в XIV в. цветущий город, Сауран,
Сыгнак, вновь обретшие статус крупнейших центров
городской культуры. Своей деятельностью они сохранили нацию, ее самостоятельную
государственность. Поэтому, прошлые обиды и месть на их отцов и дедов не должны
служить критерием оценки деятельности последующих казахских ханов. Для них
история сама требует прощения.
Роль потомков в казахской истории мы должны
искать не в «казахах Чингисхана», как пытаются сделать некоторые, а в глубинах
истории. Только тогда история будет сколько-нибудь правдивой, меньше лжи.
Справедливости ради отметим, спектры
деятельности монгольской империи столь масштабны, то и ее основатель Чингисхан
личность неординарная, поистине мирового масштаба. Поэтому региональные
эпизодические подходы к данной проблематике не приемлемы. Мы должны понять, что
данное явление требует не локально-фрагментарного решения, а рассмотрения во
всем его объеме, в единстве с их пространственно-временными характеристиками.